| «Художественный театр. История в фотографиях»: образ ЛенинаАлександра Машукова, Медиацентр МХТ, 2.05.2020 А не замахнуться ли нам на Владимира нашего Ильича – подумали мы в эти майские дни. Ведь, действительно, какой День международной солидарности трудящихся без вождя мирового пролетариата. У которого, к тому же, совсем недавно был юбилей – 150 лет! Удивительную эволюцию проделало искусство в изображении Ленина. Началось все с Бориса Щукина, сыгравшего вождя в фильмах Ромма «Ленин в Октябре» и «Ленин в 1918 году» (первое появление Ильича в игровом кино – эпизод в немом фильме Эйзенштейна «Октябрь» – брать в расчет не будем).
Щукин сыграл самого человечного вождя, который становился добрым другом каждому зрителю. Для кровожадного 1937 года трактовка была, прямо скажем, небанальной, да и сам по себе первый фильм о Ленине стал вызовом. Создатели ходили по лезвию ножа, однако случился триумф, и воплощенный Щукиным образ канонизировали. К сожалению, актер вскоре умер: сказались нервное перенапряжение и работа круглыми сутками.
Новое время потребовало новых Ильичей: в оттепель убедительно звучал образ интеллектуального вождя. Таким был Ленин Иннокентия Смоктуновского в фильмах «На одной планете» и «Первый посетитель». Ленина-мыслителя играл Максим Штраух, рекордсмен в исполнении этой роли: первый фильм с его участием вышел в 1938 году, последний – в 1965- м. Говорят, Штраух так навострился, что мог импровизировать речи вождя, не заглядывая в бумажку.
Свои Ильичи были и в Художественном театре. Сначала – Алексей Грибов: характерный, даже комический актер, он мог сыграть абсолютно все – даже Ленина в «Кремлевских курантах». В 1955 году во МХАТ играть Ильича пригласили Бориса Смирнова, только что прогремевшего на всю Москву в роли чеховского Иванова. Тонкий артист стал заложником образа Ленина – в одном лишь МХАТе сыграл его четыре раза, а было еще и кино! А вот Чехова больше не играл.
В конце 1970-х в Театре имени Ленинского комсомола Марк Захаров поставил спектакль «Синие кони на красной траве». Олег Янковский, молодой, красивый, невозможно обаятельный, выходил там в роли Ленина – без какого-либо намека на грим. Зрительницы влюблялись в Ильича независимо от его идей.
«Так победим!» по пьесе Михаила Шатрова во МХАТе стало, пожалуй, самым резким отступлением от канона. Какой вызов – назначение на роль Ленина Александра Калягина, звезды кинокомедии «Здравствуйте, я ваша тетя!». Как он отказывался от этой роли! Но Олег Ефремов настоял. Человек потрясающего социального чутья, Ефремов предчувствовал наступление новой эпохи. Спектакль о последних годах Ленина получился не только и не столько о вожде. Это было еще и о том, что мы отчаянно хотим перемен.
Калягин вспоминал: «На “Так победим!” у меня впервые в жизни был чудовищный зрительный зал. Когда партноменклатура наконец-то (после года запрещений) разрешила нам играть спектакль, сама же пришла смотреть. Не могу забыть сидящих в зале: эти черные костюмы, все мужчины при галстуках. Эти женщины: на головах большие шиньоны. Все они ненавидели происходящее на сцене, они желали видеть другое! В антракте я вышел со сцены и сказал Ефремову: “Я не могу играть, они меня выталкивают”».
А чего стоит знаменитая мизансцена: Ленин-Калягин на сцене, ничего не соображающий Брежнев в правительственной ложе театра, на весь зал комментирующий происходящее. Сама жизнь была в соавторах у Ефремова, подчеркивая трагикомизм эпохи, которая никак не хотела уходить. | |