Виктор Гвоздицкий: Наша профессия эфемернаАлексей Филиппов, Известия, 24.09.2002 Народный артист России Виктор Гвоздицкий один из самых интересных и уважаемых театральных актеров, мхатовская звезда первой величины. Он в значительной степени держит мхатовский репертуар: Гвоздицкий Арбенин и Тузенбах, Сирано и Подколесин, в прошлом сезоне он сыграл одну из лучших ролей во мхатовском спектакле «Вечность и еще один день» и Арто в Центре имени Мейерхольда. Гвоздицкого приглашали играть в «Комеди Франсез», во время недавнего пушкинского юбилея он читал стихи поэта во Франции и Италии причем по-французски. А вырос Гвоздицкий на Кубани, закончил Ярославское театральное училище, работал в БДТ, Ленинградском театре комедии, московском театре «Эрмитаж», теперь во МХАТе имени Чехова. 30 сентября ему исполнится 50 лет. - В акимовский театр вы пришли, когда там уже не было Акимова. И все же, чем он для вас стал, чему там было можно научиться?.. Я пришел в Ленинградский театр комедии, когда со дня смерти Акимова прошло не так много времени. Тогда там ставили Вадим Голиков и совсем молодой режиссер Петр Фоменко. Театр комедии был домом Акимова, он сделал его вплоть до зеркал, табуретов и гримировальных столов, вплоть до изготовленных по его рисункам витражей. Акимов жил в спектаклях и артистах В стиле поведения. Он был очень радостным и интеллигентным. И очень деликатным удивительное сочетание, которое я нигде больше не встречал. - Я слышал, что Фоменко в свой ленинградский период был совсем другим. Не было сегодняшней мягкости, напевности, в его работах ощущалось тяготение к тому темному, что есть в человеке. Да, это так. Хотя я думаю, что по большому счету он изменился мало. Если бы меня спросили, что интересует Фоменко в театре, я бы ответил сама природа театра. А спектакли тогда были другие. .. Хотя я узнаю их в его сегодняшних работах, в типе актера, который он выбирает. В Театре комедии его премьершей была Таня Шестакова, супруга Льва Абрамовича Додина, тогда она очень напоминала сестер Кутеповых. Та же хрупкость, нежность, эксцентричность, умение довести до конца актерские мелочи - Я помню, как вы, ленинградский артист, появились в Москве, в театре «Эрмитаж». Было ощущение вашего полного совпадения и с этой сценой, и с ее главным режиссером. Казалось, Михаил Левитин раскрывает вас Моя профессия предполагает, что тебя используют. Ее корень в исполнительстве, и стесняться этого не стоит музыканты тоже играют чужие ноты. Артистов Левитин не раскрывал, но их природу использовал довольно мощно. - Из-за наплыва сериалов меняется тип театрального актера Да, это так. И как вы к этому относитесь? - По разному. Хорошо, что благодаря телесериалам актеры снова становятся «звездами» сегодняшние кино и театр не могут им этого дать. Но профессиональное огрубление, которым актеры обязаны телевидению, меня раздражает. А мне кажется, что из-за этого меняется само понятие актерской профессии. Она теряется. - Как может потеряться профессия, востребованная зрителями? Этим измеряется далеко не все. Профессия драматического артиста состоит из компонентов, которые очень трудно измерить. В опере проще все зависит от того, берет певец ноту или не берет. А в драматическом театре понятия «хорошо» и «плохо» недоказуемы, подсознательны, личностны. С этой точки зрения наша профессия эфемерна. Сейчас она нивелируется. Есть спрос, есть реакция зала, есть улица, которая раньше не была допущена в театр, а теперь в него пришла, есть востребованность того или иного типа театра И есть результат: раньше я измерял театр не хорошими и плохими, а средними спектаклями. Если они есть, то существует и средний уровень профессии. Теперь средний спектакль исчез, и в зрительном зале ко мне все чаще и чаще приходит ощущение катастрофы. - И виноват во всем, конечно, зритель Многие мои коллеги говорят: от того, что идет из сегодняшнего зрительного зала, у меня возникает шок. Мне это совершенно непонятно: зрители разные, но спектакль Стреллера одинаково оглушает интеллигента, нового русского, иностранца, школьника и проститутку. Это великий театр он будет существовать всегда, ради него мы и занимаемся этим делом. - Телевидение влияет на актерскую технику? Очень сильно. Однако сформулировать понятие «актерская техника» я бы не взялся. Но все актеры прекрасно понимают, что это такое: во время спектаклей и репетиций возникает множество тонких вещей, идущих от настроения, цвета глаз, личной симпатий, открытости, требований режиссера. Поэтому я так люблю работать со старыми артистами. У нас разные темпоритмы, но от них идет такое излучение существа театра и жизни А благодаря сериалам, где работают многие отличные актеры, эта тонкость пропадает. - Мне кажется, что настоящий театр в обозримом будущем уйдет в малые залы, для ста-ста пятидесяти человек, и станет камерным искусством для избранных Это не должно произойти. Театр построен много веков назад, и за это время так все менялось А театры оставались и не превращались в концертные площадки. Но театр должен иметь право на неполный зал, на небогатую, студенческую публику А теперь, к сожалению, все подменяет касса. Пусть уровень нашей сцены меняется, но он же не ниже европейского. - Но на Западе используют формы, которых у нас нет. Вспомните спектакли Боба Уилсона, где оформление и свет важнее актеров Но это же совсем другой жанр! Я не поклонник театра Товстоногова: в БДТ я отработал четыре года, и у меня очень сложное отношение и к Мастеру, и к труппе, и к стилю театра, и к тому, что он был не слишком избирателен в средствах достижения своих целей Но когда я вижу современные сценические эффекты, то вспоминаю Товстоногова: в его спектаклях была классическая простота пушкинских стихов, их создавали первые, самые трудные и высокие актерские средства. Сейчас это уходит, и я боюсь, что скоро совершенно непонятным станет любимое выражение Фоменко: «Я люблю заниматься с артистами интонированием». Олег Табаков: «Каждый должен носить свой чемодан», Спорт-экспресс, 27.12.2002 Ты с этим шел ко мне и мог остановиться у сортира?, Наталия Каминская, Культура, 26.12.2002 Суета вокруг сортира, Алексей Филиппов, Известия, 25.12.2002 Кабачок «13 писсуаров», Елена Ямпольская, Новые известия, 25.12.2002 Без палочек, Марина Давыдова, Время Новостей, 24.12.2002 Краткий отчет, Ольга Фукс, Ваш досуг, 24.12.2002 Дело было в туалете, Артур Соломонов, Газета, 23.12.2002 МХАТ нашел отхожее место, Роман Должанский, Коммерсантъ, 23.12.2002 Оптимист с коммунистическим прошлым, Григорий Заславский, Независимая газета, 20.12.2002 МХАТ промахнулся и попал в коммунистов, Евгения Поливанова, Газета.Ru, 20.12.2002 Друг мой, Толька!.. (Анатолию Смелянскому 60), Михаил Швыдкой, Московские Новости, 19.12.2002 Павел Когоут: «Народные беды слишком высокая плата за хорошую литературу», Алексей Филиппов, Известия, 12.12.2002 Есть и такая профессия, Алексей Александров, Известия, 10.12.2002 Между работой и волком, Екатерина Васенина, Новая газета, 2.12.2002 Искусство и дотации, Олег Табаков, Смысл, 2.12.2002 Ангелина Степанова. Большая роль., Виталий Вульф, “L'Officiel”. Русское издание. № 43, 12.2002 Хайль Акбар!, Елена Кутловская, Метро, 26.11.2002 Терроризм, Елена Ковальская, Афиша, 25.11.2002 Олег Табаков: У меня роман со зрителем, Юлия Кантор, Известия, 20.11.2002 Табаков о театре Табакова? и не только о нем, Дипломат, 18.11.2002 Нулевая заповедь, Елена Ямпольская, Новые известия, 16.11.2002 Братья-разбойники, Григорий Заславский, Независимая газета, 15.11.2002 Пронзенные полумесяцем, Павел Руднев, Ваш досуг, 12.11.2002 Терроризм, к счастью, ненастоящий, Нина Агишева, Московские Новости, 12.11.2002 Терроризм пришел во МХАТ, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 12.11.2002 Все это уже взорвалось. Внутри, Елена Дьякова, Новая газета, 11.11.2002 Стильное зло, Алена Карась, Российская газета, 11.11.2002 Во МХАТе поиграли в террористов, Артур Соломонов, Газета, 11.11.2002 Терроризм бытовой, обыкновенный, Алена Солнцева, Время Новостей, 11.11.2002 «Терроризму» NET, Олег Зинцов, Ведомости, 11.11.2002 Проверено. Мины есть, Марина Давыдова, Известия, 10.11.2002 Бомба во МХАТе, Елена Дьякова, Газета.Ru, 10.11.2002 Клоуны тоже плачут, Ольга Смирнова, Культура, 6.11.2002 Нас многие считают фриками, Роман Должанский, Коммерсантъ, 6.11.2002 МХАТ превратится в монастырь, а «Табакерка» в Африку, Татьяна Демидова, Ваш досуг, 5.11.2002 Неприятности в цирке, Мария Львова, Вечерний клуб, 5.11.2002 Пощечины достались зрителям, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 5.11.2002 Настоящий Гвоздицкий, Григорий Заславский, Независимая газета, 5.11.2002 Художественный театр ставит «боевые» пьесы, Наталия Бойко, Известия, 5.11.2002 Тот и другие, Александр Соколянский, Время Новостей, 5.11.2002 Восьмая жизнь Немировича-Данченко, Лидия Соколова, Музыкальная жизнь, 1.11.2002 Террор на сцене, Павел Руднев, Независимая газета, 1.11.2002 Литературная идиллия, Ольга Фукс, Ваш досуг, 29.10.2002 Правильная формула красива, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 28.10.2002 Кирилл Серебренников о пьесе «Терроризм», 25.10.2002 Братья Пресняковы о пьесе «Терроризм», 24.10.2002 Ярче всего бог рисует белым, Елена Дьякова, Новая газета, 24.10.2002 Два Невинный Два, Алиса Никольская, Культура, 24.10.2002 Райа-Синикка Рантала: Кругом дети Станиславского, Ирина Алпатова, Культура, 24.10.2002 Русско-финские страсти, Ольга Фукс, Ваш досуг, 22.10.2002 Закрытый актер Виктор Гвоздицкий, Алена Карась, Ваш досуг, 22.10.2002 В театре надо быть смиренным
, Александр Строганов, Век, 18.10.2002 Сонечку нельзя смотреть, Елена Ковальская, Афиша, 11.10.2002 Эпизоды из жизни актера Гвоздицкого, Алла Михалёва, Литературная газета, 9.10.2002 Сонечкина хрестоматия, Павел Руднев, Независимая газета, 8.10.2002 Пальцем ноги?, Лев Аннинский, Версты, 8.10.2002 Тихоня-Сонечка, Евгения Поливанова, Газета.Ru, 7.10.2002 Уроки чтения, Роман Должанский, Коммерсантъ, 4.10.2002 МХАТ прочитал Улицкую, Светлана Свининникова, Ежедневные новости. Подмосковье, 3.10.2002 Сонечки да танечки, Ирина Корнеева, Время МН, 2.10.2002 Не наш современник, Марина Давыдова, Время Новостей, 1.10.2002 Освоение кумира, Роман Должанский, Коммерсантъ, 1.10.2002 Театральная проза, Алексей Филиппов, Известия, 1.10.2002 1 октября исполнилось 75 лет со дня рождения Олега Ефремова, NTVRU, 1.10.2002 Под знаком Весов, Анатолий Смелянский, Московские Новости, 1.10.2002 Во вторник талантливейшему актеру и выдающемуся режиссеру Олегу Ефремову исполнилось бы 75 лет, Наталья Курова, РИА Новости, 1.10.2002 Браво, Гвоздицкий, браво!, Екатерина Васильева, Газета, 30.09.2002 Виктор Гвоздицкий: Вот это я люблю
, Артур Соломонов, Газета, 30.09.2002 Отчего стрелялся президент?, Ирина Алпатова, Культура, 26.09.2002 Виктор Гвоздицкий: Наша профессия эфемерна, Алексей Филиппов, Известия, 24.09.2002 Осеннее обострение, Татьяна Демидова, Ваш досуг, 20.09.2002 Артист и его двойник, Ирина Алпатова, Культура, 19.09.2002 После преступления, Ольга Галахова, Литературная газета, 11.09.2002 Новый старый стиль, Григорий Заславский, Независимая газета, 10.09.2002 Опасные связи Табакова, Марина Райкина, Московский комсомолец, 7.09.2002 Актеры не должны простаивать, Алексей Филиппов, Известия, 5.09.2002 Бронтозавр, олигарх, театральный тяжеловес, Григорий Заславский, Независимая газета, 22.08.2002 «Терроризм» братьев Пресняковых, известный Угаров и неизвестный Курельчик, Елена Киселева, Правда, 15.08.2002 Ирину Мирошниченко одарили бриллиантами, Ольга Сапрыкина, Комсомольская правда, 27.07.2002 Ирина Мирошниченко: Во МХАТе меня просили снять брюки, Ярослав Щедров, Комсомольская правда, 24.07.2002 Олег Табаков: мы сработали за шестерых, Роман Должанский, Коммерсантъ, 12.07.2002 Убийства не было
, Николай Александров, Газета, 1.07.2002 Один день с Олегом Табаковым накануне закрытия сезона, Алексей Филиппов, Известия, 30.06.2002 Наказание без преступления, Ирина Корнеева, Время МН, 27.06.2002 Диалектика, Зоя Шульман, Ведомости, 27.06.2002 Образ Раскольникова, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 27.06.2002 О наказании, Григорий Заславский, Независимая газета, 27.06.2002 Скромное обаяние Достоевского, Мария Львова, Вечерний клуб, 27.06.2002 Из «Преступления и наказания» извлекли урок, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 27.06.2002
И нет старушки, Алексей Филиппов, Известия, 26.06.2002 Холодный ум и негорячее сердце, Марина Давыдова, Время новостей, 26.06.2002 Гений вещественности, Михаил Левитин, Общая газета, 30.05.2002 Во МХАТе подавили убойную силу, Марина Райкина, Московский комсомолец, 28.05.2002 Телеверсия спектакля «Рождественские грёзы» (запись 2002 года), телеканал «Культура», 25.05.2002 Альтернатива вечности, Александр Смольяков, Век, 24.05.2002 Трагический балаган, Марина Мурзина, АиФ Москва, 23.05.2002 Утиные истории, Ирина Алпатова, Культура, 23.05.2002 Вампиловский сезон, Екатерина Васенина, ПОЛИТ. РУ, 23.05.2002 Осенний марафон, Елена Ямпольская, Новые известия, 22.05.2002 Все враздробь, Дина Годер, Еженедельный журнал, 21.05.2002 Провинциальный анекдот, Нина Агишева, Московские новости, 21.05.2002 Философия пофигизма, Ирина Алпатова, Культура, 16.05.2002 Коллекция Табакова, Мария Львова, Вечерний клуб, 16.05.2002 В Москву, в Москву!, Юлия Кантор, Известия, 15.05.2002 В отсутствие любви и смерти, Итоги, 14.05.2002 Альбом семейных фотографий, Елена Губайдуллина, Известия, 14.05.2002 Утка и свисток, Марина Давыдова, Время новостей, 14.05.2002 Балканский синдром, Павел Руднев, Ваш досуг, 13.05.2002 «Менты» вышли на «Утиную охоту», Марина Шимадина, Коммерсантъ, 13.05.2002 Боязнь пространства, Виктория Никифорова, «Ведомости», 13.05.2002 Затерянные в постмодерне, Мария Львова, Вечерний клуб, 8.05.2002 Вечность и еще один день, Майа Одина, Афиша, 4.05.2002 Интерактивный комплексный обед, Александр Соколянский, Ведомости, 27.04.2002 Мхатовская каракатица, Артур Соломонов, Газета, 26.04.2002 Право выбора, Григорий Заславский, Русский Журнал, 25.04.2002 Интерактивные песни западных славян, Наталия Каминская, Культура, 25.04.2002 Москву посетил известный югославский писатель Милорад Павич, НТВ. ru, 24.04.2002 Вечность мужская и женская, Ирина Корнеева, Время МН, 24.04.2002 Милорад Павич: Во время бомбежек НАТО я чистил яблоки, Зинаида Лобанова, Комсомольская Правда, 24.04.2002 Во МХАТе зрители голосуют за «розовый» или «голубой» спектакль, Ярослав Щедров, Комсомольская Правда, 24.04.2002 Вечность: между мужским и женским концом, Марина Райкина, Московский комсомолец, 23.04.2002 Выбирай или проиграешь, Елена Ямпольская, Новые известия, 23.04.2002 Мой первый Павич, Дарья Коробова, Независимая газета, 23.04.2002 Миссия невыполнима, Марина Давыдова, Время новостей, 23.04.2002 «Вечность» слегка затянулась, Роман Должанский, Коммерсантъ, 23.04.2002 Мальчики направо, девочки налево, Алексей Филиппов, Известия, 23.04.2002 Константин Хабенский: Мое амплуа комическая старуха, Татьяна Демидова, Ваш досуг, 22.04.2002 Привидения в Камергерском переулке, Дина Абрамова, Вечерняя Москва, 14.04.2002 Кабала спроса, Жанна Васильева, Итоги, 9.04.2002 Меню для театрального ужина, Александра Лаврова, Ваш досуг, 1.04.2002 Егор Бероев: Понимаю, что больше не надо испытывать судьбу, Татьяна Демидова, Ваш досуг, 8.03.2002 Гусь печальный, Роман Должанский, Коммерсантъ, 6.03.2002 Развязавшие язык, Елена Ямпольская, Новые известия, 28.02.2002 Молодежный «Гусь», Алексей Филиппов, Известия, 27.02.2002 Удачливая Даша, Глеб Ситковский, Алфавит, 21.02.2002 Как важно быть серьезным, Нина Суслович, Литературная газета, 20.02.2002 Андрей Мягков модернизировал пьесу «Ретро» А. Галина, Елена Ковальская, Афиша, 18.02.2002 Тендер для одинокого старика, Ольга Лаврова, Ваш досуг, 11.02.2002 Женить бы, Олег Зинцов, Ведомости, 8.02.2002 Победа антиквариата, Мария Львова, Вечерний клуб, 7.02.2002 Врачующая рука убийцы, Мария Львова, Вечерний клуб, 7.02.2002 Старик и горе, Ирина Алпатова, Культура, 7.02.2002 Старосветская печаль, Нина Агишева, Московские новости, 5.02.2002 Патовая ситуация, Ольга Фукс, Ваш досуг, 4.02.2002 Модерн в Камергерском, Елена Ковальская, Ведомости, 4.02.2002 Ангел, падший на сцену, Алексей Филиппов, Известия, 4.02.2002 Старосветские помещики, Елена Ковальская, Афиша, 1.02.2002 Ретро в квадрате, Ирина Корнеева, Время МН, 1.02.2002 Сердечная недостаточность, Ирина Алпатова, Культура, 31.01.2002 Свобода не гарантирует успеха, Сергей Шаповал, Независимая газета, 31.01.2002 И смех и слезы, Марина Давыдова, Время Новостей, 31.01.2002 «Ретро» оказалось глубоким, Роман Должанский, Коммерсантъ, 31.01.2002 Не чисто английское убийство, Станислав Рассадин, Версты, 26.01.2002 Повесть о настоящем человеке, Алексей Филиппов, Известия, 23.01.2002 Кто убил несчастного инвалида?, Артур Соломонов, Газета, 21.01.2002 На радость всем буржуям, Марина Давыдова, Время Новостей, 21.01.2002 Одна абсолютно счастливая семья, Глеб Ситковский, 19.01.2002 Во МХАТе зажгли, Роман Должанский, Коммерсантъ, 19.01.2002 Детектив в стиле «модерн», Ольга Романцова, Время МН, 19.01.2002 Умирающий лебедь, Антон Красовский, Независимая газета, 19.01.2002 Тихие смертельные этюды, Роман Должанский, Коммерсантъ, 16.01.2002 Евгения Добровольская: «Надо нести свой крест и верить», Алексей Филиппов, Известия, 14.01.2002 МХАТ им. Чехова представляет спектакль по произведению Сомерсета Моэма, РИА «Новости», 14.01.2002 Осколки разбитого вдребезги, Екатерина Васенина, 9.01.2002 Гоголь в гостях у Уайлдера, Марина Давыдова, Время Новостей, 9.01.2002 Карбаускис во МХАТе, Григорий Заславский, Русский журнал, 8.01.2002 Сочинение о двух влюбленных, Алексей Филиппов, Известия, 8.01.2002 Андрей Ильин: У нас очень спортивная профессия, Римма Авшалумова, Ваш досуг, 7.01.2002 Сомерсет Моэм: театр и жизнь, Виталий Вульф, 5.01.2002 Старосветская челядь, Мария Хализева, Вечерний клуб, 01.2002 Александр Калягин рассказывает про Олега Ефремова, раздел МХАТа, рождение театра Et cetera, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002 Александр Калягин о Давиде Смелянском, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002 Александр Калягин о спектакле «Старый новый год», Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002 Документальный фильм «Дом Актёра. По долгу памяти. Софья Пилявская», телеканал «Театр», 2002 |