Кирилл Серебренников погружается в русский морокАлла Шендерова, Infox.ru, 4.03.2009 Рассказ Юрия Тынянова, в котором рожденный из ошибки писаря подпоручик Киже делает ослепительную карьеру, а живые люди теряются в бескрайних российских снегах, стал для Кирилла Серебренникова новым поводом поговорить о непостижимой русской душе. Вернее, о русском мороке, в котором люди обращаются в пыль, предметы теряют очертания, и даже великий философ Кант беспомощно разводит руками.Спектакль «Киже» можно считать второй частью дилогии Серебренникова о России. Первой был «Юрьев день». В фильме попавший в российскую глубинку столичный юноша бесследно исчезает среди снегов, а его мать вязнет и растворяется в той же, позаимствованной у Босха, но приправленной родным колоритом трясине, что затянула сына. В спектакле, поставленном на малой сцене МХТ имени Чехова, в ней тонет и «русский Гамлет» Павел I. Босховские же монстры разыгрывают интермедии на стихи Карамзина и Баркова. Чтобы сгустить морок, слово «подпоручик» из названия убрали, так что слово «киже» становится нарицательным и кажется символом этой трясины. Историк и критик литературы, увлекшийся писательством, Юрий Тынянов стал одним из основоположников «формального метода», то есть теории о том, что форма является содержанием искусства. Театральный формалист Серебренников идет за ним след в след, придумывая яркие и точные эквиваленты тыняновской прозе. «Он не боялся никого в той пятидесятимиллионной черни, которая сидела по кочкам, болотам, пескам и полям его империи и которую он никак не мог себе представить. Он не боялся их, взятых в отдельности. Вместе же это было море, и он тонул в нем», пишет Тынянов о русском императоре. У Серебренникова из серого, всполохами молний подсвеченного сумрака бесшумно и неотвратимо надвигается на Павла (Сергей Медведев) толпа фантастических уродцев. Он противостоит наваждению, смело размахивая светящейся шпагой, но их слишком много. И они поглощают его. Такое впечатление, что вместе с Павлом тонет и сам режиссер. Дело в том, что Тынянов умел передать суть времени одной фразой. А Серебренников, столь изобретательно воссоздающий исторический контекст тыняновского анекдота, понемногу вязнет в туманном мороке (туман в спектакле заменяет мука) им же самим выдуманного мира. Дунь рассыплется Как Киже родился из описки («подпоручики же?» выводил торопливый писарь), так и сам спектакль возник из пустоты. Вернее, из вынужденного простоя репетиции «Трехгрошевой оперы» в МХТ приостановили из-за болезни исполнителя. И тогда Серебренников решил с тем же составом сделать что-то небольшое и быстрое. Сам придумал оформление и костюмы. В результате вырос причудливый, сложносочиненный спектакль, который композитор Алексей Сюмак наполнил оригинально стилизованной старинной музыкой, стекающей вниз с колосников (там сидит небольшой оркестр) таинственными шепотами и всхлипами. Среди этого звукового наваждения бесшумно скользят актеры. Сюртуки и шинели, сшитые из всех оттенков белого и бежевого, превращают людей в сгустки мучной пыли. Кажется, что все они такие же фантомы, как подпоручик Киже: дунь рассыплются. Бугристый мучнисто-белый пол (издали словно корка льда) так и норовит уйти у них из-под ног. Незыблем только черный лакированный подиум, по которому расхаживает император. Но и этот подиум внезапно приходит в движение, открывая под собою свежевырытую могилу. Стены обшиты щитами ДСП. В нишах, подсвеченных люминисцентными лампами, горят экраны, на которых Павел вывешивает рентгеновские снимки своих подданных. В этой сумрачной, по своим законам существующей вселенной разворачивается вереница скетчей из жизни императора."У Вас «подпоручик» без «ера», шипит Павел, отшвыривая очередное донесение и возводя ошибку писаря в ранг поручика. «Потемкинский дух вышибу», неистовствует он, откусывая от шинели Аракчеева пуговицу так, словно хочет выгрызть сердце. Меж тем вся его жизнь одна лишь потемкинская деревня. Захотелось императору в лес услужливая челядь раскрывает перед ним коврики с оленями. Решил пообщаться с народом, но народ тут же поинтересовался, настоящий он «батька» или подмененный. Словом, уповать на верность никогда не существовавшего Киже куда легче, чем постичь этот ужас под названием «народ». Торжественная порка Этих дикарей ему и впрямь есть за что презирать. Они до одури маршируют, тараща мутные, словно мукой припорошенные глаза. Пишут, макая в чернила пальцы. Поют Павлу возвышенные оды, ничуть не смущаясь присутствия палача, мнущего кусок окровавленного мяса. Хоронят живых и выдают фрейлину замуж за фантом? Когда весь этот морок сгущается до невозможности, из него является философ Кант (Павел Ващилин), единственное внятное черное пятное на фоне всеобщей мутной белизны. Сцена родилась из одной тыняновской фразы об Аракчееве: «Ученые немцы находили сходство в его глазах с глазами известного тогда в Германии философа Канта». У Серебренникова Кант является к Аракчееву с визитом, общаясь через косноязычную, в такой же фрак и цилиндр затянутую переводчицу (остроумная Мария Зорина). Округлив от изумления глаза, философ бормочет что-то про беспробудное пьянство и свободу, к которой обитатели здешних мест, видимо, равнодушны. Аракчеев же (Леонид Тимцуник), беседуя с ним, сечет девку высокая, статная Кристина Бабушкина покорно сгибается под розгой. Скетч остался бы просто скетчем, если бы актриса не сыграла всю гамму чувств «девочки для битья»: боль, унижение и бешенство, понемногу проступающие из-под привычной маски тупого равнодушия. Поэма без героя Самое ценное в спектакле моменты живого чувства, прорывающегося сквозь нагромождение формально отточенных, разножанровых, но по сути похожих сцен; сквозь повторяющиеся интермедии пьяненьких мужичков, гадающих, есть ли в России государь, а после роющих ему могилу. Но этих моментов немного потому, что живых лиц, а не персонажей скетча, тут нет. По сути «Киже» это такая поэма без героя. Живым и вызывающим сочувствие режиссер явно хотел сделать Павла I, потому и закончил спектакль отсутствующей в рассказе сценой убийства императора, но у талантливого и точного Сергея Медведева в роли слишком много формальных задач. Впрочем, ближе к финалу его затравленно мечущийся Павел действительно слегка очеловечивается. И тут случается чисто тыняновская мистификация. Чем больше сползает с лица актера белесый грим, тем больше напоминает он портреты самого Юрия Тынянова. Или Пушкина, на которого Тынянов, говорят, так походил, что даже сбрил бакенбарды. Ну что ту скажешь киже, да и только. Ивановы муки, Татьяна Никольская, газета «Дом Актера», 24.12.2009 Федор Шехтель и Художественный театр, телесюжет ВГТРК «Культура», 23.12.2009 «Гамлет-машина» Кирилла Серебренникова, телесюжет ВГТРК «Культура», 23.12.2009 Русский Сизиф, Ольга Галахова, Независимая газета, 21.12.2009 Юрий Бутусов о спектакле «Иванов», Ольга Коршакова, «Другие в городе», радио «Культура», 20.12.2009 Чехов в роли Беккета, Елена Дьякова, Новая газета, 18.12.2009 Готов застрелиться? Всегда готов!, Наталия Каминская, Культура, 17.12.2009 Действующие лица: Андрей Смоляков о премьере «Иванова», Владислав Борецкий, радио «Культура», 15.12.2009 Пиф-паф, Марина Зайонц, Итоги, № 51, 14.12.2009 Режиссер устроил отстрел покойников, Ольга Романцова, «Газета», 9.12.2009 МХТ на руинах «Иванова», Алла Шендерова, Infox.ru, 8.12.2009 Вячеслав Невинный. Вспоминая артиста., видеосюжет ВГТРК «Культура», 30.11.2009 Сила робкого дыхания, Ольга Галахова, Независимая газета, 16.11.2009 Премьера «Иванова» в МХТ, Анна Нечаева, Радио «Культура», 14.11.2009 В МХТ свили гнездо, Марина Райкина, Московский комсомолец, 13.11.2009 Юрий Бутусов поставил «Иванова» в МХТ, Вечерняя Москва, 13.11.2009 МХТ вновь ставит чеховского «Иванова», видеосюжет программы «Вести», 13.11.2009 В МХТ новая постановка чеховского «Иванова», видеосюжет Первого телеканала, 13.11.2009 Андрей Смоляков перевоплотился в Иванова, видеосюжет ВГТРК «Культура», 12.11.2009 Московский художественный театр завершает подготовку к премьере чеховского «Иванова», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 11.11.2009 «Иванов» двадцать первого века, Алла Шендерова, Ваш досуг, 11.11.2009 На вас, Лаврецкий, пахать и пахать!, Ольга Романцова, «Газета», 10.11.2009 МХТ имени Чехова представит спектакль по роману «Дворянское гнездо», РИА-Новости, 7.11.2009 Дмитрий Дюжев в роли Лаврецкого, Видеосюжет телеканала «Звезда», 7.11.2009 Премьера спектакля «Дворянское гнездо», Видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 6.11.2009 Люди и премьеры. «Дворянское гнездо» Марины Брусникиной, телеканал «Театр», 11.2009 Люди и премьеры. «Иванов» Юрия Бутусова, телеканал «Театр», 11.2009 К 111-летию МХТ имени Чехова артистам вручали «Чайки», телеканал «Культура», 27.10.2009 Московскому художественному театру исполнилось 111 лет, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 26.10.2009 День рождения МХТ. Вручение наград ветеранам сцены, видеосюжет телеканала «Звезда», 26.10.2009 Памяти Владимира Кашпура, Время новостей, 21.10.2009 Человек мхатовской школы, Роман Должанский, Коммерсантъ, 20.10.2009 «Рядом с ним щемило сердце», Московский комсомолец, 19.10.2009 От Ленина до Бабы-Яги, «Газета», 19.10.2009 Кнут Гамсун. Он заполнил паузу между Достоевским и Кафкой
, телеканал «Культура», 6.10.2009 Олег Табаков:"Я сам буду продюсером спектакля «Околоноля», Елена Ямпольская, Известия, 2.10.2009 «Дворянское гнездо» Марины Брусникиной на сцене Художественного театра, телеканал «Культура», 30.09.2009 Константин Хабенский: «Не становись надувным матрасом!», Михаил Садчиков, Фонтанка.ру, 10.09.2009 МХТ привез в Петербург необычную версию «Трёхгрошовой оперы», телеканал «Россия», «Вести» Санкт-Петербург, 10.09.2009 Как сфотографироваться с Хабенским, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 7.09.2009 Кира Головко, актриса МХТ им. Чехова: «Я боялась спугнуть Немировича-Данченко», Виктор Борзенко, Театрал, 2.09.2009 Олег Табаков: «Я- профессионал, находящийся пока в хорошей рабочей форме», Ольга Романцова, Газета, 2.09.2009 Непраздничная радость, Катерина Антонова, Театрал, 2.09.2009 Олег ТАБАКОВ: «Завидую я только тем, кто говорит по-французски, и тем, кто играет на скрипке или на фортепиано, все остальное у меня есть», Дмитрий Гордон, Бульвар Гордона, 1.09.2009 Олег Табаков: «Пока у человека есть способность любить, он живет», Ольга Романцова, Газета, 1.09.2009 Новорусский сброд ограбил Швыдкого, Марина Давыдова, Известия, 1.09.2009 Гордый плач славян, Анна Гордеева, Время новостей, 1.09.2009 У Олега Табакова свои документы, Григорий Заславский, Независимая газета, 1.09.2009 Криминальные таланты, Алла Шендерова, КоммерсантЪ, 1.09.2009 Почем опера для народа, Ольга Романцова, Газета, 1.09.2009 Блаженны нищие ухом, Глеб Ситковский, Труд, 1.09.2009 Алексей Кравченко: «Из театра и кино могу уйти в музыку», Андрей Компанеец, Труд, 31.08.2009 МХТ имени Чехова: премьеры грядущего сезона, видеосюжет телеканала «Культура», 31.08.2009 МХТ открывает новый сезон премьерой «Трехгрошовой оперы», ТВ-Центр, 31.08.2009 Табаков почтил память Михалкова молчанием, Анна Куусмаа, Дни.ru, 31.08.2009 Олег Табаков приоткрыл занавес. Сбор труппы МХТ. , видеосюжет Russian.ru, 31.08.2009 Кирилл Серебренников увлекся криминалом, Алла Шендерова, Infox.ru, 31.08.2009 Шаг по отвесной стене, Алена Карась, Российская газета, 31.08.2009 Ни за грош, Андрей Ванденко, Итоги, № 36, 31.08.2009 Не за грош, Роман Должанский, Weekend, 28.08.2009 Трехгрошовая опера, Елена Груева, TimeOut, 26.08.2009 Из старой оперы, Алла Шендерова, Коммерсантъ ВЛАСТЬ, № 33, 24.08.2009 Чего не хватает Олегу Павловичу, Татьяна Москвина, Аргументы недели, 20.08.2009 Художественный руководитель директор МХТ им. Чехова Олег Табаков: «Если я никогда раньше не крал, с чего бы мне вдруг на старости лет дебютировать?», Елена Ямпольская, Известия, 19.07.2009 Иван Москвин: «Играть до дна, отдавая все, что есть во мне», видеосюжет телеканала «Культура», 18.06.2009 Громкая премьера в Московском художественном театре имени Чехова, новостной видеосюжет, Первый канал, 6.06.2009 Трехгрошовая опера" в постановке Кирилла Серебренникова, новостной видеосюжет ВГТРК «Культура», 5.06.2009 В МХТ представят новую версию «Трехгрошовой оперы» Бертольда Брехта, новостной видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 5.06.2009 «Трехгрошовая опера» в МХТ. Бертольд Брехт глазами Кирилла Серебренникова, новостной видеосюжет телеканала «Звезда», 5.06.2009 «Трехгрошевую оперу» оценили по-новому, Видеосюжет программы «Сегодня», НТВ, 5.06.2009 В МХТ им. Чехова громкая премьера, Видеосюжет программы «Вести-Москва», телеканал «Россия», 5.06.2009 Брехт со спецэффектами, Видеосюжет программы «Сегодня», НТВ, 5.06.2009 Хабенский запел в роли негодяя в антимюзикле, Видеосюжет «РИА Новости», 5.06.2009 «Трехгрошовая» классика, Алла Шендерова, Ваш досуг, № 21, 27.05.2009 Путешествие аристократов, Алена Карась, Российская газета, 19.05.2009 Герои Диккенса в стиле «Битлз», Вести-Москва, 13.05.2009 На сцену МХТ им. Чехова вернулся «Пиквикский клуб», Первый канал, 13.05.2009 «Пиквикский клуб», Анна Нечаева, радио «Культура», 12.05.2009 «Пиквикский клуб» открывается в МХТ, ВГТРК «Культура», 12.05.2009 Герои Диккенса под музыку Beatles в МХТ, ВГТРК «Культура», 30.04.2009 Топорков Василий. 120 лет со дня рождения, телеканал «Культура», 16.03.2009 Гамлет на пустом месте, Роман Должанский, Коммерсант, 5.03.2009 Кирилл Серебренников погружается в русский морок, Алла Шендерова, Infox.ru, 4.03.2009 Пустота, ошибка, пыль
, сюжет телеканала Настроение, ТВ Центр, 3.03.2009 Русский человек наверху, внизу и вообще, Анна Гордеева, Время новостей, 2.03.2009 Необыкновенный концерт, Марина Федоровская, Эксперт, № 8, 2.03.2009 Гамлет с мечом джедая, Ольга Романцова, «Газета», 2.03.2009 И Киже с ними, Марина Давыдова, Известия, 1.03.2009 Люди и премьеры. «Киже» Кирилла Серебренникова, телеканал «Театр», 03.2009 Кризисный менеджер, Валерий Выжутович, Российская газета, 27.02.2009 На сцене МХТ «Подпоручик Киже», сюжет телепрограммы «Вести», 27.02.2009 Елена Дьякова о спектакле Кирилла Серебренникова «Подпоручик Киже», сюжет телеканала «Культура», 27.02.2009 Новый авангард Кирилла Серебренникова, радио «Культура», 27.02.2009 Кирилл Серебренников представляет: «Подпоручик Киже», сюжет телеканала «Культура», 27.02.2009 Материализация пустоты, Роман Должанский, Коммерсант Weekend, 27.02.2009 Кирилл Серебренников: «У нас современному театру нигде не учат», Марина Шимадина, OPENSPACE. RU, 26.02.2009 Кирилл Серебрянников вернулся в театр. Новые формы спектакля., сюжет телеканала «Звезда», 26.02.2009 Жена и любовница, Марина Токарева, Новая газета, 20.02.2009 Шлягер для интеллектуалов, Григорий Заславский, Независимая газета, 19.02.2009 Интервью: Кирилл Серебренников, Алла Шендерова, Ваш досуг, № 7, 18.02.2009 Молчание золото, Мария Седых, Итоги, № 8, 16.02.2009 Олег Табаков: «Я безнадежно испорченный русский человек!», Ольга Кучкина, Комсомольская правда, 13.02.2009 Олег Табаков: «Единственный критерий жадный зрительский интерес», Артур Соломонов, The New Times, № 5, 9.02.2009 Композитор Александр Маноцков о спектакле «Крейцерова соната», Ольга Коршакова, радио «Культура», 8.02.2009 Олег Табаков: «Я умею прощать»., Ольга Галахова, Аргументы недели, 5.02.2009 Кирилл Серебренников представляет: в главной роли музыка, ВГТРК «Культура», 28.01.2009 Пореченков сыграл «Крейцерову сонату» на тубе, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 13.01.2009 «Михаил Чехов. Чувство целого». Авторская программа Анатолия Смелянского, телеканал «Культура», 2009 Мой серебряный шар. Михаил Яншин, Виталий Вульф, телеканал «Россия», 2009 |