Кабала рынкаЕлена Дьякова, Газета.Ru, 10.09.2001 Спектаклем «Кабала святош» МХАТ в Камергерском открывает не только первый полностью табаковский сезон. «Кабала святош (Мольер)» с Олегом Табаковым, Комедиантом и Директором театра в центре действа, открывает и новую эпоху Художественного театра. С видом на холеный никель бесчисленных кафе в Камергерском и деятельную суету Тверской.В этом театре только что отстроена третья, Новая сцена с безупречными подмостками из палубного бруса, даром продвинутого балтийского фирмача-кораблестроителя. В нынешнем сентябре будут еще две премьеры (Евгений Каменькович ставит на Малой сцене «Ю» Оли Мухиной, Темур Чхеидзе на Основной «Антигону» Жана Ануя с Мариной Зудиной и Отаром Мегвинетухуцеси, в сценографии Георгия Алекси-Месхишвили). Потом ожидается возвращение на сцену «Чайки» с «групповым вводом» актеров (Аркадина Ирина Мирошниченко, Маша Евгения Добровольская, Треплев Евгений Миронов). На Новой сцене режиссер-дебютант, ученик П. Н. Фоменко, ставит «Старосветских помещиков». В репертуаре появятся пьесы Милорада Павича, Тома Стоппарда и 25-летних драматургов из Екатеринбурга и Краснодара. В этом МХАТе актеры переведены на контрактную систему. Все зарплаты повышены в два с половиной раза. Составлен генеральный план реконструкции сценической машинерии и мастерских. Во дворе театра планируется многоуровневый гараж для машин артистов. А поверх гаражей будет высажен Вишневый сад экологично и символично до предела. Все вышеперечисленное можно понять как прямой «Пролог в театре» именно к этому булгаковскому-мольеровскому спектаклю. Он начинается в довольно благополучном мире, где благодушно-ироническая реплика раззолоченного Мольера в первой сцене: «Надо! Платит партер тридцать су!» наполняется смыслом вполне актуальным и достойным. А хрип затравленного Мастера в финале: «Что еще я должен сделать, чтобы доказать, что я червь? Но, ваше величество, я писатель, я мыслю, знаете ли, и протестую…» и вся мучительная булгаковская тема тайной кабалы Священного Писания приобретает, скорее, исторические обертона. И это проведет четкую черту между новой «Кабалой святош» и легендарным спектаклем МХАТа 1987 года, где О. Н. Ефремов играл Мольера, И. М. Смоктуновский Людовика XIV, а О. П. Табаков слугу Бутона, лукавого закулисного мажордома-домового театра во флигеле Пале-Рояля. Та «Кабала святош» была полна еще булгаковской горечи. Казалось, что теперь табаковский МХАТ покажет спектакль-манифест о Театре с его шандалами, шарлатанами, буффонадами лекарей в клювокрылых венецианских масках, шепотом в гримерках, разрушительным тщеславием юных примадонн и мощным хохотом Мастера, демиурга этого мира. В реальности новая «Кабала святош» очень профессиональный, очень красивый, очень спокойный и очень ансамблевый спектакль. Он сделан высококультурными людьми, настолько высококультурными, будто сама святость стен МХАТа побуждает всех говорить в этих стенах вполголоса и держать себя корректно. Умерил свои диковатые блистательные причуды сценограф Хариков, создав на сцене весьма декоративный, но вполне соразмерный мир парижских кулис и Лувра XVII века с преувеличенными буфами на камзолах, с царством розовых, алых, лиловых и голубых перьев на фетровых шляпах, с золотым троном Короля-Солнца, со скорбным темно-зеленым одеянием верной спутницы Мольера Мадлены Бежар (Ольга Яковлева) и роскошным дезабилье рыжей Мариэтты Риваль (Наталья Бочкарева), вечно выскакивающей из гримерки в неподобном, но весьма притягательном виде… Сам Мастер, Комедиант, Вольнодумец и Директор Труппы, его скорбная Мадлена и юная, простодушно-хищная Арманда (Дарья Калмыкова, студентка Школы-студии МХАТ), грозный Парижский Архиепископ, глава Кабалы и прототип Тартюфа (Борис Плотников), юный прелюбодей и предатель Захария Муаррон (Никита Зверев, молодой артист «Табакерки») выбрали для себя сценическую интонацию галльской любезности. Той четкой, легкой, порхающей любезности, в которой эпитеты и междометия, комплименты, скорби и страхи идеально артикулированы. Но означают много меньше, чем в горьком и расхристанном русском тексте. Даже дуэлянт д'Орсиньи (Андрей Смоляков), вечно прибавляющий к речи словечко «Помолись!», произносит его не на тысячу ладов (как оно и у Булгакова написано), а всегда одинаково. Впрочем, если привыкнуть к этому речевому этикету, с ним легко. Но мы еще не привыкли. Поэтому аплодируем проходной для сюжета сцене королевской игры в карты, милому и отчаянному плутовству Маркиза-шулера (Игорь Верник), иронии Короля-Солнца (Андрей Ильин), шероховатой и очень живой рассудительности шута-правдоискателя по прозвищу Справедливый Сапожник (Владимир Кашпур). И начинаем действительно оживать, когда в третьем акте униженный и раздавленный, гибнущий Мольер Табакова отбрасывает галльскую легкость и директорскую корректность, превращаясь в Вольнодумца, в того самого бога, что живет в театре, согласно французской пословице, в распорядителя своего последнего закулисного карнавала. Свита Короля Комедии оживает с ним вместе. И лучше всего почему-то в русской мольериане опять звучит: «Что еще я должен сделать, чтобы доказать, что я червь? Но, ваше величество, я писатель, я мыслю, знаете ли, и протестую…» Потом белое облако кисеи и чудеса театральной машинерии уносят мертвого Мольера за облака. А к рампе выезжает и едет долго опустелый письменный стол Мастера с горящими свечами. Почему-то этот самоходный стол напоминает о самоигральном клавесине Шарлатана из первого действия. Но выглядит он декоративно. И потому становится достойным завершающим аккордом очень красивого, вполголоса сыгранного спектакля. Жаль только последних слов Лагранжа (Сергей Колесников), верного летописца мольеровской труппы, жаль последних слов булгаковской «Кабалы святош», не вошедших в новый спектакль: Что же явилось причиной этого? Что? Как записать? Причиной этого явилась ли немилость короля или черная Кабала?.. (Думает.) Причиной этого явилась судьба. Так я и запишу. (Пишет и угасает во тьме.) На пиру у старосветских помещиков, Алена Карась, Российская газета, 27.12.2001 Всего понемногу, Алиса Никольская, Ваш досуг, 10.12.2001 Дело было вечером, Культура, 6.12.2001 Выход из провинции, Григорий Заславский, Театральное дело Григория Заславского, 1.12.2001 Александр Семчев: «Я люблю кормить людей», Алексей Филиппов, Известия, 26.11.2001 Темур Чхеидзе: «Я еще не выяснил, умею ли ставить спектакли», Артур Соломонов, Газета, 13.11.2001 Для царей, Лариса Давтян, Новое время, 11.11.2001 Журналистка “МК” стала Лениным, Марина Райкина, Московский комсомолец, 10.11.2001 Егор Бероев: внук майора Вихря, Елена Фомина, ТВ Парк, 8.11.2001 Косметический ремонт, Нина Агишева, Московские новости, 6.11.2001 Титан и воробушек, Ольга Галахова, Ваш досуг, 5.11.2001 Правда и ложь трагедии, Елена Гинцберг, dellAPT, 1.11.2001 «Чайка» навсегда, Марина Мурзина, АиФ Москва, 31.10.2001 Чучело птицы?, Григорий Заславский, Российская газета, 31.10.2001 «Чайка» двадцать лет спустя, Ирина Корнеева, Время МН, 30.10.2001 Иногда они возвращаются, Глеб Ситковский, Вечерний клуб, 26.10.2001 Вячеслав Невинный о Владимире Кашпуре, 26.10.2001 Татьяна Лаврова о Владимире Кашпуре, 26.10.2001 Виктор Гвоздицкий о Владимире Кашпуре, 26.10.2001 Московский Художественный театр отмечает день рождения, NTV.ru, 26.10.2001 Чайку бы, Антон Красовский, Независимая газета, 25.10.2001 «Чайка» опять полетела, Роман Должанский, Коммерсант, 25.10.2001 Спектакль по расписанию, Глеб Ситковский, Вечерний клуб, 20.10.2001 Он вошел в смерть, как в роль, Надежда Келлер, Собеседник, 15.10.2001 Олег Табаков: На трудности не жалуюсь. Демократию отменил, Алла Боссарт, Новая Газета, 15.10.2001 Глазами клоуна, Ольга Егошина, Вёрсты, 9.10.2001 В Москве пройдет вечер памяти выдающегося русского актера Евгения Евстигнеева, приуроченный к его 75-летию, РИА Новости, 9.10.2001 Во МХАТе имени Чехова состоится вечер памяти Евгения Евстигнеева, NTV.ru, 9.10.2001 75 лет со дня рождения Евгения Евстигнеева, Yтро.ru, 9.10.2001 Приговоренные к жизни, Ирина Алпатова, Культура, 4.10.2001 Погиб поэт, невольник чести, Валентина Львова, Комсомольская правда, 3.10.2001 Оля Мухина и ее «Ю», Марина Мурзина, АиФ Москва, 3.10.2001 Зачем вы, девушки, идете в камикадзе?, Валентина Львова, Комсомольская правда, 2.10.2001 Фивы наших дней, Ирина Корнеева, Время МН, 2.10.2001 Драма идей, Григорий Заславский, Театральное дело Григория Заславского, 2.10.2001 Братская могила, Антон Красовский, Независимая газета, 2.10.2001 Да-да, нет-нет Оли Мухиной, Константин Александров, dellAPT, 1.10.2001 Могу лететь? - Лети!, Елена Гинцберг, dellAPT, 1.10.2001 Москва слезам не верит, Юрий Алесин, www.MoscowOut.ru, 1.10.2001 Когда разгуляется 2, Известия, 1.10.2001 От эдипова комплекса мы излечились, Елена Дьякова, Газета.Ru, 1.10.2001 Трагическая скука, Марина Давыдова, Время Новостей, 1.10.2001 Год Креона, Алексей Филиппов, Известия, 30.09.2001 Борьба за труп на сцене МХАТ, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 29.09.2001 Антигона за железным занавесом, Любовь Лебедина, Труд, 29.09.2001 Темур Чхеидзе: «Одной правды не бывает», Юлия Кантор, Известия, 28.09.2001 «Ю» Ольги Мухиной во МХАТе им. Чехова, Джон Фридман, “Moscow Times”, 27.09.2001 Чай, кофе, потанцуем, Антон Красовский, Независимая газета, 27.09.2001 Улеты во сне и наяву, Ирина Алпатова, Культура, 27.09.2001 Молодая кровь, Григорий Заславский, Русский журнал, 26.09.2001 Кама Гинкас о Владимире Кашпуре, 25.09.2001 А у нас в квартире газ, Марина Давыдова, Время Новостей, 25.09.2001 Интер(офф)вью 4: Олег Табаков, Русский Журнал, 25.09.2001 Разбиваются сердца под воздействием винца, Марина Райкина, Московский комсомолец, 25.09.2001 Из жизни шпрот, Алексей Филиппов, Известия, 24.09.2001 Интервью Олега Табакова, Эхо Москвы, 23.09.2001 Возвращение в кабалу, Ольга Егошина, Вёрсты, 22.09.2001 Осколки разбитого вдребезги, Елена Дьякова, Газета.Ru, 22.09.2001 Куда летим, командир?, Глеб Ситковский, Вечерний клуб, 21.09.2001 Время Ю, Ирина Корнеева, Время МН, 20.09.2001 Одной звезды я повторяю имя, Юрий Фридштейн, Литературная газета, 19.09.2001 Станислав Любшин: Моя судьба Чехов и Володин, Юлия Кантор, Известия, 16.09.2001 Мольер упал
У нас несчастье
, Наталья Казьмина, Труд, 15.09.2001 Мольеру не хватило места, Глеб Ситковский, Вечерний клуб, 14.09.2001 Обман зрения на премьере, Даль Орлов, Век, 14.09.2001 Влюбленный Мольер, Ольга Романцова, Вести.Ru, 14.09.2001 Я комедиант. Ничтожная роль?, Наталия Каминская, Культура, 13.09.2001 По третьему кругу, Екатерина Васенина, Независимая газета, 13.09.2001 Жил да был один Мольер по прозванью Табаков
, Валентина Львова, Комсомольская правда, 11.09.2001 Лучше только любовь, Ирина Корнеева, Время МН, 11.09.2001 Мольер по завещанию, Роман Должанский, Коммерсант, 11.09.2001 Некоролевские игры, Марина Давыдова, Время Новостей, 11.09.2001 Песнь о вещем Олеге, Екатерина Васенина, Независимая газета, 11.09.2001 Кабала во МХАТе, Ольга Галахова, Русский журнал, 11.09.2001 Кабала рынка, Елена Дьякова, Газета.Ru, 10.09.2001 Милорад Павич: Вы освободились на десять лет раньше нас, Юлия Кантор, Известия, 10.09.2001 Красота с двумя антрактами, Алексей Филиппов, Известия, 10.09.2001 МХАТ открыл сезон, Юлия Кантор, Известия, 9.09.2001 К нашим зрителям, Олег Табаков, 8.09.2001 Реставрация, Олег Зинцов, Известия, 2.09.2001 Адольф Шапиро: «Я только теперь понял, как тяжело Табакову», Марина Давыдова, Время новостей, 20.08.2001 Так победим. Без восклицательного знака, Анатолий Смелянский, Известия, 14.08.2001 Искусство разговора, 7.08.2001 Олег Табаков: Я отменил во МХАТе демократию, Андрей Ванденко, Комсомольская правда, 27.07.2001 Олег Табаков: Я объявил амнистию той коррупции, что была до меня, Алексей Филиппов, Известия, 8.07.2001 История российских династий. Савва Второй, Ятъ, 1.07.2001 Евгения Добровольская: Жизнь игра и наоборот, Телемир, 30.05.2001 И мы идем по кругу..., Анатолий Смелянский, Известия, 24.05.2001 «Михаил Булгаков. Чёрный снег» авторский цикл программ Анатолия Смелянского, телеканал «Культура», 15.05.2001 Чудеса нумерологии, Елена Ковальская, Ведомости, 19.04.2001 Вечера на хуторе близ Бродвея, Раиса Саенко, Вечерний клуб, 13.04.2001 Чертова дюжина приколов, Ирина Алпатова, Культура, 12.04.2001 Похождения мужского тела, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 11.04.2001 Счастливый номер Владимира Машкова, Алексей Филиппов, Известия, 10.04.2001 Аншлаг, аншлаг
, Елена Ямпольская, Новые известия, 10.04.2001 Номер 13, Елена Ковальская, Афиша, 10.04.2001 Номер удался, Марина Давыдова, Время новостей, 9.04.2001 Комедия в клеточку, Ирина Корнеева, Время МН, 7.04.2001 Александр Семчев: «Пиво пью редко», Виталий Сычевский, Семья, 1.03.2001 Владимир Машков: Я веду себя как законченный эгоист, Алексей Филиппов, Известия, 28.02.2001 Чайка по имени Женя, Нина Алексеева, Россия, 21.02.2001 Зазеркалье. Встреча третья: Олег Табаков, Зоя Богуславская, Ozon.ru, 1.02.2001 |