Негерой нашего времениИрина Алпатова, Культура, 7.04.2005 Чуть-чуть перефразируя известное высказывание профессора Преображенского, хочется предостеречь зрителей: никогда не читайте театральных программок до окончания спектакля. То есть загляните туда, конечно, чтобы узнать, кто сегодня играет, но вот со всяческими текстовыми обобщениями лучше повременить.Цитата из статьи в «Российской газете», помещенная в программке, предрекала долгожданную встречу с «героем нашего времени», которого вывел на страницах своего романа «Солнце сияло» писатель Анатолий Курчаткин. Поневоле вздрогнешь: неужто свершилось? И вот прямо сейчас на подмостках появится означенный «герой» и расскажет нам свою историю. Причем не кухонно-язвительным языком, а просто, понятно и в то же время осмысленно. Увы, подобного ощущения спектакль Марины Брусникиной не вызвал. Вернее, не вызвал его сам роман, поскольку, как известно, спектакли Брусникиной представляют собой театрализованное «чтение» литературных произведений, а значит, не претендуют на самостоятельные смысловые открытия. Быть может, потому, что роман, написанный почти 60-летним человеком от лица 20-летнего юноши, не провоцирует абсолютного доверия. И так называемая «исповедь» главного героя, вступившего во взрослую жизнь после путча 1991 года, отчасти кажется декоративной. Так видит себя не сам молодой человек, это взгляд со стороны представителя совсем другого поколения, с иным жизненным опытом. Фон душевных и телесных метаний некоего Саши (Павел Ващилин) российская история последних 15 лет: расстрел Белого дома, Ельцин, Горбачев, Путин. .. Документальные кадры периодически проецируются на экран, на нем же возникают новые русские афоризмы, предложенные Курчаткиным. А поскольку Саша пытается прибиться то к миру телевидения, то к шоу-бизнесу, соответственно, эволюция этих «культурных» явлений тоже представлена в романе и на сцене. Сказать, что случились какие-либо открытия, что представлен свежий взгляд и сегодняшнее осмысление известных событий, вряд ли возможно. Нам о них просто напомнили, перечислив в строгом хронологическом порядке, но не более того. Режиссер Марина Брусникина на сей раз предложила публике жанр театрального ток-шоу. Но это опять же не более чем декорация. И хотя Ведущая (Алена Хованская) постоянно присутствует на сцене, весьма отдаленно напоминающей телестудию (сценография Екатерины Кузнецовой), само действие выстроено в давно наработанных приемах литературного театра Брусникиной. Персонажи «читают» роман, на время впрыгивая в тот или иной образ и не забывая при этом держать с ним определенную дистанцию. Причем этих образов у одного артиста может быть несколько достаточно лишь несложных переодеваний. Общение же с публикой, положенное жанру ток-шоу по определению, свелось к минимуму: всего-то парочка робких вопросов по поводу авторства той или иной услышанной песни (музыкальное оформление Алены Хованской). Впрочем, не слишком высоко оценивая нынешнее действо, сказать хочется вот о чем. Своеобразный театр Марины Брусникиной, настоянный на хорошей литературе, безусловно, важная и нужная часть мхатовской афиши, да и репертуарной политики в целом. И то, что театр отважился обратиться к современной тематике не в интерпретации братьев Пресняковых, конечно, заслуживает уважения. Другое дело, что ценность произведения Анатолия Курчаткина следовало художественно доказать, чего на сей раз не случилось. К тому же на творческом пути Брусникиной не столь давно появился высокий образец «Белое на черном» Гальего, буквально взрывавший эмоциями камерное театральное пространство. Превзойти его трудно, снижать же планку невыгодно. Если в спектакле «Белое на черном» присутствовали нерв и ритм, то «Солнце сияло» вышло абсолютно монотонным, а музыкально-пластические моменты здесь выглядели как абсолютные вставные номера для увеселения публики. Да и затянут спектакль сверх всякой меры. То, что можно выразить двумя-тремя словами, здесь порой растягивается на полчаса, а гримасы нового времени от этого кажутся лишь доброй и снисходительной усмешкой. В переменчивый и жесткий ритм нынешней действительности спектаклю категорически не удалось вписаться. Кажется, что нам повествуют о делах давно минувших дней, отношение к которым уже устоялось и не требует новых комментариев. Марине Брусникиной, конечно, стоит сказать огромное спасибо за то, что она успешно «вывела в люди» талантливую мхатовскую молодежь. Но в спектакле «Солнце сияло» многие артисты оказались весьма заштампованными, вроде Юлии Чебаковой, изобразившей очередной вариант «девушки битлов». Кто-то подсел на чисто внешнюю комическую характерность, как Дмитрий Куличков Баран или Кирилл Трубецкой Вадик. Кто-то просто не слишком соответствовал данным своего персонажа, как, например, Ольга Литвинова Наташа-Долли. Кстати, те же актеры в других спектаклях порой демонстрируют куда более разносторонние дарования, и обвинять их вряд ли уместно. Так что, к сожалению, приходится вновь констатировать: героя мы пока не увидели, а значит, и не обрели. Унывать не стоит поле-то непаханое. «Чайки» разлетятся по московским театрам, Павел Сигалов, Коммерсант, 24.12.2005 Без пистолета, Алиса Никольская, Взгляд, 23.12.2005 Михаил Пореченков: артисту без амбиций никуда!, Марина Зельцер, Вечерняя Москва, 22.12.2005 Три бойбренда, Наталия Каминская, Культура, 22.12.2005 Михаил Пореченков: «Мы наглые, хамоватые, очень жестко работаем, и за нами тяжело угнаться?», Татьяна Коньякова, Вечерний Новосибирск, 22.12.2005 Один как перст, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 19.12.2005 Тень мента Гамлета, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 16.12.2005 Абсурдно что-то в Датском королевстве, Валентина Львова, Комсомольская правда, 16.12.2005 Гамлет-шашлык, Олег Зинцов, Ведомости, 16.12.2005 В постели с Хабенским, Елена Левинская, Московские новости, 16.12.2005 Силовики берут шекспира с поличным, Елена Красникова, Комсомольская правда, 15.12.2005 Гамлет от Табакова, Алена Карась, Российская газета, 15.12.2005 Гамлет-банд, Ольга Егошина, Новые Известия, 15.12.2005 «Гамлет», МХТ им. Чехова, Марина Давыдова, Известия, 9.12.2005 Гамлет в МХТ: Принц Питерский, Саша Маслова, Ваш досуг, 8.12.2005 Кира Головко: Сосватал меня вовсе не Сталин, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 8.12.2005 ОЛЕГ ПАЛЫЧ МАТРОСКИН, Татьяна Петрова, Лица, 1.12.2005 Фрейд отдыхает, Итоги, 28.11.2005 "Ее можно назвать «железной леди», Артур Соломонов, Известия, 23.11.2005 Даже не думайте, Олег Зинцов, Ведомости, 22.11.2005 Все решим с доктором, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 21.11.2005 Психоанализ русской печки, Марина Шимадина, Коммерсант, 19.11.2005 Психоанализ русской печки, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 19.11.2005 Трудно быть монстром, Елена Груева, Ваш досуг, 17.11.2005 Прапорщик Полоний, Ольга Коршакова, Огонёк, 14.11.2005 Столикий Табаков, Алена Карась, Российская газета, 14.11.2005 СУМЕРКИ, или МЕРЗЛАЯ ЗЕМЛЯ, Наталья Пивоварова, Экран и сцена, 11.2005 Поцелуй Иудушки, Ирина Алпатова, Культура, 20.10.2005 Господа Головлевы, Елена Ковальская, Афиша, 18.10.2005 Блуждание по вертикали, Марина Давыдова, Эксперт, 17.10.2005 ТАБАКОВУ ПРИПОМНИЛИ БУФЕТЧИЦУ КЛАВУ, Екатерина Цветкова, Вечерняя Москва, 17.10.2005 Матроскину подарили Матроскина, Марина Райкина, Московский комсомолец, 17.10.2005 Веселый вечер, Григорий Заславский, Независимая газета, 17.10.2005 Театр для одного актера, Роман Должанский, Коммерсант, 17.10.2005 Проклятьем заклейменный, Итоги, 17.10.2005 Юбилейный марафон Табакова финишировал на МХАТовской сцене, ИТАР-ТАСС, 16.10.2005 Евгений Миронов уничтожил всю свою родню, Анна Орлова, Комсомольская правда, 15.10.2005 Цепная воспроизводимость безнравственности, Лидия Соколова, 15.10.2005 СТРАШНАЯ РУССКАЯ СКАЗКА, Любовь Лебедина, Труд, 14.10.2005 Почему Табаков летает как птица, Марина Райкина, Московский комсомолец, 14.10.2005 Тирания суффиксов, Елена Ямпольская, Время новостей, 12.10.2005 Всех извел кусачим оводом, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 12.10.2005 Тирания суффиксов, Елена Ямпольская, Время новостей, 12.10.2005 Земля пухом, Глеб Ситковский, Газета, 10.10.2005 Пришел упырь, Артур Соломонов, Известия, 10.10.2005 Свое именьице, Олег Зинцов, Ведомости, 10.10.2005 Смертельный номер, Ольга Егошина, Новые Известия, 10.10.2005 Совершенство тени, Алена Карась, Российская газета, 10.10.2005 ПРИШЕЛ УПЫРЬ, Артур Соломонов, Известия, 10.10.2005 КОСМОС КАК ПРЕДЧУВСТВИЕ, Григорий Заславский, Независимая газета, 10.10.2005 Идиотушка, Роман Должанский, Коммерсантъ, 8.10.2005 На деревню Иудушке, Екатерина Васенина, Независимая Газета, 7.10.2005 Марина Голуб: Счастье быть свободным человеком, Мария Безрук, Труд-7, 6.10.2005 Три товарища, Марина Зайонц, Итоги, 19.09.2005 ПОТЕНЦИЯ ТАБАКОВА НАЦЕЛЕНА В БУДУЩЕЕ, Марина Зельцер, Вечерняя Москва, 9.09.2005 ТАБАКОВ ЗДЕСЬ, ТАБАКОВ ТАМ. .., Леонид Павлючик, Труд, 9.09.2005 Олегу Табакову подарили личную «аллею звезд», Анна Орлова, Комсомольская правда, 9.09.2005 Юрий Еремин: «Табаков играет Табакова», Григорий Заславский, Планета Красота, 8.09.2005 Звезды липнут к славе, Виталий Шанга, МК-ВОСКРЕСЕНЬЕ, 4.09.2005 «Ну почему Лелик?», Александр Авдеенко, Экран и сцена, 1.09.2005 «В приемной Табакова телефоны звонят всегда», Театральные Новые Известия, 1.09.2005 О. П. Т. в розницу, Елена Ямпольская, Театральные Новые Известия, 1.09.2005 «Репетиция напоминает секс», Татьяна Рассказова, Ведомости, 25.08.2005 Московский Художественный Табаков, Наталия Каминская, Культура, 18.08.2005 В молодости никто, кроме мамы и «Мосфильма», не помог мне, Артур Соломонов, Известия, 17.08.2005 «Я не рефлексирующий, я - бульдозер», Артур Соломонов, Известия, 17.08.2005 Художественный руководитель МХТ Олег Табаков, Михаил Малыхин, Новые Известия, 17.08.2005 «ДЕЛО НАДО ДЕЛАТЬ, ГОСПОДА», Павел Подкладов, Труд, 17.08.2005 ЕСЛИ ПРИЗНАВАТЬСЯ В ЛЮБВИ ТО ТОЛЬКО ТАБАКОВУ, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 17.08.2005 КАК ТАБАКОВ ЗА ДУНАЕМ ПРАВИЛ (часть вторая), Марина Райкина, Московский комсомолец, 17.08.2005 Роман длиной в 48 лет, Валерий Кичин, Российская газета, 17.08.2005 КАК ТАБАКОВ ЗА ДУНАЕМ ПРАВИЛ (часть первая), Марина Райкина, Московский комсомолец, 16.08.2005 ТАБАКОВ КАК ПРЕДЧУВСТВИЕ, Евгений Миронов, Литературная газета, 10.08.2005 Олег Табаков: Сдам квартиру, чтобы в ерунде не сниматься, Елена Красникова, Комсомольская правда, 4.08.2005 ВКУС К ЖИЗНИ, Жанна Филатова, Театральная Афиша, 1.08.2005 ОДИН ДЕНЬ ИЗ ЖИЗНИ ОЛЕГА ТАБАКОВА, Лица, 1.07.2005 Вернуть Иванова, Елена Левинская, Московские новости, 3.06.2005 Миндаугас Карбаускис: Увлекателен только путь к наградам, а не сами награды, Павел Подкладов, Театральная Афиша, 1.06.2005 Портрет молодого человека при карьере, Алиса Никольская, Театральная касса, 06.2005 Под стук вагонных колес, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 30.05.2005 Семейные радости, Ольга Егошина, Новые Известия, 30.05.2005 Возвращаться домой не нужно, Артур Соломонов, Известия, 27.05.2005 Анатолий Белый: В том, что я не сломался, заслуга Марины., Мария Безрук, Труд, 26.05.2005 Поздравление от Давида Смелянского, Коммерсант, 25.05.2005 Евгений Киндинов: «В первом акте Трех сестер я за кулисами соловьем свистел», Артур Соломонов, Известия, 24.05.2005 Это я, Павел Ващилин, Анастасия Касумова, Time out, 23.05.2005 Солнце сияло, Анастасия Касумова, Time out, 16.05.2005 Алла Покровская: «У меня счастливая способность не помнить обид»., Светлана Полякова, Культура, 21.04.2005 Наталья Тенякова: Мне приходилось играть, находясь при смерти, Людмила Безрукова, Труд, 20.04.2005 Олег Табаков получил второй срок, Роман Должанский, Коммерсантъ, 15.04.2005 Переназначенец из МХТ, Максим Редин, СМИ. ru, 14.04.2005 Олега Табакова оставили на посту худрука МХТ, Известия, 14.04.2005 Олег Табаков выдвигает свои условия, Григорий Заславский, радиокомпания «Маяк», 14.04.2005 Разговаривать не надо, приседайте до упаду
, Ирина Алпатова, Культура, 14.04.2005 ЕВГЕНИЙ МИРОНОВ: Я ДЕЛАЮ ГАМЛЕТА, А ГАМЛЕТ ДЕЛАЕТ МЕНЯ, Мария Безрук, Труд, 14.04.2005 Негерой нашего времени, Ирина Алпатова, Культура, 7.04.2005 Ослепленные солнцем, Роман Должанский, Коммерсант, 6.04.2005 Краткий курс истории РФ, Марина Давыдова, Известия, 1.04.2005 Солнечный угар, Олег Зинцов, Ведомости, 1.04.2005 Жертвы их искусства, Марина Полубарьева, Московский Комсомолец в Питере, 16.03.2005 «Милая Линочка!..», Виталий Вульф, Независимая газета, 11.03.2005 Олег Табаков: У нас в театре просвещенный абсолютизм, Людмила Безрукова, Труд, 4.03.2005 Олег Табаков. Как театру ужиться с капитализмом, Ольга Шаблинская, Аргументы и факты, 2.03.2005 31 августа против культур-мультур, Елена Ямпольская, Русский курьер, 17.02.2005 Лестница в никуда, Ольга Егошина, Новые известия, 16.02.2005 Где скользко, там и рвется, Роман Должанский, Коммерсант, 16.02.2005 Кто во что горазд, Александр Соколянский, Время новостей, 16.02.2005 Художник мухи не обидит, Олег Зинцов, Ведомости, 15.02.2005 Кто убил авангардиста, Александр Соколянский, Время новостей, 15.02.2005 Володин и володинское, Татьяна Ратобыльская, Петербургский театральный журнал, 02.2005 Амадей, 10.01.2005 Художник-гримёр Анатолий Чирков: «Главное, чтобы актёр был доволен», Елена Езерская, глава из книги «МХАТ: взгляд из-за кулис. Театральные рассказы», 2005 Как уходили кумиры. Борис Ливанов, телеканал ДТВ, 2005 Мой серебряный шар. Георгий Бурков, Виталий Вульф, телеканал «Россия», 2005 Мой серебряный шар. Елена Майорова, Виталий Вульф, телеканал «Россия», 2005 |