| Ностальгия по несбывшемусяТатьяна Филиппова, Театральная афиша столицы, № 1, 29.01.2019 Человек из рыбы – это пугающий персонаж, приснившийся восьмилетней Одри накануне того дня, когда за ней внезапно приходят представители органов опеки, чтобы увести с собой. Словно Песочный человек Гофмана, он предвещает опасность, но исходящую не из внутреннего мира, как у немецкого романтика, а из внешнего, от которого обитатели квартиры на Караванной пытаются всячески отгородиться. Человек из рыбы появляется лишь в финале, а сюжет в целом напоминает уже не гофмановские рассказы, а пьесы Чехова, которые режиссер Юрий Бутусов переставил, кажется, все: люди говорят, поют и даже танцуют, в то время как их судьбы рушатся. Француз Бенуа (Андрей Бурковский) поселившийся в питерской коммуналке на время стажировки, здесь в роли Лопахина: «Надо же что-то делать, друзья». Все герои этой истории – обитатели хипстерской коммуны и филологи, пусть кому-то из них и приходится заниматься не литературой, а продажей квартир, поэтому в диалогах то и дело возникают то Набоков, то Бродский, а то и Шпенглер. Квартира на Караванной – образ из булгаковского «Бега»: о снеге на Караванной, как об утерянном счастье, говорят у Булгакова русские эмигранты. Этот легкий как мечта снег у Бутусова превращается в воду, по которой бредет человек со свечой в руке (хрестоматийная сцена из «Ностальгии» Тарковского становится прологом к спектаклю). Из этой стоячей воды, льющейся, хлещущей и, в конце концов, протухшей и появляется «человек из рыбы», которого девочка Одри, которая все понимает про взрослую жизнь, хотела бы никогда не увидеть. Спектакль Бутусова – о русской ностальгии, превратившейся в тоску о том, чего уже давно нет. «Наша родина погибла до нашего рождения», говорит Григорий Дробужинский, один из четырех жителей хипстерской коммуны (Артем Быстров). О том, как жить, если нет и надежды (не случайно Юльку, сбежавшую от любви в Пермь и вернувшуюся на Караванную, у Бутусова играет Елизавета Янковская, прямая родственница человека, которого весь мир запомнил по эпизоду с горящей свечой из «Ностальгии»). И о поколении тридцатилетних, которым досталась жизнь в эпоху репостмодерна, когда любые лозунги, фразы и высказывания превращаются в мыльные пузыри.Убитая душа, Ирина Шведова, Московская правда, 18.12.2019 | |