Марина Зудина: «В этом мире помогают выжить театр и Табаков»

Катерина Антонова, Новые Известия, 6.10.2004
Марина Зудина сегодня — одна из самых востребованных актрис театра и кино. Спектакли с ее участием практически не сходят со сцены МХТ и «Табакерки». Сейчас она репетирует Эльмиру в «Тартюфе» у Нины Чусовой. Встретившись с корреспондентом «Новых Известий», актриса с ходу поставила условие: «Никаких вопросов о моем супруге Олеге Табакове и о моей личной жизни. К тому же человек в работе гораздо интереснее, чем он же на кухне».

 — Буквально на днях завершился фестиваль «Новая драма». Судя по его результатам, сейчас в особой моде так сказать «пьесы без прикрас» — со сцены звучит мат, показывается насилие, извращения. Вы согласились бы играть в такой пьесе?

 — Если пьеса талантлива и в ней есть интересные роли, то, конечно, да. Какая разница, что это новая драма или старая. Но я, очевидно, не очень вписываюсь в современные ритмы, поэтому предпочитаю классику.

 — То есть вам знакомо чувство профессиональной зависти?

 — Да, безусловно. Есть актеры, которые потрясающе владеют формой. Именно форма для них отправная точка в работе над ролью. Я так не могу. Я пока через себя не пропущу, ничего не получается. Я пока еще плохо смешу, но не теряю надежды научиться. Много и очень внимательно смотрю на то, как мои партнеры, мои коллеги это делают, и не перестаю восхищаться ими. Но все не может получаться одинаково хорошо. Мы же живые, и театр живой. И чем больше разного в нем происходит — тем интереснее и здоровее. Вообще наша профессия такова, что, занимаясь ею, легче выжить в сегодняшнем мире. Потому что ты должен иногда задумываться о вечных ценностях и задавать себе вопросы из разряда быть или не быть. А это иногда очень полезно. Это погружение в себя спасает.

 — Проживая ту или иную роль, артист начинает испытывать на себе ее влияние. Как вы ощущаете влияние своих героинь в обычной жизни?

 — По-разному. Это во многом зависит от роли. Поэтому не очень люблю играть не то что негативные роли, но я, скажем, не очень любила спектакль «Опасные связи», потому что есть роли, на которых ты внутренне растешь, а есть роли, которые тебя затягивают: Маркиза де Мартей из таких. Некоторым артистам удается противостоять своим ролям, а на меня они оказывают своеобразное действие. Во время репетиций таких ролей я в жизни становлюсь категоричнее и циничнее, чем есть на самом деле. Но потом, когда репетиции заканчиваются, я выздоравливаю. Но все же это очень болезненно. Наверное, поэтому я никогда не мечтала о Леди Макбет.

 — Как же тогда Настасья Филипповна из «Идиота»?

 — Это из тех ролей, в которых опускаешься в бездну и не находишь дна, чтобы оттолкнуться и выплыть. В Настасье Филипповне много нездоровья, душевного нездоровья. И все равно эта женщина приносит себя в жертву, чтобы Мышкин был счастлив. Я очень люблю эту роль, хотя это единственный спектакль, после которого я прихожу совершенно опустошенная. Достоевский писал об аномалиях, а аномалию здоровому человеку невозможно до конца ощутить. Ты можешь пробовать что-то нащупать, но, наверное, только гений или нездоровый человек может до конца понять то, о чем писал Достоевский. 

 — В прошлом сезоне вы сыграли Юлию в «Последней жертве» и Елену Андреевну в «Дяде Ване». Эти роли кажутся этапными в вашей актерской судьбе. Вы сами довольны ими?

 — Обе эти роли значимы для меня. История с «Последней жертвой» началась так: все запланированные премьеры Большой сцены МХТ в прошлом сезоне должны были выйти после Нового года. И надо было придумать какую-то работу, которую можно было бы выпустить в первой половине сезона. Остановились на «Последней жертве». Я же должна поблагодарить режиссера спектакля Еремина за то, что он назвал мою фамилию при распределении ролей. Наверное, Олег Павлович понимал, что я могу играть Юлию просто по раскладу труппы. Но если бы режиссер не назвал мою фамилию, я не стала бы просить эту роль. Работать над Юлией было интересно. Проблема для меня заключалась в том, что роль написана акварельными, нежными красками, в ней ухватиться почти не за что. Юлия у Островского ну такая хорошая, такая положительная! Как это играть?! Правда-правда! Помогал режиссер. Я очень рада, что познакомилась с Юрием Ивановичем Ереминым. Он раньше мне казался человеком очень необщительным, немножко иностранцем и очень важным. А когда мы стали работать вместе, он для меня открылся как человек по-детски доверчивый, очень увлекающийся и увлекающий других. Помогло, что рядом был Олег Павлович Табаков. Между Юлией и Прибытковым происходит много такого, что очень сложно было бы сыграть, если бы партнером был малознакомый актер. Но у нас с Табаковым это «что-то» уже есть в отношениях. Мы не должны были преодолевать незнание партнера, что отнимает много сил. Что же касается результата, то мне приятно, что спектакль в целом получился. Это видно не только по реакции зрителя, но и по тому, как ведут себя за кулисами технические работники — монтировщики, костюмеры, гримеры. Они смотрят спектакль с интересом. Это очень важный показатель.

 — Кажется, что в «Дяде Ване» режиссер Миндаугас Карбаускис практически лишает актера возможности импровизировать в роли. Это так?

 — Не совсем, но я благодарна Миндаугасу, потому что со мной нечасто так кропотливо и подробно работали, как делал это он. Обычно мне много отдавали на откуп. Миндаугас как-то во время репетиций пошутил: «Мне кажется, что Елена Андреевна — это я. От меня все чего-то хотят». Карбаускис предложил для роли Елены Андреевны рисунок, основанный на музыке фраз, до мельчайших деталей продуманный. Моя ошибка на премьере была, вероятно, в том, что я не до конца заполнила этот рисунок собой. Я была очень увлечена формой и, вероятно, внутренне от этого была скована. Это на самом деле касается не только меня, но и спектакля, который по-настоящему родился гораздо позже, чем была премьера. Только сейчас спектакль начинает набирать те обороты, которые должны были быть с самого начала.

Мне было интересно сыграть именно такую Елену, нерешительную, чуть-чуть жеманную, не идеальную. И когда критики недоумевают по поводу того, что как же в такую холодную женщину можно влюбиться, мне хочется сказать: «Посмотрите вокруг! Сколько красивых женщин не идеальных, не героинь, не совершенных, и сколько у них поклонников лишь потому, что они красивы! Почему же на сцене все должны быть идеальными?». Мне было немного обидно, что не все критики поняли то, как Миндаугас решал Елену. Елизавета Исааковна Котова, легендарный завлит старого «Современника», рассказывала мне, что когда их учили профессии театрального критика, то отдельной темой была отрицательная рецензия, и им объясняли, что нельзя забывать про то, что артистам после этой отрицательной рецензии надо выходить на сцену и играть. А сейчас, мне кажется, критики пишут друг для друга, желая утвердиться, привлечь внимание к себе и так далее. А артисты потом читают и думают: про что это они вообще говорят?
2004
Триста смертей Моцарта, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 31.12.2004
Девушка Mороз, Лариса Резникова, Московский Комсомолец, 25.12.2004
У Табакова обнаружили «Сердце ангела», Артур Соломонов, Известия, 22.12.2004
«Чайка» приземлилась в МХТ, Глеб Ситковский, Газета, 22.12.2004
Король Лир, Александр Смольяков, Где, 17.12.2004
Ход к зрительному залу… Вячеслав Невинный, телеканал «Культура», 30.11.2004
Верный, страстный, Невинный, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 29.11.2004
Сирота армянская, Роман Должанский, Коммерсант, 24.11.2004
Невинность победила, Артур Соломонов, Известия, 23.11.2004
«Я никогда не был важным человеком, VIP», Сергей Капков, Газета, 21.11.2004
Оборотни в сутанах, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 12.11.2004
Матроскин, Олег Зинцов, Ведомости, 12.11.2004
Беспредел в полоску, Глеб Ситковский, Газета, 12.11.2004
Карнавал ожившей мебели, Роман Должанский, Коммерсант, 12.11.2004
Классик в неглиже, Ольга Егошина, Новые известия, 12.11.2004
Хитрости дурацкого дела, Александр Соколянский, Время новостей, 12.11.2004
Веселись — не хочу, Марина Давыдова, Известия, 12.11.2004
Сестра Тартюфа, Елена Левинская, Московские новости, 12.11.2004
Тартюфом меньше, Дина Годер, Газета.Ru, 11.11.2004
Тартюф в полосочку, Алена Карась, Российская газета, 11.11.2004
Сумасшедший дом для МХАТа, Марина Токарева, Московские новости, 5.11.2004
Японский бог, Григорий Заславский, Независимая газета, 2.11.2004
Японский вопрос — русский ответ, Алена Карась, Российская газета, 1.11.2004
Лира объяпонили, Глеб Ситковский, Газета, 1.11.2004
Мнимый больной, Олег Зинцов, Ведомости, 1.11.2004
Чужой против МХТ, Марина Давыдова, Известия, 1.11.2004
Русская игра по японским правилам, Александр Соколянский, Время Новостей, 1.11.2004
Дело было в зоне, Московский Комсомолец, 1.11.2004
Весь мир — психушка, Григорий Заславский, Независимая газета, 29.10.2004
«Лир» из-под палки, Роман Должанский, Коммерсант, 18.10.2004
Марина Зудина: «В этом мире помогают выжить театр и Табаков», Катерина Антонова, Новые Известия, 6.10.2004
Олег Табаков: Я человек хитрый, Алена Карась, Российская газета, 5.10.2004
Мелкий Гамлет, Марина Квасницкая, Рocciя, 30.09.2004
Новая, новее, еще новее…, Дина Годер, Русский Журнал, 30.09.2004
Рассекая волны, Анна Гордеева, Время новостей, 21.09.2004
Изображая Гамлета, Марина Давыдова, Известия, 20.09.2004
Милиция нравов, Олег Зинцов, Ведомости, 20.09.2004
МХТ поставил следственный эксперимент, Роман Должанский, Коммерсантъ, 20.09.2004
Изображая трагедию, Глеб Ситковский, Газета, 19.09.2004
Богиня в саду, Александр Смольяков, ГДЕ, 17.09.2004
Академический минимум, Елена Ковальская, Афиша, 13.09.2004
Кто боится Кирилла Серебренникова, Александр Смольяков, ГДЕ, 10.09.2004
Олег Табаков: Пора бы уж родиться Антону Павловичу!, Марина Зельцер, Вечерняя Москва, 8.09.2004
Маэстро успеха, Марина Токарева, МН, 3.09.2004
В «Лире» только мальчики, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 2.09.2004
Табаков больше не играет в поддавки, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 31.08.2004
Изображать жертву — это супер, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 26.08.2004
Мороз и солнце, Ольга Сапрыкина, Атмосфера, 1.08.2004
Олег Табаков и императорские театры, Павел Руднев, Ваш досуг, 24.07.2004
Как народный артист рыдал навзрыд или кое-что из жизни гения, Павел Подкладов, Национальная Информационная Группа, 4.07.2004
СОЛО для «неудобного» человека, Дмитрий Щеглов, Совершенно секретно, № 7/182, 07.2004
Непоследняя жертва, Виктория Никифорова, Эксперт, 28.06.2004
К. Хабенский: «Зритель ждет удара молотком», Юлия Шигарева, Аргументы и факты, 23.06.2004
Над всей Россией облачное небо, Елена Ямпольская, Русский курьер, 19.06.2004
Землю тянем зубами за стебли, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 18.06.2004
Записки из детского ада, Ирина Алпатова, Культура, 17.06.2004
Читали и плакали, Итоги, 15.06.2004
Давайте изменим мир, Алена Данилова, Yтро.ru, 15.06.2004
«Лунное чудовище» едет в Москву, Карэн Микаэлян, Новое Время, 12.06.2004
Чтение несчастного испанца, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 11.06.2004
«Не называй ее небесной…», Татьяна Москвина, Московские новости, 11.06.2004
Перевели в ч/б, Артур Соломонов, Известия, 11.06.2004
Вкус последней черешни, Наталия Каминская, Культура, 10.06.2004
Продано!.., Итоги, 8.06.2004
Воля к жизни, Павел Руднев, Ваш досуг, 8.06.2004
Теперь хоть и помереть…, Вера Максимова, Независимая Газета, 8.06.2004
Чехов. Девушка. Анекдот, Елена Ямпольская, Русский курьер, 7.06.2004
Тени забытых предков, Алена Карась, Российская газета, 7.06.2004
Не совсем Литвинова, Дина Годер, Газета.Ru, 4.06.2004
Пробегающая красота, Лариса Юсипова, Ведомости, 4.06.2004
К лесу — садом, Марина Давыдова, Известия, 4.06.2004
Пальма в вишневом саду, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 4.06.2004
«Белое на черном» во МХАТе, Коммерсант Weekend, 4.06.2004
Шапиро поставил Шехтеля, Глеб Ситковский, Газета, 3.06.2004
Здравствуйте, дачники!, Майя Мамаладзе, Россiя, 3.06.2004
Еще один Чехов, Григорий Заславский, Независимая Газета, 21.05.2004
Майский Чехов, Александр Смольяков, ГДЕ, 21.05.2004
Олег Табаков: Я еще расту и учусь, Марина Зельцер, Вечерняя Москва, 18.05.2004
«Надо, господа, дело делать», Елена Ямпольская, Русский курьер, 13.05.2004
Интенсивная терапия. Продолжение, Елена Ковальская, Афиша-Воздух, 10.05.2004
Мирные дни, Павел Руднев, Ваш досуг, 29.04.2004
Другие дни, Борис Минаев, Огонек, 14.04.2004
Жизнь за кремовыми шторами, Любовь Лебедина, Труд, 10.04.2004
Турбины — первые и последние, Дина Годер, www.russ.ru, 8.04.2004
Предлагаемые обстоятельства, Наталия Каминская, Культура, 8.04.2004
Стулом по России, Алена Карась, Российская газета, 7.04.2004
А абажур висит, Итоги, 6.04.2004
Хабенский и Пореченков теперь белогвардейцы, Анна Орлова, Комсомольская правда, 6.04.2004
Кому пролог, а кому и эпилог, Григорий Заславский, Независимая Газета, 6.04.2004
Белую гвардию сделала убойная сила, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 6.04.2004
Богов не меняют, Анна Хрусталева, Учительская газета, 6.04.2004
Люди чести, Александр Соколянский, Время новостей, 5.04.2004
Душевная драма, Олег Зинцов, Ведомости, 2.04.2004
Вышли из ментовской шинели, Полина Игнатова, Газета.Ru, 2.04.2004
Спрятаться негде, Нина Агишева, Московские новости, 2.04.2004
Счастье — хорошо, а правда — хуже, Глеб Ситковский, Газета, 2.04.2004
Без черного снега, Елена Ямпольская, Русский курьер, 1.04.2004
Белая и пушистая гвардия, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 1.04.2004
Жизни грянули «Ура!», Марина Давыдова, Известия, 31.03.2004
Всеобщая мобилизация, Павел Руднев, Ваш досуг, 29.03.2004
Крестный путь белой гвардии, Оксана Герасимова, Московский Комсомолец, 27.03.2004
Любимый спектакль Сталина, Григорий Заславский, Независимая газета, 26.03.2004
Холодная зима пятьдесят третьего, Майя Мамаладзе, Россiя, 25.03.2004
Пьеса о кремовых шторах, Александр Смольяков, Где, 25.03.2004
«Белая гвардия». Новый призыв, Юлия Шигарева, Аргументы и факты, 24.03.2004
Назад в будущее, Павел Руднев, Ваш досуг, 22.03.2004
Мещане, или Дон Сезар де Базан, Борис Поюровский, Литературная газета, 19.03.2004
Нехорошая квартира, Итоги, 16.03.2004
Немирович вышел весь, Марина Давыдова, Известия, 14.03.2004
«Мещане» в культуре глюка, Нина Агишева, МН, 12.03.2004
От забора до обеда, Наталия Каминская, Культура, 12.03.2004
Серебренников победил Горького, Глеб Ситковский, Газета, 11.03.2004
Зайчики-мещане, Ольга Егошина, Новые известия, 11.03.2004
Концерт для половицы с оркестром, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 10.03.2004
Играй, а то проиграешь, Марина Давыдова, Известия, 10.03.2004
Где тонко, там и рвется, Алена Карась, Российская газета, 10.03.2004
Грядущий клон будет счастливым, Екатерина Сальникова, Ваш досуг, 8.03.2004
«Мещане» вернулись, Роман Должанский, Коммерсант, 6.03.2004
Свои люди, сочтемся, Олег Зинцов, Ведомости, 5.03.2004
Детей не жалко, Дина Годер, Газета.Ru, 5.03.2004
Горький без грима, Григорий Заславский, Независимая Газета, 5.03.2004
Мандаринка от яблони далеко падает, Елена Ямпольская, Русский курьер, 4.03.2004
Немного уважаемый шкаф, Олег Зинцов, Ведомости, 4.03.2004
Клоны атаковали МХАТ, Роман Должанский, Коммерсант, 4.03.2004
Крошка-клон к отцу пришел, Глеб Ситковский, Газета, 4.03.2004
МХАТ атаковали клоны, Артур Соломонов, Известия, 4.03.2004
Честные намерения, Мария Никольская, Россiя, 4.03.2004
Народный характер Алексея Грибова, Светлана Новикова-Ганелина, Аргументы и факты, 4.03.2004
Новый спектакль МХАТа имени Чехова рассказывает о клонах, Елена Груева, Столичная вечерняя газета, 3.03.2004
Если встретишь сам себя, умрешь, Ольга Рогинская, Русский Журнал, 3.03.2004
Отцы и клоны на сцене МХАТа, Мария Кузьмина, Yтро.ru, 3.03.2004
Разбитое счастье Евгении Ханаевой, Сергей Капков, Частная жизнь, 03.2004
Олег Табаков выдает Японии главную тайну, Валерий Виноградов, Вести, 28.02.2004
«'Мещан'» я прочел недавно", Роман Должанский, Коммерсантъ-Weekend, 27.02.2004
Максим Горький — хит сезона, Роман Должанский, Коммерсантъ-Weekend, 27.02.2004
Мещанин во дворянстве, Елена Ковальская, Афиша, 25.02.2004
Никакого мещанства, Павел Руднев, Ваш досуг, 23.02.2004
МХАТ в грязи, Мария Львова, Вечерний клуб, 19.02.2004
Немирович сыграет Чехова, Ирина Корнеева, Российская газета, 5.02.2004
Последняя любовь делового господина, Полина Богданова, Театральные Новые известия, 17.01.2004
В паутине опасных связей, Алиса Никольская, Театральная касса, 1.2004
Рисунки и шаржи. Борис Ливанов, телеканал «Культура», 2004
Мой серебряный шар. Евгений Евстигнеев, Виталий Вульф, телеканал «Россия», 2004