Мандаринка от яблони далеко падаетЕлена Ямпольская, Русский курьер, 4.03.2004 По-настоящему «Мещане» во МХАТе еще не сыграны. Официальная премьера назначена на ближайший уикенд. Пока идут прогоны, и их можно было бы назвать неровными, однако новый спектакль Серебренникова не обещает стать ровным никогда. Он иначе задуман. Здесь полный стилевой разнобой психологический реализм, театр представления, символический театр. Здесь действие происходит одновременно в двух, трех, четырех точках. Репетирует любительская труппа, гундосят арестанты, бренчат на гитаре гимназисты, щебечут птички в многоярусных клетках, тянут заупокойную певчие. Кипит самовар, бьется посуда, строчит допотопный, добротный «Зингер». Люди спорят, поют, кричат, целуются и опять кричат
В спектакле Серебренникова всех душит не порядок, а, напротив, отсутствие порядка. Душит хаос.«Мещане», как известно, первый драматический опыт Максима Горького. Сам автор, даже не завершив свой труд, уже был не доволен результатами. Он говорил, что в «Мещанах» много шума и нерва, но «нет огня». С момента замысла пьесой крайне интересовался Владимир Немирович-Данченко. Премьеру «Мещан» Московский Художественный театр сыграл на гастролях в С. -Пб. 25 марта 1902 года, причем контролеров при входе заменили переодетыми городовыми, а вокруг Панаевского театра гарцевала конная жандармерия. На первый показ съехалась вся петербургская элита, начиная с великих князей и министров, и Немирович-Данченко поднимался на галерку, умоляя молодежь не устраивать манифестаций иначе у Горького опять будут неприятности. (Надо сказать, что работа над «Мещанами» в апреле 1901-го была прервана по причине заключения автора в нижегородскую тюрьму.) Радикальное юношество отреагировало с пониманием. Только на последнем из четырех представлений, кто-то выкрикнул басом: «Долой великого князя!», что не имело, впрочем, сколько-нибудь серьезного резонанса еще лет пятнадцать Пьеса многократно перекрамсывалась цензурой и стала знаменем, так называемой, прогрессивной критики, однако критика буржуазная, именитая и талантливая (Айхенвальд, Кугель, Яблоновский, Введенский, Гольденвейзер), всячески защищала старика Бессеменова, а в Ниле видела всего лишь новую форму мещанства жизнерадостную и оттого вдвойне скотскую. Кстати, в спектакле 1902 года, не имевшем особого успеха у публики, роль Нила получил незначительный актер Судьбинин. Ибо Станиславский после некоторых раздумий от нее отказался. Актеры МХТ на репетициях «сцепились из-за Нила Большинство за то, что это тип не новый и в будущем тот же мещанин», писала Ольга Книппер Чехову. Антон Павлович очень расстроился. Он любил Нила, «обынтеллигентившегося рабочего», и полагал этот образ центральным. Из постановок «Мещан» на советской сцене зрители прежде всего помнят спектакль Георгия Товстоногова, популярный благодаря телеверсии. С ним вольно или невольно сравниваешь новую мхатовскую постановку. Бессеменов Андрея Мягкова не столь гадок и жалок, как Бессеменов Евгения Лебедева. Мягкову его герой явно нравится, и «правда» этого Бессеменова, сколько я могла заметить, нашла искренний отклик у публики выше среднего возраста. Боль стариков Бессеменовых понятна, недоумение оправданно: почему на их яблоне вдруг выросли две мандаринки? Или даже три считая Нила Тем не менее из песни слово не выкинешь: болезненная старческая вспыльчивость и, так сказать, убожество горизонтов раздражают до зубной боли. С другой стороны, противопоставить Бессеменову абсолютно некого. Нил Алексей Кравченко это вам не красавчик и обаяшка, сыгранный когда-то Кириллом Лавровым. Розовощекий крепыш, мясистый и круглоглазый, прост той самой простотой, которая хуже воровства. Нил быдло и хам, и «правда» его хамская, а следовательно, не может почитаться за настоящую правду. Это очень печально, потому что «Мещане» без Нила это жизнь без надежды. Пришел новый человек, если хотите, новый русский, и только для него все вокруг легко и понятно. Однако ни с ним, ни по его лекалу жить не хочется. Посередине между Бессеме новым и Нилом дети Бессеменова и их отдельная, уже третья по счету «правда» «правда» рефлектирующих зануд с легким чеховским привкусом. Среда заела. Татьяна (Кристина Бабушкина), нескладная девица, перманентно надутая, будто мышь на крупу, в чем-то бесформенно-вязаном, сером без причуд. И Петр (Алексей Агапов) в майке и трениках, червяком извивается на перекладине. Бессилие и затрапез. Затрапез души и бессилие души. Хотя, если Татьяне невозможно сочувствовать без злости, то Петр-Агапов вполне благороден и ничуть не обещает в дальнейшем соответствовать прогнозу Тетерева. Петр «хочет жить спокойно, вне обязанностей к людям», как аттестовал его автор. У Агапова уже был подобный персонаж Илья Ильич Обломов. Жить спокойно какая-никакая философия. Но, конечно, не правда. Получается так, что в спектакле Серебренникова правды нет вообще. Ни за мужчинами, ни за женщинами. Здесь хорошенькая, но маловыразительная Поля (Екатерина Соломатина), которая просто берет свое женское счастье (а особа, просто берущая женское счастье, не интересна даже в жизни, не то что на сцене). Здесь дама в соку Елена Николаевна (Евгения Добровольская), маниакально стремящаяся поближе к тюрьме не к той, так к этой. Ей нравятся милые птички в клетках и трогательные арестанты в камерах, и она просто переманивает Петра из одной камеры в другую. Здесь учительница Цветаева (Юлия Чебакова) карикатура на доктора Астрова, и именно после ее гуманистической пропаганды становится ясно, что человек ничего не может сделать для другого человека, кроме как принести мандаринчиков. Мать, Акулина Ивановна Бессеменова (Алла Покровская) такова, какими всегда бывают матери в скандальных семействах. Рада и унижаться, и заискивать, лишь бы всех примирить. Больное сердце, издерганные нервы. Старик жаждет понимать и властвовать, она уже давно отказалась и от того, и от другого. Да, еще Степанида первая заметная роль молодой мхатовской актрисы Марии Зориной. Мышкой шуршит, птичкой косится, крыской щерится это странное, вечно испуганное существо, которое придумано Серебренниковым вроде бы и поперек спектакля, но искренне веселит публику. В лице Мягкова берут реванш все мхатовские «старики»: как ни хороша молодежь, но куда ей до такой ясной, мощной простоты. Конкуренцию Андрею Васильевичу составляет только Дмитрий Назаров Тетерев, громогласный великан, который и на стул-то садится, мимоходом перекидывая ногу через спинку. Роль Тетерева разрослась до размеров чрезвычайных. Поскольку «Мещане» и «На дне» задумывались Горьким параллельно, то кажется, что певчий это старший брат Сатина. Этакий ветхозаветный Сатин, проповедующий свои истины с табурета, как Моисей с горы Синай: око за око, зуб за зуб Тетерев сыгран великолепно щедро, богато, широко. Он значительнее, чем Нил, и гораздо симпатичнее, чем Нил, но, понятно, и в нем правды нет. Какая правда в алкоголике? Почему я так хочу найти эту самую «правду»? Потому что весь второй акт я физически стремилась вырваться из черного круга, замкнутого вереницей скрюченных, писклявых плакальщиц. Мне было больно, мне было страшно, мне было безысходно. Смерть вела этих людей и меня вслед за ними, смерть стояла на сцене и яростно строчила саван на допотопном «Зингере» бог весть, для кого Не спрашивай, кому шьют саван. Чтобы не услышать в ответ: «Тебе». Можно рассматривать «Мещан» как бытовую, семейную драму. Можно как трагедию. В первом случае к этой пьесе не стоит относиться слишком серьезно. Мир, состоящий из катастроф и форс-мажорных обстоятельств, не верит мещанским слезам. В первом акте мне показалось, что Серебренников сознательно облегчает невыносимо тягостный материал. Приводит его к знаменателю хорошего тона. Внешне изобретательная, эффектно-изощренная режиссура (вплоть до того, что у Нила и Поли подошвы горят натуральным пламенем, так им хочется бежать из дома Бессеменовых) так вот, набор постановочных изысков обычно должен прикрывать неравноценность исполнителей. Один актер играет в полную силу, на другом шапка горит. .. Второй акт оказался целостнее и тоньше. Здесь заиграли все (и все неплохо), и в русле нормального драматического действия проступили действительно точные, уместные режиссерские ходы. В первом акте кажется, что вся суть «Мешан» в неизбывности российского квартирного вопроса. Мол, дети и родители должны жить раздельно и отстаивать свою «правду» на суверенной территории. После антракта понимаешь, что столь прогрессивная точка зрения предугадана стариками Бессеменовыми. У них это называется «птичий порядок». Действительно, если за каждым поколением закрепить отдельное пространство, человечество превратится в зоосад. Простое решение не годится, а другого нет. «Мещане» пьеса о людях, взаимопонимание между которыми не достижимо на физиологическом уровне. Бессеменов это Лир наизнанку. Тот отпустил детей и стал им не нужен. этот хочет владеть их душами и встречает бунт с гневом убежденного крепостника. Что согнуло старика Бессеменова, что подкосило его к финалу? Подозрение, что жизнь прожита зря. Что не для тех старался. И его цивильный облик (конечно, мало подходящий для старшины малярного цеха), и каракулевый пирожок на голове это памятник всем поколениям, оказавшимся под занавес жизни у разбитого корыта. А было ли в истории хоть одно поколение, миновавшее участь сию?.. И будет ли - хоть когда-нибудь?.. Глядя на старика Бессеменова, не думай о нем гоголевскими словами: до какого ничтожества может дойти человек!.. Посмотрим, куда дойдешь ты сам. Триста смертей Моцарта, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 31.12.2004 Девушка Mороз, Лариса Резникова, Московский Комсомолец, 25.12.2004 У Табакова обнаружили «Сердце ангела», Артур Соломонов, Известия, 22.12.2004 «Чайка» приземлилась в МХТ, Глеб Ситковский, Газета, 22.12.2004 Король Лир, Александр Смольяков, Где, 17.12.2004 Ход к зрительному залу
Вячеслав Невинный, телеканал «Культура», 30.11.2004 «Невинный при всей своей массе человек очень тонкий», Ольга Романцова, Газета, 29.11.2004 Верный, страстный, Невинный, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 29.11.2004 Сирота армянская, Роман Должанский, Коммерсант, 24.11.2004 Невинность победила, Артур Соломонов, Известия, 23.11.2004 «Я никогда не был важным человеком, VIP», Сергей Капков, Газета, 21.11.2004 Оборотни в сутанах, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 12.11.2004 Матроскин, Олег Зинцов, Ведомости, 12.11.2004 Беспредел в полоску, Глеб Ситковский, Газета, 12.11.2004 Карнавал ожившей мебели, Роман Должанский, Коммерсант, 12.11.2004 Классик в неглиже, Ольга Егошина, Новые известия, 12.11.2004 Хитрости дурацкого дела, Александр Соколянский, Время новостей, 12.11.2004 Веселись не хочу, Марина Давыдова, Известия, 12.11.2004 Сестра Тартюфа, Елена Левинская, Московские новости, 12.11.2004 Тартюфом меньше, Дина Годер, Газета.Ru, 11.11.2004 Тартюф в полосочку, Алена Карась, Российская газета, 11.11.2004 Сумасшедший дом для МХАТа, Марина Токарева, Московские новости, 5.11.2004 Японский бог, Григорий Заславский, Независимая газета, 2.11.2004 Японский вопрос русский ответ, Алена Карась, Российская газета, 1.11.2004 Лира объяпонили, Глеб Ситковский, Газета, 1.11.2004 Мнимый больной, Олег Зинцов, Ведомости, 1.11.2004 Чужой против МХТ, Марина Давыдова, Известия, 1.11.2004 Русская игра по японским правилам, Александр Соколянский, Время Новостей, 1.11.2004 Дело было в зоне, Московский Комсомолец, 1.11.2004 Весь мир психушка, Григорий Заславский, Независимая газета, 29.10.2004 Дмитрий Куличков: «Настоящее рождается из свободы», Марина Лёвина, @кция, 26.10.2004 «Лир» из-под палки, Роман Должанский, Коммерсант, 18.10.2004 Тадаси Судзуки поставил «Короля Лира» с актерами МХАТа, Андрей Фесюн, РИА «Новости», 17.10.2004 Марина Зудина: «В этом мире помогают выжить театр и Табаков», Катерина Антонова, Новые Известия, 6.10.2004 Олег Табаков: Я человек хитрый, Алена Карась, Российская газета, 5.10.2004 Мелкий Гамлет, Марина Квасницкая, Рocciя, 30.09.2004 Новая, новее, еще новее
, Дина Годер, Русский Журнал, 30.09.2004 Рассекая волны, Анна Гордеева, Время новостей, 21.09.2004 Изображая Гамлета, Марина Давыдова, Известия, 20.09.2004 Милиция нравов, Олег Зинцов, Ведомости, 20.09.2004 МХТ поставил следственный эксперимент, Роман Должанский, Коммерсантъ, 20.09.2004 Изображая трагедию, Глеб Ситковский, Газета, 19.09.2004 Богиня в саду, Александр Смольяков, ГДЕ, 17.09.2004 Академический минимум, Елена Ковальская, Афиша, 13.09.2004 Кто боится Кирилла Серебренникова, Александр Смольяков, ГДЕ, 10.09.2004 Олег Табаков: Пора бы уж родиться Антону Павловичу!, Марина Зельцер, Вечерняя Москва, 8.09.2004 «Когда хоронишь младших это обессмысливает жизнь», Артур Соломонов, Известия, 7.09.2004 Маэстро успеха, Марина Токарева, МН, 3.09.2004 В «Лире» только мальчики, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 2.09.2004 Табаков больше не играет в поддавки, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 31.08.2004 Изображать жертву это супер, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 26.08.2004 Мороз и солнце, Ольга Сапрыкина, Атмосфера, 1.08.2004 Олег Табаков и императорские театры, Павел Руднев, Ваш досуг, 24.07.2004 Как народный артист рыдал навзрыд или кое-что из жизни гения, Павел Подкладов, Национальная Информационная Группа, 4.07.2004 Наталья Тенякова: Мы с мамой целый год скрывали от папы, что я в театральном, Георгий Меликянц, Известия, 3.07.2004 СОЛО для «неудобного» человека, Дмитрий Щеглов, Совершенно секретно, № 7/182, 07.2004 Непоследняя жертва, Виктория Никифорова, Эксперт, 28.06.2004 К. Хабенский: «Зритель ждет удара молотком», Юлия Шигарева, Аргументы и факты, 23.06.2004 Над всей Россией облачное небо, Елена Ямпольская, Русский курьер, 19.06.2004 Землю тянем зубами за стебли, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 18.06.2004 Записки из детского ада, Ирина Алпатова, Культура, 17.06.2004 Читали и плакали, Итоги, 15.06.2004 Давайте изменим мир, Алена Данилова, Yтро.ru, 15.06.2004 «Лунное чудовище» едет в Москву, Карэн Микаэлян, Новое Время, 12.06.2004 Чтение несчастного испанца, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 11.06.2004 «Не называй ее небесной
», Татьяна Москвина, Московские новости, 11.06.2004 Перевели в ч/б, Артур Соломонов, Известия, 11.06.2004 Вкус последней черешни, Наталия Каминская, Культура, 10.06.2004 Продано!.., Итоги, 8.06.2004 Воля к жизни, Павел Руднев, Ваш досуг, 8.06.2004 Теперь хоть и помереть
, Вера Максимова, Независимая Газета, 8.06.2004 Чехов. Девушка. Анекдот, Елена Ямпольская, Русский курьер, 7.06.2004 Тени забытых предков, Алена Карась, Российская газета, 7.06.2004 Не совсем Литвинова, Дина Годер, Газета.Ru, 4.06.2004 Пробегающая красота, Лариса Юсипова, Ведомости, 4.06.2004 К лесу садом, Марина Давыдова, Известия, 4.06.2004 Пальма в вишневом саду, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 4.06.2004 «Белое на черном» во МХАТе, Коммерсант Weekend, 4.06.2004 Шапиро поставил Шехтеля, Глеб Ситковский, Газета, 3.06.2004 Здравствуйте, дачники!, Майя Мамаладзе, Россiя, 3.06.2004 Еще один Чехов, Григорий Заславский, Независимая Газета, 21.05.2004 Майский Чехов, Александр Смольяков, ГДЕ, 21.05.2004 Олег Табаков: Я еще расту и учусь, Марина Зельцер, Вечерняя Москва, 18.05.2004 «Надо, господа, дело делать», Елена Ямпольская, Русский курьер, 13.05.2004 Интенсивная терапия. Продолжение, Елена Ковальская, Афиша-Воздух, 10.05.2004 Мирные дни, Павел Руднев, Ваш досуг, 29.04.2004 Другие дни, Борис Минаев, Огонек, 14.04.2004 Михаил Пореченков: Если мы прилетим на Марс там станет опасно, Ольга Коршакова, Огонек, 14.04.2004 Жизнь за кремовыми шторами, Любовь Лебедина, Труд, 10.04.2004 Турбины первые и последние, Дина Годер, www.russ.ru, 8.04.2004 Предлагаемые обстоятельства, Наталия Каминская, Культура, 8.04.2004 Стулом по России, Алена Карась, Российская газета, 7.04.2004 А абажур висит, Итоги, 6.04.2004 Хабенский и Пореченков теперь белогвардейцы, Анна Орлова, Комсомольская правда, 6.04.2004 Кому пролог, а кому и эпилог, Григорий Заславский, Независимая Газета, 6.04.2004 Белую гвардию сделала убойная сила, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 6.04.2004 Богов не меняют, Анна Хрусталева, Учительская газета, 6.04.2004 Люди чести, Александр Соколянский, Время новостей, 5.04.2004 Душевная драма, Олег Зинцов, Ведомости, 2.04.2004 Вышли из ментовской шинели, Полина Игнатова, Газета.Ru, 2.04.2004 Спрятаться негде, Нина Агишева, Московские новости, 2.04.2004 Счастье хорошо, а правда хуже, Глеб Ситковский, Газета, 2.04.2004 Без черного снега, Елена Ямпольская, Русский курьер, 1.04.2004 Белая и пушистая гвардия, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 1.04.2004 Жизни грянули «Ура!», Марина Давыдова, Известия, 31.03.2004 Всеобщая мобилизация, Павел Руднев, Ваш досуг, 29.03.2004 Крестный путь белой гвардии, Оксана Герасимова, Московский Комсомолец, 27.03.2004 Любимый спектакль Сталина, Григорий Заславский, Независимая газета, 26.03.2004 «Белая гвардия» во МХАТе им. А. Чехова, Коммерсант Weekend, 26.03.2004 Холодная зима пятьдесят третьего, Майя Мамаладзе, Россiя, 25.03.2004 Пьеса о кремовых шторах, Александр Смольяков, Где, 25.03.2004 «Белая гвардия». Новый призыв, Юлия Шигарева, Аргументы и факты, 24.03.2004 Назад в будущее, Павел Руднев, Ваш досуг, 22.03.2004 Мещане, или Дон Сезар де Базан, Борис Поюровский, Литературная газета, 19.03.2004 Нехорошая квартира, Итоги, 16.03.2004 Немирович вышел весь, Марина Давыдова, Известия, 14.03.2004 «Мещане» в культуре глюка, Нина Агишева, МН, 12.03.2004 От забора до обеда, Наталия Каминская, Культура, 12.03.2004 Серебренников победил Горького, Глеб Ситковский, Газета, 11.03.2004 Зайчики-мещане, Ольга Егошина, Новые известия, 11.03.2004 Концерт для половицы с оркестром, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 10.03.2004 Играй, а то проиграешь, Марина Давыдова, Известия, 10.03.2004 Где тонко, там и рвется, Алена Карась, Российская газета, 10.03.2004 Грядущий клон будет счастливым, Екатерина Сальникова, Ваш досуг, 8.03.2004 «Мещане» вернулись, Роман Должанский, Коммерсант, 6.03.2004 Свои люди, сочтемся, Олег Зинцов, Ведомости, 5.03.2004 Детей не жалко, Дина Годер, Газета.Ru, 5.03.2004 Горький без грима, Григорий Заславский, Независимая Газета, 5.03.2004 Мандаринка от яблони далеко падает, Елена Ямпольская, Русский курьер, 4.03.2004 Немного уважаемый шкаф, Олег Зинцов, Ведомости, 4.03.2004 Клоны атаковали МХАТ, Роман Должанский, Коммерсант, 4.03.2004 Крошка-клон к отцу пришел, Глеб Ситковский, Газета, 4.03.2004 МХАТ атаковали клоны, Артур Соломонов, Известия, 4.03.2004 Честные намерения, Мария Никольская, Россiя, 4.03.2004 Народный характер Алексея Грибова, Светлана Новикова-Ганелина, Аргументы и факты, 4.03.2004 Новый спектакль МХАТа имени Чехова рассказывает о клонах, Елена Груева, Столичная вечерняя газета, 3.03.2004 Если встретишь сам себя, умрешь, Ольга Рогинская, Русский Журнал, 3.03.2004 Отцы и клоны на сцене МХАТа, Мария Кузьмина, Yтро.ru, 3.03.2004 Разбитое счастье Евгении Ханаевой, Сергей Капков, Частная жизнь, 03.2004 Олег Табаков выдает Японии главную тайну, Валерий Виноградов, Вести, 28.02.2004 «'Мещан'» я прочел недавно", Роман Должанский, Коммерсантъ-Weekend, 27.02.2004 Максим Горький хит сезона, Роман Должанский, Коммерсантъ-Weekend, 27.02.2004 Мещанин во дворянстве, Елена Ковальская, Афиша, 25.02.2004 Никакого мещанства, Павел Руднев, Ваш досуг, 23.02.2004 МХАТ в грязи, Мария Львова, Вечерний клуб, 19.02.2004 Немирович сыграет Чехова, Ирина Корнеева, Российская газета, 5.02.2004 ОЛЕГ ТАБАКОВ: «ЕСЛИ В РАБОТЕ ОТСУТСТВУЕТ РИСК, ОНА СТАНОВИТСЯ КВЕЛОЙ», Известия, 23.01.2004 Последняя любовь делового господина, Полина Богданова, Театральные Новые известия, 17.01.2004 В поисках утраченного МХАТа, Культура, 15.01.2004 В паутине опасных связей, Алиса Никольская, Театральная касса, 1.2004 Рисунки и шаржи. Борис Ливанов, телеканал «Культура», 2004 Мой серебряный шар. Евгений Евстигнеев, Виталий Вульф, телеканал «Россия», 2004 |