| Невероятно, но факт: Раиса Максимова играет в театре 73 года и 90-летие встречает на сценеНина Суслович, 2.11.2019
Раиса Викторовна Максимова на сцене с 1946 года. В Саратовский театр драмы она поступила без всякого специального образования в 17 лет, в ее трудовой книжке так и написали: «несовершеннолетняя». Ей с самого начала повезло: советская драматургия с ее ходульными персонажами благоразумно обошлась без этой красивой и яркой девочки, зато Джульетта, Изольда, Беатриче пришлись впору – эти роли юная актриса сыграла уже в саратовском ТЮЗе. Шесть лет спустя она стала студенткой Школы-студии МХАТ, поступив на знаменитый курс Павла Массальского, который разом набрал к себе будущих «звезд» российского театра. Однокурсниками Максимовой были Татьяна Доронина, Евгений Евстигнеев, Михаил Козаков, Виктор Сергачев. С Олегом Басилашвили она сыграла в дипломном спектакле «Нора» по пьесе Ибсена, и о талантливой выпускнице даже написала газета «Правда», что по тем временам было невероятным стартом для карьеры. Впрочем, это слово не из лексикона Раисы Викторовны: «Я не знала слова карьера“. Я просто любила театр, он был и остается моим делом и смыслом жизни». Ее пригласили во МХАТ – единственную девушку с курса, не могли не пригласить, хотя Алла Константиновна Тарасова, чье слово в те годы было в театре решающим, сделала это без особого воодушевления. Молодая и красивая, талантливая и решительная, Максимова претендовала, конечно, на главные роли, которые «второе поколение» Художественного театра очень неохотно уступало идущему след в след поколению «третьему». Козаков и Евстигнеев, также принятые в труппу, недолго выдержали давления «стариков» и ушли из МХАТа. Максимова осталась и выиграла: ее первая же главная роль – Мона в «Безымянной звезде» – сделала из актрисы звезду с именем. Такой вот судьбоносный каламбур. Дальше была Ирина в «Трех сестрах» Немировича-Данченко, где она заменила Ангелину Степанову, гастроли МХАТа с этим спектаклем в Лондоне и США. Дальше были десятки ролей, целая жизнь, и по сей день связанная с Художественным театром и служением ему.
Свое 90-летие актриса встретит сегодня на сцене – в роли Вечной Алисы в спектакле «Северный ветер».
Олег Басилашвили: «Дорогая Раечка! Я, твой однокашник по Студии Художественного театра, старый актер Басилашвили Олег Валерианович, хочу поздравить тебя с юбилеем. Помнишь нашу с тобой юность, молодость, когда мы в Студии Художественного театра репетировали Нору“? Ох, как это было прекрасно, как это было тяжело и с каким восхищением я смотрел на тебя, уже тогда освоившую все азы актерского мастерства, а я тогда только начинал понимать, что мне надо эти азы осваивать. Ты всегда была профессионалом в своем деле, в отличие от нас, лопоухих дураков. Ты взяла от Студии все, что могла, и это очень-очень важно. Думая о тебе, я всегда завидую твоему упорству, упрямству и умению оставаться самой собой в самых трагических или неприятных, тяжелых ситуациях и выходить из этих ситуаций чистой, бодрой, готовой к работе. Я рад, что ты и сейчас играешь, это самое главное для актера. И, невзирая на возраст, ты продолжаешь оставаться той же самой Райкой из Студии Московского Художественного театра. Я помню тебя отлично, так же как помню каждого из студийцев нашего курса, которым руководили П. Массальский, А. Комиссаров и Б. Вершилов. Дай Бог тебе здоровья, счастья, успехов, удачи и еще долгих-долгих лет жизни. Целую тебя крепко. Я тебя люблю».
Валентин Гафт: «В суматохе и разноголосице нашего студенческого начала в Школе-студии, когда все только присматриваются друг к другу, Рая Максимова сразу же привлекла мое внимание своей индивидуальностью. Потом я увидел ее в спектакле Нора“. Это было незабываемо. Родилась талантливая актриса. Нора Максимовой – лучшая Нора за всю мою жизнь. Сочетание красивого, сдержанного и скромного обаяния со счастливым, но жестоким миром театра оборачивалось не только успехом, но и простоями и несыгранными ролями, как у многих не заслуживающих этого замечательных актеров».Убитая душа, Ирина Шведова, Московская правда, 18.12.2019 | |