Евгений Писарев: «Я - бесконцептуальный режиссер»

Роман Должанский, Коммерсант, 12.05.2008
Сегодня в рамках фестиваля «Черешневый лес» МХТ имени Чехова покажет премьеру спектакля «Конек-Горбунок» по пьесе братьев Пресняковых. Это первая и единственная в этом сезона премьера на главной сцене Художественного театра. Режиссер спектакля ЕВГЕНИЙ ПИСАРЕВ ответил на вопросы РОМАНА Ъ-ДОЛЖАНСКОГО.

- Пьесу по всеми любимой с детства сказке Ершова написали братья Пресняковы. Как бы вы определили, что именно они, известные деятели жесткой «новой драмы», сделали со старой доброй русской сказкой?

 — Когда я брал пьесу в руки, то очень боялся, что столкнусь в ней со стебом на тему «Конька-Горбунка». Я не могу сказать, что был в восторге от тех переложений классики, которые братья Пресняковы делали прежде. Но здесь, мне кажется, другой случай. Понятно, что все сравнения условны, но я бы сказал, что они сделали «Конька-Горбунка» в шварцевско-горинском стиле. То есть это современная фантазия, местами ироничная, но без вульгарной актуализации. Она смешная в должной мере, но и в должной мере поэтичная. Хотя там и нет ни одной рифмы. Мне стихов все-таки не хватало, поэтому я позвал Алексея Кортнева, чтобы он сочинил песни. В них мы стараемся послать хоть какой-то привет Ершову.

- Но все-таки в тексте пьесы чувствуется, что ее написали авторы пьес «Терроризм» и «Изображая жертву»?

 — Конечно. Один из наших актеров, который играл и в «Терроризме», называет эту работу «Пресняковы-лайт». Здесь нет никаких безобразий, Конек не живет с Иваном и так далее. А есть история о некоем непотопляемом и неунывающем народе, который, куда его ни отправь и что ни заставь делать, всегда найдет, как выйти из трудного положения. И все сделает по-своему, с хитрецой, с раздолбайством, но самостоятельно. И представления о небесах и о дне морском у героев такие, какие они могут быть у людей, не вылезающих из своей избы.

- То есть это патриотическая пьеса?

 — В известном смысле — да. Потому что к людям, о которых идет речь, авторы относятся не только с удивлением и с улыбкой, но и с теплом. Если они там все дураки, то и царь дурак. Если это история про лузеров и неудачников, то их царь — главный лузер.

- Как вам кажется, театр рассчитывает получить взрослый спектакль или детский? Название вроде бы для утренника. Но суть, как уже ясно, для взрослого осмысления. 

 — Есть очень опасная формулировка адреса — для семейного просмотра. Я опять вспоминаю Шварца и Горина: фильмы и спектакли по их пьесам нравились и детям, и взрослым. Каждый что-то свое находил. Например, как в «Обыкновенном чуде». В театре такое сделать, по-моему, тяжелее, чем в кино. Но мы старались. Пока спектакль будет играться как вечерний. А если маленькие дети придут, то тоже ничего страшного не случится.

- Вы пришли в режиссеры из актеров сравнительно недавно, но уже заслужили славу чуть ли не первого в современной Москве режиссера, который примирил хороший вкус с сегодняшним бульваром. Актеры, обретшие режиссерские амбиции, обычно начинают ставить что-то очень серьезное, чтобы сразу доказать свою состоятельность. Вы разумно выбрали иной путь. Ниша умельца по части кассовых пьес вас устраивает?

 — Нет, но никакой паники у меня нет. Я спокойно занял эту нишу и, думаю, сумею спокойно выплыть из нее. Когда я ставил «Одолжите тенора» в Театре Пушкина, считал себя актером, по стечению обстоятельств ставящим спектакль, а вот уже после «Примадонн» в МХТ режиссера в самоопределении ставлю на первое место. Личные режиссерские истории мне теперь интереснее. Откровенно коммерческую драматургию больше делать не собираюсь, что не означает планов поставить «Отелло» или «Трех сестер». Не хочу их ставить совсем. Я про себя говорю, что я бесконцептуальный режиссер. Моей концепцией может быть только моя энергия, мое понимание актеров, мое ощущение жизни. Но им делиться ведь можно не только с помощью Кена Людвига, но и в шекспировских комедиях, в пьесах Мольера.

- Актерское прошлое мешает вам или помогает наладить взаимопонимание с актерами?

 — Я никогда не попрошу у артиста сделать что-то, что я сам как артист не смог бы или не понимал бы, как можно сделать. В этом смысле — помогает. С другой стороны, дистанция, безусловно, режиссеру нужна. И мне приходится ее специально выстраивать, иногда сознательно удлинять. Особенно с теми, с кем я прежде вместе выходил на сцену. Но если правильно организовать процесс, то это небольшие проблемы. Главное — убедить артистов, что ты знаешь, что делаешь.
2008
Михаил Пореченков: «От груши вишен не рождается», Катерина Антонова, Театрал, 26.12.2008
Музыка обратной дороги, Ирина Алпатова, Культура, 18.12.2008
Не о любви — о браке, Григорий Заславский, Независимая газета, 17.12.2008
Олег Табаков: «Мы всегда остаемся при своих», Катерина Антонова, Театрал, 15.12.2008
Пореченков зарезал бедную Лизу, Елена Дьякова, Новая газета, 12.12.2008
«Пореченков, лечиться надо», Елена Ямпольская, Известия, 11.12.2008
Врачебный взгляд, Анна Гордеева, Время новостей, 4.12.2008
Муки семьи, Ольга Романцова, «Газета», № 232, 4.12.2008
История войны двух планет, Радио «Культура», 2.12.2008
В лабиринтах толстовской прозы, Полина Ермолаева, программа «Вести — Москва», телеканал «Россия», 2.12.2008
Маленькое супружеское преступление, Алла Шендерова, Ваш досуг, № 48, 26.11.2008
За 110 лет зеркало не потускнело, Ксения Щербино, Культура, 30.10.2008
Московский Художественный театр отмечает 110-летний юбилей, новостной сюжет Первого телеканала, 26.10.2008
Тайная сторона векового успеха, новостной сюжет телеканала НТВ, 26.10.2008
Почётный доктор Табаков, Екатерина Зорина, программа «Вести» телеканала «Россия», 21.10.2008
Еланская Клавдия. Волшебный голос театра, телеканал «Культура», 23.09.2008
Табаков отправляется в автономное плавание, Марина Давыдова, Известия, 1.09.2008
Сто лет мы вереницей идем за синей птицей, Виктор Борзенко, Театрал, 1.09.2008
У МХТ имени Чехова обострился стройкомплекс, Алла Шендерова, Коммерсант, 1.09.2008
Прирастить!, Григорий Заславский, Независимая газета, 1.09.2008
Главный спектакль — стройка, Ольга Романцова, «Газета», 31.08.2008
Московский художественный театр начинает новый сезон, новостной сюжет на Первом канале, 30.08.2008
Табаков задумал новое строительство, Марина Райкина, Московский комсомолец, 30.08.2008
Олег Табаков: Любить грузин можем только мы, Дмитрий Быков, Собеседник, 26.08.2008
Дорога и жизнь, Наталия Колесова, Планета Красота, 07.2008
Николай Шейко стал заведующим, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 27.05.2008
В МХТ показали долгожданного «Конька-горбунка», Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 27.05.2008
Мария Кнебель: жизнь без догмы, Наталья Пивоварова, НГ, 23.05.2008
Режиссер на пенсии, Григорий Заславский, Независимая газета, 23.05.2008
Художественный общедоступный, Григорий Заславский, Независимая газета, 20.05.2008
Хотели как лучше, а получилось!, Татьяна Данилова, Утро.ru, 19.05.2008
На что намекаете?, Екатерина Васенина, Новая газета, 19.05.2008
Конек-Горбунок в стране дураков, Марина Райкина, Московский комсомолец, 19.05.2008
Ход коньком, Алла Шендерова, Коммерсант, 17.05.2008
«Конёк-горбунок» в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 15.05.2008
Апгрейд «Конька-Горбунка», телеканал НТВ, 15.05.2008
Конька на скаку остановят, Алла Шендерова, Ваш досуг, 15.05.2008
Дуракам — счастье, Елена Ямпольская, Известия, 15.05.2008
Евгений Писарев: «Я - бесконцептуальный режиссер», Роман Должанский, Коммерсант, 12.05.2008
Свершилось чудо-юдо, Алла Шендерова, Weekend, 8.05.2008
МХТ впервые сел на "Конька", Марина Райкина, Московский комсомолец, 7.05.2008
Алексей Кортнев на работе и на отдыхе, Олег Лаврентьев, Вечерняя Москва, 7.05.2008
Свой конек, Алексей Беляков, HARPER'S BAZAAR, 05.2008
Табакову не быть царем, а Безрукову — дураком, Елена Ямпольская, Известия, 28.04.2008
Любимый Любшин, Ольга Шумяцкая, Российская газета, 7.04.2008
Бытие № 2, Павел Руднев, Взгляд, 12.03.2008
Классовая любовь, Елена Дьякова, Известия, 11.03.2008
Еще раз про любовь. Иронично, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 11.03.2008
Большое плавание, Елена Ямпольская, Известия, 11.03.2008
Мужчина и женщина. Opus posth, Наталия Каминская, Культура, 6.03.2008
Кожаное время, Алла Шендерова, Коммерсант, 6.03.2008
Контрольный выстрел, Мария Седых, Итоги, 3.03.2008
Синеглазенький и малиноволицый, Светлана Полякова, Газета.RU, 29.02.2008
Возвращение легенды, Радио Культура, 28.02.2008
Виленкин Виталий — чеховский интеллигент, телеканал «Культура», 24.02.2008
«Сорок первый», Известия, 22.02.2008
Актриса, играющая играющую актрису, Светлана Полякова, Газета.Ru, 22.02.2008
«Сорок первый»: Opus Posth, Алла Шендерова, Ваш досуг, 21.02.2008
Игорь Верник стал камергером, а Гоша Куценко — свинопасом, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 19.02.2008
Евгений Каменькович: А был ли кролик?!, Алла Шендерова, Ваш досуг, 12.01.2008
Мой серебряный шар. Иннокентий Смоктуновский, Виталий Вульф, телеканал «Россия», 2008
Мой серебряный шар. Вл. И. Немирович-Данченко, Виталий Вульф, телеканал «Россия», 2008