Без вина виноватыеИрина Алпатова, Культура, 18.01.2007 Исторические расследования нынче в большой моде, причем с явным криминальным исходом. Кажется, не осталось ни одной известной личности, которая почила бы в собственной постели по воле Божией. Нет, злокозненные недруги их душат, в них стреляют, но чаще всего травят. Обывателю же куда интереснее поверить в зловещую или мелодраматическую легенду, чем в финал вполне обыденный.Отчего скончался Моцарт, всем давно известно опять же благодаря легендарным версиям. Тень «черного человека» прочно отпечаталась на памяти Антонио Сальери, более известного в качестве убийцы гения, нежели знаменитого композитора. Существуют, впрочем, и иные версии, вроде «масонской руки», активно разрабатываемые в драматургии и беллетристике. Так что известный журналист, драматург и писатель Дмитрий Минченок, решивший предложить собственный вариант гибели Моцарта, здесь отнюдь не первопроходец. Видимо, в основу его пьесы «Концерт обреченных» легла не только авторская фантазия, но и кропотливые архивные изыскания. Также в одном из анонсов прозвучало и то, что режиссер Юрий Еремин изрядно поработал над уже готовым продуктом в целях то ли сокращения пьесы, то ли ее улучшения. Юрий Еремин в последнее время вообще очень любит становиться соавтором того или иного известного драматурга, будь то Уильямс или Гольдони. Что же касается «Концерта обреченных» в его окончательном сюжетном и текстовом звучании, то в нем осталось такое количество логических нестыковок и неясностей, что впору задуматься: таков первоисточник или его доработка? Хотя идея-то красивая, с элементами детектива, предполагающая участие двух хороших актрис и много великой музыки. Судите сами: через энное количество лет после смерти Моцарта в его давно уже пустующем доме встретились две именитые композиторские вдовы, чтобы реставрировать реальную трагедию. Причем зачинщицей расследования оказалась не легкомысленная и вполне благополучная Констанца Моцарт, но Тереза Сальери, не желающая, чтобы ее дочери ходили с клеймом «детей убийцы». Увы, переоценила бедная Тереза возможности своей психологической атаки и в конце концов призналась, что она-то и убила. По недосмотру, конечно. Кто же знал, что Моцарт схватит не свой бокал, а тот, куда она влила яд для себя, желая покончить с собой на глазах австрийского гения от неразделенной к нему любви. Вот ведь мелодрама какая вышла, впрочем, тоже не Минченком впервые сочиненная. Правда, откуда в подобной ситуации взялась легенда о Сальери-убийце, понять нельзя. Равно как и то, зачем бы виновной Терезе затевать собственное разоблачение. А уж сколько промежуточных возможных убийств они с Констанцей обнаружили за час с небольшим сценического времени: тут и любовники обоих супругов, и обманутые мужья, и масоны, и даже сама Констанца. Причем все это идет впроброс, пробалтывается скороговоркой. Понятно, что детективы писать непросто, но нельзя же изымать оттуда самой логики преступления. Конечно, описание в рецензии сюжетных перипетий дурной тон. Но что делать, если без этого не обойтись, ведь, вероятно, главным манком для театра служила именно пьеса. Что же до режиссера, то он не был здесь постановочно агрессивен, как случалось в последнее время, и попытался раствориться в хороших актрисах Ольге Барнет (Тереза) и Евдокии Германовой (Констанца). Но все равно не избежал банальностей и лобовых ходов. В том числе и музыкального свойства. По крайней мере, из произведений хорошего композитора Сальери намеренно выбраны самые помпезные и тяжеловесные фрагменты. И потом, нужна ли такая вопиющая иллюстративность: лишь только скажет кто о каком-либо произведении, как тут же сидящие рядом музыканты начинают послушно его исполнять. Да и сами вдовы получились под стать мужниной музыке. Констанца Германова искрит жизнерадостностью и готова к любым проказам, Тереза Барнет монументальна и строга (даром что намеревалась умереть от любви). Впрочем, к актрисам отнюдь не стоит предъявлять никаких претензий: они работают честно и профессионально, но в сюжетно-режиссерских рамках. Последние же весьма узки, как сценический планшет, поднятый прямо посредине зрительного зала (сценография Алексея Порай-Кошица сама по себе функциональна). И если Ольга Барнет все-таки пытается сыграть некую судьбу Терезы, обнаруживая порой тщательно скрываемое, то Евдокия Германова купается в откровенном комедиантстве «веселой вдовы». Впрочем, к чести режиссера, он все же предложил актрисам массу привлекательных ходов и приемов детективного толка с переодеваниями и даже трансформацией Констанцы в собственного супруга. За этим интересно наблюдать, если бы не невнятная интрига, требующая для своей расшифровки огромного мозгового и душевного напряжения. Художественный руководитель МХТ им. Чехова Олег Табаков: «За те слезы, которые были пролиты на нашей земле, Богу было угодно повысить цену за баррель нефти до 95 долларов», Елена Ямпольская, Известия, 26.12.2007 Соло для Заградника, Ольга Галахова, Независимая газета, 24.12.2007 В МХТ рассказали о таджикских стариках, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 10.11.2007 Кишлак с привидениями, Алла Шендерова, Коммерсант, 30.10.2007 Страшно далеки они, Глеб Ситковский, Газета.ру (Gzt.Ru), 9.10.2007 Ефремов поселился у Станиславского, Мария Москвичева, Московский Комсомолец, 6.10.2007 Он говорил за всю среду, Анатолий Смелянский, Культура, 4.10.2007 Его жизнь была полна отваги, Лев Додин, Виктор Гвоздицкий, Культура, 4.10.2007 С Ефремова начался отсчёт нового театрального времени, Олег Табаков, Литературная газета, 3.10.2007 Леонид Парфенов: Если у социализма было человеческое лицо, это было лицо Ефремова, Денис Корсаков, Комсомольская правда, 1.10.2007 Звезда Олега Ефремова, Ольга Кучкина, Комсомольская правда, 1.10.2007 7 лет без Олега Ефремова, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 1.10.2007 Современник, Ирина Корнеева, Российская газета, 1.10.2007 Ностальгия по позапрошлому, Елена Ямпольская, Известия, 1.10.2007 «Она уникальный слухач и нюхач в профессии», Глеб Ситковский, Газета, 17.09.2007 Табаков ищет талантливых детей и режиссеров, Ася Кравченко, Независимая газета, 13.09.2007 У Табакова наполеоновские планы, Московский комсомолец, 1.09.2007 Живой факел, Елена Ямпольская, Известия, 27.08.2007 Театры и камергеры, Ирина Мак, Известия, 10.08.2007 Цена вопроса, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 28.05.2007 Театр как его двойник, Марина Токарева, Московские новости, 25.05.2007 Ушли: Пушкин, Казанова, г-н Голядкин, Новая газета, 24.05.2007 Последнее слово, Елена Губайдуллина, Независимая газета, 23.05.2007 Памяти Виктора Гвоздицкого, Григорий Заславский, Независимая газета, 23.05.2007 Умер Виктор Гвоздицкий, Алена Солнцева, Время новостей, 22.05.2007 Артист-парадоксалист, Роман Должанский, Коммерсант, 22.05.2007 Играл как дышал, Ирина Корнеева, Российская газета, 22.05.2007 Умер Виктор Гвоздицкий, Марина Райкина, Московский комсомолец, 22.05.2007 Невосполнимый Парадоксалист, Глеб Ситковский, Газета, 22.05.2007 Умер Виктор Гвоздицкий, Вечерняя Москва, 20.05.2007 Легенда не умирает, Марина Токарева, Московские новости, 18.05.2007 «Как мало я успела», Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 18.05.2007 Не осталось дней ее года, Татьяна Невская, Газета.ру (Gzt.Ru), 17.05.2007 Занавес, Варвара Карпеева, Российская газета, 17.05.2007 Девять дней одной жизни, Марина Райкина, Московский комсомолей, 17.05.2007 Не стало Татьяны Лавровой, Леонид Павлючик, Труд, 17.05.2007 Умерла актриса Татьяна Лаврова, Новые известия, 17.05.2007 Памяти Татьяны Лавровой, Отдел культуры, Время новостей, 17.05.2007 «Девять дней» и одна жизнь, Роман Должанский, Коммерсант, 17.05.2007 Женщина физиков и лириков, Марина Давыдова, Известия, 16.05.2007 Казус Катуриана, Алена Карась, Российская газета, 15.05.2007 Расскажи нам о зеленом поросенке, Олег Зинцов, Ведомости, 15.05.2007 Дети на сцене играли в гестапо, Марина Давыдова, Известия, 14.05.2007 Вчера детей душили, душили
, Ольга Егошина, Новые известия, 14.05.2007 Ужастик-то с идейкой, Анна Гордеева, Время новостей, 14.05.2007 Расскажу тебе сказку, дружок, Глеб Ситковский, Газета, 14.05.2007 Кирилл Серебренников приглашает на казнь, Алла Шендерова, Коммерсант, 12.05.2007 НОВЫЙ РУССКИЙ АКТЕР, Ольга Егошина, Экран и сцена, 05.2007 Где-то сценарий нашел режиссер
, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 26.04.2007 Новая постановка Кирилла Серебренникова в МХТ, ТВ Центр, 20.04.2007 Для москвичей приготовили «кошмарную» премьеру, НТВ, 20.04.2007 «Мне не очень интересно нравиться», Анна Наринская, Коммерсантъ Weekend, 20.04.2007 Спектакль по уму, Роман Должанский, Коммерсантъ-Weekend, 20.04.2007 Актер внутреннего театра, Екатерина Васенина, Новая газета, 19.04.2007 Актер внутреннего театра, Екатерина Васенина, Новая газета, 19.04.2007 «Это пьеса, которую копать и копать», Роман Должанский, Коммерсантъ Власть, 16.04.2007 Кранты на фронтах, Александр Гаррос, Эксперт, 16.04.2007 Человек-подушка (The Pillowman), Лиза Биргер, TimeOut Москва, 11.04.2007 Хочу разобраться, как должен быть устроен театр, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 6.04.2007 «У нас гораздо больше разговаривают и дискутируют, нежели делом занимаются», Артур Соломонов, Новое время (The new times), 26.03.2007 Попытка автопортрета, Марина Гаевская, Культура, 22.03.2007 Фанера над Парижем, Итоги, 12.03.2007 На горе сосна растет
, Марина Давыдова, Известия, 12.03.2007 Картонные страсти, Ольга Егошина, Новые известия, 7.03.2007 Пьеса в горошек, Алла Шендерова, Коммерсант, 7.03.2007 Актер Авангард Леонтьев: «Насте Заворотнюк надо изменить свою судьбу», Елена Ямпольская, Известия, 27.02.2007 Человек, родившийся вместо другого, Павел Подкладов, NewsInfo, 27.02.2007 В авангарде тихих героев, Юлия Шигарева, Аргументы и факты, 21.02.2007 Кира Головко принимает поздравления, ГТРК «Россия-Калининград», 8.02.2007 Полина Медведева. Судьба актрисы свершения и надежды., Жанна Филатова, Театральная афиша, 02.2007 Авангард Леонтьев: «Если на алтарь сцены ты не положишь все свои возможности, она отомстит тебе», Татьяна Петренко, Театральная афиша, 02.2007 Реабилитация Сальери, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 23.01.2007 Зачем они убили Моцарта?, Марина Давыдова, Известия, 23.01.2007 Следствие закончено забудьте!, Анна Гордеева, Время новостей, 22.01.2007 Моцарта сгубили бабы?, Марина Райкина, Московский комсомолец, 20.01.2007 Вольфганг для двоих, Роман Должанский, Коммесант, 20.01.2007 Без вина виноватые, Ирина Алпатова, Культура, 18.01.2007 Финита ля комедия, Итоги, 14.01.2007 Здравствуйте, вы - наша тетя, Елена Ямпольская, Известия, 12.01.2007 Клиент всегда прав, Ирина Алпатова, Культура, 11.01.2007 Талант убойной силы, Елена Лаптева, Комсомольская правда, 11.01.2007 Здравствуйте, я ваша племянница, Ольга Егошина, Новые известия, 11.01.2007 Мальчики-леденцы и Барби, Дина Годер, Время новостей, 11.01.2007 Безопасный смех, Григорий Заславский, Независимая газета, 11.01.2007 Шекспир на пенсильванщине, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 10.01.2007 Карма Кармен, Майя Крылова, Независимая газета, 10.01.2007 Моцарт примерит юбку, Вера Копылова, Московский Комсомолец, 9.01.2007 Олег Табаков в программе «Линия жизни», телеканал «Культура», 2007 Есть несколько Любшиных, Виктор Гвоздицкий, из книги «Последние», 2007 Ия Саввина в программе «Линия жизни», телеканал «Культура», 2007 Мой серебряный шар. Анатолий Кторов, Виталий Вульф, телеканал «Россия», 2007 Мой серебряный шар. Татьяна Лаврова, Виталий Вульф, телеканал «Россия», 2007 Вечный Олег. Фильм Леонида Парфёнова к 80-летию О.Н. Ефремова, Первый канал, 2007 |