Вкус последней черешниНаталия Каминская, Культура, 10.06.2004 Фестиваль «Черешневый лес» завершился «Вишневым садом». Изначально задуманный его организаторами чеховский парафраз названия закольцевался на оригинал. Штурм пьес Антона Павловича, предпринятый в этом сезоне «Черешневым лесом», окончен, в результате Москва получила три новых спектакля: «Чайку» в Театре им. Моссовета, «Дядю Ваню» в Табакерке, «Вишневый сад» во МХАТе им. А. П. Чехова. А «Три сестры» остались за кромкой «леса», вероятно, потому, что Бог любит троицу. Когда имеешь дело с такой обоймой, с таким мощным залпом выстрелов по одному и тому же автору, просится некое обзорное осмысление. Оно в свое время и последует. А пока финал, то есть спектакль Адольфа Шапиро, родившийся в Камергерском переулке, за занавесом с эмблемой чеховской чайки.Грустные, право, ассоциации лезут в голову. В рамках посадки «Черешневого леса» вновь звучат слова доктора Астрова («Дядя Ваня») о нещадной вырубке российских лесов. На сцене при этом свежеоструганное дерево, превратившееся в материал для дома Войницких. Материала ушло много, следовательно, и деревьев загублено немерено, а жить в доме невозможно, и выхода из него нет никакого. Чайку убивают на сцене Театра Моссовета, и никому ее не жалко: ни персонажам, ни зрителям, ни режиссеру Кончаловскому. Последний, вербально выказывая в бесконечных интервью необыкновенный пиетет перед Чеховым, в спектакле «опускает» его героев по полной программе. И наконец, во МХАТе имени вышеупомянутого писателя подслеповатый Фирс В. Кашпур утыкается носом в чайку на занавесе, словно отыскивает что-то. Что дверь в хозяйский дом или утраченный символ великой драматургии? Затрудняюсь ответить. В версии А. Шапиро и сам вишневый сад, прекраснее которого, по словам Лопахина, нет ничего на свете, уже превратился в символ. Сцена за занавесом оказывается совершенно пустой. Замечательный художник Давид Боровский замечательно играет с этим самым занавесом, который раздвигается не вбок, а вовнутрь, отсекая у сцены две неровные диагонали. А посередине гладкое место, только детский велосипедик утонувшего сына Раневской маячит в глубине. Полотнища задника трепещут от ветра в такт тревожной музыке Игоря Вдовина. Далее появляется живой оркестр и вольготно располагается посередине подмостков. Состав его невелик, но на всякий случай поставлены ряды пустых стульев. Для героев пьесы? Нет, для музыкантов. Здесь хозяйничают ветер, свет (как всегда у Глеба Фильштинского, тонкий, играющий) и музыка. Но не персонажи, которых, кажется, вырубили вместе с садом еще до начала представления. Жесткая, трагичная концепция режиссера прочитывается с ходу. С момента экспозиции, когда приезда барыни ждут на авансцене, за закрытым шехтелевским занавесом. Барыня приезжает, и обман, галлюцинация: нет ни сада, ни искренних страданий его обитателей. Что же тогда остается играть артистам оставшиеся два с лишним часа? Память о «Вишневых садах», росших и игранных прежде за этой зеленоватой материей со знакомой всему миру геометрической каймой? Память о лесах и садах, давно заросших сорняком или, в лучшем случае, разбитых на квадраты по шесть соток? Быть может, и так. Однако такая задача не имеет решения в протяженности диалогов, в наличии большого числа персонажей и характеров. Вот одноактовка Кости Треплева с тенями и мировой душой подошла бы. Странное ощущение: артисты на голом плацу сцены выглядят голыми. То есть спрятаться некуда, а надо играть и жить. Жить там, где, по замыслу, жизнь кончилась. И начинается жуткий разнобой, невообразимая мешанина хрестоматийного с оригинальным, концептуального с традиционным, свежего с рутинным, а живого с мертвым. Раневскую между тем играет Рената Литвинова, это и ее театральный дебют, и для спектакля, казалось бы, козырная карта. Литвинова своим особым имиджем призвана осуществлять тему ностальжи. В случае с Чеховым просится ломкий и изысканный образ декаданса. Но роскошная Литвинова с чернобурой лисицей через плечо или с тонкой сигареткой в изящном мундштуке больше похожа на актрису эпохи заката немого кино. Ей решительно некуда девать руки, и реплика Пети Трофимова в адрес плебея Лопахина: «Перестань размахивать руками!» предательски проецируется на дворянку Раневскую. Кажется, Литвинова играет самое себя, только лишает героиню присущего самой актрисе ума. Ничто не волнует эту Раневскую, кроме того жуткого типа, которого она оставила в Париже. Это кошка, случайно и явно на короткий срок зашедшая в собственное родовое имение. Интонации Литвиновой искренни, хотя и непривычны, но наблюдать за ней скучно, ибо роль не имеет развития. Однако если ей достаточно шляпки и мундштука, то Варе Екатерине Соломатиной, Ане Анастасии Скорик, Трофимову Дмитрию Куличкову, Симеонову-Пищику Владимиру Краснову просто позарез требуются многоуважаемые шкафы, мансарды, садовые скамейки, столы и самовары словом, мир традиционного чеховского спектакля, ибо играют они совершеннейше хрестоматийно. У Фирса Владимира Кашпура отняты и монолог про заготовку вишни, и бесконечные хлопоты по ухаживанию за Гаевым. В конечном же счете у зрителя отнята возможность пожалеть несчастного старика. Андрею Смолякову на роду написана роль Лопахина, но в разреженном воздухе концепции Шапиро ему трудно дышать. В результате не видны ни «тонкие пальцы, как у артиста», ни трагический раздрай между нежной душой и мужицким происхождением (который так здорово сыграл Евгений Миронов в спектакле Някрошюса). Вообще, в какой-то момент создается впечатление, что текст мешает, сцены пробалтываются стремительно, как в комиксе, и только Шарлотта Евдокия Германова, у которой текста мало, с удовольствием делает фокусы, отнимая у несостоявшейся драмы время для нехитрого цирка. Когда-то, еще в Рижском ТЮЗе, у А. Шапиро был легендарный спектакль «Чукоккала», в котором на сцену, в гущу персонажей Корнея Ивановича, некстати врывался мальчик из другого спектакля. Это было очень смешно. Комедия Чехова «Вишневый сад» в версии Шапиро не смешна совершенно. Даже Епиходов Сергей Угрюмов лишен возможности бесконечно попадать впросак. Но ощущение «мальчиков» и «девочек» из другого спектакля одно из доминирующих. Вот и Сергей Дрейден, гость из Петербурга, блестяще играющий в этом спектакле Гаева, из другого не то что театра, а мира. Этот из мира наблюдений над деталями, любви к театральной гиперболе, физической форме, горькой иронии по отношению к персонажу и живого участия в его жизни. Вкус этой последней в акции «Черешневого леса» ягоды оказался горьковато-водянистым, как бывает у недозрелого плода. Триста смертей Моцарта, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 31.12.2004 Девушка Mороз, Лариса Резникова, Московский Комсомолец, 25.12.2004 У Табакова обнаружили «Сердце ангела», Артур Соломонов, Известия, 22.12.2004 «Чайка» приземлилась в МХТ, Глеб Ситковский, Газета, 22.12.2004 Король Лир, Александр Смольяков, Где, 17.12.2004 Ход к зрительному залу
Вячеслав Невинный, телеканал «Культура», 30.11.2004 «Невинный при всей своей массе человек очень тонкий», Ольга Романцова, Газета, 29.11.2004 Верный, страстный, Невинный, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 29.11.2004 Сирота армянская, Роман Должанский, Коммерсант, 24.11.2004 Невинность победила, Артур Соломонов, Известия, 23.11.2004 «Я никогда не был важным человеком, VIP», Сергей Капков, Газета, 21.11.2004 Оборотни в сутанах, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 12.11.2004 Матроскин, Олег Зинцов, Ведомости, 12.11.2004 Беспредел в полоску, Глеб Ситковский, Газета, 12.11.2004 Карнавал ожившей мебели, Роман Должанский, Коммерсант, 12.11.2004 Классик в неглиже, Ольга Егошина, Новые известия, 12.11.2004 Хитрости дурацкого дела, Александр Соколянский, Время новостей, 12.11.2004 Веселись не хочу, Марина Давыдова, Известия, 12.11.2004 Сестра Тартюфа, Елена Левинская, Московские новости, 12.11.2004 Тартюфом меньше, Дина Годер, Газета.Ru, 11.11.2004 Тартюф в полосочку, Алена Карась, Российская газета, 11.11.2004 Сумасшедший дом для МХАТа, Марина Токарева, Московские новости, 5.11.2004 Японский бог, Григорий Заславский, Независимая газета, 2.11.2004 Японский вопрос русский ответ, Алена Карась, Российская газета, 1.11.2004 Лира объяпонили, Глеб Ситковский, Газета, 1.11.2004 Мнимый больной, Олег Зинцов, Ведомости, 1.11.2004 Чужой против МХТ, Марина Давыдова, Известия, 1.11.2004 Русская игра по японским правилам, Александр Соколянский, Время Новостей, 1.11.2004 Дело было в зоне, Московский Комсомолец, 1.11.2004 Весь мир психушка, Григорий Заславский, Независимая газета, 29.10.2004 Дмитрий Куличков: «Настоящее рождается из свободы», Марина Лёвина, @кция, 26.10.2004 «Лир» из-под палки, Роман Должанский, Коммерсант, 18.10.2004 Тадаси Судзуки поставил «Короля Лира» с актерами МХАТа, Андрей Фесюн, РИА «Новости», 17.10.2004 Марина Зудина: «В этом мире помогают выжить театр и Табаков», Катерина Антонова, Новые Известия, 6.10.2004 Олег Табаков: Я человек хитрый, Алена Карась, Российская газета, 5.10.2004 Мелкий Гамлет, Марина Квасницкая, Рocciя, 30.09.2004 Новая, новее, еще новее
, Дина Годер, Русский Журнал, 30.09.2004 Рассекая волны, Анна Гордеева, Время новостей, 21.09.2004 Изображая Гамлета, Марина Давыдова, Известия, 20.09.2004 Милиция нравов, Олег Зинцов, Ведомости, 20.09.2004 МХТ поставил следственный эксперимент, Роман Должанский, Коммерсантъ, 20.09.2004 Изображая трагедию, Глеб Ситковский, Газета, 19.09.2004 Богиня в саду, Александр Смольяков, ГДЕ, 17.09.2004 Академический минимум, Елена Ковальская, Афиша, 13.09.2004 Кто боится Кирилла Серебренникова, Александр Смольяков, ГДЕ, 10.09.2004 Олег Табаков: Пора бы уж родиться Антону Павловичу!, Марина Зельцер, Вечерняя Москва, 8.09.2004 «Когда хоронишь младших это обессмысливает жизнь», Артур Соломонов, Известия, 7.09.2004 Маэстро успеха, Марина Токарева, МН, 3.09.2004 В «Лире» только мальчики, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 2.09.2004 Табаков больше не играет в поддавки, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 31.08.2004 Изображать жертву это супер, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 26.08.2004 Мороз и солнце, Ольга Сапрыкина, Атмосфера, 1.08.2004 Олег Табаков и императорские театры, Павел Руднев, Ваш досуг, 24.07.2004 Как народный артист рыдал навзрыд или кое-что из жизни гения, Павел Подкладов, Национальная Информационная Группа, 4.07.2004 Наталья Тенякова: Мы с мамой целый год скрывали от папы, что я в театральном, Георгий Меликянц, Известия, 3.07.2004 СОЛО для «неудобного» человека, Дмитрий Щеглов, Совершенно секретно, № 7/182, 07.2004 Непоследняя жертва, Виктория Никифорова, Эксперт, 28.06.2004 К. Хабенский: «Зритель ждет удара молотком», Юлия Шигарева, Аргументы и факты, 23.06.2004 Над всей Россией облачное небо, Елена Ямпольская, Русский курьер, 19.06.2004 Землю тянем зубами за стебли, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 18.06.2004 Записки из детского ада, Ирина Алпатова, Культура, 17.06.2004 Читали и плакали, Итоги, 15.06.2004 Давайте изменим мир, Алена Данилова, Yтро.ru, 15.06.2004 «Лунное чудовище» едет в Москву, Карэн Микаэлян, Новое Время, 12.06.2004 Чтение несчастного испанца, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 11.06.2004 «Не называй ее небесной
», Татьяна Москвина, Московские новости, 11.06.2004 Перевели в ч/б, Артур Соломонов, Известия, 11.06.2004 Вкус последней черешни, Наталия Каминская, Культура, 10.06.2004 Продано!.., Итоги, 8.06.2004 Воля к жизни, Павел Руднев, Ваш досуг, 8.06.2004 Теперь хоть и помереть
, Вера Максимова, Независимая Газета, 8.06.2004 Чехов. Девушка. Анекдот, Елена Ямпольская, Русский курьер, 7.06.2004 Тени забытых предков, Алена Карась, Российская газета, 7.06.2004 Не совсем Литвинова, Дина Годер, Газета.Ru, 4.06.2004 Пробегающая красота, Лариса Юсипова, Ведомости, 4.06.2004 К лесу садом, Марина Давыдова, Известия, 4.06.2004 Пальма в вишневом саду, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 4.06.2004 «Белое на черном» во МХАТе, Коммерсант Weekend, 4.06.2004 Шапиро поставил Шехтеля, Глеб Ситковский, Газета, 3.06.2004 Здравствуйте, дачники!, Майя Мамаладзе, Россiя, 3.06.2004 Еще один Чехов, Григорий Заславский, Независимая Газета, 21.05.2004 Майский Чехов, Александр Смольяков, ГДЕ, 21.05.2004 Олег Табаков: Я еще расту и учусь, Марина Зельцер, Вечерняя Москва, 18.05.2004 «Надо, господа, дело делать», Елена Ямпольская, Русский курьер, 13.05.2004 Интенсивная терапия. Продолжение, Елена Ковальская, Афиша-Воздух, 10.05.2004 Мирные дни, Павел Руднев, Ваш досуг, 29.04.2004 Другие дни, Борис Минаев, Огонек, 14.04.2004 Михаил Пореченков: Если мы прилетим на Марс там станет опасно, Ольга Коршакова, Огонек, 14.04.2004 Жизнь за кремовыми шторами, Любовь Лебедина, Труд, 10.04.2004 Турбины первые и последние, Дина Годер, www.russ.ru, 8.04.2004 Предлагаемые обстоятельства, Наталия Каминская, Культура, 8.04.2004 Стулом по России, Алена Карась, Российская газета, 7.04.2004 А абажур висит, Итоги, 6.04.2004 Хабенский и Пореченков теперь белогвардейцы, Анна Орлова, Комсомольская правда, 6.04.2004 Кому пролог, а кому и эпилог, Григорий Заславский, Независимая Газета, 6.04.2004 Белую гвардию сделала убойная сила, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 6.04.2004 Богов не меняют, Анна Хрусталева, Учительская газета, 6.04.2004 Люди чести, Александр Соколянский, Время новостей, 5.04.2004 Душевная драма, Олег Зинцов, Ведомости, 2.04.2004 Вышли из ментовской шинели, Полина Игнатова, Газета.Ru, 2.04.2004 Спрятаться негде, Нина Агишева, Московские новости, 2.04.2004 Счастье хорошо, а правда хуже, Глеб Ситковский, Газета, 2.04.2004 Без черного снега, Елена Ямпольская, Русский курьер, 1.04.2004 Белая и пушистая гвардия, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 1.04.2004 Жизни грянули «Ура!», Марина Давыдова, Известия, 31.03.2004 Всеобщая мобилизация, Павел Руднев, Ваш досуг, 29.03.2004 Крестный путь белой гвардии, Оксана Герасимова, Московский Комсомолец, 27.03.2004 Любимый спектакль Сталина, Григорий Заславский, Независимая газета, 26.03.2004 «Белая гвардия» во МХАТе им. А. Чехова, Коммерсант Weekend, 26.03.2004 Холодная зима пятьдесят третьего, Майя Мамаладзе, Россiя, 25.03.2004 Пьеса о кремовых шторах, Александр Смольяков, Где, 25.03.2004 «Белая гвардия». Новый призыв, Юлия Шигарева, Аргументы и факты, 24.03.2004 Назад в будущее, Павел Руднев, Ваш досуг, 22.03.2004 Мещане, или Дон Сезар де Базан, Борис Поюровский, Литературная газета, 19.03.2004 Нехорошая квартира, Итоги, 16.03.2004 Немирович вышел весь, Марина Давыдова, Известия, 14.03.2004 «Мещане» в культуре глюка, Нина Агишева, МН, 12.03.2004 От забора до обеда, Наталия Каминская, Культура, 12.03.2004 Серебренников победил Горького, Глеб Ситковский, Газета, 11.03.2004 Зайчики-мещане, Ольга Егошина, Новые известия, 11.03.2004 Концерт для половицы с оркестром, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 10.03.2004 Играй, а то проиграешь, Марина Давыдова, Известия, 10.03.2004 Где тонко, там и рвется, Алена Карась, Российская газета, 10.03.2004 Грядущий клон будет счастливым, Екатерина Сальникова, Ваш досуг, 8.03.2004 «Мещане» вернулись, Роман Должанский, Коммерсант, 6.03.2004 Свои люди, сочтемся, Олег Зинцов, Ведомости, 5.03.2004 Детей не жалко, Дина Годер, Газета.Ru, 5.03.2004 Горький без грима, Григорий Заславский, Независимая Газета, 5.03.2004 Мандаринка от яблони далеко падает, Елена Ямпольская, Русский курьер, 4.03.2004 Немного уважаемый шкаф, Олег Зинцов, Ведомости, 4.03.2004 Клоны атаковали МХАТ, Роман Должанский, Коммерсант, 4.03.2004 Крошка-клон к отцу пришел, Глеб Ситковский, Газета, 4.03.2004 МХАТ атаковали клоны, Артур Соломонов, Известия, 4.03.2004 Честные намерения, Мария Никольская, Россiя, 4.03.2004 Народный характер Алексея Грибова, Светлана Новикова-Ганелина, Аргументы и факты, 4.03.2004 Новый спектакль МХАТа имени Чехова рассказывает о клонах, Елена Груева, Столичная вечерняя газета, 3.03.2004 Если встретишь сам себя, умрешь, Ольга Рогинская, Русский Журнал, 3.03.2004 Отцы и клоны на сцене МХАТа, Мария Кузьмина, Yтро.ru, 3.03.2004 Разбитое счастье Евгении Ханаевой, Сергей Капков, Частная жизнь, 03.2004 Олег Табаков выдает Японии главную тайну, Валерий Виноградов, Вести, 28.02.2004 «'Мещан'» я прочел недавно", Роман Должанский, Коммерсантъ-Weekend, 27.02.2004 Максим Горький хит сезона, Роман Должанский, Коммерсантъ-Weekend, 27.02.2004 Мещанин во дворянстве, Елена Ковальская, Афиша, 25.02.2004 Никакого мещанства, Павел Руднев, Ваш досуг, 23.02.2004 МХАТ в грязи, Мария Львова, Вечерний клуб, 19.02.2004 Немирович сыграет Чехова, Ирина Корнеева, Российская газета, 5.02.2004 ОЛЕГ ТАБАКОВ: «ЕСЛИ В РАБОТЕ ОТСУТСТВУЕТ РИСК, ОНА СТАНОВИТСЯ КВЕЛОЙ», Известия, 23.01.2004 Последняя любовь делового господина, Полина Богданова, Театральные Новые известия, 17.01.2004 В поисках утраченного МХАТа, Культура, 15.01.2004 В паутине опасных связей, Алиса Никольская, Театральная касса, 1.2004 Рисунки и шаржи. Борис Ливанов, телеканал «Культура», 2004 Мой серебряный шар. Евгений Евстигнеев, Виталий Вульф, телеканал «Россия», 2004 |