Безопасный смехГригорий Заславский, Независимая газета, 11.01.2007 На премьере в МХТ министр финансов Алексей Кудрин с удовольствием смеялся над героями, занятыми решением финансовых вопросов. В репертуаре театра появилась еще одна беспроигрышная комедия. Январские представления «Примадонн» на основной сцене МХТ имени Чехова премьерой можно назвать, конечно, с большой натяжкой: с конца октября спектакль начали играть на арендованной сцене Театриума на Серпуховке, однако худрук театра Олег Табаков решил, что официальную премьеру следует сыграть на своей сцене. И, дождавшись окончания масштабной реконструкции, назначил теперь уже официальную премьеру. Своего рода рождественский подарок тем, кто умеет ждать. Следует согласиться с логикой художественного руководителя: «Примадонны» Кена Людвига как раз из тех комедий, которые надо «наиграть». Переодевания, многочисленные комедийные ситуации всё требует чрезвычайной слаженности движений и точности исполнения. Дополнительный аргумент в пользу отложенной премьеры: герои пьесы молодые актеры, зарабатывающие игрой шекспировских монологов и диалогов. По отзывам других персонажей, особенно им удается «Двенадцатая ночь», действие которой, как известно, разворачивается на Рождество. Одно к одному. Коротко изложим сюжет: из газеты молодые актеры, Лео и Джек, узнают о том, что богатая и при смерти находящаяся старуха Флоренс Снайдер разыскивает своих дальних родственников, которых видела когда-то совсем еще детьми. Бедные артисты решают попытать счастья и тут узнают, что миллионерша ищет не племянников, а племянниц. Впрочем, финансовое их положение не оставляет выхода Проблемы, разумеется, подстерегают их ежеминутно: во-первых, у старухи уже имеется одна наследница, Мэг, во-вторых, делить наследство никак не хочет влюбленный не столько в Мэг, сколько в ее потенциальное наследство пастор Дункан, в-третьих, старуха оказывается живучей, в-четвертых, Лео влюбляется в Мэг, а та, как выясняется, когда-то давно была очарована игрой Лео Впрочем, это, наверное, уже в-пятых, и таких обстоятельств можно насчитать еще с десяток: жанр требует ежеминутного обострения ситуации, нагромождения трудностей до шекспировских масштабов. Трудно вообразить себе продюсера, который бы отказался от такого сюжета. Одновременно трудно представить себе продюсера, который бы безоговорочно принял ее к постановке: все-таки как ни крути, а сравнение со всенародно любимым фильмом «В джазе только девушки» неизбежно. Надо выдумать нечто экстраординарное, чтобы это сравнение вышло в пользу спектакля. Экстраординарность премьеры, увы, ограничивается пока завлекательным распределением: Лео и Джека играют Юрий Чурсин и Дмитрий Дюжев соответственно (причем Дюжев ради такого дела приглашен был в труппу МХТ). Сребролюбивого пастора играют «в очередь» Анатолий Белый и актер Театра Табакова Сергей Угрюмов, в роли старухи-миллионерши Михаил Трухин, а ее родственницы Мэг Наташа Швец. Тут самое время заметить, что переодевающаяся в мужчину женщина обыкновенно тем самым закручивает сюжет лирической комедии. Мужчина же в женском платье это совсем другая история, тоже, конечно, комедия, но уже эксцентрическая, с безудержным потоком гэгов, сомнительных положений и двусмысленных шуток, со всем этим надо мастерски справиться, поскольку общедоступный театр все-таки рассчитан на широкую аудиторию, обыкновенно без ограничения возраста. На нелегком пути героев каждые пять минут положено быть шутке и соответственно смеху до колик. Если смеха нет а добрую половину спектакля, пока во всяком случае, не смешно или смешно, но не очень, нет и комедии. К финалу ситуация вроде бы выправляется, но общего впечатления это все же не меняет. Режиссер Евгений Писарев приглашен был, кажется, только потому, что год назад с успехом выпустил на родной своей сцене Театра имени Пушкина другую комедию того же Людвига «Одолжите тенора!». В театре повторение увы, не всегда оказывается матерью учения и чаще всего использование тех же приемов и того же материала в повторе уступает «первоисточнику». Кстати, для МХТ имени Чехова «Примадонны» тоже в своем роде «второй спектакль», имея в виду уже идущую на сцене театра такую же коммерческую комедию Рэя Куни «№ 13», с присутствием и чуть ли не необходимостью которого в репертуаре смирились, кажется, все. Мол, и Станиславский «грешил» Тут самое время вспомнить Шекспира, у которого Лир, выбирая между Реганой и Гонерильей, признает: «Плохие, стало быть, не так уж плохи, когда есть хуже. Кто не хуже всех, еще хорош». Тем более что «№ 13» и вправду идет при несмолкаемом смехе. По условиям жанра это обстоятельство искупает все прочие недостатки. На премьере было заметно появление в зале Художественного театра совершенно новой публики, представители которой без стеснения поднимали ряд и выходили во время действия. Спустя несколько минут возвращались, снова тревожа соседей. Вырвать эту публику из «лап» моря «досуговых услуг», конечно, непросто и, наверное, важно. Но как не потерять при этом прежнюю театральную публику? Это вопрос. Художественный руководитель МХТ им. Чехова Олег Табаков: «За те слезы, которые были пролиты на нашей земле, Богу было угодно повысить цену за баррель нефти до 95 долларов», Елена Ямпольская, Известия, 26.12.2007 Соло для Заградника, Ольга Галахова, Независимая газета, 24.12.2007 В МХТ рассказали о таджикских стариках, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 10.11.2007 Кишлак с привидениями, Алла Шендерова, Коммерсант, 30.10.2007 Страшно далеки они, Глеб Ситковский, Газета.ру (Gzt.Ru), 9.10.2007 Ефремов поселился у Станиславского, Мария Москвичева, Московский Комсомолец, 6.10.2007 Он говорил за всю среду, Анатолий Смелянский, Культура, 4.10.2007 Его жизнь была полна отваги, Лев Додин, Виктор Гвоздицкий, Культура, 4.10.2007 С Ефремова начался отсчёт нового театрального времени, Олег Табаков, Литературная газета, 3.10.2007 Леонид Парфенов: Если у социализма было человеческое лицо, это было лицо Ефремова, Денис Корсаков, Комсомольская правда, 1.10.2007 Звезда Олега Ефремова, Ольга Кучкина, Комсомольская правда, 1.10.2007 7 лет без Олега Ефремова, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 1.10.2007 Современник, Ирина Корнеева, Российская газета, 1.10.2007 Ностальгия по позапрошлому, Елена Ямпольская, Известия, 1.10.2007 «Она уникальный слухач и нюхач в профессии», Глеб Ситковский, Газета, 17.09.2007 Табаков ищет талантливых детей и режиссеров, Ася Кравченко, Независимая газета, 13.09.2007 У Табакова наполеоновские планы, Московский комсомолец, 1.09.2007 Живой факел, Елена Ямпольская, Известия, 27.08.2007 Театры и камергеры, Ирина Мак, Известия, 10.08.2007 Цена вопроса, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 28.05.2007 Театр как его двойник, Марина Токарева, Московские новости, 25.05.2007 Ушли: Пушкин, Казанова, г-н Голядкин, Новая газета, 24.05.2007 Последнее слово, Елена Губайдуллина, Независимая газета, 23.05.2007 Памяти Виктора Гвоздицкого, Григорий Заславский, Независимая газета, 23.05.2007 Умер Виктор Гвоздицкий, Алена Солнцева, Время новостей, 22.05.2007 Артист-парадоксалист, Роман Должанский, Коммерсант, 22.05.2007 Играл как дышал, Ирина Корнеева, Российская газета, 22.05.2007 Умер Виктор Гвоздицкий, Марина Райкина, Московский комсомолец, 22.05.2007 Невосполнимый Парадоксалист, Глеб Ситковский, Газета, 22.05.2007 Умер Виктор Гвоздицкий, Вечерняя Москва, 20.05.2007 Легенда не умирает, Марина Токарева, Московские новости, 18.05.2007 «Как мало я успела», Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 18.05.2007 Не осталось дней ее года, Татьяна Невская, Газета.ру (Gzt.Ru), 17.05.2007 Занавес, Варвара Карпеева, Российская газета, 17.05.2007 Девять дней одной жизни, Марина Райкина, Московский комсомолей, 17.05.2007 Не стало Татьяны Лавровой, Леонид Павлючик, Труд, 17.05.2007 Умерла актриса Татьяна Лаврова, Новые известия, 17.05.2007 Памяти Татьяны Лавровой, Отдел культуры, Время новостей, 17.05.2007 «Девять дней» и одна жизнь, Роман Должанский, Коммерсант, 17.05.2007 Женщина физиков и лириков, Марина Давыдова, Известия, 16.05.2007 Казус Катуриана, Алена Карась, Российская газета, 15.05.2007 Расскажи нам о зеленом поросенке, Олег Зинцов, Ведомости, 15.05.2007 Дети на сцене играли в гестапо, Марина Давыдова, Известия, 14.05.2007 Вчера детей душили, душили
, Ольга Егошина, Новые известия, 14.05.2007 Ужастик-то с идейкой, Анна Гордеева, Время новостей, 14.05.2007 Расскажу тебе сказку, дружок, Глеб Ситковский, Газета, 14.05.2007 Кирилл Серебренников приглашает на казнь, Алла Шендерова, Коммерсант, 12.05.2007 НОВЫЙ РУССКИЙ АКТЕР, Ольга Егошина, Экран и сцена, 05.2007 Где-то сценарий нашел режиссер
, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 26.04.2007 Новая постановка Кирилла Серебренникова в МХТ, ТВ Центр, 20.04.2007 Для москвичей приготовили «кошмарную» премьеру, НТВ, 20.04.2007 «Мне не очень интересно нравиться», Анна Наринская, Коммерсантъ Weekend, 20.04.2007 Спектакль по уму, Роман Должанский, Коммерсантъ-Weekend, 20.04.2007 Актер внутреннего театра, Екатерина Васенина, Новая газета, 19.04.2007 Актер внутреннего театра, Екатерина Васенина, Новая газета, 19.04.2007 «Это пьеса, которую копать и копать», Роман Должанский, Коммерсантъ Власть, 16.04.2007 Кранты на фронтах, Александр Гаррос, Эксперт, 16.04.2007 Человек-подушка (The Pillowman), Лиза Биргер, TimeOut Москва, 11.04.2007 Хочу разобраться, как должен быть устроен театр, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 6.04.2007 «У нас гораздо больше разговаривают и дискутируют, нежели делом занимаются», Артур Соломонов, Новое время (The new times), 26.03.2007 Попытка автопортрета, Марина Гаевская, Культура, 22.03.2007 Фанера над Парижем, Итоги, 12.03.2007 На горе сосна растет
, Марина Давыдова, Известия, 12.03.2007 Картонные страсти, Ольга Егошина, Новые известия, 7.03.2007 Пьеса в горошек, Алла Шендерова, Коммерсант, 7.03.2007 Актер Авангард Леонтьев: «Насте Заворотнюк надо изменить свою судьбу», Елена Ямпольская, Известия, 27.02.2007 Человек, родившийся вместо другого, Павел Подкладов, NewsInfo, 27.02.2007 В авангарде тихих героев, Юлия Шигарева, Аргументы и факты, 21.02.2007 Кира Головко принимает поздравления, ГТРК «Россия-Калининград», 8.02.2007 Полина Медведева. Судьба актрисы свершения и надежды., Жанна Филатова, Театральная афиша, 02.2007 Авангард Леонтьев: «Если на алтарь сцены ты не положишь все свои возможности, она отомстит тебе», Татьяна Петренко, Театральная афиша, 02.2007 Реабилитация Сальери, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 23.01.2007 Зачем они убили Моцарта?, Марина Давыдова, Известия, 23.01.2007 Следствие закончено забудьте!, Анна Гордеева, Время новостей, 22.01.2007 Моцарта сгубили бабы?, Марина Райкина, Московский комсомолец, 20.01.2007 Вольфганг для двоих, Роман Должанский, Коммесант, 20.01.2007 Без вина виноватые, Ирина Алпатова, Культура, 18.01.2007 Финита ля комедия, Итоги, 14.01.2007 Здравствуйте, вы - наша тетя, Елена Ямпольская, Известия, 12.01.2007 Клиент всегда прав, Ирина Алпатова, Культура, 11.01.2007 Талант убойной силы, Елена Лаптева, Комсомольская правда, 11.01.2007 Здравствуйте, я ваша племянница, Ольга Егошина, Новые известия, 11.01.2007 Мальчики-леденцы и Барби, Дина Годер, Время новостей, 11.01.2007 Безопасный смех, Григорий Заславский, Независимая газета, 11.01.2007 Шекспир на пенсильванщине, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 10.01.2007 Карма Кармен, Майя Крылова, Независимая газета, 10.01.2007 Моцарт примерит юбку, Вера Копылова, Московский Комсомолец, 9.01.2007 Олег Табаков в программе «Линия жизни», телеканал «Культура», 2007 Есть несколько Любшиных, Виктор Гвоздицкий, из книги «Последние», 2007 Ия Саввина в программе «Линия жизни», телеканал «Культура», 2007 Мой серебряный шар. Анатолий Кторов, Виталий Вульф, телеканал «Россия», 2007 Мой серебряный шар. Татьяна Лаврова, Виталий Вульф, телеканал «Россия», 2007 Вечный Олег. Фильм Леонида Парфёнова к 80-летию О.Н. Ефремова, Первый канал, 2007 |