Мещанин во дворянствеЕлена Ковальская, Афиша, 25.02.2004 Позвольте справку. В тысяча девятьсот втором, когда «Мещанами» открывался первый сезон МХТ в новом здании в Камергерском, на занавесе театра уже была вышита птичка и за плечами были «Чайка» и «Дядя Ваня». Да и сам Горький, проживавший под полицейским надзором в Нижнем Новгороде и коротавший ссылку первыми драматургическими опытами, писал «Мещан» не для абстрактного, а для этого самого чеховского театра с его сверчками, шепотами и прочей атмосферой. Другое дело, что у Горького вышел иной театр. Этого видеть не хотел Станиславский, который утопил горячечные монологи в бытовых мелочах и разве что кота на сцену не вывел (рассказывают анекдот о том, как Горький, заглянувший в театр на спектакль, ушел, обронив: «Какая скукотища!»). Скукотищей «Мещане» оставались до 1966 года, когда спектакль поставил Георгий Товстоногов. Нила того самого машиниста, топающего ногой на старого Бессеменова со словами: «Хозяин тот, кто трудится», у Товстоногова в БДТ играл Кирилл Лавров, Бессеменова Евгений Лебедев. Подыскивая слова для грандиозного Лебедева (Гамлет, что пытается восстановить разорванную связь времен, Саваоф), критики нашли определение и для самой пьесы:"мещанский «Король Лир». Сегодня все в том же МХАТе Бессеменова сыграет Андрей Мягков, его жену Алла Покровская, красавицу Елену Евгения Добровольская, Нила приглашенный из Пушкинского театра Алексей Кравченко, хитрого дедка Перчихина земляк Табакова Владимир Краснов, резонера Тетерева в этом сезоне принятый в труппу актер Театра Российской армии Дмитрий Назаров. Ставит «Мещан» Кирилл Серебренников. Я встретилась с режиссером «Пластилина» и «Терроризма», дабы выяснить, что он нашел в пьесе столетней давности. - Почему ты взялся вдруг за «Мещан»? Не задавай таких вопросов, это невозможно, не надо задавать вопросы «почему вы ставите эту пьесу», «кто такие мещане сегодня» и «видели ли вы спектакль Товстоногова». - Я сама не видела спектакль Товстоногова. И я не видел. Зато я такой спектакль сегодня увидел! У меня в «Мещанах» работают и молодые актеры, и мастера Андрей Мягков, Алла Покровская, Владимир Краснов; сегодня я предложил им сыграть сцену молодых, и они это сделали так, что дух захватило. - Чего молодым не хватает? Не хватает опыта, мастерства, желания глубины. - Глубины не хватает? Нет, желания глубины. Глубина же вещь наживная, и у кого-то есть желание разглядеть что-то за поверхностью, а у этих по молодости есть желание быть легкими. Зато они обаятельны, талантливы, они из разных городов России, и в них есть энергия страны, что ли. И они честные во всяком случае, репетируют честно; я могу судить об этом, потому что репетиции шли с мая месяца прошлого года. - Я была уверена, что Табаков, приглашая режиссера на большую сцену, рассчитывает сделать всему театру кассу. Да, «Мещане» могут кассы и не сделать. - Это провокация для Табакова? Это испытание для Художественного театра. Олег Палыч был инициатором этого проекта, и он волнуется, как публика примет этот спектакль, но при этом понимает, что без серьезных работ (а что значит серьезных? сделанных старательно, тщательно) театру не обойтись. Если иметь в виду труппу как сборную киноартистов, то это одна история, если говорить об ансамбле, где люди друг друга слышат и хотят что-то делать вместе, то это дело сложное и даже не за один спектакль делается. - Сколько тебе лет? Тридцать четыре. - А ты все ходишь в молодых режиссерах. Это паранойя. Типа если на сцене «духовка» свечи горят и стихи читают, значит, режиссер зрелый, серьезный; все прочие молодые. Когда я приехал в Москву и поставил «Пластилин», все сказали: «Вот, молодой режиссер». А это у меня был двадцать второй спектакль. Более того, все мои спектакли в Ростове-на-Дону шли на большой сцене, на малой сцене я начал ставить в Москве. - Есть что-то, к чему ты уже не вернешься в театре? Ой, не знаю, нельзя же давать зароков, и вообще, место преступления всегда притягивает. - Но было время, когда ты выдвигал лозунги вроде того, что ты никогда не будешь ставить классику. Я не говорил слова «никогда»! Все же услышали то, что хотели услышать. Я говорил: я не буду ставить классику сегодня, я не буду ставить пьесу Чехова «Чайка» сейчас, потому что ее ставят восемьдесят восемь режиссеров. А сейчас все как подорванные ставят «Вишневый сад». Они сошли с ума: столько деревьев нет, сколько у нас «Вишневых садов»! Я не люблю эту режиссуру, где диалог ведут с соседом по парте. Диалог, я думаю, нужно вести с пространством, с культурным бэкграундом. Вот выбирают гвоздь сезона, а я пошел на спектакль Анатолия Васильева «Евгений Онегин» и понял, что вот он, главный спектакль сезона. Он, а не все, что мне впаривают те, кто этого спектакля не видел и еще кичится этим. А вы пойдите и посмотрите, на каком уровне говорит Васильев, какой это масштаб! - Так к чему ты уже не вернешься? Развитие это не когда ты сжигаешь мосты, а когда видишь, что было и что будет. Я знаю, каким я не хочу быть. Не хочу на компромиссы идти. Не хочу занимать артистов, которых не хочу. Не хочу, чтобы спектакль шел под девизом «так вышло». Хочу максимализм в себе воспитать. Мне не хватает жесткости, я жалею артистов, мне жалко травмировать их психику. Я работаю для них психоневрологом, а надо переступать через жалость. Ведь вся русская школа безжалостна, полна патологии, и это в ней прекрасно. И есть еще самая чудовищная зависимость, в которую может попасть режиссер, думать про то, понравилось зрителю или нет, понравилось критику или нет. Но мне все еще хочется, чтобы спектакль имел успех. Может быть, таков мой темперамент, но даже когда кто-то в негодовании выходит на спектакле из зала на «И. о.» после сцены, где разрезают Гуськова, или на «Пластилине» после сцены изнасилования мальчика, меня это заводит. Наверное, в каждом спектакле должна быть сцена, когда кто-нибудь да уйдет. На «Мещанах», когда их поставили в 1902 году, кстати говоря, была конная полиция: людей трясло, они после спектакля шли что-то там громить. - Громить? Я водила своих друзей это очень буржуазные люди на «И. о.», они говорят, давно не испытывали такого удовольствия. Знаешь, я перестал употреблять это слово «буржуазный». У нас буржуазии-то нет. - Буржуазии нет, а город самый буржуазный в мире, разве нет? Но я вижу в этом не самую отвратительную тенденцию. Все это потом может стать отвратительным, но сейчас что плохого, что в театр приходят богатые люди, тратят на него деньги и приезжают туда на хороших автомобилях, что они хорошо одеты, образованны что в этом плохого? Я сам люблю шмотки и хочу быть богатым что в этом буржуазного? Буржуазность это глухота, ограниченность. Но пока эти люди интересуются миром. Это же ваши читатели, Лена. - Да, и наши читатели больше всего любят, чтобы их в театре пугали и раздражали. Вот-вот, радикализм хорошо продается. Мне кажется, что такой художник, как Володя Епифанцев, мог бы грести деньги лопатой, если бы его спектакли были разнообразнее и лучше упакованы. И я считаю, что это нормальный путь. - А дальше, следовательно, наступит глухота. А дальше нужно будет придумать другой способ оглушать публику. - Горький, спектакль в три часа длиной, на сцене старые мастера получается, новый спектакль Кирилла Серебренникова не для аудитории «Афиши». Я думаю, что спектакль для молодых, как ни странно. В нем есть достаточно резкий ход два театра в одном. Сцены молодых играются как совершенно авангардный театр: живой оркестр на сцене, дзынь-блынь на вкус горьковеда, странноватый театр. Когда же выходят «старики», все выключается, и они играют вкусный психологический русский театр, играют на нерве, на слезах, на таком накале! - Ты любишь психологический театр? Надо же. Я обожаю его; другое дело, что он должен быть доведен до патологии, до абсурда, потому что психологический театр сам по себе патология и если дойти по этому пути до конца, можно оказаться на грани миров. Причем я говорю не о бытовом, а именно о психологическом театре, потому что у нас абсолютно не бытовой спектакль: голая сцена, земля, несколько стульев, живой оркестр. Молодым он больше будет понятен, взрослые, наоборот, должны быть шокированы. Но я ставлю пьесу так же, как я ее читал. Ведь Горький, когда ее писал, был моим ровесником: такой Вася Сигарев написал пьесу на языке, на котором в театре не говорили, написал про людей, которых в театре не показывали и которые в театр не ходили. Это провокационный текст, да и Художественный театр был тогда авангардистским театром. И сегодня «Мещан» надо делать как авангардистский текст. - Ты ставил во МХАТе, в Пушкинском театре, ставил с Олегом Меньшиковым. Какое предложение для тебя теперь было бы лестным? Бывают лестные финансовые предложения. Бывает, предлагают постановку в уважаемом театре. Но если при этом я не могу ответить на вопрос «зачем?», я застреваю, как сороконожка, которая не помнит, с какой ноги надо ходить. - Тогда вопрос: зачем ты ставишь во МХАТе? Потому что МХАТ, как ни странно, это белый лист. Чистый лист, но с гербовой печатью и водяными знаками. Тот МХАТ закончился, но осталась великая легенда, и пришел новый человек, который создает здесь новое пространство, и я это приветствую. - Ты говоришь, надо видеть, что было и что будет. Что же будет с тобой в шестьдесят лет? Может, буду дизайнером одежды. Может, буду бездельничать. Мечтаю пирсинг сделать: здесь себе пробить, еще здесь пробить и здесь. Но мне говорят: «Ты что, баран? Надо же быть серьезней». А я не хочу. В шестьдесят лет терять уже нечего и можно будет делать, что захочешь. Уверен, ничем хорошим заниматься я не буду. Триста смертей Моцарта, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 31.12.2004 Девушка Mороз, Лариса Резникова, Московский Комсомолец, 25.12.2004 У Табакова обнаружили «Сердце ангела», Артур Соломонов, Известия, 22.12.2004 «Чайка» приземлилась в МХТ, Глеб Ситковский, Газета, 22.12.2004 Король Лир, Александр Смольяков, Где, 17.12.2004 Ход к зрительному залу
Вячеслав Невинный, телеканал «Культура», 30.11.2004 «Невинный при всей своей массе человек очень тонкий», Ольга Романцова, Газета, 29.11.2004 Верный, страстный, Невинный, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 29.11.2004 Сирота армянская, Роман Должанский, Коммерсант, 24.11.2004 Невинность победила, Артур Соломонов, Известия, 23.11.2004 «Я никогда не был важным человеком, VIP», Сергей Капков, Газета, 21.11.2004 Оборотни в сутанах, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 12.11.2004 Матроскин, Олег Зинцов, Ведомости, 12.11.2004 Беспредел в полоску, Глеб Ситковский, Газета, 12.11.2004 Карнавал ожившей мебели, Роман Должанский, Коммерсант, 12.11.2004 Классик в неглиже, Ольга Егошина, Новые известия, 12.11.2004 Хитрости дурацкого дела, Александр Соколянский, Время новостей, 12.11.2004 Веселись не хочу, Марина Давыдова, Известия, 12.11.2004 Сестра Тартюфа, Елена Левинская, Московские новости, 12.11.2004 Тартюфом меньше, Дина Годер, Газета.Ru, 11.11.2004 Тартюф в полосочку, Алена Карась, Российская газета, 11.11.2004 Сумасшедший дом для МХАТа, Марина Токарева, Московские новости, 5.11.2004 Японский бог, Григорий Заславский, Независимая газета, 2.11.2004 Японский вопрос русский ответ, Алена Карась, Российская газета, 1.11.2004 Лира объяпонили, Глеб Ситковский, Газета, 1.11.2004 Мнимый больной, Олег Зинцов, Ведомости, 1.11.2004 Чужой против МХТ, Марина Давыдова, Известия, 1.11.2004 Русская игра по японским правилам, Александр Соколянский, Время Новостей, 1.11.2004 Дело было в зоне, Московский Комсомолец, 1.11.2004 Весь мир психушка, Григорий Заславский, Независимая газета, 29.10.2004 Дмитрий Куличков: «Настоящее рождается из свободы», Марина Лёвина, @кция, 26.10.2004 «Лир» из-под палки, Роман Должанский, Коммерсант, 18.10.2004 Тадаси Судзуки поставил «Короля Лира» с актерами МХАТа, Андрей Фесюн, РИА «Новости», 17.10.2004 Марина Зудина: «В этом мире помогают выжить театр и Табаков», Катерина Антонова, Новые Известия, 6.10.2004 Олег Табаков: Я человек хитрый, Алена Карась, Российская газета, 5.10.2004 Мелкий Гамлет, Марина Квасницкая, Рocciя, 30.09.2004 Новая, новее, еще новее
, Дина Годер, Русский Журнал, 30.09.2004 Рассекая волны, Анна Гордеева, Время новостей, 21.09.2004 Изображая Гамлета, Марина Давыдова, Известия, 20.09.2004 Милиция нравов, Олег Зинцов, Ведомости, 20.09.2004 МХТ поставил следственный эксперимент, Роман Должанский, Коммерсантъ, 20.09.2004 Изображая трагедию, Глеб Ситковский, Газета, 19.09.2004 Богиня в саду, Александр Смольяков, ГДЕ, 17.09.2004 Академический минимум, Елена Ковальская, Афиша, 13.09.2004 Кто боится Кирилла Серебренникова, Александр Смольяков, ГДЕ, 10.09.2004 Олег Табаков: Пора бы уж родиться Антону Павловичу!, Марина Зельцер, Вечерняя Москва, 8.09.2004 «Когда хоронишь младших это обессмысливает жизнь», Артур Соломонов, Известия, 7.09.2004 Маэстро успеха, Марина Токарева, МН, 3.09.2004 В «Лире» только мальчики, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 2.09.2004 Табаков больше не играет в поддавки, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 31.08.2004 Изображать жертву это супер, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 26.08.2004 Мороз и солнце, Ольга Сапрыкина, Атмосфера, 1.08.2004 Олег Табаков и императорские театры, Павел Руднев, Ваш досуг, 24.07.2004 Как народный артист рыдал навзрыд или кое-что из жизни гения, Павел Подкладов, Национальная Информационная Группа, 4.07.2004 Наталья Тенякова: Мы с мамой целый год скрывали от папы, что я в театральном, Георгий Меликянц, Известия, 3.07.2004 СОЛО для «неудобного» человека, Дмитрий Щеглов, Совершенно секретно, № 7/182, 07.2004 Непоследняя жертва, Виктория Никифорова, Эксперт, 28.06.2004 К. Хабенский: «Зритель ждет удара молотком», Юлия Шигарева, Аргументы и факты, 23.06.2004 Над всей Россией облачное небо, Елена Ямпольская, Русский курьер, 19.06.2004 Землю тянем зубами за стебли, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 18.06.2004 Записки из детского ада, Ирина Алпатова, Культура, 17.06.2004 Читали и плакали, Итоги, 15.06.2004 Давайте изменим мир, Алена Данилова, Yтро.ru, 15.06.2004 «Лунное чудовище» едет в Москву, Карэн Микаэлян, Новое Время, 12.06.2004 Чтение несчастного испанца, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 11.06.2004 «Не называй ее небесной
», Татьяна Москвина, Московские новости, 11.06.2004 Перевели в ч/б, Артур Соломонов, Известия, 11.06.2004 Вкус последней черешни, Наталия Каминская, Культура, 10.06.2004 Продано!.., Итоги, 8.06.2004 Воля к жизни, Павел Руднев, Ваш досуг, 8.06.2004 Теперь хоть и помереть
, Вера Максимова, Независимая Газета, 8.06.2004 Чехов. Девушка. Анекдот, Елена Ямпольская, Русский курьер, 7.06.2004 Тени забытых предков, Алена Карась, Российская газета, 7.06.2004 Не совсем Литвинова, Дина Годер, Газета.Ru, 4.06.2004 Пробегающая красота, Лариса Юсипова, Ведомости, 4.06.2004 К лесу садом, Марина Давыдова, Известия, 4.06.2004 Пальма в вишневом саду, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 4.06.2004 «Белое на черном» во МХАТе, Коммерсант Weekend, 4.06.2004 Шапиро поставил Шехтеля, Глеб Ситковский, Газета, 3.06.2004 Здравствуйте, дачники!, Майя Мамаладзе, Россiя, 3.06.2004 Еще один Чехов, Григорий Заславский, Независимая Газета, 21.05.2004 Майский Чехов, Александр Смольяков, ГДЕ, 21.05.2004 Олег Табаков: Я еще расту и учусь, Марина Зельцер, Вечерняя Москва, 18.05.2004 «Надо, господа, дело делать», Елена Ямпольская, Русский курьер, 13.05.2004 Интенсивная терапия. Продолжение, Елена Ковальская, Афиша-Воздух, 10.05.2004 Мирные дни, Павел Руднев, Ваш досуг, 29.04.2004 Другие дни, Борис Минаев, Огонек, 14.04.2004 Михаил Пореченков: Если мы прилетим на Марс там станет опасно, Ольга Коршакова, Огонек, 14.04.2004 Жизнь за кремовыми шторами, Любовь Лебедина, Труд, 10.04.2004 Турбины первые и последние, Дина Годер, www.russ.ru, 8.04.2004 Предлагаемые обстоятельства, Наталия Каминская, Культура, 8.04.2004 Стулом по России, Алена Карась, Российская газета, 7.04.2004 А абажур висит, Итоги, 6.04.2004 Хабенский и Пореченков теперь белогвардейцы, Анна Орлова, Комсомольская правда, 6.04.2004 Кому пролог, а кому и эпилог, Григорий Заславский, Независимая Газета, 6.04.2004 Белую гвардию сделала убойная сила, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 6.04.2004 Богов не меняют, Анна Хрусталева, Учительская газета, 6.04.2004 Люди чести, Александр Соколянский, Время новостей, 5.04.2004 Душевная драма, Олег Зинцов, Ведомости, 2.04.2004 Вышли из ментовской шинели, Полина Игнатова, Газета.Ru, 2.04.2004 Спрятаться негде, Нина Агишева, Московские новости, 2.04.2004 Счастье хорошо, а правда хуже, Глеб Ситковский, Газета, 2.04.2004 Без черного снега, Елена Ямпольская, Русский курьер, 1.04.2004 Белая и пушистая гвардия, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 1.04.2004 Жизни грянули «Ура!», Марина Давыдова, Известия, 31.03.2004 Всеобщая мобилизация, Павел Руднев, Ваш досуг, 29.03.2004 Крестный путь белой гвардии, Оксана Герасимова, Московский Комсомолец, 27.03.2004 Любимый спектакль Сталина, Григорий Заславский, Независимая газета, 26.03.2004 «Белая гвардия» во МХАТе им. А. Чехова, Коммерсант Weekend, 26.03.2004 Холодная зима пятьдесят третьего, Майя Мамаладзе, Россiя, 25.03.2004 Пьеса о кремовых шторах, Александр Смольяков, Где, 25.03.2004 «Белая гвардия». Новый призыв, Юлия Шигарева, Аргументы и факты, 24.03.2004 Назад в будущее, Павел Руднев, Ваш досуг, 22.03.2004 Мещане, или Дон Сезар де Базан, Борис Поюровский, Литературная газета, 19.03.2004 Нехорошая квартира, Итоги, 16.03.2004 Немирович вышел весь, Марина Давыдова, Известия, 14.03.2004 «Мещане» в культуре глюка, Нина Агишева, МН, 12.03.2004 От забора до обеда, Наталия Каминская, Культура, 12.03.2004 Серебренников победил Горького, Глеб Ситковский, Газета, 11.03.2004 Зайчики-мещане, Ольга Егошина, Новые известия, 11.03.2004 Концерт для половицы с оркестром, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 10.03.2004 Играй, а то проиграешь, Марина Давыдова, Известия, 10.03.2004 Где тонко, там и рвется, Алена Карась, Российская газета, 10.03.2004 Грядущий клон будет счастливым, Екатерина Сальникова, Ваш досуг, 8.03.2004 «Мещане» вернулись, Роман Должанский, Коммерсант, 6.03.2004 Свои люди, сочтемся, Олег Зинцов, Ведомости, 5.03.2004 Детей не жалко, Дина Годер, Газета.Ru, 5.03.2004 Горький без грима, Григорий Заславский, Независимая Газета, 5.03.2004 Мандаринка от яблони далеко падает, Елена Ямпольская, Русский курьер, 4.03.2004 Немного уважаемый шкаф, Олег Зинцов, Ведомости, 4.03.2004 Клоны атаковали МХАТ, Роман Должанский, Коммерсант, 4.03.2004 Крошка-клон к отцу пришел, Глеб Ситковский, Газета, 4.03.2004 МХАТ атаковали клоны, Артур Соломонов, Известия, 4.03.2004 Честные намерения, Мария Никольская, Россiя, 4.03.2004 Народный характер Алексея Грибова, Светлана Новикова-Ганелина, Аргументы и факты, 4.03.2004 Новый спектакль МХАТа имени Чехова рассказывает о клонах, Елена Груева, Столичная вечерняя газета, 3.03.2004 Если встретишь сам себя, умрешь, Ольга Рогинская, Русский Журнал, 3.03.2004 Отцы и клоны на сцене МХАТа, Мария Кузьмина, Yтро.ru, 3.03.2004 Разбитое счастье Евгении Ханаевой, Сергей Капков, Частная жизнь, 03.2004 Олег Табаков выдает Японии главную тайну, Валерий Виноградов, Вести, 28.02.2004 «'Мещан'» я прочел недавно", Роман Должанский, Коммерсантъ-Weekend, 27.02.2004 Максим Горький хит сезона, Роман Должанский, Коммерсантъ-Weekend, 27.02.2004 Мещанин во дворянстве, Елена Ковальская, Афиша, 25.02.2004 Никакого мещанства, Павел Руднев, Ваш досуг, 23.02.2004 МХАТ в грязи, Мария Львова, Вечерний клуб, 19.02.2004 Немирович сыграет Чехова, Ирина Корнеева, Российская газета, 5.02.2004 ОЛЕГ ТАБАКОВ: «ЕСЛИ В РАБОТЕ ОТСУТСТВУЕТ РИСК, ОНА СТАНОВИТСЯ КВЕЛОЙ», Известия, 23.01.2004 Последняя любовь делового господина, Полина Богданова, Театральные Новые известия, 17.01.2004 В поисках утраченного МХАТа, Культура, 15.01.2004 В паутине опасных связей, Алиса Никольская, Театральная касса, 1.2004 Рисунки и шаржи. Борис Ливанов, телеканал «Культура», 2004 Мой серебряный шар. Евгений Евстигнеев, Виталий Вульф, телеканал «Россия», 2004 |