Станислав Любшин: Моя судьба — Чехов и Володин

Юлия Кантор, Известия, 16.09.2001
На этой неделе на Малой сцене МХАТа состоится премьера спектакля «Ю» по пьесе Ольги Мухиной. В главной роли — Станислав Любшин. Журналистов Любшин избегает, исключение сделано лишь для корреспондента «Известий».

 — Станислав Андреевич, чем для вас интересен «Ю»?

 — Ой, пока говорить не хочу. Я человек суеверный. Сначала, когда мы прочитали пьесу, просто ничего не поняли. Потом задумались, еще раз задумались, и стало страшно интересно. Работа с молодым режиссером Евгением Каменьковичем сложна и непредсказуема. Но, по-моему, получилась вполне интересная, глубокая вещь.

 — Как вы чувствуете себя в нынешнем МХАТе?

 — К нам приходят новые режиссеры, новые лица. Именно лица, а не серая безликость. Это отрадно. Надеюсь, новое не отринет старых завоеваний. Пока вроде бы симптомов противоречий нет. Хочется серьезной драматургии: и классической, и современной. Помните, как Володин говорит: «У меня в 17 лет все было впереди, и теперь все впереди».

 — Ваши отношения с Володиным — тоже сюжет для пьесы.

 — Еще для какой! Володин — моя судьба. Все началось с «Пяти вечеров». Вы знаете, в те годы, когда ставилась эта пьеса, в «Современнике» была демократическая обстановка. Демократия заключалась в том, что молодые актеры, приходившие в театр, могли писать заявки на любые роли. Я написал заявки аж на семь ролей. И вот как-то дирекция перепутала — назначила сразу два спектакля с одним артистом в один день, одновременно. И мне предложили войти в «Пять вечеров». Я запомнил все роли, все сцены, все выходы. И сыграл. Репетировать, конечно, было некогда, но за три часа до спектакля меня отвезли домой к Ефремову, он лежал больной плевритом, совершенно потерявший голос. И вот я говорю монолог, а он только поднимает и опускает палец в местах, где я должен останавливаться для его реплик. А вечером он играл, и я поражался тому, что вся болезнь ушла напрочь. Именно после володинских «Пяти вечеров» у меня началась другая жизнь. Меня заметили, появились большие роли в театре и кино. Уже позже Галина Волчек стала делать новый спектакль «Пять вечеров». Володин из Ленинграда приезжал смотреть. На репетиции он обязательно приносил с собой коньяк, и, потягивая его, мы обсуждали пьесу. Благодаря Володину я поверил в себя. Вечно смущенный, вечно недовольный собой, он уже много лет является для меня ориентиром, камертоном, что ли.

 — Потом был еще фильм «Пять вечеров»?

 — Да, почти двадцать лет спустя Михалков сделал мне такой подарок. И опять Володин был на съемках. Он говорил: «Как из такой пьески, маленькой и пустой, вы делаете гениальный фильм». Он был абсолютно искренен. Он действительно считал, что «Пять вечеров» создаем мы, а не он.

 — Вас в кино знают как чеховского героя, между тем в театре у Ефремова вы играли, кажется, только Вершинина.

 — Еще я играл Гаева. Так складывалась жизнь в театре, таким был репертуар. Олег Ефремов как-то не видел меня среди чеховских персонажей. Есть разные драматурги. Чехов и Володин — это высокие горы, которые позволяют актеру добраться до пика. Но исполнить это «позволение» удается далеко не всегда. Чехов, как и Володин, моя судьба. Уже потом для меня открылся Вампилов.

 — Что общего между Чеховым и Володиным?

 — Мне кажется, что их герои гораздо больше думают и чувствуют, чем говорят. Они существуют в жизни так, как умеют. И проживают радость и горечь искренне. Я понимаю дискомфорт чеховских и володинских героев, живущих в предложенных действительностью обстоятельствах.

 — К вопросу об обстоятельствах процитирую Александра Володина: «На разные беды полжизни, а где же полжизни на смех?»

 — Отвечу Володиным же: «Чем старше человек, тем он оптимистичнее смотрит на жизнь». Гениально сказано! Это обязанность артиста — черпать из бед и из смеха материал для работы. Меняется жизнь, меняются характеры, а профессия остается.

 — А сейчас как меняются характеры?

 — Они становятся жестче, даже, может быть, бескомпромисснее. То время, при всей его косности, было мягче. Был в хорошем смысле коллективизм. Я, конечно, имею в виду не партийность, а компанейскость. Теперь все в одиночку. Это горько. А актеры через характеры говорят о времени. Так будет и в пьесе Мухиной «Ю».

 — Помимо театра есть и кино. Над чем вы сейчас работаете?

 — Иван Дыховичный снимает, как мне кажется, хороший фильм — «Обнаженная натура». Речь идет о художнике, который пытается найти себя в жизни. Пытается покончить с собой. Я снимался в настоящей больнице, там была очень тяжелая сцена в реанимации. Когда отсняли, мы вышли с врачами в больничный дворик, хотели выпить по рюмочке, и вдруг они сорвались с места: привезли настоящего больного. А на этой койке только что был я… Тяжело. Пришел домой, включил телевизор — идет фильм Дыховичного «Черный монах». Я давно его не смотрел, уж лет десять — оказалось, к месту.

 — Коль мы заговорили о «рюмке», что вы думаете о «Записках нетрезвого человека» Володина?

 — То же самое, что и он: нетрезвость — это не количество выпитого, а состояние души.

Кстати

Александр Володин:


 — Я познакомился со Славой Любшиным много лет назад. Меня всегда поражали и восхищали его глаза. Он говорил и говорит ими больше, чем текстом. Помню потрясающий эпизод в фильме Михалкова «Пять вечеров». Там герой, оставшись совсем один, в какой-то столовой пьет горькую, а потом начинает петь: «Не для меня придет весна и в небе жаворонок взовьется». Для меня эта сцена автобиографична: как-то, облепленный черными мыслями, я вот так же один сидел со стаканом и мурлыкал песенку, но никак не мог вспомнить слова, и такая тоска была… А Любшин, не зная про меня, все это понял. Он вообще все понимает. Отсюда и его прекрасный Чехов. Тонкий, интеллигентный. Он весь какой-то негромкий. Но потому-то Любшина и слышно в любом нагромождении голосов.
2001
На пиру у старосветских помещиков, Алена Карась, Российская газета, 27.12.2001
Всего понемногу, Алиса Никольская, Ваш досуг, 10.12.2001
Дело было вечером, Культура, 6.12.2001
Выход из провинции, Григорий Заславский, Театральное дело Григория Заславского, 1.12.2001
Александр Семчев: «Я люблю кормить людей», Алексей Филиппов, Известия, 26.11.2001
Для царей, Лариса Давтян, Новое время, 11.11.2001
Журналистка “МК” стала Лениным, Марина Райкина, Московский комсомолец, 10.11.2001
Егор Бероев: внук майора Вихря, Елена Фомина, ТВ Парк, 8.11.2001
Косметический ремонт, Нина Агишева, Московские новости, 6.11.2001
Титан и воробушек, Ольга Галахова, Ваш досуг, 5.11.2001
Правда и ложь трагедии, Елена Гинцберг, dell’APT, 1.11.2001
«Чайка» навсегда, Марина Мурзина, АиФ Москва, 31.10.2001
Чучело птицы?, Григорий Заславский, Российская газета, 31.10.2001
«Чайка» двадцать лет спустя, Ирина Корнеева, Время МН, 30.10.2001
Иногда они возвращаются, Глеб Ситковский, Вечерний клуб, 26.10.2001
Чайку бы, Антон Красовский, Независимая газета, 25.10.2001
«Чайка» опять полетела, Роман Должанский, Коммерсант, 25.10.2001
Спектакль по расписанию, Глеб Ситковский, Вечерний клуб, 20.10.2001
Он вошел в смерть, как в роль, Надежда Келлер, Собеседник, 15.10.2001
Глазами клоуна, Ольга Егошина, Вёрсты, 9.10.2001
Приговоренные к жизни, Ирина Алпатова, Культура, 4.10.2001
Погиб поэт, невольник чести, Валентина Львова, Комсомольская правда, 3.10.2001
Оля Мухина и ее «Ю», Марина Мурзина, АиФ Москва, 3.10.2001
Зачем вы, девушки, идете в камикадзе?, Валентина Львова, Комсомольская правда, 2.10.2001
Фивы наших дней, Ирина Корнеева, Время МН, 2.10.2001
Драма идей, Григорий Заславский, Театральное дело Григория Заславского, 2.10.2001
Братская могила, Антон Красовский, Независимая газета, 2.10.2001
Да-да, нет-нет Оли Мухиной, Константин Александров, dell’APT, 1.10.2001
Могу лететь? - Лети!, Елена Гинцберг, dell’APT, 1.10.2001
Москва слезам не верит, Юрий Алесин, www.MoscowOut.ru, 1.10.2001
Когда разгуляется — 2, Известия, 1.10.2001
От эдипова комплекса мы излечились, Елена Дьякова, Газета.Ru, 1.10.2001
Трагическая скука, Марина Давыдова, Время Новостей, 1.10.2001
Год Креона, Алексей Филиппов, Известия, 30.09.2001
Борьба за труп на сцене МХАТ, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 29.09.2001
Антигона за железным занавесом, Любовь Лебедина, Труд, 29.09.2001
Темур Чхеидзе: «Одной правды не бывает», Юлия Кантор, Известия, 28.09.2001
«Ю» Ольги Мухиной во МХАТе им. Чехова, Джон Фридман, “Moscow Times”, 27.09.2001
Чай, кофе, потанцуем, Антон Красовский, Независимая газета, 27.09.2001
Улеты во сне и наяву, Ирина Алпатова, Культура, 27.09.2001
Молодая кровь, Григорий Заславский, Русский журнал, 26.09.2001
А у нас в квартире газ, Марина Давыдова, Время Новостей, 25.09.2001
Интер(офф)вью 4: Олег Табаков, Русский Журнал, 25.09.2001
Разбиваются сердца под воздействием винца, Марина Райкина, Московский комсомолец, 25.09.2001
Из жизни шпрот, Алексей Филиппов, Известия, 24.09.2001
Интервью Олега Табакова, Эхо Москвы, 23.09.2001
Возвращение в кабалу, Ольга Егошина, Вёрсты, 22.09.2001
Осколки разбитого вдребезги, Елена Дьякова, Газета.Ru, 22.09.2001
Куда летим, командир?, Глеб Ситковский, Вечерний клуб, 21.09.2001
Время Ю, Ирина Корнеева, Время МН, 20.09.2001
Одной звезды я повторяю имя, Юрий Фридштейн, Литературная газета, 19.09.2001
Мольер упал… У нас несчастье…, Наталья Казьмина, Труд, 15.09.2001
Мольеру не хватило места, Глеб Ситковский, Вечерний клуб, 14.09.2001
Обман зрения на премьере, Даль Орлов, Век, 14.09.2001
Влюбленный Мольер, Ольга Романцова, Вести.Ru, 14.09.2001
Я — комедиант. Ничтожная роль?, Наталия Каминская, Культура, 13.09.2001
По третьему кругу, Екатерина Васенина, Независимая газета, 13.09.2001
Жил да был один Мольер по прозванью Табаков…, Валентина Львова, Комсомольская правда, 11.09.2001
Лучше — только любовь, Ирина Корнеева, Время МН, 11.09.2001
Мольер по завещанию, Роман Должанский, Коммерсант, 11.09.2001
Некоролевские игры, Марина Давыдова, Время Новостей, 11.09.2001
Песнь о вещем Олеге, Екатерина Васенина, Независимая газета, 11.09.2001
Кабала во МХАТе, Ольга Галахова, Русский журнал, 11.09.2001
Кабала рынка, Елена Дьякова, Газета.Ru, 10.09.2001
Красота с двумя антрактами, Алексей Филиппов, Известия, 10.09.2001
МХАТ открыл сезон, Юлия Кантор, Известия, 9.09.2001
К нашим зрителям, Олег Табаков, 8.09.2001
Реставрация, Олег Зинцов, Известия, 2.09.2001
Адольф Шапиро: «Я только теперь понял, как тяжело Табакову», Марина Давыдова, Время новостей, 20.08.2001
Так победим. Без восклицательного знака, Анатолий Смелянский, Известия, 14.08.2001
Олег Табаков: Я отменил во МХАТе демократию, Андрей Ванденко, Комсомольская правда, 27.07.2001
И мы идем по кругу..., Анатолий Смелянский, Известия, 24.05.2001
Чудеса нумерологии, Елена Ковальская, Ведомости, 19.04.2001
Вечера на хуторе близ Бродвея, Раиса Саенко, Вечерний клуб, 13.04.2001
Чертова дюжина приколов, Ирина Алпатова, Культура, 12.04.2001
Похождения мужского тела, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 11.04.2001
Счастливый номер Владимира Машкова, Алексей Филиппов, Известия, 10.04.2001
Аншлаг, аншлаг…, Елена Ямпольская, Новые известия, 10.04.2001
Номер 13, Елена Ковальская, Афиша, 10.04.2001
Номер удался, Марина Давыдова, Время новостей, 9.04.2001
Комедия в клеточку, Ирина Корнеева, Время МН, 7.04.2001
Александр Семчев: «Пиво пью редко», Виталий Сычевский, Семья, 1.03.2001
Владимир Машков: Я веду себя как законченный эгоист, Алексей Филиппов, Известия, 28.02.2001
Чайка по имени Женя, Нина Алексеева, Россия, 21.02.2001
Зазеркалье. Встреча третья: Олег Табаков, Зоя Богуславская, Ozon.ru, 1.02.2001