Оглянись без гнева, 23.01.2006 Эта повесть появилась в 1974 году. В то время она выбивалась из пут общепринятого соцреализма с такой силой, что сегодня не очень-то ясно, как ее пропустила цензура. Программку спектакля предваряют слова Александра Солженицына: «Ничего не свергая и не взрывая декларативно, большая группа писателей (среди них и Распутин. Итоги“) стала писать в простоте, без какого-либо угождения советскому режиму, как позабыв о нем». Выделим слова «в простоте», именно это и было в те годы официозного глянца подлинной революцией и даже в каком-то смысле авангардом. На дворе нынче другие времена и другие нравы, изменилось все, но писатель Распутин по-прежнему живет в Иркутске, считается консерватором и время от времени сурово комментирует негативные, с его точки зрения, явления. Прежде чем дать согласие поставить свое имя в афишу, приехал посмотреть спектакль. Легко можно догадаться, что он ему понравился.Еще легче заметить, что оглядываться назад, в советское прошлое, стало модным. Песни о главном на телеэкранах торжествующе соседствуют со старыми советскими фильмами, а придурочные приключения майора Пронина сделались прибыльным издательским проектом. В таком контексте выбор МХТ им. А. П. Чехова, безусловно, вызывает уважение. Более того, повесть «Живи и помни», если отринуть все эти умилительные ретроохи и вздохи, абсолютно живое литературное явление, весьма даже и актуальное сегодня. Не уверена, что постановочная группа думала об актуальности, но почтение перед литературой, несомненно, высказать хотела. Судя по спектаклю, режиссер Владимир Петров даже и не помышлял вывести старую повесть за временные пределы, он, похоже, хотел представить ее в формах близкого ей (повести то есть) театра. Его когда-то называли условно-поэтическим актеры играют несколько ролей сразу и не скрывают того, что они только представляются, в пафосный момент включается музыка, сыплется снег и возникает красивая картинка, сопровождаемая аплодисментами. Сегодня все это кажется страшно устаревшим. Когда молодая актриса Янина Колесниченко берет в руки палку, горбит спину и нарочито шамкает, становится неловко. Не очень понятно, зачем отлично играющий отца героя Сергей Сосновский менее удачно изображает еще кучу персонажей, зачем время от времени бегают по сцене дети, сами по себе, конечно же, очаровательные. Помните, у Тургенева в пьесе «Месяц в деревне» сказано: «Авангарду очень легко сделаться арьергардом Все дело в перемене дирекции». Что называется, фраза на все времена. Так или иначе, но вся эта игровая суета в спектакле не слишком удачно декорирует мощно выписанную Распутиным историю, по-настоящему трагическую. История эта о гибельной любви дезертировавшего из армии в конце войны Андрея Гуськова (Дмитрий Куличков) и жены его Настены (Дарья Мороз), и она могла быть представлена столь же мощно, как и написана, это видно. И Куличков, и Мороз способны были подняться на заданную литературой высоту, но сыграли просто хорошо. Искренно, с душой, с положенными психологическому театру слезами. Впрочем, и спектакль делался с душой, честно, это тоже видно. Нужного размаха и смелости не хватило, так, может, они Распутина испугались, он ведь человек строгий, как известно. Вдова с вдовою говорит, Мария Хализева, ВАШ ДОСУГ, 21.12.2006 Кармен. Этюды, Анна Гордеева, Time Out, 20.12.2006 Примадонны, Алиса Никольская, TimeOut Москва, 18.12.2006 Дмитрий Дюжев: «Пытаюсь жить по правде», Юлия Шигарева, Аргументы и факты, 13.12.2006 Роман длиной в полвека, Елена Леэтмаа, Пярнуский экспресс, 1.12.2006 ДМИТРИЙ КУЛИЧКОВ. Необычайные репетиции артистов в Японии, Марина Квасницкая, Театральная афиша, 12.2006 Марина Голуб: «Порой своих зрителей я люблю и ненавижу одновременно», Марина Квасницкая, Театральная афиша, 12.2006 Отец четверых детей О. Табаков: «Берите пример с меня», Ольга Шаблинская, Аргументы и факты, 22.11.2006 Олег Табаков: «Берите пример с меня», Ольга Шаблинская, Аргументы и факты, 22.11.2006 Латвию оккупировала белая гвардия, Телеграф, ежедневная газета Латвии, 21.11.2006 КУЛЬТ ЛИЧНОСТИ ТАБАКОВА, Оксана Химич, Московский Комсомолец, 7.11.2006 Константин Хабенский: Я - эгоист?, Дина Радбель, Эгоист generation, № 11, 11.2006 В МХАТе только девушки, Марина Райкина, Московский комсомолец, 31.10.2006 Те, кто выжил, Анна Гордеева, Время новостей, 24.10.2006 Между старшим и новым поколениями яма. Но не оркестровая., Светлана Полякова, Новая газета, 21.10.2006 Окаянные дни, Павел Константинов, Вечерняя Москва, 5.10.2006 Марина Голуб: «Классика не любит торопливых»., Мария Безрук, Труд, 3.10.2006 СОТВОРИ СЕБЕ КУМИРА. Олег Табаков о Дмитрии Журавлеве., Станиславский, 10.2006 Дмитрий Дюжев: «Сделай так, чтобы люди тебя ждали»., Катерина Антонова, Театрал, 10.2006 Наши в Эльсиноре, Жанна Зарецкая, Вечерний Петербург, 15.09.2006 Михаил Трухин: Во мне сидят Скорпион, мент и Гамлет., Любовь Лебедина, Труд, 12.07.2006 Наталья Рогожкина: "Если бы я была мужчиной, то пела бы в группе «Братья Грим», Мария Сперанская, МК-бульвар, 10.07.2006 Мельпомена на контракте, Андрей Ванденко, Итоги, № 20, 21.05.2006 95 лет со дня рождения Софьи Пилявской, телеканал «Культура», 17.05.2006 Счастливый номер, Елена Ямпольская, Известия, 28.04.2006 Андрей Панин: Стал актером благодаря женским колготкам, Мария Березина, Родная газета, 21.04.2006 Памяти Давида Боровского, Григорий Заславский, Независимая газета, 10.04.2006 6 апреля не стало легендарного сценографа Давида Боровского, Новая газета, 10.04.2006 На смерть Давида Боровского, Александр Соколянский, Время новостей, 10.04.2006 Умер самый сценный художник, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 8.04.2006 Памяти Давида Боровского, Павел Руднев, Взгляд, 7.04.2006 Вам принца Гамлета?, Юрий Фридштейн, Страстной бульвар, 10. № 5-85, 04.2006 Юрий Бутусов: «Взаимосвязи остаются», Марина Багдасарян, Театр, № 1, 04.2006 Весёлый Гамлет Бутусова, Елена Горфункель, Театр, № 1, 04.2006 Табаков раздал в театре продуктовые наборы, Никита Красников, Комсомольская правда, 28.03.2006 Жили и помнили: советская проза на сцене МХТ, Павел Руднев, Деловая газета «Взгляд», 8.03.2006 Человек проверяется на перезагрузках, Ольга Коршакова, Новая газета, 9.02.2006 Поза жизни, Ирина Алпатова, Культура, 2.02.2006 Вот счастье пролетело, и ага!.., Анна Орлова, Комсомольская правда, 2.02.2006 «Лицо года» Олег Табаков, Василиса Волгина, Лица года КОНКУРС, 31.01.2006 Спектакль в первом чтении, Марина Шимадина, Коммерсант, 30.01.2006 Выплыли, Марина Давыдова, Известия, 30.01.2006 Течение чтения, Глеб Ситковский, Газета, 30.01.2006 Массовый заплыв в свитерах, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 30.01.2006 Со всеми вытекающими, Олег Зинцов, Ведомости, 27.01.2006 Ледяной дом, Ирина Алпатова, Культура, 26.01.2006 Русь уходящая, Григорий Заславский, Независимая газета, 24.01.2006 Оглянись без гнева, Итоги, 23.01.2006 Ледяной дом, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 21.01.2006 Рисковал, но выиграл, Алексей Филиппов, Московские новости, 20.01.2006 Как бы их не забыть?, Олег Зинцов, Ведомости, 20.01.2006 Расстройство памяти, Роман Должанский, Коммерсант, 20.01.2006 Разбитые фонари Датского королевства, Марина Квасницкая, Россiя, 19.01.2006 Любовь в кубе, Глеб Ситковский, Газета, 19.01.2006 Валентин Распутин: Это у меня лучшая Настена, Павел Басинский, Российская газета, 19.01.2006 Жена дезертира, Ольга Егошина, Новые Известия, 19.01.2006 По морозу босиком, Артур Соломонов, Известия, 19.01.2006 Марина Брусникина: Молодые гораздо интереснее «звезд», Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 18.01.2006 Константин Хабенский: Профессия очень сволочная, Дмитрий Савельев, Собеседник, 17.01.2006 Валентин Распутин, писатель: «Я стал терпимее к своим оппонентам», Марина Давыдова, Известия, 17.01.2006 Константин Хабенский: театр это жизнь, а кино деньги, Телесемь, 01.2006 Бедный, бедный Гамлет, Елена Строгалева, Петербургский театральный журнал, № 43, 2006 Петушиные бои, Кристина Матвиенко, Петербургский театральный журнал, № 43, 2006 Мой серебряный шар. Андрей Панин (2006), Виталий Вульф, телеканал «Россия», 2006 |