Пьеса о кремовых шторах

Александр Смольяков, Где, 25.03.2004
Культовая пьеса Михаила Булгакова «Дни Турбиных» возвращается на сцену Художественного театра. Для постановки приглашен режиссер Сергей Женовач, которого отличает вдумчивое и внимательное отношение к классическим текстам. Именно это позволяет открывать в них современный смысл

Легенда
Мировая премьера пьесы Михаила Булгакова «Дни Турбиных» состоялась в Художественном театре 5 октября 1926 года. Тридцатипятилетний дебютант был немногим старше своих героев. Позднее Булгаков опишет работу над спектаклем в «Театральном романе», поскольку процесс превращения романа «Белая гвардия» в пьесу «Дни Турбиных» сопровождался весьма драматическими (а порою и комическими) коллизиями. Существует несколько редакций пьесы, и отличия ее от романа весьма существенны: сокращено количество персонажей, изменена даже профессия главного героя. Но в результате получилась удивительно стройная по композиции драма, где чеховское настроение переплелось с острым ощущением обламывающейся под ногами грани времен. Квартира Турбиных оказалась островом (или ковчегом?) среди бушующей стихии гражданской войны, а герои вопреки всему сохраняли интеллигентность, доброту, внимание и заботу друг о друге.

Успех спектакля 1926 года был феноменальным. Ни для кого не секрет, что после революции 1917 года Художественный театр переживал репертуарный кризис, пытаясь найти пьесу, которая могла бы дать возможность показать современную действительность, не ущемляя эстетических принципов театра. «Дни Турбиных» стали именно такой пьесой, а участники Второй студии МХАТ, игравшие главные роли, заявили о себе как о достойных наследниках основателей Художественного театра. Булгакова обвиняли в апологии Белого движения, но Сталину спектакль нравился. По документам, хранящимся в музее МХАТ, он смотрел спектакль 15 раз! Именно благодаря вниманию «отца народов», «Дни Турбиных» были возобновлены в 1932 году, и в общей сложности постановка выдержала 987 представлений. 

В 1968 году МХАТ попытался вернуться к этой пьесе, но, увы, воскресить легенду не удалось. Тончайшая лирика отношений не давалась артистам, почему-то на первый план выдвигались военные эпизоды, а главное, было не очень понятно, чем «Дни Турбиных» интересны современному зрителю?

Риск
Конечно, ставить сегодня «Дни Турбиных», хотя бы и под авторским названием «Белая гвардия» (Булгаков хотел, чтобы спектакль назывался именно так), — это риск. Специалисты вспомнят немало постановок, где царские офицеры напоминали подгулявших денщиков, а Елену больше всех революций волновал Мышлаевский. Сыграть интеллигентность также трудно, как и аристократизм. И все же художественный руководитель МХАТ им. Чехова Олег Табаков пошел на этот шаг, пригласив Сергея Женовача с его опытом работы над «Идиотом» (Театр на Малой Бронной), «Месяцем в деревне» («Мастерская П. Фоменко»), «Горем от ума» (Малый театр). Режиссерской манере Женовача свойственна филигранная работа с текстом и отличная разработка ролей, чему, несомненно, способствует и педагогическая работа в ГИТИСе. 

Актерская команда собрана многообещающая. В роли Алексея Турбина — звезда сериалов и театрального Петербурга Константин Хабенский, который умеет сочетать внешнюю экспрессию с психологической глубиной и тонким лиризмом. Мышлаевского сыграет его однокурсник, также успешно работающий и в театре, и в телевизионном кино Михаил Пореченков. В роли Шервинского — Никита Зверев и Анатолий Белый. Лариосик — Александр Семчев, Елена — Наталья Рогожкина. Кроме профессиональных актеров в массовых сценах заняты солдаты срочной службы Кремлевского полка.

Художник Александр Боровский воздвиг на сцене некую вздыбленную конструкцию, весьма недвусмысленно символизирующую взорванный гражданской войной быт. Антикварная мебель среди всего этого смотрится очень живописно и даже трогательно.

Интервью с режиссером

- Сергей Васильевич, первый вопрос связан с распределением. Театроведы уже вспомнили фразу из пьесы про штаны Николки, которые нужно ушивать для Лариосика — она совершенно не соответствует фигурам ваших артистов…

 — Знаете, между текстом пьесы и реалиями спектакля всегда должен существовать некий зазор, даже конфликт, иначе мы впадем иллюстративность. Лариосика все привыкли представлять худым, изможденным, его внешность является как бы продолжением его чистого, почти детского восприятия мира. Но гораздо интереснее уйти от внешнего совпадения, тем более что у Булгакова есть разные варианты, в одном из которых Лариосик приезжает в Киев после того, как его бросила жена. И такой несколько неожиданный выбор на эту роль Александра Семчева, артиста тонкого, умного, есть поиск внутреннего совпадения актера с образом. Наш Лариосик в чем-то сродни толстовскому Пьеру Безухову, глубоко чувствующему и способному на большую любовь.

- Главные роли в вашей постановке исполняют два артиста, которые известны не только по театральным работам, но и по телесериалам. С вашей точки зрения, этот телевизионный опыт сказывается благотворно?

 — Прежде всего, это вопрос актерского дара, а этот дар уже может по-разному проявляться в кино, театре, на телевидении. И Константин Хабенский, и Михаил Пореченков — актеры замечательные. О результате пока говорить трудно, но процесс работы с ними мне очень интересен. Что же касается сериалов, то мне кажется, что они даже раскрепощают артистов, дают им новые технические возможности. Сериал требует от артиста постоянно находиться в тонусе, постоянно быть готовым к импровизации, давать быстрый отклик. 

- Насколько сегодня актуальны «Дни Турбиных»?

 — Я мог бы ответить, что классика всегда актуальна, но касательно именно этой пьесы, мне представляется, что она должна всегда быть в репертуаре — хотя бы в каком-нибудь одном театре. Это нужно и артистам, и зрителям. Проблемы, поднятые Булгаковым, важны во все времена. Как «Гамлет», как «Король Лир». Ну и момент перелома эпох во многом созвучен нашему времени. В такие моменты перед человеком всегда встает проблема: как жить, как выжить, как сохранить духовные ценности? Поэтому такая декорация — в ней не очень комфортно находится, за покатым столом не удобно сидеть, с него все скатывается?

- То есть чай пить не будут?

 — Будут пить и чай, и водку — но в ситуации такого изломанного быта.

- А знаменитые кремовые шторы будут в спектакле?

 — Кремовые шторы — в душе.
2004
Триста смертей Моцарта, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 31.12.2004
Девушка Mороз, Лариса Резникова, Московский Комсомолец, 25.12.2004
У Табакова обнаружили «Сердце ангела», Артур Соломонов, Известия, 22.12.2004
«Чайка» приземлилась в МХТ, Глеб Ситковский, Газета, 22.12.2004
Король Лир, Александр Смольяков, Где, 17.12.2004
Ход к зрительному залу… Вячеслав Невинный, телеканал «Культура», 30.11.2004
Верный, страстный, Невинный, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 29.11.2004
Сирота армянская, Роман Должанский, Коммерсант, 24.11.2004
Невинность победила, Артур Соломонов, Известия, 23.11.2004
«Я никогда не был важным человеком, VIP», Сергей Капков, Газета, 21.11.2004
Оборотни в сутанах, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 12.11.2004
Матроскин, Олег Зинцов, Ведомости, 12.11.2004
Беспредел в полоску, Глеб Ситковский, Газета, 12.11.2004
Карнавал ожившей мебели, Роман Должанский, Коммерсант, 12.11.2004
Классик в неглиже, Ольга Егошина, Новые известия, 12.11.2004
Хитрости дурацкого дела, Александр Соколянский, Время новостей, 12.11.2004
Веселись — не хочу, Марина Давыдова, Известия, 12.11.2004
Сестра Тартюфа, Елена Левинская, Московские новости, 12.11.2004
Тартюфом меньше, Дина Годер, Газета.Ru, 11.11.2004
Тартюф в полосочку, Алена Карась, Российская газета, 11.11.2004
Сумасшедший дом для МХАТа, Марина Токарева, Московские новости, 5.11.2004
Японский бог, Григорий Заславский, Независимая газета, 2.11.2004
Японский вопрос — русский ответ, Алена Карась, Российская газета, 1.11.2004
Лира объяпонили, Глеб Ситковский, Газета, 1.11.2004
Мнимый больной, Олег Зинцов, Ведомости, 1.11.2004
Чужой против МХТ, Марина Давыдова, Известия, 1.11.2004
Русская игра по японским правилам, Александр Соколянский, Время Новостей, 1.11.2004
Дело было в зоне, Московский Комсомолец, 1.11.2004
Весь мир — психушка, Григорий Заславский, Независимая газета, 29.10.2004
«Лир» из-под палки, Роман Должанский, Коммерсант, 18.10.2004
Марина Зудина: «В этом мире помогают выжить театр и Табаков», Катерина Антонова, Новые Известия, 6.10.2004
Олег Табаков: Я человек хитрый, Алена Карась, Российская газета, 5.10.2004
Мелкий Гамлет, Марина Квасницкая, Рocciя, 30.09.2004
Новая, новее, еще новее…, Дина Годер, Русский Журнал, 30.09.2004
Рассекая волны, Анна Гордеева, Время новостей, 21.09.2004
Изображая Гамлета, Марина Давыдова, Известия, 20.09.2004
Милиция нравов, Олег Зинцов, Ведомости, 20.09.2004
МХТ поставил следственный эксперимент, Роман Должанский, Коммерсантъ, 20.09.2004
Изображая трагедию, Глеб Ситковский, Газета, 19.09.2004
Богиня в саду, Александр Смольяков, ГДЕ, 17.09.2004
Академический минимум, Елена Ковальская, Афиша, 13.09.2004
Кто боится Кирилла Серебренникова, Александр Смольяков, ГДЕ, 10.09.2004
Олег Табаков: Пора бы уж родиться Антону Павловичу!, Марина Зельцер, Вечерняя Москва, 8.09.2004
Маэстро успеха, Марина Токарева, МН, 3.09.2004
В «Лире» только мальчики, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 2.09.2004
Табаков больше не играет в поддавки, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 31.08.2004
Изображать жертву — это супер, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 26.08.2004
Мороз и солнце, Ольга Сапрыкина, Атмосфера, 1.08.2004
Олег Табаков и императорские театры, Павел Руднев, Ваш досуг, 24.07.2004
Как народный артист рыдал навзрыд или кое-что из жизни гения, Павел Подкладов, Национальная Информационная Группа, 4.07.2004
СОЛО для «неудобного» человека, Дмитрий Щеглов, Совершенно секретно, № 7/182, 07.2004
Непоследняя жертва, Виктория Никифорова, Эксперт, 28.06.2004
К. Хабенский: «Зритель ждет удара молотком», Юлия Шигарева, Аргументы и факты, 23.06.2004
Над всей Россией облачное небо, Елена Ямпольская, Русский курьер, 19.06.2004
Землю тянем зубами за стебли, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 18.06.2004
Записки из детского ада, Ирина Алпатова, Культура, 17.06.2004
Читали и плакали, Итоги, 15.06.2004
Давайте изменим мир, Алена Данилова, Yтро.ru, 15.06.2004
«Лунное чудовище» едет в Москву, Карэн Микаэлян, Новое Время, 12.06.2004
Чтение несчастного испанца, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 11.06.2004
«Не называй ее небесной…», Татьяна Москвина, Московские новости, 11.06.2004
Перевели в ч/б, Артур Соломонов, Известия, 11.06.2004
Вкус последней черешни, Наталия Каминская, Культура, 10.06.2004
Продано!.., Итоги, 8.06.2004
Воля к жизни, Павел Руднев, Ваш досуг, 8.06.2004
Теперь хоть и помереть…, Вера Максимова, Независимая Газета, 8.06.2004
Чехов. Девушка. Анекдот, Елена Ямпольская, Русский курьер, 7.06.2004
Тени забытых предков, Алена Карась, Российская газета, 7.06.2004
Не совсем Литвинова, Дина Годер, Газета.Ru, 4.06.2004
Пробегающая красота, Лариса Юсипова, Ведомости, 4.06.2004
К лесу — садом, Марина Давыдова, Известия, 4.06.2004
Пальма в вишневом саду, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 4.06.2004
«Белое на черном» во МХАТе, Коммерсант Weekend, 4.06.2004
Шапиро поставил Шехтеля, Глеб Ситковский, Газета, 3.06.2004
Здравствуйте, дачники!, Майя Мамаладзе, Россiя, 3.06.2004
Еще один Чехов, Григорий Заславский, Независимая Газета, 21.05.2004
Майский Чехов, Александр Смольяков, ГДЕ, 21.05.2004
Олег Табаков: Я еще расту и учусь, Марина Зельцер, Вечерняя Москва, 18.05.2004
«Надо, господа, дело делать», Елена Ямпольская, Русский курьер, 13.05.2004
Интенсивная терапия. Продолжение, Елена Ковальская, Афиша-Воздух, 10.05.2004
Мирные дни, Павел Руднев, Ваш досуг, 29.04.2004
Другие дни, Борис Минаев, Огонек, 14.04.2004
Жизнь за кремовыми шторами, Любовь Лебедина, Труд, 10.04.2004
Турбины — первые и последние, Дина Годер, www.russ.ru, 8.04.2004
Предлагаемые обстоятельства, Наталия Каминская, Культура, 8.04.2004
Стулом по России, Алена Карась, Российская газета, 7.04.2004
А абажур висит, Итоги, 6.04.2004
Хабенский и Пореченков теперь белогвардейцы, Анна Орлова, Комсомольская правда, 6.04.2004
Кому пролог, а кому и эпилог, Григорий Заславский, Независимая Газета, 6.04.2004
Белую гвардию сделала убойная сила, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 6.04.2004
Богов не меняют, Анна Хрусталева, Учительская газета, 6.04.2004
Люди чести, Александр Соколянский, Время новостей, 5.04.2004
Душевная драма, Олег Зинцов, Ведомости, 2.04.2004
Вышли из ментовской шинели, Полина Игнатова, Газета.Ru, 2.04.2004
Спрятаться негде, Нина Агишева, Московские новости, 2.04.2004
Счастье — хорошо, а правда — хуже, Глеб Ситковский, Газета, 2.04.2004
Без черного снега, Елена Ямпольская, Русский курьер, 1.04.2004
Белая и пушистая гвардия, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 1.04.2004
Жизни грянули «Ура!», Марина Давыдова, Известия, 31.03.2004
Всеобщая мобилизация, Павел Руднев, Ваш досуг, 29.03.2004
Крестный путь белой гвардии, Оксана Герасимова, Московский Комсомолец, 27.03.2004
Любимый спектакль Сталина, Григорий Заславский, Независимая газета, 26.03.2004
Холодная зима пятьдесят третьего, Майя Мамаладзе, Россiя, 25.03.2004
Пьеса о кремовых шторах, Александр Смольяков, Где, 25.03.2004
«Белая гвардия». Новый призыв, Юлия Шигарева, Аргументы и факты, 24.03.2004
Назад в будущее, Павел Руднев, Ваш досуг, 22.03.2004
Мещане, или Дон Сезар де Базан, Борис Поюровский, Литературная газета, 19.03.2004
Нехорошая квартира, Итоги, 16.03.2004
Немирович вышел весь, Марина Давыдова, Известия, 14.03.2004
«Мещане» в культуре глюка, Нина Агишева, МН, 12.03.2004
От забора до обеда, Наталия Каминская, Культура, 12.03.2004
Серебренников победил Горького, Глеб Ситковский, Газета, 11.03.2004
Зайчики-мещане, Ольга Егошина, Новые известия, 11.03.2004
Концерт для половицы с оркестром, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 10.03.2004
Играй, а то проиграешь, Марина Давыдова, Известия, 10.03.2004
Где тонко, там и рвется, Алена Карась, Российская газета, 10.03.2004
Грядущий клон будет счастливым, Екатерина Сальникова, Ваш досуг, 8.03.2004
«Мещане» вернулись, Роман Должанский, Коммерсант, 6.03.2004
Свои люди, сочтемся, Олег Зинцов, Ведомости, 5.03.2004
Детей не жалко, Дина Годер, Газета.Ru, 5.03.2004
Горький без грима, Григорий Заславский, Независимая Газета, 5.03.2004
Мандаринка от яблони далеко падает, Елена Ямпольская, Русский курьер, 4.03.2004
Немного уважаемый шкаф, Олег Зинцов, Ведомости, 4.03.2004
Клоны атаковали МХАТ, Роман Должанский, Коммерсант, 4.03.2004
Крошка-клон к отцу пришел, Глеб Ситковский, Газета, 4.03.2004
МХАТ атаковали клоны, Артур Соломонов, Известия, 4.03.2004
Честные намерения, Мария Никольская, Россiя, 4.03.2004
Народный характер Алексея Грибова, Светлана Новикова-Ганелина, Аргументы и факты, 4.03.2004
Новый спектакль МХАТа имени Чехова рассказывает о клонах, Елена Груева, Столичная вечерняя газета, 3.03.2004
Если встретишь сам себя, умрешь, Ольга Рогинская, Русский Журнал, 3.03.2004
Отцы и клоны на сцене МХАТа, Мария Кузьмина, Yтро.ru, 3.03.2004
Разбитое счастье Евгении Ханаевой, Сергей Капков, Частная жизнь, 03.2004
Олег Табаков выдает Японии главную тайну, Валерий Виноградов, Вести, 28.02.2004
«'Мещан'» я прочел недавно", Роман Должанский, Коммерсантъ-Weekend, 27.02.2004
Максим Горький — хит сезона, Роман Должанский, Коммерсантъ-Weekend, 27.02.2004
Мещанин во дворянстве, Елена Ковальская, Афиша, 25.02.2004
Никакого мещанства, Павел Руднев, Ваш досуг, 23.02.2004
МХАТ в грязи, Мария Львова, Вечерний клуб, 19.02.2004
Немирович сыграет Чехова, Ирина Корнеева, Российская газета, 5.02.2004
Последняя любовь делового господина, Полина Богданова, Театральные Новые известия, 17.01.2004
В паутине опасных связей, Алиса Никольская, Театральная касса, 1.2004
Рисунки и шаржи. Борис Ливанов, телеканал «Культура», 2004
Мой серебряный шар. Евгений Евстигнеев, Виталий Вульф, телеканал «Россия», 2004