Сумасшедший дом для МХАТаМарина Токарева, Московские новости, 5.11.2004 Весь мир театр!" сказал Шекспир. «Весь мир лечебница!» поправил его японский режиссер Тадаси Судзуки. И попытался доказать это, поставив во МХАТе с русскими артистами спектакль «Король Лир».Встреча зонтика и швейной машинки Следует сразу признать, перефразировав поэта: такого «Лира» не видали сроду. Не потому, что все шекспировские роли исполняют мужчины и, скажем, у Реганы борода и усы. Не потому, что самого короля играет артист лет тридцати. Не потому, что объемная шекспировская пьеса умещена в полтора часа сценического действа. А потому, что основное впечатление этого спектакля красота. Мизансцен, костюмов, пластики. Звука и жеста. Света, скромного и скульптурно точного. Просчитанной до такта партитуры. Тому, кто не видел премьеры во МХАТе, трудно вообразить, что одна из самых жестоких трагедий великого Уильяма может быть превращена в такой декоративный, зрелищный спектакль. Почти что вне Шекспира. Мои спутники, выйдя с премьеры, сцепились так, что, казалось, дело дойдет до драки. Бред! кричал первый. Зачем мне персонажи «Лира» в кимоно? Да еще вымуштрованные исполнять японские пассы? Представь: японцев нарядили в одежду хора Пятницкого. И что сразу будет русское искусство?.. Да, это завораживает! отвечал другой. Обрыдли бездари со сверхзадачей! Тебе показали авангардный спектакль, почти балет! А кому я в этом балете должен сочувствовать? не уставал яриться первый. Вот скажи, кого мне тут должно быть жаль?! Да никого! Здесь все убийцы, злодеи. Тебе предлагается другая картина событий, другая система оценок! Не хочешь не принимай За спором (привожу его дословно не ради приема) не просто разность мнений конфликт потребностей, сшибка представлений о задаче театра. Отчасти та самая формула Лотреамона («прекрасное это встреча зонтика и швейной машинки»), которую вслед за сюрреалистами так любит цитировать Тадаси Судзуки. Чтобы уточнить сегодняшний смысл этой «встречи», стоит вглядеться в лицо постановщика. Вид на Фудзияму Судзуки брэнд. В Японии перед ним преклоняются власти и зрители. В мире он общепризнан как новатор, мастер вливания в одряхлевшие жилы европейской культуры мощной крови Востока. В Москву его, знатока Достоевского и Чехова, привел не столько Олег Табаков, сколько интерес к российской театральной школе, соблазн оказаться внутри легенды МХАТа. Брэнду позволено многое. В данном случае повтор спектакля двадцатилетней давности, уже осуществленного в Японии, Штатах, Германии. Отбор любых, каких хочет, артистов. Обучение их у себя, в Японии. Говорят, если сесть за огромный пустой рабочий стол Судзуки и нажать потайную панель, стена зала раздвигается, открывая вид на вершину Фудзиямы. Путь к вершине Судзуки начал почти сорок лет назад. Сегодня он самый «неяпонский» режиссер Японии и самый «японский» театральный деятель Старого и Нового Света. Авангардист, минималист, создатель собственной системы. Утонченный знаток литературы и философии, который на репетицию приходит с палкой (чтобы воспользоваться ею в нужный момент). Не столько руководитель театра, сколько настоятель монастыря. На редкость умелый, удачливый менеджер и деспот, хозяин театральной империи в городке Сизуоке, где всё предназначено для занятий искусством от парка, похожего на лес, до фантастической машинерии последней японской сборки. Его артисты не обычная труппа, а почти секта, объединяющая людей с тренированными телами воинов и душами художников. Его система дыхательных и физических упражнений работает на концентрацию и свободу, развивает необычайную легкость владения телом. Мхатовцев он просил выполнить простые физические упражнения. Одних присесть, других прыгнуть. Выяснилось, только для русских «в ногах правды нет»: для мэтра японской режиссуры, разработавшего десяток видов сценической походки, ноги артиста как раз главный инструмент правды. Поэтому вместо маститых и заслуженных он отобрал для спектакля молодых, во всех отношениях гибких. «А гибкость, напоминает Судзуки, включает боевой дух. То есть вызов самому себе». Шум и ярость по-японски Японские дети еще в школе учатся различать до 200 цветовых оттенков, и в процессе созерцания сада 14 камней в них развивается ощущение связи с космосом. Японцы и русские антиподы, и что японцу здорово И все же то, чем Судзуки занимается со своими артистами больше 20 лет, молодые мхатовцы в итоге «дрессуры» восприняли за два с лишним месяца. Научились посылать голос в зал, плавно двигаться, не «красить» эмоциями речь. Лица бесстрастные маски, интонации ровно-однотонные, жесты плавные, уходы-убеги со сцены стремительные. Но ради чего? Остранил ли постановщик старую пьесу, одев героев в тусклосияющие подобия кимоно или превратил их в ряженых? В какой мере странное соединение японского менталитета и русской души приблизило нас к пониманию Шекспира? Это, собственно, главные вопросы состоявшегося. Спектакль идет полтора часа и шекспировский мир в нем претерпел изрядные сокращения. Пьеса как бы одним движением самурайского меча оголена почти до «кости» до сюжета. Шекспировские страсти, страдания и сомнения всё усечено. Но самое главное Шекспир получил «рамку» режиссерского решения: дело происходит в сумасшедшем доме. Лир (Анатолий Белый) больной, в инвалидной коляске, и все происходящее его мучительные фантазии. Судзуки буквально следует макбетовскому определению «жизнь это история, рассказанная сумасшедшим, полная шума и ярости ». На заднем плане сомнамбулическим хороводом движутся сиделки под рваный мотивчик «Во поле березка стояла» Конвульсиями Лира, словно огромной механической куклой, управляет сиделка Шут (Олег Тополянский), здоровенный дядя в белом халате и гольфах. Лир буйный, он ревет, кричит, бьется, в нем играет бешеная, недобрая сила. Но самые сильные моменты у Белого тихие («Неужели это и есть человек?»). И Глостер (Сергей Колесников), чья драма отражение королевской, здесь ему вторит побеждающим «школу» артистическим опытом. Очевидцы говорят, что в ходе премьерного представления сэнсэй то и дело порывался пойти за кулисы и «поправить» ход дела. Его удерживали. Именно тогда, когда залу казалось, что начинается театр Шекспира, для Судзуки кончался его собственный театр. На банкете после премьеры он сказал, что доволен спектаклем процентов на семьдесят. Кто-то успокоительно заметил: еще парочка прогонов и будет сто! И кто-то в ответ жестоко пошутил: через семь-восемь вечеров артисты забудут все эти японские «тонкости» и начнется нормальный мхатовский спектакль! Пока же «Лир» Судзуки стена, плоскость, в которую нельзя войти, чтобы путешествовать по внутренним лабиринтам. Фронтальные, профильные мизансцены и уплощенный смысл. Что ж, художник имеет право на трактовку, даже элементарную. Но объяснять события «Лира» всего лишь сдвигом болезни для европейского сознания слишком просто, на грани примитивного. Для артистов, нет сомнений, работа над этим спектаклем полезнейший опыт. Для публики фантазия и пряность экзотической «кухни». Ну а для самого сэнсэя? Как Лир в этом спектакле зависим от своей болезни, так режиссер от собственной системы. Она становится универсальным ключом, всеобщей отмычкой и начинает управлять своим создателем. Способен ли он еще меняться, бросать вызов самому себе или избегает риска ведь метаморфозы опасны?.. Спектакль Судзуки вспоминается, как живые картины: одна из самых сильных финальная, когда Лир выезжает в инвалидном кресле, удерживая на коленях мертвое тело Корделии. Пугающая пародия на «Пьету», освещенная беспощадно и - мягко, остается в памяти как первоклассная живопись. Досье МН Тадаси Судзуки звезда японской режиссуры. Родился в городе Симидзу в 1939 году. В двадцать семь лет основал авангардный театр «Васеда Шо-Гекио», ставший знаменитым в Японии и за ее пределами. Двадцать лет назад труппа стала называться «Театр Судзуки в Тоге». Поднявшись в горы в буквальном и переносном смысле, Судзуки основал школу-лабораторию, где стал создавать собственную систему актерской подготовки. Практик и теоретик современного театра. Работал в Штатах и Европе. Написал книги «Драматический язык», «Горизонт обмана», «Что такое театр», «Идеи режиссера». Любимые авторы, к которым обращался неоднократно, Беккет, Еврипид, Чехов, Шекспир. На театральной олимпиаде в Москве показал спектакль своего театра «Сирано де Бержерак», в котором роль Роксаны играла актриса Театра на Таганке Ирина Линдт. Один из основателей международного комитета по проведению театральной олимпиады. Лауреат множества премий, в том числе имени К. С. Станиславского. Триста смертей Моцарта, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 31.12.2004 Девушка Mороз, Лариса Резникова, Московский Комсомолец, 25.12.2004 У Табакова обнаружили «Сердце ангела», Артур Соломонов, Известия, 22.12.2004 «Чайка» приземлилась в МХТ, Глеб Ситковский, Газета, 22.12.2004 Король Лир, Александр Смольяков, Где, 17.12.2004 Ход к зрительному залу
Вячеслав Невинный, телеканал «Культура», 30.11.2004 «Невинный при всей своей массе человек очень тонкий», Ольга Романцова, Газета, 29.11.2004 Верный, страстный, Невинный, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 29.11.2004 Сирота армянская, Роман Должанский, Коммерсант, 24.11.2004 Невинность победила, Артур Соломонов, Известия, 23.11.2004 «Я никогда не был важным человеком, VIP», Сергей Капков, Газета, 21.11.2004 Оборотни в сутанах, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 12.11.2004 Матроскин, Олег Зинцов, Ведомости, 12.11.2004 Беспредел в полоску, Глеб Ситковский, Газета, 12.11.2004 Карнавал ожившей мебели, Роман Должанский, Коммерсант, 12.11.2004 Классик в неглиже, Ольга Егошина, Новые известия, 12.11.2004 Хитрости дурацкого дела, Александр Соколянский, Время новостей, 12.11.2004 Веселись не хочу, Марина Давыдова, Известия, 12.11.2004 Сестра Тартюфа, Елена Левинская, Московские новости, 12.11.2004 Тартюфом меньше, Дина Годер, Газета.Ru, 11.11.2004 Тартюф в полосочку, Алена Карась, Российская газета, 11.11.2004 Сумасшедший дом для МХАТа, Марина Токарева, Московские новости, 5.11.2004 Японский бог, Григорий Заславский, Независимая газета, 2.11.2004 Японский вопрос русский ответ, Алена Карась, Российская газета, 1.11.2004 Лира объяпонили, Глеб Ситковский, Газета, 1.11.2004 Мнимый больной, Олег Зинцов, Ведомости, 1.11.2004 Чужой против МХТ, Марина Давыдова, Известия, 1.11.2004 Русская игра по японским правилам, Александр Соколянский, Время Новостей, 1.11.2004 Дело было в зоне, Московский Комсомолец, 1.11.2004 Весь мир психушка, Григорий Заславский, Независимая газета, 29.10.2004 Дмитрий Куличков: «Настоящее рождается из свободы», Марина Лёвина, @кция, 26.10.2004 «Лир» из-под палки, Роман Должанский, Коммерсант, 18.10.2004 Тадаси Судзуки поставил «Короля Лира» с актерами МХАТа, Андрей Фесюн, РИА «Новости», 17.10.2004 Марина Зудина: «В этом мире помогают выжить театр и Табаков», Катерина Антонова, Новые Известия, 6.10.2004 Олег Табаков: Я человек хитрый, Алена Карась, Российская газета, 5.10.2004 Мелкий Гамлет, Марина Квасницкая, Рocciя, 30.09.2004 Новая, новее, еще новее
, Дина Годер, Русский Журнал, 30.09.2004 Рассекая волны, Анна Гордеева, Время новостей, 21.09.2004 Изображая Гамлета, Марина Давыдова, Известия, 20.09.2004 Милиция нравов, Олег Зинцов, Ведомости, 20.09.2004 МХТ поставил следственный эксперимент, Роман Должанский, Коммерсантъ, 20.09.2004 Изображая трагедию, Глеб Ситковский, Газета, 19.09.2004 Богиня в саду, Александр Смольяков, ГДЕ, 17.09.2004 Академический минимум, Елена Ковальская, Афиша, 13.09.2004 Кто боится Кирилла Серебренникова, Александр Смольяков, ГДЕ, 10.09.2004 Олег Табаков: Пора бы уж родиться Антону Павловичу!, Марина Зельцер, Вечерняя Москва, 8.09.2004 «Когда хоронишь младших это обессмысливает жизнь», Артур Соломонов, Известия, 7.09.2004 Маэстро успеха, Марина Токарева, МН, 3.09.2004 В «Лире» только мальчики, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 2.09.2004 Табаков больше не играет в поддавки, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 31.08.2004 Изображать жертву это супер, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 26.08.2004 Мороз и солнце, Ольга Сапрыкина, Атмосфера, 1.08.2004 Олег Табаков и императорские театры, Павел Руднев, Ваш досуг, 24.07.2004 Как народный артист рыдал навзрыд или кое-что из жизни гения, Павел Подкладов, Национальная Информационная Группа, 4.07.2004 Наталья Тенякова: Мы с мамой целый год скрывали от папы, что я в театральном, Георгий Меликянц, Известия, 3.07.2004 СОЛО для «неудобного» человека, Дмитрий Щеглов, Совершенно секретно, № 7/182, 07.2004 Непоследняя жертва, Виктория Никифорова, Эксперт, 28.06.2004 К. Хабенский: «Зритель ждет удара молотком», Юлия Шигарева, Аргументы и факты, 23.06.2004 Над всей Россией облачное небо, Елена Ямпольская, Русский курьер, 19.06.2004 Землю тянем зубами за стебли, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 18.06.2004 Записки из детского ада, Ирина Алпатова, Культура, 17.06.2004 Читали и плакали, Итоги, 15.06.2004 Давайте изменим мир, Алена Данилова, Yтро.ru, 15.06.2004 «Лунное чудовище» едет в Москву, Карэн Микаэлян, Новое Время, 12.06.2004 Чтение несчастного испанца, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 11.06.2004 «Не называй ее небесной
», Татьяна Москвина, Московские новости, 11.06.2004 Перевели в ч/б, Артур Соломонов, Известия, 11.06.2004 Вкус последней черешни, Наталия Каминская, Культура, 10.06.2004 Продано!.., Итоги, 8.06.2004 Воля к жизни, Павел Руднев, Ваш досуг, 8.06.2004 Теперь хоть и помереть
, Вера Максимова, Независимая Газета, 8.06.2004 Чехов. Девушка. Анекдот, Елена Ямпольская, Русский курьер, 7.06.2004 Тени забытых предков, Алена Карась, Российская газета, 7.06.2004 Не совсем Литвинова, Дина Годер, Газета.Ru, 4.06.2004 Пробегающая красота, Лариса Юсипова, Ведомости, 4.06.2004 К лесу садом, Марина Давыдова, Известия, 4.06.2004 Пальма в вишневом саду, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 4.06.2004 «Белое на черном» во МХАТе, Коммерсант Weekend, 4.06.2004 Шапиро поставил Шехтеля, Глеб Ситковский, Газета, 3.06.2004 Здравствуйте, дачники!, Майя Мамаладзе, Россiя, 3.06.2004 Еще один Чехов, Григорий Заславский, Независимая Газета, 21.05.2004 Майский Чехов, Александр Смольяков, ГДЕ, 21.05.2004 Олег Табаков: Я еще расту и учусь, Марина Зельцер, Вечерняя Москва, 18.05.2004 «Надо, господа, дело делать», Елена Ямпольская, Русский курьер, 13.05.2004 Интенсивная терапия. Продолжение, Елена Ковальская, Афиша-Воздух, 10.05.2004 Мирные дни, Павел Руднев, Ваш досуг, 29.04.2004 Другие дни, Борис Минаев, Огонек, 14.04.2004 Михаил Пореченков: Если мы прилетим на Марс там станет опасно, Ольга Коршакова, Огонек, 14.04.2004 Жизнь за кремовыми шторами, Любовь Лебедина, Труд, 10.04.2004 Турбины первые и последние, Дина Годер, www.russ.ru, 8.04.2004 Предлагаемые обстоятельства, Наталия Каминская, Культура, 8.04.2004 Стулом по России, Алена Карась, Российская газета, 7.04.2004 А абажур висит, Итоги, 6.04.2004 Хабенский и Пореченков теперь белогвардейцы, Анна Орлова, Комсомольская правда, 6.04.2004 Кому пролог, а кому и эпилог, Григорий Заславский, Независимая Газета, 6.04.2004 Белую гвардию сделала убойная сила, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 6.04.2004 Богов не меняют, Анна Хрусталева, Учительская газета, 6.04.2004 Люди чести, Александр Соколянский, Время новостей, 5.04.2004 Душевная драма, Олег Зинцов, Ведомости, 2.04.2004 Вышли из ментовской шинели, Полина Игнатова, Газета.Ru, 2.04.2004 Спрятаться негде, Нина Агишева, Московские новости, 2.04.2004 Счастье хорошо, а правда хуже, Глеб Ситковский, Газета, 2.04.2004 Без черного снега, Елена Ямпольская, Русский курьер, 1.04.2004 Белая и пушистая гвардия, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 1.04.2004 Жизни грянули «Ура!», Марина Давыдова, Известия, 31.03.2004 Всеобщая мобилизация, Павел Руднев, Ваш досуг, 29.03.2004 Крестный путь белой гвардии, Оксана Герасимова, Московский Комсомолец, 27.03.2004 Любимый спектакль Сталина, Григорий Заславский, Независимая газета, 26.03.2004 «Белая гвардия» во МХАТе им. А. Чехова, Коммерсант Weekend, 26.03.2004 Холодная зима пятьдесят третьего, Майя Мамаладзе, Россiя, 25.03.2004 Пьеса о кремовых шторах, Александр Смольяков, Где, 25.03.2004 «Белая гвардия». Новый призыв, Юлия Шигарева, Аргументы и факты, 24.03.2004 Назад в будущее, Павел Руднев, Ваш досуг, 22.03.2004 Мещане, или Дон Сезар де Базан, Борис Поюровский, Литературная газета, 19.03.2004 Нехорошая квартира, Итоги, 16.03.2004 Немирович вышел весь, Марина Давыдова, Известия, 14.03.2004 «Мещане» в культуре глюка, Нина Агишева, МН, 12.03.2004 От забора до обеда, Наталия Каминская, Культура, 12.03.2004 Серебренников победил Горького, Глеб Ситковский, Газета, 11.03.2004 Зайчики-мещане, Ольга Егошина, Новые известия, 11.03.2004 Концерт для половицы с оркестром, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 10.03.2004 Играй, а то проиграешь, Марина Давыдова, Известия, 10.03.2004 Где тонко, там и рвется, Алена Карась, Российская газета, 10.03.2004 Грядущий клон будет счастливым, Екатерина Сальникова, Ваш досуг, 8.03.2004 «Мещане» вернулись, Роман Должанский, Коммерсант, 6.03.2004 Свои люди, сочтемся, Олег Зинцов, Ведомости, 5.03.2004 Детей не жалко, Дина Годер, Газета.Ru, 5.03.2004 Горький без грима, Григорий Заславский, Независимая Газета, 5.03.2004 Мандаринка от яблони далеко падает, Елена Ямпольская, Русский курьер, 4.03.2004 Немного уважаемый шкаф, Олег Зинцов, Ведомости, 4.03.2004 Клоны атаковали МХАТ, Роман Должанский, Коммерсант, 4.03.2004 Крошка-клон к отцу пришел, Глеб Ситковский, Газета, 4.03.2004 МХАТ атаковали клоны, Артур Соломонов, Известия, 4.03.2004 Честные намерения, Мария Никольская, Россiя, 4.03.2004 Народный характер Алексея Грибова, Светлана Новикова-Ганелина, Аргументы и факты, 4.03.2004 Новый спектакль МХАТа имени Чехова рассказывает о клонах, Елена Груева, Столичная вечерняя газета, 3.03.2004 Если встретишь сам себя, умрешь, Ольга Рогинская, Русский Журнал, 3.03.2004 Отцы и клоны на сцене МХАТа, Мария Кузьмина, Yтро.ru, 3.03.2004 Разбитое счастье Евгении Ханаевой, Сергей Капков, Частная жизнь, 03.2004 Олег Табаков выдает Японии главную тайну, Валерий Виноградов, Вести, 28.02.2004 «'Мещан'» я прочел недавно", Роман Должанский, Коммерсантъ-Weekend, 27.02.2004 Максим Горький хит сезона, Роман Должанский, Коммерсантъ-Weekend, 27.02.2004 Мещанин во дворянстве, Елена Ковальская, Афиша, 25.02.2004 Никакого мещанства, Павел Руднев, Ваш досуг, 23.02.2004 МХАТ в грязи, Мария Львова, Вечерний клуб, 19.02.2004 Немирович сыграет Чехова, Ирина Корнеева, Российская газета, 5.02.2004 ОЛЕГ ТАБАКОВ: «ЕСЛИ В РАБОТЕ ОТСУТСТВУЕТ РИСК, ОНА СТАНОВИТСЯ КВЕЛОЙ», Известия, 23.01.2004 Последняя любовь делового господина, Полина Богданова, Театральные Новые известия, 17.01.2004 В поисках утраченного МХАТа, Культура, 15.01.2004 В паутине опасных связей, Алиса Никольская, Театральная касса, 1.2004 Рисунки и шаржи. Борис Ливанов, телеканал «Культура», 2004 Мой серебряный шар. Евгений Евстигнеев, Виталий Вульф, телеканал «Россия», 2004 |