Правда и ложь трагедииЕлена Гинцберг, dellAPT, 1.11.2001 Особенность трагедии в том, что в этом жанре у героев нет никакой надежды все предопределено заранее, и бороться с судьбой бессмысленно и никому не нужно. В современной жизни понятие Рока, как понимали его в Древней Греции, не существует, зато всегда жива надежда. На этом противоречии, столкновении взглядов эпох и построен спектакль режиссера Тимура Чхеидзе «Антигона» по пьесе Ж. Ануя, поставленный во МХАТе им. А. Чехова. В роли Антигоны Марина Зудина, в роли ее главного оппонента Креонта Отар Мегвенетухуцеси. В жизни «маленькой Антигоны», как называет ее Хор (Евгений Киндинов), было не много радостей. Она просто жила, но этого мы, зрители, не видим. Антигона Марины Зудиной с самого начала спектакля готовится к смерти. Она совершила преступление и готова за него отвечать. Надежды нет, есть только Судьба. Но Антигона Ануя живет не в сценическом, а в реальном мире, где Судьба не есть основа мироздания. Только героиня Марины Зудиной не видит этого, она существует по закону древнегреческой трагедии. А ее невольный палач, правитель Фив Креонт живет надеждой. Отар Мегвенетухуцеси играет Креонта в первую очередь человеком, а уж потом царем. И отсюда возникает основной конфликт спектакля. Противостояние Креонта и Антигоны это не просто столкновение мнений, это борьба, определяющая жизненную философию, определяющая саму жизнь. Создается ощущение, что Антигона попала в этот мир случайно, что она играет по другим правилам, нежели другие. Марина Зудина показывает Антигону очень испуганной, но при этом решительной девочкой, совершившей преступление и готовящейся нести кару. В каждом движении актрисы, в звуках ее голоса, во взгляде видны переживания ее героини, которая так хочет жить, но которая уверена в том, что ее дни сочтены. Она черпает силы в уверенности в собственной правоте. И когда потом Креонт разобьет ее уверенность, она сожмется в маленький комочек у его ног. Антигона не хочет счастья в том понимании, в котором видит это слово Креонт. Она предпочитает погибнуть, не зная за что, но не остаться жить среди обмана. Дуэт Марины Зудиной и Отара Мегвенетухуцеси редкий сценический союз актеров. Кажется, они понимают друг друга с полувзгляда, с полувздоха. Вообще на сцене царит особый актерский ансамбль, в котором каждый не только играет свою партию, но и помогает другим играть. Действие происходит так близко от зрителей, что можно разглядеть малейшее изменение в выражении лиц актеров. Сцена с трех сторон окружена публикой, с четвертой стороны стена с дверью, напоминающая вход в склеп. В таком склепе должны будут замуровать Антигону, но все герои выходят из него на сцену, как из пещеры, в которой живут. Получается, что смерть Антигоны это избавление. А остальным, тем, кто останется жить, придется мучиться. Паутина поступков и мыслей, противоречий и согласий запутывает и героев, и зрителей все туже. Поневоле сидящие в зале вынуждены принять чью-либо сторону. И если поначалу кажется правой Антигона, то потом вместе с ней мы приходим к осознанию правоты Креонта. Кому-то его правота придется по душе, кому-то покажется ошибкой, а кто-то, как и Антигона, предпочтет поверить в правоту Креонта, но не принять ее. На пиру у старосветских помещиков, Алена Карась, Российская газета, 27.12.2001 Всего понемногу, Алиса Никольская, Ваш досуг, 10.12.2001 Дело было вечером, Культура, 6.12.2001 Выход из провинции, Григорий Заславский, Театральное дело Григория Заславского, 1.12.2001 Александр Семчев: «Я люблю кормить людей», Алексей Филиппов, Известия, 26.11.2001 Темур Чхеидзе: «Я еще не выяснил, умею ли ставить спектакли», Артур Соломонов, Газета, 13.11.2001 Для царей, Лариса Давтян, Новое время, 11.11.2001 Журналистка “МК” стала Лениным, Марина Райкина, Московский комсомолец, 10.11.2001 Егор Бероев: внук майора Вихря, Елена Фомина, ТВ Парк, 8.11.2001 Косметический ремонт, Нина Агишева, Московские новости, 6.11.2001 Титан и воробушек, Ольга Галахова, Ваш досуг, 5.11.2001 Правда и ложь трагедии, Елена Гинцберг, dellAPT, 1.11.2001 «Чайка» навсегда, Марина Мурзина, АиФ Москва, 31.10.2001 Чучело птицы?, Григорий Заславский, Российская газета, 31.10.2001 «Чайка» двадцать лет спустя, Ирина Корнеева, Время МН, 30.10.2001 Иногда они возвращаются, Глеб Ситковский, Вечерний клуб, 26.10.2001 Вячеслав Невинный о Владимире Кашпуре, 26.10.2001 Татьяна Лаврова о Владимире Кашпуре, 26.10.2001 Виктор Гвоздицкий о Владимире Кашпуре, 26.10.2001 Московский Художественный театр отмечает день рождения, NTV.ru, 26.10.2001 Чайку бы, Антон Красовский, Независимая газета, 25.10.2001 «Чайка» опять полетела, Роман Должанский, Коммерсант, 25.10.2001 Спектакль по расписанию, Глеб Ситковский, Вечерний клуб, 20.10.2001 Он вошел в смерть, как в роль, Надежда Келлер, Собеседник, 15.10.2001 Олег Табаков: На трудности не жалуюсь. Демократию отменил, Алла Боссарт, Новая Газета, 15.10.2001 Глазами клоуна, Ольга Егошина, Вёрсты, 9.10.2001 В Москве пройдет вечер памяти выдающегося русского актера Евгения Евстигнеева, приуроченный к его 75-летию, РИА Новости, 9.10.2001 Во МХАТе имени Чехова состоится вечер памяти Евгения Евстигнеева, NTV.ru, 9.10.2001 75 лет со дня рождения Евгения Евстигнеева, Yтро.ru, 9.10.2001 Приговоренные к жизни, Ирина Алпатова, Культура, 4.10.2001 Погиб поэт, невольник чести, Валентина Львова, Комсомольская правда, 3.10.2001 Оля Мухина и ее «Ю», Марина Мурзина, АиФ Москва, 3.10.2001 Зачем вы, девушки, идете в камикадзе?, Валентина Львова, Комсомольская правда, 2.10.2001 Фивы наших дней, Ирина Корнеева, Время МН, 2.10.2001 Драма идей, Григорий Заславский, Театральное дело Григория Заславского, 2.10.2001 Братская могила, Антон Красовский, Независимая газета, 2.10.2001 Да-да, нет-нет Оли Мухиной, Константин Александров, dellAPT, 1.10.2001 Могу лететь? - Лети!, Елена Гинцберг, dellAPT, 1.10.2001 Москва слезам не верит, Юрий Алесин, www.MoscowOut.ru, 1.10.2001 Когда разгуляется 2, Известия, 1.10.2001 От эдипова комплекса мы излечились, Елена Дьякова, Газета.Ru, 1.10.2001 Трагическая скука, Марина Давыдова, Время Новостей, 1.10.2001 Год Креона, Алексей Филиппов, Известия, 30.09.2001 Борьба за труп на сцене МХАТ, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 29.09.2001 Антигона за железным занавесом, Любовь Лебедина, Труд, 29.09.2001 Темур Чхеидзе: «Одной правды не бывает», Юлия Кантор, Известия, 28.09.2001 «Ю» Ольги Мухиной во МХАТе им. Чехова, Джон Фридман, “Moscow Times”, 27.09.2001 Чай, кофе, потанцуем, Антон Красовский, Независимая газета, 27.09.2001 Улеты во сне и наяву, Ирина Алпатова, Культура, 27.09.2001 Молодая кровь, Григорий Заславский, Русский журнал, 26.09.2001 Кама Гинкас о Владимире Кашпуре, 25.09.2001 А у нас в квартире газ, Марина Давыдова, Время Новостей, 25.09.2001 Интер(офф)вью 4: Олег Табаков, Русский Журнал, 25.09.2001 Разбиваются сердца под воздействием винца, Марина Райкина, Московский комсомолец, 25.09.2001 Из жизни шпрот, Алексей Филиппов, Известия, 24.09.2001 Интервью Олега Табакова, Эхо Москвы, 23.09.2001 Возвращение в кабалу, Ольга Егошина, Вёрсты, 22.09.2001 Осколки разбитого вдребезги, Елена Дьякова, Газета.Ru, 22.09.2001 Куда летим, командир?, Глеб Ситковский, Вечерний клуб, 21.09.2001 Время Ю, Ирина Корнеева, Время МН, 20.09.2001 Одной звезды я повторяю имя, Юрий Фридштейн, Литературная газета, 19.09.2001 Станислав Любшин: Моя судьба Чехов и Володин, Юлия Кантор, Известия, 16.09.2001 Мольер упал
У нас несчастье
, Наталья Казьмина, Труд, 15.09.2001 Мольеру не хватило места, Глеб Ситковский, Вечерний клуб, 14.09.2001 Обман зрения на премьере, Даль Орлов, Век, 14.09.2001 Влюбленный Мольер, Ольга Романцова, Вести.Ru, 14.09.2001 Я комедиант. Ничтожная роль?, Наталия Каминская, Культура, 13.09.2001 По третьему кругу, Екатерина Васенина, Независимая газета, 13.09.2001 Жил да был один Мольер по прозванью Табаков
, Валентина Львова, Комсомольская правда, 11.09.2001 Лучше только любовь, Ирина Корнеева, Время МН, 11.09.2001 Мольер по завещанию, Роман Должанский, Коммерсант, 11.09.2001 Некоролевские игры, Марина Давыдова, Время Новостей, 11.09.2001 Песнь о вещем Олеге, Екатерина Васенина, Независимая газета, 11.09.2001 Кабала во МХАТе, Ольга Галахова, Русский журнал, 11.09.2001 Кабала рынка, Елена Дьякова, Газета.Ru, 10.09.2001 Милорад Павич: Вы освободились на десять лет раньше нас, Юлия Кантор, Известия, 10.09.2001 Красота с двумя антрактами, Алексей Филиппов, Известия, 10.09.2001 МХАТ открыл сезон, Юлия Кантор, Известия, 9.09.2001 К нашим зрителям, Олег Табаков, 8.09.2001 Реставрация, Олег Зинцов, Известия, 2.09.2001 Адольф Шапиро: «Я только теперь понял, как тяжело Табакову», Марина Давыдова, Время новостей, 20.08.2001 Так победим. Без восклицательного знака, Анатолий Смелянский, Известия, 14.08.2001 Искусство разговора, 7.08.2001 Олег Табаков: Я отменил во МХАТе демократию, Андрей Ванденко, Комсомольская правда, 27.07.2001 Олег Табаков: Я объявил амнистию той коррупции, что была до меня, Алексей Филиппов, Известия, 8.07.2001 История российских династий. Савва Второй, Ятъ, 1.07.2001 Евгения Добровольская: Жизнь игра и наоборот, Телемир, 30.05.2001 И мы идем по кругу..., Анатолий Смелянский, Известия, 24.05.2001 «Михаил Булгаков. Чёрный снег» авторский цикл программ Анатолия Смелянского, телеканал «Культура», 15.05.2001 Чудеса нумерологии, Елена Ковальская, Ведомости, 19.04.2001 Вечера на хуторе близ Бродвея, Раиса Саенко, Вечерний клуб, 13.04.2001 Чертова дюжина приколов, Ирина Алпатова, Культура, 12.04.2001 Похождения мужского тела, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 11.04.2001 Счастливый номер Владимира Машкова, Алексей Филиппов, Известия, 10.04.2001 Аншлаг, аншлаг
, Елена Ямпольская, Новые известия, 10.04.2001 Номер 13, Елена Ковальская, Афиша, 10.04.2001 Номер удался, Марина Давыдова, Время новостей, 9.04.2001 Комедия в клеточку, Ирина Корнеева, Время МН, 7.04.2001 Александр Семчев: «Пиво пью редко», Виталий Сычевский, Семья, 1.03.2001 Владимир Машков: Я веду себя как законченный эгоист, Алексей Филиппов, Известия, 28.02.2001 Чайка по имени Женя, Нина Алексеева, Россия, 21.02.2001 Зазеркалье. Встреча третья: Олег Табаков, Зоя Богуславская, Ozon.ru, 1.02.2001 |