МХАТ расследует дела физиков Третьего рейхаАлександр Соколянский, Время Новостей, 27.02.2003 К началу действия мхатовская сцена безлюдна. Художник Александр Боровский, известный своей любовью к лаконизму и четкой графике пространственных решений, подвесил к планшетам пятнадцать узких электронных табло наподобие тех, по которым в присутственных местах пускают бегущую строку. На этих табло застыли надписи: «Русалочка», «Глиптотека», «Новая гавань» и пр. В центре «Копенгаген»: не только место действия, но и название последней пьесы Майкла Фрейна.Мы знаем этого драматурга главным образом как автора комедии «Шум за сценой» (1982). В начале 80-х годов Фрейн оказался самым популярным из английских комедиографов. Он был признанным мастером психологических хитросплетений и подтекстов (Фрейн переводил на английский пьесы Чехова, и эта работа его многому научила). Слава его, однако, была недолгой: после «Шума за сценой» началась полоса неудач. «Копенгаген» (1998) можно было бы назвать реваншем Фрейна, если бы эта пьеса хоть сколько-нибудь напоминала прежние. Однако она похожа скорее на немецкие «драмы для чтения» образца XVIII века, статичные и пугающе многословные. Как ни странно, тяжеловесность нисколько не помешала успеху пьесы. Можно сказать, что стареющий драматург, которому прежде приходилось вуалировать свою тягу к умствованиям в духе Витгенштейна («я знаю, почему я делаю то, что делаю, но я не знаю, откуда я знаю, что знаю, почему я это делаю» и пр.), дождался своего времени. Интерес к «игре ума», сколь угодно захватывающей, кончается на наших глазах: самым увлекательным предметом художественного изучения вновь становится не игра, а работа мысли. Пожалуй, оно и к лучшему если, конечно, театру удастся приманить зрителя на такую наживку. Действующие лица спектакля «Копенгаген» Нильс Бор (Олег Табаков), его жена Маргрет (Ольга Барнет) и его бывший ученик Вернер Гейзенберг (Борис Плотников) появляются из-под сцены, как и подобает призракам. Они сразу же заявляют о своем статусе: « Сегодня, когда нас троих давно уже нет на этом свете » и обмениваются репликами так, словно все трое играют Мировую душу в пьесе Кости Треплева: слова падают, будто капли в колодец, взгляды многозначительны, жесты торжественны и т.д. Молодой режиссер Миндаугас Карбаускис, начав спектакль в темпе lento, поступил очень разумно: в дальнейшем самые незначительные убыстрения игры будут восприниматься зрителем с сердечной благодарностью. Сюжет «Копенгагена» реконструкция довольно загадочной встречи Бора и Гейзенберга в сентябре 1941 года. Возможно, эта встреча была ключевым эпизодом в истории атомного оружия: эпизодом, способным объяснить, почему ученые Третьего рейха под руководством молодого нобелевского лауреата Гейзенберга так и не создали атомную бомбу. Согласно одной из версий, Гейзенберг просто зашел в тупик и приехал за консультацией: пусть Дания оккупирована немцами, пусть Бор и его жена ненавидят нацистов, но старая дружба научная честность связь ученика и учителя Согласно другой, амбициозный германский патриот хитрил, пытался выяснить, как далеко зашли в своих исследованиях враги Третьего рейха, и делал это чуть ли не по прямому заданию Гиммлера (матери Гиммлера и Гейзенберга, заметим, были подругами, и это сыграло в жизни ученого немаловажную роль). Третья версия утверждает, что работа над созданием ядерной бомбы стала для Гейзенберга этической проблемой, что он приехал к Бору в поисках сочувствия и, может быть, морального оправдания. Наконец, сам Гейзенберг позднее давал понять, что это была чуть ли не миссия мира: он будто бы намекал Бору, что его коллеги саботируют нацистскую атомную программу, и призывал к этому же физиков, работающих на Англию и Америку. Майкл Фрейн перебирает эти возможности одну за другой, скрещивает, проверяет на прочность. В итоге он приходит к парадоксально-оптимистическому выводу: быть могло всякое, а случилось то, что случилось. И Гейзенберг, и Бор, и более всех жена Бора, которой не застят свет ученые выкладки, откуда-то знают главное: бомба это ошибка. Они не знают, откуда они это знают, но именно это неопределенное знание управляет их поступками. Если Гейзенберг приезжал что-то выведать, он вел себя так, что Бор просто не мог ничего ему сказать. Если Гейзенберг делал бомбу для Гитлера со всем старанием, он все равно был саботажником, неминуемо уклоняющимся от продуктивных решений. И так далее. Успех «Копенгагена» имел любопытные последствия: наследники Нильса Бора решились наконец опубликовать черновики писем, которые Бор писал Гейзенбергу после конца второй мировой войны. Они многое проясняют, выставляя Гейзенберга в не слишком приглядном виде. Элегантная логика Фрейна рухнула; пьеса «Копенгаген» от этого, однако, не сделалась ни хуже ни лучше. Главным открытием физика Гейзенберга, как многие, может быть, помнят, был «принцип неопределенности». Главное открытие драматурга Фрейна заключается в том, что «состояние неопределенности» наиболее естественное из всех человеческих состояний и что оно, в общем, спасительно. На вопрос, который задает под конец спектакля мудрая Маргрет Бор: «Что останется от этого опозоренного и униженного, такого любимого мира?» оно позволяет ответить: что-нибудь хорошее да останется. Это, между прочим, относится и к судьбе Художественного театра. Вряд ли Олег Табаков сумеет объяснить со всей определенностью, зачем во мхатовском репертуаре появился этот трехчасовой, малоподвижный, суховатый спектакль, зачем он оформлен в темно-серых тонах, зачем он играется с такой сдержанностью, с такой боязнью преувеличения и эмоционального нажима. Табаков по своей природе склонен к игре щедрой, напористой, ему нравится обольщать публику а уж публике-то оно как нравится! Однако Бора он играет с нарочитой неброскостью, да и Плотников оставляет за кулисами свою вдохновенную, привычно эксплуатируемую «не-от-мира-сегойность». В их сценическом существовании на первое место выходит простое и важное чувство серьезности обесцененной и умирающей на вселенском пиру халтуры. Ольге Барнет приходится всего труднее: ее роль выстроена Фрейном почти сплошь на штампах. Старания актрисы не схалтурить, не впасть в поверхностную патетичность я не смог бы назвать безоговорочно успешными, но могу назвать героическими. Будет ли «Копенгаген» иметь успех у зрителя, представляется мне вопросом первостепенной важности. Если сегодняшняя мхатовская публика способна получить удовольствие от трех часов неспешного раздумья (при том, что мыслитель из Фрейна, прямо скажем, не ахти какой глубокий), можно считать, что все разговоры о «смерти интеллигентского театра», о горестном и ничтожном положении книгочеев, любомудров и т.д. обычное вранье и самохвальство пошлости. Если же зал театра начнет пустеть, значит, нам все еще нечем ответить на вранье и самохвальство. С Новым годом! Е. Б. Ж. , Андрей Ванденко, Итоги, 30.12.2003 Чудесные новые старые русские, Александр Соколянский, Время новостей, 26.12.2003 «Легкий привкус измены», Московский комсомолец, 25.12.2003 Очень хороший капиталист, Наталия Каминская, Культура, 25.12.2003 Сентиментальный роман, Итоги, 23.12.2003 Из жизни новых старых русских, Любовь Лебедина, Труд, 23.12.2003 Монолог счастливого человека, Алла Шендерова, Ваш досуг, 22.12.2003 Раз в сто лет колесо до Москвы доезжает, Елена Дьякова, Новая газета, 22.12.2003 «Последняя жертва» МХАТа, Алена Карась, Российская газета, 19.12.2003 Давнопрошедшее настоящее время, Александр Соколянский, Время новостей, 19.12.2003 У женщины деньги завсегда отберут, Мария Хализева, Вечерний клуб, 19.12.2003 Семейный бенефис, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 19.12.2003 Торгующие во МХАТе, Роман Должанский, Коммерсант, 18.12.2003 Миллионщик, Олег Зинцов, Ведомости, 17.12.2003 Табаков и Зудина принесли последнюю жертву, Артур Соломонов, Газета, 17.12.2003 Снежное шоу, Елена Ямпольская, Русский курьер, 17.12.2003 Непоследняя жертва, Роман Должанский, Коммерсант, 11.12.2003 Изменившиеся, Павел Руднев, Ваш досуг, 8.12.2003 Троянский конь и другие, Алиса Никольская, Театральная касса, 12.2003 «Легкий привкус измены» В. Исхакова, Наталья Шаинян, Афиша, 12.2003 51 килограмм, Мария Хализева, Вечерний клуб, 28.11.2003 Жертвоприношение во МХАТе, Марина Райкина, Московский комсомолец, 27.11.2003 Олег Табаков: «На нас жизнь не кончается», АиФ, 27.11.2003 Роман в театре больше, чем роман, Юлия Рахаева, Вечерняя Москва, 24.11.2003 Секс в уральском городе., Елена Ямпольская, Русский курьер, 21.11.2003 Премьера с привкусом измены, Светлана Осипова, Московский комсомолец, 14.11.2003 Гришковец привел во МХАТ и Бубнилу, и чудил, Игорь Вирабов, Комсомольская правда, 21.10.2003 Безотходное производство «Гришковец», Мария Львова, Вечерний клуб, 17.10.2003 Пятки Ахиллеса, Ирина Леонидова, Культура, 16.10.2003 Взятие МХАТа, Екатерина Васенина, Новая газета, 16.10.2003 Гришковец осадил МХАТ, Нина Агишева, Московские новости, 14.10.2003 Байки из МХАТа, Итоги, 14.10.2003 Искренность важнее профессии, Григорий Заславский, Независимая газета, 14.10.2003 Бойтесь ахейцев, дары приносящих, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 14.10.2003 Что тот солдат, что этот, Елена Ямпольская, Русский курьер, 10.10.2003 Утомленный Икар, Алена Карась, Российская газета, 8.10.2003 Время героев интеллектуалов ушло. И это ужасно обидно, Марина Давыдова, Известия, 8.10.2003 Мы еще повоюем, Александр Соколянский, Время новостей, 8.10.2003 Мифология в песочнице, Роман Должанский, Коммерсант, 8.10.2003 Наивная «Осада», Майа Одина, Новые известия, 8.10.2003 Кому нужен Троянский конь?, Светлана Осипова, Московский комсомолец, 8.10.2003 Евгений Гришковец перестал быть идиотом, Глеб Ситковский, Столичная, 8.10.2003 Олег Табаков: «В методах борьбы с мещанством я стал более сдержан», Артур Соломонов, Газета, 8.10.2003 Нам не страшен мелкий бес?, Ирина Алпатова, Планета Красота, 4.10.2003 Музей имени себя, Екатерина Васенина, Новая газета, 10.2003 Евгений Гришковец в «Осаде», Светлана Осипова, Московский комсомолец, 22.09.2003 Сбылись мечты идиота, Наталия Каминская, Культура, 16.07.2003 Театр on и жизнь off, Елена Ямпольская, Русский курьер, 17.06.2003 Три девушки в саванах, Алексей Филиппов, Известия, 17.06.2003 Только б вечность проводить, Александр Соколянский, Время новостей, 17.06.2003 Неча на зеркало плевать
, Елена Ямпольская, Русский курьер, 3.06.2003 Зады русской словесности, Ирина Алпатова, Культура, 29.05.2003 ГОСПОДА СНИМАЮТ САПОГИ САМИ [«Обломов» Михаила Угарова во МХАТе им. Чехова], Нина Агишева, Московские новости, 27.05.2003 Господа снимают сапоги сами, Нина Агишева, Московские новости, 27.05.2003 В полосе неудач, Александр Соколянский, Время новостей, 23.05.2003 Фаршированный бес, Глеб Ситковский, Столичная вечерняя газета, 22.05.2003 Плевок в вечность, Алексей Филиппов, Известия, 22.05.2003 Неподражаемо противный спектакль, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 22.05.2003 Мелкий бес и его двойник, Елена Дьякова, Новая газета, 19.05.2003 Берегите отпрысков, Мария Львова, Вечерний клуб, 24.04.2003 Смерть Диван Диваныча, Олег Зинцов, Ведомости, 22.04.2003 ПРИЛИЧНЫЕ ЛЮДИ ДОЛЖНЫ СИДЕТЬ В ШКАФУ! [«Смерть Ильи Ильича» Михаила Угарова во МХАТе им. Чехова], Игорь Вирабов, Комсомольская правда, 16.04.2003 Чужаки на поминках, Александр Соколянский, Время новостей, 15.04.2003 Бесшумный «Обломов», Марина Давыдова, Известия, 14.04.2003 О любви к метафизике, Алла Шендерова, Экран и сцена, 12.04.2003 Обломов опять умер, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 11.04.2003 Обломова сгубила добродетель, Глеб Ситковский, Столичная вечерняя газета, 10.04.2003 Физика без словаря, Александр Смольяков, Где, 8.04.2003 Есть несколько Любшиных, Артур Соломонов, Газета, 7.04.2003 Актер на все времена, Алексей Александров, Известия, 6.04.2003 Нас выбирают, мы выбираем, Игорь Шевелев, Время МН, 4.04.2003 Не попавшие в «Аркадию», Алексей Филиппов, Известия, 19.03.2003 Суета вокруг дивана, Наталия Каминская, Культура, 17.03.2003 Побег из «Знаков зодиака», Мария Хализева, Вечерний клуб, 13.03.2003 Немного нежности для Александра Волошина, Григорий Заславский, Независимая газета, 12.03.2003 Немного мифа, Алексей Филиппов, Известия, 11.03.2003 Ромео и Джульетта из дома престарелых, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 7.03.2003 Танцы минус, танцы плюс, Ирина Корнеева, Время МН, 7.03.2003 Очная ставка физиков и лириков, Ирина Алпатова, Культура, 6.03.2003 Чистейший Эльсинор, Мария Хализева, Вечерний клуб, 6.03.2003 Ядерная физика в действии, Нина Агишева, Московские Новости, 5.03.2003 Производственное совещание физиков во МХАТе, Ольга Галахова, Россiя, 4.03.2003 У Нильса Бора улыбка Табакова, Любовь Лебедина, Труд, 4.03.2003 Слова, слова, слова
, Итоги, 4.03.2003 Копенгаген, Еженедельный журнал, 4.03.2003 Девять дней одного 1941 года, Елена Дьякова, Новая газета, 3.03.2003 Не Копенгаген, Артур Соломонов, Газета, 28.02.2003 Во МХАТе изучают физику, Марина Райкина, Московский комсомолец, 28.02.2003 Лабораторная работа, Григорий Заславский, Независимая газета, 28.02.2003 Только для умных, Елена Ямпольская, Новые известия, 28.02.2003 Что сказал покойник, Олег Зинцов, Ведомости, 28.02.2003 МХАТ расследует дела физиков Третьего рейха, Александр Соколянский, Время Новостей, 27.02.2003 Элементарные частицы, Роман Должанский, Коммерсантъ, 27.02.2003 Неочевидное вероятное, Марина Давыдова, Известия, 26.02.2003 Скучнее учебника по физике, Полина Игнатова, Газета.Ru, 25.02.2003 Миндаугас Карбаускис: Внутри меня по-прежнему сидит артист, Алексей Филиппов, Известия, 25.02.2003 Физики лирики, Павел Руднев, Ваш Досуг, 24.02.2003 Ольга Барнет, барыня-хулиганка: Не хочу кина!, Екатерина Васенина, Новая газета, 13.02.2003 Место встречи, Павел Руднев, Ваш Досуг, 21.01.2003 Нули, Елена Ковальская, Афиша, 19.01.2003 Сюжет о спектакле «Терроризм» в телепрограмме «Без антракта». Часть II, Екатерина Рындык, 01.2003 Сюжет о спектакле «Терроризм» в телепрограмме «Без антракта». Часть I, Екатерина Рындык, 01.2003 |