На горе сосна растетМарина Давыдова, Известия, 12.03.2007 На сцене МХТ состоялась премьера «Двенадцати картин из жизни художника» с Сергеем Шакуровым в роли художника. Ее автор тоже художник, эмигрант со стажем Юрий Купер. Причем художник он талантливый, а драматург от слова «худо».Нет другого академического театра, столь же пристально интересующегося современной драмой и прозой, как МХТ им. Чехова, но по какой логике современная проза и драма попадают на подмостки МХТ, остается одной из самых волнующих театральных тайн. Вот, например, Юрий Купер, неординарный человек и, судя по многочисленным интервью, интересный собеседник, написал пьесу. Бывает. Пьеса явно с автобиографическим подтекстом. Почему бы нет. У пьесы очень забористый сюжет, в котором некоторые перипетии без пол-литра не разберешь. А вот это уже интересно. Короче, надо ставить. Проживающий, как и сам Купер, в Париже герой пьесы художник Дитин (Сергей Шакуров) вспоминает былое. Человек в годах, если у него тонкая душевная организация и не совсем пропала совесть, часто начинает жить воспоминаниями. Но Дитину и впрямь есть что вспомнить. Как-то раз после собственного вернисажа он зашел в парижский бар, где любил коротать вечера. Бармен и буфетчица, завидев Дитина, отчего-то испытали сильное сексуальное возбуждение и немедленно уединились в своих покоях, оставив уроженца России наедине с бутылками, которые тот не преминул приспособить к делу. Под действием алкогольных паров взору Дитина предстала Незнакомка (Дарья Мороз) то ли девушка, то ли виденье. Соотечественница. Хорошенькая. Свободных нравов. Без определенных занятий. Слово за слово. Разговорились. Оказывается, давным-давно в заброшенной российской деревеньке Дитин познакомился с мамой этой девушки. Простая, но чуткая и ранимая русская женщина (Светлана Колпакова) работала ночным сторожем и была одета соответствующе, однако Дитин разглядел под неприглядной оболочкой истинную красоту. Случился бурный роман. Судя по всему, это и была главная любовь в жизни художника. Судьба возлюбленной при ближайшем рассмотрении оказалась незавидна. Несчастная девушка жила со своим отвратительным папой и мачехой. Папа пытался совратить дочку, в связи с чем она и предпочитала работать ночным сторожем. Что же сделал художник Дитин для своей любимой? А ничего. Уехал, бросив ее на произвол папы. Уже от Незнакомки мы узнаем, что ее мать потом убила папу и мачеху, села в тюрьму и там родила девочку (не очень понятно, от Дитина, от кого-то еще или все же от папы). В сущности этот сюжет, которому позавидовали бы создатели сериала «Рабыня Изаура», куда больше годится не для Московского художественного театра, а для фильма Педро Альмодовара. Остроумный испанец умело справился бы с душераздирающими перипетиями и извлек бы из них немало постмодернистских дивидендов. Но произведение Купера проходит по совершенно иному ведомству. Это, так сказать, интеллигентная литература, где герои притворяются настоящими людьми и требуют от зрителя настоящего сопереживания. Спектакль Владимира Петрова тоже сделан в традициях «культурной интеллигентной постановки». Не так давно в сходной манере Петров поставил в МХТ «Живи и помни» Распутина. И там его неспешная, вдумчивая манера была совершенно адекватна литературному первоисточнику: Дарья Мороз (Настена) раскрылась в этом спектакле как тонкая интересная актриса. Но здесь серьезный подход лишь оголяет беспомощность, а иногда и анекдотичность сюжетных построений. Дитин сначала проводит с женщиной-сторожем ночь, потом, судя по тексту, дарит ей первый поцелуй, потом, наконец, выясняет, как ее зовут. Сходная ситуация, если не ошибаюсь, была описана в известной русской частушке «На горе сосна растет, ветка к ветке клонится ». Художником спектакля выступил сам Юрий Купер, и лучшее, что в нем есть, сценография: стены кафе украшены старинными рамами без картин, которые становятся вдруг окном в прошлое. Но ни подвергнутые изящной сценической аранжировке флэшбеки, ни сражающий наповал мощным сценическим обаянием и мужской харизмой Сергей Шакуров не спасают положения. Сакраментальная фраза статистов, имитирующих на сцене гомон толпы («что говорить, когда нечего говорить », «что говорить, когда нечего говорить »), могла бы стать самой короткой и в сущности исчерпывающей рецензией на эту мхатовскую премьеру. Сказать можно что-то о спектакле-событии, спектакле-удаче, спектакле-провале. «Двенадцать картин» спектакль-недоразумение. Талантливые люди собрались вместе и коллективно сели в лужу. Бывает. Что тут скажешь Художественный руководитель МХТ им. Чехова Олег Табаков: «За те слезы, которые были пролиты на нашей земле, Богу было угодно повысить цену за баррель нефти до 95 долларов», Елена Ямпольская, Известия, 26.12.2007 Соло для Заградника, Ольга Галахова, Независимая газета, 24.12.2007 В МХТ рассказали о таджикских стариках, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 10.11.2007 Кишлак с привидениями, Алла Шендерова, Коммерсант, 30.10.2007 Страшно далеки они, Глеб Ситковский, Газета.ру (Gzt.Ru), 9.10.2007 Ефремов поселился у Станиславского, Мария Москвичева, Московский Комсомолец, 6.10.2007 Он говорил за всю среду, Анатолий Смелянский, Культура, 4.10.2007 Его жизнь была полна отваги, Лев Додин, Виктор Гвоздицкий, Культура, 4.10.2007 С Ефремова начался отсчёт нового театрального времени, Олег Табаков, Литературная газета, 3.10.2007 Леонид Парфенов: Если у социализма было человеческое лицо, это было лицо Ефремова, Денис Корсаков, Комсомольская правда, 1.10.2007 Звезда Олега Ефремова, Ольга Кучкина, Комсомольская правда, 1.10.2007 7 лет без Олега Ефремова, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 1.10.2007 Современник, Ирина Корнеева, Российская газета, 1.10.2007 Ностальгия по позапрошлому, Елена Ямпольская, Известия, 1.10.2007 «Она уникальный слухач и нюхач в профессии», Глеб Ситковский, Газета, 17.09.2007 Табаков ищет талантливых детей и режиссеров, Ася Кравченко, Независимая газета, 13.09.2007 У Табакова наполеоновские планы, Московский комсомолец, 1.09.2007 Живой факел, Елена Ямпольская, Известия, 27.08.2007 Театры и камергеры, Ирина Мак, Известия, 10.08.2007 Цена вопроса, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 28.05.2007 Театр как его двойник, Марина Токарева, Московские новости, 25.05.2007 Ушли: Пушкин, Казанова, г-н Голядкин, Новая газета, 24.05.2007 Последнее слово, Елена Губайдуллина, Независимая газета, 23.05.2007 Памяти Виктора Гвоздицкого, Григорий Заславский, Независимая газета, 23.05.2007 Умер Виктор Гвоздицкий, Алена Солнцева, Время новостей, 22.05.2007 Артист-парадоксалист, Роман Должанский, Коммерсант, 22.05.2007 Играл как дышал, Ирина Корнеева, Российская газета, 22.05.2007 Умер Виктор Гвоздицкий, Марина Райкина, Московский комсомолец, 22.05.2007 Невосполнимый Парадоксалист, Глеб Ситковский, Газета, 22.05.2007 Умер Виктор Гвоздицкий, Вечерняя Москва, 20.05.2007 Легенда не умирает, Марина Токарева, Московские новости, 18.05.2007 «Как мало я успела», Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 18.05.2007 Не осталось дней ее года, Татьяна Невская, Газета.ру (Gzt.Ru), 17.05.2007 Занавес, Варвара Карпеева, Российская газета, 17.05.2007 Девять дней одной жизни, Марина Райкина, Московский комсомолей, 17.05.2007 Не стало Татьяны Лавровой, Леонид Павлючик, Труд, 17.05.2007 Умерла актриса Татьяна Лаврова, Новые известия, 17.05.2007 Памяти Татьяны Лавровой, Отдел культуры, Время новостей, 17.05.2007 «Девять дней» и одна жизнь, Роман Должанский, Коммерсант, 17.05.2007 Женщина физиков и лириков, Марина Давыдова, Известия, 16.05.2007 Казус Катуриана, Алена Карась, Российская газета, 15.05.2007 Расскажи нам о зеленом поросенке, Олег Зинцов, Ведомости, 15.05.2007 Дети на сцене играли в гестапо, Марина Давыдова, Известия, 14.05.2007 Вчера детей душили, душили
, Ольга Егошина, Новые известия, 14.05.2007 Ужастик-то с идейкой, Анна Гордеева, Время новостей, 14.05.2007 Расскажу тебе сказку, дружок, Глеб Ситковский, Газета, 14.05.2007 Кирилл Серебренников приглашает на казнь, Алла Шендерова, Коммерсант, 12.05.2007 НОВЫЙ РУССКИЙ АКТЕР, Ольга Егошина, Экран и сцена, 05.2007 Где-то сценарий нашел режиссер
, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 26.04.2007 Новая постановка Кирилла Серебренникова в МХТ, ТВ Центр, 20.04.2007 Для москвичей приготовили «кошмарную» премьеру, НТВ, 20.04.2007 «Мне не очень интересно нравиться», Анна Наринская, Коммерсантъ Weekend, 20.04.2007 Спектакль по уму, Роман Должанский, Коммерсантъ-Weekend, 20.04.2007 Актер внутреннего театра, Екатерина Васенина, Новая газета, 19.04.2007 Актер внутреннего театра, Екатерина Васенина, Новая газета, 19.04.2007 «Это пьеса, которую копать и копать», Роман Должанский, Коммерсантъ Власть, 16.04.2007 Кранты на фронтах, Александр Гаррос, Эксперт, 16.04.2007 Человек-подушка (The Pillowman), Лиза Биргер, TimeOut Москва, 11.04.2007 Хочу разобраться, как должен быть устроен театр, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 6.04.2007 «У нас гораздо больше разговаривают и дискутируют, нежели делом занимаются», Артур Соломонов, Новое время (The new times), 26.03.2007 Попытка автопортрета, Марина Гаевская, Культура, 22.03.2007 Фанера над Парижем, Итоги, 12.03.2007 На горе сосна растет
, Марина Давыдова, Известия, 12.03.2007 Картонные страсти, Ольга Егошина, Новые известия, 7.03.2007 Пьеса в горошек, Алла Шендерова, Коммерсант, 7.03.2007 Актер Авангард Леонтьев: «Насте Заворотнюк надо изменить свою судьбу», Елена Ямпольская, Известия, 27.02.2007 Человек, родившийся вместо другого, Павел Подкладов, NewsInfo, 27.02.2007 В авангарде тихих героев, Юлия Шигарева, Аргументы и факты, 21.02.2007 Кира Головко принимает поздравления, ГТРК «Россия-Калининград», 8.02.2007 Полина Медведева. Судьба актрисы свершения и надежды., Жанна Филатова, Театральная афиша, 02.2007 Авангард Леонтьев: «Если на алтарь сцены ты не положишь все свои возможности, она отомстит тебе», Татьяна Петренко, Театральная афиша, 02.2007 Реабилитация Сальери, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 23.01.2007 Зачем они убили Моцарта?, Марина Давыдова, Известия, 23.01.2007 Следствие закончено забудьте!, Анна Гордеева, Время новостей, 22.01.2007 Моцарта сгубили бабы?, Марина Райкина, Московский комсомолец, 20.01.2007 Вольфганг для двоих, Роман Должанский, Коммесант, 20.01.2007 Без вина виноватые, Ирина Алпатова, Культура, 18.01.2007 Финита ля комедия, Итоги, 14.01.2007 Здравствуйте, вы - наша тетя, Елена Ямпольская, Известия, 12.01.2007 Клиент всегда прав, Ирина Алпатова, Культура, 11.01.2007 Талант убойной силы, Елена Лаптева, Комсомольская правда, 11.01.2007 Здравствуйте, я ваша племянница, Ольга Егошина, Новые известия, 11.01.2007 Мальчики-леденцы и Барби, Дина Годер, Время новостей, 11.01.2007 Безопасный смех, Григорий Заславский, Независимая газета, 11.01.2007 Шекспир на пенсильванщине, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 10.01.2007 Карма Кармен, Майя Крылова, Независимая газета, 10.01.2007 Моцарт примерит юбку, Вера Копылова, Московский Комсомолец, 9.01.2007 Олег Табаков в программе «Линия жизни», телеканал «Культура», 2007 Есть несколько Любшиных, Виктор Гвоздицкий, из книги «Последние», 2007 Ия Саввина в программе «Линия жизни», телеканал «Культура», 2007 Мой серебряный шар. Анатолий Кторов, Виталий Вульф, телеканал «Россия», 2007 Мой серебряный шар. Татьяна Лаврова, Виталий Вульф, телеканал «Россия», 2007 Вечный Олег. Фильм Леонида Парфёнова к 80-летию О.Н. Ефремова, Первый канал, 2007 |