Под стук вагонных колес

Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 30.05.2005
60-летие Победы МХТ им. Чехова отметил спустя две недели спектаклем не о войне, а о ее последствиях, о душевной коррозии, которую она оставляет, о мучительном возвращении к самому себе. И если в «Табакерке» эту дату отметили, поставив довольно беспомощную пьесу «Потомок», то МХТ с материалом не рисковал: «Возвращение» Андрея Платонова — действительно великая литература, написанная кровью. И если качество спектакля, поставленного режиссером Юрием Ереминым, можно обсуждать и обсуждать, содержание здесь очень часто спасает форму.

Буквально на несколько минут в нем появляется Олег Табаков (назовите его ведущим, рассказчиком, хором — не суть важно).

Видно, что в платоновском «Возвращении» его волновали не столько актерские задачи, сколько человеческие мотивы.

То, что делает в этом спектакле Олег Табаков, меньше всего можно назвать игрой. Когда закончилась война, ему было десять лет. Сегодня на первом ряду сидит его младший, очаровательный и явно обласканный десятилетний Павлик. А в рассказе (и на сцене) — десятилетний Петька, маленький старичок, пропустивший собственное детство. Когда Табаков говорит о двухдневном романе капитана Иванова (Алексей Гуськов) и медсестры Маши (Юлия Галкина) по пути домой, его голос дрожит по-настоящему — ему известно, что значит, когда отец возвращается с войны не домой.

И не понаслышке он знает, что такое травля талантливого человека (в данном случае — Андрея Платонова, чье «Возвращение» заклеймил, перекрыв писателю возвращение в литературу, некто критик Ермилов, и с этого факта, собственно, и начинается спектакль).

Чтобы поставить «Возвращение» человеку, хоть как-то зацепившему войну, хочется не столько фантазировать и выстраивать, извините, концепцию, сколько вспоминать, что и сделал Юрий Еремин. Вспомнить, как топили печку и черпали ледяную воду кружкой из ведра. Как гнали по единственной радиопрограмме кондовые новости об увеличении выплавки стали и перевыполнении любых планов (зачем нарушать, перевыполняя, планы, задумываться было не принято). Как официоз новостей искупала задушевность советских песен, заглушающих мучительную тишину двух родных людей, ставших чужими за четыре года разлуки. Песни подобраны здесь так, что в них точно отражаются мысли героя — «Давно мы дома не были», «Где же вы теперь, друзья-однополчане».

Как любили друг друга — торопливо, тихо, чтобы не разбудить детей за тонкой перегородкой, стыдясь собственного тела, мешковатых вещей, осторожно устраиваясь на узеньких кроватях.

Однако основная доля постановочных решений пришлась на долю экрана. Когда капитан Иванов ждет запоздавший поезд, по экрану проносятся составы, снятые камерой, лежащей на рельсах (на рельсах, что ли, он его дожидался?) Когда он узнает о единственной измене жены Любы (Ирина Гордина) и выбегает из дома, на экране мелькают верхушки деревьев, обозначая бег заревновавшего мужа со скоростью хорошего автомобиля.

Когда говорит рассказчик, экран (на уровне его груди) воспроизводит его мимику и речь, оттягивая внимание от живого лица, что оставляет довольно странное впечатление. И наконец, когда капитан, решивший навсегда уйти из дома, видит из окна поезда, как за ним бегут его дети, на экране в рваном рапиде мелькают лица маленьких актеров «Возвращения» — Вани Моисеева и Лии Мукаевой, победивших взрослых своей органикой, как и положено детям. И самый ранящий, ключевой эпизод рассказа становится в спектакле чуть ли не самым проходным.

Вообще, когда театр, забыв о собственных выразительных средствах, прибегает к помощи всемогущего экрана с его безграничными возможностями, он, как правило, проигрывает. Только однажды ход с экраном кажется оправданным — когда Иванов прижимает к себе маленькую дочку, ровесницу войны. А та упирается ручонками, пока наконец не поверит ему, не признает и не прижмется? И в этот момент на экране проносятся кадры атак и бомбежек, весь ад, через который пришлось пройти, чтобы оплатить этот миг. 

Впрочем, и этот ход можно было решить чисто театральными средствами. Так, спектакль, который просто обязан был стать предельно искренним, остался на перепутье между «режимом реального времени» и реалиями времени, между подлинным и нелепым.
2005
«Чайки» разлетятся по московским театрам, Павел Сигалов, Коммерсант, 24.12.2005
Без пистолета, Алиса Никольская, Взгляд, 23.12.2005
Михаил Пореченков: артисту без амбиций никуда!, Марина Зельцер, Вечерняя Москва, 22.12.2005
Три бойбренда, Наталия Каминская, Культура, 22.12.2005
Один как перст, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 19.12.2005
Тень мента Гамлета, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 16.12.2005
Абсурдно что-то в Датском королевстве, Валентина Львова, Комсомольская правда, 16.12.2005
Гамлет-шашлык, Олег Зинцов, Ведомости, 16.12.2005
В постели с Хабенским, Елена Левинская, Московские новости, 16.12.2005
Силовики берут шекспира с поличным, Елена Красникова, Комсомольская правда, 15.12.2005
Гамлет от Табакова, Алена Карась, Российская газета, 15.12.2005
Гамлет-банд, Ольга Егошина, Новые Известия, 15.12.2005
«Гамлет», МХТ им. Чехова, Марина Давыдова, Известия, 9.12.2005
Гамлет в МХТ: Принц Питерский, Саша Маслова, Ваш досуг, 8.12.2005
Кира Головко: Сосватал меня вовсе не Сталин, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 8.12.2005
ОЛЕГ ПАЛЫЧ МАТРОСКИН, Татьяна Петрова, Лица, 1.12.2005
Фрейд отдыхает, Итоги, 28.11.2005
"Ее можно назвать «железной леди», Артур Соломонов, Известия, 23.11.2005
Даже не думайте, Олег Зинцов, Ведомости, 22.11.2005
Все решим с доктором, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 21.11.2005
Психоанализ русской печки, Марина Шимадина, Коммерсант, 19.11.2005
Психоанализ русской печки, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 19.11.2005
Трудно быть монстром, Елена Груева, Ваш досуг, 17.11.2005
Прапорщик Полоний, Ольга Коршакова, Огонёк, 14.11.2005
Столикий Табаков, Алена Карась, Российская газета, 14.11.2005
СУМЕРКИ, или МЕРЗЛАЯ ЗЕМЛЯ, Наталья Пивоварова, Экран и сцена, 11.2005
Поцелуй Иудушки, Ирина Алпатова, Культура, 20.10.2005
Господа Головлевы, Елена Ковальская, Афиша, 18.10.2005
Блуждание по вертикали, Марина Давыдова, Эксперт, 17.10.2005
ТАБАКОВУ ПРИПОМНИЛИ БУФЕТЧИЦУ КЛАВУ, Екатерина Цветкова, Вечерняя Москва, 17.10.2005
Матроскину подарили Матроскина, Марина Райкина, Московский комсомолец, 17.10.2005
Веселый вечер, Григорий Заславский, Независимая газета, 17.10.2005
Театр для одного актера, Роман Должанский, Коммерсант, 17.10.2005
Евгений Миронов уничтожил всю свою родню, Анна Орлова, Комсомольская правда, 15.10.2005
СТРАШНАЯ РУССКАЯ СКАЗКА, Любовь Лебедина, Труд, 14.10.2005
Почему Табаков летает как птица, Марина Райкина, Московский комсомолец, 14.10.2005
Тирания суффиксов, Елена Ямпольская, Время новостей, 12.10.2005
Всех извел кусачим оводом, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 12.10.2005
Тирания суффиксов, Елена Ямпольская, Время новостей, 12.10.2005
Земля пухом, Глеб Ситковский, Газета, 10.10.2005
Пришел упырь, Артур Соломонов, Известия, 10.10.2005
Свое именьице, Олег Зинцов, Ведомости, 10.10.2005
Смертельный номер, Ольга Егошина, Новые Известия, 10.10.2005
Совершенство тени, Алена Карась, Российская газета, 10.10.2005
ПРИШЕЛ УПЫРЬ, Артур Соломонов, Известия, 10.10.2005
КОСМОС КАК ПРЕДЧУВСТВИЕ, Григорий Заславский, Независимая газета, 10.10.2005
Идиотушка, Роман Должанский, Коммерсантъ, 8.10.2005
На деревню Иудушке, Екатерина Васенина, Независимая Газета, 7.10.2005
Три товарища, Марина Зайонц, Итоги, 19.09.2005
ПОТЕНЦИЯ ТАБАКОВА НАЦЕЛЕНА В БУДУЩЕЕ, Марина Зельцер, Вечерняя Москва, 9.09.2005
ТАБАКОВ ЗДЕСЬ, ТАБАКОВ ТАМ. .., Леонид Павлючик, Труд, 9.09.2005
Олегу Табакову подарили личную «аллею звезд», Анна Орлова, Комсомольская правда, 9.09.2005
Юрий Еремин: «Табаков играет Табакова», Григорий Заславский, Планета Красота, 8.09.2005
Звезды липнут к славе, Виталий Шанга, МК-ВОСКРЕСЕНЬЕ, 4.09.2005
«Ну почему Лелик?», Александр Авдеенко, Экран и сцена, 1.09.2005
«В приемной Табакова телефоны звонят всегда», Театральные Новые Известия, 1.09.2005
О. П. Т. в розницу, Елена Ямпольская, Театральные Новые Известия, 1.09.2005
«Репетиция напоминает секс», Татьяна Рассказова, Ведомости, 25.08.2005
Московский Художественный Табаков, Наталия Каминская, Культура, 18.08.2005
«Я не рефлексирующий, я - бульдозер», Артур Соломонов, Известия, 17.08.2005
Художественный руководитель МХТ Олег Табаков, Михаил Малыхин, Новые Известия, 17.08.2005
«ДЕЛО НАДО ДЕЛАТЬ, ГОСПОДА», Павел Подкладов, Труд, 17.08.2005
ЕСЛИ ПРИЗНАВАТЬСЯ В ЛЮБВИ — ТО ТОЛЬКО ТАБАКОВУ, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 17.08.2005
КАК ТАБАКОВ ЗА ДУНАЕМ ПРАВИЛ (часть вторая), Марина Райкина, Московский комсомолец, 17.08.2005
Роман длиной в 48 лет, Валерий Кичин, Российская газета, 17.08.2005
КАК ТАБАКОВ ЗА ДУНАЕМ ПРАВИЛ (часть первая), Марина Райкина, Московский комсомолец, 16.08.2005
ТАБАКОВ КАК ПРЕДЧУВСТВИЕ, Евгений Миронов, Литературная газета, 10.08.2005
Олег Табаков: Сдам квартиру, чтобы в ерунде не сниматься, Елена Красникова, Комсомольская правда, 4.08.2005
ВКУС К ЖИЗНИ, Жанна Филатова, Театральная Афиша, 1.08.2005
Вернуть Иванова, Елена Левинская, Московские новости, 3.06.2005
Портрет молодого человека при карьере, Алиса Никольская, Театральная касса, 06.2005
Под стук вагонных колес, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 30.05.2005
Семейные радости, Ольга Егошина, Новые Известия, 30.05.2005
Возвращаться домой не нужно, Артур Соломонов, Известия, 27.05.2005
Это я, Павел Ващилин, Анастасия Касумова, Time out, 23.05.2005
Солнце сияло, Анастасия Касумова, Time out, 16.05.2005
Олег Табаков получил второй срок, Роман Должанский, Коммерсантъ, 15.04.2005
Переназначенец из МХТ, Максим Редин, СМИ. ru, 14.04.2005
Олег Табаков выдвигает свои условия, Григорий Заславский, радиокомпания «Маяк», 14.04.2005
Разговаривать не надо, приседайте до упаду…, Ирина Алпатова, Культура, 14.04.2005
Негерой нашего времени, Ирина Алпатова, Культура, 7.04.2005
Ослепленные солнцем, Роман Должанский, Коммерсант, 6.04.2005
Краткий курс истории РФ, Марина Давыдова, Известия, 1.04.2005
Солнечный угар, Олег Зинцов, Ведомости, 1.04.2005
Жертвы их искусства, Марина Полубарьева, Московский Комсомолец в Питере, 16.03.2005
«Милая Линочка!..», Виталий Вульф, Независимая газета, 11.03.2005
Олег Табаков. Как театру ужиться с капитализмом, Ольга Шаблинская, Аргументы и факты, 2.03.2005
31 августа против культур-мультур, Елена Ямпольская, Русский курьер, 17.02.2005
Лестница в никуда, Ольга Егошина, Новые известия, 16.02.2005
Где скользко, там и рвется, Роман Должанский, Коммерсант, 16.02.2005
Кто во что горазд, Александр Соколянский, Время новостей, 16.02.2005
Художник мухи не обидит, Олег Зинцов, Ведомости, 15.02.2005
Кто убил авангардиста, Александр Соколянский, Время новостей, 15.02.2005
Володин и володинское, Татьяна Ратобыльская, Петербургский театральный журнал, 02.2005
Амадей, 10.01.2005
Художник-гримёр Анатолий Чирков: «Главное, чтобы актёр был доволен», Елена Езерская, глава из книги «МХАТ: взгляд из-за кулис. Театральные рассказы», 2005
Мой серебряный шар. Георгий Бурков, Виталий Вульф, телеканал «Россия», 2005
Мой серебряный шар. Елена Майорова, Виталий Вульф, телеканал «Россия», 2005