К нашим зрителям

Олег Табаков, 8.09.2001
В последние месяцы, особенно перед открытием нового сезона, меня беспрерывно спрашивают о новой программе МХАТ. Вот уж полночь, мол, близится, а у Табакова программы-то еще и не видно. Еще с юности, с современниковских времен не люблю слово «программа». Театр это живой организм, его программа не выдумывается и не высасывается из пальца. Лицо театра, его направление прорастает так же естественно, как прорастает зерно, как формируется творческий человек. Те, кто знают меня как театрального практика, актера и педагога, те, кто знакомы с тем, что я делал на нашей сцене, наверное, не станут спрашивать меня о программе. Как пел Булат Шалвович, как мы дышим, так и пишем. Так и играем, так и пьесы выбираем. Программа это не слова, а действия, и они обеспечиваются всем опытом прожитой театральной жизни. В Художественном театре я собираюсь продолжить то, чем занимаюсь всю свою жизнь. Настолько, насколько Бог даст сил и таланта. Настолько, насколько сложится команда людей, которые будут со мной работать. Настолько, насколько придет та публика, которая нас поддержит. Насколько пофартит с пьесами, с актерами, с художниками, спонсорами и черт знает с чем еще. Если кто-то не сочтет это за программу — не обижусь.

Я всегда полагал, что живой театр должен жить, зорко глядя во все стороны. И в сторону классики, и в сторону современной пьесы. Художественный театр в лучшие свои годы умел великолепно сочетать эти начала. Поэтому мы начинаем сезон с символической для МХТ пьесы и важнейшего для нас автора — с булгаковской «Кабалы святош». В каком-то смысле это еще и поклон Олегу Ефремову, который в свое просил меня войти в этот спектакль в роль Мольера. Пьеса эта была многострадальной в прошлом, но оказалась многострадальной и для нас. Целый сезон ушел на то, чтобы этот спектакль родился, и родился в том качестве, в каком хотели его видеть режиссер Адольф Шапиро, художник Юрий Хариков, композитор Эдуард Артемьев, и актеры, которые на этот раз собрались и из самого МХАТа и из Театра на Чаплыгина, и из других московских театров. Ведь «Мольер», помимо всего прочего, это еще и пьеса о театре, о том, как рождается истинный театр, как он умеет себя защищать. И от Короля, и от святош, которых и сейчас не меньше, чем триста лет назад. То, что в этом спектакле рядом с Ольгой Яковлевой, Борисом Плотниковым, Виктором Гвоздицким, Владимиром Кашпуром, Андреем Смоляковым, Андреем Ильиным, играют недавний выпускник Петра Фоменко Никита Зверев и студенты нашей Школы-студии Дарья Калмыкова и Наталья Бочкарева — такие сочетания мне всегда казались важными, формирующими театр.

Мне также кажется важным, что рядом с Булгаковым появятся пьесы современных авторов – «Ю» Оли Мухиной (режиссер — Евгений Каменькович) и «Скрипка и немножко нервно», дебют совсем неизвестного молодого драматурга с Кубани Светланы Савиной. Эта пьеса попала ко мне случайно, автора потом пришлось разыскивать при помощи телевидения. Готов идти на любой риск, чтобы открыть талантливое имя.

Надо дать шанс новому поколению обрести свою публику вовремя. В этом я вижу одну из первостепенных задач именно Художественного театра. Помню, через какие препятствия прошел Александр Вампилов, пробиваясь к публике. Кстати, в планах этого сезона его «Утиная охота», которую будет ставить Александр Марин. Это уже классика ХХ века, не менее значимая для Художественного театра, чем чеховский «Иванов» или «На дне» Горького.

В конце сентябре на Основной сцене состоится премьера «Антигоны» Жана Ануя в постановке режиссера Темура Чхеидзе и художника Георгия Алекси-Месхишвили. Антигону сыграет Марина Зудина, а в роли Креонта впервые на русскую сцену выйдет выдающийся грузинский актер Отар Мегвинетухуцеси. Так что у нас начинают играть не только артисты московских театров, но и выдающиеся мастера других стран. Приглашение художников других театральных культур будет продолжено и, может быть, из этого тоже выстроится какая-то живая линия нашего мхатовского направления. 

Вскоре в репертуар вернется ефремовская «Чайка». Режиссер Николай Скорик готовит новую актерскую версию этого, на мой взгляд, лучшего чеховского спектакля Олега Николаевича. Аркадину будет играть Ирина Мирошниченко, Машу — Евгения Добровольская, Нину, Треплева и Тригорина — артисты Театра на Чаплыгина Марина Салакова, Евгений Миронов и Михаил Хомяков.

И, наконец, совсем близкая радость: осенью в Художественном театре откроется Новая сцена — третья сцена МХАТ. Это тоже не случайно — таким образом можно будет практически реализовать идею ввода в жизнь нового поколения художников. Здесь будут идти не только спектакли нашего театра, но и лучшие работы выпускников Школы-студии МХАТ. Уже в октябре здесь выйдет дипломный спектакль IV курса «Зыковы» Максима Горького в постановке Михаила Лобанова. Первой мхатовской премьерой на Новой сцене станут «Старосветские помещики» по повести Николая Гоголя в постановке Миндаугаса Карбаускиса, недавнего выпускника Петра Фоменко.

В планах театра пьеса Сомерсета Моэма «Священный огонь» (ее впервые в России поставит руководитель Московского театра «Модернъ» Светлана Врагова), и «Вечность и еще один день» одного из крупнейших современных европейских писателей Милорада Павича, к работе над которой вскоре приступит Владимир Петров, до недавнего времени возглавлявший Омский академический театр драмы. Есть и другие планы, есть проблема формирования новой труппы Художественного театра и еще множество иных тем, которые не хочу обсуждать, чтобы не превратиться в человека, который решил «отчитаться» за проделанную работу и объявить на весь свет «программу». Самые важные вещи в театре, убежден, вообще не надо публично обсуждать. Надо их делать, смотреть на реакцию публики, не бояться ошибок, и идти своим путем дальше. Когда в театре прожито почти полвека, что ж нам бояться ярлыков и словечек?!.

Олег Табаков

2001
На пиру у старосветских помещиков, Алена Карась, Российская газета, 27.12.2001
Всего понемногу, Алиса Никольская, Ваш досуг, 10.12.2001
Дело было вечером, Культура, 6.12.2001
Выход из провинции, Григорий Заславский, Театральное дело Григория Заславского, 1.12.2001
Александр Семчев: «Я люблю кормить людей», Алексей Филиппов, Известия, 26.11.2001
Для царей, Лариса Давтян, Новое время, 11.11.2001
Журналистка “МК” стала Лениным, Марина Райкина, Московский комсомолец, 10.11.2001
Егор Бероев: внук майора Вихря, Елена Фомина, ТВ Парк, 8.11.2001
Косметический ремонт, Нина Агишева, Московские новости, 6.11.2001
Титан и воробушек, Ольга Галахова, Ваш досуг, 5.11.2001
Правда и ложь трагедии, Елена Гинцберг, dell’APT, 1.11.2001
«Чайка» навсегда, Марина Мурзина, АиФ Москва, 31.10.2001
Чучело птицы?, Григорий Заславский, Российская газета, 31.10.2001
«Чайка» двадцать лет спустя, Ирина Корнеева, Время МН, 30.10.2001
Иногда они возвращаются, Глеб Ситковский, Вечерний клуб, 26.10.2001
Чайку бы, Антон Красовский, Независимая газета, 25.10.2001
«Чайка» опять полетела, Роман Должанский, Коммерсант, 25.10.2001
Спектакль по расписанию, Глеб Ситковский, Вечерний клуб, 20.10.2001
Он вошел в смерть, как в роль, Надежда Келлер, Собеседник, 15.10.2001
Глазами клоуна, Ольга Егошина, Вёрсты, 9.10.2001
Приговоренные к жизни, Ирина Алпатова, Культура, 4.10.2001
Погиб поэт, невольник чести, Валентина Львова, Комсомольская правда, 3.10.2001
Оля Мухина и ее «Ю», Марина Мурзина, АиФ Москва, 3.10.2001
Зачем вы, девушки, идете в камикадзе?, Валентина Львова, Комсомольская правда, 2.10.2001
Фивы наших дней, Ирина Корнеева, Время МН, 2.10.2001
Драма идей, Григорий Заславский, Театральное дело Григория Заславского, 2.10.2001
Братская могила, Антон Красовский, Независимая газета, 2.10.2001
Да-да, нет-нет Оли Мухиной, Константин Александров, dell’APT, 1.10.2001
Могу лететь? - Лети!, Елена Гинцберг, dell’APT, 1.10.2001
Москва слезам не верит, Юрий Алесин, www.MoscowOut.ru, 1.10.2001
Когда разгуляется — 2, Известия, 1.10.2001
От эдипова комплекса мы излечились, Елена Дьякова, Газета.Ru, 1.10.2001
Трагическая скука, Марина Давыдова, Время Новостей, 1.10.2001
Год Креона, Алексей Филиппов, Известия, 30.09.2001
Борьба за труп на сцене МХАТ, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 29.09.2001
Антигона за железным занавесом, Любовь Лебедина, Труд, 29.09.2001
Темур Чхеидзе: «Одной правды не бывает», Юлия Кантор, Известия, 28.09.2001
«Ю» Ольги Мухиной во МХАТе им. Чехова, Джон Фридман, “Moscow Times”, 27.09.2001
Чай, кофе, потанцуем, Антон Красовский, Независимая газета, 27.09.2001
Улеты во сне и наяву, Ирина Алпатова, Культура, 27.09.2001
Молодая кровь, Григорий Заславский, Русский журнал, 26.09.2001
А у нас в квартире газ, Марина Давыдова, Время Новостей, 25.09.2001
Интер(офф)вью 4: Олег Табаков, Русский Журнал, 25.09.2001
Разбиваются сердца под воздействием винца, Марина Райкина, Московский комсомолец, 25.09.2001
Из жизни шпрот, Алексей Филиппов, Известия, 24.09.2001
Интервью Олега Табакова, Эхо Москвы, 23.09.2001
Возвращение в кабалу, Ольга Егошина, Вёрсты, 22.09.2001
Осколки разбитого вдребезги, Елена Дьякова, Газета.Ru, 22.09.2001
Куда летим, командир?, Глеб Ситковский, Вечерний клуб, 21.09.2001
Время Ю, Ирина Корнеева, Время МН, 20.09.2001
Одной звезды я повторяю имя, Юрий Фридштейн, Литературная газета, 19.09.2001
Мольер упал… У нас несчастье…, Наталья Казьмина, Труд, 15.09.2001
Мольеру не хватило места, Глеб Ситковский, Вечерний клуб, 14.09.2001
Обман зрения на премьере, Даль Орлов, Век, 14.09.2001
Влюбленный Мольер, Ольга Романцова, Вести.Ru, 14.09.2001
Я — комедиант. Ничтожная роль?, Наталия Каминская, Культура, 13.09.2001
По третьему кругу, Екатерина Васенина, Независимая газета, 13.09.2001
Жил да был один Мольер по прозванью Табаков…, Валентина Львова, Комсомольская правда, 11.09.2001
Лучше — только любовь, Ирина Корнеева, Время МН, 11.09.2001
Мольер по завещанию, Роман Должанский, Коммерсант, 11.09.2001
Некоролевские игры, Марина Давыдова, Время Новостей, 11.09.2001
Песнь о вещем Олеге, Екатерина Васенина, Независимая газета, 11.09.2001
Кабала во МХАТе, Ольга Галахова, Русский журнал, 11.09.2001
Кабала рынка, Елена Дьякова, Газета.Ru, 10.09.2001
Красота с двумя антрактами, Алексей Филиппов, Известия, 10.09.2001
МХАТ открыл сезон, Юлия Кантор, Известия, 9.09.2001
К нашим зрителям, Олег Табаков, 8.09.2001
Реставрация, Олег Зинцов, Известия, 2.09.2001
Адольф Шапиро: «Я только теперь понял, как тяжело Табакову», Марина Давыдова, Время новостей, 20.08.2001
Так победим. Без восклицательного знака, Анатолий Смелянский, Известия, 14.08.2001
Олег Табаков: Я отменил во МХАТе демократию, Андрей Ванденко, Комсомольская правда, 27.07.2001
И мы идем по кругу..., Анатолий Смелянский, Известия, 24.05.2001
Чудеса нумерологии, Елена Ковальская, Ведомости, 19.04.2001
Вечера на хуторе близ Бродвея, Раиса Саенко, Вечерний клуб, 13.04.2001
Чертова дюжина приколов, Ирина Алпатова, Культура, 12.04.2001
Похождения мужского тела, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 11.04.2001
Счастливый номер Владимира Машкова, Алексей Филиппов, Известия, 10.04.2001
Аншлаг, аншлаг…, Елена Ямпольская, Новые известия, 10.04.2001
Номер 13, Елена Ковальская, Афиша, 10.04.2001
Номер удался, Марина Давыдова, Время новостей, 9.04.2001
Комедия в клеточку, Ирина Корнеева, Время МН, 7.04.2001
Александр Семчев: «Пиво пью редко», Виталий Сычевский, Семья, 1.03.2001
Владимир Машков: Я веду себя как законченный эгоист, Алексей Филиппов, Известия, 28.02.2001
Чайка по имени Женя, Нина Алексеева, Россия, 21.02.2001
Зазеркалье. Встреча третья: Олег Табаков, Зоя Богуславская, Ozon.ru, 1.02.2001