Константин Хабенский: «Не становись надувным матрасом!»

Михаил Садчиков, Фонтанка.ру, 10.09.2009
Коренной петербуржец, актер Московского Художественного театра, Константин Хабенский приехал в родной город, чтобы представить сразу две премьеры: голливудский фантастический мультфильм «Девять», где он озвучивает главного героя, а также мхатовский спектакль «Трехгрошовая опера», где бывший питерский полотер, дворник, уличный музыкант стал Мэкки-Ножом. На премьере в кинотеатре «Аврора» 37-летний артист ответил на вопросы «Фонтанки».

- Константин Юрьевич, насколько важно для вас участие в озвучивании мультфильма?

 — Я не считаю, что для меня это какая-то этапная работа. Но это хорошая, серьезная работа, которую, надеюсь, я не испортил. Очень хочется на это надеяться. Я просто еще не видел картины, и мне приятно, что посмотрю в родном городе, в знакомом с детства кинотеатре, среди друзей. И я рад, что поучаствовал в таком необычном проекте, помог Тимуру.

- Сколько это заняло у вас времени? День, неделю, месяц?

 — В принципе, это можно записать за несколько часов, если бы не было поправок от Тимура, который растянул это на достаточно долгий срок, на несколько приездов.

- Ваш герой по имени «Девятый» олицетворяет детство, непосредственность… А какая-то толика ребенка в вас самом осталась?

 — В нашей профессии просто необходимо беречь в себе эту «толику», чтобы продолжать служить в театре и работать в кино. Просто необходимо. У кого-то это больше проявляется, у кого-то даже напоказ, другой же «закрывается» какими-то ухмылками, ужимками, чтобы люди со стороны не растоптали святое. Но все равно эту часть души нужно согревать, беречь, ее нужно причесывать, поить — чтобы как можно дольше быть интересным. И самому себе, и другим…

- Фильм «Девять» о том, что с миром произойдет духовная и материальная катастрофа, если техника выйдет из-под контроля человека… Ваш друг Тимур Бекмамбетов считает, что уже сейчас мы часто попадаем в зависимость от технических устройств, например, от того же компьютера и мобильного телефона…

 — Хоть я и стараюсь вести как можно более уединенный образ жизни, у меня тоже много звонков. Но все-таки не позволяю брать себе мобильный телефон на сцену, на съемки, какие-то встречи. И вообще стараюсь почаще отключать, потому что наша жизнь превращается в какой-то телефонный гул. Вы обращали внимание — мы садимся попить кофе компанией, и все вдруг начинают отвлекаться на свои звонки, мобильные телефоны, смс-ки, и это просто доходит до фарса. Тимур рассказывал, что когда среди детей младшего возраста провели опрос, без чего ребенок не мыслит своего существования, то первое место уверенно занял мобильный телефон…

- Правда, что планируются съемки фильма «Особо опасен-2» в 2010 году, и вы опять будете играть с Анджелиной Джоли?

 — Об этом идут разговоры. Мы все заключили контракты на три фильма, но что там за роль, как все будет продолжаться — для меня будет так же удивительным, как и для вас.

- Вы хотели бы, чтобы ваша роль в «Особо опасен-2» разрослась до каких-то серьезных масштабов?

 — Было бы приятно, чтобы она разрослась до каких-то невероятных масштабов, но сократилась по текстовой части… Потому что мечта любого актера — роль молчащего, наблюдающего или действующего в полном молчании, но с каким-то своим внутренним бурлящим миром человека, которая прошла бы через весь фильм.

- После голливудского дебюта в фильме Бекмамбетова вы получали предложения от западных режиссеров?

 — Да, были предложения, но, к сожалению, ни во что серьезное не вылились… Во-первых, это связано с языком — не буду утверждать, что я прекрасно владею тремя-четыремя иностранными языками; во-вторых, предлагали достаточно плоские роли. А у меня дома много интересной работы.

- Даже сейчас, когда в российском кино явный кризис?

 — Даже сейчас. А кризис? Я пока еще не столкнулся с ним. Но я же год не снимался в кино вообще.

- А теперь пауза завершена?

 — Сейчас снимаюсь — тоже в проекте студии «Базелевск» Бекмамбетова. Не буду рассказывать, что это, но, надеюсь, что — комедия. Комедия про детский футбол. Там Сережа Гармаш снимается, много других хороших актеров.

- В эти дни вы приехали в Питер еще и с премьерой «Трехгрошовой оперы» — зонг-мюзикла Бертольда Брехта и композитора Курта Вайля… Говорят, вы там распелись?

 — Во-первых, я пошел участвовать в этом спектакле не потому, что умею петь — потому, что петь-то я не умею.

- То есть — чтобы научиться петь?

 — Научиться можно всему. Но Брехт в комментариях к одной из первых постановок «Трехгрошовой оперы» написал, что если актер или актриса, исполняющие главные роли, вдруг попадут в правильную ноту или тональность, то из этого можно сделать событие. Я отталкивался от этого! Тем не менее, мы стараемся все-таки не резать слух зрителя такими уж прямыми непопаданиями.
Мне кажется, это интересная работа Кирилла Семеновича Серебренникова. Для постановки МХТ сделан новый перевод этой известной пьесы, и впервые полностью используется вся аутентичная музыка Курта Вайля. Это полная версия 1928 года, то, с чего стартовала «Трехгрошовая опера». Потом она превратилась по разным причинам в бродвейскую постановку, и к нам уже пришла именно в бродвейской версии. Все очень любили петь, танцевать, бить чечетку и все такое, считали, что «У акулы зубы-клинья» — это песенка Мэкки-Ножа, что на самом деле не так. У нас же такая классическая постановка, даже не классическая, а изначально взят материал, который был написан Брехтом и Вайлем — то есть три действия, два антракта, как в лучшие времена в театре. Мне кажется, это не скучно, это очень своевременно, с одной стороны, и, с другой стороны, спектакль с большими серьезными идеями.

- Сыграть Мэкки-Ножа — мечта многих актеров. Для вас эта роль особенная? Мечтали о ней?

 — Разумеется, мечтал, И видел, как Константин Аркадьевич Райкин работает в этом спектакле, и сам имел честь принимать участие (в 1996 году Хабенский работал в райкинском театре «Сатирикон», где играл в спектаклях «Трехгрошовая опера» и «Сирано де Бержерак». — прим. авт.). Конечно, мне хотелось попробовать эту роль, и когда она вдруг возникла на горизонте, мне было интересно, тем более, я не очень понимал, во что все это выльется.

- Скажите, ваша тесная дружба с Михаилом Пореченковым продолжается? Вы вместе учились, вместе играли в Театре Ленсовета, один за другим перебрались в МХТ к Табакову… Москва вас не развела?

 — Раньше была такая поговорка: «Человек проверяется в бане и за границей». В советские времена тяжело было выехать за границу, и там проявлялся человек. Поэтому ни баня, ни заграница наши отношения с Мишей не испортили… Я вам пытаюсь образно ответить, потому что очень не люблю отвечать на вопросы о дружбе, о любви, о том, что происходит в личной жизни…

- Не говорить о любви, семье, личной жизни — это мне понятно. Но почему о дружбе молчать?! Или дружба — для вас это тоже интимный акт?

 — Но глупо же кричать об этом со страниц журналов и с телеэкранов: наша служба — она и опасна и трудна, наша дружба и прекрасна и верна…

- А я вот считаю, что про дружбу можно и поговорить, потому что в наше время это понятие несколько «задвинутое». Многие охотно рассуждают про любовь, про творчество, а о дружбе — как-то мимоходом… А ведь это важнейшая вещь в жизни каждого!

 — Я не считаю, что нужно выговаривать все, что у тебя есть, поучать людей на собственном примере. Это полная глупость. Человек сам все пройдет, и сам все поймет, если он человек. А если он надувной матрас, то надо отправить его в море — путь себе плывет!

- Константин Юрьевич, скажите, в МХТ, у Табакова, вам не тесно?

 — Что вы имеете в виду?

- То, что многие хорошие актеры успевают еще в антрепризе сыграть. Тот же Безруков — играет и у Табакова, и в петербургском антрепризном проекте «Сирано де Бержерак»…

 — «Сирано» — неплохой спектакль.

- А у вас такого проекта на стороне пока не появилось?

 — Я не стремлюсь к этому. Во-первых, знаю, что такое антрепризные спектакли и выезды, и я все-таки пытаюсь поддерживать марку Московского Художественного театра, который достаточно хорошо меня принял, предлагает интересную работу. Поэтому прыгать куда-то на сторону мне просто неинтересно.

- Кроме фильма про футбольного тренера, у Вас созрели новые кинопланы?

 — Я же не железный, как десять лет назад, чтобы сниматься в четырех проектах параллельно. Хватит, надо уже из количества переходить в качество.

- Чем занимаетесь в эти дни в Питере?

 — Подготовкой спектакля. Не скажу, что мы веселимся и ходим по музеям. Премьера на новой для нашего спектакля сцене, в БДТ — очень серьезное дело.

- Москва вас приняла, но и Петербург не отпустил! Многие ваши поклонники считают вас все-таки питерским актером и человеком и ждут, что Хабенский когда-нибудь вернется в свой, как вы любите говорить, родной и любимый Питер…

 — Вернусь. Всему свое время… (улыбается).
2009
Ивановы муки, Татьяна Никольская, газета «Дом Актера», 24.12.2009
Федор Шехтель и Художественный театр, телесюжет ВГТРК «Культура», 23.12.2009
«Гамлет-машина» Кирилла Серебренникова, телесюжет ВГТРК «Культура», 23.12.2009
Русский Сизиф, Ольга Галахова, Независимая газета, 21.12.2009
Юрий Бутусов о спектакле «Иванов», Ольга Коршакова, «Другие в городе», радио «Культура», 20.12.2009
Чехов в роли Беккета, Елена Дьякова, Новая газета, 18.12.2009
Готов застрелиться? Всегда готов!, Наталия Каминская, Культура, 17.12.2009
Действующие лица: Андрей Смоляков о премьере «Иванова», Владислав Борецкий, радио «Культура», 15.12.2009
Пиф-паф, Марина Зайонц, Итоги, № 51, 14.12.2009
Режиссер устроил отстрел покойников, Ольга Романцова, «Газета», 9.12.2009
МХТ на руинах «Иванова», Алла Шендерова, Infox.ru, 8.12.2009
Вячеслав Невинный. Вспоминая артиста., видеосюжет ВГТРК «Культура», 30.11.2009
Сила робкого дыхания, Ольга Галахова, Независимая газета, 16.11.2009
Премьера «Иванова» в МХТ, Анна Нечаева, Радио «Культура», 14.11.2009
В МХТ свили гнездо, Марина Райкина, Московский комсомолец, 13.11.2009
МХТ вновь ставит чеховского «Иванова», видеосюжет программы «Вести», 13.11.2009
В МХТ новая постановка чеховского «Иванова», видеосюжет Первого телеканала, 13.11.2009
Андрей Смоляков перевоплотился в Иванова, видеосюжет ВГТРК «Культура», 12.11.2009
«Иванов» двадцать первого века, Алла Шендерова, Ваш досуг, 11.11.2009
На вас, Лаврецкий, пахать и пахать!, Ольга Романцова, «Газета», 10.11.2009
Дмитрий Дюжев в роли Лаврецкого, Видеосюжет телеканала «Звезда», 7.11.2009
Премьера спектакля «Дворянское гнездо», Видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 6.11.2009
Московскому художественному театру исполнилось 111 лет, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 26.10.2009
День рождения МХТ. Вручение наград ветеранам сцены, видеосюжет телеканала «Звезда», 26.10.2009
Памяти Владимира Кашпура, Время новостей, 21.10.2009
Человек мхатовской школы, Роман Должанский, Коммерсантъ, 20.10.2009
«Рядом с ним щемило сердце», Московский комсомолец, 19.10.2009
От Ленина до Бабы-Яги, «Газета», 19.10.2009
МХТ привез в Петербург необычную версию «Трёхгрошовой оперы», телеканал «Россия», «Вести» — Санкт-Петербург, 10.09.2009
Как сфотографироваться с Хабенским, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 7.09.2009
Непраздничная радость, Катерина Антонова, Театрал, 2.09.2009
Новорусский сброд ограбил Швыдкого, Марина Давыдова, Известия, 1.09.2009
Гордый плач славян, Анна Гордеева, Время новостей, 1.09.2009
У Олега Табакова — свои документы, Григорий Заславский, Независимая газета, 1.09.2009
Криминальные таланты, Алла Шендерова, КоммерсантЪ, 1.09.2009
Почем опера для народа, Ольга Романцова, Газета, 1.09.2009
Блаженны нищие ухом, Глеб Ситковский, Труд, 1.09.2009
МХТ имени Чехова: премьеры грядущего сезона, видеосюжет телеканала «Культура», 31.08.2009
Кирилл Серебренников увлекся криминалом, Алла Шендерова, Infox.ru, 31.08.2009
Шаг по отвесной стене, Алена Карась, Российская газета, 31.08.2009
Ни за грош, Андрей Ванденко, Итоги, № 36, 31.08.2009
Не за грош, Роман Должанский, Weekend, 28.08.2009
Трехгрошовая опера, Елена Груева, TimeOut, 26.08.2009
Из старой оперы, Алла Шендерова, Коммерсантъ ВЛАСТЬ, № 33, 24.08.2009
Чего не хватает Олегу Павловичу, Татьяна Москвина, Аргументы недели, 20.08.2009
Иван Москвин: «Играть до дна, отдавая все, что есть во мне», видеосюжет телеканала «Культура», 18.06.2009
Трехгрошовая опера" в постановке Кирилла Серебренникова, новостной видеосюжет ВГТРК «Культура», 5.06.2009
В МХТ представят новую версию «Трехгрошовой оперы» Бертольда Брехта, новостной видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 5.06.2009
«Трехгрошевую оперу» оценили по-новому, Видеосюжет программы «Сегодня», НТВ, 5.06.2009
В МХТ им. Чехова — громкая премьера, Видеосюжет программы «Вести-Москва», телеканал «Россия», 5.06.2009
Брехт со спецэффектами, Видеосюжет программы «Сегодня», НТВ, 5.06.2009
Хабенский запел в роли негодяя в антимюзикле, Видеосюжет «РИА Новости», 5.06.2009
«Трехгрошовая» классика, Алла Шендерова, Ваш досуг, № 21, 27.05.2009
Путешествие аристократов, Алена Карась, Российская газета, 19.05.2009
«Пиквикский клуб», Анна Нечаева, радио «Культура», 12.05.2009
«Пиквикский клуб» открывается в МХТ, ВГТРК «Культура», 12.05.2009
Герои Диккенса под музыку Beatles в МХТ, ВГТРК «Культура», 30.04.2009
Топорков Василий. 120 лет со дня рождения, телеканал «Культура», 16.03.2009
Гамлет на пустом месте, Роман Должанский, Коммерсант, 5.03.2009
Пустота, ошибка, пыль…, сюжет телеканала Настроение, ТВ Центр, 3.03.2009
Русский человек наверху, внизу и вообще, Анна Гордеева, Время новостей, 2.03.2009
Необыкновенный концерт, Марина Федоровская, Эксперт, № 8, 2.03.2009
Гамлет с мечом джедая, Ольга Романцова, «Газета», 2.03.2009
И Киже с ними, Марина Давыдова, Известия, 1.03.2009
Кризисный менеджер, Валерий Выжутович, Российская газета, 27.02.2009
На сцене МХТ — «Подпоручик Киже», сюжет телепрограммы «Вести», 27.02.2009
Кирилл Серебренников представляет: «Подпоручик Киже», сюжет телеканала «Культура», 27.02.2009
Материализация пустоты, Роман Должанский, Коммерсант Weekend, 27.02.2009
Жена и любовница, Марина Токарева, Новая газета, 20.02.2009
Шлягер для интеллектуалов, Григорий Заславский, Независимая газета, 19.02.2009
Интервью: Кирилл Серебренников, Алла Шендерова, Ваш досуг, № 7, 18.02.2009
Молчание — золото, Мария Седых, Итоги, № 8, 16.02.2009
Олег Табаков: «Я безнадежно испорченный русский человек!», Ольга Кучкина, Комсомольская правда, 13.02.2009
Олег Табаков: «Я умею прощать»., Ольга Галахова, Аргументы недели, 5.02.2009
Пореченков сыграл «Крейцерову сонату» на тубе, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 13.01.2009
Мой серебряный шар. Михаил Яншин, Виталий Вульф, телеканал «Россия», 2009