Ослепленные солнцемРоман Должанский, Коммерсант, 6.04.2005 В МХТ имени Чехова прошла премьера спектакля по роману Анатолия Курчаткина «Солнце сияло» в постановке Марины Брусникиной. Зритель вспоминает историю России 90-х годов и решает, как жить дальше. Рассказывает РОМАН ДОЛЖАНСКИЙ. Это уже пятый спектакль Марины Брусникиной в МХТ имени Чехова. Все они поставлены по современной прозе, поэтому с некоторых пор принято говорить о них как о едином цикле, своего рода особом репертуаре внутри пестрой, разнообразной и непредсказуемой мхатовской афиши. На самом деле объединяет их только то, что госпожа Брусникина не заказывает и не сочиняет пьес, а ставит собственно литературные произведения. Когда речь идет об очень серьезной литературе, в ее спектаклях текст как бы «блуждает» от актера к актеру, действующие лица не прикреплены к исполнителям, и возникает удивительный эффект произведение обретает на сцене особый объем и силу. Таковы мхатовские спектакли Марины Брусникиной по Виктору Астафьеву и Людмиле Улицкой. Такова недавняя «Моя Марусечка» в новосибирском театре «Глобус», поставленная по повести Александры Васильевой. Совсем иначе устроены спектакли госпожи Брусникиной, поставленные по текстам, представляющим собой занятные очерки современных нравов. Эти сочинения, как правило, не являются феноменами языка, зато дают возможность силами молодых актеров разыграть для зрителя узнаваемые истории из жизни. «Солнце сияло» Анатолия Курчаткина возвращает нас в 90-е годы прошлого века, в ельцинскую эпоху. Начинается все с того, что герой романа, молодой человек по имени Саша, заканчивает службу в армии. Однако он не возвращается в скучный провинциальный городок, где родился и вырос, а вместе с армейским товарищем отправляется в бурлящую соблазнами и перспективами новой рыночной жизни столицу. Естественно, автор посылает своего весьма наивного героя не на завод и не в университет. Парень пробует себя в журналистике. Сначала он попадает в продажный и жестокий мир телевидения, а потом в не менее продажную и не менее жестокую индустрию шоу-бизнеса. Марина Брусникина решила поставить спектакль в жанре театрального ток-шоу. Художник Екатерина Кузнецова устроила на Малой сцене МХТ подобие узнаваемой телевизионной студии: посредине полукруглый желтый диван, по бокам подиумы. сзади яркие экраны. В сущности, спектакль «Солнце сияло» представляет собой парад персонажей-карикатур, с которыми приходится столкнуться молодому человеку. Почти все они сыграны броско и талантливо. Актеры, точно арбатские уличные художники, несколькими мелками разной степени яркости рисуют экспресс-шаржи. Некоторые по несколько штук за спектакль. Вот дочка крупного телевизионного начальника, у которой с Сашей завязывается роман, и ее сексуально озабоченная сестра, собирающаяся стать певицей, а потому выходящая замуж за молодого композитора. А вот отец сестричек, вальяжный телемагнат. Рядом с ним другой телебосс застегнутый на все пуговицы сухарь и взяточник. На сцене мелькают арт-директор рекламной студии и его клиент, популярный певец с повадками уголовника; бездарная провинциальная певичка, делающая карьеру причинным местом, и ее покровитель; держатель продуктовых ларьков, которого в конце концов пристреливают, и музыкальные критикессы, болтающие псевдоученую чушь. В общем, страшный мир дикого капитализма, в котором все продается и покупается, где почти ни у кого нет ни стыда ни совести. Понятно, что просто высмеять и заклеймить общество театр не может, нужно предложить какую-нибудь альтернативу. Мне кажется, что она уже заключена в том, как играет Сашу актер Павел Ващилин. К его персонажу никакая окружающая гадость вроде бы не липнет. Его Саша, набивший себе множество шишек и выкинутый на обочину, остается таким же лучезарным и добрым, каким он был в начале спектакля. С точки зрения логики и правды жизни поверить в такое трудно, но в качестве обнадеживающего театрального символа почему нет? Однако романтической веры в человека создателям спектакля оказалось недостаточно. Поэтому «Солнце сияло», забавное и довольно ироничное зрелище, заканчивается немыслимо нравоучительной и сопливой сценой: герой проникновенно рассказывает зрителям, что теперь он с сыном большую часть времени проводит не в ужасной Москве, а в родном городке, где общается с простыми людьми и с природой, а также изучает мудрость предков. Одна из этих заповедей звучит, между прочим, довольно страшновато: «Никогда не пить из одной чашки с иноверцами». Ничего себе альтернатива шоу-бизнесу! (У Курчаткина, кстати, интонации финала совсем другие. ) К счастью, в спектакле указан еще один помимо почвеннического эскапизма выход из трудного положения. Приятель Саши, честный бизнесмен по прозвищу Ловец, разочаровавшись, подобно главному герою, в российских реалиях и потеряв бизнес, эмигрирует в Канаду и работает там по своей первой, инженерной профессии. Так что если вдруг случится страшное и, озлившись на жизнь, все театры начнут по собственной ли воле или по чужой проповедовать ценности вроде вышеуказанных, придется, как это ни прискорбно, воспользоваться опытом Ловца. Что ж, и на том спасибо. «Чайки» разлетятся по московским театрам, Павел Сигалов, Коммерсант, 24.12.2005 Без пистолета, Алиса Никольская, Взгляд, 23.12.2005 Михаил Пореченков: артисту без амбиций никуда!, Марина Зельцер, Вечерняя Москва, 22.12.2005 Три бойбренда, Наталия Каминская, Культура, 22.12.2005 Михаил Пореченков: «Мы наглые, хамоватые, очень жестко работаем, и за нами тяжело угнаться?», Татьяна Коньякова, Вечерний Новосибирск, 22.12.2005 Один как перст, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 19.12.2005 Тень мента Гамлета, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 16.12.2005 Абсурдно что-то в Датском королевстве, Валентина Львова, Комсомольская правда, 16.12.2005 Гамлет-шашлык, Олег Зинцов, Ведомости, 16.12.2005 В постели с Хабенским, Елена Левинская, Московские новости, 16.12.2005 Силовики берут шекспира с поличным, Елена Красникова, Комсомольская правда, 15.12.2005 Гамлет от Табакова, Алена Карась, Российская газета, 15.12.2005 Гамлет-банд, Ольга Егошина, Новые Известия, 15.12.2005 «Гамлет», МХТ им. Чехова, Марина Давыдова, Известия, 9.12.2005 Гамлет в МХТ: Принц Питерский, Саша Маслова, Ваш досуг, 8.12.2005 Кира Головко: Сосватал меня вовсе не Сталин, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 8.12.2005 ОЛЕГ ПАЛЫЧ МАТРОСКИН, Татьяна Петрова, Лица, 1.12.2005 Фрейд отдыхает, Итоги, 28.11.2005 "Ее можно назвать «железной леди», Артур Соломонов, Известия, 23.11.2005 Даже не думайте, Олег Зинцов, Ведомости, 22.11.2005 Все решим с доктором, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 21.11.2005 Психоанализ русской печки, Марина Шимадина, Коммерсант, 19.11.2005 Психоанализ русской печки, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 19.11.2005 Трудно быть монстром, Елена Груева, Ваш досуг, 17.11.2005 Прапорщик Полоний, Ольга Коршакова, Огонёк, 14.11.2005 Столикий Табаков, Алена Карась, Российская газета, 14.11.2005 СУМЕРКИ, или МЕРЗЛАЯ ЗЕМЛЯ, Наталья Пивоварова, Экран и сцена, 11.2005 Поцелуй Иудушки, Ирина Алпатова, Культура, 20.10.2005 Господа Головлевы, Елена Ковальская, Афиша, 18.10.2005 Блуждание по вертикали, Марина Давыдова, Эксперт, 17.10.2005 ТАБАКОВУ ПРИПОМНИЛИ БУФЕТЧИЦУ КЛАВУ, Екатерина Цветкова, Вечерняя Москва, 17.10.2005 Матроскину подарили Матроскина, Марина Райкина, Московский комсомолец, 17.10.2005 Веселый вечер, Григорий Заславский, Независимая газета, 17.10.2005 Театр для одного актера, Роман Должанский, Коммерсант, 17.10.2005 Проклятьем заклейменный, Итоги, 17.10.2005 Юбилейный марафон Табакова финишировал на МХАТовской сцене, ИТАР-ТАСС, 16.10.2005 Евгений Миронов уничтожил всю свою родню, Анна Орлова, Комсомольская правда, 15.10.2005 Цепная воспроизводимость безнравственности, Лидия Соколова, 15.10.2005 СТРАШНАЯ РУССКАЯ СКАЗКА, Любовь Лебедина, Труд, 14.10.2005 Почему Табаков летает как птица, Марина Райкина, Московский комсомолец, 14.10.2005 Тирания суффиксов, Елена Ямпольская, Время новостей, 12.10.2005 Всех извел кусачим оводом, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 12.10.2005 Тирания суффиксов, Елена Ямпольская, Время новостей, 12.10.2005 Земля пухом, Глеб Ситковский, Газета, 10.10.2005 Пришел упырь, Артур Соломонов, Известия, 10.10.2005 Свое именьице, Олег Зинцов, Ведомости, 10.10.2005 Смертельный номер, Ольга Егошина, Новые Известия, 10.10.2005 Совершенство тени, Алена Карась, Российская газета, 10.10.2005 ПРИШЕЛ УПЫРЬ, Артур Соломонов, Известия, 10.10.2005 КОСМОС КАК ПРЕДЧУВСТВИЕ, Григорий Заславский, Независимая газета, 10.10.2005 Идиотушка, Роман Должанский, Коммерсантъ, 8.10.2005 На деревню Иудушке, Екатерина Васенина, Независимая Газета, 7.10.2005 Марина Голуб: Счастье быть свободным человеком, Мария Безрук, Труд-7, 6.10.2005 Три товарища, Марина Зайонц, Итоги, 19.09.2005 ПОТЕНЦИЯ ТАБАКОВА НАЦЕЛЕНА В БУДУЩЕЕ, Марина Зельцер, Вечерняя Москва, 9.09.2005 ТАБАКОВ ЗДЕСЬ, ТАБАКОВ ТАМ. .., Леонид Павлючик, Труд, 9.09.2005 Олегу Табакову подарили личную «аллею звезд», Анна Орлова, Комсомольская правда, 9.09.2005 Юрий Еремин: «Табаков играет Табакова», Григорий Заславский, Планета Красота, 8.09.2005 Звезды липнут к славе, Виталий Шанга, МК-ВОСКРЕСЕНЬЕ, 4.09.2005 «Ну почему Лелик?», Александр Авдеенко, Экран и сцена, 1.09.2005 «В приемной Табакова телефоны звонят всегда», Театральные Новые Известия, 1.09.2005 О. П. Т. в розницу, Елена Ямпольская, Театральные Новые Известия, 1.09.2005 «Репетиция напоминает секс», Татьяна Рассказова, Ведомости, 25.08.2005 Московский Художественный Табаков, Наталия Каминская, Культура, 18.08.2005 В молодости никто, кроме мамы и «Мосфильма», не помог мне, Артур Соломонов, Известия, 17.08.2005 «Я не рефлексирующий, я - бульдозер», Артур Соломонов, Известия, 17.08.2005 Художественный руководитель МХТ Олег Табаков, Михаил Малыхин, Новые Известия, 17.08.2005 «ДЕЛО НАДО ДЕЛАТЬ, ГОСПОДА», Павел Подкладов, Труд, 17.08.2005 ЕСЛИ ПРИЗНАВАТЬСЯ В ЛЮБВИ ТО ТОЛЬКО ТАБАКОВУ, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 17.08.2005 КАК ТАБАКОВ ЗА ДУНАЕМ ПРАВИЛ (часть вторая), Марина Райкина, Московский комсомолец, 17.08.2005 Роман длиной в 48 лет, Валерий Кичин, Российская газета, 17.08.2005 КАК ТАБАКОВ ЗА ДУНАЕМ ПРАВИЛ (часть первая), Марина Райкина, Московский комсомолец, 16.08.2005 ТАБАКОВ КАК ПРЕДЧУВСТВИЕ, Евгений Миронов, Литературная газета, 10.08.2005 Олег Табаков: Сдам квартиру, чтобы в ерунде не сниматься, Елена Красникова, Комсомольская правда, 4.08.2005 ВКУС К ЖИЗНИ, Жанна Филатова, Театральная Афиша, 1.08.2005 ОДИН ДЕНЬ ИЗ ЖИЗНИ ОЛЕГА ТАБАКОВА, Лица, 1.07.2005 Вернуть Иванова, Елена Левинская, Московские новости, 3.06.2005 Миндаугас Карбаускис: Увлекателен только путь к наградам, а не сами награды, Павел Подкладов, Театральная Афиша, 1.06.2005 Портрет молодого человека при карьере, Алиса Никольская, Театральная касса, 06.2005 Под стук вагонных колес, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 30.05.2005 Семейные радости, Ольга Егошина, Новые Известия, 30.05.2005 Возвращаться домой не нужно, Артур Соломонов, Известия, 27.05.2005 Анатолий Белый: В том, что я не сломался, заслуга Марины., Мария Безрук, Труд, 26.05.2005 Поздравление от Давида Смелянского, Коммерсант, 25.05.2005 Евгений Киндинов: «В первом акте Трех сестер я за кулисами соловьем свистел», Артур Соломонов, Известия, 24.05.2005 Это я, Павел Ващилин, Анастасия Касумова, Time out, 23.05.2005 Солнце сияло, Анастасия Касумова, Time out, 16.05.2005 Алла Покровская: «У меня счастливая способность не помнить обид»., Светлана Полякова, Культура, 21.04.2005 Наталья Тенякова: Мне приходилось играть, находясь при смерти, Людмила Безрукова, Труд, 20.04.2005 Олег Табаков получил второй срок, Роман Должанский, Коммерсантъ, 15.04.2005 Переназначенец из МХТ, Максим Редин, СМИ. ru, 14.04.2005 Олега Табакова оставили на посту худрука МХТ, Известия, 14.04.2005 Олег Табаков выдвигает свои условия, Григорий Заславский, радиокомпания «Маяк», 14.04.2005 Разговаривать не надо, приседайте до упаду
, Ирина Алпатова, Культура, 14.04.2005 ЕВГЕНИЙ МИРОНОВ: Я ДЕЛАЮ ГАМЛЕТА, А ГАМЛЕТ ДЕЛАЕТ МЕНЯ, Мария Безрук, Труд, 14.04.2005 Негерой нашего времени, Ирина Алпатова, Культура, 7.04.2005 Ослепленные солнцем, Роман Должанский, Коммерсант, 6.04.2005 Краткий курс истории РФ, Марина Давыдова, Известия, 1.04.2005 Солнечный угар, Олег Зинцов, Ведомости, 1.04.2005 Жертвы их искусства, Марина Полубарьева, Московский Комсомолец в Питере, 16.03.2005 «Милая Линочка!..», Виталий Вульф, Независимая газета, 11.03.2005 Олег Табаков: У нас в театре просвещенный абсолютизм, Людмила Безрукова, Труд, 4.03.2005 Олег Табаков. Как театру ужиться с капитализмом, Ольга Шаблинская, Аргументы и факты, 2.03.2005 31 августа против культур-мультур, Елена Ямпольская, Русский курьер, 17.02.2005 Лестница в никуда, Ольга Егошина, Новые известия, 16.02.2005 Где скользко, там и рвется, Роман Должанский, Коммерсант, 16.02.2005 Кто во что горазд, Александр Соколянский, Время новостей, 16.02.2005 Художник мухи не обидит, Олег Зинцов, Ведомости, 15.02.2005 Кто убил авангардиста, Александр Соколянский, Время новостей, 15.02.2005 Володин и володинское, Татьяна Ратобыльская, Петербургский театральный журнал, 02.2005 Амадей, 10.01.2005 Художник-гримёр Анатолий Чирков: «Главное, чтобы актёр был доволен», Елена Езерская, глава из книги «МХАТ: взгляд из-за кулис. Театральные рассказы», 2005 Как уходили кумиры. Борис Ливанов, телеканал ДТВ, 2005 Мой серебряный шар. Георгий Бурков, Виталий Вульф, телеканал «Россия», 2005 Мой серебряный шар. Елена Майорова, Виталий Вульф, телеканал «Россия», 2005 |