Не о любви о бракеГригорий Заславский, Независимая газета, 17.12.2008 В начале декабря на Малой сцене МХТ вышла премьера «Крейцеровой сонаты». Три спектакля уже отыграли, еще два в конце декабря. Но как-то странно тихо. Хотя спектаклем, который поставил молодой режиссер Антон Яковлев и в котором главные роли сыграли Михаил Пореченков и Наташа Швец, театр может гордиться. Это удача, на которую, если признаться, надежд было немного. И идешь на спектакль с некоторым недоверием: в прежние годы вокруг каждой мхатовской премьеры был шум, все спешили попасть на первый же спектакль и через день рецензенты хором салютовали, выдавая на-гора десяток рецензий. И мысли о явном несходстве толстовского Позднышева с нынешним мхатовским Пореченковым. Да и не совсем, вернее, не только мхатовским, в первую очередь, конечно, с кино-Пореченковым, который с голым торсом выходит против мирового зла. И - побеждает. А у Толстого Позднышев проигравший. И надо сыграть проигравшего, который к тому же долгие годы привык к роли победителя. Еще одно «но» имя режиссера, Антона Яковлева, сына народного артиста СССР Юрия Яковлева, который «по завещанию» Михаила Ульянова поставил в Театре им. Вахтангова «Мелкого беса», но новый худрук как-то быстро с этим спектаклем простился. Кто успел посмотреть, не жалел о нем. А разве «Крейцерова соната» будет проще, чем почти что самоигральный «Мелкий бес»? «Соната», написанная в пору, когда шестидесятилетний граф поскучнел и решительно расправлялся с забавами юности, то есть клеймил то, что в молодости полагал простительным. На Малой сцене МХТ имени Чехова пространства, в общем, достаточно, чтобы разыграть «Крейцерову сонату» так, как написано у Толстого: едет поезд, пассажиры рассуждают о любви. И в какой-то момент выделяется из толпы пассажир и рассказывает свою историю. Яковлев так и начинает, но потом все-таки не удерживается, может быть, не верит в готовность зрителя довериться слову, только слову, он пускается в путешествие, вслед за рассказом «блудника» и убийцы Позднышева. А иначе как было вывести на сцену жену его Лизу (Наташа Швец) и соблазнителя-скрипача Трухачевского (Сергей Шнырев). Поздний Толстой. Хотя, в общем, не такой уж и поздний, впереди «Воскресение», «Живой труп», «Хаджи-Мурат», «Отец Сергий». Но мораль вывернута так, чтобы не было разночтений: Позднышев потому что раскаяние приходит к нему слишком поздно, «впустую», Трухачевский от слова «труха» Определенность составляет для театральной игры определенную трудность, если все ясно с первой минуты, что играть час пятьдесят (без антракта). И когда от морали никуда не деться, мораль «прёт» отовсюду в этой истории, как свет прожекторов в широкие проемы наклонного помоста (сценография Николая Слободяника, художники по свету Николай Слободяник и Антон Яковлев). Надо еще сказать как бы в пандан Толстому что из театра уходит культура инсценировки. В «Крейцеровой сонате» Позднышев говорит и эту фраза переходит теперь из одной статьи в другую: «Тебе хорошо, а мне завтра на работу». В другой инсценировке, по пушкинской «Метели», которая вот-вот должна выйти в МХТ, мне рассказывали, герой просит подать французского шампанского, хотя в ту пору никакого другого еще не придумали. Это, конечно, беда. Но актеры с нею как-то в меру своих недюжинных сил справляются. Так и тянет вернуться и продолжить рассказ о Пореченкове, хотя в этом спектакле по крайней мере две актерские удачи: Наташа Швец в роли Лизы, пожалуй, не менее интересна и не менее неожиданна (все-таки и в ее случае можно уже говорить о некоем сложившемся стереотипе, своего рода амплуа). Неожиданна она и по отношению к Лизе толстовской, поскольку Лев Николаевич, хоть и гнобит свои собственные страстишки, но все-таки оставляет лазеечку кое-какая вина у него в повести переложена на плечи супруги: она первая предчувствует в жизни «не то», недокомплект, и сама готова к поиску чего-то недополученного. А у Швец Лиза другая, воспользуемся саморекомендацией более поздней героини Толстого, она не виновата. У Толстого Позднышев нестарый господин, но седоватый, Пореченкову же никак не скрыть под сорочкой и жилетом свое могучее тело. Бицепсы, трицепсы, все это играет (всю весну и половину лета плакаты с его голым торсом украшали Москву). И вдруг это все теряет смысл. В этой истории это теряет смысл. Сила-то, оказывается, не в этом. И вперед «выходит» то, что было, было силой этого актера в пору его ленсоветовской театральной молодости. Пореченков актер-неврастеник, к этому склоняется его душа, и в этом, оказывается, его актерская сила. Не в игре мускул, мускулы, как и сны, у всех по одним и тем же лекалам складываются, а вот нервы нервы роявляют себя разнообразно. И тут вдруг в толстовском проблескивает самая что ни на есть достоевщина, в Позднышеве герой «Кроткой», который не может сойти с орбиты, кружа подле гроба с кроткой Пореченкова играет внезапное понимание опустошенности, в том смысле, что опустошенность уже была и в ней не было трагедии. Трагедия как всякая настоящая трагедия приходит с осознанием и пониманием. Вот это играет Пореченков. И вдруг отмечаешь в его игре новую мелкую пластику, снова как будто не от Толстого, а от Достоевского, от его героев, у которых тремор, волнение нервов переходит в тремор рук, ног и всего остального. Вот это все очень здорово вышло. А не здорово то, что при обилии каких-то скрипичных звуков Крейцерова соната, сама музыка, у Толстого важная, куда-то улетучилась, растворилась в бессмысленных звуках сплошного «музыкального оформления» (пожалуй, надо иметь большую смелость, вернее, наглость, чтобы при таком названии и при важности этой музыки пригласить в спектакль другого композитора и музыку отдать ему на откуп!). Исполненная вживую безмолвными пассажирами (точно взятый уже не у Достоевского, а у Чехова еврейский оркестрик), эта какофония способна вызвать ненависть к скрипке, да и к музыке вообще. Ничего эротического, похотливого в музыке, которая в спектакле, нет и в помине. А у Толстого ведь и музыка под подозрением. В Московском Художественном театре имени Чехова отмечают тройной юбилей, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 26.12.2008 Михаил Пореченков: «От груши вишен не рождается», Катерина Антонова, Театрал, 26.12.2008 Вечер памяти Владимира Немировича-Данченко в МХТ, телеканал «Культура», 24.12.2008 Музыка обратной дороги, Ирина Алпатова, Культура, 18.12.2008 Не о любви о браке, Григорий Заславский, Независимая газета, 17.12.2008 Олег Табаков: «Мы всегда остаемся при своих», Катерина Антонова, Театрал, 15.12.2008 Пореченков зарезал бедную Лизу, Елена Дьякова, Новая газета, 12.12.2008 «Пореченков, лечиться надо», Елена Ямпольская, Известия, 11.12.2008 Врачебный взгляд, Анна Гордеева, Время новостей, 4.12.2008 Муки семьи, Ольга Романцова, «Газета», № 232, 4.12.2008 История войны двух планет, Радио «Культура», 2.12.2008 В лабиринтах толстовской прозы, Полина Ермолаева, программа «Вести Москва», телеканал «Россия», 2.12.2008 Михаил Пореченков сыграл главную роль в спектакле «Крейцерова соната», Наталья Курова, РИА-новости, 2.12.2008 Маленькое супружеское преступление, Алла Шендерова, Ваш досуг, № 48, 26.11.2008 За 110 лет зеркало не потускнело, Ксения Щербино, Культура, 30.10.2008 Московский художественный театр имени А. Чехова отмечает сто десятый день рождения, видеосюжет программы «Время», Первый канал, 26.10.2008 Московский Художественный театр отмечает 110-летний юбилей, новостной сюжет Первого телеканала, 26.10.2008 Тайная сторона векового успеха, новостной сюжет телеканала НТВ, 26.10.2008 Художественный руководитель МХТ Олег Табаков: «На месте американцев я взял бы голову в руки и хорошенько подумал», Елена Ямпольская, Известия, 24.10.2008 Почётный доктор Табаков, Екатерина Зорина, программа «Вести» телеканала «Россия», 21.10.2008 Еланская Клавдия. Волшебный голос театра, телеканал «Культура», 23.09.2008 Гастроли МХТ ненадолго вернут нам любимых питерских артистов, Gazeta.SPb, 8.09.2008 Табаков отправляется в автономное плавание, Марина Давыдова, Известия, 1.09.2008 Сто лет мы вереницей идем за синей птицей, Виктор Борзенко, Театрал, 1.09.2008 У МХТ имени Чехова обострился стройкомплекс, Алла Шендерова, Коммерсант, 1.09.2008 Прирастить!, Григорий Заславский, Независимая газета, 1.09.2008 Главный спектакль стройка, Ольга Романцова, «Газета», 31.08.2008 Московский художественный театр начинает новый сезон, новостной сюжет на Первом канале, 30.08.2008 Московский Художественный театр открыл 111-й сезон, телеканал ТВ-Центр, 30.08.2008 МХТ открывает 111 сезон гастролями, РИА-новости, 30.08.2008 Табаков задумал новое строительство, Марина Райкина, Московский комсомолец, 30.08.2008 Олег Табаков: Любить грузин можем только мы, Дмитрий Быков, Собеседник, 26.08.2008 Актриса Кира Головко: «Мое письмо Станиславскому хранится в музее театра», Виктор Борзенко, Новые известия, 7.08.2008 Дорога и жизнь, Наталия Колесова, Планета Красота, 07.2008 Актриса Кира ГОЛОВКО: «Я нянчила маленького Федю Бондарчука», Комсомольская правда, 29.05.2008 Николай Шейко стал заведующим, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 27.05.2008 В МХТ показали долгожданного «Конька-горбунка», Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 27.05.2008 Мария Кнебель: жизнь без догмы, Наталья Пивоварова, НГ, 23.05.2008 Режиссер на пенсии, Григорий Заславский, Независимая газета, 23.05.2008 Художественный общедоступный, Григорий Заславский, Независимая газета, 20.05.2008 Хотели как лучше, а получилось!, Татьяна Данилова, Утро.ru, 19.05.2008 На что намекаете?, Екатерина Васенина, Новая газета, 19.05.2008 Конек-Горбунок в стране дураков, Марина Райкина, Московский комсомолец, 19.05.2008 Ход коньком, Алла Шендерова, Коммерсант, 17.05.2008 «Конёк-горбунок» в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 15.05.2008 Апгрейд «Конька-Горбунка», телеканал НТВ, 15.05.2008 «Конек-горбунок» для детей и взрослых в МХТ, ВГТРК «Культура», 15.05.2008 Конька на скаку остановят, Алла Шендерова, Ваш досуг, 15.05.2008 Дуракам счастье, Елена Ямпольская, Известия, 15.05.2008 Евгений Писарев: «Я - бесконцептуальный режиссер», Роман Должанский, Коммерсант, 12.05.2008 Свершилось чудо-юдо, Алла Шендерова, Weekend, 8.05.2008 МХТ впервые сел на "Конька", Марина Райкина, Московский комсомолец, 7.05.2008 Алексей Кортнев на работе и на отдыхе, Олег Лаврентьев, Вечерняя Москва, 7.05.2008 Люди и премьеры. «Конёк-горбунок» Евгения Писарева, телеканал «Театр», 05.2008 Документальный фильм «Вся жизнь. Мария Кнебель», телеканал «Культура», 05.2008 Свой конек, Алексей Беляков, HARPER'S BAZAAR, 05.2008 «Конек-Горбунок» режиссера Евгения Писарева на сцене МХТ, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 29.04.2008 Табакову не быть царем, а Безрукову дураком, Елена Ямпольская, Известия, 28.04.2008 «Конёк-Горбунок». Масштабная премьера под занавес сезона., Телеканал «Культура», 21.04.2008 Любимый Любшин, Ольга Шумяцкая, Российская газета, 7.04.2008 Сегодня в МХТ чествуют старейшую актрису Киру Головко, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 19.03.2008 Бытие № 2, Павел Руднев, Взгляд, 12.03.2008 Классовая любовь, Елена Дьякова, Известия, 11.03.2008 Еще раз про любовь. Иронично, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 11.03.2008 Большое плавание, Елена Ямпольская, Известия, 11.03.2008 Мужчина и женщина. Opus posth, Наталия Каминская, Культура, 6.03.2008 Кожаное время, Алла Шендерова, Коммерсант, 6.03.2008 Контрольный выстрел, Мария Седых, Итоги, 3.03.2008 Синеглазенький и малиноволицый, Светлана Полякова, Газета.RU, 29.02.2008 Возвращение легенды, Радио Культура, 28.02.2008 Спектакль, который вывел Куценко из свинопасов в люди, Зоя Игумнова, Собеседник, 26.02.2008 Виленкин Виталий чеховский интеллигент, телеканал «Культура», 24.02.2008 «Сорок первый», Известия, 22.02.2008 Актриса, играющая играющую актрису, Светлана Полякова, Газета.Ru, 22.02.2008 «Сорок первый»: Opus Posth, Алла Шендерова, Ваш досуг, 21.02.2008 Игорь Верник стал камергером, а Гоша Куценко свинопасом, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 19.02.2008 Евгений Каменькович: А был ли кролик?!, Алла Шендерова, Ваш досуг, 12.01.2008 Владлен Давыдов: «Ни о чём не жалею». Документальный фильм, телеканал «Культура», 2008 Больше, чем любовь. Антон Чехов и Ольга Книппер, телеканал «Культура», 2008 Мой серебряный шар. Иннокентий Смоктуновский, Виталий Вульф, телеканал «Россия», 2008 Мой серебряный шар. Вл. И. Немирович-Данченко, Виталий Вульф, телеканал «Россия», 2008 |