Лестница в никуда

Ольга Егошина, Новые известия, 16.02.2005
На Малой сцене Художественного театра впервые в России поставлена пьеса «Художник спускается по лестнице» Тома Стоппарда. Режиссер Лена Невежина сделала из интеллектуальной радиодрамы живого классика душераздирающую любовную историю. 

Один из персонажей пьесы «Художник спускается по лестнице» уверяет другого, что старого приятеля можно и нужно убить за то, что он насвистывает симфонию Бетховена в ритме вальса. Интересно, что бы он порекомендовал сделать с режиссером, который ставит Тома Стоппарда в духе душещипательной мелодрамы? Сюжет редко бывает сильной стороной интеллектуальных драм Стоппарда. Его пьесы часто напоминают геометрическое построение, логическую задачу, где каждый ход решает какую-то загадку, его персонажи всегда маются какой-то тайной, которая остается неоткрытой для них, но постепенно раскрывается для зрителя. В пьесе о трех друзьях-художниках разгадывают тайны двух смертей. Одна произошла только что: переваливший семидесятилетний рубеж Доннер (Евгений Киндинов) свалился с лестницы и сломал шею. На включенном магнитофоне осталась запись чьих-то шагов и его голос: «Ты думаешь, я тебя не вижу?» В маленькой студии-мансарде не бывает посторонних. Значит, эти слова могут относиться либо к его коллеге и соседу Битчему (Станислав Любшин), либо к Мартелло (Борис Плотников). Каждый уверен, что преступление совершил другой. За полувековую совместную жизнь поводов накопилось сколько угодно. Вторая тайна — смерть Софи, девушки, в которую они все были влюблены, и теперь чувствуют себя виноватыми.

Стоппард написал эту пьесу для радио. И акцент в ней поставлен не столько на действия героев, сколько на их разговоры. Драматург играет временами, перенося действие из 70-х годов в 20-е, потом в 10-е. Его герои спорят о путях искусства, о месте художника в обществе, о жанрах и стилях.

Найти сценический эквивалент его графичной, полной намеков, ассоциаций, литературных игр прозе — дело увлекательное, но малоблагодарное. Лена Невежина, уже раз ставившая «Художника?» в Риге, в московской версии идет по пути наименьшего сопротивления. Талантливая молодая художница Анастасия Глебова создает на малой сцене МХТ забавную сценическую среду: что-то среднее между диккенсовскими чердаками и современными концептуальными выставками-инсталляциями. Рядом мирно сосуществуют деревянный старенький столик и сделанный из железных прутьев каркас единорога. Манекен девушки с зубами из жемчуга, грудями из яблок и волосами из пшеницы соседствует с граммофонной трубой. Винтовая лестница упирается прямо в небо в форме СД-диска.

В одном из интервью Стоппард сказал, что он не требует от актеров понимания, но требует «более простой вещи: чтобы текст внятно звучал со сцены». Это скромное авторское желание мхатовские актеры не выполняют решительно. Текст и мнут, и комкают, и забывают, и забивают отсебятиной, красят интонациями до полной неразличимости.

Борис Плотников, Евгений Киндинов, Станислав Любшин, играющие героев в старости, ищут возрастных «красок и красочек». Они кряхтят, хватаются за спины от ревматических болей, говорят расслабленными интонациями, обращаются только и исключительно к зрительному залу, не замечая партнера. Молодые актеры Денис Бобышев (Доннер), Сергей Медведев (Мартелло), Максим Матвеев (Битчем) играют троицу клоунов, азартно валяют дурака, переходя от одного капустного номера к другому. Екатерина Саломатина играет слепую девушку Софи двойником рабыни Изауры. Такую пошлую смесь паточной сентиментальности с истерикой трудно даже вообразить. Все интеллектуальные игры драматурга оказываются прочно погребенными в сюжетных перипетиях, достойных мексиканского сериала. В результате получается почти по пословице: «Ни Богу свечка, ни черту кочерга». Ни тебе интеллектуальная радость, ни чистая развлекалочка на радость публике.

Как сказала в антракте просто приятная дама даме приятной во всех отношениях: «Я смотрела фильм какого-то Стоппарда про Розенкранца и Гильденстерна. Что-то ужасное и непонятное. Наверное, здесь идет пьеса какого-то другого Стоппарда». В общем, она действительно права.
2005
«Чайки» разлетятся по московским театрам, Павел Сигалов, Коммерсант, 24.12.2005
Без пистолета, Алиса Никольская, Взгляд, 23.12.2005
Михаил Пореченков: артисту без амбиций никуда!, Марина Зельцер, Вечерняя Москва, 22.12.2005
Три бойбренда, Наталия Каминская, Культура, 22.12.2005
Один как перст, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 19.12.2005
Тень мента Гамлета, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 16.12.2005
Абсурдно что-то в Датском королевстве, Валентина Львова, Комсомольская правда, 16.12.2005
Гамлет-шашлык, Олег Зинцов, Ведомости, 16.12.2005
В постели с Хабенским, Елена Левинская, Московские новости, 16.12.2005
Силовики берут шекспира с поличным, Елена Красникова, Комсомольская правда, 15.12.2005
Гамлет от Табакова, Алена Карась, Российская газета, 15.12.2005
Гамлет-банд, Ольга Егошина, Новые Известия, 15.12.2005
«Гамлет», МХТ им. Чехова, Марина Давыдова, Известия, 9.12.2005
Гамлет в МХТ: Принц Питерский, Саша Маслова, Ваш досуг, 8.12.2005
Кира Головко: Сосватал меня вовсе не Сталин, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 8.12.2005
ОЛЕГ ПАЛЫЧ МАТРОСКИН, Татьяна Петрова, Лица, 1.12.2005
Фрейд отдыхает, Итоги, 28.11.2005
"Ее можно назвать «железной леди», Артур Соломонов, Известия, 23.11.2005
Даже не думайте, Олег Зинцов, Ведомости, 22.11.2005
Все решим с доктором, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 21.11.2005
Психоанализ русской печки, Марина Шимадина, Коммерсант, 19.11.2005
Психоанализ русской печки, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 19.11.2005
Трудно быть монстром, Елена Груева, Ваш досуг, 17.11.2005
Прапорщик Полоний, Ольга Коршакова, Огонёк, 14.11.2005
Столикий Табаков, Алена Карась, Российская газета, 14.11.2005
СУМЕРКИ, или МЕРЗЛАЯ ЗЕМЛЯ, Наталья Пивоварова, Экран и сцена, 11.2005
Поцелуй Иудушки, Ирина Алпатова, Культура, 20.10.2005
Господа Головлевы, Елена Ковальская, Афиша, 18.10.2005
Блуждание по вертикали, Марина Давыдова, Эксперт, 17.10.2005
ТАБАКОВУ ПРИПОМНИЛИ БУФЕТЧИЦУ КЛАВУ, Екатерина Цветкова, Вечерняя Москва, 17.10.2005
Матроскину подарили Матроскина, Марина Райкина, Московский комсомолец, 17.10.2005
Веселый вечер, Григорий Заславский, Независимая газета, 17.10.2005
Театр для одного актера, Роман Должанский, Коммерсант, 17.10.2005
Евгений Миронов уничтожил всю свою родню, Анна Орлова, Комсомольская правда, 15.10.2005
СТРАШНАЯ РУССКАЯ СКАЗКА, Любовь Лебедина, Труд, 14.10.2005
Почему Табаков летает как птица, Марина Райкина, Московский комсомолец, 14.10.2005
Тирания суффиксов, Елена Ямпольская, Время новостей, 12.10.2005
Всех извел кусачим оводом, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 12.10.2005
Тирания суффиксов, Елена Ямпольская, Время новостей, 12.10.2005
Земля пухом, Глеб Ситковский, Газета, 10.10.2005
Пришел упырь, Артур Соломонов, Известия, 10.10.2005
Свое именьице, Олег Зинцов, Ведомости, 10.10.2005
Смертельный номер, Ольга Егошина, Новые Известия, 10.10.2005
Совершенство тени, Алена Карась, Российская газета, 10.10.2005
ПРИШЕЛ УПЫРЬ, Артур Соломонов, Известия, 10.10.2005
КОСМОС КАК ПРЕДЧУВСТВИЕ, Григорий Заславский, Независимая газета, 10.10.2005
Идиотушка, Роман Должанский, Коммерсантъ, 8.10.2005
На деревню Иудушке, Екатерина Васенина, Независимая Газета, 7.10.2005
Три товарища, Марина Зайонц, Итоги, 19.09.2005
ПОТЕНЦИЯ ТАБАКОВА НАЦЕЛЕНА В БУДУЩЕЕ, Марина Зельцер, Вечерняя Москва, 9.09.2005
ТАБАКОВ ЗДЕСЬ, ТАБАКОВ ТАМ. .., Леонид Павлючик, Труд, 9.09.2005
Олегу Табакову подарили личную «аллею звезд», Анна Орлова, Комсомольская правда, 9.09.2005
Юрий Еремин: «Табаков играет Табакова», Григорий Заславский, Планета Красота, 8.09.2005
Звезды липнут к славе, Виталий Шанга, МК-ВОСКРЕСЕНЬЕ, 4.09.2005
«Ну почему Лелик?», Александр Авдеенко, Экран и сцена, 1.09.2005
«В приемной Табакова телефоны звонят всегда», Театральные Новые Известия, 1.09.2005
О. П. Т. в розницу, Елена Ямпольская, Театральные Новые Известия, 1.09.2005
«Репетиция напоминает секс», Татьяна Рассказова, Ведомости, 25.08.2005
Московский Художественный Табаков, Наталия Каминская, Культура, 18.08.2005
«Я не рефлексирующий, я - бульдозер», Артур Соломонов, Известия, 17.08.2005
Художественный руководитель МХТ Олег Табаков, Михаил Малыхин, Новые Известия, 17.08.2005
«ДЕЛО НАДО ДЕЛАТЬ, ГОСПОДА», Павел Подкладов, Труд, 17.08.2005
ЕСЛИ ПРИЗНАВАТЬСЯ В ЛЮБВИ — ТО ТОЛЬКО ТАБАКОВУ, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 17.08.2005
КАК ТАБАКОВ ЗА ДУНАЕМ ПРАВИЛ (часть вторая), Марина Райкина, Московский комсомолец, 17.08.2005
Роман длиной в 48 лет, Валерий Кичин, Российская газета, 17.08.2005
КАК ТАБАКОВ ЗА ДУНАЕМ ПРАВИЛ (часть первая), Марина Райкина, Московский комсомолец, 16.08.2005
ТАБАКОВ КАК ПРЕДЧУВСТВИЕ, Евгений Миронов, Литературная газета, 10.08.2005
Олег Табаков: Сдам квартиру, чтобы в ерунде не сниматься, Елена Красникова, Комсомольская правда, 4.08.2005
ВКУС К ЖИЗНИ, Жанна Филатова, Театральная Афиша, 1.08.2005
Вернуть Иванова, Елена Левинская, Московские новости, 3.06.2005
Портрет молодого человека при карьере, Алиса Никольская, Театральная касса, 06.2005
Под стук вагонных колес, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 30.05.2005
Семейные радости, Ольга Егошина, Новые Известия, 30.05.2005
Возвращаться домой не нужно, Артур Соломонов, Известия, 27.05.2005
Это я, Павел Ващилин, Анастасия Касумова, Time out, 23.05.2005
Солнце сияло, Анастасия Касумова, Time out, 16.05.2005
Олег Табаков получил второй срок, Роман Должанский, Коммерсантъ, 15.04.2005
Переназначенец из МХТ, Максим Редин, СМИ. ru, 14.04.2005
Олег Табаков выдвигает свои условия, Григорий Заславский, радиокомпания «Маяк», 14.04.2005
Разговаривать не надо, приседайте до упаду…, Ирина Алпатова, Культура, 14.04.2005
Негерой нашего времени, Ирина Алпатова, Культура, 7.04.2005
Ослепленные солнцем, Роман Должанский, Коммерсант, 6.04.2005
Краткий курс истории РФ, Марина Давыдова, Известия, 1.04.2005
Солнечный угар, Олег Зинцов, Ведомости, 1.04.2005
Жертвы их искусства, Марина Полубарьева, Московский Комсомолец в Питере, 16.03.2005
«Милая Линочка!..», Виталий Вульф, Независимая газета, 11.03.2005
Олег Табаков. Как театру ужиться с капитализмом, Ольга Шаблинская, Аргументы и факты, 2.03.2005
31 августа против культур-мультур, Елена Ямпольская, Русский курьер, 17.02.2005
Лестница в никуда, Ольга Егошина, Новые известия, 16.02.2005
Где скользко, там и рвется, Роман Должанский, Коммерсант, 16.02.2005
Кто во что горазд, Александр Соколянский, Время новостей, 16.02.2005
Художник мухи не обидит, Олег Зинцов, Ведомости, 15.02.2005
Кто убил авангардиста, Александр Соколянский, Время новостей, 15.02.2005
Володин и володинское, Татьяна Ратобыльская, Петербургский театральный журнал, 02.2005
Амадей, 10.01.2005
Художник-гримёр Анатолий Чирков: «Главное, чтобы актёр был доволен», Елена Езерская, глава из книги «МХАТ: взгляд из-за кулис. Театральные рассказы», 2005
Мой серебряный шар. Георгий Бурков, Виталий Вульф, телеканал «Россия», 2005
Мой серебряный шар. Елена Майорова, Виталий Вульф, телеканал «Россия», 2005