Дмитрий Куличков: «Настоящее рождается из свободы»

Марина Лёвина, @кция, 26.10.2004
Актер Дмитрий Куличков в нынешнем году закончил Школу-студию МХАТ (курс Евгения Каменьковича), сейчас играет в спектаклях «Вишневый сад», «Обломов», «Скрипка и немножко нервно», «Белая гвардия» (МХТ им. Чехова) и в «Воскресение. Супер», идущем на сцене Театра п/р Табакова. Известен как молодой актер, от которого много ждут не только режиссеры, но и зрители.

@: Перед тем как приехать в Москву и поступить в Школу-студию МХАТ, вы отучились на театральном отделении Саратовской государственной консерватории?

Д. К. : Да, на курсе Александра Григорьевича Галко. В Саратове сыграл три дипломных спектакля — «Мнимого больного», «Человека и джентльмена», «Грозу». «Человек и джентльмен» с «Грозой» шли на большой сцене Саратовского драматического театра и держались в репертуаре полтора года. Учебного театра при консерватории не было. До сих пор нежно вспоминаю эти работы.

@: А что заставило уехать из Саратова и поступать в театральный еще раз?

Д. К. : Я не думал именно о втором актерском образовании, просто хотел учиться дальше, продлить эти годы, самые дорогие для меня. Всего проучился — в Саратове и в Москве — семь лет. Теперь не знаю, хватило бы еще на учебу сил. Ну, и, конечно, хотел пройти испытание. В Школе-студии МХАТ я сыграл только один дипломный спектакль, но очень важный — «Дети солнца». Чепурной из этой пьесы — сложная, «взрослая», серьезная роль, совершенно отличная от прежних саратовских — комедийных и характерных. Наверное, я повзрослел — и роль «повзрослела».
А в Москве, конечно, все оказалось по-другому. В Саратове наш курс был похож на тихую маленькую семью, живущую в четырех стенах, здесь же очень много людей, от которых можешь что-то взять, с которыми можешь общаться. Я здесь всего за три года успел сняться в главной роли в сериале «Ораторский прием» по любимому моему Шукшину — не могу, к сожалению, сказать, что очень доволен этим фильмом, — в двух короткометражках абдрашитовских выпускников, в картине Константина Худякова «На Верхней Масловке». Сейчас снимаюсь у Александра Митты в сериале «Невидимый рай».

@: А почему вы вдруг вообще решили поступать в театральный?

Д. К. : Мама меня во втором классе привела в драмкружок в Саратове, куда, кстати, ходил ребенком Олег Павлович Табаков. Лет шесть я там прозанимался, если не больше. Ну а потом ничего не оставалось, кроме как направляться в театральный. Даже если бы ничего не получилось, я должен был это попробовать. Не жалею, что с Саратова начал. Благодарен и институту, и руководителю курса.

@: Вы сейчас репетируете Регану в «Короле Лире», которого Тадаши Сузуки ставит в МХТ?

Д. К. : Да. Это странный опыт. Радикальный шаг и новая кровь для нашего театра. Спектакль Сузуки, который идет в Японии, полностью, под кальку переносится на сцену Художественного, но играют в нем русские артисты. Сузуки выбирал между несколькими театрами России, все боролись за него, честь была столкнуться с режиссером в работе.
Это совсем другой театр, чем тот, к которому привыкли русские зрители. В Японии женщины в театре не играют вообще, привычно, когда мужчина исполняет женские роли, — здесь нет, но было бы неожиданно, если бы в России в спектакле вдруг появились женщины. К тому же режиссер считает, что пьесу нужно играть по-мужски резко, семья Лира как мафиозный клан, говорит он: все в нем коварны. Особенно Регана и Гонерилья, они мужественнее всех.

@: Не было страха встретиться с Сузуки — одной из величин мирового театра?

Д. К. : Нет, было страшно другое: чтобы постановка не стала пародией на японский театр. Своеобразная пластика, жесткие мизансцены — ни на сантиметр нельзя сдвигаться от задуманного режиссером рисунка, идти куда захочешь, определенный свет, выставляемый строго под мизансцены, неподвижный корпус, минимум жестов, движений, необходимость направлять энергию в партнера… Все это может нашего зрителя испугать.
Сузуки говорит: вы должны быть как самураи. Японцы — да, самураи, темпераментные и жесткие, а у нас это не совсем в крови. Поедем со спектаклем в Японию на три недели играть премьеру, но это будет не страшно, а вот потом, в России, показывать страшнее. На подсознательном уровне возможна отгороженность от чужой культуры, сопротивление ей.

@: Как вы работали с Сузуки?

Д. К. : Ездили на две недели в его театральный центр, расположенный в горах, в деревне Тога. Там, кстати, очень интересная структура: артисты — и осветители, и звукорежиссеры, и повара, работают двадцать часов в сутки. Мы занимались тренингами по системе набора энергии, изобретенной самим Сузуки. Она связана с мифом о пробуждении крестьянами духов земли через танцы, удары ног о землю. Ноги — центр тяжести. Если не так ступню переставишь — это будет уже непростительная оплошность или особый знак. Перед каждой репетицией две минуты тренинг: ходим в одном ритме под определенную музыку, топая ногами. Потому что энергия — от земли, жестокая, звериная, гасимая в наш рационально-технический век, энергия, которая освобождается и концентрируется в спектакле. На этом строится театр Сузуки. Жестокий театр. И пьеса выбрана специально жестокая: злоба, ненависть, убийства, кровь. Музыка — первобытная, шаманская.

@: Какими будут ваши новые работы?

Д. К. : Не хочу пока говорить. Нескольких хороших режиссеров я уже встретил. Есть кто-то, с кем особенно хочется встретиться снова, например с Сергеем Васильевичем Женовачом, у которого играл в «Белой гвардии». Не значит, что он лучше других как режиссер, просто мне ближе то, как он видит мир, как и что чувствует.
Сейчас много возможностей проявить себя, театр сегодняшний богат на людей. Что-то нащупывается, что-то пробуется, время интересно не столько по результату, сколько по этой вот почве. Может быть, то, что заделывается сейчас, выльется в результат позже, может быть, нет, но чувствуется, что происходит что-то: движение, поиск, возможность соприкоснуться с совершенно разными вещами.
В будущем мне хотелось бы самому поставить спектакль, собрав знакомых актеров, в основном ровесников. Часто об этом думаю, ищу материал. Это должно быть что-то лично нам близкое: что угодно, на что душа откликнется, хоть тот же Шукшин. Главное, чтобы с тобой, двадцатипятилетним, соприкасалось. Отрада — самому искать и быть свободным в работе. Из свободы рождается настоящее. Удивлять ничем не нужно. Просто должно быть свое.
2004
Триста смертей Моцарта, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 31.12.2004
Девушка Mороз, Лариса Резникова, Московский Комсомолец, 25.12.2004
У Табакова обнаружили «Сердце ангела», Артур Соломонов, Известия, 22.12.2004
«Чайка» приземлилась в МХТ, Глеб Ситковский, Газета, 22.12.2004
Король Лир, Александр Смольяков, Где, 17.12.2004
Ход к зрительному залу… Вячеслав Невинный, телеканал «Культура», 30.11.2004
Верный, страстный, Невинный, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 29.11.2004
Сирота армянская, Роман Должанский, Коммерсант, 24.11.2004
Невинность победила, Артур Соломонов, Известия, 23.11.2004
«Я никогда не был важным человеком, VIP», Сергей Капков, Газета, 21.11.2004
Оборотни в сутанах, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 12.11.2004
Матроскин, Олег Зинцов, Ведомости, 12.11.2004
Беспредел в полоску, Глеб Ситковский, Газета, 12.11.2004
Карнавал ожившей мебели, Роман Должанский, Коммерсант, 12.11.2004
Классик в неглиже, Ольга Егошина, Новые известия, 12.11.2004
Хитрости дурацкого дела, Александр Соколянский, Время новостей, 12.11.2004
Веселись — не хочу, Марина Давыдова, Известия, 12.11.2004
Сестра Тартюфа, Елена Левинская, Московские новости, 12.11.2004
Тартюфом меньше, Дина Годер, Газета.Ru, 11.11.2004
Тартюф в полосочку, Алена Карась, Российская газета, 11.11.2004
Сумасшедший дом для МХАТа, Марина Токарева, Московские новости, 5.11.2004
Японский бог, Григорий Заславский, Независимая газета, 2.11.2004
Японский вопрос — русский ответ, Алена Карась, Российская газета, 1.11.2004
Лира объяпонили, Глеб Ситковский, Газета, 1.11.2004
Мнимый больной, Олег Зинцов, Ведомости, 1.11.2004
Чужой против МХТ, Марина Давыдова, Известия, 1.11.2004
Русская игра по японским правилам, Александр Соколянский, Время Новостей, 1.11.2004
Дело было в зоне, Московский Комсомолец, 1.11.2004
Весь мир — психушка, Григорий Заславский, Независимая газета, 29.10.2004
«Лир» из-под палки, Роман Должанский, Коммерсант, 18.10.2004
Марина Зудина: «В этом мире помогают выжить театр и Табаков», Катерина Антонова, Новые Известия, 6.10.2004
Олег Табаков: Я человек хитрый, Алена Карась, Российская газета, 5.10.2004
Мелкий Гамлет, Марина Квасницкая, Рocciя, 30.09.2004
Новая, новее, еще новее…, Дина Годер, Русский Журнал, 30.09.2004
Рассекая волны, Анна Гордеева, Время новостей, 21.09.2004
Изображая Гамлета, Марина Давыдова, Известия, 20.09.2004
Милиция нравов, Олег Зинцов, Ведомости, 20.09.2004
МХТ поставил следственный эксперимент, Роман Должанский, Коммерсантъ, 20.09.2004
Изображая трагедию, Глеб Ситковский, Газета, 19.09.2004
Богиня в саду, Александр Смольяков, ГДЕ, 17.09.2004
Академический минимум, Елена Ковальская, Афиша, 13.09.2004
Кто боится Кирилла Серебренникова, Александр Смольяков, ГДЕ, 10.09.2004
Олег Табаков: Пора бы уж родиться Антону Павловичу!, Марина Зельцер, Вечерняя Москва, 8.09.2004
Маэстро успеха, Марина Токарева, МН, 3.09.2004
В «Лире» только мальчики, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 2.09.2004
Табаков больше не играет в поддавки, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 31.08.2004
Изображать жертву — это супер, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 26.08.2004
Мороз и солнце, Ольга Сапрыкина, Атмосфера, 1.08.2004
Олег Табаков и императорские театры, Павел Руднев, Ваш досуг, 24.07.2004
Как народный артист рыдал навзрыд или кое-что из жизни гения, Павел Подкладов, Национальная Информационная Группа, 4.07.2004
СОЛО для «неудобного» человека, Дмитрий Щеглов, Совершенно секретно, № 7/182, 07.2004
Непоследняя жертва, Виктория Никифорова, Эксперт, 28.06.2004
К. Хабенский: «Зритель ждет удара молотком», Юлия Шигарева, Аргументы и факты, 23.06.2004
Над всей Россией облачное небо, Елена Ямпольская, Русский курьер, 19.06.2004
Землю тянем зубами за стебли, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 18.06.2004
Записки из детского ада, Ирина Алпатова, Культура, 17.06.2004
Читали и плакали, Итоги, 15.06.2004
Давайте изменим мир, Алена Данилова, Yтро.ru, 15.06.2004
«Лунное чудовище» едет в Москву, Карэн Микаэлян, Новое Время, 12.06.2004
Чтение несчастного испанца, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 11.06.2004
«Не называй ее небесной…», Татьяна Москвина, Московские новости, 11.06.2004
Перевели в ч/б, Артур Соломонов, Известия, 11.06.2004
Вкус последней черешни, Наталия Каминская, Культура, 10.06.2004
Продано!.., Итоги, 8.06.2004
Воля к жизни, Павел Руднев, Ваш досуг, 8.06.2004
Теперь хоть и помереть…, Вера Максимова, Независимая Газета, 8.06.2004
Чехов. Девушка. Анекдот, Елена Ямпольская, Русский курьер, 7.06.2004
Тени забытых предков, Алена Карась, Российская газета, 7.06.2004
Не совсем Литвинова, Дина Годер, Газета.Ru, 4.06.2004
Пробегающая красота, Лариса Юсипова, Ведомости, 4.06.2004
К лесу — садом, Марина Давыдова, Известия, 4.06.2004
Пальма в вишневом саду, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 4.06.2004
«Белое на черном» во МХАТе, Коммерсант Weekend, 4.06.2004
Шапиро поставил Шехтеля, Глеб Ситковский, Газета, 3.06.2004
Здравствуйте, дачники!, Майя Мамаладзе, Россiя, 3.06.2004
Еще один Чехов, Григорий Заславский, Независимая Газета, 21.05.2004
Майский Чехов, Александр Смольяков, ГДЕ, 21.05.2004
Олег Табаков: Я еще расту и учусь, Марина Зельцер, Вечерняя Москва, 18.05.2004
«Надо, господа, дело делать», Елена Ямпольская, Русский курьер, 13.05.2004
Интенсивная терапия. Продолжение, Елена Ковальская, Афиша-Воздух, 10.05.2004
Мирные дни, Павел Руднев, Ваш досуг, 29.04.2004
Другие дни, Борис Минаев, Огонек, 14.04.2004
Жизнь за кремовыми шторами, Любовь Лебедина, Труд, 10.04.2004
Турбины — первые и последние, Дина Годер, www.russ.ru, 8.04.2004
Предлагаемые обстоятельства, Наталия Каминская, Культура, 8.04.2004
Стулом по России, Алена Карась, Российская газета, 7.04.2004
А абажур висит, Итоги, 6.04.2004
Хабенский и Пореченков теперь белогвардейцы, Анна Орлова, Комсомольская правда, 6.04.2004
Кому пролог, а кому и эпилог, Григорий Заславский, Независимая Газета, 6.04.2004
Белую гвардию сделала убойная сила, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 6.04.2004
Богов не меняют, Анна Хрусталева, Учительская газета, 6.04.2004
Люди чести, Александр Соколянский, Время новостей, 5.04.2004
Душевная драма, Олег Зинцов, Ведомости, 2.04.2004
Вышли из ментовской шинели, Полина Игнатова, Газета.Ru, 2.04.2004
Спрятаться негде, Нина Агишева, Московские новости, 2.04.2004
Счастье — хорошо, а правда — хуже, Глеб Ситковский, Газета, 2.04.2004
Без черного снега, Елена Ямпольская, Русский курьер, 1.04.2004
Белая и пушистая гвардия, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 1.04.2004
Жизни грянули «Ура!», Марина Давыдова, Известия, 31.03.2004
Всеобщая мобилизация, Павел Руднев, Ваш досуг, 29.03.2004
Крестный путь белой гвардии, Оксана Герасимова, Московский Комсомолец, 27.03.2004
Любимый спектакль Сталина, Григорий Заславский, Независимая газета, 26.03.2004
Холодная зима пятьдесят третьего, Майя Мамаладзе, Россiя, 25.03.2004
Пьеса о кремовых шторах, Александр Смольяков, Где, 25.03.2004
«Белая гвардия». Новый призыв, Юлия Шигарева, Аргументы и факты, 24.03.2004
Назад в будущее, Павел Руднев, Ваш досуг, 22.03.2004
Мещане, или Дон Сезар де Базан, Борис Поюровский, Литературная газета, 19.03.2004
Нехорошая квартира, Итоги, 16.03.2004
Немирович вышел весь, Марина Давыдова, Известия, 14.03.2004
«Мещане» в культуре глюка, Нина Агишева, МН, 12.03.2004
От забора до обеда, Наталия Каминская, Культура, 12.03.2004
Серебренников победил Горького, Глеб Ситковский, Газета, 11.03.2004
Зайчики-мещане, Ольга Егошина, Новые известия, 11.03.2004
Концерт для половицы с оркестром, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 10.03.2004
Играй, а то проиграешь, Марина Давыдова, Известия, 10.03.2004
Где тонко, там и рвется, Алена Карась, Российская газета, 10.03.2004
Грядущий клон будет счастливым, Екатерина Сальникова, Ваш досуг, 8.03.2004
«Мещане» вернулись, Роман Должанский, Коммерсант, 6.03.2004
Свои люди, сочтемся, Олег Зинцов, Ведомости, 5.03.2004
Детей не жалко, Дина Годер, Газета.Ru, 5.03.2004
Горький без грима, Григорий Заславский, Независимая Газета, 5.03.2004
Мандаринка от яблони далеко падает, Елена Ямпольская, Русский курьер, 4.03.2004
Немного уважаемый шкаф, Олег Зинцов, Ведомости, 4.03.2004
Клоны атаковали МХАТ, Роман Должанский, Коммерсант, 4.03.2004
Крошка-клон к отцу пришел, Глеб Ситковский, Газета, 4.03.2004
МХАТ атаковали клоны, Артур Соломонов, Известия, 4.03.2004
Честные намерения, Мария Никольская, Россiя, 4.03.2004
Народный характер Алексея Грибова, Светлана Новикова-Ганелина, Аргументы и факты, 4.03.2004
Новый спектакль МХАТа имени Чехова рассказывает о клонах, Елена Груева, Столичная вечерняя газета, 3.03.2004
Если встретишь сам себя, умрешь, Ольга Рогинская, Русский Журнал, 3.03.2004
Отцы и клоны на сцене МХАТа, Мария Кузьмина, Yтро.ru, 3.03.2004
Разбитое счастье Евгении Ханаевой, Сергей Капков, Частная жизнь, 03.2004
Олег Табаков выдает Японии главную тайну, Валерий Виноградов, Вести, 28.02.2004
«'Мещан'» я прочел недавно", Роман Должанский, Коммерсантъ-Weekend, 27.02.2004
Максим Горький — хит сезона, Роман Должанский, Коммерсантъ-Weekend, 27.02.2004
Мещанин во дворянстве, Елена Ковальская, Афиша, 25.02.2004
Никакого мещанства, Павел Руднев, Ваш досуг, 23.02.2004
МХАТ в грязи, Мария Львова, Вечерний клуб, 19.02.2004
Немирович сыграет Чехова, Ирина Корнеева, Российская газета, 5.02.2004
Последняя любовь делового господина, Полина Богданова, Театральные Новые известия, 17.01.2004
В паутине опасных связей, Алиса Никольская, Театральная касса, 1.2004
Рисунки и шаржи. Борис Ливанов, телеканал «Культура», 2004
Мой серебряный шар. Евгений Евстигнеев, Виталий Вульф, телеканал «Россия», 2004