Выплыли

Марина Давыдова, Известия, 30.01.2006
МХТ им. Чехова продолжает осваивать современную прозу. Вслед за Виктором Астафьевым, Людмилой Улицкой и Валентином Распутиным слово на прославленной сцене предоставили Владимиру Маканину.

Некогда хороший педагог, а ныне именитый режиссер Марина Брусникина нащупала золотую жилу — она занялась литературным театром. Занятие оказалось бесхитростным (артисты у Брусникиной не лицедеи, а добросовестные ретрансляторы текста) и рентабельным (спектакль по Астафьеву почти сразу удостоился Госпремии).

Если проделать мысленный эксперимент и представить, что таким же макаром, каким были прочитаны в недавней мхатовской премьере произведения Маканина, со сцены зазвучали бы «Мертвые души», метода Брусникиной сразу утратила бы все свое обаяние. И даже обнаружила бы некоторую абсурдность: зачем читать со сцены то, что уже не раз было талантливо сыграно. Но главная заповедь литературного театра нового образца — браться за тексты, которые еще не были представлены на сцене. Ну, во-первых, это удобно. Все достоинства, равно как и все недостатки этих текстов, в силу отсутствия какого бы то ни было театрального контекста неизбежно переносятся на их сценическое воплощение. Когда артисты Брусникиной прочитали со сцены очень хорошую повесть Виктора Астафьева «Пролетный гусь», получился очень хороший спектакль. Когда выпустили неплохую повесть Людмилы Улицкой «Сонечка», получился спектакль неплохой. Когда взялись за слабую и слезливую прозу Рубена Гонсалеса Гальего, получилось слабо и слезливо. Маканин — один из лучших русских писателей, поэтому и спектакль получился у Брусникиной… Правильно — одним из лучших. 

Сила дара Маканина в его редкой способности переводить социальное в экзистенциальное, описывать проблемы человека эпохи развитого социализма как общечеловеческие. Специфический антураж советской поры для него несущественный, в общем, фон. В повести, давшей название всему спектаклю, — ее играют самой последней — совслужащему Игнатьеву изменяет смертельно больная жена, еще не знающая о своей обреченности. Внимательно вслушиваясь в маканинский текст, вдруг ясно понимаешь, что героев этой, как, впрочем, и других его повестей вполне можно представить в фильмах Бергмана с их въедливым душеведением, жутким ощущением быстротечности и бессмысленности жизни и стоицизмом, никогда не переходящим в оптимизм.

В новом спектакле Брусникиной голос Маканина не только не искажен театральными помехами, но и обретает легкое сценическое дыхание. Фона — социального или исторического — фактически нет: нейтральные костюмы (все больше монохромные свитера), стильная, но тоже нейтральная декорация, где под ногами у героев большая фотография типичной московской застройки. Такое безликое чтецкое пространство подходит далеко не всем, но Маканину подходит безусловно. Герой остается здесь один на один не с бытом (которого нет), а с бытием, и эта очная ставка сильное испытание для души. Всякая попытка «сыгрануть», эдак по-эстрадному представить характер героя в таком пространстве только портит все дело. Поэтому прекрасный характерный артист Павел Ващилин тут как-то неуместен: он из другого, лицедейского, спектакля. А вот сдержанный Валерий Трошин — в самый раз. Тут ведь действует принцип врачебной этики: не навреди, и Трошин не вредит тексту точнее других. Лишь ближе к концу спектакля, когда он, словно позабыв про врачебную этику, начинает вдруг играть своего Игнатьева с глубоким проникновением в образ, начинаешь тихо жалеть, что литературный театр Брусникиной так и не стал театром как таковым. В нем, конечно, куда больше опасных порогов и рек с быстрым течением, но зато всегда есть надежда выплыть из тихой чтецкой заводи в открытое и глубокое море.
2006
Вдова с вдовою говорит, Мария Хализева, ВАШ ДОСУГ, 21.12.2006
Кармен. Этюды, Анна Гордеева, Time Out, 20.12.2006
Примадонны, Алиса Никольская, TimeOut Москва, 18.12.2006
Дмитрий Дюжев: «Пытаюсь жить по правде», Юлия Шигарева, Аргументы и факты, 13.12.2006
Роман длиной в полвека, Елена Леэтмаа, Пярнуский экспресс, 1.12.2006
ДМИТРИЙ КУЛИЧКОВ. Необычайные репетиции артистов в Японии, Марина Квасницкая, Театральная афиша, 12.2006
Отец четверых детей О. Табаков: «Берите пример с меня», Ольга Шаблинская, Аргументы и факты, 22.11.2006
Олег Табаков: «Берите пример с меня», Ольга Шаблинская, Аргументы и факты, 22.11.2006
Латвию оккупировала белая гвардия, Телеграф, ежедневная газета Латвии, 21.11.2006
КУЛЬТ ЛИЧНОСТИ ТАБАКОВА, Оксана Химич, Московский Комсомолец, 7.11.2006
Константин Хабенский: Я - эгоист?, Дина Радбель, Эгоист generation, № 11, 11.2006
В МХАТе только девушки, Марина Райкина, Московский комсомолец, 31.10.2006
Те, кто выжил, Анна Гордеева, Время новостей, 24.10.2006
Окаянные дни, Павел Константинов, Вечерняя Москва, 5.10.2006
Наши в Эльсиноре, Жанна Зарецкая, Вечерний Петербург, 15.09.2006
Мельпомена на контракте, Андрей Ванденко, Итоги, № 20, 21.05.2006
95 лет со дня рождения Софьи Пилявской, телеканал «Культура», 17.05.2006
Счастливый номер, Елена Ямпольская, Известия, 28.04.2006
Андрей Панин: Стал актером благодаря женским колготкам, Мария Березина, Родная газета, 21.04.2006
Памяти Давида Боровского, Григорий Заславский, Независимая газета, 10.04.2006
На смерть Давида Боровского, Александр Соколянский, Время новостей, 10.04.2006
Умер самый сценный художник, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 8.04.2006
Памяти Давида Боровского, Павел Руднев, Взгляд, 7.04.2006
Вам принца Гамлета?, Юрий Фридштейн, Страстной бульвар, 10. № 5-85, 04.2006
Юрий Бутусов: «Взаимосвязи остаются», Марина Багдасарян, Театр, № 1, 04.2006
Весёлый Гамлет Бутусова, Елена Горфункель, Театр, № 1, 04.2006
Табаков раздал в театре продуктовые наборы, Никита Красников, Комсомольская правда, 28.03.2006
Жили и помнили: советская проза на сцене МХТ, Павел Руднев, Деловая газета «Взгляд», 8.03.2006
Человек проверяется на перезагрузках, Ольга Коршакова, Новая газета, 9.02.2006
Поза жизни, Ирина Алпатова, Культура, 2.02.2006
Вот счастье пролетело, и ага!.., Анна Орлова, Комсомольская правда, 2.02.2006
«Лицо года» — Олег Табаков, Василиса Волгина, Лица года КОНКУРС, 31.01.2006
Спектакль в первом чтении, Марина Шимадина, Коммерсант, 30.01.2006
Выплыли, Марина Давыдова, Известия, 30.01.2006
Течение чтения, Глеб Ситковский, Газета, 30.01.2006
Массовый заплыв в свитерах, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 30.01.2006
Со всеми вытекающими, Олег Зинцов, Ведомости, 27.01.2006
Ледяной дом, Ирина Алпатова, Культура, 26.01.2006
Русь уходящая, Григорий Заславский, Независимая газета, 24.01.2006
Оглянись без гнева, Итоги, 23.01.2006
Ледяной дом, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 21.01.2006
Рисковал, но выиграл, Алексей Филиппов, Московские новости, 20.01.2006
Как бы их не забыть?, Олег Зинцов, Ведомости, 20.01.2006
Расстройство памяти, Роман Должанский, Коммерсант, 20.01.2006
Разбитые фонари Датского королевства, Марина Квасницкая, Россiя, 19.01.2006
Любовь в кубе, Глеб Ситковский, Газета, 19.01.2006
Валентин Распутин: Это у меня лучшая Настена, Павел Басинский, Российская газета, 19.01.2006
Жена дезертира, Ольга Егошина, Новые Известия, 19.01.2006
По морозу босиком, Артур Соломонов, Известия, 19.01.2006
Константин Хабенский: Профессия очень сволочная, Дмитрий Савельев, Собеседник, 17.01.2006
Бедный, бедный Гамлет, Елена Строгалева, Петербургский театральный журнал, № 43, 2006
Петушиные бои, Кристина Матвиенко, Петербургский театральный журнал, № 43, 2006
Мой серебряный шар. Андрей Панин (2006), Виталий Вульф, телеканал «Россия», 2006