Роман в театре больше, чем романЮлия Рахаева, Вечерняя Москва, 24.11.2003 Марину Брусникину давно упрекают в том, что ее спектакли вовсе не спектакли в привычном понимании этого слова, а проза на сцене. Правда, так дружно и повсеместно упрекают, что, похоже, это-то и есть настоящая слава. Очевидно, поэтому Марина упорствует в своем замечательном заблуждении. После «Пролетного гуся» по Виктору Астафьеву и «Сонечки» по Людмиле Улицкой она поставила во МХАТе «Легкий привкус измены» Валерия Исхакова.И вот это уже действительно беспрецедентно: если автор «Пролетного гуся» к моменту постановки перешел в разряд настоящих (то есть почивших) классиков, а «Сонечка» была написана Людмилой Улицкой примерно за полтора десятка лет до того, как ей заинтересовались во МХАТе, то роман екатеринбуржца Валерия Исхакова абсолютно свежий, книга с ним только этим летом вышла в издательстве «Вагриус». А началось все с публикации «Легкого привкуса измены» в журнале «Дружба народов». Едва успел выйти третий номер журнала за 2002 год с окончанием романа, как у заведующего отделом прозы Леонида Бахнова раздался телефонный звонок. Звонили по поручению Олега Табакова, который, оказывается, сначала пытался даже дозвониться сам, так понравилась ему вещь совершенно незнакомого автора. Екатеринбургский телефон был выдан, и все, как говорится, завертелось. И вот премьера. Малый зал, разумеется, полон. Где-то среди зрителей сидит Валерий Исхаков (он смотрит спектакль, включая прогоны, уже шестой раз, и считает, что с каждым разом получается все лучше и лучше). Стоит ли разбирать этот спектакль так, как это обычно делают театральные критики? Ведь поставлен-то он не по пьесе, а по роману, а я не театральный критик, а литературный обозреватель. Скажу лишь о том, о чем имею представление. И о том, о чем не сказать нельзя. Все попытки отыскать в программке автора инсценировки оказались безуспешны. Это точно не Валерий Исхаков (он сам ничего со своим романом не делал). Возможно, это сама Марина Брусникина, но об этом нигде ничего не сказано. Остается еще и третий вариант: это не инсценировка. Поставлен именно роман, но жанр обозначен как «Любовные настроения». По сравнению с романом книжным (или журнальным) роман театральный претерпел минимальные изменения. Спрямлены некоторые линии, не присутствуют второстепенные персонажи, муж Виктории из стал из Алексея Ивановича Андреем Ивановичем (что правильно: в книге мне здорово мешало, что на одних и тех же страницах действуют два Алексея, Михайлович и Иванович. Помнится, смысл в этом какой-то был, но какой именно, теперь и не вспомнить). Алексей Михайлович главный герой и романа, и спектакля. Хотя бы потому, что он, что называется, «красной нитью» прошел через жизнь всех шестерых героинь. Людмила была его первой женой, Наталья жена нынешняя. Подруги К. и О. две его кратковременные связи времен первой жены. Двоюродные сестры Вика и Катя две его самые, пожалуй, сильные и длительные привязанности. Больше того, Катю его угораздило полюбить по-настоящему. Со всеми болезненными вытекающими. Мужчин в спектакле тоже шесть. Кроме двух уже названных персонажей это автор, который тоже иной раз не прочь принять кое-какое участие в действии. Это Виктор, брат Виктории, муж четырех жен (первой из которых была О. ). Это Бабник, Людмилин и многих любовник. Это Слава, муж Кати, открыто всю их совместную жизнь ей изменяющий и все равно обожаемый. Уф! Неужели ничего не напутала, кто там с кем и когда? Читая роман, запутаться в промискуитетах чрезвычайно легко. Часто приходиться возвращаться к началу или к какому-нибудь ключевому моменту. В спектакле все гораздо яснее и проще. И страшнее? На некоторые роли в спектакле имеются по два исполнителя. Алексея Михайловича, автора, Андрея Ивановича, О. И Людмилу неизменно играют соответственно Алексей Агапов, Павел Ващилин, Денис Бобышев, Дарья Юрская и Кристина Бабушкина. Не уверена, опять же, что, говоря об этом спектакле, можно (нужно?) разбирать игру актеров. Разве что можно было бы поговорить о попаданиях в соответствующий тип женщины или мужчины? К тому же не все время ведь и играют. Порой, отстраняясь, дают сухие и точные характеристики своим персонажам. А порой и не своим? Говоря о спектакле «Легкий привкус измены», нельзя не сказать о великолепной работе балетмейстера Андрея Сергиевского. Танцы парные, трио и групповые, знойные танго и что там еще вовсе не вставные здесь номера, а несущая, органичная, возможно, наиболее эффектная часть спектакля. И буквально несколько слов об оформлении. С крупными фото героев, которые возникают в нужные моменты, а в ненужные исчезают, продумано здорово. Вот только герои не всегда похожи на свои изображения, что рождает нехорошие подозрения: а вдруг на фото артист из другого состава? И еще. Необходимо предупредить: спектакль, мягко говоря, не детский. Как, впрочем, и роман. Есть в нем разные позы. В том числе и те, о которых вы подумали. Есть и слова. В том числе и? Но единственному встреченному на премьере ветерану Великой Отечественной, заядлому театралу, очень понравилось! А вот сидевший рядом со мной театральный критик Григорий Заславский после антракта прошептал: «Вот так доверяешь жене, а она, возможно, в это время?» С Новым годом! Е. Б. Ж. , Андрей Ванденко, Итоги, 30.12.2003 Чудесные новые старые русские, Александр Соколянский, Время новостей, 26.12.2003 «Легкий привкус измены», Московский комсомолец, 25.12.2003 Очень хороший капиталист, Наталия Каминская, Культура, 25.12.2003 Сентиментальный роман, Итоги, 23.12.2003 Из жизни новых старых русских, Любовь Лебедина, Труд, 23.12.2003 Монолог счастливого человека, Алла Шендерова, Ваш досуг, 22.12.2003 Раз в сто лет колесо до Москвы доезжает, Елена Дьякова, Новая газета, 22.12.2003 «Последняя жертва» МХАТа, Алена Карась, Российская газета, 19.12.2003 Давнопрошедшее настоящее время, Александр Соколянский, Время новостей, 19.12.2003 У женщины деньги завсегда отберут, Мария Хализева, Вечерний клуб, 19.12.2003 Семейный бенефис, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 19.12.2003 Торгующие во МХАТе, Роман Должанский, Коммерсант, 18.12.2003 Миллионщик, Олег Зинцов, Ведомости, 17.12.2003 Табаков и Зудина принесли последнюю жертву, Артур Соломонов, Газета, 17.12.2003 Снежное шоу, Елена Ямпольская, Русский курьер, 17.12.2003 Непоследняя жертва, Роман Должанский, Коммерсант, 11.12.2003 Изменившиеся, Павел Руднев, Ваш досуг, 8.12.2003 Троянский конь и другие, Алиса Никольская, Театральная касса, 12.2003 «Легкий привкус измены» В. Исхакова, Наталья Шаинян, Афиша, 12.2003 51 килограмм, Мария Хализева, Вечерний клуб, 28.11.2003 Жертвоприношение во МХАТе, Марина Райкина, Московский комсомолец, 27.11.2003 Олег Табаков: «На нас жизнь не кончается», АиФ, 27.11.2003 Роман в театре больше, чем роман, Юлия Рахаева, Вечерняя Москва, 24.11.2003 Секс в уральском городе., Елена Ямпольская, Русский курьер, 21.11.2003 Премьера с привкусом измены, Светлана Осипова, Московский комсомолец, 14.11.2003 Гришковец привел во МХАТ и Бубнилу, и чудил, Игорь Вирабов, Комсомольская правда, 21.10.2003 Безотходное производство «Гришковец», Мария Львова, Вечерний клуб, 17.10.2003 Пятки Ахиллеса, Ирина Леонидова, Культура, 16.10.2003 Взятие МХАТа, Екатерина Васенина, Новая газета, 16.10.2003 Гришковец осадил МХАТ, Нина Агишева, Московские новости, 14.10.2003 Байки из МХАТа, Итоги, 14.10.2003 Искренность важнее профессии, Григорий Заславский, Независимая газета, 14.10.2003 Бойтесь ахейцев, дары приносящих, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 14.10.2003 Что тот солдат, что этот, Елена Ямпольская, Русский курьер, 10.10.2003 Утомленный Икар, Алена Карась, Российская газета, 8.10.2003 Время героев интеллектуалов ушло. И это ужасно обидно, Марина Давыдова, Известия, 8.10.2003 Мы еще повоюем, Александр Соколянский, Время новостей, 8.10.2003 Мифология в песочнице, Роман Должанский, Коммерсант, 8.10.2003 Наивная «Осада», Майа Одина, Новые известия, 8.10.2003 Кому нужен Троянский конь?, Светлана Осипова, Московский комсомолец, 8.10.2003 Евгений Гришковец перестал быть идиотом, Глеб Ситковский, Столичная, 8.10.2003 Олег Табаков: «В методах борьбы с мещанством я стал более сдержан», Артур Соломонов, Газета, 8.10.2003 Нам не страшен мелкий бес?, Ирина Алпатова, Планета Красота, 4.10.2003 Музей имени себя, Екатерина Васенина, Новая газета, 10.2003 Евгений Гришковец в «Осаде», Светлана Осипова, Московский комсомолец, 22.09.2003 Сбылись мечты идиота, Наталия Каминская, Культура, 16.07.2003 Театр on и жизнь off, Елена Ямпольская, Русский курьер, 17.06.2003 Три девушки в саванах, Алексей Филиппов, Известия, 17.06.2003 Только б вечность проводить, Александр Соколянский, Время новостей, 17.06.2003 Неча на зеркало плевать
, Елена Ямпольская, Русский курьер, 3.06.2003 Зады русской словесности, Ирина Алпатова, Культура, 29.05.2003 ГОСПОДА СНИМАЮТ САПОГИ САМИ [«Обломов» Михаила Угарова во МХАТе им. Чехова], Нина Агишева, Московские новости, 27.05.2003 Господа снимают сапоги сами, Нина Агишева, Московские новости, 27.05.2003 В полосе неудач, Александр Соколянский, Время новостей, 23.05.2003 Фаршированный бес, Глеб Ситковский, Столичная вечерняя газета, 22.05.2003 Плевок в вечность, Алексей Филиппов, Известия, 22.05.2003 Неподражаемо противный спектакль, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 22.05.2003 Мелкий бес и его двойник, Елена Дьякова, Новая газета, 19.05.2003 Берегите отпрысков, Мария Львова, Вечерний клуб, 24.04.2003 Смерть Диван Диваныча, Олег Зинцов, Ведомости, 22.04.2003 ПРИЛИЧНЫЕ ЛЮДИ ДОЛЖНЫ СИДЕТЬ В ШКАФУ! [«Смерть Ильи Ильича» Михаила Угарова во МХАТе им. Чехова], Игорь Вирабов, Комсомольская правда, 16.04.2003 Чужаки на поминках, Александр Соколянский, Время новостей, 15.04.2003 Бесшумный «Обломов», Марина Давыдова, Известия, 14.04.2003 О любви к метафизике, Алла Шендерова, Экран и сцена, 12.04.2003 Обломов опять умер, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 11.04.2003 Обломова сгубила добродетель, Глеб Ситковский, Столичная вечерняя газета, 10.04.2003 Физика без словаря, Александр Смольяков, Где, 8.04.2003 Есть несколько Любшиных, Артур Соломонов, Газета, 7.04.2003 Актер на все времена, Алексей Александров, Известия, 6.04.2003 Нас выбирают, мы выбираем, Игорь Шевелев, Время МН, 4.04.2003 Не попавшие в «Аркадию», Алексей Филиппов, Известия, 19.03.2003 Суета вокруг дивана, Наталия Каминская, Культура, 17.03.2003 Побег из «Знаков зодиака», Мария Хализева, Вечерний клуб, 13.03.2003 Немного нежности для Александра Волошина, Григорий Заславский, Независимая газета, 12.03.2003 Немного мифа, Алексей Филиппов, Известия, 11.03.2003 Ромео и Джульетта из дома престарелых, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 7.03.2003 Танцы минус, танцы плюс, Ирина Корнеева, Время МН, 7.03.2003 Очная ставка физиков и лириков, Ирина Алпатова, Культура, 6.03.2003 Чистейший Эльсинор, Мария Хализева, Вечерний клуб, 6.03.2003 Ядерная физика в действии, Нина Агишева, Московские Новости, 5.03.2003 Производственное совещание физиков во МХАТе, Ольга Галахова, Россiя, 4.03.2003 У Нильса Бора улыбка Табакова, Любовь Лебедина, Труд, 4.03.2003 Слова, слова, слова
, Итоги, 4.03.2003 Копенгаген, Еженедельный журнал, 4.03.2003 Девять дней одного 1941 года, Елена Дьякова, Новая газета, 3.03.2003 Не Копенгаген, Артур Соломонов, Газета, 28.02.2003 Во МХАТе изучают физику, Марина Райкина, Московский комсомолец, 28.02.2003 Лабораторная работа, Григорий Заславский, Независимая газета, 28.02.2003 Только для умных, Елена Ямпольская, Новые известия, 28.02.2003 Что сказал покойник, Олег Зинцов, Ведомости, 28.02.2003 МХАТ расследует дела физиков Третьего рейха, Александр Соколянский, Время Новостей, 27.02.2003 Элементарные частицы, Роман Должанский, Коммерсантъ, 27.02.2003 Неочевидное вероятное, Марина Давыдова, Известия, 26.02.2003 Скучнее учебника по физике, Полина Игнатова, Газета.Ru, 25.02.2003 Миндаугас Карбаускис: Внутри меня по-прежнему сидит артист, Алексей Филиппов, Известия, 25.02.2003 Физики лирики, Павел Руднев, Ваш Досуг, 24.02.2003 Ольга Барнет, барыня-хулиганка: Не хочу кина!, Екатерина Васенина, Новая газета, 13.02.2003 Место встречи, Павел Руднев, Ваш Досуг, 21.01.2003 Нули, Елена Ковальская, Афиша, 19.01.2003 Сюжет о спектакле «Терроризм» в телепрограмме «Без антракта». Часть II, Екатерина Рындык, 01.2003 Сюжет о спектакле «Терроризм» в телепрограмме «Без антракта». Часть I, Екатерина Рындык, 01.2003 |