«Последняя жертва» МХАТа

Алена Карась, Российская газета, 19.12.2003
«Последняя жертва» Островского во МХАТе и задумывалась, и репетировалась с расчетом на абсолютный кассовый успех. Табакову, выпускающему премьеру за премьерой на всех своих трех площадках, никак не удавалась заполучить хоть что-нибудь успешное на основной сцене. Режиссеру Юрию Еремину успех тоже был необходим как воздух — не очень-то ему в последнее время удавались спектакли.

Спектакль «Последняя жертва» во МХАТе — зрелище вкусное и приятное почти во всех отношениях. Для этого режиссер и художник существенно перекроили пьесу, добавив несколько новых реплик и сдвинув весь сюжет из купеческой Москвы 70-х годов в новую буржуазную столицу начала прошлого века. Стильный модерн, экраны, один за другим открывающие изысканные интерьеры богатых московских домов и рестораций, падающий то и дело снег, радостное чувство московских зимних вечеров с их веселым и нервным возбуждением, театральными разъездами и «Славянским базаром», так точно описанное Буниным (художник Валерий Фомин).
Главным магом этой волшебно богатой Москвы является Флор Федулыч Прибытков в исполнении Олега Табакова. Он воплощает тип просвещенного, мудрого и трепетного предпринимателя рубежа веков, этакого Саввы Морозова: держатель абонемента в Большом, коллекционер нефигуративной живописи нового времени (на стене в его бюро висит полотно некоего кубиста), ценитель вокального искусства, с удовольствием слушающий пластинки с Casta Diva на новеньком граммофоне.
Еремин пошел еще дальше, зарифмовав мелодраматическую историю прелестной женщины, коварного обольстителя и доброго миллионера с эстетикой синематографа. Нелепый любитель французских романов купец Прибытков (Валерий Хлевинский) демонстрирует новую фильму, а все действие спектакля сопровождают киноизображения заснеженных московских домов и фабрик. 
Но в расчет брались и актерские возможности исполнительницы главной роли. Марине Зудиной и вправду легче сыграть нервическую женщину модерна и истерическими нотками на крещендо, с изломанными движениями и кокетливыми интонациями, чем простодушную женщину 70-х годов. Ее чувства к мужчинам — пряная смесь душевной самоотдачи и тонкого, тайного расчета. Влюбившись со всею страстью в игрока Дульчина, она все же не забывает о том, что за ним стоит капитал. Но мотив любви, оплаченной серьезным состоянием и разумным подходом, ярче всего предстает в игре Олега Табакова. Он-то и есть главный герой «Последней жертвы».
Убитая горем и предательством женщина, вот-вот готовая, кажется покончить жизнь самоубийством, с легкостью отдает свое сердце новому респектабельному поклоннику. В том, как играют своих героев Зудина и Табаков, нет места голому расчету. Они радостно демонстрируют главную добродетель нового века — любить с расчетом, испытывать искреннее чувство к тому, кто полезен. «Только услугами можно завоевать расположение женщины». Печальный и мудрый Островский дает сегодняшнему театру исключительный по смысловому объему психологический очерк чувства в царстве капитала. Не случайно театры с такой благодарностью и страстью взялись за него в последние сезоны. Вослед за МХАТом «Последнюю жертву» обещают Малый театр и Ленком.
В спектакле Еремина неожиданно, второстепенным, но тонко исполненным сюжетом обнаруживает себя совсем другая любовь — любовь без расчета. Так, по крайней мере, играет своего героя, жалкого приживала Луку Дергачева молодой актер Роман Кириллов. Униженный до последней степени он способен к состраданию и предельной, настоящей любви к Вадиму Дульчину. Сам же коварный любовник в исполнении Сергея Колесникова — на редкость ходульная и плоская фигура. Ничем не примечателен. Примечательнее же всех — страшная сваха Глафира Фирсовна (Ольга Барнет), сыгравшая особый цинизм людей, всегда ошивающихся рядом с властью и капиталом, служа им за гроши, — этакая изощренная «школа злословия».
Под тихо падающий снег, в шикарных пальто и шляпке, Юлия Тугина уходит под руку со своим будущим мужем — Флором Федулычем Прибытковым, добрым, мудрым, любящим и очень разумным миллионщиком. С таким спектаклем можно и Новый год встречать.

2003
С Новым годом! — Е. Б. Ж. , Андрей Ванденко, Итоги, 30.12.2003
Чудесные новые старые русские, Александр Соколянский, Время новостей, 26.12.2003
«Легкий привкус измены», Московский комсомолец, 25.12.2003
Очень хороший капиталист, Наталия Каминская, Культура, 25.12.2003
Из жизни новых старых русских, Любовь Лебедина, Труд, 23.12.2003
Монолог счастливого человека, Алла Шендерова, Ваш досуг, 22.12.2003
Раз в сто лет колесо до Москвы доезжает, Елена Дьякова, Новая газета, 22.12.2003
«Последняя жертва» МХАТа, Алена Карась, Российская газета, 19.12.2003
Давнопрошедшее настоящее время, Александр Соколянский, Время новостей, 19.12.2003
У женщины деньги завсегда отберут, Мария Хализева, Вечерний клуб, 19.12.2003
Семейный бенефис, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 19.12.2003
Торгующие во МХАТе, Роман Должанский, Коммерсант, 18.12.2003
Миллионщик, Олег Зинцов, Ведомости, 17.12.2003
Табаков и Зудина принесли последнюю жертву, Артур Соломонов, Газета, 17.12.2003
Снежное шоу, Елена Ямпольская, Русский курьер, 17.12.2003
Непоследняя жертва, Роман Должанский, Коммерсант, 11.12.2003
Изменившиеся, Павел Руднев, Ваш досуг, 8.12.2003
Троянский конь и другие, Алиса Никольская, Театральная касса, 12.2003
«Легкий привкус измены» В. Исхакова, Наталья Шаинян, Афиша, 12.2003
51 килограмм, Мария Хализева, Вечерний клуб, 28.11.2003
Жертвоприношение во МХАТе, Марина Райкина, Московский комсомолец, 27.11.2003
Роман в театре больше, чем роман, Юлия Рахаева, Вечерняя Москва, 24.11.2003
Секс в уральском городе., Елена Ямпольская, Русский курьер, 21.11.2003
Премьера с привкусом измены, Светлана Осипова, Московский комсомолец, 14.11.2003
Гришковец привел во МХАТ и Бубнилу, и чудил, Игорь Вирабов, Комсомольская правда, 21.10.2003
Безотходное производство «Гришковец», Мария Львова, Вечерний клуб, 17.10.2003
Пятки Ахиллеса, Ирина Леонидова, Культура, 16.10.2003
Взятие МХАТа, Екатерина Васенина, Новая газета, 16.10.2003
Гришковец осадил МХАТ, Нина Агишева, Московские новости, 14.10.2003
Байки из МХАТа, Итоги, 14.10.2003
Искренность важнее профессии, Григорий Заславский, Независимая газета, 14.10.2003
Бойтесь ахейцев, дары приносящих, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 14.10.2003
Что тот солдат, что этот, Елена Ямпольская, Русский курьер, 10.10.2003
Утомленный Икар, Алена Карась, Российская газета, 8.10.2003
Мы еще повоюем, Александр Соколянский, Время новостей, 8.10.2003
Мифология в песочнице, Роман Должанский, Коммерсант, 8.10.2003
Наивная «Осада», Майа Одина, Новые известия, 8.10.2003
Кому нужен Троянский конь?, Светлана Осипова, Московский комсомолец, 8.10.2003
Евгений Гришковец перестал быть идиотом, Глеб Ситковский, Столичная, 8.10.2003
Нам не страшен мелкий бес?, Ирина Алпатова, Планета Красота, 4.10.2003
Музей имени себя, Екатерина Васенина, Новая газета, 10.2003
Евгений Гришковец в «Осаде», Светлана Осипова, Московский комсомолец, 22.09.2003
Сбылись мечты идиота, Наталия Каминская, Культура, 16.07.2003
Театр — on и жизнь — off, Елена Ямпольская, Русский курьер, 17.06.2003
Три девушки в саванах, Алексей Филиппов, Известия, 17.06.2003
Только б вечность проводить, Александр Соколянский, Время новостей, 17.06.2003
Неча на зеркало плевать…, Елена Ямпольская, Русский курьер, 3.06.2003
Зады русской словесности, Ирина Алпатова, Культура, 29.05.2003
Господа снимают сапоги сами, Нина Агишева, Московские новости, 27.05.2003
В полосе неудач, Александр Соколянский, Время новостей, 23.05.2003
Фаршированный бес, Глеб Ситковский, Столичная вечерняя газета, 22.05.2003
Плевок в вечность, Алексей Филиппов, Известия, 22.05.2003
Неподражаемо противный спектакль, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 22.05.2003
Мелкий бес и его двойник, Елена Дьякова, Новая газета, 19.05.2003
Берегите отпрысков, Мария Львова, Вечерний клуб, 24.04.2003
Смерть Диван Диваныча, Олег Зинцов, Ведомости, 22.04.2003
Чужаки на поминках, Александр Соколянский, Время новостей, 15.04.2003
Бесшумный «Обломов», Марина Давыдова, Известия, 14.04.2003
О любви к метафизике, Алла Шендерова, Экран и сцена, 12.04.2003
Обломов опять умер, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 11.04.2003
Обломова сгубила добродетель, Глеб Ситковский, Столичная вечерняя газета, 10.04.2003
Физика без словаря, Александр Смольяков, Где, 8.04.2003
Есть несколько Любшиных, Артур Соломонов, Газета, 7.04.2003
Актер на все времена, Алексей Александров, Известия, 6.04.2003
Нас выбирают, мы выбираем, Игорь Шевелев, Время МН, 4.04.2003
Не попавшие в «Аркадию», Алексей Филиппов, Известия, 19.03.2003
Суета вокруг дивана, Наталия Каминская, Культура, 17.03.2003
Побег из «Знаков зодиака», Мария Хализева, Вечерний клуб, 13.03.2003
Немного нежности для Александра Волошина, Григорий Заславский, Независимая газета, 12.03.2003
Немного мифа, Алексей Филиппов, Известия, 11.03.2003
Ромео и Джульетта из дома престарелых, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 7.03.2003
Танцы минус, танцы плюс, Ирина Корнеева, Время МН, 7.03.2003
Очная ставка физиков и лириков, Ирина Алпатова, Культура, 6.03.2003
Чистейший Эльсинор, Мария Хализева, Вечерний клуб, 6.03.2003
Ядерная физика в действии, Нина Агишева, Московские Новости, 5.03.2003
У Нильса Бора улыбка Табакова, Любовь Лебедина, Труд, 4.03.2003
Копенгаген, Еженедельный журнал, 4.03.2003
Девять дней одного 1941 года, Елена Дьякова, Новая газета, 3.03.2003
Не Копенгаген, Артур Соломонов, Газета, 28.02.2003
Во МХАТе изучают физику, Марина Райкина, Московский комсомолец, 28.02.2003
Лабораторная работа, Григорий Заславский, Независимая газета, 28.02.2003
Только для умных, Елена Ямпольская, Новые известия, 28.02.2003
Что сказал покойник, Олег Зинцов, Ведомости, 28.02.2003
МХАТ расследует дела физиков Третьего рейха, Александр Соколянский, Время Новостей, 27.02.2003
Элементарные частицы, Роман Должанский, Коммерсантъ, 27.02.2003
Неочевидное вероятное, Марина Давыдова, Известия, 26.02.2003
Скучнее учебника по физике, Полина Игнатова, Газета.Ru, 25.02.2003
Физики — лирики, Павел Руднев, Ваш Досуг, 24.02.2003
Ольга Барнет, барыня-хулиганка: Не хочу кина!, Екатерина Васенина, Новая газета, 13.02.2003
Место встречи, Павел Руднев, Ваш Досуг, 21.01.2003
Нули, Елена Ковальская, Афиша, 19.01.2003