Господа ГоловлевыЕлена Ковальская, Афиша, 18.10.2005 «Господа Головлевы» Кирилла Серебренникова из тех уважаемых и серьезных вещей, которые смотришь три с лишним часа, тайком позевывая, но о которых потом так и тянет порассуждать. О том, к примеру, что в середине восьмидесятых, в совершенно щедринские времена, «Господ Головлевых» во МХАТе инсценировал Лев Додин; в могилу один за другим сходили генсеки, между тем власть плела паучьи сети из высокопарных слов, что твой Иудушка Головлев, и в этих сетях гибло все живое. Причем не гибло даже Щедрин пользуется словом «умертвие», и оно замечательно идет тому времени. Причины, по которым за инсценировку романа стоило бы браться сейчас, кажутся менее очевидными. Хотя у Кирилла Серебренникова причин было много. С одной стороны, если Серебренников ставит классику, то исключительно имевшую громкую сценическую историю, будь то «Лес», когда-то ставший этапным спектаклем Мейерхольда, или «Мещане», визитная карточка большого стиля Товстоногова. У «Господ Головлевых» постановочная история громче некуда: полтора года репетиций Додина во МХАТе, истерическая трясучка у тамошней труппы, с трудом переносившей чужаков, в конце концов, Иннокентий Смоктуновский в роли Иудушки Головлева, загипнотизировавший не только обитателей Головлева, но и публику. Серебренникову уже затем стоило бы взяться за этот материал, чтобы получить в протагонисты Евгения Миронова: когда-то давно его сравнили со Смоктуновским, с тех пор Миронов выбирает роли с оглядкой на его репертуар. Так вот, причин, чтобы ставить Щедрина, у Серебренникова могло быть много, но к делу относится только одна: не занимаясь театром ради самого театра, он ищет сценические эквиваленты тому, что происходит за стенами театра, и значит, в тягостном и мрачном романе, рядом с которым истории Достоевского выглядят мыльной оперой, он прочитал нечто про настоящее время. Так что же? Сам он говорит, что щедринский текст это сочетание физиологии и метафизики, верха и низа; если точнее это описание некоего промежутка. Мало ли что режиссеры говорят до премьеры, между тем Серебренников действительно изобретательно и по-театральному убедительно создает на сцене пограничное состояние, которое можно обозначить все тем же словом «умертвие», существование у тех пределов, где нет ни верха, ни низа, ни правых, ни виноватых, где живое пьет чай за одним столом с неживым, так что сразу и не разберешь, кто есть кто. То, что именно такова сегодня реальность, данная нам в ощущении, очень соблазнительная для многих, кто занимается театром, мысль. Даром что ли в последние два-три года на сцену выбралась вся нежить русской литературы, все ее демоны, панночки, бесы, недотыкомки и прочие беспаспортные вурдалаки. Если кому-то кажется, что к «Господам Головлевым» этот боевой отряд не имеет отношения, пусть идет в МХТ. На малой сцене выстроились в ряд деревянные кабинки не то гробы торчком, не то нужники; бок о бок с ними установлена белая плоскость с зияющим черным проемом. Поначалу эта дыра в стене служит как бы зеркалом: по эту сторону в него глядится один из старших Головлевых по ту сторону его движения повторяет еще нерожденный Головлев. Старший Головлев (Сергей Сосновский) распевает срамные стихи Баркова с пафосом вестника апокалипсиса, но реальность пока еще имеет привычные черты ею управляет Арина Петровна (Алла Покровская). В эту пору Порфиша, как и другие сыновья, еще ходит по дому в спущенных колготах, но уже подличает, сообщая, что пирог с кухни украл Степан, за что и получает кличку Иудушка. Позже, когда власть в Головлеве перейдет этому «кровопивушке», дворовые девки отмоют белую с дырою стену и она окажется прозрачной словно прежде она служила тонкой мембраной между мирами, словно была граница между верхом и низом, да вся вышла. С тех пор начинается форменное умертвие: предки сталкиваются лбами с потомками, в разговоры живых встревают мертвые, и отличие между ними только в шнуровке на сюртуках так, по грудине, шнуруют трупы после вскрытия. И в центре этого мистического хоровода зудит и жужжит своим чистым тенорком Иудушка. Еще недавно его называли кровопивушкой, но теперь все встает с ног на голову, и давно покончивший с жизнью сын Володька (Сергей Медведев) тычет пальцем в Иудушку с прорезавшимися за спиной мушиными крыльями: «Глядите, папенька ангел!» Для потерявших ориентацию головлевцев Серебренников придумал целую систему знаков, которыми они осеняют себя вместо креста: кто чертит себя горстью поперек туловища, кто наискось, а Иудушка тот попросту рубит рукой между лбом и пахом, словно по живому режет. Точных деталей и вообще точных и остроумных вещей в спектакле предостаточно, так что публика, привыкшая ждать от Серебренникова именно остроумия и выдумки, поначалу принимает их за должное и недоумевает, когда шутки заканчиваются. Но какие могут быть шутки, когда безвыходное умертвие длится и не кончается. Даже когда укладывается умирать сам Иудушка на тюками свернутые белые саваны, накапливавшиеся на сцене постепенно и к финалу покрывшие ее всю, без остатка. «Чайки» разлетятся по московским театрам, Павел Сигалов, Коммерсант, 24.12.2005 Без пистолета, Алиса Никольская, Взгляд, 23.12.2005 Михаил Пореченков: артисту без амбиций никуда!, Марина Зельцер, Вечерняя Москва, 22.12.2005 Три бойбренда, Наталия Каминская, Культура, 22.12.2005 Михаил Пореченков: «Мы наглые, хамоватые, очень жестко работаем, и за нами тяжело угнаться?», Татьяна Коньякова, Вечерний Новосибирск, 22.12.2005 Один как перст, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 19.12.2005 Тень мента Гамлета, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 16.12.2005 Абсурдно что-то в Датском королевстве, Валентина Львова, Комсомольская правда, 16.12.2005 Гамлет-шашлык, Олег Зинцов, Ведомости, 16.12.2005 В постели с Хабенским, Елена Левинская, Московские новости, 16.12.2005 Силовики берут шекспира с поличным, Елена Красникова, Комсомольская правда, 15.12.2005 Гамлет от Табакова, Алена Карась, Российская газета, 15.12.2005 Гамлет-банд, Ольга Егошина, Новые Известия, 15.12.2005 «Гамлет», МХТ им. Чехова, Марина Давыдова, Известия, 9.12.2005 Гамлет в МХТ: Принц Питерский, Саша Маслова, Ваш досуг, 8.12.2005 Кира Головко: Сосватал меня вовсе не Сталин, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 8.12.2005 ОЛЕГ ПАЛЫЧ МАТРОСКИН, Татьяна Петрова, Лица, 1.12.2005 Фрейд отдыхает, Итоги, 28.11.2005 "Ее можно назвать «железной леди», Артур Соломонов, Известия, 23.11.2005 Даже не думайте, Олег Зинцов, Ведомости, 22.11.2005 Все решим с доктором, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 21.11.2005 Психоанализ русской печки, Марина Шимадина, Коммерсант, 19.11.2005 Психоанализ русской печки, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 19.11.2005 Трудно быть монстром, Елена Груева, Ваш досуг, 17.11.2005 Прапорщик Полоний, Ольга Коршакова, Огонёк, 14.11.2005 Столикий Табаков, Алена Карась, Российская газета, 14.11.2005 СУМЕРКИ, или МЕРЗЛАЯ ЗЕМЛЯ, Наталья Пивоварова, Экран и сцена, 11.2005 Поцелуй Иудушки, Ирина Алпатова, Культура, 20.10.2005 Господа Головлевы, Елена Ковальская, Афиша, 18.10.2005 Блуждание по вертикали, Марина Давыдова, Эксперт, 17.10.2005 ТАБАКОВУ ПРИПОМНИЛИ БУФЕТЧИЦУ КЛАВУ, Екатерина Цветкова, Вечерняя Москва, 17.10.2005 Матроскину подарили Матроскина, Марина Райкина, Московский комсомолец, 17.10.2005 Веселый вечер, Григорий Заславский, Независимая газета, 17.10.2005 Театр для одного актера, Роман Должанский, Коммерсант, 17.10.2005 Проклятьем заклейменный, Итоги, 17.10.2005 Юбилейный марафон Табакова финишировал на МХАТовской сцене, ИТАР-ТАСС, 16.10.2005 Евгений Миронов уничтожил всю свою родню, Анна Орлова, Комсомольская правда, 15.10.2005 Цепная воспроизводимость безнравственности, Лидия Соколова, 15.10.2005 СТРАШНАЯ РУССКАЯ СКАЗКА, Любовь Лебедина, Труд, 14.10.2005 Почему Табаков летает как птица, Марина Райкина, Московский комсомолец, 14.10.2005 Тирания суффиксов, Елена Ямпольская, Время новостей, 12.10.2005 Всех извел кусачим оводом, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 12.10.2005 Тирания суффиксов, Елена Ямпольская, Время новостей, 12.10.2005 Земля пухом, Глеб Ситковский, Газета, 10.10.2005 Пришел упырь, Артур Соломонов, Известия, 10.10.2005 Свое именьице, Олег Зинцов, Ведомости, 10.10.2005 Смертельный номер, Ольга Егошина, Новые Известия, 10.10.2005 Совершенство тени, Алена Карась, Российская газета, 10.10.2005 ПРИШЕЛ УПЫРЬ, Артур Соломонов, Известия, 10.10.2005 КОСМОС КАК ПРЕДЧУВСТВИЕ, Григорий Заславский, Независимая газета, 10.10.2005 Идиотушка, Роман Должанский, Коммерсантъ, 8.10.2005 На деревню Иудушке, Екатерина Васенина, Независимая Газета, 7.10.2005 Марина Голуб: Счастье быть свободным человеком, Мария Безрук, Труд-7, 6.10.2005 Три товарища, Марина Зайонц, Итоги, 19.09.2005 ПОТЕНЦИЯ ТАБАКОВА НАЦЕЛЕНА В БУДУЩЕЕ, Марина Зельцер, Вечерняя Москва, 9.09.2005 ТАБАКОВ ЗДЕСЬ, ТАБАКОВ ТАМ. .., Леонид Павлючик, Труд, 9.09.2005 Олегу Табакову подарили личную «аллею звезд», Анна Орлова, Комсомольская правда, 9.09.2005 Юрий Еремин: «Табаков играет Табакова», Григорий Заславский, Планета Красота, 8.09.2005 Звезды липнут к славе, Виталий Шанга, МК-ВОСКРЕСЕНЬЕ, 4.09.2005 «Ну почему Лелик?», Александр Авдеенко, Экран и сцена, 1.09.2005 «В приемной Табакова телефоны звонят всегда», Театральные Новые Известия, 1.09.2005 О. П. Т. в розницу, Елена Ямпольская, Театральные Новые Известия, 1.09.2005 «Репетиция напоминает секс», Татьяна Рассказова, Ведомости, 25.08.2005 Московский Художественный Табаков, Наталия Каминская, Культура, 18.08.2005 В молодости никто, кроме мамы и «Мосфильма», не помог мне, Артур Соломонов, Известия, 17.08.2005 «Я не рефлексирующий, я - бульдозер», Артур Соломонов, Известия, 17.08.2005 Художественный руководитель МХТ Олег Табаков, Михаил Малыхин, Новые Известия, 17.08.2005 «ДЕЛО НАДО ДЕЛАТЬ, ГОСПОДА», Павел Подкладов, Труд, 17.08.2005 ЕСЛИ ПРИЗНАВАТЬСЯ В ЛЮБВИ ТО ТОЛЬКО ТАБАКОВУ, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 17.08.2005 КАК ТАБАКОВ ЗА ДУНАЕМ ПРАВИЛ (часть вторая), Марина Райкина, Московский комсомолец, 17.08.2005 Роман длиной в 48 лет, Валерий Кичин, Российская газета, 17.08.2005 КАК ТАБАКОВ ЗА ДУНАЕМ ПРАВИЛ (часть первая), Марина Райкина, Московский комсомолец, 16.08.2005 ТАБАКОВ КАК ПРЕДЧУВСТВИЕ, Евгений Миронов, Литературная газета, 10.08.2005 Олег Табаков: Сдам квартиру, чтобы в ерунде не сниматься, Елена Красникова, Комсомольская правда, 4.08.2005 ВКУС К ЖИЗНИ, Жанна Филатова, Театральная Афиша, 1.08.2005 ОДИН ДЕНЬ ИЗ ЖИЗНИ ОЛЕГА ТАБАКОВА, Лица, 1.07.2005 Вернуть Иванова, Елена Левинская, Московские новости, 3.06.2005 Миндаугас Карбаускис: Увлекателен только путь к наградам, а не сами награды, Павел Подкладов, Театральная Афиша, 1.06.2005 Портрет молодого человека при карьере, Алиса Никольская, Театральная касса, 06.2005 Под стук вагонных колес, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 30.05.2005 Семейные радости, Ольга Егошина, Новые Известия, 30.05.2005 Возвращаться домой не нужно, Артур Соломонов, Известия, 27.05.2005 Анатолий Белый: В том, что я не сломался, заслуга Марины., Мария Безрук, Труд, 26.05.2005 Поздравление от Давида Смелянского, Коммерсант, 25.05.2005 Евгений Киндинов: «В первом акте Трех сестер я за кулисами соловьем свистел», Артур Соломонов, Известия, 24.05.2005 Это я, Павел Ващилин, Анастасия Касумова, Time out, 23.05.2005 Солнце сияло, Анастасия Касумова, Time out, 16.05.2005 Алла Покровская: «У меня счастливая способность не помнить обид»., Светлана Полякова, Культура, 21.04.2005 Наталья Тенякова: Мне приходилось играть, находясь при смерти, Людмила Безрукова, Труд, 20.04.2005 Олег Табаков получил второй срок, Роман Должанский, Коммерсантъ, 15.04.2005 Переназначенец из МХТ, Максим Редин, СМИ. ru, 14.04.2005 Олега Табакова оставили на посту худрука МХТ, Известия, 14.04.2005 Олег Табаков выдвигает свои условия, Григорий Заславский, радиокомпания «Маяк», 14.04.2005 Разговаривать не надо, приседайте до упаду
, Ирина Алпатова, Культура, 14.04.2005 ЕВГЕНИЙ МИРОНОВ: Я ДЕЛАЮ ГАМЛЕТА, А ГАМЛЕТ ДЕЛАЕТ МЕНЯ, Мария Безрук, Труд, 14.04.2005 Негерой нашего времени, Ирина Алпатова, Культура, 7.04.2005 Ослепленные солнцем, Роман Должанский, Коммерсант, 6.04.2005 Краткий курс истории РФ, Марина Давыдова, Известия, 1.04.2005 Солнечный угар, Олег Зинцов, Ведомости, 1.04.2005 Жертвы их искусства, Марина Полубарьева, Московский Комсомолец в Питере, 16.03.2005 «Милая Линочка!..», Виталий Вульф, Независимая газета, 11.03.2005 Олег Табаков: У нас в театре просвещенный абсолютизм, Людмила Безрукова, Труд, 4.03.2005 Олег Табаков. Как театру ужиться с капитализмом, Ольга Шаблинская, Аргументы и факты, 2.03.2005 31 августа против культур-мультур, Елена Ямпольская, Русский курьер, 17.02.2005 Лестница в никуда, Ольга Егошина, Новые известия, 16.02.2005 Где скользко, там и рвется, Роман Должанский, Коммерсант, 16.02.2005 Кто во что горазд, Александр Соколянский, Время новостей, 16.02.2005 Художник мухи не обидит, Олег Зинцов, Ведомости, 15.02.2005 Кто убил авангардиста, Александр Соколянский, Время новостей, 15.02.2005 Володин и володинское, Татьяна Ратобыльская, Петербургский театральный журнал, 02.2005 Амадей, 10.01.2005 Художник-гримёр Анатолий Чирков: «Главное, чтобы актёр был доволен», Елена Езерская, глава из книги «МХАТ: взгляд из-за кулис. Театральные рассказы», 2005 Как уходили кумиры. Борис Ливанов, телеканал ДТВ, 2005 Мой серебряный шар. Георгий Бурков, Виталий Вульф, телеканал «Россия», 2005 Мой серебряный шар. Елена Майорова, Виталий Вульф, телеканал «Россия», 2005 |