Развязавшие языкЕлена Ямпольская, Новые известия, 28.02.2002 Во МХАТе увлеклись хорошо забытым старым жанром литературными композициями. Возродила его актриса Марина Брусникина, преподающая в Школе-студии сценречь. Начиналось все с полуучебных студенческих посиделок, а результаты достигнуты столь серьезные, что теперь их (результаты) даже включают в репертуар Новой сцены. Билеты продаются, и публика не мамы-папы, а настоящая публика ходит послушать, как читают молодые актеры. Вернее, и читают, и играют одновременно. Такой визуальный «Театр у микрофона», когда текст преподносится зрителю целиком, и долгие повествовательные куски ничуть не ущемлены в правах по сравнению с диалогами. У каждого актера как минимум две задачи: во-первых, создать характер (зачастую даже несколько, по ходу дела идет обмен персонажами), во-вторых, выступить от лица автора, продемонстрировав внятность, осмысленность и чистоту декламации.Брусникина, образно говоря, подхватила знамя, когда последний малочисленный отряд российских чтецов оказался наголову разбит по всем фронтам в театре, на телевидении, в радиоэфире. Их мало, их очень мало тех, кто все еще питает к словам взаимную страсть, пасется в райских садах мировой литературы и способен передать свое чувственное наслаждение залу. Список этих «кораблей» иссякает, едва открывшись: классицист Козаков, авангардист Юрский, реалист Филиппенко. Это по гамбургскому счету. Если снизить планку, еще несколько птиц, так и быть, перелетят через нее, а дальше тишина. Новое поколение актеров не верит, что публику можно увлечь красотами слога. К сожалению, почти справедливо не верит. В силу обстоятельств люди отвыкают от высокохудожественной литературы так же, как от любой другой «роскоши» горячей воды, вкусной еды, свежего белья. Страну захватила литература сюжета. Слова здесь не важны, вспомогательны, функциональны. Текст, составленный из подобных атомов, никогда не задышит под обложкой. Это мертвая материя. Камень. Читать слова все равно что лежать в постели с любимым человеком. Читать сюжет значит заниматься случайным, спонтанным фаст-сексом. Неплохо и второе до тех пор, пока не испробуешь первое. Тысячу раз готова принять обвинение в снобизме, но читать Маринину действительно невозможно. Не-вы-но-си-мо. Тошнотворно. И вообще зачем нормальному человеку, знающему вкус Гоголя, Бродского, Платонова, завтракать картофельными очистками, при том, что холодильник (то бишь книжный шкаф) набит до отказа? Великие упростители, типа Марининой в литературе или Дмитрия Астрахана в кино, полагают, будто нарыли никому прежде не ведомую золотую жилу. Золотая-то она золотая, но нового тут ничего нет. Выйди на улицу голой, и все мужики свернут головы исключительно на тебя. Невероятный успех при любых внешних данных гарантирован. Фотомодели отдыхают. Можно так? Можно. Но скучно. Моральный аспект опускаем решение эстетически не интересное. Талантливый человек ищет красивый путь, бездарь прет напролом. Вслед за этим бездарем несется по буеракам и кочкам читающая Русь, у которой теперь ответа требовать бессмысленно она, того и гляди, скоро последние междометия на ухабах растеряет Не знаю, кого спасет красота, но саму красоту спасет только снобизм. Бездари для хавающего пипла, хорошие писатели для ценителей и знатоков такой расклад обязательно будет внедрен в общественное сознание. Спеленутый язык развяжут, престиж слова восстановится. Уже восстанавливается, в том числе усилиями мхатовского молодняка В «Пролетном гусе» заняты шестнадцать актеров. Шестнадцать, прошу заметить, хороших актеров. Средний возраст, наверное, вокруг двадцати пяти. Команда настолько слаженная, что впору отпочковываться в отдельную студию. Играют они тонко, естественно и обаятельно; чистыми дружными голосами выводят песни от народных через советские к блатным, кричат в пафосных местах остервенело, связки не жалея. Трутся друг о дружку, вспыхивая, как хорошие сухие веточки. Cлезы у них натуральные текут, и губы по-взаправдашнему пухнут Работа получилась большая, серьезная, и время (три часа без малого) летит незаметно, невзирая на пыточные кресла Новой мхатовской сцены (низкая пружинящая спинка опоры не создаст, а если настаиваешь, злобно впивается в поясницу). Худрук их явно собственным телом не опробовал, да и не поместилось бы его масштабное тело в этот гнусный пластиковый эконом-класс. С Астафьевым, впрочем, пластик монтируется замечательно. Неудобная мебель для неудобной литературы. В таких случаях говорят чтобы жизнь медом не казалась. Но только кому она сейчас медом кажется? Сумасшедшему разве что От безысходности астафьевской заболеваешь физически. Мрак обступает со всех сторон. Тоннель вьется спиралью если и будет свет в конце, ты его не увидишь. «Пролетный гусь» история послевоенная. Два героя, Марина и Данила, оба молодые и неприкаянные. Марина не любила Данилу, но соблазнила его в теплушке, чтобы одной не остаться, зацепиться за мужика. Роковую эту ошибку жизнь карает по всей строгости своих законов после недолгой, относительно светлой полосы умирает сначала ребенок, потом вскорости и Данила, муж, а там и сама Марина, чуток помыкавшись, прилаживает себе веревку в сарайчике. В общем, к сорок девятому году никого не осталось Астафьев, разумеется, ни о каком «наказании» не упоминает. В метафизику ему вдаваться недосуг он пишет о людях, которые воевали за свое государство, лишились родных и отчего дома, а в награду получили равнодушие и забвение. Дикие гуси стремились куда-то, рассчитывая на лучшую долю, и подбиты влет. Не все, наверное, кому особо не повезло или кто слабее других оказался Рассказ долгий, перенасыщенный бытовыми подробностями, иногда пронзительный, порой слюнявый и сопливый, откровенно жмущий слезу. Много социального пафоса. Абсолютно неправдоподобный образ идейно подкованной старухи, которая посторонних людей, квартирантов, за их фронтовые подвиги полюбила больше, чем родного сына, отсидевшегося при штабе. Такую женщину, конечно, только мужское перо способно создать. Мать, предающая собственного ребенка (взрослого или малого, не суть важно), по-моему, страшнее мужчины, предающего родину Тяжел «Пролетный гусь» неимоверно. До той последней степени, когда вздохнуть и вернуться к прежней жизни нельзя истерзанные нервы требуют действия, немедленного и радикального. А какое действие может быть? Мертвых не воскресишь, страдания их задним числом не облегчишь, грех, пускай и чужой, с собственной души не снимешь, а болит эта самая душа, как зуб с дуплом. Действие, значит, доступно единственное по Марининым стопам, с веревочкой в сарайчик Не зря древние греки придумали катарсис. У Астафьева катарсиса нет, и мхатовцы, дабы зритель наперегонки вешаться не побежал, уравновесили «Пролетного гуся» вторым рассказом, вторым актом «Бабушкиным праздником». Обуютили пространство: коврики появились псевдодомотканые, пучки сухих трав, окошко на темной глухой стене. Актеры переоделись из черного в благородное сочетание серого с терракотовым. Свежеструганые столы, плетеные корзины, до краев набитые яблоками зелеными, алыми, восково отсвечивающими Много света, много песен. Дробь каблучков под гармошку. Смакование сибирских гастрономических изысков. Приступы пьяной вселенской любви за четверть часа до кровопролитной, бессмысленной и беспощадной пьяной драки. Что играют актеры, а что читают, и не вспомнишь теперь, все смешалось. Картинка сложилась и держится целиком. Вот только второй рассказ очевидно слабее первого. Не умеют русские писатели радоваться. И не надолго их в радости хватает начал Виктор Петрович свой «Бабушкин праздник» за здравие, а закончил-то снова за упокой Посему хочется обратиться к мхатовской молодежи со следующей просьбой: читайте вы, бога ради, что-нибудь повеселее. Конечно, не сорок девятый год на дворе, но жизнь и сегодня медом не намазана. Мертвому герою не поможешь, пожалейте живого зрителя. Олег Табаков: «Каждый должен носить свой чемодан», Спорт-экспресс, 27.12.2002 Ты с этим шел ко мне и мог остановиться у сортира?, Наталия Каминская, Культура, 26.12.2002 Суета вокруг сортира, Алексей Филиппов, Известия, 25.12.2002 Кабачок «13 писсуаров», Елена Ямпольская, Новые известия, 25.12.2002 Без палочек, Марина Давыдова, Время Новостей, 24.12.2002 Краткий отчет, Ольга Фукс, Ваш досуг, 24.12.2002 Дело было в туалете, Артур Соломонов, Газета, 23.12.2002 МХАТ нашел отхожее место, Роман Должанский, Коммерсантъ, 23.12.2002 Оптимист с коммунистическим прошлым, Григорий Заславский, Независимая газета, 20.12.2002 МХАТ промахнулся и попал в коммунистов, Евгения Поливанова, Газета.Ru, 20.12.2002 Друг мой, Толька!.. (Анатолию Смелянскому 60), Михаил Швыдкой, Московские Новости, 19.12.2002 Павел Когоут: «Народные беды слишком высокая плата за хорошую литературу», Алексей Филиппов, Известия, 12.12.2002 Есть и такая профессия, Алексей Александров, Известия, 10.12.2002 Между работой и волком, Екатерина Васенина, Новая газета, 2.12.2002 Искусство и дотации, Олег Табаков, Смысл, 2.12.2002 Ангелина Степанова. Большая роль., Виталий Вульф, “L'Officiel”. Русское издание. № 43, 12.2002 Хайль Акбар!, Елена Кутловская, Метро, 26.11.2002 Терроризм, Елена Ковальская, Афиша, 25.11.2002 Олег Табаков: У меня роман со зрителем, Юлия Кантор, Известия, 20.11.2002 Табаков о театре Табакова? и не только о нем, Дипломат, 18.11.2002 Нулевая заповедь, Елена Ямпольская, Новые известия, 16.11.2002 Братья-разбойники, Григорий Заславский, Независимая газета, 15.11.2002 Пронзенные полумесяцем, Павел Руднев, Ваш досуг, 12.11.2002 Терроризм, к счастью, ненастоящий, Нина Агишева, Московские Новости, 12.11.2002 Терроризм пришел во МХАТ, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 12.11.2002 Все это уже взорвалось. Внутри, Елена Дьякова, Новая газета, 11.11.2002 Стильное зло, Алена Карась, Российская газета, 11.11.2002 Во МХАТе поиграли в террористов, Артур Соломонов, Газета, 11.11.2002 Терроризм бытовой, обыкновенный, Алена Солнцева, Время Новостей, 11.11.2002 «Терроризму» NET, Олег Зинцов, Ведомости, 11.11.2002 Проверено. Мины есть, Марина Давыдова, Известия, 10.11.2002 Бомба во МХАТе, Елена Дьякова, Газета.Ru, 10.11.2002 Клоуны тоже плачут, Ольга Смирнова, Культура, 6.11.2002 Нас многие считают фриками, Роман Должанский, Коммерсантъ, 6.11.2002 МХАТ превратится в монастырь, а «Табакерка» в Африку, Татьяна Демидова, Ваш досуг, 5.11.2002 Неприятности в цирке, Мария Львова, Вечерний клуб, 5.11.2002 Пощечины достались зрителям, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 5.11.2002 Настоящий Гвоздицкий, Григорий Заславский, Независимая газета, 5.11.2002 Художественный театр ставит «боевые» пьесы, Наталия Бойко, Известия, 5.11.2002 Тот и другие, Александр Соколянский, Время Новостей, 5.11.2002 Восьмая жизнь Немировича-Данченко, Лидия Соколова, Музыкальная жизнь, 1.11.2002 Террор на сцене, Павел Руднев, Независимая газета, 1.11.2002 Литературная идиллия, Ольга Фукс, Ваш досуг, 29.10.2002 Правильная формула красива, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 28.10.2002 Кирилл Серебренников о пьесе «Терроризм», 25.10.2002 Братья Пресняковы о пьесе «Терроризм», 24.10.2002 Ярче всего бог рисует белым, Елена Дьякова, Новая газета, 24.10.2002 Два Невинный Два, Алиса Никольская, Культура, 24.10.2002 Райа-Синикка Рантала: Кругом дети Станиславского, Ирина Алпатова, Культура, 24.10.2002 Русско-финские страсти, Ольга Фукс, Ваш досуг, 22.10.2002 Закрытый актер Виктор Гвоздицкий, Алена Карась, Ваш досуг, 22.10.2002 В театре надо быть смиренным
, Александр Строганов, Век, 18.10.2002 Сонечку нельзя смотреть, Елена Ковальская, Афиша, 11.10.2002 Эпизоды из жизни актера Гвоздицкого, Алла Михалёва, Литературная газета, 9.10.2002 Сонечкина хрестоматия, Павел Руднев, Независимая газета, 8.10.2002 Пальцем ноги?, Лев Аннинский, Версты, 8.10.2002 Тихоня-Сонечка, Евгения Поливанова, Газета.Ru, 7.10.2002 Уроки чтения, Роман Должанский, Коммерсантъ, 4.10.2002 МХАТ прочитал Улицкую, Светлана Свининникова, Ежедневные новости. Подмосковье, 3.10.2002 Сонечки да танечки, Ирина Корнеева, Время МН, 2.10.2002 Не наш современник, Марина Давыдова, Время Новостей, 1.10.2002 Освоение кумира, Роман Должанский, Коммерсантъ, 1.10.2002 Театральная проза, Алексей Филиппов, Известия, 1.10.2002 1 октября исполнилось 75 лет со дня рождения Олега Ефремова, NTVRU, 1.10.2002 Под знаком Весов, Анатолий Смелянский, Московские Новости, 1.10.2002 Во вторник талантливейшему актеру и выдающемуся режиссеру Олегу Ефремову исполнилось бы 75 лет, Наталья Курова, РИА Новости, 1.10.2002 Браво, Гвоздицкий, браво!, Екатерина Васильева, Газета, 30.09.2002 Виктор Гвоздицкий: Вот это я люблю
, Артур Соломонов, Газета, 30.09.2002 Отчего стрелялся президент?, Ирина Алпатова, Культура, 26.09.2002 Виктор Гвоздицкий: Наша профессия эфемерна, Алексей Филиппов, Известия, 24.09.2002 Осеннее обострение, Татьяна Демидова, Ваш досуг, 20.09.2002 Артист и его двойник, Ирина Алпатова, Культура, 19.09.2002 После преступления, Ольга Галахова, Литературная газета, 11.09.2002 Новый старый стиль, Григорий Заславский, Независимая газета, 10.09.2002 Опасные связи Табакова, Марина Райкина, Московский комсомолец, 7.09.2002 Актеры не должны простаивать, Алексей Филиппов, Известия, 5.09.2002 Бронтозавр, олигарх, театральный тяжеловес, Григорий Заславский, Независимая газета, 22.08.2002 «Терроризм» братьев Пресняковых, известный Угаров и неизвестный Курельчик, Елена Киселева, Правда, 15.08.2002 Ирину Мирошниченко одарили бриллиантами, Ольга Сапрыкина, Комсомольская правда, 27.07.2002 Ирина Мирошниченко: Во МХАТе меня просили снять брюки, Ярослав Щедров, Комсомольская правда, 24.07.2002 Олег Табаков: мы сработали за шестерых, Роман Должанский, Коммерсантъ, 12.07.2002 Убийства не было
, Николай Александров, Газета, 1.07.2002 Один день с Олегом Табаковым накануне закрытия сезона, Алексей Филиппов, Известия, 30.06.2002 Наказание без преступления, Ирина Корнеева, Время МН, 27.06.2002 Диалектика, Зоя Шульман, Ведомости, 27.06.2002 Образ Раскольникова, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 27.06.2002 О наказании, Григорий Заславский, Независимая газета, 27.06.2002 Скромное обаяние Достоевского, Мария Львова, Вечерний клуб, 27.06.2002 Из «Преступления и наказания» извлекли урок, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 27.06.2002
И нет старушки, Алексей Филиппов, Известия, 26.06.2002 Холодный ум и негорячее сердце, Марина Давыдова, Время новостей, 26.06.2002 Гений вещественности, Михаил Левитин, Общая газета, 30.05.2002 Во МХАТе подавили убойную силу, Марина Райкина, Московский комсомолец, 28.05.2002 Телеверсия спектакля «Рождественские грёзы» (запись 2002 года), телеканал «Культура», 25.05.2002 Альтернатива вечности, Александр Смольяков, Век, 24.05.2002 Трагический балаган, Марина Мурзина, АиФ Москва, 23.05.2002 Утиные истории, Ирина Алпатова, Культура, 23.05.2002 Вампиловский сезон, Екатерина Васенина, ПОЛИТ. РУ, 23.05.2002 Осенний марафон, Елена Ямпольская, Новые известия, 22.05.2002 Все враздробь, Дина Годер, Еженедельный журнал, 21.05.2002 Провинциальный анекдот, Нина Агишева, Московские новости, 21.05.2002 Философия пофигизма, Ирина Алпатова, Культура, 16.05.2002 Коллекция Табакова, Мария Львова, Вечерний клуб, 16.05.2002 В Москву, в Москву!, Юлия Кантор, Известия, 15.05.2002 В отсутствие любви и смерти, Итоги, 14.05.2002 Альбом семейных фотографий, Елена Губайдуллина, Известия, 14.05.2002 Утка и свисток, Марина Давыдова, Время новостей, 14.05.2002 Балканский синдром, Павел Руднев, Ваш досуг, 13.05.2002 «Менты» вышли на «Утиную охоту», Марина Шимадина, Коммерсантъ, 13.05.2002 Боязнь пространства, Виктория Никифорова, «Ведомости», 13.05.2002 Затерянные в постмодерне, Мария Львова, Вечерний клуб, 8.05.2002 Вечность и еще один день, Майа Одина, Афиша, 4.05.2002 Интерактивный комплексный обед, Александр Соколянский, Ведомости, 27.04.2002 Мхатовская каракатица, Артур Соломонов, Газета, 26.04.2002 Право выбора, Григорий Заславский, Русский Журнал, 25.04.2002 Интерактивные песни западных славян, Наталия Каминская, Культура, 25.04.2002 Москву посетил известный югославский писатель Милорад Павич, НТВ. ru, 24.04.2002 Вечность мужская и женская, Ирина Корнеева, Время МН, 24.04.2002 Милорад Павич: Во время бомбежек НАТО я чистил яблоки, Зинаида Лобанова, Комсомольская Правда, 24.04.2002 Во МХАТе зрители голосуют за «розовый» или «голубой» спектакль, Ярослав Щедров, Комсомольская Правда, 24.04.2002 Вечность: между мужским и женским концом, Марина Райкина, Московский комсомолец, 23.04.2002 Выбирай или проиграешь, Елена Ямпольская, Новые известия, 23.04.2002 Мой первый Павич, Дарья Коробова, Независимая газета, 23.04.2002 Миссия невыполнима, Марина Давыдова, Время новостей, 23.04.2002 «Вечность» слегка затянулась, Роман Должанский, Коммерсантъ, 23.04.2002 Мальчики направо, девочки налево, Алексей Филиппов, Известия, 23.04.2002 Константин Хабенский: Мое амплуа комическая старуха, Татьяна Демидова, Ваш досуг, 22.04.2002 Привидения в Камергерском переулке, Дина Абрамова, Вечерняя Москва, 14.04.2002 Кабала спроса, Жанна Васильева, Итоги, 9.04.2002 Меню для театрального ужина, Александра Лаврова, Ваш досуг, 1.04.2002 Егор Бероев: Понимаю, что больше не надо испытывать судьбу, Татьяна Демидова, Ваш досуг, 8.03.2002 Гусь печальный, Роман Должанский, Коммерсантъ, 6.03.2002 Развязавшие язык, Елена Ямпольская, Новые известия, 28.02.2002 Молодежный «Гусь», Алексей Филиппов, Известия, 27.02.2002 Удачливая Даша, Глеб Ситковский, Алфавит, 21.02.2002 Как важно быть серьезным, Нина Суслович, Литературная газета, 20.02.2002 Андрей Мягков модернизировал пьесу «Ретро» А. Галина, Елена Ковальская, Афиша, 18.02.2002 Тендер для одинокого старика, Ольга Лаврова, Ваш досуг, 11.02.2002 Женить бы, Олег Зинцов, Ведомости, 8.02.2002 Победа антиквариата, Мария Львова, Вечерний клуб, 7.02.2002 Врачующая рука убийцы, Мария Львова, Вечерний клуб, 7.02.2002 Старик и горе, Ирина Алпатова, Культура, 7.02.2002 Старосветская печаль, Нина Агишева, Московские новости, 5.02.2002 Патовая ситуация, Ольга Фукс, Ваш досуг, 4.02.2002 Модерн в Камергерском, Елена Ковальская, Ведомости, 4.02.2002 Ангел, падший на сцену, Алексей Филиппов, Известия, 4.02.2002 Старосветские помещики, Елена Ковальская, Афиша, 1.02.2002 Ретро в квадрате, Ирина Корнеева, Время МН, 1.02.2002 Сердечная недостаточность, Ирина Алпатова, Культура, 31.01.2002 Свобода не гарантирует успеха, Сергей Шаповал, Независимая газета, 31.01.2002 И смех и слезы, Марина Давыдова, Время Новостей, 31.01.2002 «Ретро» оказалось глубоким, Роман Должанский, Коммерсантъ, 31.01.2002 Не чисто английское убийство, Станислав Рассадин, Версты, 26.01.2002 Повесть о настоящем человеке, Алексей Филиппов, Известия, 23.01.2002 Кто убил несчастного инвалида?, Артур Соломонов, Газета, 21.01.2002 На радость всем буржуям, Марина Давыдова, Время Новостей, 21.01.2002 Одна абсолютно счастливая семья, Глеб Ситковский, 19.01.2002 Во МХАТе зажгли, Роман Должанский, Коммерсантъ, 19.01.2002 Детектив в стиле «модерн», Ольга Романцова, Время МН, 19.01.2002 Умирающий лебедь, Антон Красовский, Независимая газета, 19.01.2002 Тихие смертельные этюды, Роман Должанский, Коммерсантъ, 16.01.2002 Евгения Добровольская: «Надо нести свой крест и верить», Алексей Филиппов, Известия, 14.01.2002 МХАТ им. Чехова представляет спектакль по произведению Сомерсета Моэма, РИА «Новости», 14.01.2002 Осколки разбитого вдребезги, Екатерина Васенина, 9.01.2002 Гоголь в гостях у Уайлдера, Марина Давыдова, Время Новостей, 9.01.2002 Карбаускис во МХАТе, Григорий Заславский, Русский журнал, 8.01.2002 Сочинение о двух влюбленных, Алексей Филиппов, Известия, 8.01.2002 Андрей Ильин: У нас очень спортивная профессия, Римма Авшалумова, Ваш досуг, 7.01.2002 Сомерсет Моэм: театр и жизнь, Виталий Вульф, 5.01.2002 Старосветская челядь, Мария Хализева, Вечерний клуб, 01.2002 Александр Калягин рассказывает про Олега Ефремова, раздел МХАТа, рождение театра Et cetera, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002 Александр Калягин о Давиде Смелянском, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002 Александр Калягин о спектакле «Старый новый год», Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002 Документальный фильм «Дом Актёра. По долгу памяти. Софья Пилявская», телеканал «Театр», 2002 |