| Армэн Арушанян: «Анатэма – шикарный материал для кино»Александра Машукова, 1.11.2019
Армэн Арушанян – постоянный участник мхатовского проекта «Память места», но роль Анатэмы для него – особый случай: во-первых, главная, а во-вторых – уж очень это сложная задача: сыграть князя тьмы, пусть даже в читке. В пьесе Леонида Андреева, написанной в 1909 году, Анатэма – падший ангел, подобный Люциферу – страдает у закрытых для него небесных врат. Тогда он спускается на землю, чтобы искушать людей. Накануне театрализованной читки «Анатэмы», которая состоится 3 ноября на Малой сцене театра, – несколько вопросов Армэну Арушаняну.
– Знаменитые фотографии Качалова в гриме Анатэмы настраивают на то, что это мрачная, торжественная, символистская история. А когда читаешь пьесу, понимаешь, что есть в ней и юмор. И в вашем герое тоже. Собираетесь делать акцент на этом?
– Обязательно. Дело в том, что Анатэма – яркий лицедей, многоликий, очень разный. Непонятно, то ли у него фига в кармане, и, появившись в земном мире, он провоцирует людей, то ли он искренен. С профессиональной точки зрения это отличное поле для творчества. Юмор в пьесе Андреева действительно есть, и Марина Станиславовна Брусникина слышит эту комическую интонацию и вытаскивает ее на репетиции. Мы стараемся найти баланс, переходя от читки к театральному представлению и обратно, чтобы и внимание зрителя держалось, и смысл не потерялся. И еще нам важно показать музыкальность этого текста.
– Анатэма – ваш первый инфернальный персонаж. А вы сами, как зритель, любите истории, в которых действуют темные силы?
– Если это сделано талантливо, с иронией, если за всем этим стоит какая-то мысль, то очень люблю. Например, история про Гарри Поттера. И написано гениально, и снято прекрасно!
– Как вы относитесь к известной фразе из «Фауста» «Я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо»? Это тоже про Анатэму?
– Зависит от угла зрения. В свое время пьесу запрещали, считали ее антихристианской. Но есть и другой взгляд: это богоискательская пьеса. Я именно так и почувствовал. Главное в этой пьесе – вопрос самого Леонида Андреева о смысле жизни, который он задает через Анатэму. Ведь Анатэма постоянно обращается к кому-то наверху: «Где истина? Где истина?.. Есть ли Ты? Где Ты? Отзовись! Почему Ты молчишь?» Мне кажется, это не столько персонаж, сколько состояние предельного отчаяния, тупика, в котором в какой-то момент жизни оказывается человек. Когда ты попадаешь в тупик, тогда и появляются эти вопросы. А ответы, как правило, приходят позже, когда наступает покой. На мой взгляд, «Анатэма» Андреева передает состояние, которое понятно каждому человеку. Поэтому ты и подключаешься к этой истории, поэтому она так волнует. В какой-то степени Анатэма – как Джокер. Я уверен, что пьеса Леонида Андреева – шикарный материал для кино!Убитая душа, Ирина Шведова, Московская правда, 18.12.2019 | |