Осколки разбитого вдребезгиЕлена Дьякова, Газета.Ru, 22.09.2001 Какая коммуналка на сцене таких и нет сейчас
Эти квартиры на Бульварном кольце уже расселили, продали, перепродали и предали евроремонту. Но пьеса Оли Мухиной написана в 1996 году: процесс был в разгаре. Техногенный смог над коммунальным приарбатским муравейником. Неясыть какая-то. Нежить. В этом пространстве десятилетиями не домывали до блеска окна, витрины, чайные стаканы и водочные стопки, магические кристаллы беллетристов. Патина десятилетий, прожитых спустя рукава, смягчает (или скрадывает?) выражение глаз, бедность мебели и наглость лозунгов, драмы, планы, необходимость что-то делать И так всем спокойней Сценография Александра Боровского лаконична и идеальна для пластического обыгрывания. Позеленелый балкон барской протяженности, переплеты давным-давно не мытых балконных дверей эпохи модерна. За ними обстановочка, покрытая той самой патиной. Коммуналка сложилась и сроднилась очень давно. Интеллигентнейшая Елизавета Сергеевна в белой кружевной шали (Ольга Барнет) лет сорок пребывает замужем за Степаном Ивановичем в тельняшке и со шкиперской бородкой (Владимир Краснов). Но и с соседом Барсуковым (Станислав Любшин), столь же седым и интеллигентным, ее явно связывают сложные отношения. Они ходят к речке любоваться природой уж лет пятнадцать: «Если прийти рано утром и тихо стоять у берега, то можно различить около десяти разновидностей речных рыб!» Окружающие относятся к этим прогулкам созерцательно. Степан Иванович мечтает что-то совершить, облагодетельствовав человечество. Иногда ему снится таблица Менделеева. Сосед-провинциал Андрюша сорока лет (Александр Мохов) мечтает покорить Москву, проехать ночью по бульварам на синем «Мерседесе», швыряя купюры постовым. Андрюша стремится в Москву с коммунального балкона над старым московским бульваром куда более безнадежно, чем чеховские три сестры. Но добраться до Москвы Андрюше не удастся. И соседу его будет сниться лишь таблица Менделеева Все по причинам, в которые не станут вдумываться ни они сами, ни соседи, ни автор пьесы, ни театр. Да зачем? По ощущению все как-то что-то и так понимают В старую квартиру возвращается сын бывших соседей, двадцатилетний энтузиаст Дмитрий (Егор Бероев). Он вырос где-то «там», он одержим сентиментальной любовью к Москве, он восхищается новыми витринами и лужковскими клумбами, он жаждет что-то сделать здесь, «он похож на героя» Все в это верят. Но Дмитрий запутается в любовном треугольнике старых коридоров, завертится между двумя дочерьми Елизаветы Сергеевны юной Аней (Луиза Хуснутдинова) и 35-летней Сестрой (Евгения Добровольская), с ее лихостью, беретиком набекрень, с горьким привкусом бессмысленной и беспощадной богемности конца 1980-х. Что бы ни получилось ничего не получится. Хотя бы потому, что Дмитрий-возвращенец одержим сентиментальной любовью к Москве и героическим желанием что-то строить. А сестры, выросшие в старом доме над бульваром, рвутся из Москвы, из Москвы. Кроме того, над домом кружит самолет. Летчик Витя влюблен еще в одну соседку, лихую фабричную Пирогову (Дарья Мороз). Иногда, из ревности, Витя стреляет по балкону и переулкам из какого-то бортового оружия. Может быть, стреляет и не Витя, а просто кто-то стреляет в переулке. Все это странно. Но объяснимо: Витя был на войне. Некоторые мальчики вернулись домой со странностями. В старой квартире есть и мальчики со странностями, которые только собираются на войну. А пока попадают в милицию. Интеллигентные родители волнуются Впрочем, в целом они тут бессильны. Из тумана умеренно-сюрреалистического текста, из бесконечного диалога вокруг чайного стола и шкапчика, где спрятан графинчик с водкой, вдруг выплывает реплика, острая, как обломок прадедовской бритвы. Непутевый Коля (Николай Исаков), сын интеллигентного Барсукова, влюблен в соседку Аню. Но Аня очарована энергичным и доброжелательным возвращенцем Дмитрием Коля знает простое средство выиграть: Это ничего. Я скажу одному знакомому. И его убьют. Но никого не убьют. Хотя чуть ли не половина обитателей коммуналки выпрыгнет с грязного бронзового балкона вниз. Каждый с гирей своей неразрешимой проблемы. Это будет похоже на бесконечное продолжение все той же, по-прежнему неоконченной, чеховской пьесы для механического пианино, на истерику «ничего не сделавшего» Платонова-Калягина, на его хрестоматийное самоубийство в мелкой и илистой усадебной речке Хотя поколение сменилось. Те дети, на которых уповали последние кадры хрестоматийного фильма, выросли. Собственно, эти дети и собираются на войну. И травятся. И стреляют с небес. И прыгают со старых балконов. Но бессвязность, ласковая бесформенность, бестолковость этого мира (пусть усадьба, полная гостей, сжалась до размеров коммуналки) такова, что убить никого нельзя. Пусть гудит самолет безумца Вити. Пусть стреляют на улице. Пусть те и эти вымахивают с балкона на камни. Где смерть всего этого родного, туманного, бездеятельного, бездумного, безвременного? В игле, в яйце, в Кощеевом ларце Верно, он спрятан далеко, где-то среди сундуков с золотом партии. Старшие квартиросъемщики все слушают радио, «чтобы быть в курсе». Может быть, что-то скажут и об этом. И все пьют чай с мятой, с липовым цветом, с антоновским яблоком, тонко нарезанным в стакан. Все пьют водку тоже на дачных травках Уютно. Умеренно. Со старомосковскими присказками. Любой приступ тревоги, порыв к действию, внезапная колика ответственности надежно купированы домашними средствами. Все уцелеют. Это очень страшно видеть. Елизавета Сергеевна, сыгранная Ольгой Барнет, материнское божество этого мира, хозяйка этих недомытых окон, мать этих непутевых детей, жена этих тихо пьющих слушателей радио, коренная москвичка, пионерка довоенных времен, добрейшая и уютнейшая Раневская этой коммуналки, страшна. Но этот зрительский страх свидетельство того, что время сдвинулось. Туман над Москвой рассеивается. В «Рождественских грезах», спектакле-хите пяти-шестилетней давности, героини именно такой породы были хранительницами всех наших устоев. Во мхатовском «Ю» нет, кажется, иных филигранных актерских работ. (Как ни странно, но блестящая игра сестер Кутеповых и Рустэма Юскаева мешала восприятию пьесы Оли Мухиной «Таня-Таня» в «Мастерской Петра Фоменко»; успех спектакля казался исключительно успехом актерской школы). В «Ю» качество текста и цельность постановки выступают очень резко. Но нам не страшно. Наступило иное время года. Линия атмосферного фронта над столицей сдвинулась и переменилась: тот бесконечный день, когда никто не двигался никуда, «потому что у всех давление», ушел в прошлое. Одно несомненно сезон на Малой сцене «чеховского» МХАТа открылся очень достойной премьерой. В декорации Александра Боровского остался воздух вчерашнего дня. Это наш день и наш воздух. На пиру у старосветских помещиков, Алена Карась, Российская газета, 27.12.2001 Всего понемногу, Алиса Никольская, Ваш досуг, 10.12.2001 Дело было вечером, Культура, 6.12.2001 Выход из провинции, Григорий Заславский, Театральное дело Григория Заславского, 1.12.2001 Александр Семчев: «Я люблю кормить людей», Алексей Филиппов, Известия, 26.11.2001 Темур Чхеидзе: «Я еще не выяснил, умею ли ставить спектакли», Артур Соломонов, Газета, 13.11.2001 Для царей, Лариса Давтян, Новое время, 11.11.2001 Журналистка “МК” стала Лениным, Марина Райкина, Московский комсомолец, 10.11.2001 Егор Бероев: внук майора Вихря, Елена Фомина, ТВ Парк, 8.11.2001 Косметический ремонт, Нина Агишева, Московские новости, 6.11.2001 Титан и воробушек, Ольга Галахова, Ваш досуг, 5.11.2001 Правда и ложь трагедии, Елена Гинцберг, dellAPT, 1.11.2001 «Чайка» навсегда, Марина Мурзина, АиФ Москва, 31.10.2001 Чучело птицы?, Григорий Заславский, Российская газета, 31.10.2001 «Чайка» двадцать лет спустя, Ирина Корнеева, Время МН, 30.10.2001 Иногда они возвращаются, Глеб Ситковский, Вечерний клуб, 26.10.2001 Вячеслав Невинный о Владимире Кашпуре, 26.10.2001 Татьяна Лаврова о Владимире Кашпуре, 26.10.2001 Виктор Гвоздицкий о Владимире Кашпуре, 26.10.2001 Московский Художественный театр отмечает день рождения, NTV.ru, 26.10.2001 Чайку бы, Антон Красовский, Независимая газета, 25.10.2001 «Чайка» опять полетела, Роман Должанский, Коммерсант, 25.10.2001 Спектакль по расписанию, Глеб Ситковский, Вечерний клуб, 20.10.2001 Он вошел в смерть, как в роль, Надежда Келлер, Собеседник, 15.10.2001 Олег Табаков: На трудности не жалуюсь. Демократию отменил, Алла Боссарт, Новая Газета, 15.10.2001 Глазами клоуна, Ольга Егошина, Вёрсты, 9.10.2001 В Москве пройдет вечер памяти выдающегося русского актера Евгения Евстигнеева, приуроченный к его 75-летию, РИА Новости, 9.10.2001 Во МХАТе имени Чехова состоится вечер памяти Евгения Евстигнеева, NTV.ru, 9.10.2001 75 лет со дня рождения Евгения Евстигнеева, Yтро.ru, 9.10.2001 Приговоренные к жизни, Ирина Алпатова, Культура, 4.10.2001 Погиб поэт, невольник чести, Валентина Львова, Комсомольская правда, 3.10.2001 Оля Мухина и ее «Ю», Марина Мурзина, АиФ Москва, 3.10.2001 Зачем вы, девушки, идете в камикадзе?, Валентина Львова, Комсомольская правда, 2.10.2001 Фивы наших дней, Ирина Корнеева, Время МН, 2.10.2001 Драма идей, Григорий Заславский, Театральное дело Григория Заславского, 2.10.2001 Братская могила, Антон Красовский, Независимая газета, 2.10.2001 Да-да, нет-нет Оли Мухиной, Константин Александров, dellAPT, 1.10.2001 Могу лететь? - Лети!, Елена Гинцберг, dellAPT, 1.10.2001 Москва слезам не верит, Юрий Алесин, www.MoscowOut.ru, 1.10.2001 Когда разгуляется 2, Известия, 1.10.2001 От эдипова комплекса мы излечились, Елена Дьякова, Газета.Ru, 1.10.2001 Трагическая скука, Марина Давыдова, Время Новостей, 1.10.2001 Год Креона, Алексей Филиппов, Известия, 30.09.2001 Борьба за труп на сцене МХАТ, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 29.09.2001 Антигона за железным занавесом, Любовь Лебедина, Труд, 29.09.2001 Темур Чхеидзе: «Одной правды не бывает», Юлия Кантор, Известия, 28.09.2001 «Ю» Ольги Мухиной во МХАТе им. Чехова, Джон Фридман, “Moscow Times”, 27.09.2001 Чай, кофе, потанцуем, Антон Красовский, Независимая газета, 27.09.2001 Улеты во сне и наяву, Ирина Алпатова, Культура, 27.09.2001 Молодая кровь, Григорий Заславский, Русский журнал, 26.09.2001 Кама Гинкас о Владимире Кашпуре, 25.09.2001 А у нас в квартире газ, Марина Давыдова, Время Новостей, 25.09.2001 Интер(офф)вью 4: Олег Табаков, Русский Журнал, 25.09.2001 Разбиваются сердца под воздействием винца, Марина Райкина, Московский комсомолец, 25.09.2001 Из жизни шпрот, Алексей Филиппов, Известия, 24.09.2001 Интервью Олега Табакова, Эхо Москвы, 23.09.2001 Возвращение в кабалу, Ольга Егошина, Вёрсты, 22.09.2001 Осколки разбитого вдребезги, Елена Дьякова, Газета.Ru, 22.09.2001 Куда летим, командир?, Глеб Ситковский, Вечерний клуб, 21.09.2001 Время Ю, Ирина Корнеева, Время МН, 20.09.2001 Одной звезды я повторяю имя, Юрий Фридштейн, Литературная газета, 19.09.2001 Станислав Любшин: Моя судьба Чехов и Володин, Юлия Кантор, Известия, 16.09.2001 Мольер упал
У нас несчастье
, Наталья Казьмина, Труд, 15.09.2001 Мольеру не хватило места, Глеб Ситковский, Вечерний клуб, 14.09.2001 Обман зрения на премьере, Даль Орлов, Век, 14.09.2001 Влюбленный Мольер, Ольга Романцова, Вести.Ru, 14.09.2001 Я комедиант. Ничтожная роль?, Наталия Каминская, Культура, 13.09.2001 По третьему кругу, Екатерина Васенина, Независимая газета, 13.09.2001 Жил да был один Мольер по прозванью Табаков
, Валентина Львова, Комсомольская правда, 11.09.2001 Лучше только любовь, Ирина Корнеева, Время МН, 11.09.2001 Мольер по завещанию, Роман Должанский, Коммерсант, 11.09.2001 Некоролевские игры, Марина Давыдова, Время Новостей, 11.09.2001 Песнь о вещем Олеге, Екатерина Васенина, Независимая газета, 11.09.2001 Кабала во МХАТе, Ольга Галахова, Русский журнал, 11.09.2001 Кабала рынка, Елена Дьякова, Газета.Ru, 10.09.2001 Милорад Павич: Вы освободились на десять лет раньше нас, Юлия Кантор, Известия, 10.09.2001 Красота с двумя антрактами, Алексей Филиппов, Известия, 10.09.2001 МХАТ открыл сезон, Юлия Кантор, Известия, 9.09.2001 К нашим зрителям, Олег Табаков, 8.09.2001 Реставрация, Олег Зинцов, Известия, 2.09.2001 Адольф Шапиро: «Я только теперь понял, как тяжело Табакову», Марина Давыдова, Время новостей, 20.08.2001 Так победим. Без восклицательного знака, Анатолий Смелянский, Известия, 14.08.2001 Искусство разговора, 7.08.2001 Олег Табаков: Я отменил во МХАТе демократию, Андрей Ванденко, Комсомольская правда, 27.07.2001 Олег Табаков: Я объявил амнистию той коррупции, что была до меня, Алексей Филиппов, Известия, 8.07.2001 История российских династий. Савва Второй, Ятъ, 1.07.2001 Евгения Добровольская: Жизнь игра и наоборот, Телемир, 30.05.2001 И мы идем по кругу..., Анатолий Смелянский, Известия, 24.05.2001 «Михаил Булгаков. Чёрный снег» авторский цикл программ Анатолия Смелянского, телеканал «Культура», 15.05.2001 Чудеса нумерологии, Елена Ковальская, Ведомости, 19.04.2001 Вечера на хуторе близ Бродвея, Раиса Саенко, Вечерний клуб, 13.04.2001 Чертова дюжина приколов, Ирина Алпатова, Культура, 12.04.2001 Похождения мужского тела, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 11.04.2001 Счастливый номер Владимира Машкова, Алексей Филиппов, Известия, 10.04.2001 Аншлаг, аншлаг
, Елена Ямпольская, Новые известия, 10.04.2001 Номер 13, Елена Ковальская, Афиша, 10.04.2001 Номер удался, Марина Давыдова, Время новостей, 9.04.2001 Комедия в клеточку, Ирина Корнеева, Время МН, 7.04.2001 Александр Семчев: «Пиво пью редко», Виталий Сычевский, Семья, 1.03.2001 Владимир Машков: Я веду себя как законченный эгоист, Алексей Филиппов, Известия, 28.02.2001 Чайка по имени Женя, Нина Алексеева, Россия, 21.02.2001 Зазеркалье. Встреча третья: Олег Табаков, Зоя Богуславская, Ozon.ru, 1.02.2001 |