Михаил Пореченков: Если мы прилетим на Марс — там станет опасно

Ольга Коршакова, Огонек, 14.04.2004
Сейчас Пореченков играет Мышлаевского в мхатовских «Днях Турбиных». Непосредственно перед этим он по просьбам миллионов телезрителей отснялся в очередном сезоне «Агента», и это продолжение сериала мы увидим осенью. О том, как сам он относится к своему культовому персонажу, и о том, каков на самом деле этот огромный, брутальный и веселый человек, лучше него самого никто не расскажет.

Охота на слона

- «Агента» писали на тебя?

 — Да. Сначала утвердили актера, потом писали роль.

- Что интересного будет в следующих сериях?

 — Да так, расследуем… При деле, как всегда.

- Ты играешь агента национальной безопасности. Есть нации, которым ничего не грозит?

 — Оказалось, что нет. Может быть, на Марсе есть нация или формация, которая пока в безопасности. Но если мы туда прилетим, то безопасности уже не будет.

- Спасти страну от беспредела кому-нибудь по силам?

 — От государства ее спасать надо. По Оруэллу, все животные равны, но есть равнее равных. Вот как бы от этого спасти? Кто-то хочет не работать, а руководить. Кто-то, как шакал Табаки, хочет нашептывать тигру на ухо в надежде: тигр убьет, а я падали наемся, буду хитрым.

- И что делать?

 — Надо ощутить себя не зверьми, а пигмеями-охотниками. Сказать себе: хватит питаться падалью, пойдем охотиться на слона или носорога.

- Говорят, у вашего сериала была специально сформулированная задача — поднять имидж спецслужб?

 — Чтоб никто не обижался, мы ушли от привычных названий спецслужб и придумали свое. Только после 11 сентября и в США появилось Агентство национальной безопасности. Если мы подымаем имидж спецслужб, хотя задачи такой перед нами не ставили, — мы только рады. Все хотят жить в великой стране. Сегодня великая — значит безопасная и сильная.

- Ты согласен с Александром Миттой, который говорит, что сейчас только в сериалах можно донести до зрителей главные мысли?

 — Думаю, что сокровенные мысли правильнее нести через большое кино. Цельнее получается и откровеннее, чем в сериалах. Потому что в короткое время зритель максимально сосредотачивается. А в сериале все размыто, и появляется плюс ко всему заштампованность. Сравнивать кино и сериалы — то же самое, что выбирать между чемпионатом России и Олимпийскими играми. Главное — не забывать о том, что чемпионат России тоже сложная штука, подходить к нему надо ответственно. Но не обольщаться насчет мирового уровня.

- Ты говоришь «заштампованность», а штампы — это что?

 — Это усталость от того, что не можешь ничего придумать. У нас вообще профессия, связанная со штампами. Только у плохих актеров их 5, а у хороших — 250.

- У тебя сколько?

 — Штук 10 — 15.

- «Размножение почкованием» сериалов — это нормальная практика? От них уже деваться некуда… Может быть, именно с этого может начаться возрождение большого кино?

 — Конечно, так развивался весь мировой кинематограф. Голливуд тоже разделился на большой и маленький. Маленький — снимает гигантское количество сериалов, актеры стали мегапопулярными миллионерами. «Секс в большом городе» — блестящий сериал с замечательными актерами, который в этом году закончил свое 20-летнее существование. А большой Голливуд снимает большое кино, зачастую используя тех же артистов, прошедших сериальную школу.

Пешком пришел только Ломоносов

- На выездных съемках ты по кому из домашних больше всего скучаешь?

 — Вот в данный момент мы с женой и сыном в Москве, а собака осталась в Питере. Смотрю на ее фотографию в телефоне и скучаю неимоверно. По родителям скучаю, по городу. Когда есть возможность захватить семью на съемки, я всех с собой беру, если места, конечно, годятся для отдыха. И, знаешь, моя первая мечта — купить трехколесный большой мотоцикл-трак, положить туда много-много вещей и поехать с детьми кататься по Европе. Только так, чтобы ветер в лицо, по-человечески, по-первобытному. А сейчас я надеюсь забрать детей в ЮАР, где мы будем снимать «Убойную силу».

- Поменялись с Хабенским местами?

 — Не поменялись, просто работать вместе хочется. У нас же круг один, продюсеры — все знакомые. Мы когда вместе — другое кино начинается: знаем друг друга тысячу лет и в работе придумываем разные фенечки. Вот ты смотришь на пару и понимаешь: влюблены. А как ты понял? На лбу ведь не написано. И с дружбой точно так же.

- Сына в армию отпустишь?

 — Я к армии нормально отношусь. К тому времени, когда сын будет взрослым, армия будет другой. Армия — это призвание. Не работа и не служба. Если Мишка будет чувствовать призвание служить Родине и служить в армии, то, конечно, пускай идет. Человека нельзя лишать того, чего он хочет. Я замечательных встречал людей, которые без армии существовать не могут.

- Вы все-таки в Москву перебрались капитально?

 — Мы в состоянии переездов, в состоянии ремонта.

- Кто виноват в том, что пришлось уехать?

 — Питерских актеров подталкивают обстоятельства. Питер — это школа и кузница кадров. Мы-то уехали, но лучшие все равно остались там. Они просто не поняли, что уже пора. Там можно учиться, можно пройти великолепную школу, быть бедным, сидеть в подвале, пить портвешок, кипеть гениальными мыслями, идеями, быть отшельником, потом прекрасным захватчиком; но это детство, отрочество. А в юности и зрелом возрасте надо жить в Москве, потому что здесь дышится по-другому. В Питере рождается самое молодое, передовое, но дадут возможность сказать только в Москве. В Питере все потонет — такой плотный воздух, что дальше трех метров вообще ничего не слышно. А потом Питер — город-консерватор, там двигаются медленно, там меньше денег. А в Москве все хватают — город живет другими ритмами, хочет производить впечатление. Москва — ярмарка тщеславия, карнавал, все на продажу, все на обозрение. Центр всегда забирает с окраин самое хорошее. Только Ломоносов сам пешком пришел. А всех остальных прихватили.

- Собака тебя еще признает?

 — Да. Она знает, кто старший в стае.

- Тебя же дома не бывает…

 — Все закладывается в детстве. Я никогда не бил пса и не водил на поводке. Он всегда гуляет рядом, а если уходит, то по первому свистку возвращается. Это очень вменяемая собака при всех трудностях. Порода ягдтерьер (от немецкого jagd («охота») и латинского terra («земля»), так как в Британии они использовались для работы в норах). Небольшая, но яростная, активная, физически очень сильная и очень развитая. Только что он получил первый диплом на выставке, а теперь ему ищут невесту. Одного щеночка мы потом заберем.

- Россия — великая, ей просто не везет
Когда война, настоящий мужчина должен Родину защищать или семью?


 — Насколько души хватит. Большая душа — поймешь, что через Родину защищаешь свою семью. Значит, пойдешь воевать. А если души хватает только понять, что Родина и дом ограничиваются твоей квартирой, — значит, будешь защищать семью. И то, и другое по-мужски. Только одному говорят, что он великий, а другому — что он просто молодец.

- Ты бы кого защищал?

 — В мирное время голову за свою семью оторву. Я на страже, как раненый лев. А случись то, что называется страшным словом «война», наверное, первым порывом будет защищать страну. Но тяжело говорить вообще: предашь — не предашь, как поступишь… Окажешься в ситуации — тогда решишь.

- Ты готов остаться в России, что бы здесь ни происходило?

 — Были моменты, когда очень хотелось уехать. Когда ты побывал уже за границей, а потом здесь обвалы, взрывы домов, то думаешь: какого черта я должен сидеть здесь и все это терпеть? С другой стороны, ты не знаешь, что будет здесь и там через несколько лет. А в принципе когда плохо — очень хочется уехать и не важно куда — за границу или в деревню. Наверное, в деревню больше, чем за границу. Но когда произносишь текст Мышлаевского или когда видишь, как катается Евгений Плющенко, вот тут ты понимаешь, что Россия — великая страна. Ей просто не везет.

- А ты можешь представлять великую страну на мировом рынке?

 — В профессии — да. И огромное количество артистов из России будут не последними в международной гонке.

- И ты без колебания подписал бы контракт с европейским театром?

 — Меня приглашали в театральное представление «Тристан и Изольда» в Барселоне играть короля Марка. Благодаря ему, кстати говоря, роман «Тристан и Изольда» вошел в историю литературы. Король Марк — единственный рефлексирующий персонаж, который сомневался, стоит ли ему убить Тристана за любовь к законной королевской супруге или не стоит. Все остальные решали, не думая. Но контракт в итоге не подписали по финансовым соображениям.

- Какая самая романтическая профессия для мужчины?

 — Все в детстве хотели быть космонавтами, значит, эта профессия и есть романтичнейшая. Хотя самим космонавтам вряд ли так кажется. А если честно, то садовник. Создатель, тот, кто рождает. Как Бог.

Незаложник

- Актер зависим от своего имиджа?

 — Я не заложник. Мне наплевать. Я делаю то, что мне нравится, и не задумываюсь о том, что нужно надеть сюда Готье, туда Картье, чтобы это было «а-а-а»… Я хожу в армейских американских штанах, рубашку купил три года тому назад на распродаже, футболку TNK RACING мне подарил Кирилл Мугайских — мы с ним вместе играли в спектакле «Сирано. Сцены из Ростана». Тапки Diesel — удобные, так я ношу их везде: на мотоцикле в них же катаюсь и в ресторан в них же пойду…

- И бабочку не наденешь?

 — Что? Господь с тобой! О чем ты говоришь? Я все могу надеть. У меня в театре и кино бабочек достаточно.

- Ты и впрямь считаешь, что современный Сирано пишет Роксане стихи в перерыве между бассейном и тренажерным залом, в спортивных трусах, а тело его покрыто тату? Ведь так ты выглядел в спектакле Виктора Шамирова.

 — Почему нет? Современный Сирано — это Шнуров. Разница только в том, что его Роксана сразу ответила ему взаимностью, теперь он пишет для нее песни. И пока он будет разгуливать, ругаться, плеваться, пить — все вокруг будут говорить:"Фу-фу-фу, какой ужасный! Какая плохая группа «Ленинград». Хотя у всех есть хотя бы один его альбом.

- А у тебя?

 — Конечно, я люблю «Ленинград», а мелодия Magic people — Voodoo people была у меня на мобильнике. Музыка, написанная к фильму «Бумер», вообще гениальна. Шнур — прекрасный композитор, и тексты у него хорошие. 

- Ты подпишешься под строчками «…нет друзей и нет приятелей…»?

 — А ты не подпишешься? Мы же говорим о песне к фильму, в котором ни друзей, ни приятелей нет. Я, когда это слушаю, вспоминаю свою жизнь, когда у меня не было ни друзей, ни приятелей. «Бумер» — это та жизнь, которая начиналась в начале 90-х. Время прошло, но в фильме — целое поколение. Бандитскую тему, тему преступников и уличных братков фильмом «Бумер» закрыли навсегда. Теперь она самая неактуальная. Я не читаю сценариев после слов «…братки сидели…». Больше сказать про это нечего. Надо снимать другое кино, и, слава богу, его снимают.

- «Другое кино» — это Звягинцев или «Агент»?

 — Звягинцев, Тодоровский, Месхиев. Хорошее кино про любовь, любовь к Родине, про людей.

- «Скалолазку» на вручении премии «Своя колея» ты из уважения к Высоцкому спел?

 — Владимир Семенович не последнее место занимает в нашей жизни. У нас на курсе был спектакль «Время Высоцкого», мы наизусть знали и лирику, и песни. Когда такой шанс еще представится? У меня ни слуха, ни голоса, и петь я не умею, но надо еще раз переступить через себя, чтобы сказать: «И это я могу». Набраться наглости и сделать. Да простит меня Владимир Семенович. 

- Не мелькала мысль, что ты не тем в жизни занимаешься?

 — Никогда.

- Кто для тебя идеальный режиссер?

Бог. Он знает финал самой интересной пьесы, которую мы играем.

P. S. В ночь перед интервью не стало продюсера Александра Капицы. Скончался в Петербурге от сердечного приступа. Первым проектом — «Улицы разбитых фонарей» — он переключил зрителей с «мыльных» опер на сериал отечественный. «Агент национальной безопасности», «По прозвищу Барон», «Черный ворон», «Повторение пройденного» — дело рук этого человека.

Михаил ПОРЕЧЕНКОВ: «Одному такое просто не под силу. А он тащил. Спокойненько сидючи в Питере, не трубя всем, что он великий продюсер. Это был человек на своем месте, генератор. Все держалось на нем от начала до конца: от сценария до выхода в эфир. Хотя он вдвое меня старше, у нас было столько общего: машины, отдых, путешествия, охота, ну и работа, конечно же. Он со всеми разговаривал, общался, просто был нормальным человеком. Когда все ругались, он спокойно делал свое дело. Не знаю, как работа пойдет без него. Мне будет очень его не хватать».
2004
Триста смертей Моцарта, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 31.12.2004
Девушка Mороз, Лариса Резникова, Московский Комсомолец, 25.12.2004
У Табакова обнаружили «Сердце ангела», Артур Соломонов, Известия, 22.12.2004
«Чайка» приземлилась в МХТ, Глеб Ситковский, Газета, 22.12.2004
Король Лир, Александр Смольяков, Где, 17.12.2004
Ход к зрительному залу… Вячеслав Невинный, телеканал «Культура», 30.11.2004
Верный, страстный, Невинный, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 29.11.2004
Сирота армянская, Роман Должанский, Коммерсант, 24.11.2004
Невинность победила, Артур Соломонов, Известия, 23.11.2004
«Я никогда не был важным человеком, VIP», Сергей Капков, Газета, 21.11.2004
Оборотни в сутанах, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 12.11.2004
Матроскин, Олег Зинцов, Ведомости, 12.11.2004
Беспредел в полоску, Глеб Ситковский, Газета, 12.11.2004
Карнавал ожившей мебели, Роман Должанский, Коммерсант, 12.11.2004
Классик в неглиже, Ольга Егошина, Новые известия, 12.11.2004
Хитрости дурацкого дела, Александр Соколянский, Время новостей, 12.11.2004
Веселись — не хочу, Марина Давыдова, Известия, 12.11.2004
Сестра Тартюфа, Елена Левинская, Московские новости, 12.11.2004
Тартюфом меньше, Дина Годер, Газета.Ru, 11.11.2004
Тартюф в полосочку, Алена Карась, Российская газета, 11.11.2004
Сумасшедший дом для МХАТа, Марина Токарева, Московские новости, 5.11.2004
Японский бог, Григорий Заславский, Независимая газета, 2.11.2004
Японский вопрос — русский ответ, Алена Карась, Российская газета, 1.11.2004
Лира объяпонили, Глеб Ситковский, Газета, 1.11.2004
Мнимый больной, Олег Зинцов, Ведомости, 1.11.2004
Чужой против МХТ, Марина Давыдова, Известия, 1.11.2004
Русская игра по японским правилам, Александр Соколянский, Время Новостей, 1.11.2004
Дело было в зоне, Московский Комсомолец, 1.11.2004
Весь мир — психушка, Григорий Заславский, Независимая газета, 29.10.2004
«Лир» из-под палки, Роман Должанский, Коммерсант, 18.10.2004
Марина Зудина: «В этом мире помогают выжить театр и Табаков», Катерина Антонова, Новые Известия, 6.10.2004
Олег Табаков: Я человек хитрый, Алена Карась, Российская газета, 5.10.2004
Мелкий Гамлет, Марина Квасницкая, Рocciя, 30.09.2004
Новая, новее, еще новее…, Дина Годер, Русский Журнал, 30.09.2004
Рассекая волны, Анна Гордеева, Время новостей, 21.09.2004
Изображая Гамлета, Марина Давыдова, Известия, 20.09.2004
Милиция нравов, Олег Зинцов, Ведомости, 20.09.2004
МХТ поставил следственный эксперимент, Роман Должанский, Коммерсантъ, 20.09.2004
Изображая трагедию, Глеб Ситковский, Газета, 19.09.2004
Богиня в саду, Александр Смольяков, ГДЕ, 17.09.2004
Академический минимум, Елена Ковальская, Афиша, 13.09.2004
Кто боится Кирилла Серебренникова, Александр Смольяков, ГДЕ, 10.09.2004
Олег Табаков: Пора бы уж родиться Антону Павловичу!, Марина Зельцер, Вечерняя Москва, 8.09.2004
Маэстро успеха, Марина Токарева, МН, 3.09.2004
В «Лире» только мальчики, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 2.09.2004
Табаков больше не играет в поддавки, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 31.08.2004
Изображать жертву — это супер, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 26.08.2004
Мороз и солнце, Ольга Сапрыкина, Атмосфера, 1.08.2004
Олег Табаков и императорские театры, Павел Руднев, Ваш досуг, 24.07.2004
Как народный артист рыдал навзрыд или кое-что из жизни гения, Павел Подкладов, Национальная Информационная Группа, 4.07.2004
СОЛО для «неудобного» человека, Дмитрий Щеглов, Совершенно секретно, № 7/182, 07.2004
Непоследняя жертва, Виктория Никифорова, Эксперт, 28.06.2004
К. Хабенский: «Зритель ждет удара молотком», Юлия Шигарева, Аргументы и факты, 23.06.2004
Над всей Россией облачное небо, Елена Ямпольская, Русский курьер, 19.06.2004
Землю тянем зубами за стебли, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 18.06.2004
Записки из детского ада, Ирина Алпатова, Культура, 17.06.2004
Читали и плакали, Итоги, 15.06.2004
Давайте изменим мир, Алена Данилова, Yтро.ru, 15.06.2004
«Лунное чудовище» едет в Москву, Карэн Микаэлян, Новое Время, 12.06.2004
Чтение несчастного испанца, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 11.06.2004
«Не называй ее небесной…», Татьяна Москвина, Московские новости, 11.06.2004
Перевели в ч/б, Артур Соломонов, Известия, 11.06.2004
Вкус последней черешни, Наталия Каминская, Культура, 10.06.2004
Продано!.., Итоги, 8.06.2004
Воля к жизни, Павел Руднев, Ваш досуг, 8.06.2004
Теперь хоть и помереть…, Вера Максимова, Независимая Газета, 8.06.2004
Чехов. Девушка. Анекдот, Елена Ямпольская, Русский курьер, 7.06.2004
Тени забытых предков, Алена Карась, Российская газета, 7.06.2004
Не совсем Литвинова, Дина Годер, Газета.Ru, 4.06.2004
Пробегающая красота, Лариса Юсипова, Ведомости, 4.06.2004
К лесу — садом, Марина Давыдова, Известия, 4.06.2004
Пальма в вишневом саду, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 4.06.2004
«Белое на черном» во МХАТе, Коммерсант Weekend, 4.06.2004
Шапиро поставил Шехтеля, Глеб Ситковский, Газета, 3.06.2004
Здравствуйте, дачники!, Майя Мамаладзе, Россiя, 3.06.2004
Еще один Чехов, Григорий Заславский, Независимая Газета, 21.05.2004
Майский Чехов, Александр Смольяков, ГДЕ, 21.05.2004
Олег Табаков: Я еще расту и учусь, Марина Зельцер, Вечерняя Москва, 18.05.2004
«Надо, господа, дело делать», Елена Ямпольская, Русский курьер, 13.05.2004
Интенсивная терапия. Продолжение, Елена Ковальская, Афиша-Воздух, 10.05.2004
Мирные дни, Павел Руднев, Ваш досуг, 29.04.2004
Другие дни, Борис Минаев, Огонек, 14.04.2004
Жизнь за кремовыми шторами, Любовь Лебедина, Труд, 10.04.2004
Турбины — первые и последние, Дина Годер, www.russ.ru, 8.04.2004
Предлагаемые обстоятельства, Наталия Каминская, Культура, 8.04.2004
Стулом по России, Алена Карась, Российская газета, 7.04.2004
А абажур висит, Итоги, 6.04.2004
Хабенский и Пореченков теперь белогвардейцы, Анна Орлова, Комсомольская правда, 6.04.2004
Кому пролог, а кому и эпилог, Григорий Заславский, Независимая Газета, 6.04.2004
Белую гвардию сделала убойная сила, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 6.04.2004
Богов не меняют, Анна Хрусталева, Учительская газета, 6.04.2004
Люди чести, Александр Соколянский, Время новостей, 5.04.2004
Душевная драма, Олег Зинцов, Ведомости, 2.04.2004
Вышли из ментовской шинели, Полина Игнатова, Газета.Ru, 2.04.2004
Спрятаться негде, Нина Агишева, Московские новости, 2.04.2004
Счастье — хорошо, а правда — хуже, Глеб Ситковский, Газета, 2.04.2004
Без черного снега, Елена Ямпольская, Русский курьер, 1.04.2004
Белая и пушистая гвардия, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 1.04.2004
Жизни грянули «Ура!», Марина Давыдова, Известия, 31.03.2004
Всеобщая мобилизация, Павел Руднев, Ваш досуг, 29.03.2004
Крестный путь белой гвардии, Оксана Герасимова, Московский Комсомолец, 27.03.2004
Любимый спектакль Сталина, Григорий Заславский, Независимая газета, 26.03.2004
Холодная зима пятьдесят третьего, Майя Мамаладзе, Россiя, 25.03.2004
Пьеса о кремовых шторах, Александр Смольяков, Где, 25.03.2004
«Белая гвардия». Новый призыв, Юлия Шигарева, Аргументы и факты, 24.03.2004
Назад в будущее, Павел Руднев, Ваш досуг, 22.03.2004
Мещане, или Дон Сезар де Базан, Борис Поюровский, Литературная газета, 19.03.2004
Нехорошая квартира, Итоги, 16.03.2004
Немирович вышел весь, Марина Давыдова, Известия, 14.03.2004
«Мещане» в культуре глюка, Нина Агишева, МН, 12.03.2004
От забора до обеда, Наталия Каминская, Культура, 12.03.2004
Серебренников победил Горького, Глеб Ситковский, Газета, 11.03.2004
Зайчики-мещане, Ольга Егошина, Новые известия, 11.03.2004
Концерт для половицы с оркестром, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 10.03.2004
Играй, а то проиграешь, Марина Давыдова, Известия, 10.03.2004
Где тонко, там и рвется, Алена Карась, Российская газета, 10.03.2004
Грядущий клон будет счастливым, Екатерина Сальникова, Ваш досуг, 8.03.2004
«Мещане» вернулись, Роман Должанский, Коммерсант, 6.03.2004
Свои люди, сочтемся, Олег Зинцов, Ведомости, 5.03.2004
Детей не жалко, Дина Годер, Газета.Ru, 5.03.2004
Горький без грима, Григорий Заславский, Независимая Газета, 5.03.2004
Мандаринка от яблони далеко падает, Елена Ямпольская, Русский курьер, 4.03.2004
Немного уважаемый шкаф, Олег Зинцов, Ведомости, 4.03.2004
Клоны атаковали МХАТ, Роман Должанский, Коммерсант, 4.03.2004
Крошка-клон к отцу пришел, Глеб Ситковский, Газета, 4.03.2004
МХАТ атаковали клоны, Артур Соломонов, Известия, 4.03.2004
Честные намерения, Мария Никольская, Россiя, 4.03.2004
Народный характер Алексея Грибова, Светлана Новикова-Ганелина, Аргументы и факты, 4.03.2004
Новый спектакль МХАТа имени Чехова рассказывает о клонах, Елена Груева, Столичная вечерняя газета, 3.03.2004
Если встретишь сам себя, умрешь, Ольга Рогинская, Русский Журнал, 3.03.2004
Отцы и клоны на сцене МХАТа, Мария Кузьмина, Yтро.ru, 3.03.2004
Разбитое счастье Евгении Ханаевой, Сергей Капков, Частная жизнь, 03.2004
Олег Табаков выдает Японии главную тайну, Валерий Виноградов, Вести, 28.02.2004
«'Мещан'» я прочел недавно", Роман Должанский, Коммерсантъ-Weekend, 27.02.2004
Максим Горький — хит сезона, Роман Должанский, Коммерсантъ-Weekend, 27.02.2004
Мещанин во дворянстве, Елена Ковальская, Афиша, 25.02.2004
Никакого мещанства, Павел Руднев, Ваш досуг, 23.02.2004
МХАТ в грязи, Мария Львова, Вечерний клуб, 19.02.2004
Немирович сыграет Чехова, Ирина Корнеева, Российская газета, 5.02.2004
Последняя любовь делового господина, Полина Богданова, Театральные Новые известия, 17.01.2004
В паутине опасных связей, Алиса Никольская, Театральная касса, 1.2004
Рисунки и шаржи. Борис Ливанов, телеканал «Культура», 2004
Мой серебряный шар. Евгений Евстигнеев, Виталий Вульф, телеканал «Россия», 2004