Ольга Барнет, барыня-хулиганка: Не хочу кина!Екатерина Васенина, Новая газета, 13.02.2003 Актриса Ольга Барнет, дочь кинорежиссера Бориса Барнета, работает во МХАТе без малого тридцать лет. Занята сегодня в пяти спектаклях: играет жену Нильса Бора Маргарет в предстоящей премьере «Копенгаген» по пьесе английского драматурга Майкла Фрейна, миссис Тэбрет в «Священном огне» Светланы Враговой, Ольгу в ефремовских «Трех сестрах», Елизавету Сергеевну в «Ю» Евгения Каменьковича. Неожиданно для всех (нежная блондинка, московская барыня) с удовольствием предвкушает роль Варвары Передоновой в спектакле «Тварь» по сологубовскому «Мелкому бесу», где ее партнером будет Виктор Гвоздицкий, а пьесу написал известный театральный человек Валерий Семеновский. Но сейчас перед ней 94 страницы пьесы «Копенгаген», и актриса дрожит. «Никто не верит, что мне впервые в жизни так страшно. Еду из театра, стучу по рулю. Заезжаю в тихий переулок и кричу, чтобы сбросить напряжение». И глаза при этом лихие и испуганные. Вроде бы барыня, но ведь и хулиганка - Ольга Борисовна, насколько мне известно, на сборе труппы было объявлено, что пьесу «Копенгаген» будет ставить Темур Чхеидзе. Почему теперь ее ставит Миндаугас Карбаускис? Не знаю, не знаю. Это вопрос не ко мне, а к Олегу Павловичу. А я не «копенгаген», как раньше говорили. - Что это вообще за пьеса? Синопсис сюжета, легшего в основу пьесы, таков: гитлеровской программой по созданию атомной бомбы руководил ученый Вернер Гейзенберг. После войны он утверждал, что всячески саботировал научное злодеяние и был чуть ли не героем Сопротивления. Но недавно в неотправленном письме его учителя Нильса Бора нашлись совсем другие сведения. Бор, умерший более 40 лет назад, писал, что при его ученике в Германии для разработки атомного оружия было сделано все возможное. В частности, документы описывают их встречу в сентябре 1941 года в оккупированной Дании. Собственно, тайна этого разговора и легла в основу пьесы «Копенгаген» Майкла Фрейна, которая в прошлом году с успехом шла на подмостках Европы и Америки. В ней как раз о том, что Гейзенберг изнутри подорвал атомный проект Гитлера. Это и детектив, и игра внутри пьесы, и мелодрама даже есть. Я ничего похожего в своей жизни не читала. Текст занимает 94 страницы, музыки минимум, а даже в пьесе Островского «Горячее сердце», где просто масса событий происходит, всего 54 страницы! Персонажи все время разговаривают чувства и события выражены только в слове. Это впервые не только в моей жизни. Табаков вот сказал, что впервые он сталкивается с таким материалом. Нильс Бор, его жена и лауреат Нобелевской премии Гейзенберг выясняют в первую очередь нравственные проблемы. Явная публицистическая тема пьесы разработка ядерного оружия в спектакле переводится на рельсы человеческих отношений. Сейчас «Копенгаген» пользуется большой популярностью на Западе. Но там менталитет другой. У немцев за плечами фашизм, и они до сих пор эту нравственную проблему для себя решают. Англичанам нравится, потому что они любят посидеть, подумать, к тому же на людях? В Германии один акт «Копенгагена» актеры играют голыми, потому что действие происходит на том свете. Может быть, и это нравится немцам я не знаю. В пьесе был еще такой персонаж Частица, роль репетировала Юля Шарикова, но Частица улетела. Как там говорилось, «летящая Частица блуждает во тьме, она то здесь, то там, она везде и нигде». - Ученик Петра Фоменко, молодой режиссер Миндаугас Карбаускис необычайно популярная фигура московского театрального мира последних сезонов. Молодость, талант, красота, обаяние, учтивость все при нем. Какого вы мнения о нем как актриса? Как актрисе Миндаугас мне нравится. Правда, он не всегда бывает учтив? Но для режиссеров это вообще нонсенс. А все остальное при нем, тут вы правы. Миндаугас еще не работал на большой сцене, это определенное испытание. Но он знает, чего хочет, и старается этого добиваться. Даже на таком трудном материале, который мы сейчас роем, это ощущается. - Вы впервые на сцене с Табаковым? Так близко, да еще в роли жены, да, впервые, и от этого скорее страшно. Мы были заняты с ним в «Кабале святош» 89-го года. Олег Николаевич Ефремов играл Мольера, а Олег Павлович мольеровского слугу Бутона. Почему-то очень хорошо помню вопрос Мольера Бутону по ходу спектакля: «А овощи при чем?». И ответ: «А овощи ни при чем. Не участвуют». - Вы необычайно много заняты во МХАТе сейчас, в пяти спектаклях. С чем вы это связываете? Все случай, как мне кажется. - А вы пойдете на «Солярис» Стивена Содерберга? (Ольга Барнет сыграла в «Солярисе» Андрея Тарковского мать главного героя. Е. В. ) Конечно, почему нет? Дело даже не в том, что я буду оценивать актрису, которая играет там «мою» роль, может, ее там вообще нет, главное, чтобы вообще было за чем следить. Опираясь на свой зрительский опыт, мне интереснее всего следить за кордебалетом что они там с опахалом делают, у них там вообще своя жизнь. Но это когда «балет» плохой. - Расскажите, как вы попали на «Солярис». Учась в Щукинском училище, узнала, что идет подготовительный период съемок. Я сама к нему пришла, но хотела сыграть, конечно, героиню Хори. А получилась мать. Тарковскому понадобилась моя «женская» внешность. Он меня иногда брал на встречи со зрителями и представлял: «Эта девочка играет мать Баниониса-Криса». Зрители хихикали, не понимая, почему мать моложе сына. - Почему вы, дочь известного кинорежиссера, выбрали театр? (Со страстью.) Это дурь, дурь была! Надо было идти в другую профессию совсем. Хотя профессия хорошая. Нет! Профессия ужасающая, но в ней бывают такие дивные моменты? - Но время от времени вы снимались-таки в кино? Вы ступали в него осторожно, по стечению обстоятельств или прихоти? По глупости. Я себе позволила в свое время сказать: «Нет, не хочу кина». Вы правильно задали вопрос: «Вы снимались-таки?»? Таки да? Но видеть себя на экране слишком большое для меня испытание. - Вы репетируете роль Варвары, сумасшедшей сестры Передонова, в новом мхатовском спектакле по пьесе Валерия Семеновского «Тварь». Это трудный актерский опыт? О, вот Варвара-то мне гораздо ближе. Я характерные роли люблю играть. И ничего она не сумасшедшая, она любящая. Она любит очень, поэтому сумасшедшая. - Вы никогда не уходили из МХАТа, отдали ему без малого двадцать лет. Сегодня это звучит удивительно люди с легкостью бросают места. Я человек привычки. Время изменилось, я - нет. Во мне нет необходимости что-то кардинально менять. С Новым годом! Е. Б. Ж. , Андрей Ванденко, Итоги, 30.12.2003 Чудесные новые старые русские, Александр Соколянский, Время новостей, 26.12.2003 «Легкий привкус измены», Московский комсомолец, 25.12.2003 Очень хороший капиталист, Наталия Каминская, Культура, 25.12.2003 Сентиментальный роман, Итоги, 23.12.2003 Из жизни новых старых русских, Любовь Лебедина, Труд, 23.12.2003 Монолог счастливого человека, Алла Шендерова, Ваш досуг, 22.12.2003 Раз в сто лет колесо до Москвы доезжает, Елена Дьякова, Новая газета, 22.12.2003 «Последняя жертва» МХАТа, Алена Карась, Российская газета, 19.12.2003 Давнопрошедшее настоящее время, Александр Соколянский, Время новостей, 19.12.2003 У женщины деньги завсегда отберут, Мария Хализева, Вечерний клуб, 19.12.2003 Семейный бенефис, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 19.12.2003 Торгующие во МХАТе, Роман Должанский, Коммерсант, 18.12.2003 Миллионщик, Олег Зинцов, Ведомости, 17.12.2003 Табаков и Зудина принесли последнюю жертву, Артур Соломонов, Газета, 17.12.2003 Снежное шоу, Елена Ямпольская, Русский курьер, 17.12.2003 Непоследняя жертва, Роман Должанский, Коммерсант, 11.12.2003 Изменившиеся, Павел Руднев, Ваш досуг, 8.12.2003 Троянский конь и другие, Алиса Никольская, Театральная касса, 12.2003 «Легкий привкус измены» В. Исхакова, Наталья Шаинян, Афиша, 12.2003 51 килограмм, Мария Хализева, Вечерний клуб, 28.11.2003 Жертвоприношение во МХАТе, Марина Райкина, Московский комсомолец, 27.11.2003 Олег Табаков: «На нас жизнь не кончается», АиФ, 27.11.2003 Роман в театре больше, чем роман, Юлия Рахаева, Вечерняя Москва, 24.11.2003 Секс в уральском городе., Елена Ямпольская, Русский курьер, 21.11.2003 Премьера с привкусом измены, Светлана Осипова, Московский комсомолец, 14.11.2003 Гришковец привел во МХАТ и Бубнилу, и чудил, Игорь Вирабов, Комсомольская правда, 21.10.2003 Безотходное производство «Гришковец», Мария Львова, Вечерний клуб, 17.10.2003 Пятки Ахиллеса, Ирина Леонидова, Культура, 16.10.2003 Взятие МХАТа, Екатерина Васенина, Новая газета, 16.10.2003 Гришковец осадил МХАТ, Нина Агишева, Московские новости, 14.10.2003 Байки из МХАТа, Итоги, 14.10.2003 Искренность важнее профессии, Григорий Заславский, Независимая газета, 14.10.2003 Бойтесь ахейцев, дары приносящих, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 14.10.2003 Что тот солдат, что этот, Елена Ямпольская, Русский курьер, 10.10.2003 Утомленный Икар, Алена Карась, Российская газета, 8.10.2003 Время героев интеллектуалов ушло. И это ужасно обидно, Марина Давыдова, Известия, 8.10.2003 Мы еще повоюем, Александр Соколянский, Время новостей, 8.10.2003 Мифология в песочнице, Роман Должанский, Коммерсант, 8.10.2003 Наивная «Осада», Майа Одина, Новые известия, 8.10.2003 Кому нужен Троянский конь?, Светлана Осипова, Московский комсомолец, 8.10.2003 Евгений Гришковец перестал быть идиотом, Глеб Ситковский, Столичная, 8.10.2003 Олег Табаков: «В методах борьбы с мещанством я стал более сдержан», Артур Соломонов, Газета, 8.10.2003 Нам не страшен мелкий бес?, Ирина Алпатова, Планета Красота, 4.10.2003 Музей имени себя, Екатерина Васенина, Новая газета, 10.2003 Евгений Гришковец в «Осаде», Светлана Осипова, Московский комсомолец, 22.09.2003 Сбылись мечты идиота, Наталия Каминская, Культура, 16.07.2003 Театр on и жизнь off, Елена Ямпольская, Русский курьер, 17.06.2003 Три девушки в саванах, Алексей Филиппов, Известия, 17.06.2003 Только б вечность проводить, Александр Соколянский, Время новостей, 17.06.2003 Неча на зеркало плевать
, Елена Ямпольская, Русский курьер, 3.06.2003 Зады русской словесности, Ирина Алпатова, Культура, 29.05.2003 ГОСПОДА СНИМАЮТ САПОГИ САМИ [«Обломов» Михаила Угарова во МХАТе им. Чехова], Нина Агишева, Московские новости, 27.05.2003 Господа снимают сапоги сами, Нина Агишева, Московские новости, 27.05.2003 В полосе неудач, Александр Соколянский, Время новостей, 23.05.2003 Фаршированный бес, Глеб Ситковский, Столичная вечерняя газета, 22.05.2003 Плевок в вечность, Алексей Филиппов, Известия, 22.05.2003 Неподражаемо противный спектакль, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 22.05.2003 Мелкий бес и его двойник, Елена Дьякова, Новая газета, 19.05.2003 Берегите отпрысков, Мария Львова, Вечерний клуб, 24.04.2003 Смерть Диван Диваныча, Олег Зинцов, Ведомости, 22.04.2003 ПРИЛИЧНЫЕ ЛЮДИ ДОЛЖНЫ СИДЕТЬ В ШКАФУ! [«Смерть Ильи Ильича» Михаила Угарова во МХАТе им. Чехова], Игорь Вирабов, Комсомольская правда, 16.04.2003 Чужаки на поминках, Александр Соколянский, Время новостей, 15.04.2003 Бесшумный «Обломов», Марина Давыдова, Известия, 14.04.2003 О любви к метафизике, Алла Шендерова, Экран и сцена, 12.04.2003 Обломов опять умер, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 11.04.2003 Обломова сгубила добродетель, Глеб Ситковский, Столичная вечерняя газета, 10.04.2003 Физика без словаря, Александр Смольяков, Где, 8.04.2003 Есть несколько Любшиных, Артур Соломонов, Газета, 7.04.2003 Актер на все времена, Алексей Александров, Известия, 6.04.2003 Нас выбирают, мы выбираем, Игорь Шевелев, Время МН, 4.04.2003 Не попавшие в «Аркадию», Алексей Филиппов, Известия, 19.03.2003 Суета вокруг дивана, Наталия Каминская, Культура, 17.03.2003 Побег из «Знаков зодиака», Мария Хализева, Вечерний клуб, 13.03.2003 Немного нежности для Александра Волошина, Григорий Заславский, Независимая газета, 12.03.2003 Немного мифа, Алексей Филиппов, Известия, 11.03.2003 Ромео и Джульетта из дома престарелых, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 7.03.2003 Танцы минус, танцы плюс, Ирина Корнеева, Время МН, 7.03.2003 Очная ставка физиков и лириков, Ирина Алпатова, Культура, 6.03.2003 Чистейший Эльсинор, Мария Хализева, Вечерний клуб, 6.03.2003 Ядерная физика в действии, Нина Агишева, Московские Новости, 5.03.2003 Производственное совещание физиков во МХАТе, Ольга Галахова, Россiя, 4.03.2003 У Нильса Бора улыбка Табакова, Любовь Лебедина, Труд, 4.03.2003 Слова, слова, слова
, Итоги, 4.03.2003 Копенгаген, Еженедельный журнал, 4.03.2003 Девять дней одного 1941 года, Елена Дьякова, Новая газета, 3.03.2003 Не Копенгаген, Артур Соломонов, Газета, 28.02.2003 Во МХАТе изучают физику, Марина Райкина, Московский комсомолец, 28.02.2003 Лабораторная работа, Григорий Заславский, Независимая газета, 28.02.2003 Только для умных, Елена Ямпольская, Новые известия, 28.02.2003 Что сказал покойник, Олег Зинцов, Ведомости, 28.02.2003 МХАТ расследует дела физиков Третьего рейха, Александр Соколянский, Время Новостей, 27.02.2003 Элементарные частицы, Роман Должанский, Коммерсантъ, 27.02.2003 Неочевидное вероятное, Марина Давыдова, Известия, 26.02.2003 Скучнее учебника по физике, Полина Игнатова, Газета.Ru, 25.02.2003 Миндаугас Карбаускис: Внутри меня по-прежнему сидит артист, Алексей Филиппов, Известия, 25.02.2003 Физики лирики, Павел Руднев, Ваш Досуг, 24.02.2003 Ольга Барнет, барыня-хулиганка: Не хочу кина!, Екатерина Васенина, Новая газета, 13.02.2003 Место встречи, Павел Руднев, Ваш Досуг, 21.01.2003 Нули, Елена Ковальская, Афиша, 19.01.2003 Сюжет о спектакле «Терроризм» в телепрограмме «Без антракта». Часть II, Екатерина Рындык, 01.2003 Сюжет о спектакле «Терроризм» в телепрограмме «Без антракта». Часть I, Екатерина Рындык, 01.2003 |