Как важно быть серьезным

Нина Суслович, Литературная газета, 20.02.2002
Премьера МХАТ им. Чехова по драме Сомерсета Моэма «Священный огонь» стала и премьерой этой пьесы в России. Написанная в 1929 году, она никогда не ставилась на русской сцене и даже не была переведена.

При всем интересе к творчеству Моэма, который всегда существовал в России, такая невнимательность к «Священному огню» простительна — пьеса не принадлежит к лучшим произведениям автора «Театра» и «Бремени страстей человеческих». Жанровая неопределенность (микс из мелодрамы и детектива), перегруженность монологами, подменяющими, собственно, действие, представляют серьезные проблемы для театрального интерпретатора, тем более если он изначально настроен не экспериментировать на сцене, а пополнить афишу своего театра качественным и зрелищным спектаклем. Судя по стремительно меняющейся театральной афише МХАТа, его художественный руководитель Олег Табаков именно так и настроен, но тем не менее он лично выбрал «Священный огонь» (перевод В. Вульфа и А. Чеботаря) для новой постановки на большой сцене. Спасти предприятие была приглашена режиссер Светлана Врагова, и, как показал результат, театральный выбор Табакова оказался точным.

Светлана Врагова и созданный ею одиннадцать лет назад театр «Модерн» в контексте московской театральной жизни существуют весьма автономно, если подразумевать под этим активное не следование сиюминутным тенденциям «моды» и «актуальности», на которые так охотно ловится зритель, а создание серьезного и цельного репертуара. Мрожек, Леонид Андреев, Сухово-Кобылин. Врагова одинаково свободна в стихиях драмы и юмора, но никогда не впадает ни в пафос, ни в иронию (столь спасительную иронию, когда нечего сказать или сказать страшно!). Она может позволить себе серьезно разговаривать на темы, которых в эпоху тотального господства Пелевина, Сорокина и Коляды мы как-то начали стыдиться. «Проклятые» достоевские вопросы и большая любовь, в том числе к Родине. Недавняя премьера «Модерна» — «Петля» по пьесе Рустама Ибрагимбекова именно об этом. С другой стороны, Врагова обладает точным чувством театральной формы и стиля, ее спектаклям свойственна жесткая и ясная сценическая конструкция, в которой так легко располагаться актерам. А внешняя фабула драматического произведения максимально углубляется внутренним сюжетом, который режиссер выстраивает в своих спектаклях по всем правилам русского психологического театра.

Фабула «Священного огня» достаточно прихотлива. Молодой, привлекательный, мужественный военный летчик Морис (Сергей Безруков) после авиакатастрофы уже тому пять лет как стал инвалидом. Он живет в доме своей матери, состоятельной английской леди (Ольга Барнет), рядом его красавица-жена Стелла (Екатерина Семенова), которой он, увы, уже не может быть мужем в полном смысле слова. Неудивительно, что Стелла, по всем законам природы, влюбляется в младшего брата Мориса (Егор Бероев), находит в нем ответное чувство, но при этом тяготится предательством. За больным ухаживает преданная сиделка (Евгения Добровольская), а ежедневные гости дома — доктор Харвестер (Андрей Ильин) и майор Ликонда (Дмитрий Брусникин), давний друг матери героя. В конце первого действия Морис умирает, а во втором действии его сиделка выдвигает версию убийства, и начинается детектив. Кто убил Мориса Тэбрета? В программке к спектаклю переводчик пьесы Виталий Вульф анонсирует пьесу как рассказ Моэма о трагедии потерянного поствоенного поколения. Но внутренний сюжет спектакля прямо по Чехову — «пять пудов любви», причем тайной. И основной любовный треугольник дополняет любовь сиделки к своему подопечному, и нежные чувства, которые с давних пор питали друг к другу леди Тэбрет и майор. Но главной становится любовь матери к искалеченному сыну, которому она, зная об измене Стеллы и желая наконец избавить его от мук и физических, и душевных, дает смертельную дозу снотворного. Работа Ольги Барнет — одна из лучших в спектакле, в принципе очень сильном по точности подбора актеров. Здесь в полной мере ощущаешь прелесть того, что называется «ансамбль», само понятие которого отвергает схематичность деления на пропагандистов и исполнителей ролей «второго плана». Безусловная ставка Табакова на звездность Безрукова как главную приманку спектакля в этом конкретном случае не работает. И слава богу. Безруков играет Мориса хорошо, сильно, оправданно эксцентрично для той чудовищной ситуации, в которой находится герой. Но «перетянуть одеяло» у Добровольской или Ильина и той же Барнет просто невозможно, да и недавно принятая во МХАТ Екатерина Семенова сумела превосходно вписаться в спектакль. Когда-то, лет десять назад, она сразу обратила на себя внимание дебютом на этой сцене в роли Ундины в одноименном спектакле по красивой и грустной драме Жироду. Потом был «Современник», теперь возвращение в альма-матер и снова — удачный дебют. Ее Стелла — изящная, нервная, но прежде всего мучительно искренняя, она жалеет мужа, но она только женщина, слабая и красивая, она хочет жить, слушать Вагнера, любить. Нет, никто не виноват. Или виноваты все?

«Священный огонь» — спектакль стильный, гармоничный по всем своим составляющим. Естественными и оправданными кажутся и режиссерские «вставки» в текст пьесы (монолог из Сент-Экзюпери в прологе спектакля, читаемый Безруковым на пустой сцене, на фоне высокого разреженного неба, или стихи Луи Арагона, которыми внезапно заговорит доктор Харвестер), и даже музыка Вагнера — самого высокопарного из оперных композиторов. Эпоха любимого Враговой модерна растворена в сценическом оформлении Валерия Левенталя. Огромные движущиеся ширмы становятся экранами для игры света, создавая эффектное зрелище в сцене ухода героя из жизни, туда — в ночь и освобождение (нельзя не отметить работу художника по свету Дамира Исмагилова). А в финале за ширмами-стенами старого английского особняка, навеки сохранившего свою тайну, на театральном заднике возникнет «Город мертвых» Арнольда Беклина, и навстречу стоящему там Морису пойдет его мать. Финал получился красивым и трогательным, и если он не слишком подходит пьесе «о потерянном поколении», то драме о любви — вполне.

Спектаклю «Священный огонь» без труда можно предугадать счастливую сценическую судьбу и долгий успех у зрителей. Тех самых, которые хотят, чтобы в театре им «делали красиво», увлекательно, эмоционально и, главное, талантливо. Все это по-прежнему в дефиците в реальной жизни.
2002
Ты с этим шел ко мне и мог остановиться у сортира?, Наталия Каминская, Культура, 26.12.2002
Суета вокруг сортира, Алексей Филиппов, Известия, 25.12.2002
Кабачок «13 писсуаров», Елена Ямпольская, Новые известия, 25.12.2002
Без палочек, Марина Давыдова, Время Новостей, 24.12.2002
Краткий отчет, Ольга Фукс, Ваш досуг, 24.12.2002
Дело было в туалете, Артур Соломонов, Газета, 23.12.2002
МХАТ нашел отхожее место, Роман Должанский, Коммерсантъ, 23.12.2002
Оптимист с коммунистическим прошлым, Григорий Заславский, Независимая газета, 20.12.2002
МХАТ промахнулся и попал в коммунистов, Евгения Поливанова, Газета.Ru, 20.12.2002
Друг мой, Толька!.. (Анатолию Смелянскому — 60), Михаил Швыдкой, Московские Новости, 19.12.2002
Есть и такая профессия, Алексей Александров, Известия, 10.12.2002
Между работой и волком, Екатерина Васенина, Новая газета, 2.12.2002
Искусство и дотации, Олег Табаков, Смысл, 2.12.2002
Ангелина Степанова. Большая роль., Виталий Вульф, “L'Officiel”. Русское издание. № 43, 12.2002
Хайль Акбар!, Елена Кутловская, Метро, 26.11.2002
Терроризм, Елена Ковальская, Афиша, 25.11.2002
Олег Табаков: У меня роман со зрителем, Юлия Кантор, Известия, 20.11.2002
Нулевая заповедь, Елена Ямпольская, Новые известия, 16.11.2002
Братья-разбойники, Григорий Заславский, Независимая газета, 15.11.2002
Пронзенные полумесяцем, Павел Руднев, Ваш досуг, 12.11.2002
Терроризм, к счастью, ненастоящий, Нина Агишева, Московские Новости, 12.11.2002
Терроризм пришел во МХАТ, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 12.11.2002
Все это уже взорвалось. Внутри, Елена Дьякова, Новая газета, 11.11.2002
Стильное зло, Алена Карась, Российская газета, 11.11.2002
Во МХАТе поиграли в террористов, Артур Соломонов, Газета, 11.11.2002
Терроризм бытовой, обыкновенный, Алена Солнцева, Время Новостей, 11.11.2002
«Терроризму» — NET, Олег Зинцов, Ведомости, 11.11.2002
Проверено. Мины есть, Марина Давыдова, Известия, 10.11.2002
Бомба во МХАТе, Елена Дьякова, Газета.Ru, 10.11.2002
Клоуны тоже плачут, Ольга Смирнова, Культура, 6.11.2002
Нас многие считают фриками, Роман Должанский, Коммерсантъ, 6.11.2002
Неприятности в цирке, Мария Львова, Вечерний клуб, 5.11.2002
Пощечины достались зрителям, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 5.11.2002
Настоящий Гвоздицкий, Григорий Заславский, Независимая газета, 5.11.2002
Художественный театр ставит «боевые» пьесы, Наталия Бойко, Известия, 5.11.2002
Тот и другие, Александр Соколянский, Время Новостей, 5.11.2002
Восьмая жизнь Немировича-Данченко, Лидия Соколова, Музыкальная жизнь, 1.11.2002
Террор на сцене, Павел Руднев, Независимая газета, 1.11.2002
Литературная идиллия, Ольга Фукс, Ваш досуг, 29.10.2002
Правильная формула красива, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 28.10.2002
Ярче всего бог рисует белым, Елена Дьякова, Новая газета, 24.10.2002
Два — Невинный — Два, Алиса Никольская, Культура, 24.10.2002
Русско-финские страсти, Ольга Фукс, Ваш досуг, 22.10.2002
Закрытый актер Виктор Гвоздицкий, Алена Карась, Ваш досуг, 22.10.2002
В театре надо быть смиренным…, Александр Строганов, Век, 18.10.2002
Сонечку нельзя смотреть, Елена Ковальская, Афиша, 11.10.2002
Эпизоды из жизни актера Гвоздицкого, Алла Михалёва, Литературная газета, 9.10.2002
Сонечкина хрестоматия, Павел Руднев, Независимая газета, 8.10.2002
Пальцем ноги?, Лев Аннинский, Версты, 8.10.2002
Тихоня-Сонечка, Евгения Поливанова, Газета.Ru, 7.10.2002
Уроки чтения, Роман Должанский, Коммерсантъ, 4.10.2002
МХАТ прочитал Улицкую, Светлана Свининникова, Ежедневные новости. Подмосковье, 3.10.2002
Сонечки да танечки, Ирина Корнеева, Время МН, 2.10.2002
Не наш современник, Марина Давыдова, Время Новостей, 1.10.2002
Освоение кумира, Роман Должанский, Коммерсантъ, 1.10.2002
Театральная проза, Алексей Филиппов, Известия, 1.10.2002
Под знаком Весов, Анатолий Смелянский, Московские Новости, 1.10.2002
Браво, Гвоздицкий, браво!, Екатерина Васильева, Газета, 30.09.2002
Виктор Гвоздицкий: Вот это я люблю…, Артур Соломонов, Газета, 30.09.2002
Отчего стрелялся президент?, Ирина Алпатова, Культура, 26.09.2002
Виктор Гвоздицкий: Наша профессия эфемерна, Алексей Филиппов, Известия, 24.09.2002
Осеннее обострение, Татьяна Демидова, Ваш досуг, 20.09.2002
Артист и его двойник, Ирина Алпатова, Культура, 19.09.2002
После преступления, Ольга Галахова, Литературная газета, 11.09.2002
Новый старый стиль, Григорий Заславский, Независимая газета, 10.09.2002
Опасные связи Табакова, Марина Райкина, Московский комсомолец, 7.09.2002
Актеры не должны простаивать, Алексей Филиппов, Известия, 5.09.2002
Бронтозавр, олигарх, театральный тяжеловес, Григорий Заславский, Независимая газета, 22.08.2002
Ирину Мирошниченко одарили бриллиантами, Ольга Сапрыкина, Комсомольская правда, 27.07.2002
Ирина Мирошниченко: Во МХАТе меня просили снять брюки, Ярослав Щедров, Комсомольская правда, 24.07.2002
Олег Табаков: мы сработали за шестерых, Роман Должанский, Коммерсантъ, 12.07.2002
Убийства не было…, Николай Александров, Газета, 1.07.2002
Наказание без преступления, Ирина Корнеева, Время МН, 27.06.2002
Диалектика, Зоя Шульман, Ведомости, 27.06.2002
Образ Раскольникова, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 27.06.2002
О наказании, Григорий Заславский, Независимая газета, 27.06.2002
Скромное обаяние Достоевского, Мария Львова, Вечерний клуб, 27.06.2002
Из «Преступления и наказания» извлекли урок, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 27.06.2002
…И нет старушки, Алексей Филиппов, Известия, 26.06.2002
Холодный ум и негорячее сердце, Марина Давыдова, Время новостей, 26.06.2002
Гений вещественности, Михаил Левитин, Общая газета, 30.05.2002
Во МХАТе подавили убойную силу, Марина Райкина, Московский комсомолец, 28.05.2002
Альтернатива вечности, Александр Смольяков, Век, 24.05.2002
Трагический балаган, Марина Мурзина, АиФ Москва, 23.05.2002
Утиные истории, Ирина Алпатова, Культура, 23.05.2002
Вампиловский сезон, Екатерина Васенина, ПОЛИТ. РУ, 23.05.2002
Осенний марафон, Елена Ямпольская, Новые известия, 22.05.2002
Все враздробь, Дина Годер, Еженедельный журнал, 21.05.2002
Провинциальный анекдот, Нина Агишева, Московские новости, 21.05.2002
Философия пофигизма, Ирина Алпатова, Культура, 16.05.2002
Коллекция Табакова, Мария Львова, Вечерний клуб, 16.05.2002
В Москву, в Москву!, Юлия Кантор, Известия, 15.05.2002
Альбом семейных фотографий, Елена Губайдуллина, Известия, 14.05.2002
Утка и свисток, Марина Давыдова, Время новостей, 14.05.2002
Балканский синдром, Павел Руднев, Ваш досуг, 13.05.2002
«Менты» вышли на «Утиную охоту», Марина Шимадина, Коммерсантъ, 13.05.2002
Боязнь пространства, Виктория Никифорова, «Ведомости», 13.05.2002
Затерянные в постмодерне, Мария Львова, Вечерний клуб, 8.05.2002
Вечность и еще один день, Майа Одина, Афиша, 4.05.2002
Интерактивный комплексный обед, Александр Соколянский, Ведомости, 27.04.2002
Мхатовская каракатица, Артур Соломонов, Газета, 26.04.2002
Право выбора, Григорий Заславский, Русский Журнал, 25.04.2002
Интерактивные песни западных славян, Наталия Каминская, Культура, 25.04.2002
Вечность мужская и женская, Ирина Корнеева, Время МН, 24.04.2002
Милорад Павич: Во время бомбежек НАТО я чистил яблоки, Зинаида Лобанова, Комсомольская Правда, 24.04.2002
Во МХАТе зрители голосуют за «розовый» или «голубой» спектакль, Ярослав Щедров, Комсомольская Правда, 24.04.2002
Вечность: между мужским и женским концом, Марина Райкина, Московский комсомолец, 23.04.2002
Выбирай или проиграешь, Елена Ямпольская, Новые известия, 23.04.2002
Мой первый Павич, Дарья Коробова, Независимая газета, 23.04.2002
Миссия невыполнима, Марина Давыдова, Время новостей, 23.04.2002
«Вечность» слегка затянулась, Роман Должанский, Коммерсантъ, 23.04.2002
Мальчики направо, девочки налево, Алексей Филиппов, Известия, 23.04.2002
Привидения в Камергерском переулке, Дина Абрамова, Вечерняя Москва, 14.04.2002
Кабала спроса, Жанна Васильева, Итоги, 9.04.2002
Меню для театрального ужина, Александра Лаврова, Ваш досуг, 1.04.2002
Гусь печальный, Роман Должанский, Коммерсантъ, 6.03.2002
Развязавшие язык, Елена Ямпольская, Новые известия, 28.02.2002
Молодежный «Гусь», Алексей Филиппов, Известия, 27.02.2002
Удачливая Даша, Глеб Ситковский, Алфавит, 21.02.2002
Как важно быть серьезным, Нина Суслович, Литературная газета, 20.02.2002
Тендер для одинокого старика, Ольга Лаврова, Ваш досуг, 11.02.2002
Женить бы, Олег Зинцов, Ведомости, 8.02.2002
Победа антиквариата, Мария Львова, Вечерний клуб, 7.02.2002
Врачующая рука убийцы, Мария Львова, Вечерний клуб, 7.02.2002
Старик и горе, Ирина Алпатова, Культура, 7.02.2002
Старосветская печаль, Нина Агишева, Московские новости, 5.02.2002
Патовая ситуация, Ольга Фукс, Ваш досуг, 4.02.2002
Модерн в Камергерском, Елена Ковальская, Ведомости, 4.02.2002
Ангел, падший на сцену, Алексей Филиппов, Известия, 4.02.2002
Старосветские помещики, Елена Ковальская, Афиша, 1.02.2002
Ретро в квадрате, Ирина Корнеева, Время МН, 1.02.2002
Сердечная недостаточность, Ирина Алпатова, Культура, 31.01.2002
Свобода не гарантирует успеха, Сергей Шаповал, Независимая газета, 31.01.2002
И смех и слезы, Марина Давыдова, Время Новостей, 31.01.2002
«Ретро» оказалось глубоким, Роман Должанский, Коммерсантъ, 31.01.2002
Не чисто английское убийство, Станислав Рассадин, Версты, 26.01.2002
Повесть о настоящем человеке, Алексей Филиппов, Известия, 23.01.2002
Кто убил несчастного инвалида?, Артур Соломонов, Газета, 21.01.2002
На радость всем буржуям, Марина Давыдова, Время Новостей, 21.01.2002
Одна абсолютно счастливая семья, Глеб Ситковский, 19.01.2002
Во МХАТе зажгли, Роман Должанский, Коммерсантъ, 19.01.2002
Детектив в стиле «модерн», Ольга Романцова, Время МН, 19.01.2002
Умирающий лебедь, Антон Красовский, Независимая газета, 19.01.2002
Тихие смертельные этюды, Роман Должанский, Коммерсантъ, 16.01.2002
Осколки разбитого вдребезги, Екатерина Васенина, 9.01.2002
Гоголь в гостях у Уайлдера, Марина Давыдова, Время Новостей, 9.01.2002
Карбаускис во МХАТе, Григорий Заславский, Русский журнал, 8.01.2002
Сочинение о двух влюбленных, Алексей Филиппов, Известия, 8.01.2002
Андрей Ильин: У нас очень спортивная профессия, Римма Авшалумова, Ваш досуг, 7.01.2002
Сомерсет Моэм: театр и жизнь, Виталий Вульф, 5.01.2002
Старосветская челядь, Мария Хализева, Вечерний клуб, 01.2002
Александр Калягин — о Давиде Смелянском, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин о спектакле «Старый новый год», Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002