Полина Медведева. Судьба актрисы свершения и надежды.Жанна Филатова, Театральная афиша, 02.2007 Актерская судьба, как это ни странно, лишена в своем развитии и логики, и здравого смысла, а порой и элементарной житейской мудрости, которая бы позволила пусть грубо, но все же внятно объяснить, почему она, эта самая судьба, складывается так, а не иначе. Почему удача приходит, когда приложены минимальные усилия, или почему нет успеха, когда для этого сделано все возможное и даже больше? Где справедливость и где награда? Или актерская судьба во все времена определяется словами чеховской героини: «неси свой крест и веруй»? Ответов на эти вопросы нет и быть не может. А жаль, очень жаль
Окончив хореографическое училище, Полина Медведева поступает в Школу-студию Художественного театра. Сразу после ВУЗа, в 1985 году, начинающая актриса пришла в МХАТ им. Горького. В главный драматический театр страны ее позвал учитель Олег Николаевич Ефремов. К тому времени Ефремов собрал вокруг себя уникальную труппу Иннокентий Смоктуновский, Евгений Евстигнеев, Александр Калягин, Татьяна Доронина, Анастасия Вертинская, Андрей Мягков, Татьяна Лаврова, Ия Саввина, Станислав Любшин, Олег Табаков и еще целая плеяда замечательных мастеров советского театра. Трудно представить, что чувствовала молодая актриса, когда почти каждый день выходила с ними на одну сцену. За сравнительно небольшой период, до раскола знаменитой труппы на два коллектива, Полина успела сыграть целый ряд значительных для себя ролей. Она была Еленой в спектакле «Дни Турбиных» по Булгакову в постановке Н. Скорика, ее ввели в драму «Валентин и Валентина» Рощина удачную постанову Ефремова, где она блестяще исполнила заглавную роль. Настоящим испытанием на профессиональное мастерство стала работа с Олегом Борисовым в «Кроткой» Достоевского (постановка Льва Додина). И совсем незадолго до разделения театра Медведева играет острохарактерную роль в сатирической пьесе «Перламутровая Зинаида» Рощина в постановке Ефремова. Смелый реформатор отечественного театра, создатель «Современника» и удивительно работоспособный режиссер, Олег Ефремов выделял свою ученицу Полину Медведеву не только за талант, но и за трудолюбие, которым, словно неизлечимой болезнью, страдал сам. Молодости свойственна категоричность, прямота и резкость суждений. Но Медведева не считала себя вправе участвовать в событиях, связанных с внутритеатральным конфликтом. Она пришла за Ефремовым в новый Московский Художественный академический театр им. Чехова в надежде на новые роли и не ошиблась. За десять с лишним лет в ефремовском МХАТе Полина Медведева состоялась как актриса. И редкий спектакль художественного руководителя обходится без нее. Она играет Аню в «Вишневом саде» Чехова и Олю в «Московском хоре» Петрушевской, Соймину в спектакле «Олень и шалашовка» Солженицына, Софью в «Горе от ума» Грибоедова, Ирину в чеховских «Трех сестрах». Какой репертуар и какие авторы! Ефремов видел в ней актрису нового поколения Художественного театра, способную передать «жизнь человеческого духа», способную естественно, без ложного пафоса и актерского наигрыша воплощать на сцене драму человеческой жизни, драму женской судьбы, в то время как «все едят, пьют и носят свои пиджаки». Ей удавалось делать это даже в романтическом «Маскараде» Лермонтова (режиссер Н. Шейко), где она играла Нину существо кроткое, чистое, наивное и искреннее. Рядом со страстно страдающим, охваченным страшными мыслями Арбениным Виктора Гвоздицкого, Нина Медведевой казалась беспомощным ребенком, всеми силами души чувствующим, что надвигается нечто ужасное. Но ее Нина не могла сопротивляться, потому что верила Арбенину, потому что любила его. В игре Полины Медведевой, несмотря на внешний бытовизм, всегда присутствует и слышится эта скрытая драматическая нота, столь дорогая ее учителю. В последнем спектакле Ефремова «Сирано де Бержерак» Медведева сыграла Роксану. Актриса не стремилась показать светскую женщину, искренне увлекшуюся внешней привлекательностью Кристиана. Медведева скорее играла родственную Сирано душу. Ее Роксана, словно предчувствуя скорую трагическую развязку, пыталась отдалить ее, сознательно поддаваясь на организованный Бержераком обман Невысказанные слова, нереализованные чувства, несбывшиеся мечты, затерявшиеся в мутном потоке жизни все равно какого времени, вот одна из главных тем актрисы Полины Медведевой. В 1994 году на сцене МХАТ им. Чехова появляется спектакль «Новый американец» (режиссер П. Штейн), сделанный по произведениям С. Довлатова «Заповедник» и «Зона». Медведева играет Лену жену главного героя, которая изо дня в день видит духовную деградацию мужа (эту роль сыграл Дмитрий Брусникин), по сути, становится свидетельницей большой трагедии большого писателя, оказавшегося на чужбине. И опять-таки через вполне бытовые детали, иногда через живой нерв или негрубый юмор актриса рассказывает о жизни обыкновенной женщины, о том, где она права, а где ошибается. «Новый американец» до сих пор в афише МХТ, и до сих пор Полина Медведева участвует в этом спектакле. Сегодня в репертуаре заслуженной артистки России Полины Медведевой не так много ролей. Кроме «Нового американца» на сцене МХТ она играет в «Старосветских помещиках» по Гоголю, в Театре п/р О. Табакова занята в спектаклях «Когда я умирала» по Фолкнеру и в премьерном «Под небом голубым» Элдриджа в постановке Олега Тополянского. Существовать у Карбаускиса в «Старосветских помещиках», выстроенных по принципу этюдных зарисовок, Полине Медведевой не слишком сложно. Вся глубина и полнота чувств, вся сила и кротость, вся жертвенность Пульхерии Ивановны целиком и полностью от актрисы Полины Медведевой. Ее героиня знает, как жить, знает, как утешить того, кто рядом, и как покинуть этот мир достойно. Такова и ее Кора из драмы Фолкнера внешне хрупкая и незаметная, она исполнена внутренней стойкости. К сожалению, такие роли, как Сибилла в «Синхроне» Хюрлимана (режиссер М. Карбаускис) и леди Крум в «Аркадии» Стоппарда (режиссер А. Марин) в «Табакерке», а также роль фрекен Тесман и «Гедде Габлер» (режиссер М. Карбаускис) в Мастерской П. Фоменко, на которые актриса затратила так много сил, ушли из ее репертуара по той причине, что спектакли были сняты с афиши театров. Кто знает, может быть, это и к лучшему. Как бы хороши ни были в исполнении Медведевой комические старушки, суетливые тетушки и экстравагантные дамочки, актриса, находящаяся в самом расцвете сил, обладающая опытом, мастерством и незаурядным талантом, достойна большего. Ее Анна из спектакля «Под небом голубым» находится в предчувствии той любви и того счастья, которых она так долго ждала, в которые все еще боится верить, ведь за плечами не слишком ласковая жизнь и непростая судьба. Она все еще скрывает происходящие в ней перемены, но Анну Медведевой выдают глаза. Теперь в них чуть меньше печали и чуть больше надежды. Художественный руководитель МХТ им. Чехова Олег Табаков: «За те слезы, которые были пролиты на нашей земле, Богу было угодно повысить цену за баррель нефти до 95 долларов», Елена Ямпольская, Известия, 26.12.2007 Соло для Заградника, Ольга Галахова, Независимая газета, 24.12.2007 В МХТ рассказали о таджикских стариках, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 10.11.2007 Кишлак с привидениями, Алла Шендерова, Коммерсант, 30.10.2007 Страшно далеки они, Глеб Ситковский, Газета.ру (Gzt.Ru), 9.10.2007 Ефремов поселился у Станиславского, Мария Москвичева, Московский Комсомолец, 6.10.2007 Он говорил за всю среду, Анатолий Смелянский, Культура, 4.10.2007 Его жизнь была полна отваги, Лев Додин, Виктор Гвоздицкий, Культура, 4.10.2007 С Ефремова начался отсчёт нового театрального времени, Олег Табаков, Литературная газета, 3.10.2007 Леонид Парфенов: Если у социализма было человеческое лицо, это было лицо Ефремова, Денис Корсаков, Комсомольская правда, 1.10.2007 Звезда Олега Ефремова, Ольга Кучкина, Комсомольская правда, 1.10.2007 7 лет без Олега Ефремова, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 1.10.2007 Современник, Ирина Корнеева, Российская газета, 1.10.2007 Ностальгия по позапрошлому, Елена Ямпольская, Известия, 1.10.2007 «Она уникальный слухач и нюхач в профессии», Глеб Ситковский, Газета, 17.09.2007 Табаков ищет талантливых детей и режиссеров, Ася Кравченко, Независимая газета, 13.09.2007 У Табакова наполеоновские планы, Московский комсомолец, 1.09.2007 Живой факел, Елена Ямпольская, Известия, 27.08.2007 Театры и камергеры, Ирина Мак, Известия, 10.08.2007 Цена вопроса, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 28.05.2007 Театр как его двойник, Марина Токарева, Московские новости, 25.05.2007 Ушли: Пушкин, Казанова, г-н Голядкин, Новая газета, 24.05.2007 Последнее слово, Елена Губайдуллина, Независимая газета, 23.05.2007 Памяти Виктора Гвоздицкого, Григорий Заславский, Независимая газета, 23.05.2007 Умер Виктор Гвоздицкий, Алена Солнцева, Время новостей, 22.05.2007 Артист-парадоксалист, Роман Должанский, Коммерсант, 22.05.2007 Играл как дышал, Ирина Корнеева, Российская газета, 22.05.2007 Умер Виктор Гвоздицкий, Марина Райкина, Московский комсомолец, 22.05.2007 Невосполнимый Парадоксалист, Глеб Ситковский, Газета, 22.05.2007 Умер Виктор Гвоздицкий, Вечерняя Москва, 20.05.2007 Легенда не умирает, Марина Токарева, Московские новости, 18.05.2007 «Как мало я успела», Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 18.05.2007 Не осталось дней ее года, Татьяна Невская, Газета.ру (Gzt.Ru), 17.05.2007 Занавес, Варвара Карпеева, Российская газета, 17.05.2007 Девять дней одной жизни, Марина Райкина, Московский комсомолей, 17.05.2007 Не стало Татьяны Лавровой, Леонид Павлючик, Труд, 17.05.2007 Умерла актриса Татьяна Лаврова, Новые известия, 17.05.2007 Памяти Татьяны Лавровой, Отдел культуры, Время новостей, 17.05.2007 «Девять дней» и одна жизнь, Роман Должанский, Коммерсант, 17.05.2007 Женщина физиков и лириков, Марина Давыдова, Известия, 16.05.2007 Казус Катуриана, Алена Карась, Российская газета, 15.05.2007 Расскажи нам о зеленом поросенке, Олег Зинцов, Ведомости, 15.05.2007 Дети на сцене играли в гестапо, Марина Давыдова, Известия, 14.05.2007 Вчера детей душили, душили
, Ольга Егошина, Новые известия, 14.05.2007 Ужастик-то с идейкой, Анна Гордеева, Время новостей, 14.05.2007 Расскажу тебе сказку, дружок, Глеб Ситковский, Газета, 14.05.2007 Кирилл Серебренников приглашает на казнь, Алла Шендерова, Коммерсант, 12.05.2007 НОВЫЙ РУССКИЙ АКТЕР, Ольга Егошина, Экран и сцена, 05.2007 Где-то сценарий нашел режиссер
, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 26.04.2007 Новая постановка Кирилла Серебренникова в МХТ, ТВ Центр, 20.04.2007 Для москвичей приготовили «кошмарную» премьеру, НТВ, 20.04.2007 «Мне не очень интересно нравиться», Анна Наринская, Коммерсантъ Weekend, 20.04.2007 Спектакль по уму, Роман Должанский, Коммерсантъ-Weekend, 20.04.2007 Актер внутреннего театра, Екатерина Васенина, Новая газета, 19.04.2007 Актер внутреннего театра, Екатерина Васенина, Новая газета, 19.04.2007 «Это пьеса, которую копать и копать», Роман Должанский, Коммерсантъ Власть, 16.04.2007 Кранты на фронтах, Александр Гаррос, Эксперт, 16.04.2007 Человек-подушка (The Pillowman), Лиза Биргер, TimeOut Москва, 11.04.2007 Хочу разобраться, как должен быть устроен театр, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 6.04.2007 «У нас гораздо больше разговаривают и дискутируют, нежели делом занимаются», Артур Соломонов, Новое время (The new times), 26.03.2007 Попытка автопортрета, Марина Гаевская, Культура, 22.03.2007 Фанера над Парижем, Итоги, 12.03.2007 На горе сосна растет
, Марина Давыдова, Известия, 12.03.2007 Картонные страсти, Ольга Егошина, Новые известия, 7.03.2007 Пьеса в горошек, Алла Шендерова, Коммерсант, 7.03.2007 Актер Авангард Леонтьев: «Насте Заворотнюк надо изменить свою судьбу», Елена Ямпольская, Известия, 27.02.2007 Человек, родившийся вместо другого, Павел Подкладов, NewsInfo, 27.02.2007 В авангарде тихих героев, Юлия Шигарева, Аргументы и факты, 21.02.2007 Кира Головко принимает поздравления, ГТРК «Россия-Калининград», 8.02.2007 Полина Медведева. Судьба актрисы свершения и надежды., Жанна Филатова, Театральная афиша, 02.2007 Авангард Леонтьев: «Если на алтарь сцены ты не положишь все свои возможности, она отомстит тебе», Татьяна Петренко, Театральная афиша, 02.2007 Реабилитация Сальери, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 23.01.2007 Зачем они убили Моцарта?, Марина Давыдова, Известия, 23.01.2007 Следствие закончено забудьте!, Анна Гордеева, Время новостей, 22.01.2007 Моцарта сгубили бабы?, Марина Райкина, Московский комсомолец, 20.01.2007 Вольфганг для двоих, Роман Должанский, Коммесант, 20.01.2007 Без вина виноватые, Ирина Алпатова, Культура, 18.01.2007 Финита ля комедия, Итоги, 14.01.2007 Здравствуйте, вы - наша тетя, Елена Ямпольская, Известия, 12.01.2007 Клиент всегда прав, Ирина Алпатова, Культура, 11.01.2007 Талант убойной силы, Елена Лаптева, Комсомольская правда, 11.01.2007 Здравствуйте, я ваша племянница, Ольга Егошина, Новые известия, 11.01.2007 Мальчики-леденцы и Барби, Дина Годер, Время новостей, 11.01.2007 Безопасный смех, Григорий Заславский, Независимая газета, 11.01.2007 Шекспир на пенсильванщине, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 10.01.2007 Карма Кармен, Майя Крылова, Независимая газета, 10.01.2007 Моцарт примерит юбку, Вера Копылова, Московский Комсомолец, 9.01.2007 Олег Табаков в программе «Линия жизни», телеканал «Культура», 2007 Есть несколько Любшиных, Виктор Гвоздицкий, из книги «Последние», 2007 Ия Саввина в программе «Линия жизни», телеканал «Культура», 2007 Мой серебряный шар. Анатолий Кторов, Виталий Вульф, телеканал «Россия», 2007 Мой серебряный шар. Татьяна Лаврова, Виталий Вульф, телеканал «Россия», 2007 Вечный Олег. Фильм Леонида Парфёнова к 80-летию О.Н. Ефремова, Первый канал, 2007 |