В «Лире» только мальчикиМарина Райкина, Московский Комсомолец, 2.09.2004 Печально известная история про короля Лира в Москве приобретет чисто восточный колорит. Во всяком случае, известный японский режиссер Тадаши Сузуки прилетел в Москву и начал репетиции «Короля Лира» с артистами МХАТа им. Чехова. Постановка обещает быть необычной хотя бы потому, что все роли исполняют мужчины, прошедшие сначала жесточайший кастинг самурая японского театра, а потом саму школу г-на Сузуки в Стране восходящего солнца. Свое первое интервью в Москве режиссер дал обозревателю «МК». - По какому принципу вы отбирали актеров для «Лира»? И сознательно ли отказались от участия в проекте российских звезд? Я абсолютно не знал, кто известный, а кто неизвестный, но когда речь идет о такой совместной работе, необходимо два критерия. Во-первых, это психологическая гибкость актеров а гибкими, как правило, бывают молодые люди. И поэтому, естественно, получилось, что я выбрал очень молодых людей. Но одной гибкости недостаточно тут нужна и образованность актера. Я предполагаю, что для молодых актеров МХАТа, участвующих в этом проекте, многое будет абсолютно новым. У большинства из них представление об игре кардинальным образом отличается от моего видения. Поэтому самое главное изначально увидеть и понять разницу между нами как носителями разной традиции, но в любом случае цель будет у нас общая. И ни в коем случае нельзя отходить от своей традиции. А в результате совместной работы создать нечто новое. - Как проходил кастинг? Этюдный метод, отрывки из «Лира»? У артистов было два задания. Первое надо было прочесть отрывок из «Макбета», а не из «Короля Лира». А что касается движения. .. Дело в том, что в моей методике есть специфические движения, и если человек не может их совершить, не может принять какую-то позу, то он не может участвовать в моем спектакле. И были отдельные актеры, которые не могли это выполнить. Технически это большая нагрузка, и русский человек никогда не понимал, как действует система. Конечно, на тренинге можно этому научиться, но для того, чтобы пройти этот тренинг, нужен боевой дух. Поэтому слово «гибкость» включает наличие боевого духа. А боевой дух это вызов самому себе. В результате кастинга в «Короля Лира» попали: Анатолий Белый на роль короля, Максим Матвеев на роль шута. Королевскими дочками будут Роман Кириллов, Дмитрий Куличков, Евгений Саввинков. Также заняты в спектакле Сергей Колесников и Эдуард Чекмазов. В общем молодая команда. - Русская актриса Ирина Линдт, которая первой работала в театре Сузуки, рассказывала, что во время репетиции вы прибегали к физическому наказанию артистов. Вы будете позволять себе это в Москве? Наказание это не для того, чтобы просто ударить. Какие возникают ситуации на репетициях? Когда артист находится в паническом состоянии, то есть не видит двери, в которую можно выбежать. Тогда ты физически на него воздействуешь, чуть-чуть руку прикладываешь, и человек может иначе увидеть ситуацию. - Ваша система требует от актеров большой внутренней концентрации, своеобразного ухода от внешнего мира. А актеры МХАТа много снимаются, ведут активную жизнь. Какие жесткие условия вы ставите русским актерам? Вести светский образ жизни или сниматься в кино и на телевидении это, конечно, не благоприятствует движению к высокой цели. Поэтому требования должен предъявлять не я, а прежде всего сам актер. Должен быть жесткий самоконтроль и над физическим, и над духовным образом жизни. Но в любом случае я не собираюсь что-то запрещать. И никоим образом не буду изолировать от внешнего мира. Он может вести какой угодно образ жизни, лишь бы мог достигнуть своей цели. Как раз об этом, как мне кажется, говорил Станиславский. И еще хочу добавить: мы будем играть пьесу Шекспира, а в отличие от героев Чехова или Ибсена шекспировские герои люди с очень сильными желаниями. И, как правило, это не какие-то добрые и хорошие люди, а в основном злодеи, считающие, что цель оправдывает средства. Это убийцы или сумасшедшие или то и другое одновременно. И поэтому актер как личность должен обладать очень большой энергией. - В русском театре главное слово. В вашем нечто другое. Собираетесь ли вы ломать нашу систему под свою? Моя постановка вопроса такова: не я пытаюсь что-то ломать, они сами должны пытаться сломать себя для чего-то. Кто согласен на это добро пожаловать в мою систему. А известные актеры боятся что-то в себе ломать. - Будут ли ограничения в еде? Ирина Линдт знает, она же жила с нашими актерами два месяца: они и выпивают, и никакой особой диеты нет. Но когда речь идет о тренировках и репетициях, они могут долго работать, и работать сколько нужно. Первые два часа буквально тренинг, как у спортсменов. Только потом начинается работа со словами. - Ваш спектакль «Сирано де Бержерак» похож на ветку сакуры. Придумали ли вы образ для «Короля Лира»? Главный герой он сумасшедший, причем в инвалидной коляске. Почему в коляске? Потому что безумие означает, что человек нездоровый. А где живут нездоровые люди? Ясно. Во всяком случае, в «Лире» нет романтики, которая была в «Сирано». - Вы рассматриваете Лира как жертву или как злодея, получившего по заслугам? Ни то и ни другое. Если он и не злодей, то человек, совершивший достаточно много зла, после чего стал жертвой. И главный лейтмотив это спектакль о мужчине, который из-за непонимания между отцами и детьми на старости лет стал очень одиноким. Лишился рассудка. - Почему все роли исполняют мужчины? Дань шекспировскому театру? Здесь непонимание не между мужчинами и женщинами, а именно между поколениями. Поэтому исполнители только мужчины. Там есть интрига, и если будут играть женщины, то внимание и артистов, и зрителей будет сосредоточено на отношениях разных полов. А мне этого для спектакля было абсолютно не нужно. - А как же любовные отношения дочерей с их мужьями? Эти сцены будут исключены? Если все роли играют мужчины, это не значит, что все отношения будут трансформированы в гомосексуальные. Главное чтобы была энергетика. Энергетика ревности, любви. Триста смертей Моцарта, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 31.12.2004 Девушка Mороз, Лариса Резникова, Московский Комсомолец, 25.12.2004 У Табакова обнаружили «Сердце ангела», Артур Соломонов, Известия, 22.12.2004 «Чайка» приземлилась в МХТ, Глеб Ситковский, Газета, 22.12.2004 Король Лир, Александр Смольяков, Где, 17.12.2004 Ход к зрительному залу
Вячеслав Невинный, телеканал «Культура», 30.11.2004 «Невинный при всей своей массе человек очень тонкий», Ольга Романцова, Газета, 29.11.2004 Верный, страстный, Невинный, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 29.11.2004 Сирота армянская, Роман Должанский, Коммерсант, 24.11.2004 Невинность победила, Артур Соломонов, Известия, 23.11.2004 «Я никогда не был важным человеком, VIP», Сергей Капков, Газета, 21.11.2004 Оборотни в сутанах, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 12.11.2004 Матроскин, Олег Зинцов, Ведомости, 12.11.2004 Беспредел в полоску, Глеб Ситковский, Газета, 12.11.2004 Карнавал ожившей мебели, Роман Должанский, Коммерсант, 12.11.2004 Классик в неглиже, Ольга Егошина, Новые известия, 12.11.2004 Хитрости дурацкого дела, Александр Соколянский, Время новостей, 12.11.2004 Веселись не хочу, Марина Давыдова, Известия, 12.11.2004 Сестра Тартюфа, Елена Левинская, Московские новости, 12.11.2004 Тартюфом меньше, Дина Годер, Газета.Ru, 11.11.2004 Тартюф в полосочку, Алена Карась, Российская газета, 11.11.2004 Сумасшедший дом для МХАТа, Марина Токарева, Московские новости, 5.11.2004 Японский бог, Григорий Заславский, Независимая газета, 2.11.2004 Японский вопрос русский ответ, Алена Карась, Российская газета, 1.11.2004 Лира объяпонили, Глеб Ситковский, Газета, 1.11.2004 Мнимый больной, Олег Зинцов, Ведомости, 1.11.2004 Чужой против МХТ, Марина Давыдова, Известия, 1.11.2004 Русская игра по японским правилам, Александр Соколянский, Время Новостей, 1.11.2004 Дело было в зоне, Московский Комсомолец, 1.11.2004 Весь мир психушка, Григорий Заславский, Независимая газета, 29.10.2004 Дмитрий Куличков: «Настоящее рождается из свободы», Марина Лёвина, @кция, 26.10.2004 «Лир» из-под палки, Роман Должанский, Коммерсант, 18.10.2004 Тадаси Судзуки поставил «Короля Лира» с актерами МХАТа, Андрей Фесюн, РИА «Новости», 17.10.2004 Марина Зудина: «В этом мире помогают выжить театр и Табаков», Катерина Антонова, Новые Известия, 6.10.2004 Олег Табаков: Я человек хитрый, Алена Карась, Российская газета, 5.10.2004 Мелкий Гамлет, Марина Квасницкая, Рocciя, 30.09.2004 Новая, новее, еще новее
, Дина Годер, Русский Журнал, 30.09.2004 Рассекая волны, Анна Гордеева, Время новостей, 21.09.2004 Изображая Гамлета, Марина Давыдова, Известия, 20.09.2004 Милиция нравов, Олег Зинцов, Ведомости, 20.09.2004 МХТ поставил следственный эксперимент, Роман Должанский, Коммерсантъ, 20.09.2004 Изображая трагедию, Глеб Ситковский, Газета, 19.09.2004 Богиня в саду, Александр Смольяков, ГДЕ, 17.09.2004 Академический минимум, Елена Ковальская, Афиша, 13.09.2004 Кто боится Кирилла Серебренникова, Александр Смольяков, ГДЕ, 10.09.2004 Олег Табаков: Пора бы уж родиться Антону Павловичу!, Марина Зельцер, Вечерняя Москва, 8.09.2004 «Когда хоронишь младших это обессмысливает жизнь», Артур Соломонов, Известия, 7.09.2004 Маэстро успеха, Марина Токарева, МН, 3.09.2004 В «Лире» только мальчики, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 2.09.2004 Табаков больше не играет в поддавки, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 31.08.2004 Изображать жертву это супер, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 26.08.2004 Мороз и солнце, Ольга Сапрыкина, Атмосфера, 1.08.2004 Олег Табаков и императорские театры, Павел Руднев, Ваш досуг, 24.07.2004 Как народный артист рыдал навзрыд или кое-что из жизни гения, Павел Подкладов, Национальная Информационная Группа, 4.07.2004 Наталья Тенякова: Мы с мамой целый год скрывали от папы, что я в театральном, Георгий Меликянц, Известия, 3.07.2004 СОЛО для «неудобного» человека, Дмитрий Щеглов, Совершенно секретно, № 7/182, 07.2004 Непоследняя жертва, Виктория Никифорова, Эксперт, 28.06.2004 К. Хабенский: «Зритель ждет удара молотком», Юлия Шигарева, Аргументы и факты, 23.06.2004 Над всей Россией облачное небо, Елена Ямпольская, Русский курьер, 19.06.2004 Землю тянем зубами за стебли, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 18.06.2004 Записки из детского ада, Ирина Алпатова, Культура, 17.06.2004 Читали и плакали, Итоги, 15.06.2004 Давайте изменим мир, Алена Данилова, Yтро.ru, 15.06.2004 «Лунное чудовище» едет в Москву, Карэн Микаэлян, Новое Время, 12.06.2004 Чтение несчастного испанца, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 11.06.2004 «Не называй ее небесной
», Татьяна Москвина, Московские новости, 11.06.2004 Перевели в ч/б, Артур Соломонов, Известия, 11.06.2004 Вкус последней черешни, Наталия Каминская, Культура, 10.06.2004 Продано!.., Итоги, 8.06.2004 Воля к жизни, Павел Руднев, Ваш досуг, 8.06.2004 Теперь хоть и помереть
, Вера Максимова, Независимая Газета, 8.06.2004 Чехов. Девушка. Анекдот, Елена Ямпольская, Русский курьер, 7.06.2004 Тени забытых предков, Алена Карась, Российская газета, 7.06.2004 Не совсем Литвинова, Дина Годер, Газета.Ru, 4.06.2004 Пробегающая красота, Лариса Юсипова, Ведомости, 4.06.2004 К лесу садом, Марина Давыдова, Известия, 4.06.2004 Пальма в вишневом саду, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 4.06.2004 «Белое на черном» во МХАТе, Коммерсант Weekend, 4.06.2004 Шапиро поставил Шехтеля, Глеб Ситковский, Газета, 3.06.2004 Здравствуйте, дачники!, Майя Мамаладзе, Россiя, 3.06.2004 Еще один Чехов, Григорий Заславский, Независимая Газета, 21.05.2004 Майский Чехов, Александр Смольяков, ГДЕ, 21.05.2004 Олег Табаков: Я еще расту и учусь, Марина Зельцер, Вечерняя Москва, 18.05.2004 «Надо, господа, дело делать», Елена Ямпольская, Русский курьер, 13.05.2004 Интенсивная терапия. Продолжение, Елена Ковальская, Афиша-Воздух, 10.05.2004 Мирные дни, Павел Руднев, Ваш досуг, 29.04.2004 Другие дни, Борис Минаев, Огонек, 14.04.2004 Михаил Пореченков: Если мы прилетим на Марс там станет опасно, Ольга Коршакова, Огонек, 14.04.2004 Жизнь за кремовыми шторами, Любовь Лебедина, Труд, 10.04.2004 Турбины первые и последние, Дина Годер, www.russ.ru, 8.04.2004 Предлагаемые обстоятельства, Наталия Каминская, Культура, 8.04.2004 Стулом по России, Алена Карась, Российская газета, 7.04.2004 А абажур висит, Итоги, 6.04.2004 Хабенский и Пореченков теперь белогвардейцы, Анна Орлова, Комсомольская правда, 6.04.2004 Кому пролог, а кому и эпилог, Григорий Заславский, Независимая Газета, 6.04.2004 Белую гвардию сделала убойная сила, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 6.04.2004 Богов не меняют, Анна Хрусталева, Учительская газета, 6.04.2004 Люди чести, Александр Соколянский, Время новостей, 5.04.2004 Душевная драма, Олег Зинцов, Ведомости, 2.04.2004 Вышли из ментовской шинели, Полина Игнатова, Газета.Ru, 2.04.2004 Спрятаться негде, Нина Агишева, Московские новости, 2.04.2004 Счастье хорошо, а правда хуже, Глеб Ситковский, Газета, 2.04.2004 Без черного снега, Елена Ямпольская, Русский курьер, 1.04.2004 Белая и пушистая гвардия, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 1.04.2004 Жизни грянули «Ура!», Марина Давыдова, Известия, 31.03.2004 Всеобщая мобилизация, Павел Руднев, Ваш досуг, 29.03.2004 Крестный путь белой гвардии, Оксана Герасимова, Московский Комсомолец, 27.03.2004 Любимый спектакль Сталина, Григорий Заславский, Независимая газета, 26.03.2004 «Белая гвардия» во МХАТе им. А. Чехова, Коммерсант Weekend, 26.03.2004 Холодная зима пятьдесят третьего, Майя Мамаладзе, Россiя, 25.03.2004 Пьеса о кремовых шторах, Александр Смольяков, Где, 25.03.2004 «Белая гвардия». Новый призыв, Юлия Шигарева, Аргументы и факты, 24.03.2004 Назад в будущее, Павел Руднев, Ваш досуг, 22.03.2004 Мещане, или Дон Сезар де Базан, Борис Поюровский, Литературная газета, 19.03.2004 Нехорошая квартира, Итоги, 16.03.2004 Немирович вышел весь, Марина Давыдова, Известия, 14.03.2004 «Мещане» в культуре глюка, Нина Агишева, МН, 12.03.2004 От забора до обеда, Наталия Каминская, Культура, 12.03.2004 Серебренников победил Горького, Глеб Ситковский, Газета, 11.03.2004 Зайчики-мещане, Ольга Егошина, Новые известия, 11.03.2004 Концерт для половицы с оркестром, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 10.03.2004 Играй, а то проиграешь, Марина Давыдова, Известия, 10.03.2004 Где тонко, там и рвется, Алена Карась, Российская газета, 10.03.2004 Грядущий клон будет счастливым, Екатерина Сальникова, Ваш досуг, 8.03.2004 «Мещане» вернулись, Роман Должанский, Коммерсант, 6.03.2004 Свои люди, сочтемся, Олег Зинцов, Ведомости, 5.03.2004 Детей не жалко, Дина Годер, Газета.Ru, 5.03.2004 Горький без грима, Григорий Заславский, Независимая Газета, 5.03.2004 Мандаринка от яблони далеко падает, Елена Ямпольская, Русский курьер, 4.03.2004 Немного уважаемый шкаф, Олег Зинцов, Ведомости, 4.03.2004 Клоны атаковали МХАТ, Роман Должанский, Коммерсант, 4.03.2004 Крошка-клон к отцу пришел, Глеб Ситковский, Газета, 4.03.2004 МХАТ атаковали клоны, Артур Соломонов, Известия, 4.03.2004 Честные намерения, Мария Никольская, Россiя, 4.03.2004 Народный характер Алексея Грибова, Светлана Новикова-Ганелина, Аргументы и факты, 4.03.2004 Новый спектакль МХАТа имени Чехова рассказывает о клонах, Елена Груева, Столичная вечерняя газета, 3.03.2004 Если встретишь сам себя, умрешь, Ольга Рогинская, Русский Журнал, 3.03.2004 Отцы и клоны на сцене МХАТа, Мария Кузьмина, Yтро.ru, 3.03.2004 Разбитое счастье Евгении Ханаевой, Сергей Капков, Частная жизнь, 03.2004 Олег Табаков выдает Японии главную тайну, Валерий Виноградов, Вести, 28.02.2004 «'Мещан'» я прочел недавно", Роман Должанский, Коммерсантъ-Weekend, 27.02.2004 Максим Горький хит сезона, Роман Должанский, Коммерсантъ-Weekend, 27.02.2004 Мещанин во дворянстве, Елена Ковальская, Афиша, 25.02.2004 Никакого мещанства, Павел Руднев, Ваш досуг, 23.02.2004 МХАТ в грязи, Мария Львова, Вечерний клуб, 19.02.2004 Немирович сыграет Чехова, Ирина Корнеева, Российская газета, 5.02.2004 ОЛЕГ ТАБАКОВ: «ЕСЛИ В РАБОТЕ ОТСУТСТВУЕТ РИСК, ОНА СТАНОВИТСЯ КВЕЛОЙ», Известия, 23.01.2004 Последняя любовь делового господина, Полина Богданова, Театральные Новые известия, 17.01.2004 В поисках утраченного МХАТа, Культура, 15.01.2004 В паутине опасных связей, Алиса Никольская, Театральная касса, 1.2004 Рисунки и шаржи. Борис Ливанов, телеканал «Культура», 2004 Мой серебряный шар. Евгений Евстигнеев, Виталий Вульф, телеканал «Россия», 2004 |