Девять дней одного 1941 года

Елена Дьякова, Новая газета, 3.03.2003


На сцене Нильс Бор — Олег Павлович Табаков. Маргрет Бор, жена ученого, — Ольга Барнет. Вернер Гейзенберг, некогда любимый ученик Бора, — Борис Плотников. Трехчасовую пьесу «на трех актеров», почти лишенную действия, но перенасыщенную оттенками смыслов реплик и монологов, Фрейн, английский драматург и журналист, написал в 1998 году.

1941 год. Дания — под гитлеровской оккупацией. Вернер Гейзенберг, ведущий физик Третьего рейха, окруженный дипломатической свитой и эсэсовской слежкой, приезжает к бывшему учителю в Копенгаген. Их разговор короток. Гейзенберг в спешке покидает дом Нильса Бора. О чем именно они говорили — скорее всего, мир не узнает никогда.

Однако несомненно: разговор стал пусковым механизмом важнейшей цепной реакции в истории ХХ века. Группа Гейзенберга в Германии не сумела — или не успела, или не захотела — довести до конца работу над атомной бомбой к 1945 году. Гитлер не получил в руки ядерное оружие. 

…И, ежели не поминать Хиросиму, Нагасаки, Чернобыль, история человечества кой-как продолжает свое повседневное течение до сих пор.

Бор, Маргрет и Гейзенберг — три участника респектабельного ужина в профессорском доме над Северным морем в глухой осенний вечер, три песчинки в двухмиллиардной толпе человечества — оказались в итоге тремя китами, на которых все-таки тогда устояло мироздание?

Если бы Бор (гражданин захваченной страны, по крови наполовину еврей) присоединился в 1941 году к «рабочей группе» немецких ядерщиков (о чем Гейзенберг не посмел заговорить с мэтром впрямую, но незаданный вопрос висел в воздухе), «берлинская бомба» появилась бы раньше, чем американская. Если бы Бор открыл Гейзенбергу в беседе, в чем ошибка его расчетов, Гейзенберг мог бы довести работу до конца сам…

Итак, планету и ее население (с потомством на три поколения вперед) спасли кодекс чести и чувство собственного достоинства профессора Бора?

Очень похоже на то. Об этой органике собственного достоинства — мхатовский «Копенгаген». А трехчасовой мастер-класс самоощущения и поведения приличного человека… впрочем, нет! порядочного человека в очень непростых обстоятельствах — самое интересное и ценное в спектакле.

Сцена темна и почти пуста. Только по стеклянным электронным табло бегут огненные буквы реплик. (Сценограф — Александр Боровский. ) Белый, ангельски простой и донельзя респектабельный обеденный сервиз Маргрет Бор — единственный реквизит. Серая, вольно и уютно связанная куртка, твердые белоснежные воротнички профессора Бора — второй «предметный акцент» спектакля. Все имеет немалое значение в пустом, как вакуумная колба, мире «Копенгагена».

Это вещи порядочных людей. Малые, как герб на перстне, символы всего, за что отвечает Бор.

Здесь никто ни в какой ситуации не повысит голос. Здесь будет взвешена и отточена каждая реплика. Страх, корысть, раздражение, вульгарность, упреки — весь хитрый и мелочный серпентарий низменных побуждений — изгнаны из этой гостиной. (Хотя и страх, и грех, и тщеславие, и олимпийский покер многоходовой игры «на место» в истории мировой науки живут в подтексте.)

…Бор, усмехаясь, говорит: «Я довольно странно ощущаю себя в математическом отношении. Я - не единица, а половина пары». Тонкий актерский дуэт Ольги Барнет и Олега Табакова — часть все той же парадигмы. «Белое — это полоски под кольцами», — писал русский поэт. Как белизна крахмальных воротничков, незапятнанное сияние седин, чувство собственного достоинства президента Датского королевского научного общества (академическая мантия воистину заменила ему мантию вельможи), так и эта семейная точность взаимодействия Маргрет и Бора, умное и неколебимо верное служение героини Ольги Барнет своей «половине пары» — элементарные частицы самоощущения и «манеры жить», спасших мир. 

Актерский дуэт Барнет и Табакова все время дает мастер-класс человеческой нормы. Комильфотности — в дословном и основном ее значении: comme il faut — так, как надо.

И даже всерьез и надолго увлекшись объяснением залу МХАТа постулатов квантовой физики, они выступают как некие носители языка.

Языка чувств, жестов, традиций, парадных ужинов, отношений, который для них — родной. А большей частью общества как-то… полузабыт.

Уж больно давно никто не говорил, что не владеть этим языком — стыдно.

?Не знаю, хороша ли сама пьеса Майкла Фрейна (удостоенная, впрочем, и Мольеровской премии, и премии Tony). Добротный и старательный текст высокоцивилизованного человека несколько анемичен. (А ведь именно внутренняя страсть, тонкая мимика таланта в переплясе реплик делают общие места вечными истинами.) Не знаю, станет ли «Копенгаген» этапным для режиссера Миндаугаса Карбаускиса (в отличие от его «Старосветских помещиков» на Новой сцене МХАТа, фантасмагории, точно гипнотически «наведенной» на зрительный зал творческой волей 24-летнего постановщика). Но понимаю, кажется, внутренние задачи этой премьеры.

?Те, кого играют Олег Табаков и Ольга Барнет, так похожи на уходящую, почти ушедшую, не знакомую «младшей половине» зрительного зала породу московских профессоров прежних времен. Знание давало этим людям неколебимое достоинство. И - масштаб личности. Они твердо верили, что будущее рождается в их сознании. Они знали цену биотокам мозга.

А, собственно говоря, будущее мира и рождается в чьих-то кабинетах.

Никто из них не был равен масштабом Нильсу Бору, но вместе они составляли некий твердый панцирь черепахи, на которой стоит мир. 

Бог весть, почему не сумели передать в полной мере это личное дворянство интеллектуала, это родовое достоинство сословия ученикам и детям. То, что было аксиомой для общества в 1960—1980-х, теперь стало в России чем-то вроде теоремы Ферма, не имеющей вроде бы доказательств.

И не только для внешнего мира, вот в чем беда! Сами носители знания теряют эту внутреннюю великолепную уверенность в своей значимости.

А потому теряют и возможность убеждать в ней мир и потомство.

«Носители языка» уходят. Язык скукоживается, кривится, щерится (совсем как русский), теряет словарный запас и популяцию тех, кому он внятен.

Очень опасный процесс. Но это — долгий и не совсем театральный разговор. Тем не менее Художественный театр подал чуть не первую за долгие годы реплику в этом разговоре. Четкую. И печальную.

?Едешь с премьеры домой. Вспоминаешь московские дома и семьи глубокой давности. В сознании крутится легендарная фраза Ф. Г. Раневской:

«Я такая старая, старая? Я еще помню порядочных людей — вот какая я старая!».

А репродукторы в метро ликуют над самым темечком:

«Поздравляем москвичей с юбилеем! Ровно десять лет назад на русском языке был впервые опубликован сканворд!»
2003
С Новым годом! — Е. Б. Ж. , Андрей Ванденко, Итоги, 30.12.2003
Чудесные новые старые русские, Александр Соколянский, Время новостей, 26.12.2003
«Легкий привкус измены», Московский комсомолец, 25.12.2003
Очень хороший капиталист, Наталия Каминская, Культура, 25.12.2003
Из жизни новых старых русских, Любовь Лебедина, Труд, 23.12.2003
Монолог счастливого человека, Алла Шендерова, Ваш досуг, 22.12.2003
Раз в сто лет колесо до Москвы доезжает, Елена Дьякова, Новая газета, 22.12.2003
«Последняя жертва» МХАТа, Алена Карась, Российская газета, 19.12.2003
Давнопрошедшее настоящее время, Александр Соколянский, Время новостей, 19.12.2003
У женщины деньги завсегда отберут, Мария Хализева, Вечерний клуб, 19.12.2003
Семейный бенефис, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 19.12.2003
Торгующие во МХАТе, Роман Должанский, Коммерсант, 18.12.2003
Миллионщик, Олег Зинцов, Ведомости, 17.12.2003
Табаков и Зудина принесли последнюю жертву, Артур Соломонов, Газета, 17.12.2003
Снежное шоу, Елена Ямпольская, Русский курьер, 17.12.2003
Непоследняя жертва, Роман Должанский, Коммерсант, 11.12.2003
Изменившиеся, Павел Руднев, Ваш досуг, 8.12.2003
Троянский конь и другие, Алиса Никольская, Театральная касса, 12.2003
«Легкий привкус измены» В. Исхакова, Наталья Шаинян, Афиша, 12.2003
51 килограмм, Мария Хализева, Вечерний клуб, 28.11.2003
Жертвоприношение во МХАТе, Марина Райкина, Московский комсомолец, 27.11.2003
Роман в театре больше, чем роман, Юлия Рахаева, Вечерняя Москва, 24.11.2003
Секс в уральском городе., Елена Ямпольская, Русский курьер, 21.11.2003
Премьера с привкусом измены, Светлана Осипова, Московский комсомолец, 14.11.2003
Гришковец привел во МХАТ и Бубнилу, и чудил, Игорь Вирабов, Комсомольская правда, 21.10.2003
Безотходное производство «Гришковец», Мария Львова, Вечерний клуб, 17.10.2003
Пятки Ахиллеса, Ирина Леонидова, Культура, 16.10.2003
Взятие МХАТа, Екатерина Васенина, Новая газета, 16.10.2003
Гришковец осадил МХАТ, Нина Агишева, Московские новости, 14.10.2003
Байки из МХАТа, Итоги, 14.10.2003
Искренность важнее профессии, Григорий Заславский, Независимая газета, 14.10.2003
Бойтесь ахейцев, дары приносящих, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 14.10.2003
Что тот солдат, что этот, Елена Ямпольская, Русский курьер, 10.10.2003
Утомленный Икар, Алена Карась, Российская газета, 8.10.2003
Мы еще повоюем, Александр Соколянский, Время новостей, 8.10.2003
Мифология в песочнице, Роман Должанский, Коммерсант, 8.10.2003
Наивная «Осада», Майа Одина, Новые известия, 8.10.2003
Кому нужен Троянский конь?, Светлана Осипова, Московский комсомолец, 8.10.2003
Евгений Гришковец перестал быть идиотом, Глеб Ситковский, Столичная, 8.10.2003
Нам не страшен мелкий бес?, Ирина Алпатова, Планета Красота, 4.10.2003
Музей имени себя, Екатерина Васенина, Новая газета, 10.2003
Евгений Гришковец в «Осаде», Светлана Осипова, Московский комсомолец, 22.09.2003
Сбылись мечты идиота, Наталия Каминская, Культура, 16.07.2003
Театр — on и жизнь — off, Елена Ямпольская, Русский курьер, 17.06.2003
Три девушки в саванах, Алексей Филиппов, Известия, 17.06.2003
Только б вечность проводить, Александр Соколянский, Время новостей, 17.06.2003
Неча на зеркало плевать…, Елена Ямпольская, Русский курьер, 3.06.2003
Зады русской словесности, Ирина Алпатова, Культура, 29.05.2003
Господа снимают сапоги сами, Нина Агишева, Московские новости, 27.05.2003
В полосе неудач, Александр Соколянский, Время новостей, 23.05.2003
Фаршированный бес, Глеб Ситковский, Столичная вечерняя газета, 22.05.2003
Плевок в вечность, Алексей Филиппов, Известия, 22.05.2003
Неподражаемо противный спектакль, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 22.05.2003
Мелкий бес и его двойник, Елена Дьякова, Новая газета, 19.05.2003
Берегите отпрысков, Мария Львова, Вечерний клуб, 24.04.2003
Смерть Диван Диваныча, Олег Зинцов, Ведомости, 22.04.2003
Чужаки на поминках, Александр Соколянский, Время новостей, 15.04.2003
Бесшумный «Обломов», Марина Давыдова, Известия, 14.04.2003
О любви к метафизике, Алла Шендерова, Экран и сцена, 12.04.2003
Обломов опять умер, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 11.04.2003
Обломова сгубила добродетель, Глеб Ситковский, Столичная вечерняя газета, 10.04.2003
Физика без словаря, Александр Смольяков, Где, 8.04.2003
Есть несколько Любшиных, Артур Соломонов, Газета, 7.04.2003
Актер на все времена, Алексей Александров, Известия, 6.04.2003
Нас выбирают, мы выбираем, Игорь Шевелев, Время МН, 4.04.2003
Не попавшие в «Аркадию», Алексей Филиппов, Известия, 19.03.2003
Суета вокруг дивана, Наталия Каминская, Культура, 17.03.2003
Побег из «Знаков зодиака», Мария Хализева, Вечерний клуб, 13.03.2003
Немного нежности для Александра Волошина, Григорий Заславский, Независимая газета, 12.03.2003
Немного мифа, Алексей Филиппов, Известия, 11.03.2003
Ромео и Джульетта из дома престарелых, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 7.03.2003
Танцы минус, танцы плюс, Ирина Корнеева, Время МН, 7.03.2003
Очная ставка физиков и лириков, Ирина Алпатова, Культура, 6.03.2003
Чистейший Эльсинор, Мария Хализева, Вечерний клуб, 6.03.2003
Ядерная физика в действии, Нина Агишева, Московские Новости, 5.03.2003
У Нильса Бора улыбка Табакова, Любовь Лебедина, Труд, 4.03.2003
Копенгаген, Еженедельный журнал, 4.03.2003
Девять дней одного 1941 года, Елена Дьякова, Новая газета, 3.03.2003
Не Копенгаген, Артур Соломонов, Газета, 28.02.2003
Во МХАТе изучают физику, Марина Райкина, Московский комсомолец, 28.02.2003
Лабораторная работа, Григорий Заславский, Независимая газета, 28.02.2003
Только для умных, Елена Ямпольская, Новые известия, 28.02.2003
Что сказал покойник, Олег Зинцов, Ведомости, 28.02.2003
МХАТ расследует дела физиков Третьего рейха, Александр Соколянский, Время Новостей, 27.02.2003
Элементарные частицы, Роман Должанский, Коммерсантъ, 27.02.2003
Неочевидное вероятное, Марина Давыдова, Известия, 26.02.2003
Скучнее учебника по физике, Полина Игнатова, Газета.Ru, 25.02.2003
Физики — лирики, Павел Руднев, Ваш Досуг, 24.02.2003
Ольга Барнет, барыня-хулиганка: Не хочу кина!, Екатерина Васенина, Новая газета, 13.02.2003
Место встречи, Павел Руднев, Ваш Досуг, 21.01.2003
Нули, Елена Ковальская, Афиша, 19.01.2003