Виктор Гвоздицкий о Владимире КашпуреВладимир Терентьевич Кашпур замечательно не похож на артиста в жизни. Ведь это печально, когда в уличном прохожем узнаешь артиста по стилю походки, фасону пальто Кашпура можно принять за главного инженера, доктора, начальника отдела. Это редко в театре. Человеческая подлинность здесь особенно ценна.Владимир Терентьевич напоминает мне китайский калейдоскоп игольчатый, стеклянный, яркий, рассыпающийся, ускользающий, исчезающий совсем, тускло-матовый очень разный. Кажется, до Художественного театра он недолго работал на провинциальной сцене. В нем осталось что-то от вечного театрального Аркашки: знание легенд и историй, людей и запаха театрального нафталина. Кашпура трудно собрать в сознании, и в моем воображении он складывается из того, что говорят, из устных зарисовок. Почти все в театре его любят. И маленькие сюжеты, связанные с ним, всегда очень нежные, теплые, житейские. Рига, разъезд после спектакля. Необходимо заметить, что в Художественном театре принято развозить артистов в гостиницу и из гостиницы на автомобилях. Обязательно. Особенно на гастролях. Вдруг я заметил, что Нина Ивановна Гуляева как-то особенно нервничает: «Вот, в какой-то момент потеряла Володю Кашпура из вида». Я тогда сказал, что, возможно, ничего страшного не произошло, что он просто решил пройтись до гостиницы. Нина Ивановна продолжала: «Это ужасно, ужасно, ужасно! Если он ушел (а он ушел, это точно!), кто же не знает Володю, наверное, кто-то его обидел неосторожным взглядом». Я никогда не думал о Владимире Терентьевиче, что он ранимый настолько. Мне казалось, что он человек доброжелательный, открытый, приветливый и простой. Для меня было неожиданностью, что, если кто-нибудь не так посмотрит или не с той интонацией что-то скажет, то он не обижается, нет, но так расстраивается и огорчается, что уходит и очень долго потом переживает. Вот еще случай, связанный с семьей Невинных. Ехали мы на какие-то гастроли в одном купе с Владимиром Терентьевичем, а в соседнем ехали Нина Ивановна с Вячеславом Михайловичем. Обычно в поезде ужинают, и Кашпур открыл клеенчатый дипломат, какие носят службисты, в котором его ужин был разложен так аккуратно и красиво, что напоминал натюрморт. Но пришли Невинные звать нас на ужин. Кашпур начал было отказываться, однако Вячеслав Михайлович сказал, что без него ужинать не начнут. И мы с этим сундучком отправились на ужин к Невинным. Это было трогательно, приятно, и необыкновенно нежно. Очень хорошо помню из этого калейдоскопа наборов, из этих стеклышек, из этого мака мелочей небольшой прием после «Женитьбы» в Харькове, где все было хорошо. И на этом приеме Александр Александрович Калягин сказал тост за Кашпура, который тогда только сыграл премьеру «Черного монаха» у Камы Гинкаса: «без тебя бы, Володя, в этом спектакле совсем было не так». Мы репетировали «Маскарад», Кашпур Шприх. За кулисами актеры говорили, что мизансцены очень графичны, что их нужно наполнить и не выпасть из рисунка, что это довольно трудно, и что лучше бы попроще, подоходчивее, и зачем режиссер так упирается И вдруг Владимир Терентьевич сказал то, что удивило и само по себе, но особенно в стенах Художественного театра. Он сказал тогда, что мы не правы Когда он репетировал с Л. Варпаховским во МХАТе, у того не то, что были расчерчены мизансцены, но даже персонажи пронумерованы. Каждый актер знал свой номер, и режиссер часто называл персонажей не по именам, но по номерам, не зная иногда даже, кто кого играет. Всех актеров это раздражало, а Кашпуру это очень нравилось. В нем вообще есть замечательная актерская четкость, незыблемость, любовь к порядку, он никогда ничего не нарушает. И его любовь к ученику Мейерхольда, к Варпаховскому, много о нем говорит, как об артисте. Курс у них поразительный: Т. Е. Лаврова, А. Б. Покровская, оба Лазаревы, В. М. Невинный, Г. И. Морачева, Н. Д. Журавлева я еще не всех называю, сейчас это цвет московской сцены. С Кашпуром мы играем «Женитьбу». Сначала он в спектакле играл Степана. Занавес открывается, и зрители видят Подколесина и Степана, который чистит сапог. Так вот он начинал чистить сапог уже после второго звонка, когда до начала спектакля еще чистых минут пять, а занавес, естественно, закрыт. Причем он не просто чистил сапог, но что-то бормотал, пыхтел, молился жил. Их так научили. Кашпура любят в театре за щедрость оценок. Он говорит хорошие добрые слова о том, как играют, и это касается не только своих, мхатовских. Однажды он зашел ко мне за кулисы после спектакля Камы Гинкаса «Играем преступление». Мы тогда даже не были лично знакомы, хотя я, естественно, знал его по сцене. Незнакомый мне человек, актер, зашел ко мне за кулисы, чтобы сказать добрые слова. Это совсем не часто случается в театре. Потом, когда я пришел во МХАТ, когда началась счастливая кабала репетиций «Маскарада», я волновался, как произойдет знакомство с актерами. С Кашпуром все сложилось легко, хорошо, сразу. Осторожно спросил его о Смоктуновском, который должен был играть Арбенина, для которого спектакль задумывался И Владимир Терентьевич мне рассказал: когда Смоктуновский уже был в больнице, часто звонил ему. Я спросил: «Вы дружили?», а Кашпур ответил очень скромно: «Он мне часто звонил, когда ему было плохо». На пиру у старосветских помещиков, Алена Карась, Российская газета, 27.12.2001 Всего понемногу, Алиса Никольская, Ваш досуг, 10.12.2001 Дело было вечером, Культура, 6.12.2001 Выход из провинции, Григорий Заславский, Театральное дело Григория Заславского, 1.12.2001 Александр Семчев: «Я люблю кормить людей», Алексей Филиппов, Известия, 26.11.2001 Темур Чхеидзе: «Я еще не выяснил, умею ли ставить спектакли», Артур Соломонов, Газета, 13.11.2001 Для царей, Лариса Давтян, Новое время, 11.11.2001 Журналистка “МК” стала Лениным, Марина Райкина, Московский комсомолец, 10.11.2001 Егор Бероев: внук майора Вихря, Елена Фомина, ТВ Парк, 8.11.2001 Косметический ремонт, Нина Агишева, Московские новости, 6.11.2001 Титан и воробушек, Ольга Галахова, Ваш досуг, 5.11.2001 Правда и ложь трагедии, Елена Гинцберг, dellAPT, 1.11.2001 «Чайка» навсегда, Марина Мурзина, АиФ Москва, 31.10.2001 Чучело птицы?, Григорий Заславский, Российская газета, 31.10.2001 «Чайка» двадцать лет спустя, Ирина Корнеева, Время МН, 30.10.2001 Иногда они возвращаются, Глеб Ситковский, Вечерний клуб, 26.10.2001 Вячеслав Невинный о Владимире Кашпуре, 26.10.2001 Татьяна Лаврова о Владимире Кашпуре, 26.10.2001 Виктор Гвоздицкий о Владимире Кашпуре, 26.10.2001 Московский Художественный театр отмечает день рождения, NTV.ru, 26.10.2001 Чайку бы, Антон Красовский, Независимая газета, 25.10.2001 «Чайка» опять полетела, Роман Должанский, Коммерсант, 25.10.2001 Спектакль по расписанию, Глеб Ситковский, Вечерний клуб, 20.10.2001 Он вошел в смерть, как в роль, Надежда Келлер, Собеседник, 15.10.2001 Олег Табаков: На трудности не жалуюсь. Демократию отменил, Алла Боссарт, Новая Газета, 15.10.2001 Глазами клоуна, Ольга Егошина, Вёрсты, 9.10.2001 В Москве пройдет вечер памяти выдающегося русского актера Евгения Евстигнеева, приуроченный к его 75-летию, РИА Новости, 9.10.2001 Во МХАТе имени Чехова состоится вечер памяти Евгения Евстигнеева, NTV.ru, 9.10.2001 75 лет со дня рождения Евгения Евстигнеева, Yтро.ru, 9.10.2001 Приговоренные к жизни, Ирина Алпатова, Культура, 4.10.2001 Погиб поэт, невольник чести, Валентина Львова, Комсомольская правда, 3.10.2001 Оля Мухина и ее «Ю», Марина Мурзина, АиФ Москва, 3.10.2001 Зачем вы, девушки, идете в камикадзе?, Валентина Львова, Комсомольская правда, 2.10.2001 Фивы наших дней, Ирина Корнеева, Время МН, 2.10.2001 Драма идей, Григорий Заславский, Театральное дело Григория Заславского, 2.10.2001 Братская могила, Антон Красовский, Независимая газета, 2.10.2001 Да-да, нет-нет Оли Мухиной, Константин Александров, dellAPT, 1.10.2001 Могу лететь? - Лети!, Елена Гинцберг, dellAPT, 1.10.2001 Москва слезам не верит, Юрий Алесин, www.MoscowOut.ru, 1.10.2001 Когда разгуляется 2, Известия, 1.10.2001 От эдипова комплекса мы излечились, Елена Дьякова, Газета.Ru, 1.10.2001 Трагическая скука, Марина Давыдова, Время Новостей, 1.10.2001 Год Креона, Алексей Филиппов, Известия, 30.09.2001 Борьба за труп на сцене МХАТ, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 29.09.2001 Антигона за железным занавесом, Любовь Лебедина, Труд, 29.09.2001 Темур Чхеидзе: «Одной правды не бывает», Юлия Кантор, Известия, 28.09.2001 «Ю» Ольги Мухиной во МХАТе им. Чехова, Джон Фридман, “Moscow Times”, 27.09.2001 Чай, кофе, потанцуем, Антон Красовский, Независимая газета, 27.09.2001 Улеты во сне и наяву, Ирина Алпатова, Культура, 27.09.2001 Молодая кровь, Григорий Заславский, Русский журнал, 26.09.2001 Кама Гинкас о Владимире Кашпуре, 25.09.2001 А у нас в квартире газ, Марина Давыдова, Время Новостей, 25.09.2001 Интер(офф)вью 4: Олег Табаков, Русский Журнал, 25.09.2001 Разбиваются сердца под воздействием винца, Марина Райкина, Московский комсомолец, 25.09.2001 Из жизни шпрот, Алексей Филиппов, Известия, 24.09.2001 Интервью Олега Табакова, Эхо Москвы, 23.09.2001 Возвращение в кабалу, Ольга Егошина, Вёрсты, 22.09.2001 Осколки разбитого вдребезги, Елена Дьякова, Газета.Ru, 22.09.2001 Куда летим, командир?, Глеб Ситковский, Вечерний клуб, 21.09.2001 Время Ю, Ирина Корнеева, Время МН, 20.09.2001 Одной звезды я повторяю имя, Юрий Фридштейн, Литературная газета, 19.09.2001 Станислав Любшин: Моя судьба Чехов и Володин, Юлия Кантор, Известия, 16.09.2001 Мольер упал
У нас несчастье
, Наталья Казьмина, Труд, 15.09.2001 Мольеру не хватило места, Глеб Ситковский, Вечерний клуб, 14.09.2001 Обман зрения на премьере, Даль Орлов, Век, 14.09.2001 Влюбленный Мольер, Ольга Романцова, Вести.Ru, 14.09.2001 Я комедиант. Ничтожная роль?, Наталия Каминская, Культура, 13.09.2001 По третьему кругу, Екатерина Васенина, Независимая газета, 13.09.2001 Жил да был один Мольер по прозванью Табаков
, Валентина Львова, Комсомольская правда, 11.09.2001 Лучше только любовь, Ирина Корнеева, Время МН, 11.09.2001 Мольер по завещанию, Роман Должанский, Коммерсант, 11.09.2001 Некоролевские игры, Марина Давыдова, Время Новостей, 11.09.2001 Песнь о вещем Олеге, Екатерина Васенина, Независимая газета, 11.09.2001 Кабала во МХАТе, Ольга Галахова, Русский журнал, 11.09.2001 Кабала рынка, Елена Дьякова, Газета.Ru, 10.09.2001 Милорад Павич: Вы освободились на десять лет раньше нас, Юлия Кантор, Известия, 10.09.2001 Красота с двумя антрактами, Алексей Филиппов, Известия, 10.09.2001 МХАТ открыл сезон, Юлия Кантор, Известия, 9.09.2001 К нашим зрителям, Олег Табаков, 8.09.2001 Реставрация, Олег Зинцов, Известия, 2.09.2001 Адольф Шапиро: «Я только теперь понял, как тяжело Табакову», Марина Давыдова, Время новостей, 20.08.2001 Так победим. Без восклицательного знака, Анатолий Смелянский, Известия, 14.08.2001 Искусство разговора, 7.08.2001 Олег Табаков: Я отменил во МХАТе демократию, Андрей Ванденко, Комсомольская правда, 27.07.2001 Олег Табаков: Я объявил амнистию той коррупции, что была до меня, Алексей Филиппов, Известия, 8.07.2001 История российских династий. Савва Второй, Ятъ, 1.07.2001 Евгения Добровольская: Жизнь игра и наоборот, Телемир, 30.05.2001 И мы идем по кругу..., Анатолий Смелянский, Известия, 24.05.2001 «Михаил Булгаков. Чёрный снег» авторский цикл программ Анатолия Смелянского, телеканал «Культура», 15.05.2001 Чудеса нумерологии, Елена Ковальская, Ведомости, 19.04.2001 Вечера на хуторе близ Бродвея, Раиса Саенко, Вечерний клуб, 13.04.2001 Чертова дюжина приколов, Ирина Алпатова, Культура, 12.04.2001 Похождения мужского тела, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 11.04.2001 Счастливый номер Владимира Машкова, Алексей Филиппов, Известия, 10.04.2001 Аншлаг, аншлаг
, Елена Ямпольская, Новые известия, 10.04.2001 Номер 13, Елена Ковальская, Афиша, 10.04.2001 Номер удался, Марина Давыдова, Время новостей, 9.04.2001 Комедия в клеточку, Ирина Корнеева, Время МН, 7.04.2001 Александр Семчев: «Пиво пью редко», Виталий Сычевский, Семья, 1.03.2001 Владимир Машков: Я веду себя как законченный эгоист, Алексей Филиппов, Известия, 28.02.2001 Чайка по имени Женя, Нина Алексеева, Россия, 21.02.2001 Зазеркалье. Встреча третья: Олег Табаков, Зоя Богуславская, Ozon.ru, 1.02.2001 |