Чучело птицы?Григорий Заславский, Российская газета, 31.10.2001 Олег Табаков, новый художественный руководитель МХАТа имени А. П. Чехова, решил поразить если не качеством, то уж точно количеством премьер: «Чайка», которую сыграли в конце октября, четвертая по счету с начала сезона. Теперь до начала января точно публике дана передышка, а с начала следующего года обещано еще по меньшей мере две, а то и три до конца сезона. Два спектакля уже репетируют Светлана Врагова и Владимир Петров, третий в процессе запуска. На афише «Чайки» постановщиком значится Олег Ефремов, и нигде не специально не сказано, что это капитальное возобновление, но простое сличение исполнителей заставляет отнестись к этому спектаклю именно как к премьере: все главные, да и почти все прочие роли играют в «Чайке» «новички», которых вводил в спектакль и в курс дела режиссер Николай Скорик, работавший с Олегом Николаевичем, если можно так сказать, на вторых ролях. При жизни Ефремова и над «Тремя сестрами», после смерти именно он выпускал последнюю, «недопоставленную» его работу «Сирано де Бержерак». «Чайкой» новый худрук в очередной раз отдает дань памяти и долг памяти своему учителю: до того довели до премьеры уже упомянутую драму Эдмона Ростана, позже, уже в начале этого сезона исполнили волю Ефремова, когда Адольф Шапиро поставил «Кабалу святош» с Табаковым в роли Мольера. «Чайка» на этом мемориально-театральном пути третья и, пожалуй, наиболее удачная попытка. Радикальное же обновление состава как будто бы освящено волей самого Ефремова, который весьма вольно смешивал составы и в разные годы в «Чайке», которую он поставил в 80-м, успели поиграть очень многие. На фотографии, опубликованной в программке, на репетиции рядом с Ефремовым за столом Екатерина Васильева (Маша), Татьяна Лаврова (Аркадина), Владимир Кашпур (Шамраев), Ия Саввина (Полина Андреевна), Андрей Попов (Сорин). С годами премьерный состав, где было место, кажется, одним народным артистам СССР и РСФСР (Треплева играл Андрей Мягков), поредел, но спектакль не сходил со сцены. С одной стороны, наверное, и потому, что «Чайка», которая стала эмблемой театра, давно уже стала и его судьбой. С другой, оснований для расставаний и не было, поскольку Ефремов умел находить исполнителей, который каждый раз вдыхали в спектакль другую, новую жизнь и весь спектакль заставляли дышать иначе. Великим, не понятым и одновременно не проявленным называли другую ефремовскую «Чайку» 70-го года, поставленную в «Современнике», так сказать, на прощанье. Великим спектаклем много лет спустя назовут его «Три сестры», которым он простился со МХАТом, и уже на премьере итоговость этой работы была замечена и прочитала всеми. «Чайка», которую Олег Ефремов поставил через десять лет после первого обращения к пьесе, в еще неразделенном МХАТе, таких лестных эпитетов не удостоилась. И вместе с тем оценили трагическое исполнение: постановщик всем сочувствовал и одновременно не подыгрывал никому, все были правы и потому такой неизбежной становилась трагическая развязка. Он сам как будто всех понял, всех простил и тем избавил себя от необходимости быть пристрастным. Медленно поднимались занавеси-сети, придуманные Валерием Левенталем, замедляя и без того мерное течение почти четырехчасового действия; туда-сюда разъезжали беседка и «цитаты» из усадебных интерьеров, давая то почти кинематографически резкие крупные планы, то теряющиеся в удалении картины почти театра теней. И даже появление Треплева Михаила Ефремова шумного, издерганного подростка, измученного соседством с великой и знаменитой родительницей, готового, кажется, за правду идти до конца, мало что изменило в общей, раз и навсегда запущенной и равнодушной логике жизни. Он играл замечательно, но правда его Треплева по-прежнему сталкивалась с десятком других, таких же правильных и по-своему справедливых правд. Опасения, посещавшие по пути на новую «Чайку», понятны. Вспомнилась даже сцена из четвертого акта пьесы, когда Шамраев обращаясь к Тригорину, говорит: «А у нас, Борис Алексеевич, осталась ваша вещь». И с этими словами предъявляет чучело, заказанное из когда-то подстреленной Треплевым чайки. Тригорин не помнит. Не помнит! А ведь Шамраев так старался угодить. Премьера «Чайки» располагает к осторожному оптимизму в части, касающейся дальнейшей жизни спектакля. Но утверждает и радует прежде всего в том, что касается прочности построенной Олегом Ефремовым театральной конструкции. Ефремовской интонации не мешает звучать даже отсутствие, казалось бы, несущих: Нина в исполнении актрисы Театра под руководством Олега Табакова Марины Салаковой вызывает одно недоумение, несоответствие роли, думается, должно было броситься в глаза еще при распределении. Евгений Миронов в роли Треплева добавляет множество собственных «идей», расцвечивая роль и чуть ли не каждую реплику своими знакомыми, всегда подробными, все объясняющими и расставляющими по полочкам жестами, где горизонт обозначен рукой, проведенной от края до края, а муки мученические руками же, то ли сдавливающими голову с двух сторон, то ли, наоборот, спасающими от взрыва изнутри. Пожалуй, для МХАТа имени Чехова хорошим приобретением может стать еще один актер «Табакерки» Михаил Хомяков, которого пригласили на роль Тригорина. Но на будущее, поскольку пока что он теряется на большой мхатовской сцене и голос его не всегда слышен даже в первых рядах партера. Как и в «Трех сестрах» несколько лет назад, лучшее и ефремовское, то есть глубокое и печальное чувство в этом спектакле в не главных, второстепенных, на первый взгляд, героях. Маша в исполнении Евгении Добровольской, Дорн Владлен Давыдов, Сорин Вячеслав Невинный Пока на авансцене Ирина Мирошниченко замечательно и смешно «отыгрывает» комические краски провинциальной актрисы Аркадиной, они, которые не ведут тему, а чаще поддерживают диалог, участвуют в разговоре, не спрашивают, а отвечают, играют и чище, и точнее. По Чехову и Ефремову. На пиру у старосветских помещиков, Алена Карась, Российская газета, 27.12.2001 Всего понемногу, Алиса Никольская, Ваш досуг, 10.12.2001 Дело было вечером, Культура, 6.12.2001 Выход из провинции, Григорий Заславский, Театральное дело Григория Заславского, 1.12.2001 Александр Семчев: «Я люблю кормить людей», Алексей Филиппов, Известия, 26.11.2001 Темур Чхеидзе: «Я еще не выяснил, умею ли ставить спектакли», Артур Соломонов, Газета, 13.11.2001 Для царей, Лариса Давтян, Новое время, 11.11.2001 Журналистка “МК” стала Лениным, Марина Райкина, Московский комсомолец, 10.11.2001 Егор Бероев: внук майора Вихря, Елена Фомина, ТВ Парк, 8.11.2001 Косметический ремонт, Нина Агишева, Московские новости, 6.11.2001 Титан и воробушек, Ольга Галахова, Ваш досуг, 5.11.2001 Правда и ложь трагедии, Елена Гинцберг, dellAPT, 1.11.2001 «Чайка» навсегда, Марина Мурзина, АиФ Москва, 31.10.2001 Чучело птицы?, Григорий Заславский, Российская газета, 31.10.2001 «Чайка» двадцать лет спустя, Ирина Корнеева, Время МН, 30.10.2001 Иногда они возвращаются, Глеб Ситковский, Вечерний клуб, 26.10.2001 Вячеслав Невинный о Владимире Кашпуре, 26.10.2001 Татьяна Лаврова о Владимире Кашпуре, 26.10.2001 Виктор Гвоздицкий о Владимире Кашпуре, 26.10.2001 Московский Художественный театр отмечает день рождения, NTV.ru, 26.10.2001 Чайку бы, Антон Красовский, Независимая газета, 25.10.2001 «Чайка» опять полетела, Роман Должанский, Коммерсант, 25.10.2001 Спектакль по расписанию, Глеб Ситковский, Вечерний клуб, 20.10.2001 Он вошел в смерть, как в роль, Надежда Келлер, Собеседник, 15.10.2001 Олег Табаков: На трудности не жалуюсь. Демократию отменил, Алла Боссарт, Новая Газета, 15.10.2001 Глазами клоуна, Ольга Егошина, Вёрсты, 9.10.2001 В Москве пройдет вечер памяти выдающегося русского актера Евгения Евстигнеева, приуроченный к его 75-летию, РИА Новости, 9.10.2001 Во МХАТе имени Чехова состоится вечер памяти Евгения Евстигнеева, NTV.ru, 9.10.2001 75 лет со дня рождения Евгения Евстигнеева, Yтро.ru, 9.10.2001 Приговоренные к жизни, Ирина Алпатова, Культура, 4.10.2001 Погиб поэт, невольник чести, Валентина Львова, Комсомольская правда, 3.10.2001 Оля Мухина и ее «Ю», Марина Мурзина, АиФ Москва, 3.10.2001 Зачем вы, девушки, идете в камикадзе?, Валентина Львова, Комсомольская правда, 2.10.2001 Фивы наших дней, Ирина Корнеева, Время МН, 2.10.2001 Драма идей, Григорий Заславский, Театральное дело Григория Заславского, 2.10.2001 Братская могила, Антон Красовский, Независимая газета, 2.10.2001 Да-да, нет-нет Оли Мухиной, Константин Александров, dellAPT, 1.10.2001 Могу лететь? - Лети!, Елена Гинцберг, dellAPT, 1.10.2001 Москва слезам не верит, Юрий Алесин, www.MoscowOut.ru, 1.10.2001 Когда разгуляется 2, Известия, 1.10.2001 От эдипова комплекса мы излечились, Елена Дьякова, Газета.Ru, 1.10.2001 Трагическая скука, Марина Давыдова, Время Новостей, 1.10.2001 Год Креона, Алексей Филиппов, Известия, 30.09.2001 Борьба за труп на сцене МХАТ, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 29.09.2001 Антигона за железным занавесом, Любовь Лебедина, Труд, 29.09.2001 Темур Чхеидзе: «Одной правды не бывает», Юлия Кантор, Известия, 28.09.2001 «Ю» Ольги Мухиной во МХАТе им. Чехова, Джон Фридман, “Moscow Times”, 27.09.2001 Чай, кофе, потанцуем, Антон Красовский, Независимая газета, 27.09.2001 Улеты во сне и наяву, Ирина Алпатова, Культура, 27.09.2001 Молодая кровь, Григорий Заславский, Русский журнал, 26.09.2001 Кама Гинкас о Владимире Кашпуре, 25.09.2001 А у нас в квартире газ, Марина Давыдова, Время Новостей, 25.09.2001 Интер(офф)вью 4: Олег Табаков, Русский Журнал, 25.09.2001 Разбиваются сердца под воздействием винца, Марина Райкина, Московский комсомолец, 25.09.2001 Из жизни шпрот, Алексей Филиппов, Известия, 24.09.2001 Интервью Олега Табакова, Эхо Москвы, 23.09.2001 Возвращение в кабалу, Ольга Егошина, Вёрсты, 22.09.2001 Осколки разбитого вдребезги, Елена Дьякова, Газета.Ru, 22.09.2001 Куда летим, командир?, Глеб Ситковский, Вечерний клуб, 21.09.2001 Время Ю, Ирина Корнеева, Время МН, 20.09.2001 Одной звезды я повторяю имя, Юрий Фридштейн, Литературная газета, 19.09.2001 Станислав Любшин: Моя судьба Чехов и Володин, Юлия Кантор, Известия, 16.09.2001 Мольер упал
У нас несчастье
, Наталья Казьмина, Труд, 15.09.2001 Мольеру не хватило места, Глеб Ситковский, Вечерний клуб, 14.09.2001 Обман зрения на премьере, Даль Орлов, Век, 14.09.2001 Влюбленный Мольер, Ольга Романцова, Вести.Ru, 14.09.2001 Я комедиант. Ничтожная роль?, Наталия Каминская, Культура, 13.09.2001 По третьему кругу, Екатерина Васенина, Независимая газета, 13.09.2001 Жил да был один Мольер по прозванью Табаков
, Валентина Львова, Комсомольская правда, 11.09.2001 Лучше только любовь, Ирина Корнеева, Время МН, 11.09.2001 Мольер по завещанию, Роман Должанский, Коммерсант, 11.09.2001 Некоролевские игры, Марина Давыдова, Время Новостей, 11.09.2001 Песнь о вещем Олеге, Екатерина Васенина, Независимая газета, 11.09.2001 Кабала во МХАТе, Ольга Галахова, Русский журнал, 11.09.2001 Кабала рынка, Елена Дьякова, Газета.Ru, 10.09.2001 Милорад Павич: Вы освободились на десять лет раньше нас, Юлия Кантор, Известия, 10.09.2001 Красота с двумя антрактами, Алексей Филиппов, Известия, 10.09.2001 МХАТ открыл сезон, Юлия Кантор, Известия, 9.09.2001 К нашим зрителям, Олег Табаков, 8.09.2001 Реставрация, Олег Зинцов, Известия, 2.09.2001 Адольф Шапиро: «Я только теперь понял, как тяжело Табакову», Марина Давыдова, Время новостей, 20.08.2001 Так победим. Без восклицательного знака, Анатолий Смелянский, Известия, 14.08.2001 Искусство разговора, 7.08.2001 Олег Табаков: Я отменил во МХАТе демократию, Андрей Ванденко, Комсомольская правда, 27.07.2001 Олег Табаков: Я объявил амнистию той коррупции, что была до меня, Алексей Филиппов, Известия, 8.07.2001 История российских династий. Савва Второй, Ятъ, 1.07.2001 Евгения Добровольская: Жизнь игра и наоборот, Телемир, 30.05.2001 И мы идем по кругу..., Анатолий Смелянский, Известия, 24.05.2001 «Михаил Булгаков. Чёрный снег» авторский цикл программ Анатолия Смелянского, телеканал «Культура», 15.05.2001 Чудеса нумерологии, Елена Ковальская, Ведомости, 19.04.2001 Вечера на хуторе близ Бродвея, Раиса Саенко, Вечерний клуб, 13.04.2001 Чертова дюжина приколов, Ирина Алпатова, Культура, 12.04.2001 Похождения мужского тела, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 11.04.2001 Счастливый номер Владимира Машкова, Алексей Филиппов, Известия, 10.04.2001 Аншлаг, аншлаг
, Елена Ямпольская, Новые известия, 10.04.2001 Номер 13, Елена Ковальская, Афиша, 10.04.2001 Номер удался, Марина Давыдова, Время новостей, 9.04.2001 Комедия в клеточку, Ирина Корнеева, Время МН, 7.04.2001 Александр Семчев: «Пиво пью редко», Виталий Сычевский, Семья, 1.03.2001 Владимир Машков: Я веду себя как законченный эгоист, Алексей Филиппов, Известия, 28.02.2001 Чайка по имени Женя, Нина Алексеева, Россия, 21.02.2001 Зазеркалье. Встреча третья: Олег Табаков, Зоя Богуславская, Ozon.ru, 1.02.2001 |