Из жизни новых старых русскихЛюбовь Лебедина, Труд, 23.12.2003 Похоже, во МХАТе имени Чехова попали в «десятку», обратившись к пьесе Александра Островского «Последняя жертва»: билеты на этот спектакль распроданы на месяц вперед. Певец Замоскворечья со своими оборотистыми купцами отлично вписался в нашу рыночную действительность, где деньги являются мерилом всего, а жертвенная любовь считается чуть ли не роскошью, поскольку это могут позволить себе лишь слишком богатые женщины.Не могу сказать, что режиссер Юрий Еремин решил потрафить «новым русским», сделав ключевой фигурой спектакля богатого купца Флора Федулыча, а не молодую вдову Тугину. Но ведь это он пришел ей на помощь, когда любовник промотал все ее состояние, значит, ему и карты в руки, он герой. Конечно, господин Прибытков воспользовался безвыходным положением обманутой женщины, предложив выйти за него замуж, так ведь и этому есть свое оправдание его давняя любовь к ней. Еремин знал, что делал, когда назначал на эту роль Олега Табакова, ибо обаяние этого артиста безмерно, и поэтому его герою хочется верить, как бы мы плохо ни относились к современным олигархам. Еще режиссер понимал, что если хрупкую Юлию сыграет Марина Зудина, это будет беспроигрышный вариант, потому что Табаков невольно станет защищать свою жену на сцене, помогать ей, и поэтому возникнет та самая подлинность чувств, выше которой уже не прыгнешь. Тонкий режиссерский расчет сполна оправдал себя. Как только Табаков (под аплодисменты зрителей) появляется в доме Тугиной и на правах дальнего родственника начинает спрашивать о делах, с первых минут становится понятно, насколько он неравнодушен к этой особе. И она тоже чувствует это, но делает вид, что не замечает, хотя тревожно, ой, как тревожно ей? Когда же наконец является долгожданный любовник ничего, кроме дежурных объятий не происходит, ибо внутренне Дульчин пуст: ему бы только заполучить нужную сумму денег и быстренько бежать туда, где карты, развлечения, вино, женщины. Ну скажите, чем не водевильный сюжет, поскольку и при Островском, и теперь таких альфонсов пруд пруди. Ситуация, может быть, и водевильная, только ведь Юлия думает, что любима по-настоящему и ради этого готова на любую жертву ради возлюбленного, даже встать на колени перед Флором Федулычем, чтобы он ей одолжил нужные 6 тысяч рублей. А это уже серьезно! Таким образом, в этом любовном треугольнике самая незавидная роль у добытчика богатых невест Дульчина (Сергей Колесников). Внешне он, конечно, хорош собой и одет по последней моде, но есть в его манере поведения что-то плебейское, прогибающееся, поэтому молодой красавец явно проигрывает немолодому, но достойному во всех смыслах Прибыткову. Одним словом, Еремин, не слишком мудрствуя, возвел его на пьедестал (благо Олег Павлович и сам находится там в своем театре), а по левую руку от него поставил голубую героиню Тугину. Всех же остальных персонажей режиссер превратил в мелких людишек, благо они того заслуживают. Это действительно смешно, когда его племянник Лавр Прибытков (Валерий Хлевинский) без гроша в кармане, надуваясь как пузырь, делает вид, что богат, а сам потихоньку приглядывает богатого женишка для своей дурехи-дочери (Дарья Юрская). Общая картина купеческой Москвы была бы неполной, если бы в конце первого акта на сцене не появились гуляющие с размахом русские миллионщики. Заранее предупреждаю тех, кто не видел спектакль: в этих жанровых картинках, поставленных с опереточным размахом, вы не увидите купцов с окладистыми бородками и необъятных размеров кустодиевских купчих. Скорее, это деловые люди эпохи модерна: холеные, надушенные, с туго накрахмаленными воротничками. Дамы и вовсе разгуливают в нарядах «от кутюр». Это совершенно новая поросль российских предпринимателей-меценатов, благодаря которым и было выстроено здание Художественного театра. Собравшиеся здесь господа хоть и держат ухо востро, чтобы никто не проник в коммерческие тайны, умеют ценить прекрасное: слушают граммофон с ариями известных певцов и даже смотрят синематограф. Самое интересное заключается в том, что режиссер не слишком тиранил артистов своими четко выверенными композициями, предоставив им полную свободу передвижения по сцене. Исполнители распределялись в пространстве так, как им подсказывало их внутреннее чутье. В этой спонтанной импровизации было столько естественности, что казалось, события развиваются сами по себе, без указующего режиссерского перста. Не потому ли в финале спектакля, когда под чарующие звуки вальса стал падать большими белыми хлопьями снег, а на дальнем экране возникли проекции старых видов Москвы, то зрителям показалось, что стерлась грань времен и рядом с ними в зале сидит Островский. Наверное, он все-таки предвидел, что в России вновь возродится предпринимательский дух, появится новое купечество и все вернется на круги своя. С Новым годом! Е. Б. Ж. , Андрей Ванденко, Итоги, 30.12.2003 Чудесные новые старые русские, Александр Соколянский, Время новостей, 26.12.2003 «Легкий привкус измены», Московский комсомолец, 25.12.2003 Очень хороший капиталист, Наталия Каминская, Культура, 25.12.2003 Сентиментальный роман, Итоги, 23.12.2003 Из жизни новых старых русских, Любовь Лебедина, Труд, 23.12.2003 Монолог счастливого человека, Алла Шендерова, Ваш досуг, 22.12.2003 Раз в сто лет колесо до Москвы доезжает, Елена Дьякова, Новая газета, 22.12.2003 «Последняя жертва» МХАТа, Алена Карась, Российская газета, 19.12.2003 Давнопрошедшее настоящее время, Александр Соколянский, Время новостей, 19.12.2003 У женщины деньги завсегда отберут, Мария Хализева, Вечерний клуб, 19.12.2003 Семейный бенефис, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 19.12.2003 Торгующие во МХАТе, Роман Должанский, Коммерсант, 18.12.2003 Миллионщик, Олег Зинцов, Ведомости, 17.12.2003 Табаков и Зудина принесли последнюю жертву, Артур Соломонов, Газета, 17.12.2003 Снежное шоу, Елена Ямпольская, Русский курьер, 17.12.2003 Непоследняя жертва, Роман Должанский, Коммерсант, 11.12.2003 Изменившиеся, Павел Руднев, Ваш досуг, 8.12.2003 Троянский конь и другие, Алиса Никольская, Театральная касса, 12.2003 «Легкий привкус измены» В. Исхакова, Наталья Шаинян, Афиша, 12.2003 51 килограмм, Мария Хализева, Вечерний клуб, 28.11.2003 Жертвоприношение во МХАТе, Марина Райкина, Московский комсомолец, 27.11.2003 Олег Табаков: «На нас жизнь не кончается», АиФ, 27.11.2003 Роман в театре больше, чем роман, Юлия Рахаева, Вечерняя Москва, 24.11.2003 Секс в уральском городе., Елена Ямпольская, Русский курьер, 21.11.2003 Премьера с привкусом измены, Светлана Осипова, Московский комсомолец, 14.11.2003 Гришковец привел во МХАТ и Бубнилу, и чудил, Игорь Вирабов, Комсомольская правда, 21.10.2003 Безотходное производство «Гришковец», Мария Львова, Вечерний клуб, 17.10.2003 Пятки Ахиллеса, Ирина Леонидова, Культура, 16.10.2003 Взятие МХАТа, Екатерина Васенина, Новая газета, 16.10.2003 Гришковец осадил МХАТ, Нина Агишева, Московские новости, 14.10.2003 Байки из МХАТа, Итоги, 14.10.2003 Искренность важнее профессии, Григорий Заславский, Независимая газета, 14.10.2003 Бойтесь ахейцев, дары приносящих, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 14.10.2003 Что тот солдат, что этот, Елена Ямпольская, Русский курьер, 10.10.2003 Утомленный Икар, Алена Карась, Российская газета, 8.10.2003 Время героев интеллектуалов ушло. И это ужасно обидно, Марина Давыдова, Известия, 8.10.2003 Мы еще повоюем, Александр Соколянский, Время новостей, 8.10.2003 Мифология в песочнице, Роман Должанский, Коммерсант, 8.10.2003 Наивная «Осада», Майа Одина, Новые известия, 8.10.2003 Кому нужен Троянский конь?, Светлана Осипова, Московский комсомолец, 8.10.2003 Евгений Гришковец перестал быть идиотом, Глеб Ситковский, Столичная, 8.10.2003 Олег Табаков: «В методах борьбы с мещанством я стал более сдержан», Артур Соломонов, Газета, 8.10.2003 Нам не страшен мелкий бес?, Ирина Алпатова, Планета Красота, 4.10.2003 Музей имени себя, Екатерина Васенина, Новая газета, 10.2003 Евгений Гришковец в «Осаде», Светлана Осипова, Московский комсомолец, 22.09.2003 Сбылись мечты идиота, Наталия Каминская, Культура, 16.07.2003 Театр on и жизнь off, Елена Ямпольская, Русский курьер, 17.06.2003 Три девушки в саванах, Алексей Филиппов, Известия, 17.06.2003 Только б вечность проводить, Александр Соколянский, Время новостей, 17.06.2003 Неча на зеркало плевать
, Елена Ямпольская, Русский курьер, 3.06.2003 Зады русской словесности, Ирина Алпатова, Культура, 29.05.2003 ГОСПОДА СНИМАЮТ САПОГИ САМИ [«Обломов» Михаила Угарова во МХАТе им. Чехова], Нина Агишева, Московские новости, 27.05.2003 Господа снимают сапоги сами, Нина Агишева, Московские новости, 27.05.2003 В полосе неудач, Александр Соколянский, Время новостей, 23.05.2003 Фаршированный бес, Глеб Ситковский, Столичная вечерняя газета, 22.05.2003 Плевок в вечность, Алексей Филиппов, Известия, 22.05.2003 Неподражаемо противный спектакль, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 22.05.2003 Мелкий бес и его двойник, Елена Дьякова, Новая газета, 19.05.2003 Берегите отпрысков, Мария Львова, Вечерний клуб, 24.04.2003 Смерть Диван Диваныча, Олег Зинцов, Ведомости, 22.04.2003 ПРИЛИЧНЫЕ ЛЮДИ ДОЛЖНЫ СИДЕТЬ В ШКАФУ! [«Смерть Ильи Ильича» Михаила Угарова во МХАТе им. Чехова], Игорь Вирабов, Комсомольская правда, 16.04.2003 Чужаки на поминках, Александр Соколянский, Время новостей, 15.04.2003 Бесшумный «Обломов», Марина Давыдова, Известия, 14.04.2003 О любви к метафизике, Алла Шендерова, Экран и сцена, 12.04.2003 Обломов опять умер, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 11.04.2003 Обломова сгубила добродетель, Глеб Ситковский, Столичная вечерняя газета, 10.04.2003 Физика без словаря, Александр Смольяков, Где, 8.04.2003 Есть несколько Любшиных, Артур Соломонов, Газета, 7.04.2003 Актер на все времена, Алексей Александров, Известия, 6.04.2003 Нас выбирают, мы выбираем, Игорь Шевелев, Время МН, 4.04.2003 Не попавшие в «Аркадию», Алексей Филиппов, Известия, 19.03.2003 Суета вокруг дивана, Наталия Каминская, Культура, 17.03.2003 Побег из «Знаков зодиака», Мария Хализева, Вечерний клуб, 13.03.2003 Немного нежности для Александра Волошина, Григорий Заславский, Независимая газета, 12.03.2003 Немного мифа, Алексей Филиппов, Известия, 11.03.2003 Ромео и Джульетта из дома престарелых, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 7.03.2003 Танцы минус, танцы плюс, Ирина Корнеева, Время МН, 7.03.2003 Очная ставка физиков и лириков, Ирина Алпатова, Культура, 6.03.2003 Чистейший Эльсинор, Мария Хализева, Вечерний клуб, 6.03.2003 Ядерная физика в действии, Нина Агишева, Московские Новости, 5.03.2003 Производственное совещание физиков во МХАТе, Ольга Галахова, Россiя, 4.03.2003 У Нильса Бора улыбка Табакова, Любовь Лебедина, Труд, 4.03.2003 Слова, слова, слова
, Итоги, 4.03.2003 Копенгаген, Еженедельный журнал, 4.03.2003 Девять дней одного 1941 года, Елена Дьякова, Новая газета, 3.03.2003 Не Копенгаген, Артур Соломонов, Газета, 28.02.2003 Во МХАТе изучают физику, Марина Райкина, Московский комсомолец, 28.02.2003 Лабораторная работа, Григорий Заславский, Независимая газета, 28.02.2003 Только для умных, Елена Ямпольская, Новые известия, 28.02.2003 Что сказал покойник, Олег Зинцов, Ведомости, 28.02.2003 МХАТ расследует дела физиков Третьего рейха, Александр Соколянский, Время Новостей, 27.02.2003 Элементарные частицы, Роман Должанский, Коммерсантъ, 27.02.2003 Неочевидное вероятное, Марина Давыдова, Известия, 26.02.2003 Скучнее учебника по физике, Полина Игнатова, Газета.Ru, 25.02.2003 Миндаугас Карбаускис: Внутри меня по-прежнему сидит артист, Алексей Филиппов, Известия, 25.02.2003 Физики лирики, Павел Руднев, Ваш Досуг, 24.02.2003 Ольга Барнет, барыня-хулиганка: Не хочу кина!, Екатерина Васенина, Новая газета, 13.02.2003 Место встречи, Павел Руднев, Ваш Досуг, 21.01.2003 Нули, Елена Ковальская, Афиша, 19.01.2003 Сюжет о спектакле «Терроризм» в телепрограмме «Без антракта». Часть II, Екатерина Рындык, 01.2003 Сюжет о спектакле «Терроризм» в телепрограмме «Без антракта». Часть I, Екатерина Рындык, 01.2003 |