Ирина Пегова: «Артист сам себя создает своими ролями»

Алексей Киселев , Театральная афиша, 3.10.2016
Громкоголосая, волевая, дышащая свободой и покоряющая необузданным темпераментом, Ирина Пегова на сегодняшний день одна из ведущих артисток не только МХТ им. Чехова и Театра п/р Олега Табакова, но и поколения в целом. Самородок из городка Выкса, против воли родителей поступила на актерский в Нижегородское театральное училище. Уже будучи одной из легендарных «фоменок», снялась в «Прогулке» Алексея Учителя, тут же получив за лучшую женскую роль «Золотого орла». Дальше — две «Золотые маски», около полусотни ролей на экране, победа в «Танцах со звёздами» и тонны интервью. В мае в МХТ им. Чехова прошла пресьера спектакля Виктора Рыжакова «Dreamworks* *Мечтасбывается» по пьесе Ивана Вырыпаева, где Ирина играет уже совсем не прекрасную «русскую женщину». Попутно на Первом канале готовится к выходу фильм про Отечественную войну «Комиссарша» с Пеговой в главной роли. Похоже, на творческом пути актрисы наметились интригующие перемены.

– Расскажите, из чего состоит ваш день? Вы строго выстраиваете распорядок из миллиона дел или импровизируете?

– Строго выстраиваю, но в итоге все равно получается импровизация. Я из тех людей, кто планирует 100 дел, чтобы точно сделать 50.

– Цель должна быть выше реальности?

– Да, так я научена опытом. При этом мечтаю завести наконец какой-нибудь ежедневник, чтобы все в него записывать. Ничего в голове не удерживается. Но как-то не складывается с ежедневником, ничего никуда не записываю, все происходит стихийно. Правда, образовывается много дел, только когда у меня случается свободный от съемок день. А когда идет съемочный процесс, то это как минимум 12-часовой рабочий день, никаких других дел быть не может. Вот сейчас у меня активные съемки. Они проходят в Санкт-Петербурге. В Москву я приехала на блок показов “Dreamworks”, играю шесть спектаклей, делаю все свои разные дела московские, в том числе даю вам интервью. И уезжаю снова на съемки. Фильм называется «Комиссарша». Великая Отечественная война. Комиссар – женщина, прошедшая Сталинград и по ранению отправленная в тыл, она – работник милиции. А ее сын – бандит, которого, собственно, она ловит. Непростые задачи стоят перед ней.

– Роль Комиссарши – это для вас шаг скорее вперед или в сторону?

– Это роль, которую я ждала три года, то есть я знала, что она пишется для меня. Три года проект не запускался – то ли нехватка денег, то ли организационные проблемы. Я уже даже потеряла надежду, думала, что все уже, не будет этого. И потом вдруг раз – неожиданно все началось. Это есть, и я рада, что это есть, потому что для меня это роль не совсем из того репертуара, что я обычно исполняю в кино, чему я несказанно рада. Потому что в основном мне достаются героини совершенно не такие, как там, в 1943 году. Комиссарша – абсолютно жесткая, принципиальная, в какой-то степени даже сухая, идейно заряженная женщина, перед которой стоит выбор – что важнее: сын или Отечество. При условии, что человек живет идеей только о победе.

– В нескольких интервью разных лет вы повторяете, что устали от амплуа русской женщины.

– Сейчас все поменялось. И в театре благо переменились роли. Горизонты расширились. Я сама себе их расширила, ведь все у нас в сознании живет. Прежде у меня было сознание другое и роли были соответствующие. Сейчас я немного пошире открыла форточки, поэтому и предложения стали приходить соответствующие. Все – у нас в голове. Надо правильный импульс посылать.

– В год у вас одна-две премьеры в театре и пять-шесть проектов в кино и на телевидении. Это осознанный выбор в пользу работы в кадре?

– Так получается: в театре меня меньше занимают. Все равно так или иначе моя занятость в кино подстраивается под работу в театре. “Dreamworks”, например, очень неожиданно образовался, когда у меня были запланированы съемки. И съемки пришлось переносить. Люди пошли мне навстречу, перенесли, ждали меня месяца полтора. Когда так удается сделать, это вообще прекрасно. Просто нужно смотреть, взвешивать – что нужнее, что интереснее.

– Как вы попали в «Dreamworks* *Мечтасбывается»?

– По приглашению Виктора Рыжакова. В театре была запланирована одна пьеса Вырыпаева, но так получилось, что Ваня не успел дописать ее к условленному сроку. А планы в театре уже были составлены, деваться некуда. Поэтому Рыжаков стал быстро придумывать, чем заменить. И вспомнил про написанную пять лет назад пьесу “Dreamworks”, которую он давно уже хотел поставить.

– Автор приходил на репетиции?

– Да, он приходил к нам на одну встречу. Рассказывал, как он сам видит свою пьесу, на что это все, по его мнению, должно быть похоже, как это нужно играть. Я, кстати сказать, не всегда была согласна – ни с его мнением, ни с мнением Рыжакова. (Смеется.)

– Что именно вам кажется неправильным?

– Предполагается, что это такого типа театр, когда артист не присваивает себе текст. Не знаю, как это объяснить, это показывать нужно, я ведь артистка психологического театра, в другой традиции воспитана. Поэтому стараюсь, как обучена, материал пропускать через себя. А здесь этого не надо делать. Формально это называется словом «исполнение». Но я просто не умею так. Я, видимо, не настолько смелая, чтобы взять и нырнуть туда, в этот новый театр, с головой.

– Интересно, что ровно 100 лет назад этот конфликт между формальным театром и театром психологическим стоял так же остро. Александр Таиров тогда предложил стремление к золотой середине, которую называл театром «эмоционально-насыщенных форм».

– Вот. Даже в формальном театре, где режиссер выстраивает жесткий рисунок, артист должен все равно свой образ наполнить. Материал в конечном итоге должен стать на сто процентов присвоенным, как будто его собственным. Может, можно и иначе, но я не знаю пока как, пока не получалось. Поэтому я действую своими какими-то методами, иду своей дорогой, которая не всегда совпадает с тем, чего хочет режиссер.

– Вы окончили Нижегородское театральное училище, потом ГИТИС. Играли в спектаклях Петра Фоменко и Миндаугаса Карбаускиса, снимались у Станислава Говорухина и Алексея Учителя. Из всего многообразия мастеров вы выделяете для себя одного главного наставника?

– Люди, у кого я училась, – мои учителя. Это и Богомазов Василий Федорович, и Анатолий Захаров в Нижнем Новгороде. Это, конечно, Петр Наумович Фоменко и, конечно, Сергей Женовач; конечно, Евгений Каменькович – все-все педагоги, но это неполный список! Потому что все режиссеры, все без исключения, с кем я работала, – это тоже для меня учителя. Десять лет назад снимаюсь у Говорухина в кино, он выставляет крупный план и говорит: «О, Пегова, да ты не умеешь крупный план играть!» И я начинаю понимать, пытаюсь почувствовать, как это работает. От каждого мастера ты что-то берешь. И Рыжаков мой учитель, и Писарев, и Миша Станкевич, и Карбаускис – ну все, с кем я работала, мои учителя.

– Метод Рыжакова – это одно, Фоменко – совсем другое и Карбаускиса – третье. Есть какой-то тип театра, атмосфера которого вам ближе?

– Конечно, это «Мастерская Петра Фоменко». И старая «Табакерка» – один из идеальных театров. В «Табакерке» у меня всего было четыре названия в репертуаре, сейчас два осталось, и еще, дай Бог, будет. Это – театр, в котором мне комфортно существовать. Для меня важно направление репертуара. Мне сейчас очень нравится, как развивается Театр имени Маяковского, в какую сторону он идет.

– В прошедшем сезоне трудно было не заметить капитальный крен в сторону всего женского. «Русский роман» в Театре им. Маяковского, «Кира Георгиевна» в Студии театрального искусства, «Психоз» в Электротеатре Станиславский. Совсем разные и одинаково мощные события, в центре каждого из которых – женская роль, женская трагедия, женская природа. Вы как обладательница двух «Золотых масок» за лучшие женские роли ощущаете какие-то перемены в воздухе?

– Безусловно! И мне это, с одной стороны, очень нравится, а с другой – я понимаю, что никогда так не было и, значит, что-то пошло не так. Мир меняется, женщина сейчас рулит всем и везде. Женщина сильнее мужчины, женщина зарабатывает не меньше. Это ужасно! И, к сожалению, необратимо. Как только женщины надели мужские костюмы, начали на равных решать глобальные вопросы – все: их не остановить. И это очень увлекательно, я сама являюсь такой женщиной, самостоятельной, которая сама себя обеспечивает полностью, ни от кого не зависит и прекрасно себя при этом чувствует. Но это не дает счастья и правильности развития мира. Я ведь воспитывалась в традиционной семье, где были и мама, и папа, где папа – глава семьи, притом что мама одновременно работала на трех работах, старалась зарабатывать, то есть уже тогда наметился перекос. Еще чуть раньше, у бабушки, все было совсем правильно: женщина сидит дома, воспитывает своих пятерых детей, не работает, а мужчина – капитан этого корабля. А сейчас я одна сама воспитываю ребенка. И моя дочь видит, что мама – это такая лошадь, которая работает и вообще все делает сама. И она будет строить свою семью, не имея в виду, что рядом непременно должен быть муж, который за нее должен решать всякие проблемы. Это, мне кажется, в корне неправильно. Я понимаю, что равенство прав очень важно, и я сама рада, что я ни от кого не завишу, не должна ни перед кем отчитываться, чувствую себя свободной, счастливой и всемогущей. Но чувствую во всем этом какую-то глобальную неправильность.

– Ваша героиня в “Dreamworks” Салли хлещет виски, грязно выражается и в конце концов вообще убивает мужа. Есть в ней хоть что-то от вас, человека дружелюбного и, насколько я понимаю, ведущего здоровый образ жизни?

– Ну понятно же, что это утрированный образ. Признаюсь, я ненавидела эту героиню. Не хотела ее играть категорически! До последнего была уверена, что Рыжаков меня как-то сольет, скажет, что это не моя роль, потому что это, как мне казалось, очевидно. Но нет, он только повторял: «Это твоя роль!» Я не могла с этим смириться. Мне казалось, что все это так просто, так неинтересно, так лобово, прямолинейно. А потом вдруг что-то перемкнуло – и я начала получать удовольствие. Меня теперь безумно прет играть эту роль. Не в смысле, что мне нравится, как я играю, – мне безумно нравится существовать в шкуре этой женщины.

– Что же такое перемкнуло?

– Во-первых, это важная переходная роль. Для женщин, артисток, это очень сложный момент – переход из молодости во взрослость. Это трудный переход, особенно у лирических героинь, не касаемо характерных артисток. И мне кажется, что роль Салли – это одна из моих ролей этого перехода, которые у меня случились. Я из одного качества перешла в другое. Я же не могу вечно играть Соню в «Дяде Ване» и Царь-девицу в «Коньке-Горбунке». И я это в какой-то момент очень хорошо почувствовала, и меня прям понесло! Поэтому я выбрала себе такой низкий голос, чтобы усилить этот образ независимой женщины, одной из тех, о которых мы только что говорили, – самостоятельной, которая может сама за себя все решать, которая зарабатывает кучу денег, лучше всех знает, как надо жить, и уверенно правит миром. И вообще, мужа надо спасать. А чтобы он окончательно не погряз во всем этом бессмысленном существовании, конечно, его нужно убить. Конечно, из любви. (Смеется.)

– Вам ведь наверняка уже поступали предложения преподавать?

– Был однажды случай, небольшой разговор с Олегом Павловичем Табаковым. И так, вскользь. Я тогда сказала категорически нет, потому что я не могу это делать. Поэтому тот разговор довольно быстро сам собой растворился. Я не тот человек, который кого-то может чему-то научить. Было еще пару случаев, когда ко мне за помощью обращались абитуриенты, просили помочь их подготовить к поступлению на актерский. Я сразу предупреждаю: я не умею этого делать. Сама я, как правило, играю, полагаясь на интуицию. Интуитивно – я не технарь, я не знаю законов, по которым существует театр. Клянусь: не знаю! Скажут мне: «Вот напиши-ка нам, как ты играешь?» – я не знаю! Ничего не напишу, ничего не скажу. Могу только как-то этак, чутьем своим, с помощью режиссера создать роль – только так.

– Какими качествами должен обладать идеальный артист?

– О, в этом списке очень много пунктов, и все они исключают друг друга. Первый – дисциплина. Второй – абсолютная безбашенность, полная свобода, оголенный нерв, что с дисциплиной, как вы понимаете, никак не вяжется. Это взаимоисключающие качества, которые должен каким-то непостижимым образом сочетать в себе человек.

– А с точки зрения мастерства? Должен артист владеть телом, голосом, энергией?

– Это же само собой. Это мы все в школе приобретаем. А если он чего-то не умеет, ему не надо работать в театре. Я категорически против задействования людей с улиц просто из-за типажа. В кино с этим проще, если работают хороший оператор и хороший режиссер. Можно взять любое человеческое лицо и снять про него историю. Я против таких методов, но это можно сделать. В театре – нет, я этого не понимаю. Ну очень уж мало таких примеров, когда пришел человек со стороны и всех победил. Актерское мастерство состоит из навыков, которым нужно учиться, и, если уж ты пошел по этому пути, ты должен уметь все. Для меня идеальный артист – тот, который умеет играть все, владеть любым жанром. И, конечно, артист должен быть человеком с большой буквы, потому что не всякий сможет сыграть широту души. Понимаете? Как это ни банально, личность должна быть. Хотя есть примеры, когда человек вроде бы ничего из себя не представляет, но может играть так, что мама дорогая, когда в жизни человек – серая мышь, а на сцене – король или королева! Знаю несколько таких артистов. Я обожаю такие случаи! Но это исключения. Актер должен быть внутренне богат, образован, скромен. Но в то же время распущен! И вот как это совместить?! Но мы же говорим об исключительном, идеальном актере. Потому что нельзя сыграть казака, если в тебе нет этой внутренней широты. Невозможно сыграть Катерину в «Грозе», если ты относишься к жизни не так, как она. Если ты себя не любишь, не ценишь, не чувствуешь в себе этой силы – не сыграешь. На собственном примере я знаю, что роли помогают найти в себе те качества, которых у меня, казалось, нет. То есть я сижу такая вся закомплексованная, никому не нужная, гноблю себя по страшному, а роль вдруг попадается отвязная и самоуверенная – и эти качества сами собой переходят от роли ко мне. Я становлюсь такой в жизни! (Смеется.) Что вы думаете, я такая наглая сейчас сижу, так громко с вами разговариваю? Это все Салли, это Комиссарша. И главное, что одна роль вытекает из другой и одна другой помогает. Год назад я не могла даже и представить такого – пройти пробы и играть Комиссаршу. Невозможно. И только с течением года после трех месяцев репетиций Салли во мне поселяется другой голос, другая сила – и я готова играть Комиссаршу. Артист сам себя создает своими ролями.

– А как вы планируете создавать себя дальше, какими ролями?

– Сейчас я дожила до такого момента, когда поняла, что могу сама себе выбрать материал. Почувствовала в себе силы, возможность и желание. Выбрала два материала, которые, я надеюсь, скоро получат жизнь. Выбрала и жанр, и историю, и режиссера, и принесла все это в театр. Тут надо сказать, что в прошлом году я участвовала в телевизионном шоу «Танцы со звездами». Был период, когда меня уговаривали на эту передачу. И я села думать: зачем мне это нужно, что мне это даст и так далее. И придумала, что полезного я могу для себя из всего этого извлечь, и нырнула туда. И получила больше, чем предполагала! Я ведь на самом деле человек очень неуверенный в себе. Через раз слезы после спектакля, что я бездарная артистка, что я все не так делаю. Я понимаю, что это может показаться пустыми словами, что это ненужные никому переживания, самоедство. И в тот момент я от этого избавилась. Таким вот странным образом! Эта передача дала мне очень много веры в себя, любви к себе. Поэтому я теперь очень хочу танцевать. И поэтому будем делать пластический спектакль. Не совсем такой, как сейчас все это делают. С очень хорошим материалом, с очень хорошим хореографом – Аллой Михайловной Сигаловой. Ну вот, не хотела раньше времени говорить и почти все уже рассказала. Надеюсь, что это будет, очень этого хочу, и очень давно. И второй материал – в сторону старого доброго психологического театра. Так я выстраиваю свою жизнь. Актеры – зависимые люди. А тут появилась возможность самостоятельно влиять на процесс. Все рано или поздно к этому приходят, всему свое время. И вот для меня оно, кажется, пришло.

Интервью опубликовано в журнале «Театральная афиша» № 8, 2016 г.
2016
«Высокий идеал московских всех мужей» — из будущего, Анжелика Заозерская, Вечерняя Москва, 31.12.2016
Механика любви, Алина Артес, Wecherom.ru, 30.12.2016
350Сентрал-парк Вест, Наталья Витвицкая, Ваш досуг, 26.12.2016
Артём Волобуев: «Для меня дуракаваляние стало работой», Полина Колесниченко, Аргументы и факты, 17.12.2016
Богомолов поставил в МХТ Вуди Аллена, Марина Райкина, Московский комсомолец, 13.12.2016
РАМТ поздравил своего патриарха, Елена Владимирова, Театрал, 13.12.2016
Вуди Аллен идеален, или Звезды без одеял, Кристина Матвиенко, Газета.ru, 13.12.2016
«Театральный роман» в семи экземплярах, Зоя Игумнова, Известия, 9.12.2016
Дмитрий Назаров в программе «Главная роль», Юлиан Макаров, телеканал «Культура», 5.12.2016
Вудиальный театр, Вячеслав Суриков, Эксперт, 5.12.2016
«В отчаянной попытке остаться вдовой», Анна Банасюкевич, Lenta.ru, 5.12.2016
Любовь и измены без всякого хулиганства, Борис Войцеховский, Вечерняя Москва, 4.12.2016
«Афиша»: фильм «Союзники» и спектакль «Сентрал Парк-Вест», видеосюжет телеканала «Москва 24», 1.12.2016
На что сходить в театр в декабре, Кристина Матвиенко, Газета.ru, 1.12.2016
Марина Зудина в программе «Главная роль», телеканал «Культура», 28.11.2016
Главная премьера ноября в МХТ им. Чехова, видеосюжет телеканала «Дождь», 28.11.2016
Вуди Аллен и Константин Богомолов. Что-то будет, Ольга Демченко, Евгений Чесноков, Русский блоггер, 26.11.2016
В МХТ им. Чехова покажут спектакль по Вуди Аллену, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 25.11.2016
«МК» вручил театральную премию лучшим актерам и режиссерам России, Александр Мельман, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 23.11.2016
Вечно молодой, Людмила Прохорова, Ревизор, 21.11.2016
Театральная премия «МК» собирает лучших, Московский комсомолец, 20.11.2016
«Лёха» — спектакль длиною в жизнь, Наталья Анисимова, Столичный информационный портал «ЯМосква», 19.11.2016
Юлия Поспелова: «В театре можно всё», Юлия Шумова, конкурс новой драматургии «Ремарка», 15.11.2016
«Москва 24» о премьере «Спящего принца», видеосюжет телеканала «Москва 24», 14.11.2016
Бал Воланда в прямом эфире, Андрей Васянин, Российская газета, 10.11.2016
Театральный педагог с большой буквы, Оксана Полякова, Вечерняя Москва, 10.11.2016
В МХТ им. Чехова вручили памятных «Чаек» сотрудникам театра, видеосюжет телеканала «Культура», 28.10.2016
А чайка — награда за верность, решили театральные актеры, Борис Войцеховский, Вечерняя Москва, 28.10.2016
Филипп Янковский в программе «На ночь глядя», Борис Берман, Ильдар Жандарев, Первый канал, 26.10.2016
Биография Владимира Кашпура, РИА Новости, 26.10.2016
Что движет светилами, Марина Токарева, Новая газета, 24.10.2016
Сквозь розовые очки, Елена Федоренко, Культура, 19.10.2016
«Dreamworks. Мечта сбывается» в МХТ имени Чехова, Эвелина Гурецкая, The Hollywood Reporter Russia, 18.10.2016
Купеческий сын. От Алексеева к Станиславскому, Татьяна Басова, Super Стиль, 14.10.2016
На сцене МХТ им. А. П. Чехова расцвел розарий, Наталия Козлова, Мир женской политики, 12.10.2016
С «Домом» как к себе домой!, Юлия Миленькая, Литер (Казахстан), 4.10.2016
Большие гастроли, Ксения Евдокименко, Время (Казахстан), 4.10.2016
Театр должен действовать на воображение, а не на нервы, Ульяна Фатьянова, Радиоточка (Казахстан), 4.10.2016
Ирина Пегова: «Артист сам себя создает своими ролями», Алексей Киселев , Театральная афиша, 3.10.2016
Театральный фестиваль Tolstoy Weekend. Как это было, видеосюжет канала «ТелеТула», 3.10.2016
У каждого должен быть «Дом», Ульяна Фатьянова, Радиоточка (Казахстан), 3.10.2016
В МХТ имени Чехова наступила весна, Дарья Лабутина, Татьянин день, 30.09.2016
Мюзикл для «первой леди» английской литературы, Анжелика Заозерская, Вечерняя Москва, 26.09.2016
Белогорье встречает лучших актеров России, Любовь Лебедина, Трибуна, 25.09.2016
Тигр из «Табакерки», Елена Дьякова, Новая газета, 19.09.2016
Как в зеркале жизни, Юлия Владимирова, Наш Красноярский край, 11.09.2016
Сергей Безруков выиграл велогонку среди артистов, Дарья Хальзова, Комсомольская правда, 11.09.2016
В Ясной Поляне Пореченков увидел тень Толстого, Елена Шулепова, Российская газета, 10.09.2016
Театр, который исполняет желания, Дарья Лабутина, Татьянин день, 9.09.2016
В мэрии вручили ежегодную премию Москвы 29 деятелям культуры, агентство городских новостей «Москва», 8.09.2016
Олег Табаков: «Грешно не верить…», Сергей Грачев, Аргументы и факты, 7.09.2016
На сборе труппы в МХТ Табаков удивил всех, видеосюжет телеканала «Мир 24», 4.09.2016
МХТ открывает 119-ый театральный сезон, Мир женской политики, 3.09.2016
Фотопроект «Город на память». МХТ имени Чехова, Евгений Чесноков, Столичный информационный портал, 2.09.2016
Константин Богомолов сменил имидж ради пьесы Вуди Аллена, ИА Национальная служба новостей, 31.08.2016
Табаков примерит китель губернатора, Зоя Игумнова, Известия, 31.08.2016
МХТ им. Чехова открывает 119-й сезон, видеосюжет телеканала «Культура», 30.08.2016
Открытие сезона в МХТ превратилось в моноспектакль, Марина Райкина, Московский комсомолец, 30.08.2016
В театре Маяковского и МХТ им. Чехова прошли сборы трупп, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 30.08.2016
Террариум единомышленников, Александр Малюгин, Аргументы недели, 25.08.2016
В СССР его «прокляли и забыли», Дмитрий Суворов, Уральский рабочий, 24.08.2016
Русский Де Ниро, Ольга Стопинская, vesti.lv, 23.08.2016
Новый театральный сезон вступает в борьбу за зрителя, Марина Райкина, Московский комсомолец, 18.08.2016
Олег Табаков сегодня отмечает свой 81-й день рождения, Елена Милиенко, Новые известия, 17.08.2016
Юрий Стоянов: «Я прятался от Табакова», Виктор Борзенко, Театрал, 17.08.2016
Олег Табаков: 80+1, Известия, 17.08.2016
Театр рождается по необходимости, Александр Малюгин, Аргументы недели, 11.08.2016
Николай Чиндяйкин: «Здесь осталась часть моего сердца», Маргарита Зиангирова, Омская правда, 9.08.2016
Игорь Миркурбанов: «Удивить меня трудно», Елена Тришина, Театрал, 7.08.2016
В Москве стартует новый театральный сезон, видеосюжет Первого канала, 4.08.2016
Олег Ефремов и театральная Москва, Григорий Заславский, Римма Кречетова, радио «Вести FM», 23.07.2016
Пазл из слоновой кости, Ольга Федянина, Коммерсантъ, 22.07.2016
Почему Алексей Варламов считает Булгакова и Алексея Толстого антиподами, Елизавета Вознесенская, Российская газета, 7.07.2016
Эскиз спектакля «Зулейха открывает глаза» представлен в МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 5.07.2016
Интервью с Инной Сухорецкой, Мила Денёва, Open minded people, 1.07.2016
«Зулейха открывает глаза» на сцене и на экране, Ренат Гадельшин, Московский комсомолец (Казань), 30.06.2016
«МК» подводит итоги театрального сезона, Марина Райкина, Московский комсомолец, 30.06.2016
…В себе на ощупь ищет солнце, Алексия Мелевская, Аргументы недели, 30.06.2016
Дарья Юрская в программе «Звонят, откройте дверь!», Московский образовательный интернет-канал, 29.06.2016
Катарсис от московских гостей, Татьяна Смирнова, Курск сегодня, 28.06.2016
В Курске – пролетная… чайка!, Городские известия, 25.06.2016
В Школе-студии МХАТ выпускникам вручили дипломы, видеосюжет телеканала «Культура», 24.06.2016
Бандерас для небедных, Евгения Заболотских, Гудок, 24.06.2016
МХТ имени Чехова — в Курске, видеосюжет телерадиокомпании «Сейм» (Курск), 23.06.2016
Большие гастроли, видеосюжет ГТРК «Курск», 23.06.2016
Игорь Золотовицкий: «С каждым годом всё труднее находить звёзд», Анжелика Заозерская, Вечерняя Москва, 19.06.2016
Рецензия: «Макбет», Наталья Витвицкая, Ваш досуг, 16.06.2016
И народные артисты, и артисты «из народа», Виктор Борзенко, Театрал, 13.06.2016
Человек на поводке у судьбы, Анастасия Вильчи, Index-art, 9.06.2016
«Такое дело есть — любить», Анастасия Скорондаева, Российская газета, 3.06.2016
«Ночь поэзии» прошла в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 2.06.2016
Черешня для избранных, Элеонора Лукьянова, Вечерняя Москва, 31.05.2016
Марина Давыдова — Олегу Табакову, Марина Давыдова, Colta.ru, 31.05.2016
Фестиваль «Радуга» продемонстрировал многоцветье современного театра, Екатерина Данилова, Страницы Воронежской Культуры, 29.05.2016
Дмитрий Брусникин: «Театр-дом – это внутреннее понятие», Мария Третьякова, Экран и сцена, 28.05.2016
Человек чувствующий, Мария Хализева, Экран и сцена, 28.05.2016
Макбет начинает и проигрывает, Светлана Наборщикова, Известия, 25.05.2016
Виктор Рыжаков в программе «Главная роль», телеканал «Культура», 23.05.2016
Интервью с композитором Игорем Вдовиным, Иван Ивашкин, Open minded people, 22.05.2016
Магический МХТ: путешествие в закулисье, Ольга Григорьева, Театральный буфет, 22.05.2016
“Dreamworks”, Наталья Витвицкая, Ваш досуг, 19.05.2016
На петербургском фестивале «Радуга» на сцену вышли московские «Бунтари», видеосюжет телекомпании НТВ (Санкт-Петербург), 19.05.2016
«Радуга» окрасилась в цвета бунтарства, Евгений Авраменко, Известия, 18.05.2016
Удивлять зрителей? Всегда готовы!, Елена Добрякова, Вечерний Петербург, 17.05.2016
«Призрачно всё в этом мире бушующем…», Юлия Бурулёва, World Podium, 15.05.2016
Великий и неповторимый Станиславский, Григорий Заславский, Римма Кречетова, радио «Вести ФМ», 14.05.2016
“Dreamworks”: мечтайте, пока мечтается, видеосюжет телеканала «Мир 24», 14.05.2016
Интервью с режиссером Виктором Рыжаковым, Владислав Флярковский, видеосюжет телеканала «Культура», 14.05.2016
Dream иногда works, Нина Агишева, Сноб, 14.05.2016
«Афиша»: «Angry Birds в кино» и “Dreamworks” в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Москва 24», 13.05.2016
«Радугу» в Питере откроют московские «Бунтари», Елена Добрякова, Мой район (Санкт-Петербург), 13.05.2016
На потребу реплики, Роман Должанский, Коммерсантъ, 13.05.2016
То ли девушка, а то ли виденье, Ирина Корнеева, Российская газета, 12.05.2016
Мечтоносец, Елена Жихарева, Русский пионер, 12.05.2016
Любил Москву как женщину, Александр Васькин, Независимая газета, 12.05.2016
Мечта сбывается и не сбывается, любовь приходит к нам порой не та…, Евгений Чесноков, Столичный информационный портал, 11.05.2016
В ТЮЗе будет РАДУГА, Экстраблог.РФ, 28.04.2016
«Макбет» — трагедия власти, Марина Эратова, Закулисье, 28.04.2016
Зрителю нужна интонация, Елена Захарук, Саратовская панорама, 27.04.2016
О музыканте-ремесленнике и контрабасе, Александр Лобецкий, РИАСАР (Саратов), 26.04.2016
В «Киномаксе» начали транслировать столичные спектакли, Марина Сурикова, Телефакт (Челябинск), 25.04.2016
Юрий Стоянов: «В театр нельзя „забежать“, Александр Лобецкий, РИАСАР (Саратов), 22.04.2016
В Саратове начались гастроли МХТ, Саратовские областные новости, 21.04.2016
Алексей Кравченко в программе «Главная роль», Юлиан Макаров, телеканал «Культура», 19.04.2016
«Макбет свободен только на поле боя», Зоя Игумнова, Известия, 19.04.2016
Нина Гуляева отмечает юбилей, Татьяна Петренко, Театрал, 18.04.2016
Поздравления с юбилеем принимает Нина Гуляева, видеосюжет телеканала «Культура», 18.04.2016
Весна театральная, Коммерсантъ, 12.04.2016
Александр Семчев: «Я знаю, как набрать вес», Екатерина Смирнова, Тверской информационный портал, 8.04.2016
Трикстер нашего времени, Валерия Турецкая, startup.ru, 6.04.2016
Режиссер Марина Брусникина: «Человек не меняется вообще», Светлана Полякова, Новые известия, 4.04.2016
МХТ имени Чехова привез в Петербург сразу три премьеры, видеосюжет телекомпании НТВ (Санкт-Петербург), 1.04.2016
«Бунтари». Коллаж, Валерия Новокрещенова, Rara Avis. Открытая критика, 31.03.2016
Хабенский с контрабасом продолжит гастроли МХТ, Андрей Пронин, Фонтанка.ру, 31.03.2016
МХТ покажет в Петербурге обновленный хит № 13D, Андрей Пронин, Фонтанка.ру, 31.03.2016
Савва Морозов: созидать или разрушать?, Лариса Михайлова, Великая эпоха, 28.03.2016
Москва и Петербург обменялись театрами, Светлана Мазурова, Российская газета, 27.03.2016
13 вопросов для Софьи Райзман, Пресс-служба МХТ, 25.03.2016
Олег Табаков вручил именную премию, видеосюжет телеканала «РЕН-ТВ», 24.03.2016
Служебный вход в жизнь театра, Александр Андриевич, Geometria.ru, 24.03.2016
Олег Табаков вручил именную премию, Ксения Коробейникова, Московский комсомолец, 24.03.2016
«Космический» зал в Камергерском, Екатерина Шакшина, Вечерний Екатеринбург, 22.03.2016
ВОС/ПОМИНАНИЕ, Эмилия Деменцова, Театрон, 22.03.2016
8 вопросов для Валерия Трошина, Пресс-служба МХТ, 15.03.2016
Ольга Яковлева отмечает юбилей, видеосюжет телеканала «Культура», 14.03.2016
Сказки старой Малой Бронной, Вадим Гаевский, Экран и сцена, 14.03.2016
Актриса Ольга Яковлева отмечает сегодня свой юбилей, Ольга Серегина, Новые известия, 14.03.2016
Владимир и Ия, Антон Орехъ, радио «Эхо Москвы», 12.03.2016
Ольга Яковлева. Первая скрипка ансамбля, Ольга Егошина, Театральная афиша, 12.03.2016
Суждены им благие порывы, Ольга Фукс, Экран и сцена, 11.03.2016
МХАТ: от Станиславского и Немировича-Данченко до Ефремова, Григорий Заславский, Борис Любимов, радио «Вести ФМ», 5.03.2016
На Малой сцене МХТ поставили комедию об одиночестве, видеосюжет телеканала «Культура», 4.03.2016
Марина Брусникина в программе «Главная роль», Юлиан Макаров, телеканал «Культура», 3.03.2016
«Ничего себе звезда, которая стоит в очереди за рыбой!..», Елена Константинова, Свободная пресса, 2.03.2016
Извините, я еду к вам, Нелли Проторская, Диалог культур, 2.03.2016
Талант и добросердечие Ии Саввиной, Михаил Захарчук, Столетие, 2.03.2016
Исполнилось 80 лет со дня рождения Ии Саввиной, видеосюжет телеканала «Культура», 2.03.2016
Биография Ии Саввиной, РИА Новости, 2.03.2016
Материнская доля большой актрисы, Николай Старых, Коммуна (Воронеж), 1.03.2016
К юбилею Ольги Яковлевой, телеканал «Культура», 1.03.2016
Анатолий Белый в программе «Линия жизни», телеканал «Культура», 29.02.2016
Пьянящая свобода бунта, Лариса Каневская, Театральный мир, № 2, 26.02.2016
Константин Хабенский в программе «На ночь глядя», Борис Берман, Ильдар Жандарев, Первый канал, 25.02.2016
«Телефон доверия». МХТ им. А. П. Чехова, Полина Тихонова, World Podium, 24.02.2016
80 лет со дня рождения Ии Саввиной, телеканал «Культура», 24.02.2016
Павел Ващилин: «Театр начинается с режиссера», Камилла Конвэй, Планета Красота, № 1-2, 20.02.2016
Юрий Бутусов в программе «Линия жизни», телеканал «Культура», 19.02.2016
Бунтари: Мама, это рок-н-ролл, Екатерина Балуева, Субкультура, 19.02.2016
Наталья Тенякова в программе «На ночь глядя», Борис Берман, Ильдар Жандарев, Первый канал, 19.02.2016
Театр рвется на экраны, Вечерняя Москва, 15.02.2016
В МХТ состоялся юбилейный вечер Марины Брусникиной, видеосюжет телеканала «Культура», 15.02.2016
Ещё нет, Александр Журов, блог журнала «Новый мир», 13.02.2016
Бунтари, Наталья Витвицкая, Ваш досуг, 9.02.2016
Виктор Хориняк: «Я был тронут добротой детей в Подмосковье», Денис Сутыка, Подмосковье сегодня, 29.01.2016
Так захотелось выпить…, Лариса Каневская, Театральный мир, № 1, 28.01.2016
Фокус удался, Лариса Каневская, Театральный мир, № 1, 28.01.2016
16 вопросов для Наташи Швец, Пресс-служба МХТ, 26.01.2016
«Достоевский» Богомолова, Света Анош, Театрон, 25.01.2016
Бунтарская премьера, видеосюжет телеканала «Мир 24», 23.01.2016
Афиша: спектакль «Бунтари» в МХТ, видеосюжет телеканала «Москва 24», 23.01.2016
Деревня дураков, Анастасия Вильчи, Index-art, 21.01.2016
Игорь Миркурбанов: «Если я буду жалеть себя, я обворую вас», Алла Шендерова, Театральная афиша, 20.01.2016
Алла Тарасова. Загадочная королева сцены, Мария Морозова, SuperStyle, 20.01.2016
Анатомия протеста, Антон Хитров, Colta.ru, 20.01.2016
Рок-н-ролл жив — «Бунтари» в МХТ им. А. П. Чехова, Софья Ефимова, Театральный буфет, 18.01.2016
13 вопросов для Нины Гусевой, Пресс-служба МХТ, 18.01.2016
Клуб веселых и народнических, Роман Должанский, Коммерсантъ, 18.01.2016
Трэш-водевиль с мушкетерами, Ирина Шведова, Московская правда, 15.01.2016
Биография Евгении Ханаевой, РИА Новости, 2.01.2016