Директор Шекспировского института, профессор Майкл Добсон о спектакле «Венецианский купец» в постановке Екатерины ПоловцевойВ июне этого года в Московском Художественном театре состоялась премьера спектакля «Венецианский купец» по одной из самых неоднозначных и провокационных пьес Шекспира. Зрителем премьерного показа стал Майкл Добсон директор Шекспировского института при Бирмингемском университете (Великобритания). Первыми впечатлениями от постановки он поделился летом на встрече с режиссёром спектакля Екатериной Половцевой и актёрами МХТ. А теперь мы публикуем его статью, посвящённую мхатовскому спектаклю.Если есть способ увидеть постановку «Венецианского купца» не глазами шекспироведа и жителя страны, где эта пьеса была написана, то он один — посмотреть ее в национальном театре какого-нибудь другого государства. Из всех постановок «Венецианского купца», что я видел с семидесятых, это самая радикальная попытка отделить этику от национальной и религиозной идентичности и судить венецианских судей по той же мерке, как они судят Шейлока. И она была предпринята отнюдь не в стране, где говорят по-английски — и даже не в Западной Европе. Театр, о котором я говорю, — самый престижный в столице, которую он украшает своим присутствием. Сто лет назад он был частным предприятием, не пользовался покровительством монарха и не имел государственных субсидий. В самый первый его сезон (1898) там ставили как раз «Венецианского купца», но спектакль провалился, а театр едва не обанкротился. К счастью, следующая постановка, последняя в том году и полная отсылок к другой шекспировской пьесе — «Гамлету», имела бешеный успех. Этим спектаклем была чеховская «Чайка», а театром — Московский Художественный театр. МХТ навсегда сохранил чайку в стиле ар-нуво с афиши того спектакля и сделал ее своей эмблемой. История постановок Шекспира в МХТ знает много прославленных спектаклей, но «Венецианского купца» среди них нет. Российские театры с 1920 года до падения коммунистического режима эту пьесу почти не ставили: официально в СССР «еврейского вопроса» не существовало, а значит, и пьесы о нем считались ненужными. И вот теперь, в конце прошлого сезона, молодому режиссеру Екатерине Половцевой доверили поставить «Венецианского купца» на большой сцене. Премьера прошла 7 июня 2019. Мои коллеги из Шекспировской комиссии Российской академии наук рассказали мне об этом спектакле, и я посмотрел его 29 июня, а на следующее утро мне удалось поговорить с режиссером и труппой. Несмотря на современный, в чем-то даже разговорный язык перевода, в постановке Половцевой «Купец» — пьеса не только о местных проблемах. Это спектакль именно в традициях МХТ, хотя, возможно, и с некоторой долей лукавства. Первое, что бросалось в глаза — это подвешенный на тросе мобиль, похожий на еще более стилизованный вариант стилизованной чеховской чайки, которая уже сто лет украшает занавес театра. Мобиль был не единственным экспонатом в современной художественной галерее, куда мы, кажется, попали на закрытый вернисаж. В холодном свете звуки барочной камерной музыки постоянно перебивались призывным рокотом ударных и баса откуда-то из-за сцены, как будто там шла бурная вечеринка. По сцене, как по вернисажу, от одного экспоната к другому ходили модно одетые люди, официанты разносили шампанское, а справа уходил в кулисы остов недостроенного корабля. И хотя нам не показали ни одного палаццо или гондолы, это все же была Венеция, тот самый претенциозный город для элиты, город венецианского Биеннале. На настоящем Биеннале летом 2019 года самые громкие споры вызвал выставленный в качестве экспоната остов корабля, на котором мигранты из Сирии пытались попасть в Европу. Теперь этот корабль стал эстетическим объектом и, может быть, одновременно предметом размышлений о социуме. Модники, прихлебывающие шампанское в первой сцене первого акта, казалось, наслаждаются издалека страданием других, запутавшись в бессмысленной роскоши неосуществимых эскапистских мечтаний. Ноту серьезности в эту рисовку вносил Антонио. С первых же минут, словно «худая овца» в стаде, он отличался от остальных. Опираясь на трость, он начал: «Откуда, не пойму, моя печаль», лишь отчасти обращаясь к собеседникам. Они же отвлекались от его рассказа, чтобы еще раз сходить за шампанским, потолкаться в толпе или бесцеремонно поиграть с экспонатами. Из всех пришедших на вернисаж лишь Антонио, кажется, с беспокойством ощущал разъедающую пустоту вернисажа. В следующей сцене Бельмонт оказался не похож на тихое гнездо покоя и стабильности, которое обычно режиссеры противопоставляют модной и переменчивой Венеции. Скорее, нам открылся другой зал той же галереи, но его экспонаты — Порция и три ларца — по крайней мере составляли логичную и поучительную экспозицию, а обе девушки — Порция и Нерисса — были друг к другу добры, великодушны и друг с другом откровенны. Интересно, что в реплике Порции о принце Марокканском слово “complexion” переведено расширительно, без возможного расистского прочтения: « Не нужны мне, право, / Мужья такого облика и нрава». Словно охваченная тревогой, Порция исчезла, пока Бассанио обдумывал, какой ларец выбрать (III.2). Но вот выбор сделан — и из свинцового ларца, как будто родившись заново, появляется сама бельмонтская наследница, а не ее портрет. Этот театральный прием помог Половцевой вырезать длинный монолог Бассанио о сходстве портрета с подлинником — монолог, который редко звучит со сцены естественно. Поэтому в словах Порции «Я вся перед тобой, синьор Бассанио» звучали одновременно и некоторое театральное самолюбование, и искреннее счастье. Это был самый радостный момент спектакля. Как бы остро в нем ни высмеивали нарциссизм и агрессию персонажей «Купца», по крайней мере до антракта (который, кстати, был необычно поздно — между третьим и четвертым актами) еще сохранялась возможность, что любовь спасет их. До антракта Бассанио выглядел хоть и охотником за приданым, но неожиданно вполне достойным человеком. В начале второй сцены третьего акта большую часть монолога Порции («Помедлите, прошу вас ») заменили на изысканный танец двух силуэтов на фоне водопада, сквозь который виднелась все та же чайка. Казалось, эта пара сейчас улетит. Но вот из Венеции пришли новости о том, что Антонио — банкрот и его жизнь в опасности. В постановках «Купца» кульминацией обычно становится сцена суда. В этот рискованный момент Бассанио опрометчиво решает поставить Антонио выше Порции в своем сердце. Затем приоритеты снова меняются в пятом акте, когда интрига с кольцом завершается на тех условиях, которые выдвигает Порция. В постановке Половцевой сцена суда, напротив, превращается в моральную катастрофу, преодолеть которую невозможно. Признаки такой развязки появились довольно рано, когда стало ясно, насколько герои пьесы склонны искать козла отпущения и предаваться психологическому проецированию. В самом начале «Купца» Антонио не может найти источник своей печали — так и все персонажи либо видят причину своего утраченного счастья в ком-то другом, либо сваливают на другого свои проблемы. Иногда оба «других» — это один и тот же человек. В комическом ключе так поступает Грациано: он и любит Нериссу, и раздражен из-за нее. Борясь с охватывающей его яростью, он долго пытается открыть бутылку шампанского, чтобы отпраздновать помолвку (прекрасный комический прием!), а потом постоянно наливает из нее только самому себе, забывая об остальных. Скоро так же тревожно прозвучит нужда и обида в речи Бассанио. Пересказывая Порции письмо Антонио, он почти открыто упрекает ее в том, что деньги у друга он занял ради нее. Тем временем сам Антонио видит презренный и отвергнутый образ самого себя в Шейлоке — и еще сильнее идентифицирует себя с Бассанио. В постановке Половцевой нет комически-лицемерной претензии на беспристрастность, когда Порция, появляясь на суде, спрашивает, кто здесь еврей, а кто купец Антонио (IV.1). Одежда обоих не выдает их национальную и религиозную принадлежность, оба старше, чем Бассанио, оба опираются на трости. Хромота не дает Антонио превратиться во второго Бассанио, и она же делает Шейлока вторым Антонио — его alter ego и козлом отпущения. Ни домашняя обстановка, ни обычаи не выдают в Шейлоке еврея. Перед уходом на ужин к Антонио, прежде чем попрощаться с Джессикой, Шейлок играет сам с собой в шары. С ним только юный нахальный Ланчелот. Этот Шейлок становится объектом насмешек и издевательств венецианских франтов не потому, что он еврей, хотя антисемитских выкриков в спектакле немало. Скорее просто потому, что он стар, одинок, что он как родитель — один перед толпой юнцов. Христианство никак не проявляет себя в юных венецианцах. Они используют язык религиозной ненависти даже не для того, чтобы утвердить свое превосходство, а просто как предлог для издевательств. Ударные и бас в музыкальном сопровождении передают эту оглушительную тиранию толпы юных гедонистов, угрожающую тишине Шейлока. Его трагедия — в том, что, потеряв Джессику, он сам наполнился яростью, впустил ее в себя. Вся Венеция охвачена гневом и ищет, на кого бы его излить. В первой сцене третьего акта Салерио и Соланио, столкнувшись с Шейлоком, удаляются в смущении, и фрагмент «А что еврей — не глазами, что ли, смотрит?» играется как внутренний монолог. Я спросил Екатерину Половцеву, почему она решила, что Шейлока визуально ничего не должно связывать с еврейской диаспорой. Меня перебил Сосновский-Шейлок. Как самый старший среди занятых в спектакле актеров представитель школы Станиславского, в театре Станиславского, сидя под портретом Станиславского, он проворчал: настоящему актеру не нужны костюмы и реквизит, чтобы передать характер еврея. Половцева же настаивает, что ее целью было не уклониться от проблем современности, а подчеркнуть их. По ее словам, достаточно спуститься с коляской в московское метро, чтобы кто-нибудь, увидев в тебе причину всех своих проблем, накричал бы на тебя — что и говорить о виртуальных расправах друг с другом в соцсетях. «Меня не столько интересует антисемитизм сам по себе, — говорит Половцева, — сколько психологический и социальный механизм возложения вины на постороннего, гнева на него и его отвержения. Антисемитизм — всего лишь один из примеров того, как работает этот механизм». Новизна постановки именно в том, что сцена суда становится катастрофой не только для Шейлока, но и для его противников, разрушая все их взаимоотношения. До антракта недостроенный корабль был знаком надежды на возможные перемены. Когда же занавес вновь открылся, у самого задника мы увидели то, что осталось от корабля — жалкие обломки. Мимо этих обломков, шатаясь, проходит по пути из суда Шейлок — и падает на них. Обломки везде и во всем, и пятый акт ничего не исправит. Бельмонт теперь захвачен и отравлен Венецией, он потерял свою многоцветность. В нем царит та же толпа эгоистичных и агрессивных хипстеров, которые кричали Шейлоку на суде: «Жид!». Теперь они празднуют победу, устроив еще одну шумную и пустую вечеринку. Порция и Нерисса, более не доверяя мужьям, рассказывают Бассанио и Грациано, что провели ночь с юристом и его писцом, чтобы вернуть свои кольца. На этом их рассказ и заканчивается: Порция и Нерисса не объясняют, что юристом и писцом соответственно были они сами. Нет и письма, которое Порция у Шекспира передает Антонио, сообщая ему, что его корабли таинственным образом не погибли. Перед нами павший мир, в котором ни на богатство, ни на верность близких больше нельзя положиться. В нем не осталось ни одной счастливой пары. Диалоги Бассанио и Порции, Грациано и Нериссы сокращены, наложены друг на друга, и перенесены в глубину сцены. Героиней последних минут спектакля становится Джессика. Хватаясь за голову, она бредет сквозь толпу и падает на колени. А с другого конца сцены, от обломков корабля к ней идет невидимый для остальных Шейлок, словно призрак Банко. Джессика, кажется, не может произнести слова поминального кадиша, чтобы призрак наконец оставил ее в покое. Вот такого «Венецианского купца» для постмодернистского, пострелигиозного общества показал Московский Художественный театр. В нем много серьезного, но нет религиозности, и самые возвышенные слова прозвучали не на спектакле, а после него. Я услышал их в рассказе Екатерины Половцевой о том, что для нее значит ставить Шекспира, и этот рассказ звучал очень по-русски и одновременно передавал некий всеобщий смысл: «Встреча с Шекспиром это встреча с Космосом, ощущение, что разговариваешь с ним через время, и Шекспир посылает тебе ответы. Работа над этим автором требует особой концентрации и тщательности. Это бесконечный поиск, в процессе которого меняется твоё мышление, начинаешь мыслить образами, метафорами. Текст преображает нас». Отвечая на сигнал, который Шекспир, как Гагарин, посылал ей с орбиты, Половцева превратила свою постановку в актуальное размышление о том, в каком состоянии находится российская публичная сфера. Но в то же время в спектакле слышен диалог с пьесой, написанной в елизаветинской Англии, а также со всемирной традицией ее постановок, в том числе в Венеции и Израиле. Ее автор — Шекспир — живет не в единой всемирной традиции, а во множестве локальных. Чем чаще «Венецианский купец» получает права гражданства в репертуарах национальных и транснациональных театров, тем более космополитичной становится сама пьеса, но не ее герои. Если Кеннет Гросс прав, и Шейлок — это сам Шекспир, то бардопоклонство уже стало мировым феноменом и далеко вышло за пределы одного государства. В этом сезоне «Венецианский купец» вернулся в Москву, а театр, созданный во имя искусства, ради Шекспира на время превратился одновременно в храм и в центр управления полетами. Бог с ними, с государственными гимнами, храмами и странами — храни Господь нашего всемирного поэта. Перевод Владимира Макарова Светлана Устинова: о Вене в стиле Dior, режиссерском дебюте, Кирилле Серебренникове и немного о личном, Татьяна Сабуренкова, Post@-Magazine, 26.12.2019 В человеке всегда должна звучать музыка: ко дню рождения Евгении Добровольской, Hello!, 26.12.2019 Евгения Добровольская отмечает юбилей на сцене МХТ имени Чехова, ТАСС, 26.12.2019 У знаменитой актрисы Евгении Добровольской 26 декабря юбилей, Ok!, 26.12.2019 «Пред великою да сказочной страною», Ольга Егошина, Театрал, 22.12.2019 Спектакль в Красногорске: апофеоз Года театра в Подмосковье, Алиса Храмова, Красногорские вести, 21.12.2019 Юрий Бутусов: «Театр единственное место, где можно всю жизнь оставаться ребёнком», Михаил Тихонов, Театрал, 20.12.2019 Убитая душа, Ирина Шведова, Московская правда, 18.12.2019 В МХТ поставили роман Клычкова, которому Есенин посвятил знаменитые строки, Иветта Невинная, Московский комсомолец, 18.12.2019 Уланбек Баялиев: «Очень полезно болеть душой», Марина Токарева, Новая газета, 17.12.2019 «В общем, сумерки, Ваше превосходительство», Татьяна Таран, Новый континент, 16.12.2019 Сказ о несказочном времени, Наталья Шаинян, Петербургский театральный журнал, 15.12.2019 «Сахарный немец» в МХТ им. Чехова – трагические истории грешных душ, Елена Вилле, Мир 24, 13.12.2019 Показом спектакля МХТ «Дом» в Красногорске завершится Год театра в Подмосковье, Красногорские вести, 11.12.2019 Валерий Зазулин: «Это история про время, которое ломает человека», Александра Машукова, Театрал, 11.12.2019 Режиссер Уланбек Баялиев: «Мужчины в России всегда на войне», Татьяна Филиппова, Культуромания, 11.12.2019 Презентация книги «Иван Михайлович Кудрявцев. Дневники». Фоторепортаж Екатерины Цветковой, 10.12.2019 В МХТ им. Чехова презентовали книгу «Иван Михайлович Кудрявцев. Дневники», видеосюжет телеканала «Культура», 10.12.2019 Три крутых спектакля МХТ, которые нельзя пропустить, Вокруг ТВ, 9.12.2019 Анатолий Миронович Смелянский и Инна Натановна Соловьева представят книгу «Иван Михайлович Кудрявцев. Дневники», Эксперт, 9.12.2019 Первая мировая война, кирзовые сапоги и русалки: в МХТ поставили «Сахарного немца», Александра Сидорова, BFM.ru, 8.12.2019 «Сахарный немец» в МХТ имени А. П. Чехова, видеосюжет Первого канала, 6.12.2019 В МХТ имени Чехова показали спектакль «Сахарный немец», видеосюжет телеканала «Культура», 6.12.2019 В МХТ имени Чехова готовятся к премьере «Сахарного немца», видеосюжет телеканала «РЕН-ТВ», 6.12.2019 МХТ им. А. П. Чехова инсценировал малоизвестный роман Сергея Клычкова «Сахарный немец», ТАСС, 5.12.2019 Уланбек Баялиев и Валерий Зазулин в программе «Театральная среда братьев Верников», Радио Культура, 4.12.2019 Алексей Бартошевич: «Не всякое поколение имеет право на трагедию», Даниил Поляков, Известия, 4.12.2019 «Звезда Театрала»-2019 назвала лауреатов, Виктор Борзенко, Театрал, 3.12.2019 Невинное обаяние: памяти несравненного актера советского кино и театра, Фуад Мамедов-Пашабейли, Sputnik Азербайджан, 30.11.2019 Актеры МХТ приехали на родину писателя Сергея Клычкова, видеосюжет телеканала «Культура», 30.11.2019 По медицинским показателям Невинный должен был находиться в коме. А он вместо этого выходил на сцену…, Николай Герасимов, Комсомольская правда, 30.11.2019 Невинный Весельчак, Валентина Львова, Комсомольская правда, 30.11.2019 «Мы же всегда играем про людей»: интервью с Андреем Бурковским, Маргарита Лялинская, TimeOut, 28.11.2019 Тизер спектакля «Венецианский купец», InStyle, 28.11.2019 Найдена предсмертная исповедь Вячеслава Невинного, Иветта Невинная, Московский комсомолец, 28.11.2019 Рекомендуем к просмотру: спектакль «Венецианский купец» в МХТ им. Чехова, InSlyle.ru, 28.11.2019 Узнайте, кто получил награды на второй церемонии GQ Super Women, GQ, 27.11.2019 Новый цикл театральных вечеров запускает МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 26.11.2019 По следу забытого имени: артисты МХТ в Доме-музее Сергея Клычкова, Александра Машукова, 26.11.2019 Цена свободы, Нина Карпова, Театральная афиша, 25.11.2019 МХТ имени А. П. Чехова представляет премьеру спектакля по роману Сергея Клычкова «Сахарный немец», Эксперт, 25.11.2019 Константин Хабенский в программе «А поговорить?..», Ирина Шихман, YouTube, 25.11.2019 Актерские посиделки: художественный театр открывает «Мхатовские пятницы», Александр Трегубов, Московский комсомолец, 22.11.2019 Андрей Бурковский: «Дети родились, и жизнь стала более осмысленной», Вадим Верник, Ok!, 21.11.2019 Уланбек Баялиев: «Сергей Клычков на сорок лет опередил Маркеса», Елена Федоренко, Культура, 21.11.2019 В МХТ запускают цикл «актёрских посиделок» со зрителями, Елена Алдашева, Театр, 20.11.2019 Вадим Верник запускает в МХТ имени Чехова проект «Мхатовские пятницы», ТАСС, 20.11.2019 Анатолий Белый: «Рядом со мной должен стоять человек с битой», Зоя Игумнова, Известия, 17.11.2019 Подсказанному верить, Елена Федоренко, Культура, 14.11.2019 Уланбек Баялиев: «Реальность морочит нас все больше», Александра Машукова, 14.11.2019 Видеозапись круглого стола «Документальный театр и актерское образование. Вызовы времени», фестиваль-мастерская имени Дмитрия Брусникина “Brusfest”, 12.11.2019 Белгород принимает театральный фестиваль «Актёры России – Михаилу Щепкину», видеосюжет ГТРК «Белгород», 12.11.2019 Екатерина Половцева: «Главное у Шекспира – это его тайна, загадка, нечто неосязаемое, что от тебя всё время ускользает, а тебе хочется поймать
», Мария Смогоржевская, LOCALDRAMAQUEEN, 11.11.2019 «Предел любви» показали белгородцам артисты МХТ им. Чехова, видеосюжет телекомпании «Мир Белогорья», 11.11.2019 Актриса МХТ им. Чехова Раиса Максимова отметила 90-летний юбилей на сцене, видеосюжет телеканала «Культура», 5.11.2019 МХТ им. Чехова отметил свой День рождения читкой пьесы «Царь Фёдор Иоаннович», Нина Дунаева, Этажи, 2.11.2019 Раиса Максимова: «Настоящую актрису из меня сделала чеховская Ирина», Денис Сутыка, Культура, 2.11.2019 Влюбленная в дело, Александра Машукова, Экран и сцена, 2.11.2019 Раиса Максимова отметит юбилей на сцене, телеканал «Культура», 2.11.2019 Сергей Собянин поздравил Раису Максимову с юбилеем, официальный сайт Мэра Москвы, 2.11.2019 Дмитрий Медведев поздравил Раису Максимову с юбилеем, сайт Правительства России, 2.11.2019 Актриса МХТ им. Чехова Раиса Максимова отметит 90-летний юбилей на сцене, Дни24, 2.11.2019 Народная артистка РСФСР Раиса Максимова отмечает 90-летний юбилей на сцене МХТ им. Чехова, ТАСС, 2.11.2019 Невероятно, но факт: Раиса Максимова играет в театре 73 года и 90-летие встречает на сцене, Нина Суслович, 2.11.2019 Евгения Добровольская в программе «2 Верник 2», телеканал «Культура», 1.11.2019 Армэн Арушанян: «Анатэма – шикарный материал для кино», Александра Машукова, 1.11.2019 Старейшая актриса МХТ отметит юбилей на сцене, Свободная пресса, 30.10.2019 Фестиваль «Сезон Станиславского» открывается в Москве, ТАСС, 30.10.2019 Михаил Пореченков о съемках «Полярного»: «В такую адскую холодину только люди и грели», 7 дней, 29.10.2019 Футбол, грибы и «Три мушкетера». Гид по выставке памяти Дмитрия Брусникина, официальный сайт Мэра Москвы, 29.10.2019 В МХТ готовится бенефис Раисы Максимовой, Виктор Борзенко, Театрал, 28.10.2019 Царь в белой футболке, битбокс, но без отступлений от текста. В МХТ поставили пьесу «Царь Федор Иоаннович», Александра Сидорова, BFM.ru, 27.10.2019 3 главных спектакля этой осени в МХТ им. Чехова: о предчувствии, поиске любви и боязни жизни, Варвара Безрукова, ArtFlash.me, 26.10.2019 «Память места»: «Царь Фёдор Иоаннович» в день рождения МХТ. Фоторепортаж Екатерины Цветковой, 26.10.2019 В день рождения МХТ им. А. П. Чехова зрителям представят пьесу «Царь Федор Иоаннович», ТАСС, 26.10.2019 Вручение памятных знаков «Чайка» в МХТ им. А. П. Чехова. Фоторепортаж Сергея Куксина, Российская газета, 25.10.2019 В МХТ им. Чехова наградили сотрудников за многолетнюю службу в театре, видеосюжет телеканала «Культура», 25.10.2019 Сергей Женовач вручил памятные награды своим актерам, Иветта Невинная, Московский комсомолец, 25.10.2019 «Сегодня у нас необычный день», Екатерина Сивцова, Театрал, 25.10.2019 Сергей Женовач раздал мхатовцам «Чаек», Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 25.10.2019 Памятные знаки «Чайка» вручили в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 25.10.2019 Марина Брусникина о театральных планах, Мария Чемберлен, Московская правда, 24.10.2019 Меньшиков, Машков и Гуськов засмущали Орбакайте, Московский комсомолец, 23.10.2019 Игра в классики: что нового увидел Эдуард Чекмазов в образе царя Федора Иоанновича, Александра Машукова, 21.10.2019 Скромный рыцарь МХТ. Десять лет без Владимира Кашпура, Филипп Марков, Babr24, 17.10.2019 Елена Алдашева про «Белые ночи» Айдара Заббарова в МХТ, Елена Алдашева, Театр, 17.10.2019 Артём Быстров и Екатерина Половцева в программе «Театральная среда братьев Верников», Радио Культура, 16.10.2019 Юбилей Алексея Кравченко. Фоторепортаж, 15.10.2019 Статьи Александра Попова в журнале «Театр», 14.10.2019 Это по любви: выставка памяти Брусникина в ММОМА, InSlyle.ru, 14.10.2019 Золотовицкий, Райкин, Бородин и Каменькович обсудят проблемы театрального образования, Арсений Иванов, Театр, 13.10.2019 Театр, которого не было: «Бег» Михаила Булгакова во МХАТе, Ольга Федянина, Сергей Конаев, Коммерсантъ, 11.10.2019 Вадим Верник о брате Игоре: «Мы поругались лишь однажды, тогда и стулья пошли в ход», Анна Русич, Teleprogramma.pro, 11.10.2019 Сергей Сосновский: «Раздавят человека и ничто в их душах не шелохнётся», Александра Антонова, Театрал, 11.10.2019 Герой, бандит, солдат. Что увидел и к чему пришёл Алексей Кравченко, Юлия Юнина, Аргументы и факты, 10.10.2019 Алексей Кравченко: «Удивлен, что мат на сцене в России запрещен», Наталья Васильева, Известия, 10.10.2019 Звуковых дел мастер. Воспоминания Владимира Попова, Экран и сцена, 9.10.2019 Алексей Кравченко: «Когда появился Серебренников, все завертелось», Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 8.10.2019 Соломон Волков: Как открывался МХТ имени Чехова, Сноб, 5.10.2019 Человеку нужен человек, Марианна Власова, Независимая газета, 3.10.2019 Нина Гуляева: «Надеюсь, Женовач вернет Художественный театр к истокам», Елена Федоренко, Культура, 1.10.2019 Ирина Мирошниченко и другие актеры МХТ открывают новые имена, 7 дней, 1.10.2019 «Простите, простите, простите меня!», Александра Машукова, Экран и сцена, 26.09.2019 Ваш Солженицын, Елена Новоселова, Российская газета, 24.09.2019 Посторонний, Ольга Егошина, Театрал, 24.09.2019 Шум и ярость несбывшегося, Марина Токарева, Новая газета, 23.09.2019 Чудо света, Елена Федоренко, Культура, 20.09.2019 Премию «Хрустальная Турандот» впервые вручили в музее-усадьбе «Архангельское», видеосюжет телеканала «Культура», 16.09.2019 «ТеатРалли».В столице прошел благотворительный велозабег, видеосюжет телеканала «Культура», 15.09.2019 Машков, Женовач и Гришаева получили «Хрустальную Турандот», ТАСС, 15.09.2019 IV Благотворительный театральный велозаезд «ТеатРалли». Фоторепортаж Екатерины Цветковой, 15.09.2019 Евгений Миронов, Ирина Пегова, Леонид Ярмольник и другие артисты приняли участие в велозаезде «ТеатРалли», Ok!, 14.09.2019 Московский метрополитен запустил тематический поезд, посвященный Олегу Табакову, видеосюжет Первого канала, 13.09.2019 «Всем, кто соприкоснулся с Олегом Табаковым, безумно повезло», Ксения Позднякова, Культура, 13.09.2019 У московского метро появился свой Олег Табаков, Татьяна Зимняя, Комсомольская правда, 13.09.2019 В московском метро запустили поезд, посвященный Олегу Табакову, Свободная пресса, 13.09.2019 В столичном метро появился поезд Олега Табакова, Иван Пышечкин, Российская газета, 13.09.2019 На Калужско-Рижской линии метро пустили поезд, посвященный Олегу Табакову, официальный сайт Мэра Москвы, 13.09.2019 Поезд, посвященный Олегу Табакову, запустили в московском метро, сайт Московского метрополитена, 13.09.2019 В московском метро запустили поезд в честь Олега Табакова, Четвёртая власть, 13.09.2019 В московском метро запустили поезд, посвященный Олегу Табакову, ТАСС, 13.09.2019 «Пролетный гусь» в Сухуме: во власти эмоций, Эсма Голандзия, Sputnik Абхазия, 12.09.2019 Церемония вручения государственных наград деятелям искусств прошла в Российском фонде культуры, видеосюжет Первого канала, 12.09.2019 Владимир Мединский вручил государственные и ведомственные награды деятелям культуры, сайт Министерства культуры РФ, 12.09.2019 Владимир Мединский вручил государственные и ведомственные награды, видеосюжет телеканала «Культура», 12.09.2019 Вечер драмы и комедии: спектакль МХТ имени Чехова в Сухуме. Фоторепортаж, Sputnik Абхазия, 12.09.2019 Святая и удивительная земля: актеры МХТ поделились впечатлениями об Абхазии, Sputnik Абхазия, 12.09.2019 В московском метро запустят поезд имени Олега Табакова, Алина Крылова, Телепрограмма, 12.09.2019 «Атом Солнца». В Москве пройдет фестиваль, посвященный Олегу Табакову, официальный сайт Мэра Москвы, 12.09.2019 Карнавал на велосипедах: как пройдет благотворительный заезд «ТеатРалли», официальный сайт Мэра Москвы, 12.09.2019 Дарья Юрская: Как умереть, папа репетировал всю жизнь, Олег Перанов, Собеседник, 12.09.2019 Историческое событие: МХТ имени Чехова готовится выступить в РУСДРАМе, Sputnik Абхазия, 11.09.2019 Хинтба о «Пролетном гусе» в РУСДРАМе: спектакль ошеломляет, будут аншлаги, Sputnik Абхазия, 11.09.2019 Спектакль «Белые ночи» 2019 в МХТ им. Чехова в Москве: исповедь о любви, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 10.09.2019 «Звезда Театрала»-2019: шорт-лист объявлен!, Театрал, 10.09.2019 «Кто там
» на Кутузовском: Вадим Верник — о съёмках в районе, Ольга Шаблинская, Аргументы и факты, 9.09.2019 Сны о чём-то большем, Юлия Кулагина, Театрон, 9.09.2019 Арсалия о «Пролетном гусе» в РУСДРАМе: приезд МХТ в Сухум историческое событие, Sputnik Абхазия, 5.09.2019 Между грезами и реальностью – спектакль «Белые ночи» в МХТ им. Чехова, Катерина Большакова, LOCALDRAMAQUEEN, 5.09.2019 Тайну питерских «Белых ночей» разгадали в Москве, Феликс Грозданов, Дни.ру, 5.09.2019 «В окопах Сталинграда», «Анатэма» и «Ганнеле». Планы МХТ имени Чехова на сезон, официальный сайт Мэра Москвы, 4.09.2019 «Белые ночи». Премьера в МХТ, видеосюжет Ticketlend.ru, 4.09.2019 МХТ им. Чехова открыл новый театральный сезон, видеосюжет NDTV, 4.09.2019 МХТ перед битвой: обозреватель «НИ» побывала на сборе труппы, Диляра Тасбулатова, Новые известия, 4.09.2019 В рамках серии «Кавалеры ордена За заслуги перед Отечеством» в обращение вышла почтовая марка, посвящённая актёру и режиссёру Олегу Павловичу Табакову, Федеральное агентство связи, 4.09.2019 Сезон открыт: МХТ имени Чехова порадует зрителей не только спектаклями, видеосюжет «Вести-Москва», 3.09.2019 Фоторепортажи с открытия 122 сезона МХТ, 3.09.2019 Спектакль «Белые ночи» стал первой премьерой сезона в МХТ им. А. П. Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 3.09.2019 В новом сезоне в МХТ поставят спектакли Коршуновас, Баялиев и Женовач, Елена Алдашева, Театр, 2.09.2019 Театр имени Чехова создаст свой медийный центр, Известия, 2.09.2019 Сергей Женовач: «Будем развивать собственную труппу», Анна Тимина, Театрал, 2.09.2019 Паулина Андреева сыграет Нину Заречную в «Чайке», Марина Райкина, Московский комсомолец, 2.09.2019 Новый сезон в МХТ им. Чехова открыт: брат Верника стал заместителем худрука, Лика Брагина, Телепрограмма, 2.09.2019 Вадим Верник стал заместителем Сергея Женовача, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 2.09.2019 Вадим Верник о МХТ им. Чехова: Новые времена диктуют новые условия, Олег Сыров, Вечерняя Москва, 2.09.2019 МХТ имени Чехова открывает 122-й сезон, видеосюжет телеканала «Культура», 2.09.2019 Новый театральный сезон стартует в МХТ им. А. П. Чехова, видеосюжет ОТР, 2.09.2019 Константин Хабенский, Михаил Пореченков, Андрей Бурковский и другие на сборе труппы МХТ им. Чехова, Ok!, 2.09.2019 Художественный театр вновь ставит «Чайку», Анна Тимина, Театрал, 2.09.2019 МХТ имени Чехова в новом сезоне удивит зрителей, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 2.09.2019 Сергей Женовач поставит в МХТ им. Чехова к юбилею Великой Победы «чисто мужской спектакль», ТАСС, 2.09.2019 Вадим Верник стал заместителем худрука МХТ им. Чехова, телеканал «Культура», 2.09.2019 Вадим Верник назначен заместителем худрука МХТ им. Чехова, ТАСС, 2.09.2019 Губкинцы увидели постановку МХТ имени А. П. Чехова «Пролётный гусь», Просторы 31, 2.09.2019 МХТ имени Чехова открывает сезон двумя премьерными спектаклями, ТАСС, 2.09.2019 Сказ о бабусе и о пролётном гусе. МХТ им. Чехова заставил губкинцев плакать и смеяться, Наталья Севрюкова, Gubkin.city, 30.08.2019 МХТ им А. П. Чехова: ночи Достоевского, Forbes, 30.08.2019 «Белые ночи» в обзоре «Коммерсантъ Weekend», Коммерсантъ Weekend, 30.08.2019 «Золотую маску» встречают в Хабаровске, Марина Семченко, Тихоокеанская звезда, 30.08.2019 О «зрительском климате» рассказали в Комсомольске актеры Игорь Гордин и Александра Ребенок, Илья Давыдов, видеосюжет ДВ-новости (Комсомольск-на-Амуре), 29.08.2019 Фестиваль «Золотая маска» впервые добрался до Комсомольска-на-Амуре, Дина Непомнящая, Российская газета, 29.08.2019 Стартовал осенний марафон «Больших гастролей», ТАСС, 28.08.2019 Музей современного искусства посвятит выставку Дмитрию Брусникину, Анастасия Поправка, Театрал, 27.08.2019 Маруся Фомина: «Когда меня спрашивают, что будет нужно по райдеру, я отвечаю: Ничего, Денис Мережковский, Harper's Bazaar, 27.08.2019 Спектакль МХТ им. А. П. Чехова впервые будет показан в Губкине с тифлокомментированием, Просторы 31, 27.08.2019 В Хабаровском крае открылся фестиваль Национальной театральной премии «Золотая Маска», Петр Самсонов, Комсомольская правда, 27.08.2019 Мужей и жен увезли на Восток, Дина Непомнящая, Российская газета, 26.08.2019 Сердце Стёпы. Актриса Яна Гладких ждёт второго ребёнка и нашей помощи, Полина Иванушкина, Аргументы и факты, 21.08.2019 Театральные премьеры сентября: «Сказка о царе Салтане», «Пер Гюнт» и другие, радио “Sputnik”, 19.08.2019 В Хабаровском крае пройдет фестиваль «Золотая Маска», Петр Самсонов, Комсомольская правда, 18.08.2019 Ученики Олега Табакова вспоминают актера и педагога в день его рождения, РИА Новости, 17.08.2019 Олег Табаков: «Очень важно. что будет после нас», Виктор Борзенко, Театрал, 17.08.2019 В Хабаровском крае пройдет фестиваль «Золотая Маска», Prokhab.ru, 16.08.2019 Михаил Пореченков: «Мы боимся тратить себя, открывать своё сердце», Игорь Карев, Аргументы и факты, 15.08.2019 7 главных театральных премьер сентября, Сергей Вересков, InStile, 15.08.2019 Путин наградил Спивакова орденом «За заслуги перед Отечеством» I степени, РИА Новости, 13.08.2019 Федеральные театры продолжают «Большие гастроли», Театрал, 10.08.2019 «Звезда Театрала 2019»: театры агитируют за своих, Илья Чеберин, Театрал, 8.08.2019 Театры и социальные сети. Итоги, АртМосковия, 8.08.2019 Анатолий Белый: «Театр состоит из провокаций», Inner Emigrant, Ваш досуг, 8.08.2019 «Кругом царила халтура»: как Станиславский работал в СССР, Борис Шибанов, Газета.ru, 7.08.2019 Легкомысленный гений: как Федор Шехтель изменил облик Москвы, Георгий Олтаржевский, Известия, 7.08.2019 Федор Шехтель: 7 фактов из биографии, Интерьер+Дизайн, 7.08.2019 Анатолий Белый: Моя душа одна сплошная болевая точка, Александр Малюгин, Аргументы недели, 5.08.2019 Венецианский купец в МХТ – о многогранном Шейлоке Сосновского, Андрей Дворецков, Э Вести, 4.08.2019 Символ русского актёрства. 25 лет без Иннокентия Смоктуновского, Филипп Марков, Babr24.com, 3.08.2019 Михаил Пореченков: «Сейчас работаем над продолжением сериала Гадалка, Лика Брагина, Телепрограмма, 1.08.2019 Со всем прочтением: столичные театры отдают сцены стихам и стихотворцам, Влад Васюхин, Известия, 31.07.2019 Сергей Женовач в программе Марины Брусникиной «Практика театра». Видео, радио «Культура», 24.07.2019 Високосный год театра: сезон начинался с дурного знака, Марина Райкина, Московский комсомолец, 23.07.2019 Дом недели: здание МХТ имени Чехова в Камергерском переулке, Евгения Гершкович, Москвич Mag, 23.07.2019 11 сцен прощания, Ольга Федянина, Коммерсантъ, 19.07.2019 Сергей Женовач в программе Марины Брусникиной «Практика театра», радио «Культура», 18.07.2019 «Чайки» в рубрике «Театр на экране», телеканал «Культура», 17.07.2019 «Мы все короли». Павел Ващилин в диалоге со зрителями, Мария Куликовская, http://localdramaqueen.moscow, 17.07.2019 Сергей Чонишвили: «Мы живём во власти стереотипов», Марина Хилькевич, Театрал, 16.07.2019 Марина Брусникина в проекте «Полка»: новый психологизм и эпидемия «Чаек», «Полка» в театре, 15.07.2019 Московский Художественный театр покажет в Абхазии «Пролетного гуся», Сария Кварацхелия, Sputnik (Абхазия), 11.07.2019 Жизнь, смерть, бег, Максим Замшев, Литературная газета, 10.07.2019 В октябре стартует фестиваль памяти Олега Табакова, КиноРепортёр, 8.07.2019 Вадим Верник: «От жизни я получил гораздо больше, чем рассчитывал», Александр Славуцкий, Труд, 5.07.2019 «Личный подход»: Марина Брусникина, Ольга Журавлева, Москва 24, 5.07.2019 Адольфу Шапиро – 80 лет!, видеосюжет телеканала «Культура», 4.07.2019 Ирина Пегова: «Зрители не должны ничего знать об артистах», Анна Позина, Известия, 4.07.2019 Александр Калягин поздравил Наталью Тенякову с юбилеем, сайт СТД РФ, 3.07.2019 Звезда фильма «Любовь и голуби» отмечает юбилей, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 3.07.2019 Юбилей народной артистки России Натальи Теняковой, видеосюжет телеканала «Культура», 3.07.2019 Актриса на все времена, Татьяна Петренко, Театрал, 3.07.2019 «Актёр должен играть всё»: Наталье Теняковой — 75, RT на русском, 3.07.2019 Народная артистка России Наталья Тенякова принимает поздравления с юбилеем, Ольга Свистунова, ТАСС, 3.07.2019 Встреча Майкла Добсона с артистами и режиссёром спектакля"Венецианский купец. Фото Екатерины Цветковой, 30.06.2019 Видеозапись лекции Николая Песочинского «Метод Станиславского в эволюции и интерпретациях», 29.06.2019 «Взгляд тяжелый, окрик, резкий поворот». Об игре и судьбе актрисы Аллы Покровской, Анна Шалашова, ТАСС, 27.06.2019 Последние аплодисменты: в Москве простились с актрисой Аллой Покровской, Вести.Ru, 27.06.2019 Михаил Ефремов, Куценко, Ахеджакова на прощании с Аллой Покровской. Фоторепортаж, Московский комсомолец, 27.06.2019 Прощание с Аллой Покровской, видеосюжет «Московского комсомольца», 27.06.2019 На прощании с Аллой Покровской Машков не скрывал чувств, Московский комсомолец, 27.06.2019 В Москве простились с Аллой Покровской, фоторепортаж kino.mail.ru, 27.06.2019 В Москве простились с Аллой Покровской, видеосюжет телеканала «Культура», 27.06.2019 Коллеги по цеху вспоминают Аллу Покровскую, ЗОНД Новости, 27.06.2019 В Москве прощаются с известной актрисой театра и кино, режиссером и педагогом Аллой Покровской, видеосюжет Первого канала, 27.06.2019 В Москве простились с актрисой Аллой Покровской, ТАСС, 27.06.2019 Памяти Аллы Покровской, Сергей Коковкин, Анна Родионова, Петербургский театральный журнал, 26.06.2019 Царство Покровской, Виктория Пешкова, Культура, 26.06.2019 Вспоминая Аллу Покровскую, видеосюжет телеканала «Культура», 26.06.2019 Алла Покровская. Тень гениев, Ольга Кузьмина, Вечерняя Москва, 26.06.2019 Наталья Тенякова: после первой роли я рыдала, Московский комсомолец, 25.06.2019 Моя Алла Покровская, Москвич Mag, 25.06.2019 Мать, актриса, педагог: памяти Аллы Покровской, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 25.06.2019 «Да неужели — нет никого?!», Елена Дьякова, Новая газета, 25.06.2019 «Я старалась не мешать Ефремову». Скромное счастье Аллы Покровской, Татьяна Уланова, Аргументы и факты, 25.06.2019 Лазарев: я счастлив, что был учеником Покровской, News.ru, 25.06.2019 Школа Аллы Покровской, Авангард Леонтьев, Известия, 25.06.2019 Алла Борисовна Покровская 18.09.1937–25.06.2019, Экран и сцена, 25.06.2019 Актриса и театральный режиссер Алла Покровская. Досье, Елена Слободян, Аргументы и факты, 25.06.2019 «Её любили абсолютно все
», Анна Тимина, Театрал, 25.06.2019 Современница «Современника», Коммерсантъ, 25.06.2019 «Недооцененная актриса и удивительный педагог старой школы», Известия, 25.06.2019 Теплый свет: ушла из жизни Алла Покровская, Известия, 25.06.2019 Гафт о кончине Аллы Покровской: Не могу прийти в себя!, Национальная служба новостей, 25.06.2019 Сергей Собянин выразил соболезнования родным и близким народной артистки РСФСР Аллы Покровской, агентство городских новостей «Москва», 25.06.2019 На 82-м году жизни скончалась Алла Покровская, видеосюжет телеканала «Культура», 25.06.2019 «Константа искренности и правды». Воспоминания об Алле Покровской, ТАСС, 25.06.2019 Умерла Алла Покровская: ее любовь с Ефремовым развивалась непросто, Иветта Невинная, Московский комсомолец, 25.06.2019 Главные роли Аллы Покровской. Какой мы запомним актрису «Современника» и МХТ имени Чехова, официальный сайт Мэра Москвы, 25.06.2019 Не стало известной актрисы, режиссера и педагога Аллы Покровской, видеосюжет Первого канала, 25.06.2019 Полный Цахес, Марина Токарева, Новая газета, 23.06.2019 «Венецианский купец». Неклассическая премьера в МХТ, Мария Куликовская, LOCALDRAMAQUEEN, 20.06.2019 Константин Богомолов в программе Марины Брусникиной «Практика театра», радио «Культура», 20.06.2019 «Ганнеле» (проект «Память места»). Тизер, 20.06.2019 Постановка Константина Богомолова «Мужья и жёны» открыла фестиваль Jaffa Fest в Тель-Авиве, видеосюжет телеканала «Культура», 14.06.2019 Проект «Золотая маска в Израиле» с успехом стартовал в тель-авивском театре «Гешер», Ольга Свистунова, ТАСС, 14.06.2019 Йобсен, бабабаба и жизнь в подтексте, Лина Гончарская, Culbyt.com, 13.06.2019 Илья Венявкин. «Рождение нового зрителя: сталинская культурная революция в театре». Фоторепортаж Елены Ульяновой, Musecube.org, 13.06.2019 Режиссер Сергей Женовач на фестивале в Казани рассказал о ситуации в МХТ, Аргументы и факты (Казань), 13.06.2019 Проект «Золотая маска» в Израиле" откроется спектаклем Константина Богомолова, Ольга Свистунова, ТАСС, 13.06.2019 Сергей Женовач в программе «Главная роль», Юлиан Макаров, телеканал «Культура», 11.06.2019 Пореченков, Вершинин и Головко получили звание народных артистов России, ТАСС, 11.06.2019 В МХТ имени Чехова новый спектакль «Венецианский купец», видеосюжет телеканала «Культура», 9.06.2019 Забег после мхатовской паузы, Наталья Решетникова, Российская газета, 6.06.2019 Творческая встреча с создателями спектакля «Бег» в Портретном фойе МХТ имени А. П. Чехова. Фоторепортаж Светланы Яковлевой, Мир женской политики, 5.06.2019 Булгаков и пустота, Ольга Федянина, Коммерсантъ, 4.06.2019 Анатолий Белый: «Олег Табаков был хулиганом, экспериментатором, не боялся ошибок, провалов и поисков», Арсений Заневедь, Кинорепортёр, 2.06.2019 «Хочется лёгкого, светлого, нежного…», Андрей Мягков, Год литературы 2019, 2.06.2019 Традиции как современность. «Память места» новый проект МХТ, видеосюжет «Зонд новости», 1.06.2019 МХТ имени Чехова запускает новый театрализованный проект о своей истории и традициях, Ольга Свистунова, ТАСС, 1.06.2019 Браво на ошибку: МХТ восстановил художественную справедливость, Светлана Наборщикова, Известия, 30.05.2019 «Царь Федор Иоаннович». Тизер, 28.05.2019 Тараканий бег времени, Ольга Егошина, Театрал, 27.05.2019 “Венецианский купец” в МХТ: о выборе, любви и экстремизме, Наталия Гопаненко, Э Вести, 26.05.2019 «Царь Федор Иоаннович». День второй. Тизер, 25.05.2019 «Игра в городки» от Юрия Стоянова: спектакль МХТ имени Чехова показали в Дубне, видеосюжет телеканала «360», 25.05.2019 «Царь Федор Иоаннович». День первый. Тизер, 24.05.2019 Московский Художественный видит сны, Марина Токарева, Новая газета, 24.05.2019 Марина Брусникина о проекте «Память места», 23.05.2019 «Бег» в МХТ: Сергей Женовач исполнил мечту Булгакова, Анна Балуева, Собеседник, 23.05.2019 Черным по белым, Елена Федоренко, Культура, 23.05.2019 Женовач поставил «Бег» Булгакова: то ли сон, то ли явь, Марина Райкина, Московский комсомолец, 21.05.2019 Предлагаемые обстоятельства непреодолимой силы, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 21.05.2019 Сергей Женовач: «Новая плеяда артистов играет по-своему», Мария Михайлова, Театрал, 21.05.2019 Заблудившийся трамвай, Алена Карась, Colta.ru, 20.05.2019 Сны убежавшего времени, Ирина Корнеева, Российская газета, 20.05.2019 Сергей Женовач представил спектакль «Бег». Интервью с режиссером, Владислав Флярковский, видеосюжет телеканала «Культура», 19.05.2019 В МХТ показали спектакль «Бег», видеосюжет телеканала «Культура», 19.05.2019 Живые и мертвые, Ирина Шведова, Московская правда, 17.05.2019 Булгаковский «Бег» на сцене Художественного театра, видеосюжет Zond News, 17.05.2019 МХТ. М. А. Б. «Бег. Сны», Владимир Сабадаш, News-w.org, 17.05.2019 Фоторепортажи с премьеры спектакля «Бег», 15.05.2019 «Мы сразу ныряем с головой», Мария Михайлова, Театрал, 15.05.2019 МХТ имени Чехова поставил «Бег» Булгакова, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 15.05.2019 Видеозапись лекции Ольги Егошиной «Максим Горький и Художественный театр. Пунктир взаимоотношений», 15.05.2019 Премьера спектакля «Бег. Сны» в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 15.05.2019 В МХТ имени Чехова премьера — булгаковский «Бег», Светлана Чередникова, BFM.ru, 15.05.2019 Сергей Женовач поставил в МХТ «Бег», Евгений Чесноков, Русский блоггер, 14.05.2019 Режиссер Сергей Женовач представил свой первый спектакль на посту худрука МХТ им. Чехова, ТАСС, 14.05.2019 МХТ имени Чехова впервые поставил «Бег» Булгакова, ТАСС, 14.05.2019 Автору правды о войне Виктору Астафьеву исполнилось бы 95 лет, Александр Трегубов, Московский комсомолец, 1.05.2019 Унесенные вихрем, Юлия Арсеньева, Театральная афиша столицы, 21.04.2019 В Большом театре прошла церемония вручения премии «Золотая маска», видеосюжет Первого канала, 17.04.2019 МХТ им. Чехова с гастролями приехал в Екатеринбург, видеосюжет телеканала «Вести-Урал», 16.04.2019 Дарья Мороз получила «Золотую маску» за лучшую женскую роль, Анжелика Заозерская, Вечерняя Москва, 16.04.2019 В Екатеринбург приехал «Дом» Евгения Гришковца и Анны Матисон, видеосюжет Свердловского областного телевидения, 15.04.2019 «Толстяк в прошлом». Актёр Семчев о новом амплуа и похудении на 100 кг, Екатерина Евсеева, Аргументы и факты (Тверь), 15.04.2019 Игорь Верник: «Какой был бы ужас, будь мы все на одно лицо», Наталья Васильева, Известия, 12.04.2019 Игорь Миркурбанов в программе Татьяны Устиновой «Мой герой», ТВ Центр, 11.04.2019 Фотографии проезда Художественного театра в начале лета 1982 года, О Москве и москвичах, 10.04.2019 Звёзды МХТ имени Чехова везут в Екатеринбург спектакли Гришковца, Global City, 9.04.2019 Сергей Собянин поздравил с днем рождения народного артиста РСФСР Станислава Любшина, официальный сайт Мэра Москвы, 6.04.2019 «Пролетный гусь». Артисты МХТ имени Чехова собрали полный зал в Чехове, 360tv.ru, 6.04.2019 Мэр Москвы Сергей Собянин поздравил народного артиста России Бориса Плотникова с юбилеем, официальный сайт Мэра Москвы, 2.04.2019 От Сотникова до доктора Борменталя. 15 фактов из жизни самого закрытого актера, Игорь Гуковский, ИА «Минск-Новости», 2.04.2019 Школа Плотникова, Алексей Филиппов, Российская газета, 2.04.2019 Не только Борменталь. Борис Плотников, которого сочли «профнепригодным», Татьяна Уланова, Аргументы и факты, 2.04.2019 Михаил Пореченков: Я заслужил хорошее место в самолете, Анжелика Заозерская, Вечерняя Москва, 29.03.2019 Путин присвоил Пореченкову звание народного артиста России, ТАСС, 29.03.2019 Марина Зудина про Табакова, МХАТ, преемников и «Содержанок», Вячеслав Манучаров, Эмпатия Манучи, 28.03.2019 В Большом театре началась церемония вручения премии «Золотая маска», Российская газета, 27.03.2019 Инна Чурикова и Василий Лановой получили почетные «Золотые маски» в Большом театре, ТАСС, 27.03.2019 «Как будто идешь по паутине». Алла Сигалова о профессии режиссера, Наталья Витвицкая, Коммерсантъ, 26.03.2019 Алла Сигалова: «Вне любви работы не представляю», Виктория Пешкова, Культура, 25.03.2019 Софья Эрнст — о работе с Богомоловым, «Содержанках» и актерском желании всем нравиться, Алиса Таежная, Афиша Daily, 25.03.2019 Константин Сергеевич и Владимир Иванович не могут сговориться
, Марина Токарева, Новая газета, 24.03.2019 Театр, которого не было: «Ганнеле» Константина Станиславского, Ольга Федянина, Коммерсантъ, 22.03.2019 «С любимыми не расставайтесь». Актеры МХТ имени Чехова покорили сцену Зарайска, 360tv.ru, 22.03.2019 Видеозапись лекции искусствоведа Алексея Бартошевича «Люди Художественного театра и 1917 год. Лекция. doс», 20.03.2019 Видеозапись лекции искусствоведа Владислава Иванова «Василий Сахновский в Художественном театре», 20.03.2019 «Подмосковная афиша московских театров. Памяти Олега Табакова». Фоторепортаж Екатерины Цветковой, 18.03.2019 Презентация проекта «Подмосковная афиша московских театров. Памяти Олега Табакова», Министерство культуры Московской области, 18.03.2019 Одним из главных событий Года театра в Московской области станет «Подмосковная афиша московских театров», Елена Глущенкова, Елена Маркелова, 360tv.ru, 18.03.2019 «Далёкие близкие». Памяти Олега Табакова, телеканал «Россия 1», 17.03.2019 Сто лет за два часа, или Как станцевать “XX век. Бал” в МХТ, Юлия Зу, Musecube.org, 17.03.2019 «Северный ветер» Ренаты Литвиновой на сцене БДТ, видеосюжет телеканала «Санкт-Петербург», 15.03.2019 Петербургская премьера Ренаты Литвиновой. На сцене БДТ спектакль «Северный ветер» МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Вести Санкт-Петербург», 15.03.2019 Алла Сигалова: «Если я делаю глупость, то запредельную!», Андрей Дворецков, Э-Вести, 14.03.2019 “Человек из рыбы” в МХТ: Снег на Караванной и все-все-все, Юлия Зу, Musecube.org, 12.03.2019 «Умение сказать спасибо — одна из важных привычек»: год без Олега Табакова, RT на русском, 12.03.2019 Год без Табакова, Марина Зудина, Известия, 12.03.2019 Памяти Олега Табакова, телеканал «Культура», 11.03.2019 100 лет со дня рождения Киры Головко, телеканал «Культура», 11.03.2019 Кира и адмирал. К 100-летию легенды МХТ, Филипп Марков, Babr24, 11.03.2019 «Никуда не жалуйся!». Скромная легенда театра Кира Головко, Ольга Шаблинская, Аргументы и факты, 11.03.2019 Денис Бургазлиев про немецкое кино, русские сериалы, рок-н-ролл, БГ и 90-е, проект «Перекрёстный допрос», 10.03.2019 Кристина Бабушкина про кинопробы, Гарфилда, Иркутск, МХТ и различие поколений, программа «Перекрёстный допрос», 8.03.2019 Алексей Бартошевич: «Я был мхатовским ребёнком», Мария Михайлова, Театрал, 8.03.2019 Наташа Швец, любимая актриса Серебренникова про Крым, народное кино и Табакова, проект «Перекрёстный допрос», 7.03.2019 Победитель конкурса «Смотри и пиши». Отзыв Вячеслава Герасимчука о спектакле «Светлый путь. 19.17», 6.03.2019 Приглашение к размышлению, Юлия Кулагина, Музыкальные сезоны, 5.03.2019 Михаил Трухин в программе «Судьба человека», Борис Корчевников, телеканал «Россия 1», 4.03.2019 Алла Сигалова рассказала о Константине Эрнсте и его жене, 7 дней, 4.03.2019 Андрей Бурковский: «Семья для меня абсолютная константа», Ирина Попович, Hello!, 3.03.2019 Михаил Пореченков отметил юбилей, видеосюжет телеканала «Культура», 3.03.2019 Документальный фильм «Михаил Пореченков. Обаятельный хулиган», Первый канал, 2.03.2019 Пореченков открылся зрителям с другой стороны, видеосюжет Вести.ru, 2.03.2019 Михаил Пореченков: «Театральный институт спас мне жизнь», Михаил Рузманов, Кинорепортёр, 2.03.2019 Михаил Пореченков: «Нет, я не честный, я остаюсь хулиганом», Михаил Садчиков, Star Hit, 2.03.2019 Михаил Пореченков отметит свое 50-летие на сцене МХТ имени Чехова, ТАСС, 2.03.2019 Не врать, не воровать. Мужские забавы и принципы жизни Михаила Пореченкова, Юлия Юнина, Аргументы и факты, 2.03.2019 Тихая революция, Мария Иванова, Институт театра, 1.03.2019 Бинокль брать будете?, Виктория Пешкова, Культура, 28.02.2019 Похож ли Пореченков на Пореченкова, Алексей Филиппов, Российская газета, 28.02.2019 Легендарный хореограф и режиссер Алла Сигалова отмечает день рождения, видеосюжет Первого канала, 28.02.2019 Алла Сигалова отмечает юбилей, видеосюжет телеканала «Культура», 28.02.2019 Михаил Пореченков: «Сын Вовка повторяет мою судьбу», Лика Брагина, Tele.ru, 26.02.2019 Филипп Янковский: «Это не я играю, это мной играет театр», Наталия Соколова, Петербургский театральный журнал, 19.02.2019 Анонс документального фильма «Михаил Пореченков. Обаятельный хулиган», Первый канал, 19.02.2019 Вспоминая Сергея Юрского. Часть 2. Программа «Сегодня вечером», Первый канал, 16.02.2019 Вспоминая Сергея Юрского. Часть 1. Программа «Сегодня вечером», Первый канал, 16.02.2019 Офелия боится воды, Людмила Привизенцева, ЗОНД Новости, 14.02.2019 Столичные театры посвятят гастроли в Подмосковье памяти Олега Табакова, Театрал, 14.02.2019 Победитель конкурса «Смотри и пиши». Отзыв Ирины Красильниковой на спектакль «Три сестры», 8.02.2019 Константин Богомолов — о критиках, известности и Олеге Табакове, Евгений Тихонович, РБК. Стиль, 7.02.2019 Ольга Хенкина: «Никто его при встрече не узнал бы, этот психологический театр», Елена Ковальская, Театр, № 36, 5.02.2019 Табаков и новая драма: американский след, Арсений Фарятьев, Театр, № 36, 5.02.2019 Как все начиналось, Евгения Шерменева, Галина Зыкалина, Театр, № 36, 5.02.2019 Государев человек, Виктор Шендерович, Театр, № 36, 5.02.2019 Восемнадцать лет эпохи Табакова в МХТ. Немного статистики, Алена Янкелевич, Театр, № 36, 5.02.2019 Эпоха Табакова в МХТ. Специальный выпуск журнала «Театр», Театр, № 36, 5.02.2019 Средь шумного бала…, Лариса Каневская, Мнение, 2.02.2019 Триумф «Славы», Вячеслав Шадронов, Частный корреспондент, 1.02.2019 Алла Сигалова: Моя действительность ярче мечтаний!, Анна Владимирова, Труд, 1.02.2019 «Три сестры» в МХТ: погружение в глубину диванов, Юлия Зу, Musecube.org, 30.01.2019 Вечер имени Солженицына в МХТ, Людмила Привизенцева, ЗОНД Новости, 29.01.2019 Ностальгия по несбывшемуся, Татьяна Филиппова, Театральная афиша столицы, № 1, 29.01.2019 Алла Сигалова: Во всем мире нас воспринимают как угрозу, Олег Перанов, Собеседник, 25.01.2019 «Человек-подушка» — страшная сказка Мартина МакДонаха и Кирилла Серебренникова, Наталия Каминская, Musecube.org, 24.01.2019 Время здесь правит «Бал»?, Виктория Пешкова, Культура, 17.01.2019 «Бег» после «Бала», Ирина Шведова, Московская правда, 17.01.2019 Как Хабенский, Бурковский и Дюжев встретили Старый Новый год, 7 дней, 16.01.2019 Ваниль и горечь 20 века. Танцуют все!, Наталья Анисимова, Русский блоггер, 15.01.2019 Приглашение на бал, Ольга Дашковская, Вести образования, 14.01.2019 BWW Review: 20TH CENTURY. THE BALL at Moscow Art Theatre Amazing Dancing Through Decades, Дарья Воробьева, broadwayworld.com, 14.01.2019 Это мой город: актриса Роза Хайруллина, Антонина Шевченко, Москвич, 14.01.2019 Век на перроне, Ольга Федянина, Коммерсантъ, 14.01.2019 Игорь Золотовицкий: «Театр — ужасно несправедливое место», Анна Позина, Известия, 14.01.2019 Фотопроект «Город на память». 422. Тверская улица театральная, Евгений Чесноков, Русский блоггер, 13.01.2019 Константин Хабенский необычно отметил своё 47-летие, 7 дней, 12.01.2019 Ещё раз про нелюбовь, Юлия Замятина, pluggedin.ru, 10.01.2019 Была бы Гертруда, а платье найдется, Ирина Алпатова, Театральная афиша, 10.01.2019 Хабенский на свой день рождения сыграет на контрабасе и ответит на вопросы, Анжелика Заозерская, Вечерняя Москва, 10.01.2019 Андрей Бурковский: «Даже трагическая история может заставить зрителей смеяться», Наталья Васильева, Известия, 4.01.2019 В МХТ станцевали ХХ век, Галина Снопова, Московская правда, 2.01.2019 Алла Сигалова: «Еврейская кровь во мне очень сильна!», Гарри Канаев, Stmegi.com, 2.01.2019 Мария Смоктуновская: «Папа часто брал меня с собой», Мария Михайлова, Театрал, 2.01.2019 |