Мещане, или Дон Сезар де БазанБорис Поюровский, Литературная газета, 19.03.2004 9 мая 1945 года в Художественном театре был объявлен спектакль «Безумный день, или Женитьба Фигаро». За несколько минут до начала к главному администратору обратился взволнованный зритель с настоятельной просьбой ответить на один-единственный вопрос: что же он всё-таки сегодня увидит «Безумный день» или «Женитьбу Фигаро»? Догадавшись, что причиной недоумения оказалось само название комедии Бомарше, Фёдор Николаевич Михальский, увековеченный в «Театральном романе» Михаила Булгакова под именем Филя, поспешил успокоить героя войны:"Дорогой друг, хочу обрадовать вас! В связи с нынешним всенародным праздником дирекция приняла решение в порядке исключения показать в один вечер и «Безумный день», и «Женитьбу Фигаро!»Случай этот пришёл на память несколько дней назад, когда я попал на премьеру горьковских «Мещан» всё в том же Художественном театре. Правда, ни в афише, ни в программе «Мещан» ни слова не было сказано о французской пьесе «Дон Сезар де Базан». Режиссёр Кирилл Серебренников, воспользовавшись тем, что в тексте «Мещан» упоминается эта пьеса Ф. Дюмануара и А. Деннери, позаимствовал из неё эпизод и включил в свой спектакль. Справедливости ради надо заметить, что, следуя всё той же логике, он мог бы не останавливаться на достигнутом, но взять хотя бы сцену-другую из «Второй молодости» или разработать как следует «Камаринскую» о них ведь тоже идёт речь в «Мещанах». Но режиссёр почему-то от этого воздержался. Зато усадил на сцене инструментальный ансамбль, видимо, под впечатлением еврейского оркестра из «Вишнёвого сада» (в конце концов во времена создания обеих пьес Художественный театр был единым и неделимым и Чехов с Горьким вряд ли могли предугадать, что в 1987 году произойдёт раскол на две половины). Кроме оркестра, режиссёр населил сцену «людьми в чёрном», изображающими то ли стаю воронов, то ли ворон. Они появляются и исчезают, когда заблагорассудится режиссёру, видимо, для нагнетания атмосферы страха. Во всём остальном постановщик, к счастью, доверился автору и актёрам. Что касается классика, из истории известно, что, кроме первой неудачной постановки «Мещан» во МХАТе в 1902 году, где была предпринята попытка открыть драматургию Горького чеховскими ключами, почти все последующие спектакли оказывались событиями в театральной жизни и связаны с именами выдающихся режиссёров и актёров. Попытка К. Серебренникова «приблизить» к нам сочинения М. Горького с помощью музыки «Пан-квартета» в аранжировке А. Гусева, возможно, и будет по достоинству оценена той частью особо «продвинутых» зрителей и критиков, которые не воспринимают классику в принципе без специальных допингов. (Как было бы хорошо, если бы кто-то однажды догадался распространить на театральное дело спортивное законодательство, строго охраняющее здоровье спортсменов и общества в целом от любых психотропных средств!) Но я отношусь к этим досадным «изыскам» без раздражения, скорее с иронией, как к проявлениям детской болезни левизны, призванной во что бы то ни стало обратить внимание на новатора? К счастью, «изыски» режиссуры почти не коснулись актёрских работ. Не могу судить, чья в этом заслуга. Только с радостью констатирую, что таким классом давно не отличались работы Андрея Мягкова (Бессеменова), Аллы Покровской (Акулины Ивановны), Дмитрия Назарова (Тетерева), Владимира Краснова (Перчихина). Среднее и старшее поколения лидируют в этом спектакле. И Мягкову, и Покровской роли достались прекрасные, но явно с чужого плеча, на сопротивление: ничего подобного они никогда прежде не играли! И какое же завидное, давно утраченное, истинно мхатовское мастерство у них вдруг обнаружилось! Впрочем, чему удивляться, оба они когда-то вылетели из этого же мхатовского гнезда. Но что удивительно: Дмитрий Назаров и Владимир Краснов служат во МХАТе без году неделю. Однако и они играют так, будто всю жизнь исповедовали эту же веру! Значительно сложнее обстоит дело с молодыми. Даже Евгения Добровольская, человек безусловно одарённый, получившая роль Елены одну из самых заманчивых в этой пьесе, не стала теми самыми дрожжами, о которых писал Горький. Нет в её Елене ни бесшабашности, ни женской притягательности, ни весёлой беспечности, к которым так тянется Пётр и которая так пугает его родителей. Актёрские приспособления, которыми пользуется Мария Зорина в роли Степаниды, сами по себе возражения вызвать не могут, если бы речь шла о спектакле, решённом в жанре гротеска. Но почему здесь, во МХАТе, где каждый в меру своих возможностей пытается существовать в условиях сугубо психологического театра, вдруг появляется такая странная манера исполнения? Мне показалось, что Кристина Бабушкина (Татьяна) изначально знает, что ждёт её героиню в финале, и тем самым лишает образ какой бы то ни было динамики. На одной ноте проводит роль Поли и Екатерина Соломатина. А ведь и у неё в пьесе есть определённое развитие. Алексей Кравченко (Нил) не кажется мне достойным оппонентом Бессеменову. И дело не в его классовой принадлежности, а в самом масштабе личности героя. Нил явно говорит чужие слова и потому действительно выглядит грубым, неблагодарным человеком. Ему по традиции можно симпатизировать или, напротив, опасаться в будущем, но нельзя видеть в нём лишь мальчишку, готового ввязаться в спор по любому поводу и всем нахамить? Что касается Алексея Агапова (Пётр), актёру удаётся показать неприкаянность своего героя, двойственность его существования, но он явно упускает из виду возможность, которую ему предоставил автор, предположив роман с Еленой. ?Если вы готовы «перетерпеть» режиссёрские новации Кирилла Серебренникова, человека, очевидно, способного, но не готового пока, к сожалению, к само- ограничению, можете смело отправляться на премьеру «Мещан» во МХАТ имени Чехова. Вы увидите горьковский, мхатовский спектакль, приправленный театральной попсой, призванной, ко всей вероятности, обозначить современность данной версии. Что же касается «Дона Сезара де Базана», то отнеситесь к этой вставке как к забаве, как к детской шалости: оставленные на произвол судьбы малыши и не на такое способны. «Перелёты» лучше, чем «недолёты»: будем же к ним снисходительны! Триста смертей Моцарта, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 31.12.2004 Девушка Mороз, Лариса Резникова, Московский Комсомолец, 25.12.2004 У Табакова обнаружили «Сердце ангела», Артур Соломонов, Известия, 22.12.2004 «Чайка» приземлилась в МХТ, Глеб Ситковский, Газета, 22.12.2004 Король Лир, Александр Смольяков, Где, 17.12.2004 Ход к зрительному залу
Вячеслав Невинный, телеканал «Культура», 30.11.2004 «Невинный при всей своей массе человек очень тонкий», Ольга Романцова, Газета, 29.11.2004 Верный, страстный, Невинный, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 29.11.2004 Сирота армянская, Роман Должанский, Коммерсант, 24.11.2004 Невинность победила, Артур Соломонов, Известия, 23.11.2004 «Я никогда не был важным человеком, VIP», Сергей Капков, Газета, 21.11.2004 Оборотни в сутанах, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 12.11.2004 Матроскин, Олег Зинцов, Ведомости, 12.11.2004 Беспредел в полоску, Глеб Ситковский, Газета, 12.11.2004 Карнавал ожившей мебели, Роман Должанский, Коммерсант, 12.11.2004 Классик в неглиже, Ольга Егошина, Новые известия, 12.11.2004 Хитрости дурацкого дела, Александр Соколянский, Время новостей, 12.11.2004 Веселись не хочу, Марина Давыдова, Известия, 12.11.2004 Сестра Тартюфа, Елена Левинская, Московские новости, 12.11.2004 Тартюфом меньше, Дина Годер, Газета.Ru, 11.11.2004 Тартюф в полосочку, Алена Карась, Российская газета, 11.11.2004 Сумасшедший дом для МХАТа, Марина Токарева, Московские новости, 5.11.2004 Японский бог, Григорий Заславский, Независимая газета, 2.11.2004 Японский вопрос русский ответ, Алена Карась, Российская газета, 1.11.2004 Лира объяпонили, Глеб Ситковский, Газета, 1.11.2004 Мнимый больной, Олег Зинцов, Ведомости, 1.11.2004 Чужой против МХТ, Марина Давыдова, Известия, 1.11.2004 Русская игра по японским правилам, Александр Соколянский, Время Новостей, 1.11.2004 Дело было в зоне, Московский Комсомолец, 1.11.2004 Весь мир психушка, Григорий Заславский, Независимая газета, 29.10.2004 Дмитрий Куличков: «Настоящее рождается из свободы», Марина Лёвина, @кция, 26.10.2004 «Лир» из-под палки, Роман Должанский, Коммерсант, 18.10.2004 Тадаси Судзуки поставил «Короля Лира» с актерами МХАТа, Андрей Фесюн, РИА «Новости», 17.10.2004 Марина Зудина: «В этом мире помогают выжить театр и Табаков», Катерина Антонова, Новые Известия, 6.10.2004 Олег Табаков: Я человек хитрый, Алена Карась, Российская газета, 5.10.2004 Мелкий Гамлет, Марина Квасницкая, Рocciя, 30.09.2004 Новая, новее, еще новее
, Дина Годер, Русский Журнал, 30.09.2004 Рассекая волны, Анна Гордеева, Время новостей, 21.09.2004 Изображая Гамлета, Марина Давыдова, Известия, 20.09.2004 Милиция нравов, Олег Зинцов, Ведомости, 20.09.2004 МХТ поставил следственный эксперимент, Роман Должанский, Коммерсантъ, 20.09.2004 Изображая трагедию, Глеб Ситковский, Газета, 19.09.2004 Богиня в саду, Александр Смольяков, ГДЕ, 17.09.2004 Академический минимум, Елена Ковальская, Афиша, 13.09.2004 Кто боится Кирилла Серебренникова, Александр Смольяков, ГДЕ, 10.09.2004 Олег Табаков: Пора бы уж родиться Антону Павловичу!, Марина Зельцер, Вечерняя Москва, 8.09.2004 «Когда хоронишь младших это обессмысливает жизнь», Артур Соломонов, Известия, 7.09.2004 Маэстро успеха, Марина Токарева, МН, 3.09.2004 В «Лире» только мальчики, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 2.09.2004 Табаков больше не играет в поддавки, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 31.08.2004 Изображать жертву это супер, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 26.08.2004 Мороз и солнце, Ольга Сапрыкина, Атмосфера, 1.08.2004 Олег Табаков и императорские театры, Павел Руднев, Ваш досуг, 24.07.2004 Как народный артист рыдал навзрыд или кое-что из жизни гения, Павел Подкладов, Национальная Информационная Группа, 4.07.2004 Наталья Тенякова: Мы с мамой целый год скрывали от папы, что я в театральном, Георгий Меликянц, Известия, 3.07.2004 СОЛО для «неудобного» человека, Дмитрий Щеглов, Совершенно секретно, № 7/182, 07.2004 Непоследняя жертва, Виктория Никифорова, Эксперт, 28.06.2004 К. Хабенский: «Зритель ждет удара молотком», Юлия Шигарева, Аргументы и факты, 23.06.2004 Над всей Россией облачное небо, Елена Ямпольская, Русский курьер, 19.06.2004 Землю тянем зубами за стебли, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 18.06.2004 Записки из детского ада, Ирина Алпатова, Культура, 17.06.2004 Читали и плакали, Итоги, 15.06.2004 Давайте изменим мир, Алена Данилова, Yтро.ru, 15.06.2004 «Лунное чудовище» едет в Москву, Карэн Микаэлян, Новое Время, 12.06.2004 Чтение несчастного испанца, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 11.06.2004 «Не называй ее небесной
», Татьяна Москвина, Московские новости, 11.06.2004 Перевели в ч/б, Артур Соломонов, Известия, 11.06.2004 Вкус последней черешни, Наталия Каминская, Культура, 10.06.2004 Продано!.., Итоги, 8.06.2004 Воля к жизни, Павел Руднев, Ваш досуг, 8.06.2004 Теперь хоть и помереть
, Вера Максимова, Независимая Газета, 8.06.2004 Чехов. Девушка. Анекдот, Елена Ямпольская, Русский курьер, 7.06.2004 Тени забытых предков, Алена Карась, Российская газета, 7.06.2004 Не совсем Литвинова, Дина Годер, Газета.Ru, 4.06.2004 Пробегающая красота, Лариса Юсипова, Ведомости, 4.06.2004 К лесу садом, Марина Давыдова, Известия, 4.06.2004 Пальма в вишневом саду, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 4.06.2004 «Белое на черном» во МХАТе, Коммерсант Weekend, 4.06.2004 Шапиро поставил Шехтеля, Глеб Ситковский, Газета, 3.06.2004 Здравствуйте, дачники!, Майя Мамаладзе, Россiя, 3.06.2004 Еще один Чехов, Григорий Заславский, Независимая Газета, 21.05.2004 Майский Чехов, Александр Смольяков, ГДЕ, 21.05.2004 Олег Табаков: Я еще расту и учусь, Марина Зельцер, Вечерняя Москва, 18.05.2004 «Надо, господа, дело делать», Елена Ямпольская, Русский курьер, 13.05.2004 Интенсивная терапия. Продолжение, Елена Ковальская, Афиша-Воздух, 10.05.2004 Мирные дни, Павел Руднев, Ваш досуг, 29.04.2004 Другие дни, Борис Минаев, Огонек, 14.04.2004 Михаил Пореченков: Если мы прилетим на Марс там станет опасно, Ольга Коршакова, Огонек, 14.04.2004 Жизнь за кремовыми шторами, Любовь Лебедина, Труд, 10.04.2004 Турбины первые и последние, Дина Годер, www.russ.ru, 8.04.2004 Предлагаемые обстоятельства, Наталия Каминская, Культура, 8.04.2004 Стулом по России, Алена Карась, Российская газета, 7.04.2004 А абажур висит, Итоги, 6.04.2004 Хабенский и Пореченков теперь белогвардейцы, Анна Орлова, Комсомольская правда, 6.04.2004 Кому пролог, а кому и эпилог, Григорий Заславский, Независимая Газета, 6.04.2004 Белую гвардию сделала убойная сила, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 6.04.2004 Богов не меняют, Анна Хрусталева, Учительская газета, 6.04.2004 Люди чести, Александр Соколянский, Время новостей, 5.04.2004 Душевная драма, Олег Зинцов, Ведомости, 2.04.2004 Вышли из ментовской шинели, Полина Игнатова, Газета.Ru, 2.04.2004 Спрятаться негде, Нина Агишева, Московские новости, 2.04.2004 Счастье хорошо, а правда хуже, Глеб Ситковский, Газета, 2.04.2004 Без черного снега, Елена Ямпольская, Русский курьер, 1.04.2004 Белая и пушистая гвардия, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 1.04.2004 Жизни грянули «Ура!», Марина Давыдова, Известия, 31.03.2004 Всеобщая мобилизация, Павел Руднев, Ваш досуг, 29.03.2004 Крестный путь белой гвардии, Оксана Герасимова, Московский Комсомолец, 27.03.2004 Любимый спектакль Сталина, Григорий Заславский, Независимая газета, 26.03.2004 «Белая гвардия» во МХАТе им. А. Чехова, Коммерсант Weekend, 26.03.2004 Холодная зима пятьдесят третьего, Майя Мамаладзе, Россiя, 25.03.2004 Пьеса о кремовых шторах, Александр Смольяков, Где, 25.03.2004 «Белая гвардия». Новый призыв, Юлия Шигарева, Аргументы и факты, 24.03.2004 Назад в будущее, Павел Руднев, Ваш досуг, 22.03.2004 Мещане, или Дон Сезар де Базан, Борис Поюровский, Литературная газета, 19.03.2004 Нехорошая квартира, Итоги, 16.03.2004 Немирович вышел весь, Марина Давыдова, Известия, 14.03.2004 «Мещане» в культуре глюка, Нина Агишева, МН, 12.03.2004 От забора до обеда, Наталия Каминская, Культура, 12.03.2004 Серебренников победил Горького, Глеб Ситковский, Газета, 11.03.2004 Зайчики-мещане, Ольга Егошина, Новые известия, 11.03.2004 Концерт для половицы с оркестром, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 10.03.2004 Играй, а то проиграешь, Марина Давыдова, Известия, 10.03.2004 Где тонко, там и рвется, Алена Карась, Российская газета, 10.03.2004 Грядущий клон будет счастливым, Екатерина Сальникова, Ваш досуг, 8.03.2004 «Мещане» вернулись, Роман Должанский, Коммерсант, 6.03.2004 Свои люди, сочтемся, Олег Зинцов, Ведомости, 5.03.2004 Детей не жалко, Дина Годер, Газета.Ru, 5.03.2004 Горький без грима, Григорий Заславский, Независимая Газета, 5.03.2004 Мандаринка от яблони далеко падает, Елена Ямпольская, Русский курьер, 4.03.2004 Немного уважаемый шкаф, Олег Зинцов, Ведомости, 4.03.2004 Клоны атаковали МХАТ, Роман Должанский, Коммерсант, 4.03.2004 Крошка-клон к отцу пришел, Глеб Ситковский, Газета, 4.03.2004 МХАТ атаковали клоны, Артур Соломонов, Известия, 4.03.2004 Честные намерения, Мария Никольская, Россiя, 4.03.2004 Народный характер Алексея Грибова, Светлана Новикова-Ганелина, Аргументы и факты, 4.03.2004 Новый спектакль МХАТа имени Чехова рассказывает о клонах, Елена Груева, Столичная вечерняя газета, 3.03.2004 Если встретишь сам себя, умрешь, Ольга Рогинская, Русский Журнал, 3.03.2004 Отцы и клоны на сцене МХАТа, Мария Кузьмина, Yтро.ru, 3.03.2004 Разбитое счастье Евгении Ханаевой, Сергей Капков, Частная жизнь, 03.2004 Олег Табаков выдает Японии главную тайну, Валерий Виноградов, Вести, 28.02.2004 «'Мещан'» я прочел недавно", Роман Должанский, Коммерсантъ-Weekend, 27.02.2004 Максим Горький хит сезона, Роман Должанский, Коммерсантъ-Weekend, 27.02.2004 Мещанин во дворянстве, Елена Ковальская, Афиша, 25.02.2004 Никакого мещанства, Павел Руднев, Ваш досуг, 23.02.2004 МХАТ в грязи, Мария Львова, Вечерний клуб, 19.02.2004 Немирович сыграет Чехова, Ирина Корнеева, Российская газета, 5.02.2004 ОЛЕГ ТАБАКОВ: «ЕСЛИ В РАБОТЕ ОТСУТСТВУЕТ РИСК, ОНА СТАНОВИТСЯ КВЕЛОЙ», Известия, 23.01.2004 Последняя любовь делового господина, Полина Богданова, Театральные Новые известия, 17.01.2004 В поисках утраченного МХАТа, Культура, 15.01.2004 В паутине опасных связей, Алиса Никольская, Театральная касса, 1.2004 Рисунки и шаржи. Борис Ливанов, телеканал «Культура», 2004 Мой серебряный шар. Евгений Евстигнеев, Виталий Вульф, телеканал «Россия», 2004 |