| «Художественный театр. Энергия места»: кабинет Вл. И. Немировича-ДанченкоНаталья Витвицкая, Медиацентр МХТ, 21.04.2020 Немирович-Данченко был, как известно, маленького роста. Но так как таланта он был огромного, то не страдал гигантоманией в бытовых вещах, и «комплекса Наполеона» был лишён начисто. Заглянем в кабинет Владимира Ивановича в здании Художественного театра, в коридоре бельэтажа, который он занимал с 1905 года.
Темноватая узкая комната имеет единственное окно — на театральный двор. Простая и строгая мебель зеленоватого мореного дуба, на полу —мягкий ковер светло-оливкого цвета (точно такой же, как в коридорах зрительного зала), на письменном столе — пьесы, заметки режиссера, ведомости занятости артистов, финансовые отчеты о сборах. В комнате есть угловой диван и круглый столик со старинным подсвечником для двух свечей, за которым Владимир Иванович обедал, на окне серые суконные шторы и шкаф, спроектированный самим хозяином кабинета. Немирович-Данченко любил приходить в театр рано и проводить в нем минимум половину суток — в его письмах к Чехову есть такие строки «
Мне доставляет какую-то радость — провести в театре совсем день без выезда, т. е. приду, как всегда, в пол-одиннадцатого утра, а уйду в полпервого ночи».
Если Владимир Иванович по каким-то делам уходил из театра рано, то обязательно звонил и уточнял, как дела, какие сборы, не случилось ли чего на спектакле. Кстати, недалеко от его кабинета есть небольшая дверь, ведущая в зрительный зал, в бельэтаж. Он часто ею пользовался, чтобы посмотреть любимую сцену из спектакля или на актера.
Стены кабинета от пола до потолка увешаны фотографиями актеров, служащих и рабочих Художественного театра, портретами писателей. Здесь фотографии Чехова и Станиславского, Саввы Морозова и Леонида Андреева. А рядом — портреты машиниста сцены Титова и костюмера-одевальщика Тщедушнова. Все были любимы ему, все — дороги.
Актер Алексей Дикий в своей книге «Повесть о театральной юности» писал: «Во всем строе внутритеатральной жизни ежеминутно ощущалось влияние этого спокойного, слегка медлительного человека с живыми пытливыми глазами — человека острейшего ума, ясной воли, великолепного юмора. Всегда безупречный в туалете, подтянутый, моложавый, хотя бы дело происходило после бессонной ночи или многих часов непрерывной работы по театру, и его зоркий взгляд сразу же подмечал, не возникли ли где уныние, нервная взвинченность, вульгарность, тон, недостойный серьезного театра
»
Фото Игоря Александрова и Александра Иванишина | |