Без черного снегаЕлена Ямпольская, Русский курьер, 1.04.2004 «Вы не театральный человек», отозвался Бомбардов, но за что оскорблял, не объяснил. .. Михаил Булгаков, «Записки покойника» «Дни Турбиных» рецензировать не хочется. А хочется лишь умиротворенно повторять: «Какой чудесный спектакль. Какой волшебный спектакль. Какой прекрасный, прекрасный, прекрасный спектакль » Табаков сделал ставку на Женовача и опять сорвал банк. Как ему это удается, науке не известно, но примерно треть всех театральных событий сезона в Москве генерируется теперь в хозяйстве Олега Павловича на трех мхатовских площадках и в «подвале» на Чаплыгина. Правда, ради справедливости следует отметить, что жизнь в «подвале» слегка заглохла: текущий сезон порадовал поклонников «табакерки» только мощной работой Миндаугаса Карбаускиса «Когда я умирала» по Фолкнеру. Пропиаренный «Идеальный муж» в постановке светского режиссера Житинкина неоднократно откладывался по причинам сначала творческого, а затем форсмажорного характера, и его, «Мужа», идеальную форму обрящут, по всей видимости, не раньше мая. Однако Табаков, наш нынешний Аристарх Платонович, не забыл свои посулы: он вывел МХАТ на орбиту, текущим поколением не виданную. А все эти мифы и легенды из театроведческих учебников Не то чтобы они не вызывали доверия, но чего не видел, про то и рассуждать бессмысленно. Прелесть «Дней Турбиных» Сергея Женовача как раз в вольном обращении с легендами. Их не отрицают, о них просто не думают. Ни о том, что это четвертая постановка булгаковской пьесы во МХАТе, ни о Хмелеве, ни о Яншине, ни о Прудкине, ни о Станицыне, ни даже о «Театральном романе»; и все эти занимательные исторические коллизии: любил Сталин не любил Сталин, приняли спектакль сняли спектакль, травила критика не травила критика (хотя в отношении Булгакова это уже коллизия не историческая, а личная), не имеют ровно никакого значения для публики в зале, а заодно, кажется, и для актеров на сцене. Понятно, что они принципиальны для самого Женовача, но он справляется с этим в одиночку, никого не отягощая ответственностью перед контекстом. Разве что пьеса переименована по названию первоисточника, а зачем переименована, трудно сказать. Менее всего здесь важно, что гвардия белая. Менее всего интересна «хронология смены власти в Киеве 1917-1920 гг.», приведенная в программке. Ни коммунистов, ни монархистов не тронет за живое этот спектакль. Хотя булгаковской неполиткорректностью вполне могут возмутиться гости из самостийной Украины «Дни Турбиных» населены нормальными, современными людьми, причем компания эта настолько обаятельна, что в нее нельзя не влюбиться. Прекрасный актерский ансамбль составлен преимущественно из новых звезд: помимо театралов, жадных и страстных до впечатлений изящного, во МХАТ непременно ломанутся толпы сериальных фанаток. Константин Хабенский Алексей Турбин, Михаил Пореченков Мышлаевский, Анатолий Белый Шервинский (все трое официально приняты в труппу только в текущем сезоне и впервые вышли на Основную сцену МХАТа). Александр Семчев в роли Лариосика тоже обречен на радостное узнавание у широких зрительских масс. Вообще удивительно, какие хорошие актеры снимаются в наших отечественных телесериалах и рекламных роликах. Почему ни сериалы, ни ролики не становятся от этого лучше, следующий пункт моего искреннего недоумения. На мхатовской сцене убойная мужская сила Хабенского Пореченкова Белого, а также натуральность Семчева подкреплены Владимиром Кашпуром, Валерием Хлевинским, Виктором Сергачевым и чудесным мальчиком Иваном Жидковым (его Николка Турбин даже в однообразном юнкерском строю вибрирует как-то по-своему) Очаровательна Наталья Рогожкина Елена, но ей явно не хватает актерских силенок в сцене скорби по убиенному брату. Кстати, Рогожкина ведь тоже «засветилась» в сериале, в первой «Каменской» Март шел к концу, когда Сергей Леонтьевич Максудов, неудачливый романист, затем многострадальный драматург, а впоследствии покойник, впервые увидел свою трехмерную коробочку с огоньками и фигурками. Март шел к концу, когда Сергей Женовач встряхнул эту коробочку перед нашими глазами, да так и оставил ее покосившейся. По наклонному (градусов сорок, не меньше) полу съехала в левый угол вся обстановка, будто Турбиных уплотнили, из семи комнат оставив одну. Рояль, кровать, трюмо, столы, стулья, напольные часы, чугунный Владимир. .. все это свалено хаотичной, тесной кучей. Справа, на «Андреевском спуске», на неудобной ледяной горке, только кресты фонарных столбов. Кремовые шторы отсутствуют. И печка у Турбиных не в голландских изразцах, вульгарная уродливая буржуйка. Но лампа под абажуром есть. Та, про которую в романе «Белая гвардия» сказано: «Никогда не сдергивайте абажур с лампы! Абажур священен. Никогда не убегайте крысьей побежкой на неизвестность от опасности» Собственно, в этой отсутствующей цитате заключен главный «мессидж» спектакля. Когда город детства и юности превращается в улицы разбитых фонарей, когда чудится, что все кончено, будь на дворе год 1918-й или 2004-й, надо просто верить и ждать. Об этом говорит нам Мышлаевский. О том же - финальный монолог взволнованного Лариосика с разложенными по плечам щеками: «Мы встретились в очень тяжелое, страшное время » Что бы там ни было, продолжай движение. Герои балансируют неустойчиво, теснятся и пугаются в нагромождениях домашнего скарба, и все они, а не только Лариосик, закутанный по-бабьи, с рукавицами на веревочке, выглядят слонами в посудной лавке. Но зато у них тепло, светло, они счастливы, как все счастливые семьи. Вокруг Елены разыгрывается веселая вакханалия рыцарства без пяти минут непристойного, но при этом ужасно благородного. Не успел высохнуть один букет, а уже необходима ваза для очередного подношения. Этим людям завидуешь, к ним тянешься, и реально болеешь сердцем, когда к началу второго акта разоряется, выхолаживается, пустеет дом. Иван Васильевич (он же Константин Сергеевич) говаривал, что массы должны сталкиваться исключительно за сценой. Женовач выводит на подмостки сорок юнкеров с красными околышами на фуражках, у него пули чиркают по фонарным столбам, петлюровцы стаскивают сапоги с убитого Турбина, и полковник лежит, недвижимый, сверкая голыми пятками. Гремит канонада, стелется пороховой дым, пули не задерживаются в револьверах, но не дымом, а ДОМОМ, интимным семейно-дружеским кругом спасаются уцелевшие души. «Дни Турбиных», пардон, «Белая гвардия» кантиленный спектакль. Сегодня это случается крайне редко. Сегодня модно раскладывать на поверхности отдельные режиссерские находки. Каждую из которых можно взять, повертеть в руках, полюбоваться и вернуть обратно. «Дни Турбиных» нерасчленимы, как река, с ее то ровным, то бурным, но всегда непрерывным течением. Потому и рецензировать трудно. Хочется просто наблюдать, скользить вслед завороженным взглядом. Проблемы, конечно, существуют. По мелочам. Эти выстрелы, вечно фальшивые на сцене, хоть ты тресни (я, впрочем, не предлагаю, чтобы Турбина закололи кинжалом). Этот «снег», который, разумеется, не тает, и все персонажи будто вылезли из курятника. Почему бы действительно не сделать снег черным? Тем более что долгими декабрьскими ночами при проблемах с электричеством он и есть черный. Какой же еще? Очень смущает обручальное кольцо на пальце у Лариосика. Особенно смущает когда гигантский пупс, явно и очевидно окольцованный, делает предложение Елене да еще смеет оскорбляться отказом Если трудно снять, так возьмите телесный пластырь, заклейте, придумайте что-нибудь. Просчет мелкий, но недопустимый. Мы уже говорили, что спектакль Женовача совсем не строг. В этой приятной вольготности есть свои недостатки, требующие снисхождения. Ближе к финалу откровенно работает на публику ее любимец и баловень Пореченков. Публика довольна. На добродушных поклонников, а не на строгих ценителей рассчитан и бенефис Шервинского Белого, оказавшегося чуть ли не главным героем. Бывший лейб-гвардеец, затем адъютант гетмана, а впоследствии оперный солист с его тягой к переодеваниям, несколько плебейской жизнерадостностью и забубенным враньем сегодняшнему зрителю, чего греха таить, приятнее и ближе, чем обреченный, весь на голом нерве Турбин (с какой тоскливой безнадежностью вращает он гимназическую копию Земли, словно хочет спросить: а другого глобуса у вас нет?) и даже горячий Мышлаевский (лицо тяжелое, как у Александра III, а ухмылка лихая, довольная, как у анархиста). Бывают люди стойкие, словно поросшие мхом утесы, и такие же унылые. Жизнь катится мимо этих утесов, а вместе с ней катится счастливчик Шервинский. Кстати, Белый, в прошлом сезоне сыгравший жениха Тамары в «Демоне» Кирилла Серебренникова, снова выходит на сцену в черкеске и опять имеет непосредственное отношение к «Демону», правда, к оперному Сцена, когда Шервинский обволакивает Елену, уже зная про себя, что победил, а Елена слабо сопротивляется, провоцируя дальнейший натиск, а пьяный Лариосик в углу сидит и не жужжит, едва ли не самая прелестная в спектакле. Пара бродит среди фонарей, как в трех соснах, и зал смеется радостно, беззаботно, умильно. При чем тут Гражданская война, при чем великие потрясения? Молодая женщина, влюбленный мужчина, томление плоти, вечный и ослепительный сюжет на все времена. Единственное, что не совсем понятно: если Елена не уважала Тальберга, то какие у нее основания уважать Шервинского, это безобидное, обаятельное ботало? Видимо, лукавила Елена Васильевна Шервинский симпатичен именно потому, что занимается любовью, пока остальные вершат историю. Мужчина, вершащий историю, потерян для женщины. Мужики устраивают свои великие потрясения, а мы сидим дома и медленно, но верно стареем. Поэтому слабый пол всегда солидарен с Лариосиком. Не любим мы Гражданскую войну. Не видим в ней смысла. Триста смертей Моцарта, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 31.12.2004 Девушка Mороз, Лариса Резникова, Московский Комсомолец, 25.12.2004 У Табакова обнаружили «Сердце ангела», Артур Соломонов, Известия, 22.12.2004 «Чайка» приземлилась в МХТ, Глеб Ситковский, Газета, 22.12.2004 Король Лир, Александр Смольяков, Где, 17.12.2004 Ход к зрительному залу
Вячеслав Невинный, телеканал «Культура», 30.11.2004 «Невинный при всей своей массе человек очень тонкий», Ольга Романцова, Газета, 29.11.2004 Верный, страстный, Невинный, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 29.11.2004 Сирота армянская, Роман Должанский, Коммерсант, 24.11.2004 Невинность победила, Артур Соломонов, Известия, 23.11.2004 «Я никогда не был важным человеком, VIP», Сергей Капков, Газета, 21.11.2004 Оборотни в сутанах, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 12.11.2004 Матроскин, Олег Зинцов, Ведомости, 12.11.2004 Беспредел в полоску, Глеб Ситковский, Газета, 12.11.2004 Карнавал ожившей мебели, Роман Должанский, Коммерсант, 12.11.2004 Классик в неглиже, Ольга Егошина, Новые известия, 12.11.2004 Хитрости дурацкого дела, Александр Соколянский, Время новостей, 12.11.2004 Веселись не хочу, Марина Давыдова, Известия, 12.11.2004 Сестра Тартюфа, Елена Левинская, Московские новости, 12.11.2004 Тартюфом меньше, Дина Годер, Газета.Ru, 11.11.2004 Тартюф в полосочку, Алена Карась, Российская газета, 11.11.2004 Сумасшедший дом для МХАТа, Марина Токарева, Московские новости, 5.11.2004 Японский бог, Григорий Заславский, Независимая газета, 2.11.2004 Японский вопрос русский ответ, Алена Карась, Российская газета, 1.11.2004 Лира объяпонили, Глеб Ситковский, Газета, 1.11.2004 Мнимый больной, Олег Зинцов, Ведомости, 1.11.2004 Чужой против МХТ, Марина Давыдова, Известия, 1.11.2004 Русская игра по японским правилам, Александр Соколянский, Время Новостей, 1.11.2004 Дело было в зоне, Московский Комсомолец, 1.11.2004 Весь мир психушка, Григорий Заславский, Независимая газета, 29.10.2004 Дмитрий Куличков: «Настоящее рождается из свободы», Марина Лёвина, @кция, 26.10.2004 «Лир» из-под палки, Роман Должанский, Коммерсант, 18.10.2004 Тадаси Судзуки поставил «Короля Лира» с актерами МХАТа, Андрей Фесюн, РИА «Новости», 17.10.2004 Марина Зудина: «В этом мире помогают выжить театр и Табаков», Катерина Антонова, Новые Известия, 6.10.2004 Олег Табаков: Я человек хитрый, Алена Карась, Российская газета, 5.10.2004 Мелкий Гамлет, Марина Квасницкая, Рocciя, 30.09.2004 Новая, новее, еще новее
, Дина Годер, Русский Журнал, 30.09.2004 Рассекая волны, Анна Гордеева, Время новостей, 21.09.2004 Изображая Гамлета, Марина Давыдова, Известия, 20.09.2004 Милиция нравов, Олег Зинцов, Ведомости, 20.09.2004 МХТ поставил следственный эксперимент, Роман Должанский, Коммерсантъ, 20.09.2004 Изображая трагедию, Глеб Ситковский, Газета, 19.09.2004 Богиня в саду, Александр Смольяков, ГДЕ, 17.09.2004 Академический минимум, Елена Ковальская, Афиша, 13.09.2004 Кто боится Кирилла Серебренникова, Александр Смольяков, ГДЕ, 10.09.2004 Олег Табаков: Пора бы уж родиться Антону Павловичу!, Марина Зельцер, Вечерняя Москва, 8.09.2004 «Когда хоронишь младших это обессмысливает жизнь», Артур Соломонов, Известия, 7.09.2004 Маэстро успеха, Марина Токарева, МН, 3.09.2004 В «Лире» только мальчики, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 2.09.2004 Табаков больше не играет в поддавки, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 31.08.2004 Изображать жертву это супер, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 26.08.2004 Мороз и солнце, Ольга Сапрыкина, Атмосфера, 1.08.2004 Олег Табаков и императорские театры, Павел Руднев, Ваш досуг, 24.07.2004 Как народный артист рыдал навзрыд или кое-что из жизни гения, Павел Подкладов, Национальная Информационная Группа, 4.07.2004 Наталья Тенякова: Мы с мамой целый год скрывали от папы, что я в театральном, Георгий Меликянц, Известия, 3.07.2004 СОЛО для «неудобного» человека, Дмитрий Щеглов, Совершенно секретно, № 7/182, 07.2004 Непоследняя жертва, Виктория Никифорова, Эксперт, 28.06.2004 К. Хабенский: «Зритель ждет удара молотком», Юлия Шигарева, Аргументы и факты, 23.06.2004 Над всей Россией облачное небо, Елена Ямпольская, Русский курьер, 19.06.2004 Землю тянем зубами за стебли, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 18.06.2004 Записки из детского ада, Ирина Алпатова, Культура, 17.06.2004 Читали и плакали, Итоги, 15.06.2004 Давайте изменим мир, Алена Данилова, Yтро.ru, 15.06.2004 «Лунное чудовище» едет в Москву, Карэн Микаэлян, Новое Время, 12.06.2004 Чтение несчастного испанца, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 11.06.2004 «Не называй ее небесной
», Татьяна Москвина, Московские новости, 11.06.2004 Перевели в ч/б, Артур Соломонов, Известия, 11.06.2004 Вкус последней черешни, Наталия Каминская, Культура, 10.06.2004 Продано!.., Итоги, 8.06.2004 Воля к жизни, Павел Руднев, Ваш досуг, 8.06.2004 Теперь хоть и помереть
, Вера Максимова, Независимая Газета, 8.06.2004 Чехов. Девушка. Анекдот, Елена Ямпольская, Русский курьер, 7.06.2004 Тени забытых предков, Алена Карась, Российская газета, 7.06.2004 Не совсем Литвинова, Дина Годер, Газета.Ru, 4.06.2004 Пробегающая красота, Лариса Юсипова, Ведомости, 4.06.2004 К лесу садом, Марина Давыдова, Известия, 4.06.2004 Пальма в вишневом саду, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 4.06.2004 «Белое на черном» во МХАТе, Коммерсант Weekend, 4.06.2004 Шапиро поставил Шехтеля, Глеб Ситковский, Газета, 3.06.2004 Здравствуйте, дачники!, Майя Мамаладзе, Россiя, 3.06.2004 Еще один Чехов, Григорий Заславский, Независимая Газета, 21.05.2004 Майский Чехов, Александр Смольяков, ГДЕ, 21.05.2004 Олег Табаков: Я еще расту и учусь, Марина Зельцер, Вечерняя Москва, 18.05.2004 «Надо, господа, дело делать», Елена Ямпольская, Русский курьер, 13.05.2004 Интенсивная терапия. Продолжение, Елена Ковальская, Афиша-Воздух, 10.05.2004 Мирные дни, Павел Руднев, Ваш досуг, 29.04.2004 Другие дни, Борис Минаев, Огонек, 14.04.2004 Михаил Пореченков: Если мы прилетим на Марс там станет опасно, Ольга Коршакова, Огонек, 14.04.2004 Жизнь за кремовыми шторами, Любовь Лебедина, Труд, 10.04.2004 Турбины первые и последние, Дина Годер, www.russ.ru, 8.04.2004 Предлагаемые обстоятельства, Наталия Каминская, Культура, 8.04.2004 Стулом по России, Алена Карась, Российская газета, 7.04.2004 А абажур висит, Итоги, 6.04.2004 Хабенский и Пореченков теперь белогвардейцы, Анна Орлова, Комсомольская правда, 6.04.2004 Кому пролог, а кому и эпилог, Григорий Заславский, Независимая Газета, 6.04.2004 Белую гвардию сделала убойная сила, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 6.04.2004 Богов не меняют, Анна Хрусталева, Учительская газета, 6.04.2004 Люди чести, Александр Соколянский, Время новостей, 5.04.2004 Душевная драма, Олег Зинцов, Ведомости, 2.04.2004 Вышли из ментовской шинели, Полина Игнатова, Газета.Ru, 2.04.2004 Спрятаться негде, Нина Агишева, Московские новости, 2.04.2004 Счастье хорошо, а правда хуже, Глеб Ситковский, Газета, 2.04.2004 Без черного снега, Елена Ямпольская, Русский курьер, 1.04.2004 Белая и пушистая гвардия, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 1.04.2004 Жизни грянули «Ура!», Марина Давыдова, Известия, 31.03.2004 Всеобщая мобилизация, Павел Руднев, Ваш досуг, 29.03.2004 Крестный путь белой гвардии, Оксана Герасимова, Московский Комсомолец, 27.03.2004 Любимый спектакль Сталина, Григорий Заславский, Независимая газета, 26.03.2004 «Белая гвардия» во МХАТе им. А. Чехова, Коммерсант Weekend, 26.03.2004 Холодная зима пятьдесят третьего, Майя Мамаладзе, Россiя, 25.03.2004 Пьеса о кремовых шторах, Александр Смольяков, Где, 25.03.2004 «Белая гвардия». Новый призыв, Юлия Шигарева, Аргументы и факты, 24.03.2004 Назад в будущее, Павел Руднев, Ваш досуг, 22.03.2004 Мещане, или Дон Сезар де Базан, Борис Поюровский, Литературная газета, 19.03.2004 Нехорошая квартира, Итоги, 16.03.2004 Немирович вышел весь, Марина Давыдова, Известия, 14.03.2004 «Мещане» в культуре глюка, Нина Агишева, МН, 12.03.2004 От забора до обеда, Наталия Каминская, Культура, 12.03.2004 Серебренников победил Горького, Глеб Ситковский, Газета, 11.03.2004 Зайчики-мещане, Ольга Егошина, Новые известия, 11.03.2004 Концерт для половицы с оркестром, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 10.03.2004 Играй, а то проиграешь, Марина Давыдова, Известия, 10.03.2004 Где тонко, там и рвется, Алена Карась, Российская газета, 10.03.2004 Грядущий клон будет счастливым, Екатерина Сальникова, Ваш досуг, 8.03.2004 «Мещане» вернулись, Роман Должанский, Коммерсант, 6.03.2004 Свои люди, сочтемся, Олег Зинцов, Ведомости, 5.03.2004 Детей не жалко, Дина Годер, Газета.Ru, 5.03.2004 Горький без грима, Григорий Заславский, Независимая Газета, 5.03.2004 Мандаринка от яблони далеко падает, Елена Ямпольская, Русский курьер, 4.03.2004 Немного уважаемый шкаф, Олег Зинцов, Ведомости, 4.03.2004 Клоны атаковали МХАТ, Роман Должанский, Коммерсант, 4.03.2004 Крошка-клон к отцу пришел, Глеб Ситковский, Газета, 4.03.2004 МХАТ атаковали клоны, Артур Соломонов, Известия, 4.03.2004 Честные намерения, Мария Никольская, Россiя, 4.03.2004 Народный характер Алексея Грибова, Светлана Новикова-Ганелина, Аргументы и факты, 4.03.2004 Новый спектакль МХАТа имени Чехова рассказывает о клонах, Елена Груева, Столичная вечерняя газета, 3.03.2004 Если встретишь сам себя, умрешь, Ольга Рогинская, Русский Журнал, 3.03.2004 Отцы и клоны на сцене МХАТа, Мария Кузьмина, Yтро.ru, 3.03.2004 Разбитое счастье Евгении Ханаевой, Сергей Капков, Частная жизнь, 03.2004 Олег Табаков выдает Японии главную тайну, Валерий Виноградов, Вести, 28.02.2004 «'Мещан'» я прочел недавно", Роман Должанский, Коммерсантъ-Weekend, 27.02.2004 Максим Горький хит сезона, Роман Должанский, Коммерсантъ-Weekend, 27.02.2004 Мещанин во дворянстве, Елена Ковальская, Афиша, 25.02.2004 Никакого мещанства, Павел Руднев, Ваш досуг, 23.02.2004 МХАТ в грязи, Мария Львова, Вечерний клуб, 19.02.2004 Немирович сыграет Чехова, Ирина Корнеева, Российская газета, 5.02.2004 ОЛЕГ ТАБАКОВ: «ЕСЛИ В РАБОТЕ ОТСУТСТВУЕТ РИСК, ОНА СТАНОВИТСЯ КВЕЛОЙ», Известия, 23.01.2004 Последняя любовь делового господина, Полина Богданова, Театральные Новые известия, 17.01.2004 В поисках утраченного МХАТа, Культура, 15.01.2004 В паутине опасных связей, Алиса Никольская, Театральная касса, 1.2004 Рисунки и шаржи. Борис Ливанов, телеканал «Культура», 2004 Мой серебряный шар. Евгений Евстигнеев, Виталий Вульф, телеканал «Россия», 2004 |