Человек, родившийся вместо другогоПавел Подкладов, NewsInfo, 27.02.2007 Пусть вас не удивляет название этой заметки. В нашей невеселой, а порой трагической жизни случается даже такое. Паренек по имени Авангард, которого близкие звали Гардик, в восемнадцать ушел на фронт и погиб на Курской дуге. Родители, которым было уже далеко за 40, поговоревали-поплакали, и решили родить другого Авангарда. Так 27 февраля 1947 года на свет появился маленький человечек с тем же именем, которому судьбой было предназначено стать знаменитым артистом. И воплотить на сцене и экране вечную тему маленького человека. Авангарду Николаевичу Леонтьеву сегодня стукнуло 60! Он теперь всегда так и говорит: «Мне повезло, что я родился на свет!»Надеюсь, что сегодня за его здоровье поднимут рюмочку не только те, кто вместе с именинником несет разумное со сцены МХТ им. А. П. Чехова, где с 2004 года работает артист, но и прошлые сослуживцы Леонтьева труженики славного «Современника», в котором он проработал 36 лет. И, да простит меня юбиляр, именно в те благословенные современниковские годы он создал свои сценические и экранные шедевры. Честно говоря, мне не всегда нравилось то, что ставилось «Современнике». Но, не примите это как юбилейный комплимент, Авангард Леонтьев всегда поражал. Вспомнить хотя бы «Двенадцатую ночь», «А поутру они проснулись», «Кабалу святош», «Квартиру Коломбины», «Трудных людей», «Вишневый сад», etc. Одной из вершин его артистического дара стала роль черта в спектакле Валерия Фокина «Карамазовы и ад». О ней артист до сих пор говорит с трепетом. Во время нашей встречи с Авангардом Николаевичем я попытался влезть в его актерскую кухню и выяснить, как происходит рождение его удивительных персонажей, часто ли он «списывает» их с натуры, наблюдая за окружающими людьми. Он ответил, что все черпает из себя, из собственной души. «А как же черт?» изумился я. «И он изнутри, после некоторого раздумья признался артист. Думаю, что в каждом из нас есть черт. Душа наша поле борьбы божественного и дьявольского». Авангард Леонтьев, будучи актером известным и солидным, мог бы «заказать» у режиссера для себя выигрышную, как говорят актеры, бенефисную роль. Но никогда этого не делал. Впрочем, он даже не задумывался о том, что бы хотел сыграть. Говорит, что никогда не мечтал играть какие-то конкретные роли, а стремился к хорошей литературе и такой же режиссуре. А роли приходили к нему сами, иногда нежданно-негаданно. Как- то раз приболел Игорь Владимирович Кваша, и Галина Борисовна Волчек попросила его за пять дней до спектакля «ввестись» на роль Гаева в «Вишневом саде». А это, как знает читатель далеко не «кушать подано», а одна из крупнейших ролей мирового репертуара! Причем спектакль надо было играть на гастролях за границей. Леонтьев согласился из уважения к своему главрежу, хотя пребывал в полнейшем ужасе. «Надо было за пять дней выучить текст и ввестись с одной репетиции. Роль переписывал в самолете, народ смеялся. А по мне когда перепишешь, то легче запоминается. Сыграл, и после этого Волчек велела играть Гаева в очередь с Квашой. Это был подарок». Любимой ролью он все же называет тщедушного алкаша из современниковского спектакля «А поутру они проснулись» по рассказу Василия Макаровича Шукшина. «А я ведь совершенно не пью!» несколько запальчиво сообщил Авангард Николаевич. Я спросил: «Может быть, поэтому и любимая?» Тут любимый актер «раскололся»: «Наверное!» Он как будто родился для роли Чичикова. Но на вопрос, мечтал ли сыграть эту роль, отмахивается: дескать, никогда и не мог помыслить! Потому что видел, как его прекрасно играл Белокуров во МХАТе. Между тем, самой замечательной ролью Авангарда Леонтьева стал именно Павел Иванович Чичиков в практически бессловесном спектакле Валерия Фокина «Нумер в Гостинице города NN» в Творческом центре им. Вс. Мейерхольда. С этим шедевром они объехали практически весь мир с фантастическим успехом. Восторгались даже те зрители, которые не понимали русский язык. Потому что для этого спектакля знать язык было вовсе не обязательно. Достаточно было прочитать бессмертные гоголевские «Мертвые души». Сейчас этот спектакль к великому сожалению прекратил свое существование. Но, как известно, рукописи не горят: шедевр Фокина-Леонтьева остается в памяти всех тех, кто его видел. И, конечно, прежде всего, в душе самого Авангарда Николаевича. Он рассказывает об этом спектакле взахлеб и с восторгом: «В этом странном Нумере“ практически нет слов. Зато в нем действуют обитатели потустороннего мира: некие миражи, облеченные в материальную форму жутких оборотней, карликов, ведьм и татей. Они населяют гостиничный номер уездного городка, в который приехал знаменитый Павел Иванович Чичиков. И все действие это по сути дела наблюдение как бы скрытой камерой“ за тем, как ведет себя герой гоголевской поэмы, оказываясь один на один с собой. Только однажды он разражается небольшим монологом, а все остальное время молча занимается самыми обыденными вещами: бреется, читает свои записи, считает приобретенные души, общается со своим слугой и т.п. А вокруг плодится нечисть, вылезающая прямо из-под зрительских кресел?» В кино Леонтьев снимался не очень часто, что прискорбно. Почему режиссеры «не видят» его, уму непостижимо. Ведь достаточно вспомнить хотя бы Алексеева из михалковского «Обломова». Артист говорит, что на эту роль его сосватал Олег Табаков, без такой рекомендации Михалков его бы не взял. Актер вспоминает еще один момент работы с Михалковым. «Я играл крошечный эпизод чиновника в фильме Очи черные“. Надо было быть в кадре с Марчелло Мастроянни. Я не отказывался: кто не захотел бы постоять рядом с великим итальянцем?! Потом меня с ним познакомили и сказали, что я тот актер, который играл в Обломове“ Алексеева. Он сказал: “Complimento!”. Стало быть, похвалил. Хвалил меня за эту роль и знаменитый артист Павел Кадочников. Такие похвалы это не меньше, чем иная премия или звание. Последний раз я встретился с Михалковым на съемках Утомленных солнцем“. Сыграл несчастного водителя грузовика?» У сегодняшнего юбиляра много других увлечений и пристрастий. Долгое время он отдавал львиную долю своего времени, нервов и крови педагогической работе. Наверное, не хорошо об этом говорить в день рождения, но, мне кажется, что, когда у него отняли это любимое дело, он как-то сник. И, к сожалению, с тех пор пока не сыграл ни во МХТ, ни где-то на стороне что-то подобное Чичикову или Алексееву в «Обломове». Но, как говорится, будем надеяться. Потому что 60 это только 30+30. Еще есть целые тридцать сознательной жизни для шедевров. А, может быть, и больше. Художественный руководитель МХТ им. Чехова Олег Табаков: «За те слезы, которые были пролиты на нашей земле, Богу было угодно повысить цену за баррель нефти до 95 долларов», Елена Ямпольская, Известия, 26.12.2007 Соло для Заградника, Ольга Галахова, Независимая газета, 24.12.2007 В МХТ рассказали о таджикских стариках, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 10.11.2007 Кишлак с привидениями, Алла Шендерова, Коммерсант, 30.10.2007 Страшно далеки они, Глеб Ситковский, Газета.ру (Gzt.Ru), 9.10.2007 Ефремов поселился у Станиславского, Мария Москвичева, Московский Комсомолец, 6.10.2007 Он говорил за всю среду, Анатолий Смелянский, Культура, 4.10.2007 Его жизнь была полна отваги, Лев Додин, Виктор Гвоздицкий, Культура, 4.10.2007 С Ефремова начался отсчёт нового театрального времени, Олег Табаков, Литературная газета, 3.10.2007 Леонид Парфенов: Если у социализма было человеческое лицо, это было лицо Ефремова, Денис Корсаков, Комсомольская правда, 1.10.2007 Звезда Олега Ефремова, Ольга Кучкина, Комсомольская правда, 1.10.2007 7 лет без Олега Ефремова, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 1.10.2007 Современник, Ирина Корнеева, Российская газета, 1.10.2007 Ностальгия по позапрошлому, Елена Ямпольская, Известия, 1.10.2007 «Она уникальный слухач и нюхач в профессии», Глеб Ситковский, Газета, 17.09.2007 Табаков ищет талантливых детей и режиссеров, Ася Кравченко, Независимая газета, 13.09.2007 У Табакова наполеоновские планы, Московский комсомолец, 1.09.2007 Живой факел, Елена Ямпольская, Известия, 27.08.2007 Театры и камергеры, Ирина Мак, Известия, 10.08.2007 Цена вопроса, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 28.05.2007 Театр как его двойник, Марина Токарева, Московские новости, 25.05.2007 Ушли: Пушкин, Казанова, г-н Голядкин, Новая газета, 24.05.2007 Последнее слово, Елена Губайдуллина, Независимая газета, 23.05.2007 Памяти Виктора Гвоздицкого, Григорий Заславский, Независимая газета, 23.05.2007 Умер Виктор Гвоздицкий, Алена Солнцева, Время новостей, 22.05.2007 Артист-парадоксалист, Роман Должанский, Коммерсант, 22.05.2007 Играл как дышал, Ирина Корнеева, Российская газета, 22.05.2007 Умер Виктор Гвоздицкий, Марина Райкина, Московский комсомолец, 22.05.2007 Невосполнимый Парадоксалист, Глеб Ситковский, Газета, 22.05.2007 Умер Виктор Гвоздицкий, Вечерняя Москва, 20.05.2007 Легенда не умирает, Марина Токарева, Московские новости, 18.05.2007 «Как мало я успела», Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 18.05.2007 Не осталось дней ее года, Татьяна Невская, Газета.ру (Gzt.Ru), 17.05.2007 Занавес, Варвара Карпеева, Российская газета, 17.05.2007 Девять дней одной жизни, Марина Райкина, Московский комсомолей, 17.05.2007 Не стало Татьяны Лавровой, Леонид Павлючик, Труд, 17.05.2007 Умерла актриса Татьяна Лаврова, Новые известия, 17.05.2007 Памяти Татьяны Лавровой, Отдел культуры, Время новостей, 17.05.2007 «Девять дней» и одна жизнь, Роман Должанский, Коммерсант, 17.05.2007 Женщина физиков и лириков, Марина Давыдова, Известия, 16.05.2007 Казус Катуриана, Алена Карась, Российская газета, 15.05.2007 Расскажи нам о зеленом поросенке, Олег Зинцов, Ведомости, 15.05.2007 Дети на сцене играли в гестапо, Марина Давыдова, Известия, 14.05.2007 Вчера детей душили, душили
, Ольга Егошина, Новые известия, 14.05.2007 Ужастик-то с идейкой, Анна Гордеева, Время новостей, 14.05.2007 Расскажу тебе сказку, дружок, Глеб Ситковский, Газета, 14.05.2007 Кирилл Серебренников приглашает на казнь, Алла Шендерова, Коммерсант, 12.05.2007 НОВЫЙ РУССКИЙ АКТЕР, Ольга Егошина, Экран и сцена, 05.2007 Где-то сценарий нашел режиссер
, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 26.04.2007 Новая постановка Кирилла Серебренникова в МХТ, ТВ Центр, 20.04.2007 Для москвичей приготовили «кошмарную» премьеру, НТВ, 20.04.2007 «Мне не очень интересно нравиться», Анна Наринская, Коммерсантъ Weekend, 20.04.2007 Спектакль по уму, Роман Должанский, Коммерсантъ-Weekend, 20.04.2007 Актер внутреннего театра, Екатерина Васенина, Новая газета, 19.04.2007 Актер внутреннего театра, Екатерина Васенина, Новая газета, 19.04.2007 «Это пьеса, которую копать и копать», Роман Должанский, Коммерсантъ Власть, 16.04.2007 Кранты на фронтах, Александр Гаррос, Эксперт, 16.04.2007 Человек-подушка (The Pillowman), Лиза Биргер, TimeOut Москва, 11.04.2007 Хочу разобраться, как должен быть устроен театр, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 6.04.2007 «У нас гораздо больше разговаривают и дискутируют, нежели делом занимаются», Артур Соломонов, Новое время (The new times), 26.03.2007 Попытка автопортрета, Марина Гаевская, Культура, 22.03.2007 Фанера над Парижем, Итоги, 12.03.2007 На горе сосна растет
, Марина Давыдова, Известия, 12.03.2007 Картонные страсти, Ольга Егошина, Новые известия, 7.03.2007 Пьеса в горошек, Алла Шендерова, Коммерсант, 7.03.2007 Актер Авангард Леонтьев: «Насте Заворотнюк надо изменить свою судьбу», Елена Ямпольская, Известия, 27.02.2007 Человек, родившийся вместо другого, Павел Подкладов, NewsInfo, 27.02.2007 В авангарде тихих героев, Юлия Шигарева, Аргументы и факты, 21.02.2007 Кира Головко принимает поздравления, ГТРК «Россия-Калининград», 8.02.2007 Полина Медведева. Судьба актрисы свершения и надежды., Жанна Филатова, Театральная афиша, 02.2007 Авангард Леонтьев: «Если на алтарь сцены ты не положишь все свои возможности, она отомстит тебе», Татьяна Петренко, Театральная афиша, 02.2007 Реабилитация Сальери, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 23.01.2007 Зачем они убили Моцарта?, Марина Давыдова, Известия, 23.01.2007 Следствие закончено забудьте!, Анна Гордеева, Время новостей, 22.01.2007 Моцарта сгубили бабы?, Марина Райкина, Московский комсомолец, 20.01.2007 Вольфганг для двоих, Роман Должанский, Коммесант, 20.01.2007 Без вина виноватые, Ирина Алпатова, Культура, 18.01.2007 Финита ля комедия, Итоги, 14.01.2007 Здравствуйте, вы - наша тетя, Елена Ямпольская, Известия, 12.01.2007 Клиент всегда прав, Ирина Алпатова, Культура, 11.01.2007 Талант убойной силы, Елена Лаптева, Комсомольская правда, 11.01.2007 Здравствуйте, я ваша племянница, Ольга Егошина, Новые известия, 11.01.2007 Мальчики-леденцы и Барби, Дина Годер, Время новостей, 11.01.2007 Безопасный смех, Григорий Заславский, Независимая газета, 11.01.2007 Шекспир на пенсильванщине, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 10.01.2007 Карма Кармен, Майя Крылова, Независимая газета, 10.01.2007 Моцарт примерит юбку, Вера Копылова, Московский Комсомолец, 9.01.2007 Олег Табаков в программе «Линия жизни», телеканал «Культура», 2007 Есть несколько Любшиных, Виктор Гвоздицкий, из книги «Последние», 2007 Ия Саввина в программе «Линия жизни», телеканал «Культура», 2007 Мой серебряный шар. Анатолий Кторов, Виталий Вульф, телеканал «Россия», 2007 Мой серебряный шар. Татьяна Лаврова, Виталий Вульф, телеканал «Россия», 2007 Вечный Олег. Фильм Леонида Парфёнова к 80-летию О.Н. Ефремова, Первый канал, 2007 |