Негерой нашего времени

Ирина Алпатова, Культура, 7.04.2005
Чуть-чуть перефразируя известное высказывание профессора Преображенского, хочется предостеречь зрителей: никогда не читайте театральных программок до окончания спектакля. То есть загляните туда, конечно, чтобы узнать, кто сегодня играет, но вот со всяческими текстовыми обобщениями лучше повременить.

Цитата из статьи в «Российской газете», помещенная в программке, предрекала долгожданную встречу с «героем нашего времени», которого вывел на страницах своего романа «Солнце сияло» писатель Анатолий Курчаткин. Поневоле вздрогнешь: неужто свершилось? И вот прямо сейчас на подмостках появится означенный «герой» и расскажет нам свою историю. Причем не кухонно-язвительным языком, а просто, понятно и в то же время осмысленно.

Увы, подобного ощущения спектакль Марины Брусникиной не вызвал. Вернее, не вызвал его сам роман, поскольку, как известно, спектакли Брусникиной представляют собой театрализованное «чтение» литературных произведений, а значит, не претендуют на самостоятельные смысловые открытия. Быть может, потому, что роман, написанный почти 60-летним человеком от лица 20-летнего юноши, не провоцирует абсолютного доверия. И так называемая «исповедь» главного героя, вступившего во взрослую жизнь после путча 1991 года, отчасти кажется декоративной. Так видит себя не сам молодой человек, это взгляд со стороны представителя совсем другого поколения, с иным жизненным опытом.

Фон душевных и телесных метаний некоего Саши (Павел Ващилин) — российская история последних 15 лет: расстрел Белого дома, Ельцин, Горбачев, Путин. .. Документальные кадры периодически проецируются на экран, на нем же возникают новые русские афоризмы, предложенные Курчаткиным. А поскольку Саша пытается прибиться то к миру телевидения, то к шоу-бизнесу, соответственно, эволюция этих «культурных» явлений тоже представлена в романе и на сцене. Сказать, что случились какие-либо открытия, что представлен свежий взгляд и сегодняшнее осмысление известных событий, вряд ли возможно. Нам о них просто напомнили, перечислив в строгом хронологическом порядке, но не более того.

Режиссер Марина Брусникина на сей раз предложила публике жанр театрального ток-шоу. Но это — опять же не более чем декорация. И хотя Ведущая (Алена Хованская) постоянно присутствует на сцене, весьма отдаленно напоминающей телестудию (сценография Екатерины Кузнецовой), само действие выстроено в давно наработанных приемах литературного театра Брусникиной. Персонажи «читают» роман, на время впрыгивая в тот или иной образ и не забывая при этом держать с ним определенную дистанцию. Причем этих образов у одного артиста может быть несколько — достаточно лишь несложных переодеваний. Общение же с публикой, положенное жанру ток-шоу по определению, свелось к минимуму: всего-то парочка робких вопросов по поводу авторства той или иной услышанной песни (музыкальное оформление Алены Хованской).

Впрочем, не слишком высоко оценивая нынешнее действо, сказать хочется вот о чем. Своеобразный театр Марины Брусникиной, настоянный на хорошей литературе, безусловно, важная и нужная часть мхатовской афиши, да и репертуарной политики в целом. И то, что театр отважился обратиться к современной тематике не в интерпретации братьев Пресняковых, конечно, заслуживает уважения. Другое дело, что ценность произведения Анатолия Курчаткина следовало художественно доказать, чего на сей раз не случилось. К тому же на творческом пути Брусникиной не столь давно появился высокий образец — «Белое на черном» Гальего, буквально взрывавший эмоциями камерное театральное пространство. Превзойти его трудно, снижать же планку невыгодно.

Если в спектакле «Белое на черном» присутствовали нерв и ритм, то «Солнце сияло» вышло абсолютно монотонным, а музыкально-пластические моменты здесь выглядели как абсолютные вставные номера для увеселения публики. Да и затянут спектакль сверх всякой меры. То, что можно выразить двумя-тремя словами, здесь порой растягивается на полчаса, а гримасы нового времени от этого кажутся лишь доброй и снисходительной усмешкой. В переменчивый и жесткий ритм нынешней действительности спектаклю категорически не удалось вписаться. Кажется, что нам повествуют о делах давно минувших дней, отношение к которым уже устоялось и не требует новых комментариев.

Марине Брусникиной, конечно, стоит сказать огромное спасибо за то, что она успешно «вывела в люди» талантливую мхатовскую молодежь. Но в спектакле «Солнце сияло» многие артисты оказались весьма заштампованными, вроде Юлии Чебаковой, изобразившей очередной вариант «девушки битлов». Кто-то подсел на чисто внешнюю комическую характерность, как Дмитрий Куличков — Баран или Кирилл Трубецкой — Вадик. Кто-то просто не слишком соответствовал данным своего персонажа, как, например, Ольга Литвинова — Наташа-Долли. Кстати, те же актеры в других спектаклях порой демонстрируют куда более разносторонние дарования, и обвинять их вряд ли уместно.

Так что, к сожалению, приходится вновь констатировать: героя мы пока не увидели, а значит, и не обрели. Унывать не стоит — поле-то непаханое.
2005
«Чайки» разлетятся по московским театрам, Павел Сигалов, Коммерсант, 24.12.2005
Без пистолета, Алиса Никольская, Взгляд, 23.12.2005
Михаил Пореченков: артисту без амбиций никуда!, Марина Зельцер, Вечерняя Москва, 22.12.2005
Три бойбренда, Наталия Каминская, Культура, 22.12.2005
Один как перст, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 19.12.2005
Тень мента Гамлета, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 16.12.2005
Абсурдно что-то в Датском королевстве, Валентина Львова, Комсомольская правда, 16.12.2005
Гамлет-шашлык, Олег Зинцов, Ведомости, 16.12.2005
В постели с Хабенским, Елена Левинская, Московские новости, 16.12.2005
Силовики берут шекспира с поличным, Елена Красникова, Комсомольская правда, 15.12.2005
Гамлет от Табакова, Алена Карась, Российская газета, 15.12.2005
Гамлет-банд, Ольга Егошина, Новые Известия, 15.12.2005
«Гамлет», МХТ им. Чехова, Марина Давыдова, Известия, 9.12.2005
Гамлет в МХТ: Принц Питерский, Саша Маслова, Ваш досуг, 8.12.2005
Кира Головко: Сосватал меня вовсе не Сталин, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 8.12.2005
ОЛЕГ ПАЛЫЧ МАТРОСКИН, Татьяна Петрова, Лица, 1.12.2005
Фрейд отдыхает, Итоги, 28.11.2005
"Ее можно назвать «железной леди», Артур Соломонов, Известия, 23.11.2005
Даже не думайте, Олег Зинцов, Ведомости, 22.11.2005
Все решим с доктором, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 21.11.2005
Психоанализ русской печки, Марина Шимадина, Коммерсант, 19.11.2005
Психоанализ русской печки, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 19.11.2005
Трудно быть монстром, Елена Груева, Ваш досуг, 17.11.2005
Прапорщик Полоний, Ольга Коршакова, Огонёк, 14.11.2005
Столикий Табаков, Алена Карась, Российская газета, 14.11.2005
СУМЕРКИ, или МЕРЗЛАЯ ЗЕМЛЯ, Наталья Пивоварова, Экран и сцена, 11.2005
Поцелуй Иудушки, Ирина Алпатова, Культура, 20.10.2005
Господа Головлевы, Елена Ковальская, Афиша, 18.10.2005
Блуждание по вертикали, Марина Давыдова, Эксперт, 17.10.2005
ТАБАКОВУ ПРИПОМНИЛИ БУФЕТЧИЦУ КЛАВУ, Екатерина Цветкова, Вечерняя Москва, 17.10.2005
Матроскину подарили Матроскина, Марина Райкина, Московский комсомолец, 17.10.2005
Веселый вечер, Григорий Заславский, Независимая газета, 17.10.2005
Театр для одного актера, Роман Должанский, Коммерсант, 17.10.2005
Евгений Миронов уничтожил всю свою родню, Анна Орлова, Комсомольская правда, 15.10.2005
СТРАШНАЯ РУССКАЯ СКАЗКА, Любовь Лебедина, Труд, 14.10.2005
Почему Табаков летает как птица, Марина Райкина, Московский комсомолец, 14.10.2005
Тирания суффиксов, Елена Ямпольская, Время новостей, 12.10.2005
Всех извел кусачим оводом, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 12.10.2005
Тирания суффиксов, Елена Ямпольская, Время новостей, 12.10.2005
Земля пухом, Глеб Ситковский, Газета, 10.10.2005
Пришел упырь, Артур Соломонов, Известия, 10.10.2005
Свое именьице, Олег Зинцов, Ведомости, 10.10.2005
Смертельный номер, Ольга Егошина, Новые Известия, 10.10.2005
Совершенство тени, Алена Карась, Российская газета, 10.10.2005
ПРИШЕЛ УПЫРЬ, Артур Соломонов, Известия, 10.10.2005
КОСМОС КАК ПРЕДЧУВСТВИЕ, Григорий Заславский, Независимая газета, 10.10.2005
Идиотушка, Роман Должанский, Коммерсантъ, 8.10.2005
На деревню Иудушке, Екатерина Васенина, Независимая Газета, 7.10.2005
Три товарища, Марина Зайонц, Итоги, 19.09.2005
ПОТЕНЦИЯ ТАБАКОВА НАЦЕЛЕНА В БУДУЩЕЕ, Марина Зельцер, Вечерняя Москва, 9.09.2005
ТАБАКОВ ЗДЕСЬ, ТАБАКОВ ТАМ. .., Леонид Павлючик, Труд, 9.09.2005
Олегу Табакову подарили личную «аллею звезд», Анна Орлова, Комсомольская правда, 9.09.2005
Юрий Еремин: «Табаков играет Табакова», Григорий Заславский, Планета Красота, 8.09.2005
Звезды липнут к славе, Виталий Шанга, МК-ВОСКРЕСЕНЬЕ, 4.09.2005
«Ну почему Лелик?», Александр Авдеенко, Экран и сцена, 1.09.2005
«В приемной Табакова телефоны звонят всегда», Театральные Новые Известия, 1.09.2005
О. П. Т. в розницу, Елена Ямпольская, Театральные Новые Известия, 1.09.2005
«Репетиция напоминает секс», Татьяна Рассказова, Ведомости, 25.08.2005
Московский Художественный Табаков, Наталия Каминская, Культура, 18.08.2005
«Я не рефлексирующий, я - бульдозер», Артур Соломонов, Известия, 17.08.2005
Художественный руководитель МХТ Олег Табаков, Михаил Малыхин, Новые Известия, 17.08.2005
«ДЕЛО НАДО ДЕЛАТЬ, ГОСПОДА», Павел Подкладов, Труд, 17.08.2005
ЕСЛИ ПРИЗНАВАТЬСЯ В ЛЮБВИ — ТО ТОЛЬКО ТАБАКОВУ, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 17.08.2005
КАК ТАБАКОВ ЗА ДУНАЕМ ПРАВИЛ (часть вторая), Марина Райкина, Московский комсомолец, 17.08.2005
Роман длиной в 48 лет, Валерий Кичин, Российская газета, 17.08.2005
КАК ТАБАКОВ ЗА ДУНАЕМ ПРАВИЛ (часть первая), Марина Райкина, Московский комсомолец, 16.08.2005
ТАБАКОВ КАК ПРЕДЧУВСТВИЕ, Евгений Миронов, Литературная газета, 10.08.2005
Олег Табаков: Сдам квартиру, чтобы в ерунде не сниматься, Елена Красникова, Комсомольская правда, 4.08.2005
ВКУС К ЖИЗНИ, Жанна Филатова, Театральная Афиша, 1.08.2005
Вернуть Иванова, Елена Левинская, Московские новости, 3.06.2005
Портрет молодого человека при карьере, Алиса Никольская, Театральная касса, 06.2005
Под стук вагонных колес, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 30.05.2005
Семейные радости, Ольга Егошина, Новые Известия, 30.05.2005
Возвращаться домой не нужно, Артур Соломонов, Известия, 27.05.2005
Это я, Павел Ващилин, Анастасия Касумова, Time out, 23.05.2005
Солнце сияло, Анастасия Касумова, Time out, 16.05.2005
Олег Табаков получил второй срок, Роман Должанский, Коммерсантъ, 15.04.2005
Переназначенец из МХТ, Максим Редин, СМИ. ru, 14.04.2005
Олег Табаков выдвигает свои условия, Григорий Заславский, радиокомпания «Маяк», 14.04.2005
Разговаривать не надо, приседайте до упаду…, Ирина Алпатова, Культура, 14.04.2005
Негерой нашего времени, Ирина Алпатова, Культура, 7.04.2005
Ослепленные солнцем, Роман Должанский, Коммерсант, 6.04.2005
Краткий курс истории РФ, Марина Давыдова, Известия, 1.04.2005
Солнечный угар, Олег Зинцов, Ведомости, 1.04.2005
Жертвы их искусства, Марина Полубарьева, Московский Комсомолец в Питере, 16.03.2005
«Милая Линочка!..», Виталий Вульф, Независимая газета, 11.03.2005
Олег Табаков. Как театру ужиться с капитализмом, Ольга Шаблинская, Аргументы и факты, 2.03.2005
31 августа против культур-мультур, Елена Ямпольская, Русский курьер, 17.02.2005
Лестница в никуда, Ольга Егошина, Новые известия, 16.02.2005
Где скользко, там и рвется, Роман Должанский, Коммерсант, 16.02.2005
Кто во что горазд, Александр Соколянский, Время новостей, 16.02.2005
Художник мухи не обидит, Олег Зинцов, Ведомости, 15.02.2005
Кто убил авангардиста, Александр Соколянский, Время новостей, 15.02.2005
Володин и володинское, Татьяна Ратобыльская, Петербургский театральный журнал, 02.2005
Амадей, 10.01.2005
Художник-гримёр Анатолий Чирков: «Главное, чтобы актёр был доволен», Елена Езерская, глава из книги «МХАТ: взгляд из-за кулис. Театральные рассказы», 2005
Мой серебряный шар. Георгий Бурков, Виталий Вульф, телеканал «Россия», 2005
Мой серебряный шар. Елена Майорова, Виталий Вульф, телеканал «Россия», 2005